Закончим свою критико-библиографическую заметку искренним пожеланием Е. А. Боброву сил и энергии для продолжения начатого им дела, – распространения и дальнейшего развития идей Тейхмюллера. Вместе с ним, мы глубоко верим в возможность благотворного влияния на нашу юную мысль этого оригинального «типа философии»… Алексей Введенский Тихомиров П.В. Новости западной философской литературы: (Статья 2-я Логика и теория знания//Богословский вестник 1896. Т. 3. 8. С. 229–246 (3-я пагин.). (Окончание.) —229— VII Theodor Lipps,Grundzüge der Logik. Hamburg und Leipzig. 1893. SS. VIII+233. Книга Липпса представляет собою сокращенный курс его университетских лекций по логике и предназначалась первоначально в руководство студентам Бреславского университета. Но автор в предисловии к ней высказывает надежду, – на наш взгляд, совершенно справедливую, – что она заслуживает внимания и специалистов (SS. VII–VIII). Немецкий же рецензент этой книги, Карл Грос, находит, что, при выдающихся своих достоинствах учебного пособия, она для специалистов даже ценнее, чем для учащихся (Zeitschrift für Philosophie und philosophische Kritik, 1895, B. 106, S. 306). Автор, затем, в том же предисловии говорит, что в его книге «каждое слово тщательно придумано», – в особенности там, где он идет «собственной дорогой», не повторяя других писателей и ученых (ibid). Всё это побуждает нас остановиться на Логике Липпса с несколько большею подробностью, чем на рассмотренных ранее книгах. «Логика есть учение о формах и законах мышления», – так определяет автор свою науку. Определение логики, как «науки о нормативных законах мышления, или учения о том, как правильно мыслить», он считает излишним, потому что «мы всегда мыслим пра- —230— вильно, когда действительно мыслим» (S. 1); в этом случае автор, очевидно, повторяет воззрение Шопенгауэра (см. заключительный отдел его «Эристики»). Судя по данному определению логики, можно бы было думать, что автор – приверженец формальной логики. Между тем, в следующем же §, трактующем об отношении логики к теории знания, он заявляет себя сторонником логики гносеологической. Определив здесь мышление, как «деятельность духа, посредством которой из данного в сознании образуется познание», он говорит, что «познание не есть нечто потустороннее в отношении к мышлению, а есть то самое, в чем осуществляется мышление», и что «нет никаких факторов, условий и предположений познания, кроме закономерности мышления и предполагаемых мышлением предметов сознания». Отсюда вывод: «нет теории знания, которая не включала бы в свою задачу вполне законченной логики» (ibid.). Так автор на первой же странице своей книги обозначает свое направление.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

От этой науки существенным образом отличается Патрология, заключающая не только биографический и библиографический отдел, но и экзегетический, в котором излагается содержание отдельных произведений того или другого писателя и цельный образ его учения, с оттенением именно его индивидуальных особенностей, характерно отличающих данного писателя и определяющих его место в истории богословской мысли, и эта сторона признается существенною составною частью науки, которой она не может передать «Истории догматов», так как в последней историческая сторона представляется не так подробно и обстоятельно и совершенно в другой форме, чем в Патрологии В Патрологии история Христианских догматов представляется хронологически, в связи с самою жизнью древней Церкви и в том самом порядке, в каком Христианские догматы раскрывались в действительности. С другой стороны, в Патрологии каждый Христианский догмат рассматривается в связи со всею системой вероучения тех Церковных писателей, у которых раскрывается этот догмат, между тем как история догматов оставляет эту связь в стороне и берет из учения известного отца только то, что он говорит о том или другом догмате в отдельности. Обработка же в истории Древне-церковной письменности с точки зрения исключительно литературно-критической и библиографической – то есть так, что рассматривались бы только различные произведения или целые группы их – равно как рукописи и издания, устранила бы из подлежащей разрешению задачи самое благородное и важнейшее: в Патрологии должна быть рассмотрена и оценена не только внешняя оболочка, но преимущественно полное жизненных сил зерно и именно в таком виде, чтобы материал, относящийся к внешней, литературной стороне разбираемых произведений, содействовал богословской характеристике и литературно-исторической оценке их. В Русской Богословской литературе в отношении к наименованию и даже содержанию науки не создано исторической традиции, потому что и самая наука, как отдельная и самостоятельная, существует только с 40-х годов XIX столетия и должна была развиваться при постоянном почти скептическом отношении к ее состоятельности, как научной системы, к ее задаче, методу и практической необходимости. В обычном словоупотреблении, даже в официальных документах, наименования «Патристика» и «Патрология» употребляются, по-видимому, безразлично. Так, по Академическому уставу 1884 года в Академиях назначена была к преподаванию «Патристика», а по уставу 1910-го года – «Патрология»; но ни в новом уставе, ни в объяснительной к нему записке нет никаких указаний на какое-либо изменение в характере науки и методе ее преподавания.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Хвольсон Д.А. Новооткрытый памятник моавитского царя Меши современника иудейского царя Иосафата//Христианское чтение, 1870, II, – С. 83, 412. Хвольсон Д.А. О влиянии географического положения Палестины на судьбы древне-еврейского народа//Христианское чтение, 1875, I, – С. 157. Хвольсон Д.А. Покоящиеся буквы в древнееврейской орфографии//Христианское чтение, 1881, II, – С. 173. Хрисанфий, еп. Ветхозаветное учение о Боге сравнительно с воззрениями на божество в древних языческих религиях//Христианское чтение, 1845, II, – С. 374, 503. Ц Царевский А.С. Библейская литература истекшего 1881 года на Западе//Труды Киевской духовной академии, 1882, т. I, – С. 341–354; т. III. – С. 206–220. Царевский А.С. Библейская литература истекшего 1882 года на Западе//Труды Киевской духовной академии, 1883, т. III, – С. 109–122. Царевский А.С. Библейская литература истекшего 1883 года на Западе//Труды Киевской духовной академии, 1884, т. II, – С. 102–123. Царевский А.С. Библейская литература истекшего 1884 года на Западе//Труды Киевской духовной академии, 1885, т. I, – С. 566–602. Царевский А.С. Библейская литература истекшего 1885 года на Западе//Труды Киевской духовной академии, 1886, т. IV, – С. 675–712. Царевский А.С. Происхождение и состав 1 и 2 книги Паралипоменон//Труды Киевской духовной академии, 1878, т. III, – С. 79–192, 221–275. Царевский А.С. Пятикнижие Моисея//Труды Киевской духовной академии, 1889, т. I, – С. 282–332; т. II. – С. 48–102, 171–22, 566–616. Царевский А.С. Речь пред защитой вышеупомянутого сочинения [Происхождение и состав 1 м 2 книги Паралипоменон]//Труды Киевской духовной академии, 1878, т. IV, – С. 162–167. Ч Чемен К.А. Современное состояние вопроса о происхождении и сущности ессейства: Речь перед защитой магист. дис. (Происхождение и сущность ессейства. Черкасы, 1894)//Богословский вестник. 1895. Т. 4. 11. С. 139–160. Чистович И.А. История перевода Библии на русский язык//Христианское чтение, 1872, I, – С. 385; II. – С. 648; III. – С. 71; IV. – С. 183, 3, 377. Ш

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/biblio...

Нет, поменьше нужно политики везде и во всём и побольше морального воздействия. Н. Высоцкий Тихомиров П.В. Библиография. [Рец. на: Лосский Н. О. Сборник элементарных упражнений по логике. СПб., 1908]//Богословский вестник 1908. Т. 1. 2. С. 416–420 (2-я пагин.) —416— Н. О Лосский, приват-доцент СПБ. университета. Сборник элементарных упражнений по логике. СПБ. 1908. Стр. VII, 206. Цена 70. Потребность в задачнике по логике давно сознана, и заграничная литература давно уже идет на встречу этой потребности. У нас доселе такие задачники обыкновенно давались лишь при учебниках логики (напр., Минто, Челпанова). Это, конечно, было очень удобно, когда преподаватель или сам изучающий решал пользоваться именно этим учебником. Но зато, при пользовании другим учебником, без сборника задач, нужда в последнем должна была сознаваться тем настойчивее. Не подлежит никакому спору, что без практических занятий изучение логики будет занятием почти бесполезным. Лишь навык в проверке чужих и своих рассуждений по логическим формам и схемам составляет то драгоценное приобретение, пользу которого и просто образованный человек, и ученый, и публицист не перестанут сознавать и чувствовать до конца своих дней. Когда говорят о пропедевтическом значении логики в отношении к философии, то трудно себе представить, что другое могло бы при этом иметься в виду, как не этот навык в критическом контроле всех тончайших оттенков и отношений мысли. На абстрактных высотах философской мысли, где контроль опытный в большинстве случаев невозможен, логический контроль остается единственно надежным руководством. Если же принять во внимание те многочисленные —417— практические влияния и тенденции, от которых не застраховано самое возвышенное мышление, то ценность этого контроля станет еще более понятной. Недаром Гербарт называл логику «моралью мысли», а ведь мораль без практики – только мертвое и довольно скучное знание. Педагогический опыт многих преподавателей средней школы, ведущих собеседования с учениками – по разбору литературных образцов и отрывков литературной критики, – убеждает их в громадной пользе логических схем и навыка в анализе по этим схемам.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—351— на 1903 год. Во всяком случае, „благородное соревнование“ с ним на этом поприще не может обещать ничего, кроме пользы для дела противо-раскольнической миссии. Поэтому мы с искреннею радостью приветствуем появление нового, начавшего выходить в 1903 году, специально-противо-раскольнического органа „Православный Путеводитель“. Думаем, что эти чувства разделяет и сам г. Скворцов, которому так дороги интересы и нужды миссионерского дела. С характером нового издания и содержанием первых его книжек мы надеемся познакомить наших читателей в ближайшем своём „обзоре“. И. Громогласов БИБЛИОГРАФИЯ I. Филофеев А.И. Историк новейшей формации [Рец. на:] Преображенский А. История Владимирского Епархиального женского училища за первый период его существования (1865–1879 гг.). [Владимир, 1902]//Богословский вестник 1903. Т. 2. 6. С. 352–371 (2-я пагин.) —352— Историк новейшей формации (А. Преображенский. История Владимирского епархиального женского училища за первый период его существования (1865–1879 годы). Губ. гор. Владимир. 1902). Книга г. Преображенского была представлена автором в Киевскую духовную академию в качестве магистерской диссертации. К сожалению, Совет академии не дал о ней никакого отзыва, так как, на основании указа Св. Синода от 5-го мая 1899 года за 2507, не входил даже в рассмотрение её 1509 . Никакого отзыва о труде Преображенского не появлялось по сие время и в текущей журналистике 1510 , если только не считать небольшой заметки „Церковных Ведомостей“, которая не заключает в себе оценки этой книги и написана, очевидно, лицом, некомпетентным в данной области 1511 . Интересуясь литературой о женских духовных школах в России, мы постарались ознакомиться с „Историей Владимирского епархиального женского училища“ и, в виду —353— вышеуказанных обстоятельств, нашли не излишним свои взгляды на неё высказать в печати. Считаем долгом предупредить лишь, что, не принадлежа к числу присяжных рецензентов, мы не имеем в виду предлагать всестороннего разбора книги, а намерены сделать несколько замечаний, которые могут быть полезны для читателей – не специалистов, да, пожалуй, не излишни и для самого автора.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Правда, мы видим, что, вместе с извращением смысла кровавого акта при посвящении дикарей (жертва кровью), вокруг чистой основы создалась масса частностей, деталей чисто натуралистического свойства, что служит лучшим аргументом в пользу библейской теории о физиономии современных нам дикарей. Первоначальная идея о необходимости очищения человека для вступления в народ Божий под влиянием уклонения от истинного богопочитания получила иной смысл, и вокруг неё создалась своеобразная мистико-религиозная обстановка. Н. Протасов [Автор не установлен.] К вопросу о духовной культуре в странах ислама: Библиографическая заметка//Богословский вестник 1910. Т. 1. 3. С. 488–493 (2-я пагин.) —488— По поводу и на основе работы Martin Hartmann. Zur literarischen Bewegung und zum Buch=und Bibliothekswesen in den islamischen Ländern Leipzig. Rudolf Haupt 1905. Часто приходится слышать и читать мнение, что натиск западной цивилизации на земли ислама угрожает правильному развитию восточных литератур. Скорее дело обстоит наоборот; 150 лет английского владычества в Индии настолько подняли литературную деятельность туземцев, что не может быть никакого сравнения современного положения с малою продуктивностью времен индийских радж. С тех пор, как Россия сковала в один Туркестанский край, пространством не менее целой Германии, транскаспийские земли и часть Хоразана и в Ташкенте положила центр организованного управления, здесь явились типографии для надобностей сартов, т. е. туземцев. При оценке культурного пионерства нужно помнить, что всякое начало – трудно, или что всюду, как говорят французы, il faut commencer par le commencement. Ташкентские типографии дали сравнительно лучшие образцы восточных шрифтов, чем типографские опыты твердого духом Нур-Хаггима из Янгихизара, занимавшегося тиснением своего рода восточных инкунабул в Кашгаре. И для Китайского Туркестана наступит время массового появления печатных произведений, но нужно допустить, что Ташкентские типографии и тогда превзойдут западные области Небесной Империи, как имеющие больший технический опыт.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—361— рой расстаётся с ними, храм огласился плачем, слезы не прекращались до самого выхода Преосвященного из храма. После речи Преосвященного к амвону приблизилась одна местная учительница, сказала ему благодарственную речь и поднесла от богомольцев академического храма большую икону преподобного Сергия хорошего письма и просфору. Приняв подношение, Преосвященный простился с присутствовавшими земным поклоном. Но они не оставили его и в последние минуты его пребывания в Посаде. Вечером 21 декабря, прибыв на вокзал, Преосвященный проследовал в царские комнаты, куда собрались и многие из служащих в Академии с своими семьями. Немногие минуты пребывания здесь ушли на отрадные воспоминания и добрые пожелания. При выходе из парадных комнат Преосвященный со всех сторон был окружён желавшими получить от него в последний раз благословение. Здесь были представители самых разнообразных сословий, начиная с лиц, имеющих генеральские чины, и кончая той беднотой, которая и на этот раз не оставила Преосвященного просьбами о помощи и получила, как и всегда, просимое. Поток прощавшихся не оскудевал до самого отхода поезда, и когда он тронулся, в чистом, морозном воздухе раздалось всеобщее: „ис полла эти, деспота“. М.Б. Преображенский Н.А., диак. Из очерков современного англиканства: [I. Ритуализм. II. Англиканское духовенство, его деятельность и успехи]//Богословский вестник 1904. T. 1. 2. С. 362–393 (2-я пагин.). (Начало.) —362— I. Ритуализм Настоящие очерки, содержание коих почерпается из личных наблюдений и английской прессы и литературы, представляют собой беглый обзор церковно-религиозной и научно-богословской жизни в Англии приблизительно за „последние три года и являются продолжением статей: „Свободолюбивые церковники” (Богословский Вестник, 1899 г.), „К вопросу о сближении между православием и англиканством” (Богосл. Вест. 1900) и „Современное англиканство” (Богосл. Вест. 1901 г., февраль). Общее впечатление поставлено на первом плане, и ненужные, могущие утомить читателя или показаться ему неинтересными, подробности отброшены.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Задача, которую поставил себе г. Тихомиров, осталась не достигнутой. Ему не удалось ни защитить институт ревизоров от тех нареканий, которым он справедливо подвергался особенно в последний год, ни указать верный путь к его обновлению. Наблюдение за духовно-учебными заведениями должно быть организовано в ином виде и на других началах. Оно никак не может ограничиваться одним только контролем учебного заведения, хотя бы и широко поставленным и обнимающим оценку не только педагогического персонала, но и самого учебного устава; а должно быть направлено по преимуществу на положительные задачи: на создание таких условий, которые позволяли бы преподавателям и воспитателям стоять в курсе своего дела, на широкое введение и применение в духовной школе научно-педагогического знания и всего, что может увеличить здесь педагогическую энергию и обеспечить за ней надлежащий простор и инициативу. Эти задачи окружной инспекции не по средствам. С. Шумов Спасский А.А. Библиография. [Рец. на: Болотов В.В.] Лекции по истории Древней Церкви [Под ред. А. Бриллиантова: Ч. 1: Введение в церковную историю. СПб., 1907]//Богословский вестник 1908. Т. 2. 5. С. 116–140 (3-я пагин.) —116— Названное сейчас издание идет на встречу давнишних желаний всех людей, дорожащих успехами церковно-исторического познания и глубоко чтущих память проф. В. В. Болотова , безвременная кончина которого (5 Апр. 1900 г.) в полном расцвете духовных сил была тяжким ударом для всей русской церковно-исторической науки. В последние годы своей ученой деятельности В. В. Болотов уже не был профессором одной только С.-Петербургской академии: его литографированные лекции, без сомнения, без ведома его, распространялись по всей России; приобретались студентами и профессорами академий, преподавателями семинарий и вообще всеми любителями богословского образования. Но по самому существу дела, эти лекции, расходившиеся вне стен С.-Петербургской академии, обнимали собой один – много два учебных года и поэтому знакомили читателей их с каким-нибудь одним периодом событий прошлой истории церкви. Литературный талант их автора, оригинальность и самобытность многих наблюдений и взглядов естественно вызывала у читателей вопрос, насколько далеко простирались исследования В. В. Болотова в хронологическом отношении, какие и сколько отделов древне-церковной истории захвачено было его вниманием. Предисловие, составленное преемником его по кафедре проф.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

П. К-ий Попов И.В. Библиография. Новости иностранной литературы по патрологии.//Богословский вестник 1899. Т. 1. 3. С. 496–508 (2-я пагин.) —496— 1) Die griechischen du duistluhen sdoiftsteller den ersten drei Jahrhunderte herausgegeben rou der Kirchenräter Commission der königl. preussischen Akademie der Wissenschaften. B.I. Hippolyttus Werke. Eregetische und homiletische Schriften. 1 Halfte Kommentare zum Buche Damel und die Fragmente des Kommentars des Hohenhede. (XXVI, 374). 2 Halfte. Klemereeregetische und homiletische Schriften (X, 309) Leipzig (1897 M. 18). В 1891 году при берлинской академии наук была учреждена особая комиссия, в составе, которой вошли Дильс (Diels), Дилльман, Гебгардт, Гарнак, Моммсен и др. Задача комиссии состоит в том, чтобы собрать и предложить публике в новом критическом издании все греческие перво-христианские памятники и литературные труды первых трех веков до Константина Великого . Новое издание представляет собою полную параллель давно уже предпринятому венской академией наук критическому изданию трудов западных, церковных писателей, выходящему под общим заглавием Corpus scriptorium eeelesiasticorum latinorum. Берлинское издание будет выходить под общим заглавием Griechischen christlichen Schriftsteller der ersten drei Jahrhunderte в неопределенной последовательности. В состав издания войдут все памятники христианской литера- —497— туры первых трех втков, за исключением свящ. Писания Нового Завета. Сюда относятся апокрифические евангелия и писания, ложно приписываемые апостолам, сочинения, принадлежащие перу иудеев, принятые или переработанные христианами (как напр., апокалипсисы, Сивиллы), труды писателей, принадлежавших к церкви или стоявших вне ее, как еретики. За неимением оригиналов, будут изданы сохранившиеся переводы. Комиссия надеется вместить весь этот громадный материал в 50 томах величиною в 30–40 обыкновенных печатных листов и окончить свою работу в 20 лет. Издание будет снабжено введениями, содержащими сведения библиографического характера, и подробными указателями.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Он был и оставался всегда общественным человеком, умел ценить блага внешней культуры, свободно пользовался ими и мог вполне приложить к себе известное изречение Теренция: homo sum et nihil humanum a me alienum puto. А. Спасский Добросердов А.С. Библиографическая заметка о статье г. Рункевича: Преосвященный Нижегородский Питирим в его переписке с Петром Великим (с документами Государственного Архива)//Богословский вестник 1908. Т. 3. 11. С. 487–490 (2-я пагин.) —487— Специально занимаясь личностью и деятельностью известного противораскольничьего полемиста – Нижегородского епископа Питирима, мы были обрадованы появлением о нём новой статьи с вышеприведенным заглавием, напечатанной в февральской книжке Странника. Статья, как видно из заглавия и содержания, имеет задачей осветить, при помощи архивного материала, личность и деятельность епископа Питирима. С этой целью приводятся 12 писем, заимствованных автором из Государственного Архива. Письма сопровождаются биографией Питирима и необходимыми пояснениями. После продолжительного молчания богословской литературы о столь видном деятеле Петровской эпохи это – первая статья, специально посвященная Питириму. Всякий, приступающий к чтению её, естественно, ожидает встретить в ней что-нибудь свежее, вновь открытые документы и т. п. За это, по-видимому, говорит и заглавие и подпись: автор – доктор церковной истории и приват-доцент Петербургского Университета. Но столь естественному ожиданию читателя, к сожалению, не суждено исполниться. При ближайшем знакомстве со статьей приходится не только разочароваться, но и удивиться. Дело в том, что почти 50 лет тому назад, еще в 1861–63 г. значительная часть, и наиболее важные из приводимых г. Рункевичем писем, были опубликованы г. Есиповым в его труде: «Раскольничьи Дела XVIII ст.» I–II т. 2771 Автор, повторяем, доктор церковной истории и —488— приват-доцент, следовательно с широкой осведомленностью и знанием литературных законов. Ему лучше, чем кому-либо другому, должно быть известно, что раз документы печатались раньше, то долг чести заставляет упомянуть о том или просто процитировать. Это обязательное для всех правило совершенно игнорируется г. Рункевичем. Чем объяснить подобное явление? Если бы автор напечатанием своего труда хотел дополнить существовавшие сведения, то зачем ему перепечатывать раз напечатанное?

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010