Фото из архива журнала  «Живой родник» 4 …В селе Красный Маяк на развалинах Бизюкова монастыря сохранилась старая винодельня. Подземный ход, который прорыли еще запорожцы, за давностью лет разрушился, но до сей поры уцелел винный погреб. На его стенах вот уже более восьми десятков лет не исчезают темные кровавые потеки… 10 февраля 1919 года в Покровском соборе Бизюкова монастыря шло богослужение. Махновцы, воевавшие тогда на стороне большевиков, ворвались в храм. Схватив священников и служителей из братии, красные партизаны затащили их в «запорожский» погреб. Золото требовалось махновцам; рассчитывали, что в богатом монастыре, который беспрестанно с конца 1917 года грабили большевицкие банды, оставалось еще, чем поживиться. От чего больше озверели бандиты — от отсутствия добычи или кротости монашеской? Пленников изрубили шашками: кровь брызгала и темными полосами стекала по стенами подвала… Оставшихся по каменной лестнице свели вниз, к покрытому льдом Днепру. Братья, перекрестившись, падали в прорубь. Вооруженная екатеринославцами охранная дружина отбила у махновцев игумена Варсонофия и отца Онуфрия, иссеченных шашками. Уцелевших монахов крестьяне погрузили на телегу и увезли в деревню… В 1921 году монастырь закрывают. Расхищено, разрушено, пущено по ветру богатейшее хозяйство: поля, виноградники, сады. Уничтожены четыре храма, семинария, больница, которая в годы Первой мировой войны служила лазаретом для раненых фронтовиков, детский приют для двухсот воспитанников, пекарня, электростанция… К 1922 году на территории Таврского Афона остается один собор. В 1923 году закрыт и он. Начинаются эксперименты. Завозят рязанских крестьян, американские колонисты создают артель «Селянская культура» — запустение… Наконец, над входом прибивают надпись «Совецкое хозяйство Красный маяк». В годы, которые вошли в историю Украины, Поволжья и Казахстана как «голодомор», в трехэтажном братском корпусе открывают школу комсомольского и партийного актива. Будущие строители коммунизма подкрепляют упавшие в борьбе за счастливое детство силы продуктами, подвезенными из спецраспределителей. Из окрестных сел сползаются голодающие дети, копошатся во дворе и умирают. Их тихо сносят и скидывают в Пропасную балку.

http://foma.ru/gde-to-v-severnoj-tavrii....

Показует тож исход Решилова из монастыря калязина в Москву, и оттуда, по некоем времени, поход его тайный в бизюков монастырь порубежный: что все он делал в вышеупомянутом 1732 году, около того времени, как поднят оной пашквиль. Когда Решилов был, в1732 году, до отъезда своего, в Москве, то в монастыре савинском, то на подвории тогож монастыря: тогда про бытность его секретарь тверского архиерея ведали. А как от него Давидова, по приказанию синодскому, спрашивано, где Решилов: то он Давидов приказал подъячему своему ответствовать, что Решилова во всей тверской епархии нет: а где он, – не сказали. И сия утайка к чему годилась, должен сказать Давидов. По привозе Решилова в Санктпетербург, когда его синодальный член при других, первое о том спросил просто: для чего он в бизюков монастырь пошел, он на то ответствовал: «я де не думал за рубеж из царства православного отлучаться». Из чего ему пришло на мысль тако ответствовать? Понеже в пашквиле, между прочим, нарекание написано, что патриарха нет, того ради дан Решилову вопрос на письме: ласкательноли он известную персону, яко имеющего быть патриархом, поздравлял, или прямиком? И он ответствовал, что поздравлял прямиком, и показал многие того причины и обстоятельства. Сидя за арестом, неоднократно требовал бумаги, обещаясь написать все, что ведает, и писал на себя и на других немаловажные продерзости, о которых его не спрашивано. А то делал знатно для того, дабы тако показать, что еслибы он пашквиля был сочинитель, и тот бы трех свой объявил. Когда ему, при министрах, велено письмо пашквильное дать посмотреть, тогда он первее головою стал качать, и очки с носа, моргая, скинул; а после и одной строки непрочет, начал бранить того, кто оное письмо сочинил, называя его проклятым, еретиком, диаволом. Допрашиван же и бывший савинский архимандрит, о многих в пашквиле написанных знатных речах, слышал он тые от Решилова, когда гостил у него Решилов в 1732 году: и архимандрит хотя на всякий допрос мялся, однакоже, по многим увещаниям, показал чуть не все речи предложенный, что говорил Решилов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

До состояния Духовных Штатов 1764 года за монастырём сим было крестьян 3.219 душ; а по штатам сим положен во втором классе Ставропигиальным же, по силе нижеследующих грамот: I «Се аз Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всей Великой и Малой России Самодержец и многих Государств Государь и Обладатель, пожаловал есьмя Дорогобужского уезда Бизюкова монастыря чёрного попа Кирилла с братией, и кто в том монастыре по них иные Игумены и Келари и Строители и Казначеи и братия будут, их же монастырской вотчиной, что в лето 1650 месяца ту вотчину дал Феодор Михайлов сын Салтыков, а в иноках Сергий, в Дорогобужском уезде, в стану Биатинском деревней Михиной с мельницей, деревеней Горбуновой, деревней Тереховой, деревней Свиридовой, деревней Рышковой, пустошью Половой, пустошью Дьяконовой, пустошью Егжелевой, пустошью Клишниковой, пустошью Харитоновой, пустошью Красным Холмом, пустошью Манторовой, пустошью Исаевой, пустошью Марковой, пустошью Дароватками, пустошью Денисьевой, пустошью Малой Денисьевой, пустошью Наквасиной, пустошью Носовой, пустошью Шестаками; да по другой стороне реки Днепра деревней Уласовой, деревней Хатычиной, деревней Андреевской, деревней Нетниковой, деревней Махнашевой, деревней Усвятьем, деревней Волковой, деревней Бардыленкой, деревней Словиковой с мельницей, деревней Кузьминой, пустошью Болтиной, пустошью Киселёвой, пустошью Селивановой, в вотчину же с крестьянами, и с пашней, и с сенными покосами и с лесами и с болотами и с мельницами и с рыбными ловлями и со всеми угодьями, как и то в вотчине исстари было; потому били нам челом Великому Государю, нашему Царскому Величеству, Дорогобужского уезда Бизюкова монастыря чёрный поп Кирилл с братией: в прошлом-де 162 году, (от Р. Х. 1654) Июня в 26 день по нашему Государеву указу приделана наша грамота в Дорогобуж к Воеводе, ко князю Данилу Несвицкому, а велено ему выслать из Дорогобужского уезда Боярских и монастырских крестьян под наши запасы, а с их-де крестьян подводы взять велено, и они-де крестьяне их вконец разорены, и всякий хлеб ржаной и овёс потолочен, и вновь ничего не сеяно, а иных-де бобылей и по се время не сыщут, все разбрелись розно; и нам бы их пожаловать не велеть с крестьян их под наши запасы имать подвод, для их разоренья, а на челобитной их помета Думного нашего Дьяка Лариона Лопухина 162 (от Р. Х.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

На краю той самой балки, на скале, стоял «Запорожский городок» – бывшая турецкая крепость, окруженная высоким земляным валом. «Тут именно (в самой крепости) в 1782 г. возникло Софрониевское подворье, впоследствии переименованное в Григорьевский Бизюков монастырь. С этих пор в означенной местности настала тишина и спокойствие, ибо все шайки разбойников и хищных запорожцев скрылись, а с ними исчезли и их зверские деяния». Основание Софрониевского подворья связано с именем игумена Феодосия. Он обратился к князю Г.А. Потемкину с просьбой о выделении ему участка земли в Херсонской губернии для устройства монастырского подворья с церковью. Прошение было удовлетворено, «…ему отвели в 1872 г. 23 мая по указу Новороссийской Губернской Канцелярии в Кизикирменском уезде, при реке Днепр, с правой стороны Пропасной балки, 3 245 десятин земли, а сверх того, лежащие против сей дачи, за Днепром, плавни до реки Конки, заключающие в себе более 2 000 десятин…» Здесь были построены несколько келий для монахов и часовня. Новые поселенцы с большим успехом хозяйничали на дарственной земле. Здесь сооружается первая деревянная церковь во имя священномученика Григория, просветителя Великой Армении. В устроении этого богоугодного дела самое непосредственное участие вновь принимает Г.А. Потемкин. Церковь освящена во имя его небесного покровителя – в знак благодарности и глубокого уважения старца Феодосия к светлейшему князю. Вскоре церковь за неудобностью места переносится на противоположную, левую сторону балки. Более прочная, с каменными стенами, она простояла до времен послереволюционных гонений на православие и была разрушена около 1969 г. По преданию, средства на ее строительство были получены частично от запорожских казаков. В начале XIX века пустынь уже носит название Новогригорьевской. Вокруг осваивались и заселялись новые земли. Но не было тут ни одного мужского монастыря. В ту пору в далекой Смоленской губернии пришел в упадок монастырь, основанный в 1621-1643 гг. боярами Салтыковыми в селе Бизюково, в окрестности г. Дорогобужа. Боярин Федор Салтыков был человеком большой набожности и благочестивый. Впоследствии он передал все свое имение с крестьянами в вечное владение монастырю и принял постриг с именем Сергий. Монастырь был первоклассный, ставропигиальный. Долгие годы он являлся духовной крепостью Православия во времена Польско-Литовского порабощения, ограждая христиан-славян от насаждения католицизма и унии на этих землях, а после изгнания польско-литовских князей утратил свое значение. С возвращением области Москве после войны 1654 г. окончилась польско-литовская эпоха монастыря, и он оказался в пределах Московского государства. За свою более чем 150-летнию историю смоленский Бизюков монастырь прошёл периоды расцвета и упадка.

http://sobory.ru/article/?object=26596

Фельдшер Бизюкова монастыря Н. Ногачевский, хорошо знавший епископа Иустина, рассказал такой случай: В 1919 году группа юношей задумала проникнуть в замурованный в одной из башен Бизюкова монастыря склеп, где был похоронен по завещанию епископ Иустин и надругаться над телом усопшего. Темной осенней ночью они подошли к стене монастырской башни и стали железным ломом пробивать отверстие в склепе. Ударов в стену почти не было слышно, так как сильный ветер сгибал деревья и все вокруг гудело от непрестанного шелеста листьев. Когда юноши пробили несколько отверстий в стене и уже предвкушали удовлетворение своего злого умысла, внезапно вырвались из этих отверстий яркие бело-фиолетовые струи огня и привели в замешательство «трудившихся». Одни из них упали на землю, другие бросились бежать, ухватившись от страха и ужаса за головы. Произошел полный переполох. Так Божия десница предохранила своего угодника от поругания. Благотворитель и ученый, плодовитый духовный писатель – оставивший большое литературное наследство. Обладал замечательным даром слова. Еще будучи педагогом Костромской духовной семинарии, где преподавал догматику, своими воодушевленными лекциями, будил сердца слушателей, просвещая не только ум, но и сердце. Яркий проповедник и благоговейнейший епископ – аскет и затворник. Был очень скромным и многие свои произведения печатал под инициалами «А.И.” или «Е.И.» (архимандрит или епископ). Епископ Иустин сам похоронил своего учителя, наставника, друга, отца (Архп. Иосиф скончался 10 февр.1892 г.) этого великого старца Божия – прозорливца, который 8 сентября 1864 года, служа в Пятницкой церкви г. Воронежа на Рождество Богородицы, освящая антиминсы внезапно ослеп и только сказал: «Благо мне, яко смирил мя еси Господи» – литургию окончил слепым. И потом двадцать семь лет благодушно переносил свою слепоту до своей мирной и благочестивой смерти. Для архиепископа Иосифа епископ Иустин был ближе сына родного, и, конечно, на всю его жизнь в сане священника, монаха, епископа, ученого, проповедника, аскета, затворника и архиепископа имел громадное влияние. Под его умелым старчеством вырос и окреп писательский талант епископа Иустина, а душа его достигла духовного совершенства. Стал он благоговейным епископом и строгим монахом-аскетом, проведшим остаток дней своей жизни в глубоком затворе.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В тот же день следователь составил обвинительное заключение, в котором писал, что священник»ведет повстанческую агитацию, систематически ведет антисоветскую агитацию среди колхозников о скорой войне и гибели советской власти». 13 сентября Тройка НКВД приговорила иеромонаха Стефана к расстрелу. Он был расстрелян 17 сентября 1937 года. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. Мученик Стефан (Наливайко) (память 30 января по старому стилю) М ученик Стефан родился в 1898 году в селе Константиновка Мелитопольского уезда Херсонской губернии в благочестивой крестьянской семье Пимена и Евфросинии Наливайко. Огромное влияние на воспитание мальчика имела его мать, Евфросиния Романовна, усилиями которой он получил хорошее церковное образование, прекрасно знал Священное Писание и полюбил читать духовные книги. После установления советской власти, когда начались гонения на Православную Церковь, Евфросиния Романовна стала ходить по соседним селам с проповедями. Власти предупредили ее:«Бабка, кончай проповедовать, а то иначе посадим». Но не послушалась их Евфросиния. Наконец зимой 1927 года пришли ее арестовывать. Она надела кожух, а о втором кожухе говорит парню, которому было поручено ее арестовать: — Ты бери два кожуха. — Да зачем мне? — сказал он. — Да тебе еще придется меня обратно везти. — Бабка, много ты знаешь, — надменно ответил он и не взял кожух. После допроса Евфросинию Романовну отпустили домой, и тот же парень повез ее в село Константиновку. Скончалась она в родном селе в своем доме в 1929 году. Когда Степану исполнилось девять лет, родители отдали его в церковноприходскую школу, в которой он проучился три года, после чего поступил в училище при Григорие–Бизюковом монастыре, где он учился два года. В это время настоятелем монастыря был архиепископ Таврический Димитрий (Абашидзе) и монастырь славился благочестием иноков и миссионерами. Обучение в церковноприходской школе и, в особенности, жизнь в Григорие–Бизюковом монастыре оказали на Степана благотворное влияние и сказались потом на всей его жизни.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

И по сей день по обрывистым берегам, покрытым диким кустарником шиповника и боярышника, скрываются узкие тропки, ведущие к пещерам монахов и отшельников. Одна из таких вырубленных в отвесной известняковой скале пещер – место постоянного посещения паломниками. Здесь сохранилась и небольшая пещерная церковь. Чтобы попасть в нее, необходимо взять в монастыре специальную металлическую лестницу и получить благословение настоятеля. После строительства плотины для Каховской ГЭС, обширных вырубок плавней вдоль Днепра и затопления прилегающих земель в с. Красный Маяк, как и повсюду вокруг, произошли изменения. Стал меняться климат: исчезли щедрые влагой густые утренние туманы и обильные летние ливни. Вода поднялась более чем на десяток метров. Старожилы рассказывают, что до затопления и поднятия уровня воды пещер и ходов было много. И выходили они гораздо ниже, к самому Днепру, в плавни. Говорят также, что раньше можно было под землей обойти все село, а кое-где и проехать на лошади. От пристани уходили в береговые недра тоннели к монастырским складам. Оттуда, видимо, после затопления и выплыли в Днепр закупоренные старинные бутылки с монастырским вином, которые обнаружили рыбаки с. Красный Маяк. Храмы Настоятели, наместники Литература Использованные материалы   Столетний юбилей города Екатеринослава (9 мая 1887 года). Экономическое состояние семинарии//Екатеринославские епархиальные ведомости, 1887, (1 июня), неофиц. отд., с. 326.   Строев П. М., Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. - СПб., 1877. с. 600.   С 1865 года учреждена долность наместника... Из настоятелей Ферапонтовского скита , потрудился ок. 15 лет, + 1885, см. Краткая историческая записка о Григориевском Бизюкове монастыре Херсонской епархии//Херсонские ЕВ. 1903. (16 сентября), с. 551.   Краткая историческая записка о Григориевском Бизюкове монастыре Херсонской епархии//Херсонские ЕВ. 1903. (16 сентября), с. 552-553: http://vivaldi.nlr.ru/ap000035273/view/?#page=24   Иустин (Юревич), иером., Григорие-Бизюков монастырь Херсоно-Одесской епархии в 1918-1921 гг.: святые насельники и преподаватели. Последние годы монастыря и семинарии (со ссылкой на Херсонские епархиальные ведомости 1918, 16, 17, 19, 20, 21, 23. Официальная часть,

http://drevo-info.ru/articles/17893.html

В ответ на этот доклад Св. Синод 15 марта приказал московскому архиепископу жить пока на новгородском подворье в Китай-городе, на содержание до определения выдать 300 руб. из Московской Синодальной Конторы из сумм, оставшихся после духовных персон, отдать в его ведомство Духовную Дикастерию с делами и служителями, передать ему из Синодальной Конторы ставленических и прочие дела по Московской епархии; тогда же велено выдать ему потребное из Синодальной ризницы, по усмотрению Конторы, и предоставлено право пользоваться полхором синодальных певчих. В качестве кафедрального, «яко первенствующий» в епархии, из московских соборов назначался Архангельский собор. Имя архиепископа Иосифа должно было возноситься, по обыкновению, в Москве и в городах Синодальной области – в соборах, монастырях и церквах, кроме московских Успенского и Благовещенского соборов и Синодальной домовой церкви двунадесяти апостолов, Троице-Сергиева монастыря, Киево- Печерского, Рождественского во Владимире, Ипатского в Костроме, московских монастырей – Чудова, Новоспасского, Спасского училищного, Симонова, Донского, Саввина Сторожевского, Высокопетровского, Киево-Межигорского и Бизюкова. Все названные соборы, церкви и монастыри предположено оставить, по-прежнему, в собственном ведомстве Св. Синода, в качестве ставропигиальных, а не в Московской епархии, 569 т. е. не в ведомстве архиепископа Иосифа. Почти все они находились на территории Московской епархии, кроме киевских и Бизюкова, бывшего в Смоленской епархии. Св. Синод спешил подкрепить свое определение о ставропигиальных соборах и монастырях именным указом. Он подал мотивированный всеподданнейший доклад по поводу своего определения. В основание удержания за собой названные соборы, и монастыри, и Воскресенский на Истре Св. Синод выставлял следующее: Синоду, как главному духовному соборному правительству, учрежденному вместо одноличного патриаршего Правления, нельзя остаться без соборов в царствующих городах Москве и Петербурге. В них, а не в епархиальных соборах, он будет ставить архиереев на епархии и производить архимандритов в степенные ставропигиальные и прочие знатные комнатные Ее Императорского Величества монастыри, а также совершать соборное служение в высокоторжественные дни и праздники.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Феофан, покровительствуя Иоасафу, сначала не подозревал его тактики. Но когда явился пасквиль и подозрительность Феофана перебирала и тех и других лиц, его мысль, видимо, не раз останавливалась на Иоасафе. Феофан догадывался, что у него с Феофилактом отношения были не совсем такие, какими представил их Иоасаф. Зачем же он бежит от Феофилакта и бежит в Бизюков монастырь? Но вот и еще повод к подозрению. Собирая сведения о Решилове, Феофан узнал, что и его в Твери уже неть, что он переходил из монастыря в монастырь и очутился тоже в Бизюкове монастыре. Здесь что-нибудь да не так. Кто-нибудь из двух виноват; но кто? Малая и почти ничтожная сама по себе вещь навела мысль Феофана на Решилова. В пасквильном письме часто упоминалось слово: динкую. «Пришло же нам, хотя и нескоро, на мысль – писал потом Феофан – что перед нами, аки бы пошучуя (шутя), таковаго претворения русских речей на польския употреблял Решилов, а наипаче сего слова «динкую». И то так живо прибралось нам на память, что на него о сочинении известнаго пасквиля подозрение стало и, по многом размышлении, весьма утвердилось, что нас и подвинуло требовать, дабы его сыскали к делу». Теперь и действия Решилова,становились ясными. Зачем он бежал в Бизюков монастырь, «который стоит на рубеже государства»? «А в том подозревав – писал Феофан – не для того ли он туды улетел, для чего и прежде Сильвестр Медведев туды же прибежал и покушался, за подобное злодейство, казни избежать? По многим обстоятельствам видеть можно, что Решилов на рубеж прибежал, дабы, уведомлен о происходящих на него в деле пасквильном поговорках, возмог себя скоро спасти переездом одной небольшой реки». Утвердившись в этом подозрении, Феофан придумал предлог, чтобы вытребовать Решилова в Москву, а тут наделся собрать под рукой нужные справки. Синодальный секретарь Дудин, по поручению Феофана, взвел на него денежный начет, рублей на 60. Этого было довольно, чтобы затянуть его в дело. Решилова привезли в Москву и посадили под караул. Но следующее обстоятельство еще более усилило подозрение Феофана на Решилова.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

В настоящее время информация отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела . Богослужения [ править править код ] Праздники: Покров Пресвятой Богородицы 1 (14) октября Память свт. Григория, просветителя Армении 30 сентября (13 октября) Местонахождение [ править править код ] Адрес: 74370, Украина, Херсонская область, Бериславский район, с. Красный Маяк Телефоны: (05546) 4–15–17, 4–15–10, 4-15-35 Проезд: По милости Божьей с 23 июня 2006 г. открыто постоянное ежедневное автобусное сообщение по маршруту " Центральный автовокзал " (г. Херсон) – Свято-Григорьевский Бизюков мужской монастырь (с. Красный Маяк, Бериславского района). Где остановиться [ править править код ] При монастыре есть гостиница для паломников. В ней обустраиваются просторные комнаты со всем необходимым к проживанию. Гостиница находится в капитальном трехэтажном здании бывшего братского корпуса. Из ее окон открывается вид на живописные окрестности, Днепр и внутренний дворик. Правила для проживающих в гостинице: В гостиницу принимаются особы, достигшие 18-летнего возраста. Дети принимаются с взрослыми, которые несут за них ответственность. Для поселения в гостиницу необходимо иметь при себе паспорт, который в период проживания находится у коменданта. В гостиницу принимаются паломники, которые постоянно посещают храм и принимают Таинства. Паломники могут пользоваться библиотекой гостиницы. Паломники обязаны вести себя по-христиански, как на территории монастыря, так и за его стенами; бережно относиться к монастырскому имуществу. Паломники обязаны поддерживать порядок в кельях, экономно использовать воду. В кельях запрещается принимать пищу и хранить продукты. В кельях запрещается пользоваться свечками и дымить. Запрещается что-либо класть на подоконники, ставить на кровати сумки, срывать цветы. Запрещается сушить белье в кельях, бросать что-либо в раковины и унитазы; мусор следует выносить в урну на улицу. Во время богослужения все обязаны быть в храме; отель в это время закрывается. Приводить посторонних лиц в гостиницу запрещается.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Григорье...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010