Сибирское отделение: Ист. очерк. Новосиб., 2007; Справочник по адм.-территориальному устройству Новосибирской обл., 1937-2006 гг. Новосиб., 2007; Аграрные преобразования и сельское хозяйство Сибири в XX в.: Очерки истории/Отв. ред.: В. А. Ильиных. Новосиб., 2009; Нашей истории строки: Ист. хроника адм.-территориальных единиц Новосибирской обл. 1937-2012 гг. Новосиб., 2012. В. И. Молодин, Э. П. Р. Религия Большинство верующих в Н. о.- православные. К сент. 2018 г. в Н. о. зарегистрированы 262 религ. орг-ции, из к-рых 126 представляют РПЦ (входят в Новосибирскую митрополию ). Имеется 3 организации старообрядцев, 1 приход Московской архиепископии Российской православной кафолической церкви, 10 орг-ций католиков, 1 - Армянской Апостольской Церкви , 96 - протестантов, 15 - мусульман, 1 иудейская община, 5 буддийских орг-ций (в т. ч. 2 - Кармы-кагьюпы), 2 - международного об-ва «Сознание Кришны» , 1 - бахаитов, 1 - внеконфессионального Российского библейского об-ва (Сибирское отд-ние). Русская Православная Церковь Православие на территорию Н. о. было принесено в кон. XVI в. рус. переселенцами. До 1-й пол. 30-х гг. XIX в. приходы региона находились в юрисдикции Тобольской и Сибирской епархии (см. Тобольская и Тюменская епархия ). В XVIII в. происходило строительство церквей. В 1708 г. в Умревинском остроге возведена одна из первых в Новосибирском Приобье церквей - во имя Трех святителей, в нач. 80-х гг. XVIII в. ее перенесли в с. Ояшинское на Московском тракте (ныне Ояш Болотнинского р-на), куда переместился центр местной администрации. Одновременно с постройкой Бердского острога в нем в 1716 г. была сооружена небольшая деревянная ц. в честь Сретения Господня. В нач. XIX в. здание сгорело, в 1808 г. было отстроено кирпичное здание. В 1719 г. на территории Чаусского острога появилась ц. во имя прор. Илии. К посл. четв. XVIII в. острог со слободой превратился в большое село, где в 1799 г. образовался новый приход - при ц. в честь Богоявления. В 1743 г. на территории Каинского форпоста построен деревянный храм, освященный в 1751 г. в честь Нерукотворного образа Спасителя. В 1787-1804 гг. возведен каменный собор. Вместе с основным комплексом построек Сузунского медеплавильного завода возведена и в 1771 г. освящена деревянная ц. в честь Вознесения Господня, к-рая в дальнейшем не раз перестраивалась. Во 2-й пол. XIX в. Сузун стал одним из центров иконописания в Сибири. Сузунские иконы получили широкое распространение во многом благодаря Сузунской Никольской ярмарке, ставшей к сер. XIX в. крупнейшей в Зап. Сибири.

http://pravenc.ru/text/2577869.html

Текст М. к. и в др. изданиях (Московская Библия 1661 г. и Елизаветинская Библия 1751 г.) следует Острожской Библии; с незначительными с т. зр. содержания изменениями он входит и в совр. издания Библии на церковнославянском языке. В XIX в. М. к. были переведены на рус. язык в 3-й раз. Вопрос о переводе на рус. язык Свящ. Писания был поставлен в 1813 г., после основания Русского библейского об-ва. В 20-х гг. XIX в., после выхода из печати НЗ, начинается перевод книг ВЗ, однако в апр. 1826 г. по указу имп. Николая I деятельность об-ва была прекращена, и перевод М. к., последних в ВЗ, осуществлен не был. Работа по созданию Библии на совр. рус. языке возобновилась в 1860 г., после создания специального комитета при СПбДА. К работе привлекались также ученые Московской и Киевской Духовных Академий. Перевод книг ВЗ делался с древнеевр. подлинника с использованием греч. текста и латинского в переводе блж. Иеронима. В 1873 г. еп. Порфирий (Успенский) публикует свой перевод на рус. язык 4 М. к.: в 3-м номере ТКДА за 1873 г. вышла 1 Макк, в 9-м номере - 2 Макк, в 11-м - 3-4 Макк. Однако по утвердившемуся составу в полную Библию на рус. языке были включены лишь 1-3 Макк, а перевод 4 Макк остался лишь в издании еп. Порфирия (Успенского). В 1876 г. вышло в свет 1-е издание полной Библии на совр. русском языке, известное как Синодальное. Т. о., в совр. обиходе в составе Библии на церковнослав. и рус. языках читаются 1-3 Макк. Совр. правосл. Церковь продолжает почитать Маккавеев 1(14) авг. Служба им озаглавлена «Память святых седми мученик Маккавей и матере их Соломонии, и учителя их Елеазара», стихира мученикам традиционно начинается: «Закона верх, седмию столпы возвышен, мучительство не поколеба, ибо скотский гонителя гнев мужески претерпеша, тело предавше секущим, благороднии юноши и братия, Моисейским преданием хранителие...» (Минея (МП). Авг. Ч. 1. С. 5-6). Тропарь (нач.: «Болезньми святых, имиже о Тебе пострадаша, умолен буди, Господи...») и кондак (нач.: «Премудрости Божия столпи седмочисленнии и Божественнаго Света светильницы седмосвещнии, Маккавеи всемудрии...») входят и в совр.

http://pravenc.ru/text/2561524.html

Иван Дмитриевич (21.06.1867, с. Малиново Ливенского у. Орловской губ.- 28.06.1927, Ленинград), историк Церкви, византинист, переводчик. Род. в семье священника, окончил Орловскую ДС и МДА (1892). С 3 июня 1893 г. преподаватель философских предметов в Таврической ДС. С 25 нояб. 1895 г. магистр богословия, за магистерскую дис. «Константинопольские Патриархи от времени Халкидонского собора до Фотия» удостоен Макария (Булгакова), митр., премии . С 4 сент. 1895 г. работал в МДА, в 1895/96 г. помощник инспектора, с 29 янв. 1896 г. доцент по кафедре новой гражданской истории, с 8 дек. 1899 г. экстраординарный профессор, в 1898-1900 гг. лектор англ. языка. С 1899 г. сотрудник изд-ва Брокгауза и Ефрона, редактор отдела богословия и церковной истории НЭС, где поместил более 250 статей по библеистике, церковной истории и богословию. В 1902 г. был в научной командировке в К-поле, в Русском археологическом ин-те; в 1903 г.- во Франции. С 30 нояб. 1906 г. редактор ж. «Богословский вестник» , в к-ром большое внимание уделял вопросам церковных преобразований: реформе духовной школы, проблеме отделения Церкви от гос-ва и восстановления Патриаршества; выступал за активное участие мирян в церковных делах. С 10 нояб. 1907 г. исполняющий должность экстраординарного профессора С.-Петербургского ун-та по кафедре истории Церкви, с 17 мая 1910 г. по 26 авг. 1911 г. проректор, с 15 нояб. 1916 г. исполняющий должность ординарного профессора. Читал курс по истории Церкви на Высших жен. историко-лит. и юридических курсах, Высших курсах Лесгафта, в Психоневрологическом ин-те. В 1916-1917 гг. сотрудник ж. «Церковь и жизнь» . В 1917 г. избран членом Поместного Собора РПЦ 1917-1918 гг ., но сложил полномочия по состоянию здоровья. С 1 окт. 1918 г. профессор по кафедре истории Петроградского ун-та, в 1919-1920 гг. зав. кафедрой общественных наук. В 1923-1925 гг. командировался от ун-та в губернский суд в качестве эксперта по делам об освобождении от военной службы по религ. убеждениям. 30 сент. 1924 г. освобожден от преподавания в связи с сокращением университетской программы и ликвидацией читаемых курсов. Работал архивистом 2 отд-ния IV секции Главархива. В 1925-1927 гг. профессор Высших богословских курсов в Ленинграде по кафедре апологетики. 9 окт. 1926 г. прочитал актовую речь «Христос как миф по взгляду современной библейской критики». Среди сослуживцев по курсам сделал доклад «Проблема исторического существования Христа», рецензировал магистерские диссертации протоиереев М. Митроцкого и Н. Чепурина , кандидатское сочинение мон. Дамианы (Соболевой).

http://pravenc.ru/text/115168.html

Британское и иностранное библейское об-во (см. в ст. Библейские общества ), основанное в 1804 г. и вскоре ставшее основным издателем Библии в Англии, печатало только Библии без апокрифов. Постепенно под влиянием Британского библейского об-ва к изданию Библии без апокрифов обратились также и др. библейские об-ва. К кон. ХХ в. протестантские Библии выходили преимущественно без апокрифов. Дискуссии о неканонических книгах Ветхого Завета в греческой Церкви Нового времени Греч. богословы Нового времени также оказались втянутыми в спор католиков с протестантами. При этом одна часть греческих богословов испытывала влияние протестант. теологии, другая (большая) - скорее католической. Неопределенность в отношении спорных книг канона ВЗ, характерная для восточного богословия предшествующего периода, не могла удовлетворять ни тех ни других. Наиболее явно влияние протестант. богословия выражено в «Исповедании веры» К-польского патриарха Кирилла I Лукариса (1629), где он, в частности, говорит: «Число канонических писаний веруем и признаем то самое, которое определил Лаодикийский Собор и доселе исповедует кафолическая православная Христова Церковь, просвещаемая Святым Духом. Те же книги, которые называем апокрифами, не получили, ради сего наименования, авторитета и одобрения от Святого Духа» (цит. по: Юнгеров. 2003. Т. 1. С. 106). Наименование неканонических книг «апокрифами» явно указывает на влияние протестант. терминологии. В отличие от прп. Иоанна Дамаскина и др. отцов, считавших неканонические книги «назидательными и прекрасными», Кирилл Лукарис отказывает им в каком бы то ни было авторитете. «Исповедание веры» Кирилла Лукариса осуждалось на Соборах: К-польском 1642 г., Ясском 1642 г., К-польском 1672 г. и Иерусалимском 1672 г. По проблеме К. б. наиболее резко высказывались отцы Иерусалимского Собора: «Следуя канону кафолической Церкви, называем Священным Писанием все те книги, которые признаны Лаодикийским Собором, а равно и те, которые Кирилл неразумно и злостно назвал апокрифами: Премудрость Соломона, книгу Иудифь, Товию, историю дракона и Сусанны, Маккавейские и Премудрость Сираха. Их признаем наравне со всеми другими книгами неизменной и действительной частью Священного Писания… И все, что всегда, всеми Соборами, древнейшими в кафолической Церкви, и знаменитейшими богословами, счисляется и включается в Священное Писание,- все то и мы считаем каноническими книгами и признаем Священным Писанием» (цит. по: Там же. С. 107-108). Признавая книги, отсутствующие в евр. каноне, Свящ. Писанием и каноническими книгами, Иерусалимский Собор порывает с традицией вост. отцов ограничивать число канонических книг евр. каноном.

http://pravenc.ru/text/1470227.html

Первые выпускники пресвитерианской семинарии. Фотография. Нач. ХХ в. Первые выпускники пресвитерианской семинарии. Фотография. Нач. ХХ в. Первые протестант. миссионеры основывали храмы, организовывали религ. и просветительские об-ва, открывали больницы, б-ки, создали типографию, издавали религ. лит-ру. В 1891 г. было создано Общество по распространению религ. лит-ры среди местного населения. Оно объединяло всех иностранных миссионеров в К. и существовало на средства, получаемые из Великобритании и США. В кон. XIX - нач. XX в. миссионеры издавали журналы «The Korean Repository» и «The Когеап Review». В 1899 г. открылось Библейское об-во. В том же году англикан. церковь начала выпускать ежеквартальный журнал. В 1903 г. было создано отд-ние Международной ассоциации молодых христиан. Программа деятельности этой организации включала и социально-политические вопросы, решение которых было призвано способствовать пробуждению нации. Разнообразная просветительская деятельность иностранных миссионеров влияла на формирование нового миропонимания и духовного мира корейцев. Местная молодежь знакомилась с кодексом буржуазно-демократических свобод, общественным устройством зап. гос-в. Большинство идеологов возрождавшегося корейского национализма и борцов против япон. колониальных властей были приверженцами «западной веры», принявшими протестантизм. В их числе - Со Джэ Пхиль, Ан Чхан Хо, Ли Сан Джэ, Юн Чхи Хо и др. основатели Клуба независимости. Миссионерская деятельность не прекращалась и в условиях усиления япон. влияния. В 1905 г. миссионеры из США, Великобритании и Франции провели конференцию по изучению Библии. В 1909 г. протестант. об-ва объединились и объявили о начале движения «Миллион душ для Христа», имевшего ярко выраженную общественно-политическую направленность. Проведение иностранными миссионерами благотворительных программ наряду с гуманитарными целями содействовало реализации политических и экономических планов правительств соответствующих стран. Однако позиции миссионеров и офиц. властей не всегда совпадали. Напр., амер. миссионеры выступали на международной арене в защиту независимости К. и против агрессии Японии. После аннексии К. в 1910 г. мн. иностранные миссионеры различными способами помогали корейскому освободительному движению, среди лидеров к-рого преобладали выпускники учебных заведений при христ. миссиях. Известно множество фактов преследований корейских христиан после 1910 г. как по политическим, так и по религ. мотивам.

http://pravenc.ru/text/2057272.html

1891. 19. С. 12). К. участвовал в восстановлении некоторых памятников ( Шуамта , Кватахеви, др. мон-ри Шида-Картли), спас от гибели множество рукописей и церковных святынь (иконы, предметы утвари и т. д.), найденных им в полуразрушенных мон-рях. Он нашел и передал музею Историко-этнографического об-ва (позже - Церковный музей) 96 рукописей. К. обнаружил и выкупил неск. списков свода груз. летописей «Картлис Цховреба» и соч. «Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели . В 1896 г. К. вошел в состав комитета Тифлисского древлехранилища при тифлисском Сионском кафедральном соборе (см. Тбилисский Сиони ). Он был пожизненно избран членом братства св. ап. Андрея Первозванного при Тифлисской ДС. 9-16 мая 1897 г. К. сопровождал экзарха Грузии сщмч. Владимира в поездке по Картли, во время к-рой они посетили 49 церквей, знакомил архипастыря со святынями ГПЦ. К. оперативно составил и опубликовал записки о поездке, снабдил их научными комментариями. Хроника, напечатанная в «Духовном вестнике Грузинского Экзархата» , позволяет судить о том, что К. регулярно сослужил экзарху (ДВГЭ. 1897. 20. С. 27; 24. С. 13; 1898. 5. С. 22 и др.). Нек-рое время К. был председателем груз. Библейской комиссии. Как исследователь старины он был хорошо известен в российских научных кругах, являлся членом Московского археологического об-ва (1897-1899) и редколлегии Православной богословской энциклопедии (1900-1911), в к-рой было опубликовано неск. его статей. Плодотворно сотрудничал К. и со следующим экзархом, архиеп. Флавианом (Городецким) (21 февр. 1898 - 10 нояб. 1901), сослужил ему и сопровождал его в поездках (ДВГЭ. 1898. 9. С. 10; 15. С. 15; 16. С. 19; 1899. 219. С. 15-16 и др.). 10 мая 1898 г. К. по определению Синода 1231 от 3-9 апр. был возведен в сан архимандрита (Там же. 11. С. 2; 12. С. 2). 22 авг. 1898 г. во исполнение указа императора от 27 июня в тифлисском кафедральном соборе экзархом Грузии архиеп. Флавианом в сослужении епископов Гурийско-Мингрельского Александра (Окропиридзе) и Горийского сщмч. Леонида (Окропиридзе ; впосл. католикос-патриарх Грузии) К. был хиротонисан во епископа и назначен на кафедру Алавердского викариатства Карталино-Кахетинской епархии Грузинского Экзархата (ДВГЭ. 1898. 16. С. 1; Натроев. ДВГЭ. 1898. 17. С. 8); он окормлял грузинские исторические провинции Кахети и Кизики. За короткое время К., лично покрыв все издержки, обновил кафедральный Алавердский собор , увеличил число церковноприходских школ с 6 до 21 ( Мельникова. 2012. С. 64). В 1901 г. постановлением Синода за успешную деятельность в епархии К. был награжден орденом св. Анны 2-й степени (Цнобис пурцели (Информ. листок). Тифлис, 1900. 190). 12 авг. 1900 г. К. был назначен архиереем Горийского викариатства Карталино-Кахетинской епархии Грузинского Экзархата. На свои средства К. основал приходские школы и библиотеки-читальни в Ванати, Квемо-Никози и др. селах. Служение во внутренних российских епархиях

http://pravenc.ru/text/1840501.html

из шотландцев, работавших в компании Pacific Steam Navigation Co. В 1864 г. по распоряжению основателя компании У. Уилрайта (1798-1873) в порту Кальяо была построена деревянная церковь, ставшая 1-м протестантским храмом в П. Первую попытку основать собственно методистскую церковь в П. предпринял У. Тейлор (1821-1902), направленный из США Советом миссий Методистской епископальной церкви (ныне в составе Объединенной методистской церкви). В 1877 г., незадолго до прекращения здесь работы Южноамериканского миссионерского об-ва, он прибыл в Кальяо и возобновил службы в построенной англиканами часовне. Он также основал миссии в др. городах, но вскоре они были закрыты. В 1887 г. прекратила работу и миссия в Кальяо. В 1889 г. методист и представитель Американского библейского об-ва Ф. Дж. Пенцотти (1851-1925) основал 1-ю в стране методистскую конгрегацию - Методистскую епископальную церковь в Кальяо. Его проповедническая деятельность и последующий арест (1890-1891) способствовали развитию в стране дискуссии о духовной свободе. Методисты стали отстаивать право на свободу вероисповедания и гражданский брак. В 1890 г. в П. прибыл Т. Б. Вуд (1844-1922) в качестве суперинтенданта новообразованного Западного округа Южноамериканской конференции Методистской епископальной церкви. В окт. 1891 г. он направил в Палату депутатов разработанный методистами запрос на введение в стране свободы вероисповедания. В 1892 г. Вуд основал методистскую конгрегацию в Лиме. Он также учредил ряд конфессиональных школ. Впосл. образовательная деятельность методистов в П. расширялась, но число обращенных оставалось невелико. К 1945 г. в стране насчитывалось лишь 400 методистов. После второй мировой войны методистские миссионеры стали проповедовать проживавшим в сельской местности коренным жителям, благодаря чему количество приверженцев, особенно среди народа кампа, стало увеличиваться. В 60-х гг. XX в. методисты стали особое внимание уделять социальной работе и борьбе с бедностью: в 1965 г. они разработали уникальный для южноамер.

http://pravenc.ru/text/2580058.html

архим. доц. Павел Стефанов, Шумен, Болгария 30 января 2012г. 03:39 Более новые исследования по теме: Chris Keith. Recent and Previous Research on the Pericope Adulterae (John 7.53-8.11). - Currents in Biblical Research, 6, 2008, 3, 377-404. Jennifer Knust and Tommy Wasserman. Earth Accuses Earth: Tracing What Jesus Wrote on the Ground. - Harvard Theological Review, 103, 2010, 4, 407-446 [Jeremiah 22:29]. Дунаев А.Г. 07 февраля 2012г. 14:52 Я бы добавил для пользы русских читателей еще ПМА, с. 437-439 и соотв. фрагменты :) Из свид-ва Евсевия (и Агапия) очевидно, что этот эпизод был взят Папием из апокриф. " Ев. евреев " , куда текст, возможно, попал из аграфов. Надо отделять историческую достоверность аграфов от вопроса о первоначальном составе Ев. от Иоанна. Никакие стилистические док-ва (всегда амбивалентные и второстепенные) не могут опровергнуть свид-в древних авторов и рукописей. Согласен с А. Ткаченко, что автор не владеет современной лит-рой и вообще не работал с крит. изд. древних авторов, слепо копируя аппарат Нестле--Аланда. Статья -- простой и не очень качественный реферат взятых наугад работ, к тому же с идеологической подоплекой (ср. аналогичную по интенциям запись, напр., здесь: ; перикопа -- излюбленная тема противников библейской критики текста). Леонид, Одесса 05 ноября 2014г. 13:11 По ссылке вы пишите, что " историю о блуднице, скорее всего, внес Папий, заимствовав ее из апокрифа (коими он часто пользовался). Подробнее см., напр., в моем предисловии к фрагментам Папия (Писания мужей апост. М., 2003/2008, с. 437-439, и общий контекст об осторожности в использовании сведений Папия) " . При этом у Евсевия говорится о том, что Папий рассказывал " историю о грешной женщине, обвиняемой перед Господом " и что она читается в евангелии Евреев (или возможно имеется ввиду некое еврейское евангелие, не обязательно то, которое мы подразумеваем под этим евангелием). При этом канон Нового Завета еще не был сформирован во времена Папия - спрашивается: зачем Папию вносить данный рассказ в евангелие по Иоанну? Среди христиан данная история пользовалась популярностью и без Папия, не зря ведь она упоминается в апостольской Дидаскалии и у многих церковных писателей. Скорей всего, когда канон сформировался, а евангелие Евреев (или некое еврейское евангелие с этим рассказом, упомянутое Евсевием) оказалось за его пределами, нашлись переписчики, которые занялись включением популярного фрагмента в текст канонических евангелий - некоторые из них помещали его в евангелие по Луке, другие в евангелие по Иоанну, - в последнем фрагмент и прижился окончательно. Папий здесь ни при чём.

http://bogoslov.ru/article/2408886

трудами по Б., ознаменовавшими новое, критическое направление в экзегетике. В основу толкований архим. Филарет положил исследование евр. текста Писания; при этом он использовал достижения совр. ему гебраистики, а также проводил сравнение евр. текста с др. древними переводами. Критерием истинного прочтения и толкования текста была внутренняя непротиворечивость Свящ. Писания и Свящ. Предания, поэтому при сравнении разночтений в евр. и греко-слав. текстах, если не помогали лингвистические соображения, автор прибегал к помощи иных, сходных по содержанию мест Свящ. Писания, а также к толкованиям св. отцов и учителей Церкви. При таком подходе выбор предпочтительного прочтения падал иногда на текст LXX, иногда на евр. оригинал или на перевод Акилы . При работе использовались достижения археологии, этнографии, исторической географии. Научная смелость толкований архим. Филарета на кн. Бытие стала причиной того, что в кон. XIX в. его «Записки» подверглись критике именно в связи с привлечением широкого историко-этнографического материала при толковании библейского текста ( Н. Б. Критика сочинений Филарета, митр. Московского, в 30-х гг.//ХЧ. 1881. Ч. 2. С. 763-791). Одним из родоначальников историко-филологического исследования Библии в России был прот. Г. Павский, творческая судьба к-рого сложилась трагически. В дис. «Обозрение псалмов» (СПб., 1814) он обосновал мнение, согласно к-рому не все псалмы с надписанием «Давидов» принадлежат ему. В комментарии к Песни Песней Павский отмечал не только ее мистический, но и буквальный аспект, связанный с темой земной любви. Он первым отметил значение анализа жанров для понимания библейского текста, высказался, хотя и осторожно, в пользу теории т. н. Второисаии и принадлежности Книги пророка Захарии 2 пророкам. Неск. последующих десятилетий для всей рус. Б. были отмечены почти полным застоем. Причинами тому стали правительственная реакция на распространение неправосл. мистических настроений в 1-й четв. XIX в., запрещение деятельности Библейского об-ва и прекращение работ по переводу Писания на рус.

http://pravenc.ru/text/149119.html

Нагрудный знак братства во имя свт. Иннокентия, еп. Иркутского. Нач. ХХ в. Нагрудный знак братства во имя свт. Иннокентия, еп. Иркутского. Нач. ХХ в. Указы о веротерпимости нач. XX в., прежде всего манифест от 17 апр. 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости» , разрешавший новообращенным переходить из Православия в исповедания, к которым они ранее принадлежали, ослабили позиции правосл. Церкви в Вост. Сибири, поскольку мн. крещеные буряты выразили желание перейти в буддизм. Это явление обсуждалось на Иркутском общесибир. миссионерском съезде в 1910 г. На съезде присутствовали 95 миссионеров, в т. ч. представители правосл. миссий Японии, Китая, Кореи, в работе съезда приняли участие 7 архиереев под председательством Иркутского и Верхоленского архиеп. Тихона (Донебина-Троицкого). Помимо проблемы массового выхода из Православия коренного населения на съезде рассматривались вопросы учреждения новых миссионерских школ и училищ и активизации переводческой деятельности духовных миссий. Иркутский съезд принял положение о том, что все виды миссионерского делания - проповедь, обучение, богослужение - должны совершаться на языке того народа, которому проповедуется Евангелие. Перед окончанием съезда его участники заслушали представление в Святейший Синод с ходатайством о канонизации Иркутского еп. Софрония (Кристалевского); прославление свт. Софрония совершилось на Поместном Соборе Русской Церкви 23 апр. 1918 г. В 1912 г. паства Иркутской епархии насчитывала ок. 400 тыс. чел., что составляло 83,3% жителей Иркутской губ. В епархии имелось 326 церквей, 205 часовен и молитвенных домов, 4 монастыря. Клир епархии состоял из 283 священников, 77 диаконов, 262 псаломщиков. В 1917 г. в Иркутске действовали 35 церквей (включая домовые храмы и церкви при воинских частях), ДС, 2 ДУ (мужское и женское), в семинарии обучались ок. 150 воспитанников. К 1917 г. в епархии работали отд-ние Библейского об-ва, отд-ние Палестинского правосл. об-ва , церковный историко-археологический комитет. Большую роль в епархиальной жизни в 1901-1918 гг. играло церковное братство во имя свт. Иннокентия, во главе которого с 1907 г. стоял Иркутский архиепископ (1-м председателем братства в 1901-1907 был прот. иркутского Богоявленского собора Ф. Ф. Верномудров). В 1907 г. в братстве состояли 400 чел. Главным направлением деятельности было просветительское. Братство способствовало открытию и благоукрашению храмов, создавало б-ки в приходах, устраивало религиозно-нравственные беседы и чтения, с 1905 г. занималось издательской деятельностью (выпускались «Братские листки», с 1906 «Записки Иркутского церковного братства во имя св. Иннокентия»). Благотворительный отдел братства содержал богадельню, при к-рой на средства братства был построен храм во имя свт. Иннокентия. В 1910 г. при братстве начала работу детская бесплатная столовая им. архиеп. Тихона с церковноприходской школой. В 1914 г. при братстве был учрежден отдел трезвости. 1917-1990 гг.

http://pravenc.ru/text/674055.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010