Orient. T.28. P. 161, 165, 167, 169, 171; Sophron. Jerusal. Comment, liturg. 6–8//PG. T.87/3. Col. 3981B–4001B; Anast.Sin. Quaest. 40 11 PG. T.89. Col.585 A–589D. См. об этом: Oppenheim Ph. Symbolik und religiose Wertung des Mönchskleides im christlichen Altertum vornehmlich nach Zeugnissen christlicher Schriftsteller der Ostkirche. (Theologie des christlichen Ostens: Texte und Untersuchungen. Bd.2). Münster, 1932. Особ. S.44–99; Warwyk Μ. Initiatio monastica in liturgia byzantina. (OChA. 180). Roma, 1968 [см. также: Bornert R. Op.cit.; Taft R. Op.cit.; Schulz H.-J. Die byzantinische Liturgie·. Glaubenszeugnis und Symbolgestalt. 2. Aufl. (Sophia. 5). Trier, 1980; Mazza E. La Mistagogia: Una teologia della liturgia in epoca patristica. (Bibi. Ephemer. Liturg. Subsidia. 46). Roma, 1988; специально о древнерусской рецепции данной традиции см.: Felmy К.Сн. Die Deutung der Göttlichen Liturgie in der russischen Theologie: Wege und Wandlungen russischer Liturgie-Auslegung. (AKG. 54). Berlin, New York, 1984, а также не утратившую ценность работу: Красносельцев Н.Ф. “Толковая служба” и другие сочинения, относящиеся к объяснению богослужения в Древней Руси до XVIII века (Библиографический обзор)//ПрСоб. 1875. Т. 5. С. 3–43 (наряду с интерполированным текстом трактата св. Германа и сокращенной версией Мистагогии Максима Исповедника , столь же широкое распространение на Руси получил комментарий Псевдо- Григория Богослова , позднее соединенный в одно целое с толкованием Псевдо-Германа в составе Толковой Службы). – Прим. изд. (А.Н.)]. Так у автора (so soil auch der Trager des [Grofien] Schima an Festtagen den Giirtel tragen) передан смысл следующей фразы оригинала: “...и посему образ скимный с праздьники пояс, от Адама и до Аарона и обою закону Христом свершен”. Это место, если оно не испорчено, с трудом поддается интерпретации, что видно и по английскому переводу С.Франкли на: “The girdle of the monastic habit for feast days is in this image: and thus it is from Adam to Aaron, and to the fulfillment of both Laws in Christ” (Franclin S.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   Ср. В. В. Болотов, Из церковной истории Египта. Вып. П. Житие блаж. Афу епископа пемджеского. Христ. Чт. 1886, I, 334—343 (отд. отт. 133—142) — о туринских папирусах. (А. Б.) — 197.    Об эфиопской литературе по истории церковной и гражданской см. особые параграфы в упомянутом выше очерке Littman " a; по замечанию автора, «эфиопская церковная история заключается почти только в истории святых эфиопской церкви» (S.240). Специальный труд о памятниках эфиопской агиологии дан проф. Б. А. Тураевым, Исследования в области агиологических источников истории Эфиопии. Спб. 1902. Ср. его же статью «Абиссиния» в Православной богословской энциклопедии, изд. под ред. А. П. Лопухина, т. 1 (Спб. 1900), 19—82 (25—27). (А. Б.) — 200.    Об армянской богословской и исторической литературе более новые сведения с библиографическими указаниями даются в статье (Petermann-) Geizer «Armenien» в Hauck " " s Real-Encyklopädie für protest. Theologie und Kirche. 3 Aufl. B. II (1897), 67—92 (67—74). Для литературы древнейшего времени см. указания в О. Bardenhewer, Patrologie. 2 Aufl. Freiburg im Br. 1901. 519—526. О книге А. Аннинского, Древние армянские историки как исторические источники. Одесса 1899, ср. отзыв проф. Н. Я. Марра в Записках восточного отделения Императ. русского археолог, общества. Т. XV, 4, Спб.1904. 0137—0140. Переводы армянских историков на французский язык: V. Langlois, Collection des historiens anciens et modernes de TAimenie. I-II. Paris 1867—1869. M. Brosset, Collection d " historiens Armeniens. I-II. St.-Petersbourg 1874—1876 (А. Б.) 203.    Сохранившуюся армянскую редакцию так называемой истории Ага-фангела Н. Я. Марр относит к VIII веку, греческий перевод ее — ко времени патриарха Фотия. Более древнюю редакцию (VII-VIII вв.) входящего в «историю» сказания о св. Григории Просветителе представляет, по его заключению, изданный им арабский текст, переведенный с греческого подлинника. Н. Марр, Крещение армян, грузин, абхазов и аланов святым Григорием. (Арабская версия). Записки восточного отделения Императ. русского археолог, общества. Т. XVI, 2—3. Спб. 1905. 63—211. (А. Б.) 204.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4058...

22 Литература по вопросу о «гермесианстве» весьма обширна. Хотя самое движение было не особенно продолжительным, однако оно сильно взволновало умы, и это волнение не только охватило всю Германию, разделив ее на враждебныя партии, но отозвалось и в других римско- католических странах. Главным очагом гермсианства сделался боннский университет, а литературным органом его университетский журнал “Zeitschrift für Philosophie und kath. Theologie“, где с 1833г. помещено было много статей в защиту Гермеса и его богословской школы. Затем явился целый ряд сочинений и брошюр как сторонников, так и противников Гермеса, и кроме того много всяких памфлетов (отчасти анонимных), в которых горячо обсуждался этот вопрос (как например, Die Wahrheit in der Hermei’schen Sache. Darmstadt 1837г.). По большей части эта летучая полемическая литература теперь составляет библиографическую редкость. Более или менее полный обзор этой литературы см. у Nippold, Handbuch der neuesten Kirchengeschichte, Bd. II, стр.837–839. Особенно полезным в смысле показателя тогдашних настроений является Repertorium, издававшийся профессором Боннского университета Рейнвальдом, где давался обстоятельный отчет о всех явлениях в области богословской литературы. Важнейшие из относящихся сюда официальных документов собраны в Acta historico-ecclesiastica seculi XIX, изд. Ревнвальда, за 1835, 1836 и 1837 годы. 23 Вообще папская булла, с осуждением Гермеса не была объявлена открыто установленным для этого порядком, а проникла, так сказать, контрабандным путем, так что ни правительство, ни университет долго не знали о ее существовании, и когда текст ее появился в газетах, сомневались в ее подлинности. Правительство тоже игнорировало ее, так как она не была сообщена ему официальным путем. Все дело велось чисто иезуитским путем, с целью избежать резкого протеста со стороны профессоров и общественного мнения против столь необоснованного осуждения весьма популярного профессора-богослова. См. об этом Die Wahrheit, стр. 7–13 и след.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/protiv...

Практическая пригодность учебника Функа еще более увеличивает его ценности; к нему приложены хронологические таблицы, датирующие время правления пап, царствования римских и византийских императоров, западных особенно германских, французских государей и королей Англии и Испании (580–581), и алфавитный указатель обсуждаемых в учебнике лиц и предметов. Уже в своем немецком подлиннике он снабжен обстоятельными примечаниями, содержащей в себе достаточный перечень существующей на западе ученой литературы по каждому более или менее затрагиваемому в учебнике вопросу, в русском же переводе он пополнен издателем учебника еще библиографическими сведения существующей на русском языке литературы. На нашем книжном рынке и притом в книге, изданной светским ученым, о котором ео ipso предполагается полное незнакомство даже с названиями духовно-богословской письменности, – этот каталог богословской литературы, присоединенный трудами издателя, является не только приятной новостью, но и ценным подарком для русских читателей, интересующихся церковно-историческими вопросами. «Возможно, – пишет издатель, что специалисты богословы найдут здесь много почти неизбежных для первого опыта пробелов. Причина этому хаотическое состояние нашей духовной литературы и отсутствие сколько-нибудь научно постановленной библиографии (Предисл. VI)». – Это правда, но такой упрек должен падать не на одну духовную литературу. И наша ученая литература, выходящая из университетских стен, должна довольствоваться лишь случайными рецензиями, помещаемыми притом в разных органах печати. Специального же критико-библиографического журнала, какие во множестве расплодились в западе, она не имеет. Проверка русской церковно-исторической литературы, отмеченной в указании пр. Гидулянова, сделанная нами лично, показала, что все имеющее более или менее научное значение в русской церковно-исторической литературе, отмечено им. Недоступной для него осталась только журнальная литература, но указатели к этим журналам представляют собой такую антикварную редкость, которая едва знакома даже специалистам.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Шестая глава посвящена рассмотрению сотериологии свидетелей Иеговы. В ней обозначены основные факторы, повлиявшие на становление иеговизма, и изложены его основные вероучительные идеи. Но в той части, где раскрывается иеговистское понимание грехопадения и суть Искупления, надо было больше внимания уделить связи Искупления с оправданием не только человека, но, в первую очередь, Бога. Хотя об этом и упоминается кратко в дальнейшем на с. 141142 и на с. 116 со ссылкой на предыдущие главы. В седьмой главе подведен общий итог проделанной работы, показана эволюция богословских идей в западном богословии и в протестантских сектах, а также отмечены причины, повлиявшие на возникновение новых для протестантской среды идей. Библиография включает перечень источников и литературы и насчитывает 183 наименования. Положительно оценивая работу в целом, следует отметить, что в работе есть и технические погрешности. На с. 86 вместо 1918 года следовало бы указать 1818 год. Высказанные замечания не снижают общей положительной оценки диссертации, ее автор заслуживает присвоения ему научной степени кандидата богословия. 2.2. Отзыв преподавателя иерея Владимира Шмалия на кандидатскую диссертацию студента IV курса Академии иерея Олега Корытко по кафедре Сектоведения на тему: «Историко-богословский анализ сотериологии протестантских сект (баптистов, пятидесятников, адвентистов, иеговистов )» —531— Тема, избранная автором для написания диссертационной работы, весьма сложна. Ее раскрытие требует широкого богословского кругозора, познаний в области истории западного христианства, серьезного навыка самостоятельной аналитической работы. Еще одна сложность – это недостаточное количество серьезных современных научных работ православных авторов в сфере изучения протестантских деноминаций и сект. Имеющиеся работы по сравнительному богословию и сектоведению либо устарели, либо не имеют научного характера. В этом смысле следует приветствовать появление работы такого рода. Рассматриваемая работа состоит из семи глав, включая введение и заключение, а также весьма солидного перечня использованной литературы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—261— стематических обзоров, в нашем журнале печатались еще обстоятельные отчеты об ученых диспутах при публичной защите диссертаций, составлявшиеся разными членами академической корпорации по поручению редакции. Четвертый отдел журнала назначался для критики и библиографии. Здесь за рассматриваемые годы помещен был ряд полемических статей: Е.Е. Голубинского . «К нашей полемике с старообрядцами», – В.А. Соколова и А.А. Киреева – по вопросам об англиканстве и старокатоличестве. Кроме того, специалистами из академической корпорации здесь постоянно отмечались в критико-биографических отзывах выдающиеся новости по различным отраслям богословской и философской науки, а также предлагались систематические общие обзоры научной литературы этого рода. Ревностными сотрудниками в этом отделе были: по библиологии – В.Н. Мышцын , по патрологии – И.В. Попов , по основному богословию и апологетике – С.С. Глаголев , по церковной истории и по истории раскола – А.П. Лебедев , А.А. Спасский и И.М. Громогласов, по каноническому праву – Н.А. Заозерский и И.М. Громогласов, по философии – П.В. Тихомиров и А.И. Введенский , по славяноведению – Г.А. Воскресенский . Наконец, последний, – пятый, отдел журнала был назначен для приложений, в ряду которых неизменно занимали место «Журналы Совета Московской Духовной Академии», редактировавшиеся и корректировавшиеся секретарем Совета и Правления. Печатание этих журналов требовалось уставом академии, причем расходы на этот предмет покрывались из особой суммы, специально ассигнуемой каждый год в академической смете. – С самого основания «Богословского Вестника», на обложке каждой его книжки, где помещалась обычно его программа, между прочим, объявлялось, что в пятом отделе, по истечении некоторого времени, согласно воле покойного Митрополита Филарета, будет печататься библейский словарь. Такое объявление имело в виду упомянутый мною выше филаретовский капитал и ту специальную обязанность, которая с его пожертвованием возложена была почившим Владыкой на Московскую академию, еще в 1865 году. С той поры прошло уже много лет, когда «Богословский Вестник», появив-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

б) Свящ. Петр Лебедев, 56-ти лет, имеющий жену и детей. Он за пьянство прежде содержался 6-ть лет в Невельском и Марковом монастыре, а затем пятый уже год находится в Тадулинском. в) Запрещенный в священнослужении свящ. Герасим Образский, 39 лет, имеющий жену (весьма нетрезвого пове- (Продолжение следует) . Протоколы заседаний [=Журналы] Совета Московской Духовной Академии за 1899 год//Богословский вестник 1900. Т. 2. 7. С. 321–336 (4-я пагин.) —321— XV . О назначении стипендий, оставшихся свободными, своекоштным студентам Справка: 1) В настоящее время свободны следующие стипендии: одна имени В.Д. Кудрявцева-Платонова в 220 руб., одна имени прот. А.И. Невоструева в 142 руб., пять Московской кафедры по 110 руб. каждая, две М.А. Хлудова по 118 руб. каждая и три Г.И. Хлудова по 86 р. каждая. 2) В число своекоштных студентов I курса принят Советом Академии, после поверочных испытаний, студент Вифанской духовной семинарии, сирийский уроженец, Илья Абуррус, в течение шестилетнего обучения в семинарии содержавшийся на особой стипендии Святейшего Синода. Определили: 1) Стипендию имени В.Д. Кудрявцева-Платонова назначить студенту I курса Ивану Зеленцову, стипендию имени прот. А.И. Невоструева – студенту того же курса Ивану Кесарийскому: пять стипендий Московской кафедры – студентам IV курса Парфению Грузинову (двойную в 220 р.), Петру Соколову (в 110 р.) и I курса Льву Лучинину (двойную в 220 р.); две стипендии М.А. Хлудова – студентам I курса Василию Знаменскому и Николаю Воронову; три стипендии Г.И. Хлудова – студентам того же курса Николаю Соловьеву, Павлу Кудинову и Михаилу Успенскому. 2) Просить ходатайствва Его Высокопреосвященства перед Святейшим Синодом о назначении сирийскому уроженцу Илье Абуррусу на содержание в Академии особой стипендии из Синодальных сумм. На сем журнале резолюция Его Высокопреосвященства: «1899 г. Сент. 21. По ст. IX. Действительные студенты Академии: Пшеничников, Масин, Коханович, Предтечевский, Германиди, Кириако и Кушевич утверждаются в степени кандидата богословия. По ст. XII. О студенте Московской семинарии Пушкине есть моя особая резолюция. Казанцева допустить к слушанию академических лекций. – Прочее смотрено и утверждается».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Итак, Сын, вечно существуя в Отце и как Бог будучи Господом, почему должен совершать поклонение, этого я не в состоянии показать. Но они, продолжая свою болтовню, говорят, что Единородный должен поклоняться Отцу ни как раб, ни как тварь, но как Сын Родителю. Таким образом поклонение должно принимать заключающимся уже в самом сыновстве, и Сына мы должны считать обязанным поклоняться Отцу уже потому, что Он есть Сын, подобно тому как и мы должны совершать поклонение, будучи живыми существами, словесными и смертными, одаренными разумом и ведением, или – как внешними и разумными действиями, так и одними только влечениями воли. Ведь (Продолжение следует) . Павлов А.С., проф. Церковное правительство (hierarchia jurisdictionis) [Из лекций]//Богословский вестник 1900. Т. 2. 7. С. 313–332 (2-я пагин.). (Продолжение.) —313— (Из лекций покойного профессора Московского Университета. А.С. Павлова ) § 1. Общие положения. Правительственная власть в церкви связана с высшею степенью иерархии в порядке рукоположения – с епископскою. Епископы суть преемники той духовной власти, какою Христос облек своих Апостолов и которая состоит в трояком полномочии: в праве религиозного учения, в праве совершения религиозных актов или священнодействий, необходимых для сообщения верующим даров божественной благодати, и – наконец – в праве управления обществом верующих. Но как Апостолы получили это троякое полномочие от Христа не порознь, а все вместе и в равной мере, так и полнота церковной власти заключается только во всём епископате, от которого власть эта и переходит к отдельным его членам. Отсюда само собою следует, что все епископы в равной мере управомочены к управлению всею церковью и в этом отношении составляют одну высшую степень вселенской церковной иерархии, над которою возвышается только Невидимый Глава церкви – ее Божественный Основатель. Но это равенство епископов и их право на равномерное участие в управлении всею церковью проявляется только на вселенских соборах – чрезвычайных представительствах всей церковной иерархии, о которых у нас будет речь дальше. Обыкновенная же форма церковного управления состоит в том, что вся территория церкви разделяется на не-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Каждый ученый инок, живя в должен помнить, что он послан в из монастыря лишь только как бы на послушание и поэтому должен быть всегда готовым возвратиться в тихую обитель к святому деланию. Еще несколько слов и краткая моя летопись будет окончена. В истекшем году членами академической корпорации совершено несколько поездок за границу. На страстной и пасхальной неделе в Рим путешествовал ординарный профессор В.А. Соколов . На Восток в Палестину летом отправились Преосвященный Ректор Академии, ординарный профессор Η.Ф. Каптерев, экстраординарный профессор В.Н. Мышцин, помощник Инспектора Академии иеромонах Анастасий и 11 человек студентов. На днях отправляется в Париж на ученый конгресс по Истории религий экстраординарный профессор С.С. Глаголев . Нельзя не приветствовать этих благих начинаний перестать бояться далеких стран. В виду громадного всестороннего значения путешествий – и религиозного, и образовательного, нельзя не пожелать, чтобы они всё более и более увеличивались. Путешествия дадут возможность не только ознакомиться с различными странами, но и стать с ними в ближайшие, живые отношения. Как важно, наприм., было бы нам завязать живые, близкие сношения с восточными церквами. Как многого бы можно было ожидать от этого сближения —434— и единения. Православный Восток тогда представлял бы собою единую великую живую силу, с которой было бы трудно бороться всяким самым злокозненным и коварным врагам. Верная заветам своих славных покойных ректоров, профессоров, Академия неутомимо работала на поприще просвещения в течение всего минувшего года. Свое историческое знамя она держала высоко. Верно храня заветы старины, она успела в течение года еще и приумножить данные ей таланты. Да будет же этот путь ее духовного роста – ее неотъемлемым, вечным путем. Да приумножает она свои таланты и впредь. Славное имя Московской Академии да будет славным и в грядущие дни, годы и столетия. Философические упражнения кн. В.Н. Тенишева в «Вестнике Европы» [Рец. на: В.Н. Тенишев. Опыт, как источник знания, и новейшая новейшая классификация наук]//Богословский вестник 1900.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Библиография В этом небольшом сообщении я попытаюсь дать сжатую характеристику центральной концепции о. Георгия в перспективе современной философской ситуации. Главный вопрос, на который я постараюсь ответить, таков: какую роль могла бы сыграть эта концепция для путей развития русской философии? и какую роль она сыграла в действительности? Суть ответа заключена в названии сообщения. Библиография В статье обсуждается философское творчество Л.П. Карсавина в русле русской религиозной философии Серебряного века и в современном контексте.  The article deals with the Lev Karsavin " s philosophical work in Russian Silver Age religious philosophy stream and in actual contexts. Библиография С.С. Хоружий и В.П. Римский размышляют над недавно вышедщими книгами М.Ю. Реутина, посвященными мистическому богословию Майстера Экхарта, а также над сборником сочинений средневекового немецкого мистика «Трактаты. Проповеди». (Майстер ЭКХАРТ. Трактаты. Проповеди.  Изд. Подг. М.Ю. Реутин. Отв. Ред. Н.А. Бондарко. М.: Наука, 2010, 438 с. (Литературные памятники); М.Ю. РЕУТИН. Мистическое богословие Майстера Экхарта: Традиция платоновского «Парменида» в эпоху позднего Средневековья.М.: РГГУ. 2011, 462 с.; М.Ю. РЕУТИН. «Христианский неоплатонизм» XIV века: Опыт сравнительного изучения богословских доктрин Иоанна Экхарта и Григория Паламы. Парижские диспутации Иоанна Экхарта. М.: РГГУ, 2011, 246 с.) Библиография Библиография Видео доклада проф. С.С. Хоружего, который был представлен на VI Международной богословской конференции «Жизнь во Христе: христианская нравственность, аскетическое предание Церкви и вызовы современной эпохи». Процесс формирования исихастской этики, ее основы и характерные черты являются предметом доклада профессора С.С. Хоружего. Библиография Библиография Библиография Библиография Библиография Библиография Библиография Библиография Библиография Библиография Библиография Библиография Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры.

http://bogoslov.ru/person/24521

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010