Его искали в Симоновом монастыре, искали в вотчине (деревня Дрозжино московского уезда) Любима Домнина, с которым Медведев хорошо был знакомь, так как родиной их был один и тот же город Курск; искали его (Медведева) и в других селах близ Москвы – Козмодемьянском, Ермолине и Михайловском. Не смотря на то, что розыски производились тщательно и быстро, его нигде здесь не нашли. Но наконец напали на след Медведева. Неизвестно откуда было узнано, что Медведев отправился из Москвы вместе с архимандритом Донского монастыря Никоном, поехавшим на богомолье в Северск, и за ними была послана погоня. Медведев, как оказалось впоследствии, действительно 31-го августа вместе с другими, замешанными в заговоре Шакловитого, и с архимандритом Донского монастыря Никоном в полночь выехал из Москвы, в качестве его (архимандрита) свиты. Ехали они мимо Новодевичьего монастыря и остановились в сельце Новодевичьего монастыря – Микулине, в расстоянии семи верст от Москвы; где, по словам Медведева, они и предполагали жить до окончания дела Шакловитого 17 . Но вскоре же они изменили свое намерение и 3-го сентября отправились отсюда в Бизюков монастырь, что в дорогобужском уезде, в котором (монастыре) игуменом был о. Варфоломей, живший раньше у Медведева в Заиконоспасском монастыре и взятый оттуда сюда в игумены. Ехали они на монастыри и деревни, приписанные к Донскому монастырю; а на вопросы посторонних: кто едет? отвечали: донской архимандрит со свитой. В Бизюковом монастыре Медведеву пришлось прожить только четыре дня. По словам Медведева, он предполагал здесь и остаться жить до окончания дела Шакловитого; по словам же его келейника Арсения, Медведев из Бизюкова монастыря хотел ехать «к смоленской шляхте». Но тем или другим планам Медведева не суждено было сбыться. 13-го сентября в Дорогобуж приехал из Москвы гонец с приказанием задержать Медведева и других, приехавших с ним из Москвы; вследствие чего они того же числа были захвачены, а 17-го сентября 1689 г. отправлены под конвоем из Дорогобужа в Троицкий монастырь, где находился в то время царь Петр и где производилось следственное дело о заговоре Шакловитого.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

19 . СИЛЬВЕСТР Новопольский, с 1757 по 1760 годы. В 1761 году скончался в этом же монастыре. 20 . ГЕДЕОН Сломинский, из Ректоров Московской Академии и Архимандритов назначен в 1761 году, Августа 9, но того же года Сентября 4 переведён в Ставропигиальный Крестовоздвиженский Бизюков. 21 . ПАНКРАТИЙ Черниский, переведён из Архимандритов Ставропигиального Бизюкова монастыря в 1761 году, Сентября 4. 22 . ИОВ. Упоминается в 1762 году; но с 1763 года паки Настоятелем был предшественник его ПАГКРАТИЙ по 1771 год, в котором и скончался. Архимандриты и Ректоры Черниговской Семинарии 23 . ИЕРОФЕЙ Малицкий, с 1774 года, Апреля 3, из Игуменов Домницкого монастыря произведён в Архимандрита в Елецкий и определён Ректором Черниговской Семинарии, потом был Епископом Черниговским и наконец, Митрополитом Киевским. Скончался в 1799 году, Сентября 2 дня. 24 . ИГНАТИЙ Максимович, в 1789 году, Января 15 переведён из Архимандритов Первоклассного Троицкого Калязина монастыря. В 1798 году скончался и погребён в этом монастыре. 25 . ХРИСТОФОР Сулима, в 1794 году, Мая 20, переведён из Архимандритов пустынно-Харлампиева Гамалеевского монастыря; потом Епископ Слободский Украинский. Скончался в 1813 году. 26 . ФЕОФАН I Шиянов, в 1797 году переведён из Архимандритов Нежинских; потом был Викарием Киевской Митрополии, а, наконец, Епископом Полтавским. 27 . АФАНАСИЙ Корчаков, в 1799 году, Апреля 8, переведён из Архимандритов Киево–Выдубицкого монастыря и Киевской Академии Вице-Ректоров. Ныне Епископ Саратовский и Пензенский. 28 . ФЕОФАН II Романовский, в 1812 году, Февраля 22, переведён из Архимандритов первоклассного Островского монастыря и Ректоров Волынской Семинарии. Скончался Января 1 дня, 1813 года. 29 . ФЕОФИЛ Татарский, переведён из Архимандритов Новгородского Вяжицкого монастыря и Ректоров Новгородского уездного Духовного училища в 1813 году, Июня 3; а Сентября 24 того же года определён Ректором Черниговской Семинарии и присутствующим Дикастерии. Примечание: В этом Черниговском Елецком монастыре Архимандриты издавна употребляют в священнослужении отличия следующие: мантию носят со скрижалями бархатными зелёного цвета с вышитыми на них изображениями первоверховных Апостолов – на правой стороне – Петра, а на левой – Павла. Жезл употребляют среброкованый Епископский; при входе в церковь со звоном поётся достойно есть во всё продолжение чтения входной. Входят в алтарь и исходят в царские врата в мантии без Епитрахили; служат на коврах; по пропетии приидите поклонимся бывает каждение и пение Святый Боже в алтаре; по достойне бывает возглашение от перводиакона: Святейший Правительствующий Синод и проч., Царские врата отверзты до причастна. Грамот же жалованных на преимущества не имеется. Успенский Епифанский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

16. Мисаил (1800–1807). Переведен в Пафнутиев монастырь из ставропигиального Смоленской епархии Крестовоздвиженского Бизюкова второклассного монастыря 8 . Умер в 1807 году декабря 26 дня и погребен в палатке под алтарем Митофановской церкви. 17. Иннокентий (1808–1814). Ректор Калужской духовной семинарии. Из архимандритов Новгородского Антониевого второклассного монастыря и из ректоров тамошней Новгородской духовной семинарии в 1814 году от 22 ноября перемещен в Новгородский – Северский монастырь. 18. Феофилакт (1814–1821). Ректор Калужской духовной семинарии. Из архимандритов второклассного Спасо – Прилуцкого монастыря Вологодской епархии и из ректоров тамошней Вологодской семинарии. В 1821 году хиротописан во епископа Тамбовской епархии. 19. Венедикт (1821–1833). Ректор Калужской духовной семинарии, потом Московской Вифанской семинарии и Санкт-Петербургской духовной академии. В 1833 году рукоположен в епископа Ревельского викария Санкт-Петербургской митрополии, а в последствии переведен на епархию Олонецкую, где и скончался в сане архиепископа. 20. Виталий Щепетев (1833–1837). Ректор Московской Заиконоспасской духовной семинарии, потом Санкт-Петербургской духовной академии. В 1837 году рукоположен в епископа Дмитровского, викария Московской метрополии. В 1842 году переведен на епархию в Кострому, где и скончался. 21. Геннадий Горнецкий. В 1837 году от 10 августа переведен в Пафнутиев монастырь из архимандритов Рязанского Троицкого третьеклассного монастыря. Прибавление к описанию Боровского Пафнутиевого монастыря Перечень владенных монастырских грамот и выписей с писцовых книг 1) Грамота великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича, всея России самодержца, жалованная Пафнутиевому монастырю в 7130 (1622) году на владение селами, деревнями и пустошами в разных уездах. 2) Грамота того же царя жалованная в 1732 (1624) году владение селами, деревнями, пустошами, рыбными ловлями и иными угодьями в разных уездах и подворьями в Москве – городе Китае, Серпухове, в Калуге и Боровске.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

По поручению Иннокентия он отправился в Харьков для сдачи архиерейского дома, где и дождался вновь назначенного епископа Елпидифора, а затем уже отправился в Одессу, где застал еще преосвящ. Гавриила, назначенного в Тверь. В Одессе о. Дионисий опять занимал должность казначея архиерейского дома и в 1849 г. мая 22 дня, по указу Св. Синода, возведен в сан архимандрита и ему дан в управление монастырь. Во время бомбардирования англо-французским флотом г. Одессы в Крымскую кампанию, о. архим. Дионисий, спасая церковно-экономическое имущество по архиерейскому дому, едва не поплатился жизнью. В 1857 году преосвящ. Иннокентий на руках о. архимандрита Дионисия умер, но и по его смерти, как казначей и эконом архиерейского дома, о. Дионисий жил до приезда нового архиепископа Дмитрия и в 1858 г. отправился в Бизюков свой монастырь на должность настоятеля, а в 1864 г., по случаю назначения настоятелем Бизюкова монастыря архиепископа Херсонского, о. Дионисий был наместником этого монастыря и в том же году назначен указом Св. Синода настоятелем Бахчисарайского Успенского скита, где и был до 1869 года, когда вновь но указу Св. Синода ему последовало назначение быть настоятелем Корсунского Богородицкого монастыря. В 1877 году 37 о. архимандрит Дионисий вторично назначается настоятелем Бахчисарайского скита, а в 1882 году мая 26 дня. указом Св. Синода, перемещен в Калужскую епархию и определен наместником Боровского Пафнутиева первоклассного монастыря. В 1889 г. утвержден настоятелем сего монастыря в нем настоятельствует до сего времени и в нем Господь судил ему отпраздновать свой пятидесятилетний юбилей в священном сане. За свою полувековую деятельность о. архимандрит Дионисий несколько раз получал одобрения от епархиальных начальств и благословения с грамотами Св. Синода и кроме сего Всемилостивейше награжден орденами включительно до Владимира 3-й степени. Такова многотрудная и многоплодная жизнь и деятельность досточтимого юбиляра о. архимандрита Дионисия! Да сохранит его Господь от всех бед и напастей еще на многие лета.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Что, если бы, в эти минуты раздумья Аввакума, Марковна посоветовала Петровичу оставить дело, чтобы не нажить больших невзгод! Может быть, ни на пути в Москву, ни по прибытии туда – время было самое критическое – тогда не услышали бы проповеди Аввакума и, может быть, тогда история знала бы другого Петровича! Но Марковна не изменяла убеждениям мужа и после, до самой смерти, да и детей воспитала так, как хотелось отцу. 240 Смелость, с какою действовали раздорники в Москве, воодушевляла их сторонников в других местах. Столица была образцом для провинции. И здесь, как и в Москве, выразителями протеста явились духовные, преимущественно же монашествующие лица, причем также разными способами служили общему делу: кто письменно, кто проповедью, кто приютом и поддержкою других. Александр, епископ вятский – личный враг патр. Никона за перемещение с Коломенской епископии на бедную Вятскую. Он подписался под актами собора 1656 года и однако оставался «отцом отцов» – роздорников. Антоний, архимандрит муромского Спасского монастыря, известен своею челобитною. Имел близкие сношения с Москвой. 241 Никита, суздальский соборный поп, написал громадную челобитную против «новых» книг, особенно Скрижали. Он добился от властей смещения с суздальской кафедры архиепископа Стефана, ставленника Никона, за то, что тот в служении следовал новому порядку. 242 Ефрем Потемкин, постриженик Бизюковского монастыря, дорогобужского уезда, пропагандировал церковный мятеж в дремучих лесах нижегородских пределов. Сергей Салтыков, иеромонах из того же Бизюкова монастыря, настолько славился между своими единомышленниками, что Аввакум советовал царю поставить его в архиерея. 243 Савватий Башмак, старец, написал челобитную в обвинение книжных справщиков. Герасим Фирсов, старец соловецкий, известен «писанием» о «сложении перстов». Епифаний, постриженик соловецкий, приходил с острова Виданского в Москву с «книгою», написанною им в «обличение» новопечатных книг, для подачи её царю. Сюда же принадлежат Аврамий и Иван Курочка, черные попы, строители монастырей в нижегородском уезде: первый – Богородицкого в селе Лыскове, второй – Спасского в селе Мурашкине, и старец Кожеозерского монастыря Боголеп Львов.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

39) Варлаам (Головин), член Псковской Консистории и Псковской семинарии ректор, переведенный в 1785 г., из Снетогорского монастыря. В 1792 году, 13 Апреля переведён отсюда в Московский Воскресенский монастырь. Скончался в Новоспасском монастыре. 40) Пётр (Можайский) Псковской Духовной Консистории член и семинарии ректор, из Архимандритов Смоленского Авраамиева училищного монастыря. Он управлял Печерским монастырём с 1792 по 1800 г.; а в этом году переведён в Смоленский Бизюков монастырь и там скончался. 41) Венедикт (Постников), из Архимандритов Спасо-Мирожского монастыря, член Псковской Духовной Консистории, переведённый в Печерский монастырь в 1800 году. Незабвенную память о себе оставил он в монастыре построением Михаило-Архангельского собора и украшением многих икон серебряно-позолоченными ризами. Обширная переписка его, по построению храма, с Графом Витгенштейном и Псковским Губернатором Князем Шаховским хранится в особой книге монастырской библиотеки. Скончался он в 1835 году, и похоронен в «Богом зданных пещерах» 106 42) Антоний II (Благовещенский), по 12 Декабря 1844 г. В Псково-Печерский монастырь переведён этот Архимандрит из Грузии, где был настоятелем Давидогореджийской пустыни и членом Синодальной Конторы. По десятилетнем управлении Печерским монастырём, скончался 12 Декабря 1844 г. Гроб его находится в западной пещере, по правую сторону входа в соборную церковь . 43) Антоний III (Шокотов) с 24 Января 1845 г. по 1850 г. Родом из Харьковской губернии, воспитанник Харьковского Коллегиума и Киевской Академии, с 1823 г. профессор Полтавской Семинарии, с 1825 г. Бакалавр Киевской Духовной Академии; 12 Февраля 1830 года священник Киево-Подольской Царе-Константиновской церкви, 7 Апреля 1834 г., по смерти жены, монах и инспектор Киевской Академии; с Июня 1836 г. Архимандрит; в том же месяце ректор Полтавской семинарии; с 23 Июня 1843 г. Псковской семинарии и Настоятель сперва Спасо-Елеазаровского, а потом и Псково-Печерского монастыря. С 1850 г. Епископ, сперва Викарий Волгский, Саратовской епархии, а потом Епископ Оренбургский и Уфимский, наконец Архиепископ Кишиневский. Скончался в 1871 году и погребен в Кафедральном соборе у правого клироса придельной Александровской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

При добывании средств, монахи не стеснялись никакими уставами: венчали браки, притом без «памятей», «всякие мирские дела отправляли», – раздавали ссуды, заводили торговые обороты Одного Архимандрита обвиняли в мздоимстве 52 , на другого жаловались, что наносит крестьянам и слугам монастырским побои 53 , третий, при пропаже денег, самовольно учинил розыск, бил плетьми заподозренных в краже, заколачивал под ногти деревянные спицы и т. п. 54 . Архимандрит патриаршего Нижегородского благовещенского монастыря в праздничные и высокоторжественные дни не принимал участия в соборном служении, жил своевольно, благовест у себя производил не во–время, не согласуя с соборным 55 . Архимандрит патриаршего Бизюкова монастыря, «всегда пьянствовавший» с монахами и крестьянами, «творил многие бесчиния и драки». Посадил одного монаха на цепь, а крестьяне, по наущению Архимандрита, прибили этого монаха чуть не до смерти. Смоленский Архиерей, в подчинение которому перешел этот монастырь, посылал к Архимандриту монаха с подьячим за объяснениями, но посланных чуть не убили. Архимандрит кричал крестьянам: бейте монахов, они вас разорили 56 . Бывали случаи, что настоятель принимал участие в разбоях и укрывал награбленное 57 Иеродиакон Александро–Невского монастыря в Петербурге обокрал братию и бежал 58 .У иеромонаха Свирского монастыря Иосифа Сипягина оказалась «забобонная тетрадь», которою он пользовался 59 . О некоторых начальниках монастырей возможны были отзывы, что они «едваль не раскольщики» 60 . VI Дисциплина среди духовенства была крайне расшатана. Архиерей отзывался о Патриархе, что тот «и грамоте мало умеет, на соборе только и сидит уставя бороду, ничего не знает, непостоянен, трус, поучение станет читать, только гноит: слушать нечего» 61 . Архимандрит вел себя в отношении к епархиальному архиерею так, что Архиерей просил изъять монастырь из его епархии 62 . Протопоп именовал архиереев шушерою 63 . Монахи привыкли жить «по своей воле», не слушаясь своих настоятелей 64 . Священники были «непослушны» протопопам 65 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

На строгость казней жаловались и жалуются несправедливо: надобно помнить важность преступлений, упорство и нераскаянность преступников, а с другой стороны – дух времени, грубость тогдашних нравов и действовавшие тогда градские законы, по которым собственно и совершался суд над этими несчастными, по отлучении их Церковию. И таким-то людям, оставшимся до конца в ослеплении и упорстве, последуют глаголемые старообрядцы! А не хотят последовать другим, более достойным своим первоучителям, которые ревновали вначале не менее Аввакума или Лазаря по мнимой старине, но потом, вразумленные собором пастырей, искренно покаялись и скончали дни свои в общении с православной Церковью, каковы были: протопоп Иоанн Неронов, в иночестве иеромонах Григорий, архимандрит Спасского муромского монастыря Антоний, игумен Бизюковского монастыря Сергий Салтыков, игумен Златоустовского монастыря Феоктист, старец Соловецкого монастыря Герасим Фирсов и многие другие 346 . О, дал бы Бог , чтобы по примеру этих людей, вразумились и нынешние последователи Аввакума! Глава II. Открытое восстание раскола против власти церковной и гражданской: мятежи соловецкий и стрелецкий I. Начало восстания в Соловецком монастыре восходит еще к 1656 г., когда присланы были в монастырь, при указе царском, первые новоисправленные богослужебные книги 347 . Увлекшись ложными слухами, какие распускали тогда повсюду сообщники Аввакума об испорченности этих книг, иноки Соловецкие решительно не хотели принять их, и потом, хотя приняли по убеждению своего настоятеля, архимандрита Илии, но, запечатав их в сундуках, поставили в монастырской оружейной палате, а сами продолжали совершать службы по старым книгам 348 . Так протекло около десяти лет, и эта первая искра раскола, может быть, мало-по-малу погасла бы сама собою и в Соловецком монастыре, как погасла она в некоторых других местах, если бы здесь не поблагоприятствовали ей особые обстоятельства. Сюда сосланы были в то время, частью в наказание, частью для увещания, до 150-ти лиц, противившихся разным гражданским преобразованиям царя Алексея Михайловича и исправлению книг церковных 349 : в числе сосланных находились князь Львов, бывший начальником печатного двора при п.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Указом Синода от 23 сентября 1792 года подворье с именованием «Ново-Григорьевская Бизюкова пустынь» было приписано к Софрониевой пустыни . После кончины архим. Феодосия в 1802 году Екатеринославская епархия , не имевшая ни одного штатного монастыря, ходатайствовала перед Святейшим Синодом о придании Новогригориевской пустыни статуса монастыря. 4 декабря 1803 года постановлением Синода в подворье были переведены насельники упраздненного Бизюкова Крестовоздвиженского монастыря Смоленской епархии, новая обитель была отнесена ко 2-му классу, управлялась управлялся архимандритами, которые в 1811 - 1848 годах были ректорами Екатеринославской духовной семинарии , с 1863 года - Таврическими архиереями. В XIX веке в монастыре были построены каменный собор во имя сщмч. Григория, церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы (1822) и Вознесения Господня (1886-1893), домовая церковь во имя Трех русских святителей в архиерейской летней резиденции , колокольни, трехэтажный братский корпус на 76 келий, каменная ограда с башнями. Монастырь считался одним из богатейших на юге России. С 1913 года при монастыре работали пастырско-миссионерские курсы, в 1914 году преобразованные в пастырско-миссионерскую семинарию . 25 июля-5 августа 1917 года в монастыре прошёл V Всероссийский миссионерский съезд . При обители существовали богадельня, странноприимный дом с бесплатным питанием и ночлегом, школа, больница с хирургическим отделением, винный и кирпичный заводы, гончарные мастерские, кузницы, мельницы, маслобойни, пристани, небольшая электростанция. Годовой бюджет монастыря составлял от 500 до 800 тыс. р. В годы первой мировой войны кроме молитвенной и материальной помощи русской армии монастырь отправлял на фронт иеромонахов, обученных санитарному делу; в обители был оборудован лазарет для раненых. К 1917 г. в монастыре жили 1800 насельников. В монастыре находилась чудотворная Касперовская икона Божией Матери , хранились пожертвованные митр. Московским Платоном (Левшиным) и архиеп. Херсонским Димитрием (Муретовым) серебряный ковчег с частицей Креста Господня и мощами святых, золотой крест с частицей мощей сщмч. Григория , серебряный крест с частицами мощей святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского , серебряный крест с частицами мощей Киево-Печерских святых .

http://drevo-info.ru/articles/17893.html

Он написал против православной церкви 10 слов, которые составили целую книгу. Здесь он говорил о крестном знамении, о символе веры , о пришествии антихриста, о том, будто ереси в новопечатные книги заимствованы от латинян, и пр. Кроме Москвы было немало ревнителей старины и в других местах. Воодушевлённые примером своих столичных единомышленников, они тоже горячо восстали против новоисправленных книг, и кто письменно, кто устно, служили общему делу. Так. Александр, еп. Вятский (1655–1657 г. Коломенский, а с 1657 по 1674 г. – Вятский), личный враг п. Никона за перемещение с коломенской кафедры на бедную вятскую, в 1663 г. прислал жалобное писание, в котором «обхуждал» исправление символа веры , новопечатных книг и благоустроение некоторых церковных чинов. Никита, поп суздальский, написал обширную челобитную 35 , в которой разбирал новопереведённую книгу «Скрижаль» и другие новопечатные книги, отыскивая в них разные ереси и новшества. Старец Ефрем Потёмкин проповедовал в нижегородских пределах, что антихрист уже народился, что настало последнее время и всяк должен беречь свою старую веру; что новопечатные книги испорчены и церковь увлеклась в ереси; восставал против исправленного символа веры , четвероконечного креста и молитвы Иисусовой. О тех же самых предметах он и писал, но писания его не дошли до пас. Эти же предметы порицал архим. Спасского монастыря в Муроме Антоний, инок Авраамий, иеромонах Сергий и др. Кроме этих лиц, распространявших раскол и устно, и письменно, было немало таких, которые распространяли раскол только устною проповедью и своим примером. Таковы: чернец Капитон, старец Сергий Салтыков, постриженик Бизюкова монастыря (Смоленской губ.), настолько славившийся между своими единомышленниками, что Аввакум советовал царю поставить его в архиереи; чёрный поп Авраамий строитель Лысковского Богородицкого монастыря (Нижегородской губ.), старец Кожеезерского монастыря Боголеп Львов и чернец Иосиф Истомин. Первый из них много содействовал распространению раскола и пользовался большим уважением народа за своё постничество 36 . Он заповедовал своим последователям строгий пост, не разрешал вкушать рыбы, сыра и масла даже в праздники Рождества Христова и Пасхи и настойчиво требовал употребления двуперстия в крестном знамении, а троеперстия избегать, как страшной ереси. Дерзость расколоучителей дошла до того, что они составили нечто в роде собора, на котором постановили: «никонианское крещение не вменять за истинное, так как церкви осквернены мерзостию антихристовою».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010