Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БИБЛИОГРАФИЯ БОГОСЛОВСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ БИБЛИОГРАФИЯ [от греч. βιβλον - книга и γρφω - пишу] БОГОСЛОВСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, информация об изданиях, относящихся к комплексу научно-богословских дисциплин. Термин «библиография» появился в Др. Греции и первоначально означал «переписывание книг». Совр. значения: 1) область научно-практической деятельности по подготовке и передаче информации о документе (рукописном, печатном или электронном); 2) продукт этой деятельности - библиографические пособия разных типов: списки, инвентарные описи, каталоги, указатели, обзоры (в этом значении термин впервые был использован в сер. XVII в. во Франции монахом кармелитского мон-ря Л. Жакобом де Сен-Шарлем (1608-1670)). В соответствии с общественными функциями библиографию определяют по видам: национальная (гос.) библиография, научно-вспомогательная, рекомендательная; по хронологическому охвату: текущая (регулярно отражающая новые издания за объявленный промежуток времени - неделю, месяц, год), ретроспективная (учитывающая все печатные издания или наиболее существенную их часть за значительный период времени - 10-летие, 100-летие), проспективная (издательские проспекты, информация о намерениях); по др. признакам: отраслевая (охватывающая издания по целой отрасли знания, науки), краеведческая, книготорговая; библиография библиографии (справочник-путеводитель по библиографическим источникам, библиография 2-й степени) и др.; по видам изданий (книги, статьи, периодические издания, ноты, карты, изопродукция и т. д.); по форме реализации информации: рукописная, печатная и электронная. Термин «Б. б. л.» принят условно. До 1917 г. терминологическая система в области библиотечно-библиографоведческих дисциплин (вместе с книговедческими) находилась в процессе становления как в России, так и в др. странах, в т. ч. и в отношении определения комплексов изданий, к к-рым могло быть применимо понятие «отраслевая библиография». Система специализированных пособий (тематических, предметных, специальных и проч.) формировалась стихийно, а пособия т. н. «Общей библиографии» (по всем отраслям знаний или гуманитарной направленности) включали произведения печати (и информацию о них) религ. содержания.

http://pravenc.ru/text/149151.html

Л.Ф. Шеховцова, Ю.М. Зенько Скачать epub pdf Приложение. Избранная библиография по психологии религии и религиозной психологии Примечания: В раздел «Христианство и психология» входят как собственно богословские работы, по разному рассматривающие психологические проблемы (в том числе, и современные психологические направления и методы), так и работы современных психологов, обратившихся к изучению христианства; но туда не включена критическая литература советского атеистического периода. Литература раздела «Психология и религия» имеет смешанный характер и включает в себя и психологические работы о разных религиозных направлениях, и религиозные работы психологического характера; те из них, которые по нашему мнению требуют наиболее критического подхода, помечены двумя минусами в конце (--). Список литературы постоянно обновляется, поэтому, если нужная литература не нашлась в данной библиографии, можно обратиться за ее более полной версией по адресу: zenko_ y@ mail.ru. Кроме того, мы будем благодарны всем приславшим свои пожелания, замечания и, в особенности, дополнения к данной библиографии. Христианство и психология Абеляр Петр. Этика, или познай самого себя//Человек. 1995, 3, с.54–67; 4, с.77–92; 5, с.89–107. Августин Аврелий . Беседы души с Богом. М.: Фонд содействия образованию XXI века, 2002 (3-е изд. Сергиев Посад: Св.-Тр. Серг. лавра, 1900; 2-е изд. М.: Св.-Тр. Серг. лавра, 1883). Августин. О бессмертии души//Его же. Творения. 2-е изд. Ч. 2. Киев, 1905, с.299–326. Августин блаж. О бессмертии души//Его же. Творения. Т. 1. СПб., Киев, 1998, с.373–393. Августин. О количестве души//Его же. Творения. 2-е изд. Ч. 2. Киев, 1905, с.327–418. Августин блаж. О количестве души//Его же. Творения. Т. 1. СПб., Киев, 1998, с.183–264. Августин Аврелий . О свободе воли. Книга вторая//Антология средневековой мысли. Теология и философия европейского Средневековья. Т. 1. СПб., 2001, с.25–65. Авдеев Д. А. В помощь страждущей душе. Опыт врачебного душепопечения. М.: Pycckiй Хронографъ, 2000 (переизд.: М.: Pycckiй Хронографъ, 2001).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

языке. В 30-х гг. XIX в. списки текущих публикаций на основе обязательного экземпляра печатались в «Библиографических листах» (1825, изд. П. И. Кеппеном), в 1837 г. возродились в виде «Указателя вновь выходящих книг» в «ЖМНП», просуществовавшего до 1855 г. Гос. регистрация печатной продукции перешла в руки Главного управления по делам печати и была реализована в газ. «Правительственный вестник» с 1869 по 1902 г., с 1907 г. до наст. времени издается «Книжная летопись». Потребность в создании отраслевого библиографического указателя религ. печати осознавалась уже в посл. трети XIX в.: библиографии богословской, церковно-исторической и религиозно-нравоучительной лит-ры были посвящены «Листок духовной библиографии и журналистики» (К., 1872-1875) и «Богословский библиографический листок» (К., 1883-1916). В нач. ХХ в. К. М. Поповым (МДА) была предпринята попытка создать обобщающий текущий указатель «Новости богословской литературы» (Серг. П., 1904-1906. 4 вып.), содержавший информацию о книгах и статьях, опубликованных на всей территории России. Книготорговая и книгоиздательская библиография Во 2-й пол. XVIII в. активность книготорговли в Москве и С.-Петербурге вызвала к жизни «росписи» (списки) продаваемых книг. Они появились в лавке московской Синодальной типографии (12 росписей за разные годы), лавках книгопродавцев Глазунова (11 росписей) и В. С. Сопикова (8 росписей); учтенные в «росписях» книги иногда не попадали в позднейшие сводные ретроспективные указатели. Этот вид библиографической информации выходил до 1917 г. Богословские издания в частной книготорговле составляли 30-40% от общего числа книг, каталоги этих магазинов не являются исчерпывающими по своей тематике, однако в значительной степени отвечают на библиографические вопросы в пределах своего хронологического периода и даже восполняют лакуны ретроспективных указателей. Каталоги магазинов А. Ф. Базунова охватывают издания с 1825 по 1869 г. (приб.: 1870-1875), М. О. Вольфа с 1830 по 1880 г., А. С. Суворина с 1876 по 1901 г.

http://pravenc.ru/text/149151.html

Доцент А.П. Шостьин в «Богословском Вестнике» напечатал окончание статьи: «Личность в иезуитизме». Доцент А.П. Голубцов в «Богословском Вестнике» напечатал статью: «Церковно-археологический музей при Московской Духовной Академии» (1895, апрель, май). Доцент А.И. Введенский в «Богословском Вестнике» напечатал две библиографических заметки: «Сомнительная помощь самообразованию» и о книге протоиерея Н. Елеонского : «Краткие записки по Основному Богословию», и статью: «Учение Канта о пространстве». Доцент В.Н. Мышцын в «Богословском Вестнике» напечатал статью: «Нужен ли нам греческий перевод Библии при существовании еврейского подлинника» (1895 г. февраль, март). И. д. доцента С. С. Глаголев напечатал следующие статьи: в «Богословском Вестнике»: 1) «Конец Земли» (окончание) (1894, ноябрь). 2) «Религиозный дальтонизм в изящной литературе» (1894, декабрь). 3) «Старокатолический богословский журнал» (1895, февраль, март), 4) Третий международный конгресс католических ученых» (1895, май); в журнале «Русское Обозрение» – рецензию на «Историю новой философии» Фалькенберга в рус. переводе —37— (1894 г. декабрь); в газете «Русское Слово» поместил статьи: «Будущее человечества 10–17)», «споры ученых о родине арийцев» 24–31), «о происхождении жизни» 51–58), «полярные сияния» 65), «дикари» 72). Там же помещал и иные научные сообщения и заметки. И. д. доцента А.А. Спасский напечатал в «Богословском Вестнике» библиографическую заметку «Английское издание церковной истории Сократа» (1895 г. январь), закончил обработкой и начал печатанием диссертацию на соискание степени магистра богословии под заглавием: «Историческая судьба сочинений Аполлинария Лаодикийского с кратким предварительным очерком его жизни». И. д. доцента И.М. Громогласов напечатал в «Богословском Вестнике» статью (пробную лекцию) «О сущности и причинах русского раскола, так называемого старообрядства» (1895, апрель, май). И. д. доцента П.В. Тихомиров напечатал следующие статьи: 1) в «Богословском Вестнике»: «Опыты обоснования теизма в новейшей английской философской литературе»; в «Византийском Временнике»: «Новое исследование по старому вопросу» (критическая заметка на книгу Krampe, Philopatris, ein heidnisches Konventikel des sibenten jahrhunderts zu Konstantinopel) и в «Вопросах философии и психологии» три библиографических статьи.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

10. Имяславие Русский исихазм: Спор об Имени и его уроки Религиозное движение, известное под названием имяславия – или имеславия, как считал правильным называть его о. Павел Флоренский – после долгого забвения, в постсоветской России стало предметом активного интереса. Вначале плодами этого интереса служили лишь небольшие работы, напоминавшие заново детали происходивших событий и дискуссий; однако довольно скоро начали появляться и попытки более цельного охвата истории движения и более глубокого анализа его идей. Изучение имяславия постепенно становится всесторонним; составлена хроника движения (см. 10 .763), публикуются связанные с ним мемуары, сборники материалов, проводятся обсуждения его разнообразных аспектов (богословских, лингвистических, философских и др.). Создание современной научной базы для понимания явления делает заметные шаги, и процесс этот, несомненно, требует также и появления сводной библиографии имяславия. Вместе с тем, такая библиография составляет и необходимую часть библиографии русского исихазма – ибо, как бы ни относиться к имяславию, заведомо невозможно отрицать фактическую принадлежность этого движения к истории исихастской традиции. Напомним вкратце исторические и идейные очертания имяславческого эпизода. В 1907 г., в северокавказском городке Баталпашинске выходит в свет книга схимонаха Илариона «На горах Кавказа» (см. 10 .284, полное название более пространно), посвященная Иисусовой молитве. Не сразу по выходе, но постепенно читатели книги обратили внимание, что в ней, кроме обычных предметов аскетической литературы – передачи и обсуждения молитвенного опыта – имеются богословские положения, выходящие за рамки опыта и утверждающие особый догматический и онтологический статус Имени Божия, его внутренне соприсущную, неотторжимую Божественность и его исключительную роль высшего предмета поклонения в христианском культе. В 1909–10 гг. среди русских иноков на Афоне, где всего более читалась книга, завязывается полемика по поводу этих положений, появляются их сторонники и противники.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

В. В. Симонов Раздел 2. Отечественная историография общей истории Церкви Глава 1. Библиографические и справочные издания Первые библиографические и биобиблиографические издания, связанные с русской литературой (в том числе богословской), появились в XVIII в. В 1768 г. в Лейпциге на немецком языке (французский перевод – 1771 г.) опубликован словарь «Известие о некоторых русских писателях...», содержащий информацию о 42 русских авторах; он был составлен, как полагают некоторые исследователи, известным актером, переводчиком и поэтом, одним из образованнейших людей своего времени Иваном Афанасьевичем Дмитревским (1734/1736–1821). (В числе возможных авторов называли также A.A. Волкова, С.Г. Домашнева, В.И. Лукина, П.Я. Штелина и др. 1262 ) В 1772 г. русский просветитель, писатель и книгоиздатель Николай Иванович Новикóв (1744–1818) напечатал свой «Опыт исторического словаря о Российских писателях», где содержатся сведения о 317 авторах (в основном XVIII в.). В 1801 г. увидел свет «Пантеон Российских авторов» (4 тетради в лист по 5 портретов, с текстом историка Н.М. Карамзина ), опубликованный коллекционером, библиофилом и издателем Платоном Петровичем Бéкетовым (1761–1836); в книгу вошли 20 портретов, сопровождаемых биографическими очерками. В 1776 г. археограф, управляющий Московским архивом Коллегии иностранных дел, член Российской академии (1808) Николай Николаевич Бантыш-Камéнский (1737–1814) описал около 900 отечественных книг и журнальных статей по всем отраслям знания «во благо старательных юношей» (из них 64 – по богословию) в приложении к учебнику риторики И.Ф. Бургиуса 1263 ; описание носило название De notitia librorum Rossicorum, systematice expositorum («Описание российских книг, систематически расположенных») 1264 . Продолжение этой работы, имевшее целью дать полный указатель русской печатной продукции, было опубликовано посмертно и частично 1265 . Нижегородский епископ Дамаскúн (Семёнов-Руднев) (1737–1795), издатель сочинений М.В. Ломоносова (M., 1778) и Феофана Прокоповича (Гота, 1772), составил указатель, охватывавший русские книги с 1517 по 1785 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Итоговое значение для развития европ. библиографии средневековья и Возрождения имел выход указателя швейцар. ученого-естествоиспытателя, хирурга, филолога-эллиниста К. Геснера «Всеобщая библиотека» ( Gesner C. Bibliotheca universalis. Turigi [Zürich], 1545-1555. 4 t.). В указатель вошли предшествующие своды блж. Иеронима, еп. Геннадия, Иоанна Тритемия, «Библиотека» Патриарха Фотия, «Суда» и др. В этом издании греч. авторы учтены с большей тщательностью, чем лат. «Всеобщая библиотека» выстроена в алфавите авторов и их сочинений на лат., греч. и евр. языках (живые языки отсутствуют), даны краткие биографические сведения об авторах; в печатных изданиях указываются выходные данные (место, издатель, год изд.); к каждому тому прилагается вспомогательный указатель. Протестант Геснер включил в свою «Библиотеку» множество (по его выражению) «невежественных книг» монахов и им подобных «грубых» писателей-католиков, поставив принцип информационной объективности выше конфессиональных убеждений. Теологии посвящена ч. 3-я 2-го тома, именуемого «Пандектами». Всего указатель содержит ок. 15 тыс. наименований сочинений ок. 5 тыс. авторов - от античности до сер. XVI в. В XVII-XVIII вв. составлялись преимущественно универсальные указатели церковной лит-ры, без хронологических, языковых или тематических ограничений. Ранними памятниками общей ретроспективной библиографии являются: Bellarmino F. R. De Scriptoribus ecclesiasticis (R., 1613), Lipen M. Bibliotheca realis theologica (Francoforti, 1685. Hildesheim, 1973r. 2 vol.), Dupin L. E. Nouvelle bibliothèque des autheurs ecclésiastiques (P., 1691-1715. 19 t.), Ceillier R. Histoire générale des auteurs sacrés et ecclésiastiques (P., 1729-1763. 23 t.). Универсальные ретроспективные указатели церковных изданий выходили и в более позднее время, напр., не утратившие до наших дней своего значения: Hurter H. Nomenclator litterarius recentioris theologiae catholicae (Innsbruck, 1892-1899. 4 t.; 19264. 5 t.), Hurst J. F. Literature of Theology (N. Y.; Cincinnati, 1896), в т. ч. универсальные указатели рекомендательного характера, напр., «Что читать о мировых религиях» (A Reader " s Guide to the Great Religions/Ed. by C. J. Adams. N. Y.; L., 19772). Однако в целом указатели христ. изданий стали ограничиваться хронологическими, языковыми, жанровыми, конфессиональными и проч. рамками уже с XIX в.

http://pravenc.ru/text/149151.html

Важным этапом приближения К. к арабо-христ. тематике стало полученное им (по рекомендации Тураева) предложение от редактора ж. «Византийский временник» взять на себя составление полугодовой периодической библиографии по арабо-христ. лит-ре. За 1906-1908 гг. он подготовил 2 таких обзора, содержащих ок. 80 маленьких рецензий, а в 1909 г. отказался от этой работы из-за опозданий с печатанием обзоров (по вине редакции): «Ведь при таких условиях совершенно теряется самое значение библиографии, а в Западной Европе ее легко могут счесть за пережевывание их отчетов» ( Шаров А. В. Из переписки И. Ю. Крачковского с Б. А. Тураевым//ХВ. 2009. Т. 5(11). С. 11). Опыт библиографической работы дал К. возможность познакомиться с основными современными ему исследованиями о христ. Востоке и наметить для себя основные линии собственного исследования арабо-христ. лит-ры. Определяя направление своих буд. занятий в небольшой экзаменационной работе 1907 г., он исключил из понятия «арабо-христианская литература» всех авторов-христиан, чьи произведения ничем не отличаются от общеараб. (преимущественно мусульманской) литературы в средние века и в Новое время. Рассматривая в собственно христ. лит-ре 2 группы жанров - исторические и богословские произведения, К. подчеркивал важность переводов (с греч., сир., копт., лат. языков), особенно в тех случаях, когда подлинники утрачены, и значение легенд, апокрифов, притч и т. п., дающих материал как для понимания «внутренней жизни» христиан Востока, так и для изучения мировой лит-ры и фольклора, в частности «бродячих» сюжетов. К. указывал и на особое значение арабо-христ. лит. памятников в лингвистическом аспекте, поскольку они не свидетельствуют о «безграмотности» авторов-христиан, а отражают живой язык своего времени, не скованный кораническими нормами, и представляют тем самым ценный материал для истории араб. языка. Этот подход нашел отражение в целом ряде рецензий на научные публикации как арабоязычных, так и зап. авторов, в частности Г. Графа (ЗВОРАО. 1907. Т. 17. Вып. 4. С. 0198-0207).

http://pravenc.ru/text/2458991.html

Библиография. Нравственная философия Вл. С. Соловьева [Рец. на:] Соловьев В. С. Оправдание добра. 2-е изд. М., 1899 Источник Недавно вышла вторым изданием, появившаяся в 1897 году, книга Владимира Сергеевича Соловьёва – «Оправдание Добра». В нашей духовной литературе появление этой книги, кажется, прошло незамеченным. Между тем, она, несомненно, заслуживает внимания со стороны людей, интересующихся вопросами философского и богословского характера. Книга г. Соловьёва представляет собою, если не ошибаемся, первый русский курс философской этики. Интересы научной этики сами по себе уже так близки для христианского богословия, что всякий научный труд, поставляющий себе задачей философское обсуждение нравственных вопросов, имеет право на внимание со стороны представителей богословской мысли. Но о труде г. Соловьёва это нужно сказать по преимуществу. Обоснование нравственности у него, как увидим, настолько тесно связано с основными вопросам религии, что автор «Оправдания Добра» является почти в такой же мере представителем рационального богословия, в какой и философом. Всё это даёт нам право думать, что для читателей нашего журнала будет не безынтересно поближе познакомиться с содержанием и характером книги В. С. Соловьёва. «Собственный предмет нравственной философии, по словам г. Соловьёва, есть понятие добра: выяснить всё, что разум, возбуждаемый опытом, мыслит в этом понятии, и тем самыми дать определённый ответь на главный вопрос: о должном содержании или смысле нашей жизни, – такова задача этой философской науки». Сама по себе, идея добра существует гораздо раньше нравственной философии. В зачаточном виде мы находим её на всех ступенях жизни, не исключая самых низших, где она проявляется в способности различать приятное, желательное и полезное от неприятного, нежелательного и вредного. Эта способность давать предметам известную оценку у животных связана с единичными ощущениями и представлениями, человек же в данном случае возвышается до общего разумного понятия или идеи добра и зла. Все люди признают добро в качестве постоянной и всеобщей нормы жизни, но далеко не все ищут и видят добро, в чём следует его видеть и искать, в чём оно заключается действительно. Вследствие этого идея добра, «постоянно сохраняя универсальность своей формы,» весьма часто «лишена соответствующего ей действительного содержания». Разумное сознание человека по мере своего развития устраняет последний недостаток, сообщая формальной нравственной идее достойное её содержание. «При известной степени ясности, раздельности и систематичности этот процесс человеческого сознания, вырабатывающий истинное содержание нравственности, становится нравственною философией или этикой. "

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Gorode...

В «Саратовском духовном вестнике» за 1907 г. некто О.Е.В. опубликовал «Указатель книг и статей в богословской литературе по вопросу о социализме» , обращённый к «блюстителям веры и благочестия», дабы те не были «безучастными зрителями распространения социализма». 29 Хотелось бы обратить внимание на еженедельное издание Киевской духовной семинарии «Руководство для сельских пастырей» (1860–1917). Здесь публиковались подробные библиографические обзоры и рецензии на новые книги. Сельских священников знакомили не только с проповеднической и богословской книгой, но и анализировали состояние светской литературы, обращали внимание на фольклорные и этнографические темы. Вот некоторый перечень обзоров, публиковавшихся в «Руководстве»: «Понятие некоторых современных публицистов о религии», «Взгляды светской литературы на духовенство», «Типы пастыря Церкви в произведениях наших беллетристов» и пр. На страницах еженедельника разбирались произведения Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, М. Горького и мн. др., рецензировались очерки С. Максимова «Бродячая Русь», сборник украинских заклинаний П. Ефименко, работа И. Калинникова «Церковно-народный месяцеслов на Руси». Надо отметить, что рубрику «Проповедническое обозрение» в издании вёл писатель, в прошлом воспитанник Киевской духовной академии, Г.О. Булашев, а «Обозрение духовной журналистики» библиограф, скрывший своё имя под литерой Z. В качестве приложения к «Руководству» с 1886 г. издавался «Богословский библиографический листок» . Было издано также два указателя статей за 1860–69 гг. и 1870–81гг. К концу XIX в., отмечают историки, состояние текущей государственной библиографической регистрации находилось в неудовлетворительном состоянии. Научная и библиографическая общественность поднимала вопрос о необходимости реформы текущей государственной регистрации. В 1900 г. при Академии наук была образована комиссия по упорядочению регистрации произведений печати. Но лишь в июле 1907 г. Главное управление по делам печати начало издавать «Книжную летопись» – еженедельный орган текущей государственной библиографии. Редактировал журнал библиограф А.Д. Торопов. В задачу «Книжной летописи» входили следующие направления библиографической деятельности: 1. Текущий библиографический учёт книг и периодических изданий, выходящих на территории Российской империи;

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/k-vopr...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010