Последним своим учением Капитон имел такое обширное влияние на всю окрестную страну, что по его имени раскольники вообще называемы были капитонами, раскол «капитонскою ересью», а сам он ересеначальником . 2) Старец Сергий Салтыков, постриженник Бизюкова монастыря в Дорогобужском уезде, настолько славившийся между своими единомышленниками, что протопоп Аввакум указывал на него царю в своей челобитной как на достойнейшего занять архиерейскую кафедру. 3) Строитель лысковского Богородицкого монастыря в Нижегородском уезде, черный поп Аврамий, не допускавший в своем монастыре употребления новопечатных книг. 4) Старец Боголеп Львов, ратовавший в Кожеозерском монастыре особенно против трегубой аллилуйи и соблазнивший многих своею бесчинною жизнию. 5) Чернец Иосиф Истомин, он происходил от армян, принявших крещение при царе Михаиле Феодоровиче в Казани, и, когда началось исправление церковных книг и обрядов, явился жарким защитником двуперстия в крестном знамении; за свое упорство сослан был в 1660 г. из Казани в Енисейск и, проезжая чрез сибирские города Верхотурье, Туринск и Тюмень, увлек своим лжеучением многих, а в Енисейске не переставал сеять то же лжеучение целые десятки лет . Но мало того что отдельные иноки разных монастырей вооружались против новопечатных книг, против них восстал и целый монастырь Соловецкий. Настоятелем Соловецкого монастыря был тогда архимандрит Илия, который хотя лично присутствовал на Московском Соборе 1654 г. и подписался под решением его о необходимости исправления церковных книг, но в душе принадлежал к числу лиц, нимало не сочувствовавших соборному решению и крепко стоявших за старые книги. Это обнаружил он в следующем году, когда с особенною участливостию принял у себя в монастыре бежавшего из заточения протопопа Неронова, величая его страдальцем за истину и добрым воином, за что и подвергся временному запрещению от патриарха Никона. Теперь Илии представился случай засвидетельствовать еще яснее и решительнее свою приверженность к партии Неронова.

http://sedmitza.ru/lib/text/436188/

– На осми заседаниях опровергли святители Русской церкви разные челобитные раскольников; осудили упорных расколоучителей: протопопа Аввакума, попа Никиту Пустосвята, диакона Феодора; разрешили и присоединили к церкви православной раскаявшихся проповедников раскола: монаха Ефрема Потемкина, иеромонаха Сергия, бывшего Смоленского протопопа Серапиона, иеромонаха Григория (в мире протопоп Иоанн Неронов, бывший справщик книг при п. Иосифе), Златоустинского монастыря игумена Феоктиста, Соловецкого старца Герасима Фирсова, Спасского Муромского монастыря архимандрита Антония, иеромонаха Авраамия и Бизюковского монастыря игумена Сергия Салтыкова, попу же Лазарю дано было несколько месяцев на размышление. В последнее же одиннадцатое заседание, бывшее уже 2 июля 1666 года святители изложили и утвердили своими подписями наставление к духовенству против раскола, которое и положили разослать по всей России. – Кроме всего вышеозначенного отцы сего собора рассмотрели и одобрили написанную Симеоном Полоцким против раскольников книгу: «Жезл правления, утверждения, показания, казнения», в которой обличены и опровергнуты две важнейшие челобитные расколоучителей – попа Никиты пустосвята и попа Лазаря, и издали определение относительно исправленных книг, в котором между прочим сказали: «Мы, великороссийскаго государства вси архиереи, митрополити, архиепископи, и от прочих духовных чинов нарочитии мужие, архимандрити и игумени и протопопи, сошедшеся в патриаршей крестовой палате, испытывахом подробну, чрез многое время, новоисправленныя и новопреводныя печатныя книги и старыя харатейныя славянороссийския рукописныя, и ничтоже стропотно или развращено, или вере нашей православней противно в новоисправленых новопреведенных печатных книгах обретохом, но все согласно со старыми славянороссийскими харатейными книгами: в них же видихом и святый символ без прилога (истиннаго, яко и в новопечатных исправлено и напечатася; и аллилуиа написано в ряд трижды, »аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа», таже «Слава Тебе Боже», и о знамении честнаго креста (сиречь о сложении триех первых перстов десныя руки), и о Иисусове молитве, и о чине святыя литургии, и прочая все согласно в старых славянороссийских харатейных книгах обретохом, якоже и во исправленных печатных книгах.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

1654) года, Июня в 30 день. Мы пожаловали не велели с вотчин их никаких податей своих имать; и дали им на ту вотчину нашу жалованную вотчинную грамоту, за нашей красной печатью, по чему им той вотчиной впредь владеть. А по переводу с духовной, каковую духовную Бизюкова монастыря чёрный поп Данило клал в поместном Приказе лета 1608, Фёдор Михайлов сын Салтыков ту вотчину, деревню Михинов, с деревнями и пустошами дал в Бизюков монастырь; а что четвертные пашни и того в той духовной не написано. И аз Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всей Великой и Малой России Самодержец, Бизюкова монастыря чёрного попа Кирилла с братией, и кто в том монастыре по них иные Игумены и Строители и Келари и Казначеи и братья будут, пожаловали велели на ту их монастырскую вотчину дать нашу Царскую жалованную грамоту вотчинную, за нашей Царской красной печатью, и по нашему Указу с той их вотчины никаких наших податей брать не велели. А как по нашему Указу за нашим крестным целованием посланы будут писцы наши и мерщики, и в той их вотчине, в деревне Михине, с деревнями и с пустошами четвертную пашню за ними напишут, против их дач, по сей нашей жалованной вотчинной грамоте; а владеть им попу Кириллу с братией, и кто в том монастыре по них иные Игумены и Строители и Келари и Казначеи и братья будут, той монастырской вотчиной по сей нашей Царской жалованной вотчинной грамоте и по старым писцовым книгам; в вотчине же со всеми угодьями владеть им, к той вотчине к деревням и пустошам пашней и сенными покосами и лесами и реками и озёрами и мельницами и всякими угодьями, до больших наших писцов и мерщиков. Дана сия наша Царская жалованная вотчинная грамота, в нашем Царствующем Граде Москве, лета 7163 (от Р. Х. 1655 года) Марта в 31 день». II «Божией милостью мы Пресветлейшие и Державнейшие Великие Государи Цари и Великие Князи Иоанн Алексевич, Пётр Алексевич, всей Великой и Малой и Белой России Самодержцы, пожаловали Дорогобужского уезда Воздвиженского Бизюкова монастыря Игумена Евфимия с братией, и кто по ним в том монастыре впредь иные Игумены и братия будут, велели им дать сию нашу Великих Государей жалованную грамоту.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Иеродиакон Ириней отпущен с архимандритом Варлаамом (Голенковским) в Крестный Монастырь 1050 . Они вместе припыли в Невский в 1710-м году, потом иеродиакон Ириней «съехал» было в Киев; но, видимо, лишь на время 1051 . 6 флотских иеромонахов, по указу из Святейшего Синода, взяты в Москву: Илларион (Рогалевский или Раголовский), Павел Суздальский, Сергий Белоградский, Маркелл (Родишевский), Иоаким, сборщик Чудовский, и Лазарь (Кобяков) 1052 . В 1722-м году иеромонах Лазарь был определен в звании ответственного управителя духовных дел в Смоленскую епархию к митрополиту – Греку Филофею, который вовсе по знал Русского языка 1053 , а иеромонах Илларион – игуменом в Лубенский Мгарский Монастырь 1054 . Впоследствии, в 1728-м году, он был переведен в Донской Монастырь, откуда 16-го апреля 1732-го года хиротонисан во архиепископа Казанского, в 1735-м году из Казани переведен, в Чернигов, в 1738-м году уволен был на покой в Киево-Печерскую Лавру, отсюда в 1742-м году вызван был в Петербургу но на дороге скончался в Твери и погребен в Отроче Монастыре 1055 . Иеромонах Серий Тверской «за невероятное следование о слуге Семене Мартинове по наказании отпущен в дом Тверского архиерея, откуда взять, с апшитом» 1056 . Четверо отпущены за болезнями на обещания: иеромонахи Георгиева Мещовского Монастыря Авраамий и Черниговского Троицкого Петр, оба за падучею болезнью, в свои Монастыри; вследствие той же болезни иеромонах Иосиф (Кучер) в Черниговский Преображенский. Монастырь; Троицкого Сергиева Монастыря иеромонах Викентий (Попков), по свидетельству архиатора и президента Ивана Лаврентьевича Блюментросса, в Бизюковский Монастырь, в котором он принял когда-то пострижение 1057 . В декабре 1721-го года послан в Крестный Монастырь иеродиакон Иоасаф, «который себя учинил скопцом» 1058 . В 1721-м году певчий монах Софийского Монастыря Исаия Васильковский был посвящен во иеродиакона. Он был родом из села Осмачева, близ Батурина, сын казака, постригся в приписном к Софийскому Киевскому Осмачевском Монастыре при игумене Феодосии в 1716-м году, оттуда перешел в Софийский, откуда и взят в Невский 1059 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

«Синод, усматривая из сих сведений желание местных жителей соединенное с благоговением к обителям иметь таковую в сем краю, но где на столь обширном расстоянии нет ни одного монастыря, а упоминаемое подворье, с имеющимися при нем угодьями, на устроение коего употреблены не малый издержки, по недостатку способов к поддержанию его впредь в должном устройстве, может, по справедливости, прийти со временем в опустение, то, по сим обстоятельствам, заслуживающим уважение, полагает: во-первых, означенное подворье обратить в штатный мужской монастырь 2-го класса, с именованием Успенским и поскольку он имеет уже против таковых монастырей приобретенные угодья; почему отводить других не следует, а в пособие к получаемым с них доходами, против прочих монастырей сего класса, производить и на оный, по прилагаемому при сем штате 28 , из казны содержание, составляющее 2585 руб. 21,5 коп. ежегодно, с определением при том и положенного числа служителей из экономических или других казенных крестьяне, по примеру состоящего в Херсонской губернии второклассного Григорьевскою Бизюкова монастыря 29 ; во-вторых, на украшение церкви иконостасом и прочими утварями, а также на построение колокольни – и другого флигеля для монашествующих, отпустить, единовременно, в пособие испрашиваемое количество ассигнатами 15000 руб., но как на будущий 1824 год суммы на публичные по государству здания еще не ассигновано, то не благоугодно ли будет Вашему Императорскому Величеству Высочайше повелеть выдать оные 15000 руб., заимообразно, из капиталов Комиссии Духовных училищ с тем, чтобы возвращены были в оную с процентами, на счет строительного капитала из Государственного Казначейства, по сношении о сем с министром Финансов о времени сей уплаты; в-третьих, архимандриту сего учреждаемого вновь монастыря быть и законоучителем в Ришельевском лицее, а для большого благолепия в церковном служении и возбуждения через то вящшего благоговения в посещающих сию обитель чужестранных единоверцах и местных жителях, дозволить оному архимандриту, при прочих, соединенных с саном сим в служении обрядах и облачении отправлять оное на коврах, с трикириями и дикириями, осеняя одной правой рукой, а на великом входе, принимать свитый потир и дискос в святых вратах».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В последующие заседания, которые происходили все в крестовой патриаршей палате и на которых сам царь не присутствовал, собор исключительно занимался расколом и расколоучителями. В третье заседание предстал пред лице собора епископ вятский Александр, сознался, что он действительно писал против новопечатных книг, просил вразумления и, увидев истину, принес покаяние и «ктому не по мятежницех, но по истине побораше». В четвертое заседание явился протопоп Аввакум: этот, несмотря на все убеждения отцев, не только не хотел покориться, но дерзко «укори в лице весь священный собор, вся неправославными нарицая», – потому предан анафеме, лишен священства (в 13 день мая) и, после новых напрасных увещаний к обращению, градским судом сослан на заточение в Пустоезерский острог. В пятое заседание читана челобитная попа Никиты, сам он был убеждаем архиереями и наконец, как упорный и ожесточенный, предан анафеме, лишен сана и сослан в Угрешский-Николаевский монастырь, откуда, впрочем, вскоре прислал на собор покаянную грамоту и был принят в церковное общение. В шестое заседание предстал диакон Феодор, также напрасно был убеждаем, предан анафеме, лишен сана и сослан в Угрешский-Николаевский монастырь, откуда, по примеру Никиты, прислал было «покаянное писание» 317 , но вскоре опять обратился к расколу и после новых увещаний, градским судом лишен хульного языка и сослан в Пустоезерский острог. В седьмое заседание монах Ефрем Потемкин принес искреннее покаяние в своих прежних заблуждениях и получил разрешение от отцев. В восьмое заседание также принесли покаяние и получили разрешение иеромонах Сергий и старец Серапион, бывший смоленский протопоп. В девятое заседание читана была челобитная попа Лазаря, сам он долго был убеждаем обратиться к истине и потом ему дано было несколько месяцев для размышления. В десятое принесли покаяние – иеромонах Григорий (в мире Иоанн Неронов), игумен Златоустовского монастыря Феоктист, Соловецкий старец Герасим Фирсов, архимандрит Спасского муромского монастыря Антоний, иеромонах Авраамий из пределов нижегородских и игумен Бизюковского монастыря Сергий Салтыков. В последнее, одиннадцатое заседание отцы собора написали и подписали (2 июля 1666 г.) общее наставление к духовенству по случаю раскола, которое и разослали по всей России. Здесь они прежде всего убеждали духовных покоряться во всем без всякого сомнения св. восточной Церкви и пользоваться при богослужении книгами новоисправленными с благословения святейшего Никона патриарха и после него с благословения освященного собора; далее преподавали частные правила касательно печатания просфор четвероконечным крестом, касательно таинств крещения, миропомазания, евхаристии, касательно сложения перстов для крестного знамения и именословного благословения, молитвы Иисусовой, трегубой аллилуии и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Каялся также и просил прощения и в том, что когда был строителем в Болдине монастыре, то прочитал среди церкви в день Пятидесятницы только одну молитву, и в том, что несколько уже лет, живя в лесу и не выходя из него, не причащался пречистых Таин и не имел духовника. Отцы Собора поверили искренности раскаяния старца Ефрема Потемкина, но пожелали, чтобы он объехал те места, города и веси, где прежде сеял раскол и многих прельстил, чтобы пред всеми обличил свое прежнее лжеучение и прочел свое покаянное писание везде: в Балахне, в Нижнем Новгороде, в Макарьевском желтоводском монастыре — и всех увещевал обратиться к святой православной Церкви. В спутники Ефрему в качестве свидетелей назначили старца Знаменского монастыря Филарета и диакона Василия. Мать Ефрема и сестра, бывшие старицами в Новодевичьем монастыре, подали челобитную освященному Собору, чтобы Ефрема не посылали и не подвергали такому всенародному посрамлению. Но сам Ефрем отверг эту челобитную и охотно отправился в путь с назначенными спутниками, везде читал покаянное свое воззвание и умолял всех, кого прежде прельстил, обратиться к святой православной Церкви. По возвращении в Москву ездившие с Ефремом представили Собору отчет о совершенном путешествии, и Собор, выслушав отчет, с радостию удостоверился в истинном покаянии старца Ефрема и признал его достойным прощения. В назначенный день старец прочел в соборной церкви во время литургии пред всем народом свое «покаянное писание», обливаясь слезами, и весь архиерейский Собор также всенародно изрек покаявшемуся старцу разрешение и прощение. На житье послан был Ефрем в Новоспасский монастырь . Восьмое соборное заседание было также радостным для присутствовавших. На нем принесли покаяние один за другим два расколоучителя: старец иеромонах Бизюкова монастыря, Сергий Салтыков и старец уставщик Симонова монастыря, Серапион, бывший смоленский протопоп. Старец Сергий, тот самый, которого протопоп Аввакум рекомендовал царю в кандидаты архиерейства, своею волею явился на Собор и, горько рыдая о своем прегрешении, подал «покаянное писание», в котором говорил, что прежде находился в великом смущении о святом Символе веры, о сложении перстов и о прочем новоисправленном, но теперь уверился во всем из древних рукописных славянских книг, а особенно из греческих, и радостно приемлет и лобызает новоисправленный Символ и все другие исправления в церковных книгах как правые и истинные, и за это свое исповедание готов пострадать даже до смерти.

http://sedmitza.ru/lib/text/436188/

В 1820 году, когда ему исполнилось 30 лет, он подает прошение о пострижении его в монашество, но по получении указа о пострижении, дает новое прошение о поступлении в Московскую Духовную Академию, куда и поступил 23.VIII.1820 года в состав студентов IV выпуска Академии. Окончив со степенью магистра Академию, он был назначен профессором церковной истории и инспектором в Пермскую духовную семинарию; 8 июня 1826 года вторично просил о пострижении в монашество и 15 июня был пострижен с именем Ионы, 20 июня рукоположен в иеродиакона и 29 – в иеромонаха. Проходя затем должности члена пермской консистории, ректора пермской семинарии и профессора богословия, произведен 30 июня 1829 г. в сан архимандрита «без поручения монастыря». Затем переведен ректором семинарии в Тобольск, членом консистории и настоятелем сначала Межигорского Иоанно-Предтеченского, а после Тобольского Знаменского монастыря. 16 марта 1836 года переведен ректором в Екатеринославскую духовную семинарию и настоятелем Бизюкова Григорьевского монастыря. Эта дата весьма замечательна не только для жизни о. архимандрита Ионы, но особливо для его племянника Андрея и знаменует: со6ою переход последнего на другой, новый путь, открывая перед ним более широкие горизонты и как бы заранее предначертывая линию его пути дальше на юг, а затем на Восток. 23 августа 1836 г. Архимандрит Иона с Андреем Капустиным прибыли в Екатеринослав. Дальнейшая служба о. Ионы идет нормальным, традиционным путем русского ученого инока. До весны 1846 года он остается ректором в Екатеринославе, где за это время под его руководством и бдительным надзором воспитывается Андрей Капустин и где и заканчивает он свое среднее духовное образование. Не останавливаемся подробно на награждениях архимандрита Ионы орденами и другими знаками благоволения к нему государственной власти. И в этом его служебная дорога не отклоняется от традиционной нормы. Согласно установившейся практике в 1843 году его вызывают в Петербург «на чреду священнослужения и проповедания Слова Божия». Тогда же он принимал участие в академическом комитете по составлению новых конспектов на семинарские предметы. По собственному его признанию в письме к протоиерею Сухоцкому, в бытность свою в Петербурге архимандрит Иона «сочинил 8 проповедей, из коих 4 сказал, отслужил 109 литургий, 100 молебнов и панихид в 35 церквах, съел 53 званых обеда, в том числе 10 у митрополита Антония 4 и один во дворце у Государя... сверх того был на 28 богатых закусках у разных почтенных лиц...» 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/o...

Иоанникий Микрицкий 2 февр. 1762 перев. из Сковородского; 26 авг. 1768 перев. в Юрьев. Иосиф Быков 16 апр. 1769 перев. из Юрьевского Архангельского, а в мар. 1785 – в Спасский Андрониев. Амвросий Карцов 19 мар. 1785 перев. из Желтоводского; † 19 мар. 1792. Венедикт , из Московского Даниилова, 20 окт. 1792–94, † 11 авг. Иоасаф перев. из Спасо-Евфимиева 14 дек. 1794–97, 10 авг. – в Пыскорский. Павел Предтеченский , бывший строит. Ярославского Афанасиевского, а с июля 1795 префект Московской академии, определён 9 авг. 1797; † 1803. Модост 17 июня 1808 перев. из Бизюкова; † 30 июля 1807. Иосиф Величковский 23 июня 1809 перев. из Белгородского Николаевского, а 9 нояб. 1819 хирот. в епископа Архангельского. Павел Подлипский 1 мар. 1820, из Цареконстантиновского, а 26 мая 1830 хирот. в епископа Костромского. Неофит Соснин 12 июня 1830 перев. из Крестного монастыря, а 15 нояб. 1836 хирот. в викария Тверской епархии. Поликарп Тугаринов 20 дек. 1836 произведён из инспекторов Астраханской семинарии. В мар. 1847 перев. в Ростовский Яковлевский. Евфимий Беликов произведён 14 мар. 1847, а 1852 – в Новгородский Антониев. Платон Фивейский З дек. 1852 перев. из Козловского Троицкого монастыря, а 24 мая 1856 хирот. в викария Новгородского. Леонтий Лебединский произведён 30 мая 1856 из профессоров Киевской духовной акад., а в 1857 перев. в Новгородский Антониев. Платон Троепольский 18 июля 1857 произведён из инспекторов Харьковской семинарии, а 1859 … (sic) Павел Подлипский , бывший архиепископ Черниговский, управлял мнтрём в 1859–61; † … Герасим , 1862–64. Авраамий , 1864–67. (Адрес-Календарь). Иларион , 1869. 4 Цареконстантинов, от Владимира в 15 верстах, основан св. митрополитом Алексием, в 1362 г. 200 , и был домовый митрополии Московской. В течение целого XVI века он пустел; 201 в 1725 соединён был с Боголюбовым; в 1727 отделён, а в 1746 упразднён и штат перев. в Волосов. Ныне 2-го класса. [VI, 648.] Упразднён в февр. 1844. Игум. … Царко . – Ефрем , 1392. Архимандриты Сергий , 1476–78. (Сего и Благовещенского Нижегородского вместе).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На подлинном подписано так: АННА. IV «Божией поспешествующей милостью Мы, ЕЛИСАВЕТ Первая, Императрица и Самодержица Всероссийская, Московская; Киевская, Владимирская, Новгородская; Царица Казанская, Царица Астраханская, Царица Сибирская; Государыня Псковская и Великая Княгиня Смоленская, Княгиня Естляндская, Лифляндская, Карельская, Тверская, Югорская, Пермская, Вятская, Болгарская и иных: Государыня и Великая Княгиня Нова-Града Низовской земли, Черниговская, Рязанская, Ростовская, Ярославская, Белоезерская, Удорская, Обдорская, Кондийская и всей северной страны Повелительница и Государыня Иверской земли, Карталинских и Грузинских Царей и Кабардинской земли, Черкасских и Горских Князей и иных Наследница, Государыня и Обладательница пожаловали Богомольцев наших, Смоленской Губернии, Дорогобужского уезда, Крестовоздвиженского Бизюкова монастыря Архимандрита Феофилакта с братией, и кто впредь той обители Архимандриты и братия будут, повелели в ту обитель дать сию нашу Императорскую жалованную грамоту для того: сего настоящего 1743 года били нам челом оной Архимандрит с братией, представляя всеподданнейше, коим образом в прошедших давних годах, когда Смоленское Княжение было во владении Польском, тогда в Дорогобужском уезде Боярин Феодор Салтыков, по обещанию своему, в вотчине своей в селе Бизюков при приходской церкви Воздвижения Честного Креста Господня, с благословения Святейшего Патриарха Константинопольского, построил своим иждивением обитель, в неё же созвав братию к сам восприял монашеский чин, и наречено ему имя Сергий, и из помянутой вотчины наследственную собственную свою часть крестьян с землёй и угодья отдал к той обители в вечное владение, утвердив то фундаторским своим писанием. Потом, когда блаженные и вечно достойные памяти дед наших Его Величество Великий Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, Самодержец Всероссийский, Смоленск и всё сие Княжество возвратил к Российской Империи; то от Его Царского Величества дана вышеназванного Крестовоздвиженского Бизюкова монастыря Фундатору и Настоятелю Сергию Салтыкову жалованная грамота, дабы ведать ему в том Дорогобужском уезде ещё монастырь Рождества Пресвятой Богородицы и Преподобного Сергия Чудотворца в Свирковых Луках: потом же Высочайшим соизволением, блаженной и вечнодостойной памяти вселюбезнейшего родителя нашего Его Величества Государя Императора ПЕТРА Великого, и дяди нашего Его Величества Государя Царя Иоанна Алексеевич а Самодержцев Всероссийских всемилостивейше повелено и данной в 7200 от сотворения мира (от Р. Х.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010