Однако И. не удалось дождаться окончательного благоустройства архиерейского дома в Орле, т. к. 21 июля 1821 г. в сане архиепископа он был переведен на Тверскую и Кашинскую кафедру. По благословению И. были построены каменные храмы: Знаменский в с. Капшине Калязинского у., Михаило-Архангельский на погосте Архангельское Корчевского у., Борисоглебский (1822-1833) в с. Любодицы и Владимирский (1825) в с. Толстикове Бежецкого у., Покровский (1824) в с. Кимра Корчевского у., Свято-Троицкий (1825) близ дер. Княжиха Бежецкого у., благоустроен Преображенский храм в с. Красном Старицкого у. и др. Будучи доверенным лицом министра духовных дел и народного просвещения кн. А. Н. Голицына , 26 февр. 1823 г. И. был назначен членом Святейшего Синода и с этого времени проживал в С.-Петербурге. Нек-рое время занимал должность вице-президента Российского Библейского об-ва, был одним из 3 архиереев, подписавших составленное митр. Московским свт. Филаретом (Дроздовым) предисловие «К христолюбивым читателям. По случаю издания всего Нового Завета на одном русском наречии» к изданию 1823 г. И. восторженно отзывался о переводах Российского Библейского об-ва, замечал, что переводчики «и на русском наречии не отступили от величественной простоты сего божественного слова и не заимствовались нигде и ни в чем от прикрас кичливой словесности века» ( Чистович. 1857. С. 32). Был известен склонностью к мистицизму; свящ. Феодосию Левицкому , проживавшему в 1823-1824 гг. на Тверском Синодальном подворье в С.-Петербурге, рекомендовал для чтения и изучения ж. «Сионский вестник» , сочинения И. Г. Юнга-Штиллинга . Считался противником Новгородского и С.-Петербургского митр. Серафима (Глаголевского) , к-рый в 1824 г. предлагал императору вывести И. из состава Синода. Архим. Фотий (Спасский) обвинял И. в масонстве, отступлении от Православия. Биограф архиеп. Амвросия (Протасова) прот. В. И. Жмакин ошибочно утверждал, что И., проводя ревизию Казанской епархии, устроил гонения на архиеп. Амвросия, хотя на самом деле ревизию проводил Астраханский архиеп. Иона (Василевский) .

http://pravenc.ru/text/578314.html

Непосредственное сотрудничество представителей двух Церквей началось в 1812 г., когда в России под покровительством имп. Александра I Павловича было открыто Библейское об-во по примеру и при взаимодействии с Библейским об-вом Британии (British and Foreign Bible Society, 1804). Однако члены об-ва помимо своих основных обязанностей занимались распространением мистического учения о религии сердца и «внутреннем христианстве», чем нанесли непоправимый ущерб авторитету об-ва, к-рое было закрыто в 1826 г. (Florovsky. 1954. P. 194). Попытка на практике применить теорию «тройственного» единства христ. Церкви была предпринята в 1840 г., когда в Петербург приехал диакон англикан. Церкви Уильям Палмер , пожелавший принять св. Причастие в правосл. Церкви, в чем ему было отказано. Обер-прокурор Святейшего Синода гр. Н. А. Протасов организовал дискуссии с участием историков и богословов и помог гостю ознакомиться с религ. жизнью России. Палмер побывал в Москве, ТСЛ, был принят архим. св. Игнатием (Брянчаниновым) в Сергиевой пуст. (Palmer. P. 120). Большое значение имели для Палмера беседы с Московским митр. свт. Филаретом (Дроздовым), к-рый поддерживал идею развития отношений с христианами Англии, всегда, однако, подчеркивая, что для соединения Церквей необходимо единство веры. Палмер предложил на суд правосл. богословов свое соч. «Введение к 39 статьям» (Introduction to the XXXIX Articles, см. Тридцать девять статей ), в к-ром толковал англикан. символ веры в духе «Высокой церкви» и пытался доказать, что в важнейших догматах веры англикан. Церковь стоит на тех же позициях, что и православная. Ознакомившись с сочинением Палмера и работами др. трактарианцев, митр. Филарет пришел к выводу, что англикан. Символ веры далек от соответствия православному. Возвратившись в Англию, Палмер вел переписку (1844-1854) со славянофилом А. С. Хомяковым , написал труд о Патриархе Никоне (Palmer W. The Patriarch and the Tsar: In 3 vol. L., 1871-1876). В России был написан ряд исследований об англиканстве: диссертация П. С. Образцова в СПбДА (1864), кн. В. Михайловского «Англиканская Церковь и ее отношение к православию» (СПб., 1864), ст. П. Матвеевского « Трактарианское движение в англиканской Церкви в 1833-1862 гг.» (Странник. 1866. 5. Отд. 2 . С. 59-88) и др. Усилению интереса к РПЦ на Западе способствовала деятельность священников посольских церквей Е. И. Попова в Лондоне (1842-1875), автора кн. «Начатки движений в англиканской Церкви к соединению с Восточною» (М., 1865), переводчика сочинений Дж. Овербека и Х. Тодда, а также И. В. Васильева в Париже (1848-1867), издававшего ж. «L " Union chrétienne».

http://pravenc.ru/text/115118.html

30 июля 1817 г. Е. стал архимандритом Донской иконы Божией Матери московского мужского монастыря с увольнением от должности ректора семинарии и профессора богословия. 11 сент. того же года указом Синода Е. определен председателем Духовно-цензурного комитета, а 6 окт. того же года утвержден 2-м членом Московской синодальной конторы. 15 янв. 1818 г. в Донском мон-ре Е. произнес слово при погребении войскового атамана Донского казачьего войска, генерала от кавалерии гр. М. И. Платова. 14 июля 1818 г. в Успенском соборе Московского Кремля Е. был хиротонисан во епископа Курского и Белгородского. В это время в Белгороде было создано отд-ние Библейского об-ва. Е. поддерживал дело еп. Филарета (Дроздова) по переводу Библии со старослав. на рус. язык и стал активным участником деятельности этого об-ва. Для Белгородской ДС Е. выхлопотал перед комиссией духовных уч-щ 70 тыс. р. на строительство нового здания, т. к. старые помещения были очень тесными. 24 авг. 1821 г. по ходатайству Е. Синод утвердил общежительный устав Глинской в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской пустыни , составленный прп. Филаретом (Данилевским) . 19 февр. 1822 г. Е. возведен в сан архиепископа и назначен на Псковскую кафедру. Ознакомившись с состоянием дел в Пскове, Е. в 1823 г. предпринял поездку по епархии. Здесь, как и в Белгороде, он добился средств для благоустройства Псковской ДС, ее помещения были значительно расширены, оставил семинарской б-ке более 100 поучений, написанных собственноручно. На Псковской кафедре Е. впервые занялся миссионерской деятельностью. На побережье Чудского оз. проживали старообрядцы феодосиевского толка. Правосл. храма здесь не было, что приводило к уклонению местных жителей в старообрядчество. В 1823 г. Е. ходатайствовал перед Синодом об открытии прихода на побережье Чудского оз., которое состоялось в янв. 1824 г. в с. Нина (рус. название села - Нос). Благодаря этому в отличие от мн. рус. деревень Причудья, где подавляющее большинство жителей были староверами, в с. Нина стало преобладать правосл. население. Проявляя заботу о семьях духовенства, 1 янв. 1824 г. Е. открыл Псковское попечительство о бедных духовного звания.

http://pravenc.ru/text/186977.html

из-под Чернигова и «клад 1822 г.» с городища Ст. Рязань. В России эпохи имп. Николая I отход от идеализации античности, внимание к национальному прошлому стали частью гос. идеологической программы «самодержавие, православие, народность». В 20-40-х гг. XIX в. центрами А. были Общество истории и древностей российских и Академия художеств . Вклад в изучение А. России внесли церковные археолого-статистические описания и путешествия таких ученых и художников, как К. М. Бороздин , А. И. Ермолаев, П. С. Максютин , Ф. Г. Солнцев . Развитие русско-визант. стиля в искусстве подтолкнуло к изучению зодчества (см. статьи « Храм », « Мартынов А. А.», « Горностаев А. М.») и иконописи . Общественный интерес к А. поддерживали журналы патриотического направления ( «Отечественные записки» ) и публикации первых сводов, особенно «Древностей Российского государства». В сер. XIX в. возникли археологические об-ва с органами гос. контроля (см. статьи « Археологическая комиссия », « Забелин И. Е.»). С созданием Московского археологического об-ва (1864), Исторического музея (1883), с проведением всероссийских Археологических съездов (с 1869) активизировались занятия в области первобытной А., ранее отстававшей от уровня общеевроп. Археологи работали совместно с искусствоведами, историками и филологами (М. П. Погодин, Ф. И. Буслаев , Д. И. Иловайский , И. И. Срезневский ). В результате выделились важнейшие разделы российской А.: финно-угорский, визант., кавк., среднеазиат., сибир. В целом А. воспринималась как часть славистики и палеографии, к-рые были тесно связаны с церковными научными центрами и церковно-археологическими об-вами. Российская А. долго не принимала эволюционизма, сопряженности истории культуры с естествознанием и не имела возможности выйти за рамки библейской хронологии. Но с сер. 60-х гг. XIX в. на рус. Севере, на Украине, в Сибири и в Крыму начались открытия памятников каменного века, был установлен факт заселения Русской равнины в «период мамонта и мамонтовой фауны», и к 80-м гг. усилиями археологов (В. Б. Антоновича , А. С. Уварова), антропологов, зоологов и геологов (К. М. Бэра, А. П. Богданова, Д. Н. Анучина , В. В. Докучаева, А. А. Иностранцева) стали вырисовываться контуры первобытной А. в России.

http://pravenc.ru/text/76474.html

Римско-католическая Церковь Представлена архиепископством-митрополией Панама, к-рой подчиняются еп-ства Читре, Сантьяго-де-Верагуас, Давид, Колон-Гуна-Яла, Пенономе, а также апостолическим викариатом Дарьен и территориальной прелатурой Бокас-дель-Торо. Дипломатические отношения с Папским престолом установлены в 1923 г. В 2016 г. в П. насчитывалось более 200 католич. приходов. 30 июня 1958 г. основана Епископская конференция П. Протестантские церкви, деноминации и секты Англиканская Церковь представлена диоцезом Панама, к-рый входит в состав Англиканской Церкви центрального региона Америки (Iglesia Anglicana de la Región Central de América), являющейся членом Англиканского содружества . Диоцез включает 2 прихода, 27 миссий и 4 проповеднических стана (ок. 3 тыс. прихожан). Кафедра - собор св. Луки в г. Панаме (освящен в 1924). Лютеранство представлено небольшими орг-циями: Евангелическо-лютеран. церковью Панамы (Evangelical Lutheran Church of Panama; 6 конгрегаций, 200 чел.; основана амер. Лютеранской церковью - Миссурийский синод ; в 1941 ее представители начали работу среди англоязычного населения П., в 1980 - среди испаноязычного); Лютеранской церковью Искупителя (Iglesia Luterana El Redentor; ок. 200 чел.; основана ок. 1980); Евангелическо-лютеран. церковью в Коста-Рике (Evangelisch-Lutherische Kirche in Costa Rica; пастор этой церкви 2 раза в год посещает немецкоговорящие общины в П. (ок. 100 чел.); находится в составе Евангелической церкви Германии ; в П. действует с 50-х гг. XX в.). Большинство баптистов объединены в Панамскую баптист. конвенцию (Convención Bautista de Panamá; 106 общин, 7573 чел.; данные за 2006). В 1866 г. в П. начали проповедовать первые миссионеры-баптисты из Ямайки при поддержке Баптистского миссионерского об-ва. С учреждением зоны Панамского канала (1903) в стране появились англоязычные миссии Южной баптист. конвенции США. П. стала центром распространения баптизма в другие страны Центр. Америки. В 1956 г. образованы Панамская баптист. конвенция, а также теологическая семинария в Аррайхане (ныне действует также семинария в г. Панаме). В 1962 г. в П. начали работу представители Зарубежного миссионерского об-ва консервативных баптистов (Conservative Baptist Foreign Mission Society) и орг-ции «Баптисты свободной воли» (Free Will Baptists; ок. 750 чел. в нач. XXI в.). В 1976 г. в П. открыла миссию консервативная баптист. организация «Баптистское библейское братство» (Baptist Bible Fellowship).

http://pravenc.ru/text/2578790.html

В 1819 г. в Иркутске было основано отд-ние Российского Библейского об-ва , целью к-рого было издание ВЗ и НЗ на разных языках. Во главе его встали генерал-губернатор М. М. Сперанский и еп. Михаил. Вскоре отд-ния об-ва появились в Верхнеудинске, Кяхте и Якутске. Важным результатом деятельности общества было издание 2 тыс. экз. НЗ на бурятском языке. Перевод был выполнен хоринскими бурятами Б. Моршунаевым и Н. Унгаевым вместе с переводчиком Т. М. Татауровым. В 1830 г. в епархии был создан комитет по делам духовной миссии. Из-за нехватки средств и небольшого количества сотрудников, а также вслед. активизации буддийского духовенства успех миссионеров оказался незначительным. В 20-30-х гг. XIX в. миссионерским делом в селениях по берегам рек Уда, Она, Чесан, Кижинга, Хилок, Селенга и др. заведовал свящ. Александр Бобровников, составивший грамматику бурят. языка. Князь-Владимирская ц. (1888–1895) в Иркутске. Фотография. XIX в. (ГИМ) Князь-Владимирская ц. (1888–1895) в Иркутске. Фотография. XIX в. (ГИМ) Миссионерская деятельность в Восточной Сибири, более половины населения которой составляли буряты, эвенки, якуты, камчадалы, алеуты и другие коренные народности, оживилась при Иркутском архиеп. Мелетии (Леонтовиче ; 1831-1835), благодаря усилиям которого были учреждены миссионерские станы в Селенгинске, Кулях и Укыре. Миссионерской ревностью отличался Иркутский архиеп. Нил (Исакович ; 1838-1853). Он неоднократно посещал Забайкалье, предлагал местным приходским священникам устраивать церковноприходские школы в «инородческой» среде. В Якутии в 1844 г. были устроены 2 походные церкви, каждая с 2 священниками и причетниками, которые совершали поездки в отдаленные районы для крещения местных жителей и совершения треб. Архиеп. Нил вместе с крестным сыном (бывш. ламой Кыренского дацана) прот. Николаем Доржиевым перевел на бурятский язык литургию, вечерню, утреню, все песнопения Обихода, Часослов, воскресную службу, позднее - воскресные чтения из Евангелий и апостольские чтения. Первое богослужение на бурятском языке состоялось в авг. 1852 г., при освящении в Тункинской дол. гужирской Николаевской ц., настоятелем к-рой был прот. Н. Доржиев. 11 апр. 1854 г. в Богоявленском кафедральном соборе Иркутска состоялось богослужение на 3 языках: свящ. Г. Шастин читал на бурятском, свящ. Н. Копылов - на якутском, а свт. Иннокентий (Вениаминов), архиеп. Камчатский,- на алеутском. Однако, несмотря на усилия миссионеров, многие буряты продолжали считать буддизм своей исконной религией, а к Православию относились как к религии русских.

http://pravenc.ru/text/674055.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МЕЩЕРСКИЙ Петр Сергеевич (июль 1778 (1779 ?) - в ночь c 31.12. 1856 на 1.01.1857, С.-Петербург), кн., действительный тайный советник, херсонский губернатор (1808-1809), обер-прокурор Синода (1817-1833), сенатор (1833-1856/57). Род. в семье советника канцелярии Коллегии иностранных дел статского советника кн. Сергея Васильевича Мещерского (1737-1781) и Александры (Анны) Ивановны Мещерской, урожденной Кушелевой (1753-?). По муж. линии происходил из старинного рода бояр Мещерских, обладавших княжеским титулом, по женской - был праправнуком боярина Артамона Сергеевича Матвеева, воспитателя Наталии Кирилловны Нарышкиной, супруги царя Алексея Михайловича и матери имп. Петра I Алексеевича . М. получил домашнее образование, еще в детстве был записан унтер-офицером в лейб-гвардии Семеновский полк. 22 апр. 1797 г. поступил на действительную военную службу в звании прапорщика. 8 сент. 1798 г. уволен в отставку с мундиром. 5 дек. 1805 г. М. присвоили чин камер-юнкера и он был определен на службу членом Конторы опекунства новороссийских иностранных поселенцев. Проявил себя добросовестным исполнителем в деле поселений для иностранцев. В 1808-1809 гг. занимал должность херсонского гражданского губернатора. Оказывал помощь иностранным поселенцам в крае, особенно внимательно относился к вопросам улучшения быта. Осуществлял вспомоществования, в т. ч. и из собственных средств. Первой женой М. была Екатерина Ивановна (1782-1851), дочь правителя Костромского наместничества, сенатора, генерал-поручика Ивана Львовича Чернышёва (1736-1793) и Евдокии Дмитриевны Ланской (не ранее 1760-1816). В 1808 г. у супругов род. единственный сын Элим (1808-1844), впосл. известный дипломат и писатель. Второй женой М. стала Прасковья Егоровна Панова († 1860). 8 июня 1809 г. М. после присвоения ему чина действительного статского советника был назначен обер-прокурором 2-го отд-ния 5-го департамента Правительствующего Сената и прослужил в этой должности до 1817 г. В окт. 1812 г. был командирован в Москву с различными поручениями. В 1813 г. М. избран одним из директоров С.-Петербургского комитета Библейского об-ва. В 1816 г. утвержден действительным членом совета Императорского человеколюбивого об-ва. С 1824 г. помощник главного попечителя. По поводу увольнения М. в 1846 г. по собственному желанию с этого почетного поста митр. С.-Петербургский и Новгородский Антоний (Рафальский) , первенствующий член Синода, писал: «…не могу не изъявить Вашему сиятельству искреннего моего сожаления о потере в Вас сотрудника, неусыпному и истинному христианскому попечению коего Человеколюбивое общество обязано учреждением большей части существующих ныне в ведении его благотворительных заведений и настоящим их состоянием для пользы неимущих» ( Панов. 1857. С. 1492).

http://pravenc.ru/text/2563150.html

После начала антииспанского восстания большинство католических епископов покинули К. К 1813 г. 6 епископских кафедр стали вакантными. Сразу же после провозглашения независимости в 1819 г. усилились антиклерикальные тенденции в политике новых властей. В отношении с религ. орг-циями правительство объявило энкомьенду прерогативой гос-ва, что вызвало протесты со стороны Св. Престола. В 1819 г. при обсуждении проекта конституции либералы подняли вопрос о свободе совести (религ. свободе). Позиция С. Боливара отличалась умеренностью в решении церковного вопроса: он выступил за провозглашение католицизма гос. религией наряду с признанием права существования других религий в стране. В нач. XIX в. этот вопрос стал особенно острым в связи с поддержкой реформаторов англ. правительством и прибытием в страну англичан, исповедовавших протестантизм. В 1825 г. в К. прибыл 1-й протестант. миссионер - член Британского и иностранного Библейского об-ва. К сер. XIX в. Британское библейское об-во подготовило к публикации 1-й в Юж. Америке перевод НЗ на испан. язык. В 1856 г. в К. появилась миссия Пресвитерианской церкви США. В Конституции 1821 г. была узаконена свобода совести, а исполнительная, законодательная и судебная власти наделялись правом контролировать деятельность Церкви, учреждать новые и реорганизовывать уже существующие епархии, созывать соборы и синодальные собрания, разрешать строительство храмов и открытие новых мон-рей, закрывать уже существующие, устанавливать размер десятины и церковных сборов за различные службы, подвергать предварительной цензуре исходящие из Ватикана документы и т. д. В 1824 г. конгресс одобрил Закон о патронате, поставивший церковь в К. под непосредственное подчинение гос-ву. Согласно первоначальной версии патроната, отношения местной церкви и Св. Престола могли осуществляться только через правительство. Папа Римский согласился с данным законом после уступок со стороны правительства Боливара (признание католицизма гос. религией, запрет протестант. церквам вести религ. пропаганду).

http://pravenc.ru/text/1841810.html

Во время войны епископскую кафедру Асунсьона наследовал Паласиос (1865), к-рый сопровождал Ф. С. Лопеса в качестве 1-го капеллана армии П., но в результате заговора был бездоказательно обвинен в измене родине. По приказу президента Паласиос был посажен в тюрьму и в 1868 г. расстрелян. Новый епископ Педро Хуан Апонте (1879-1891) был назначен спустя 11 лет. К концу войны в стране осталось лишь 55 католич. священников. В 1886 г., впервые в послевоенные годы, состоялось рукоположение священников. Среди рукоположенных был Хуан Синфориано Богарин (1863-1949), буд. епископ Асунсьона (1894-1929) и 1-й архиепископ Асунсьона (1929-1949). Во 2-й пол. XIX в. в П. получил распространение протестантизм. Первыми прибыли миссионеры внеденоминационного Американского библейского об-ва (1856). В 1886 г. в стране появились представители Методистской епископальной церкви и в 1888 г. англикан. Южноамер. миссионерского об-ва (начали работу с индейцами в Чако), в 1893 г.- лютеране (приезжали из Аргентины, Бразилии, Германии, России, большинство селилось на юге страны, в деп. Итапуа). В 1887 г. в стране создана Национальная республиканская партия (позднее Национальная республиканская ассоциация - Партия «Колорадо»), к-рая с момента своего создания и до 1904 г. оставалась правящей. XX-XXI вв. После Войны Тройственного альянса страна пережила серию переворотов: с 1902 по 1940 г. в П. сменилось 26 президентов. В 1904 г. в результате народного восстания к власти пришли либералы. В 1909 г. установлены дипломатические отношения между Россией и П. (в 1917 они были прерваны и восстановлены только в 1992). В 20-х гг. ХХ в. была создана иерархическая структура католич. Церкви в П. В 1925 г. из викариата Чако была выделена префектура Пилькомайо. 1 мая 1929 г. папа Римский Пий XI буллой «Universi Dominici» преобразовал епископство Парагвай в архиепископство Асунсьон, к-рому подчинил новообразованные еп-ства Вильяррика и Консепсьон-и-Чако. Францисканская церковь в честь Взятия Пресв. Девы Марии в небесную славу в Вильярикке. 1944–1957 гг. Фото: Rosa Laconich

http://pravenc.ru/text/2578963.html

миссионерство в связи с созданием в С.-Петербурге Православного миссионерского об-ва. В 1818 г. в Георгиевске открылось Кавказское отд-ние Российского Библейского об-ва . В ведомости от 10 мая 1820 г. указывалось количество «крещеных горцев в Балкарском приходе» - 549 чел. Митр. Феофилакт (Русанов) в письме ген. Ермолову от 6 июня 1820 г. передал слова прот. Николая Самарганова, посланного к балкарцам и дигорцам: «Два народа весьма расположены к принятию христианства, и он в короткое время успел уже окрестить 230 душ». Митр. Феофилакт просил Ермолова «запретить черкесам обижать дигорцев и бассиан (балкарцев) за желание их креститься» (АКавАК. 1870. Т. 4. С. 879). В целом попытки миссионеров изменить верования балкарцев, по-видимому, были почти безрезультатны. Становление и развитие христианства на территории К.-Б. с XVIII в. связано с колонизацией региона казаками и слав. крестьянским населением. В кон. 80-х гг. XVIII в. здесь существовали 4 населенных пункта, в к-рых жили более 1,5 тыс. русских и украинцев: г. Екатериноград (ст-ца Екатериноградская), слободы Прохладная, Малка (впосл. ст-ца Солдатская) и с. Близкое (позднее ст-ца Приближная). Одновременно с селами и со станицами строились храмы: деревянная ц. свт. Николая Чудотворца в Прохладной построена в 1765 г. (сгорела в 1873, каменный собор освящен 6 дек. 1886), храм вмч. Димитрия Солунского в ст-це Приближной был возведен в 1782 г. (сгорел, новая деревянная церковь сооружена в 1848, в 1870-1873 построен каменный храм), храм арх. Михаила в ст-це Солдатской - в 1775 г. Ст-ца Екатериноградская была основана в 1777 г., одновременно началось строительство церкви. В 1845 г. на месте прежнего храма начато возведение каменного, Свято-Евфимиевская ц. была освящена в июне 1850 г. Это старейшее церковное здание из ныне действующих на территории К.-Б. В 20-х гг. XIX в. на средства стоявшего в Нальчике полка в крепости был построен храм. В 1866 г. в Нальчике имелось 2 церкви: батальонная и приходская. Приходский храм был сооружен по завещанию бывш.

http://pravenc.ru/text/1319736.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010