Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАНТЫШ-КАМЕНСКИЙ Николай Николаевич (16.12.1737, Нежин - 20.01.1814, Москва), историк, археограф, переводчик, издатель. Из молдав. дворянского рода. Начальное образование получил в греч. школе в Нежине, затем учился в Киевской академии (1745-1754). В 1754 г. по приглашению дяди, еп. Переславль-Залесского Амвросия (Зертис-Каменского ; впосл. архиеп. Московский), переехал в Москву. Поступил в Славяно-греко-латинскую академию, где учился вместе с П. Е. Левшиным (впосл. Платон , митр. Московский). В 1762 г. окончил Московский ун-т, был определен в архив Коллегии иностранных дел, где работал до конца жизни: сначала - архивариусом, с 1763 г. - переводчиком, с 1783 г.- вторым управляющим, с 1800 г.- управляющим архивом. С 1799 г. действительный статский советник. В 1812 г., накануне захвата Москвы франц. армией, руководил эвакуацией архива в Н. Новгород. Участвовал в создании и деятельности московского отд-ния Библейского об-ва , в 1813 г. стал его вице-президентом, активно привлекал к деятельности об-ва новых членов. Состоял почетным членом имп. АН, действительным членом ОИДР. Награжден орденами св. Анны 1-й степени, св. Владимира 3-й и 4-й степени, в 1800 г. имп. Павлом I пожалован в почетные командоры ордена св. Иоанна Иерусалимского. Похоронен в Донской иконы Божией Матери московском муж. мон-ре , рядом с архиеп. Амвросием (Зертис-Каменским). Н. Н. Бантыш-Каменский. Гравюра И. П. Фридрица (по оригиналу Н. И. Аргунова). После 1820 г. (ГИМ) Н. Н. Бантыш-Каменский. Гравюра И. П. Фридрица (по оригиналу Н. И. Аргунова). После 1820 г. (ГИМ) Б.-К. провел огромную работу по упорядочению архива Коллегии иностранных дел: составил более 70 описей и ок. 10 обзоров и выписок, систематизировал акты Киево-Печерской лавры , грамоты новгородских и вел. князей, составил реестр исторических и церемониальных дел архива (коронации, обряды рождения, бракосочетаний рус. царей и т. д.), обработал собрание документов по русско-польск. отношениям, акты по международным отношениям России, привел в порядок документы, касающиеся различных народов Российского гос-ва, собрал сведения о польск. униатах, составил описание греч. духовных и светских лиц, реестр и описание малороссийских и татар. дел, упорядочил дела, связанные с деятельностью кн. А. Д. Меншикова и царствованием Елизаветы Петровны , мн. др. документы.

http://pravenc.ru/text/77494.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОИСЕЙ (Богданов-Платонов-Антипов Матвей Михайлович) (1783, с. Богдановка Коломенского у. Московской губ.- 13.07.1834, Тифлис), архиеп. Карталинский и Кахетинский Грузинского Экзархата РПЦ, экзарх Грузии (12 марта 1832 - 13 июля 1834). Род. в семье дьячка Михаила Антипова, рано осиротел. Мать, не имея возможности прокормить семью, просила еп. Коломенского и Тульского Афанасия (Иванова) оставить причетническое место отца за малолетним Матвеем. Епископ побеседовал с мальчиком, велел ему учиться и предрек, что он станет архиереем. Матвей был определен на казенный кошт в Коломенскую ДС, где по месту рождения ему присвоили фамилию Богданов. Он проявил незаурядные способности и окончил семинарию в числе первых учеников. Поступил в Славяно-греко-латинскую академию, в 1801 г. перешел в класс поэзии Троицкой лаврской семинарии, был причислен к т. н. платоникам, т. е. находился на полном содержании ректора ДС митр. Московского Платона (Левшина) и являлся его непосредственным воспитанником. Как и все платоники, Матвей получил еще одну фамилию - Платонов ( Новиков, Барзилов. 2000. С. 299-300). В 1808 г. принял постриг с именем Моисей и окончил семинарию. Согласно предписанию Комиссии духовных училищ, в числе 7 лучших воспитанников семинарии продолжил образование в только что открытой СПбДА (1809), к-рую окончил в 1814 г. со степенью магистра 5-м по общему списку. Преподавал в СПбДА курс церковной словесности (1814-1817). Вместе с коллегами ректором СПбДА архим. Филаретом (Дроздовым) , преподавателем свящ. Г. П. Павским и ректором СПбДС архим. Поликарпом (Гайтанниковым) участвовал в работе Российского библейского об-ва по переводу с древнегреч. языка и изданию книг Свящ. Писания (1816-1818). М. выполнил перевод Евангелия от Луки. Четвероевангелие было издано в 1819 г. (Шестой отчет Российского библейского об-ва. СПб., 1819. С. 32). Позже под рук. М. в КДА осуществлялся перевод кн. Левит.

http://pravenc.ru/text/2563990.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МЕЩЕРСКИЙ Петр Сергеевич (июль 1778 (1779 ?) - в ночь c 31.12. 1856 на 1.01.1857, С.-Петербург), кн., действительный тайный советник, херсонский губернатор (1808-1809), обер-прокурор Синода (1817-1833), сенатор (1833-1856/57). Род. в семье советника канцелярии Коллегии иностранных дел статского советника кн. Сергея Васильевича Мещерского (1737-1781) и Александры (Анны) Ивановны Мещерской, урожденной Кушелевой (1753-?). По муж. линии происходил из старинного рода бояр Мещерских, обладавших княжеским титулом, по женской - был праправнуком боярина Артамона Сергеевича Матвеева, воспитателя Наталии Кирилловны Нарышкиной, супруги царя Алексея Михайловича и матери имп. Петра I Алексеевича . М. получил домашнее образование, еще в детстве был записан унтер-офицером в лейб-гвардии Семеновский полк. 22 апр. 1797 г. поступил на действительную военную службу в звании прапорщика. 8 сент. 1798 г. уволен в отставку с мундиром. 5 дек. 1805 г. М. присвоили чин камер-юнкера и он был определен на службу членом Конторы опекунства новороссийских иностранных поселенцев. Проявил себя добросовестным исполнителем в деле поселений для иностранцев. В 1808-1809 гг. занимал должность херсонского гражданского губернатора. Оказывал помощь иностранным поселенцам в крае, особенно внимательно относился к вопросам улучшения быта. Осуществлял вспомоществования, в т. ч. и из собственных средств. Первой женой М. была Екатерина Ивановна (1782-1851), дочь правителя Костромского наместничества, сенатора, генерал-поручика Ивана Львовича Чернышёва (1736-1793) и Евдокии Дмитриевны Ланской (не ранее 1760-1816). В 1808 г. у супругов род. единственный сын Элим (1808-1844), впосл. известный дипломат и писатель. Второй женой М. стала Прасковья Егоровна Панова († 1860). 8 июня 1809 г. М. после присвоения ему чина действительного статского советника был назначен обер-прокурором 2-го отд-ния 5-го департамента Правительствующего Сената и прослужил в этой должности до 1817 г. В окт. 1812 г. был командирован в Москву с различными поручениями. В 1813 г. М. избран одним из директоров С.-Петербургского комитета Библейского об-ва. В 1816 г. утвержден действительным членом совета Императорского человеколюбивого об-ва. С 1824 г. помощник главного попечителя. По поводу увольнения М. в 1846 г. по собственному желанию с этого почетного поста митр. С.-Петербургский и Новгородский Антоний (Рафальский) , первенствующий член Синода, писал: «…не могу не изъявить Вашему сиятельству искреннего моего сожаления о потере в Вас сотрудника, неусыпному и истинному христианскому попечению коего Человеколюбивое общество обязано учреждением большей части существующих ныне в ведении его благотворительных заведений и настоящим их состоянием для пользы неимущих» ( Панов. 1857. С. 1492).

http://pravenc.ru/text/2563150.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСХОДА ОБЩЕСТВО протестант. движение, возникшее в Германии в нач. XIX в. и получившее широкое распространение в России. Название дано в память о библейском историческом событии - выходе евр. народа после 40-летнего странствования в пустыне Египта под предводительством Моисея ( Пятикнижие , кн. Исход ). Для обоснования необходимости Исхода члены об-ва ссылались также на библейские повествования о чудесном спасении Ноя в ковчеге, об исходе Авраама со своей родины, о бегстве Пресв. Богородицы с Младенцем Иисусом в Египет, об уходе 1-й христ. общины из Иерусалима при завоевании города рим. имп. Титом Флавием и проч. Основы вероучения И. о. строились на взглядах основателя пиетизма немецкого лютеранского богослова Ф. Я. Шпенера , который считал истинное благочестие средством оживления и углубления веры и ставил чувства верующего выше религ. догматов. Первая община И. о. возникла в период распространения в обществе эсхатологических и хилиастических учений. Нем. богослов-библеист И. А. Бенгель предсказывал наступление тысячелетнего Царства Христова в 1836 г. Нем. мистический писатель И. Г. Юнг-Штиллинг при сопоставлении совр. ему событий с библейскими пророчествами развивал представление о пришествии Христа для Страшного Суда за пределами Европы. Вслед за ними писательница-мистик В. Ю. фон Крюденер назвала место Второго пришествия Иисуса Христа в 1836 г.- г. Арарат. Поверив пророчеству, представители общин сепаратистов Вюртемберга, Швейцарии и Баварии обратились к российскому имп. Александру I Павловичу , путешествовавшему через нем. земли, с просьбой разрешить им поселиться на Кавказе. В 1817-1818 гг. ок. 1 тыс. чел. последователей И. о. при посредничестве пиетистских кругов в Москве и С.-Петербурге приняли решение о переселении в Закавказье, где образовали 8 колоний: Мариенфельд, Ней-Тифлис, Екатериненфельд, Елизаветталь, Александерсдорф, Петерсдорф, Анненфельд, Еленендорф. Значительное влияние на процесс переселения оказали экономические причины: неурожай и голод 1816-1817 гг. на нем. землях. Материальные расходы по переселению и водворению на новом месте члены братства несли сообща. На родине ведущие члены И. о. за свои религиозные взгляды подвергались преследованиям и наказаниям, вплоть до тюремного заключения и конфискации имущества. Основание колоний в Закавказье было для братьев промежуточным этапом на пути к «земле обетованной». Духовное служение нес избранный общиной старейшина.

http://pravenc.ru/text/1237707.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАЛЕСТИНСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ОБЩЕСТВО Знак Императорского Православного Палестинского общества Знак Императорского Православного Палестинского общества (В 1889-1917 и с 1992 Императорское Православное Палестинское общество (ИППО), в 1918-1992 Российское Палестинское об-во), одна из старейших в России научных и гуманитарных неправительственных общественных орг-ций. Уставные задачи П. П. о.- содействие паломничеству на Св. землю, научное палестиноведение и гуманитарное сотрудничество с народами стран библейского региона - тесно связаны с традиц. духовными ценностями России и приоритетами российской внешней политики на Востоке. Задуманное еп. Порфирием (Успенским) и архим. Антонином (Капустиным) и созданное 8 мая 1882 г. указом имп. Александра III Александровича , П. П. о. в дореволюционный период пользовалось непосредственным гос. вниманием и поддержкой. Во главе его стояли председатели вел. кн. Сергей Александрович (с момента основания об-ва и до дня своей гибели - 4 февр. 1905), а затем, до 1917 г., вел. кнг. прмц. Елисавета Феодоровна . Государственные и имущественные интересы, связанные с наследием П. П. о. на Ближ. Востоке, позволили об-ву выжить в условиях революционного катаклизма, пережить советский период и активизировать свою деятельность в XXI в. В международных трактатах и конвенциях XVIII-XIX вв. тема св. мест приобрела международно-правовой характер, а церковно-дипломатическая проблематика сделалась неотъемлемой частью внешнеполитического дискурса. Тема ответственности за правосл. народы Османской империи выступала одним из факторов политической и военно-политической деятельности России в XVIII-XIX вв. Водоразделом в этом отношении стала эпоха Крымской войны (1853-1856), причина возникновения к-рой связана с традиционной для России попыткой защиты прав правосл. населения Османской империи. По окончании войны вопреки ее тяжелым для России результатам рус. дипломатии удалось осуществить прорыв именно на иерусалимском направлении - используя полузабытую, но активно возобновлявшуюся «стихию» правосл.

http://pravenc.ru/text/Палестинскому ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ (Яцковский Гавриил Иулианович (Ульянович); 13.07.1866, с. Польный Мукаров Ушицкого у. Подольской губ.- 26.04.1932, Свердловск), архиеп. бывш. Свердловский, один из инициаторов и первый руководитель григорианского раскола в РПЦ. Из крестьянской семьи. По окончании Каменец-Подольской ДС состоял псаломщиком, а также учителем церковноприходской одноклассной школы в с. Остапковцы Брацлавского у. В мае 1888 г. поступил в число послушников Киево-Печерской лавры. С 7 марта 1890 г. находился «для письменных занятий» при наместнике лавры архим. Ювеналии (Половцеве) , 30 апр. перемещен в Голосеевскую пуст. для клиросного послушания. 4 авг. 1890 г. принял иноческий постриг с именем Григорий, 9 сент. Каневским еп. Сильвестром (Малеванским) рукоположен во диакона. В том же году поступил в КДА, к-рую окончил в 1894 г. со званием канд. богословия. 29 июня 1894 г. рукоположен во иерея, 19 авг. назначен преподавателем миссионерского Ардонского осет. ДУ (позднее Александровская ДС). С 3 янв. 1895 г. преподаватель церковной и библейской истории Томской ДС. С 6 марта по 20 нояб. 1896 г. член Томского комитета Об-ва земледельческих колоний и ремесленных приютов от духовенства. 2 июля представлял Томский епархиальный училищный совет на Всероссийском съезде руководителей и учителей церковных школ в Н. Новгороде. 8 нояб. назначен инспектором Иркутской ДС; с 24 дек. состоял членом епархиального училищного совета с правом временно замещать председателя, цензором «Иркутских ЕВ» и преподавателем Комиссии религиозно-нравственных чтений. С 27 окт. 1897 г. занимал пост ректора Томской ДС, 21 нояб. возведен в сан архимандрита. С 29 дек. являлся председателем епархиального училищного совета, с 10 марта 1898 г.- членом Духовно-цензурной комиссии по издававшимся в епархии сочинениям. За труды по постройке новых зданий Томской ДС был премирован в 1901 г. 300 р. из суммы духовно-учебного капитала. 28 июля того же года назначен ректором Рязанской ДС, 15 окт. стал председателем братства Муромского и Рязанского еп. св. Василия . Провел капитальные работы по ремонту и обновлению зданий ДС, с 1903 г. вел в ней воскресные религиозно-нравственные чтения и литературно-муз. вечера. Награжден набедренником (18 февр. 1895), орденом св. Анны 2-й степени (6 мая 1900).

http://pravenc.ru/text/166691.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВАНГЕЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ ВЬЕТНАМА [англ. Evangelical Church of Vietnam; др. название - Церковь Благой Вести; вьет. Tin Lanh], крупнейшая протестант. орг-ция в стране. Возникла в результате деятельности Христианского миссионерского альянса (ХМА), представляющего протестант. богословское течение Движение святости . 1-ю попытку начать протестант. проповедь на п-ове Индокитай, контролируемом Францией, предпринял в 1889 г. канадец Роберт А. Джеффри, занимавший пост главы миссии ХМА в Юж. Китае. Посланные им в 1895 г. 2 проповедника пытались организовать миссии во Вьетнаме, но из-за враждебности кит. и франц. властей эта инициатива не имела успеха. Закрепиться в стране миссии удалось лишь в 1911 г., когда Джеффри высадился в Центр. Вьетнаме, в г. Туран (Дананг). Там он обнаружил представителей Британского библейского об-ва, распространявших среди вьетнамцев отрывки из Евангелия на кит. и франц. языках. ХМА начал деятельность в Туране, затем на севере страны, в Хайфоне и Ханое, впосл. на юге, в Сайгоне (ныне Хошимин) и Митхо. В 1913 г. для 1-й общины был построен молитвенный дом. К этому времени в стране действовали 22 миссионера ХМА, в основном в Сайгоне, Ханое и Туране. Задачей миссионеров было выучить местные языки для перевода на них Библии, для распространения ее отрывков и для проповеди в недоступных для европ. миссий сельских районах. С этой целью в Ханое была открыта типография, в 1921 г. в Туране основана Библейская школа, к-рая готовила миссионеров-вьетнамцев для проповеди Евангелия на их родных языках. К сер. 20-х гг. было переведено более половины книг НЗ. В 20-30-х гг. расширялась миссионерская деятельность среди народностей юж. части центрального высокогорья, особенно среди радай и кохо, к-рые всем населением деревень принимали христианство. Наиболее значительный успех в проповеди Евангелия был на юге, в Митхо и Кантхо, что выражалось в огромном количестве обращенных. В дельте Меконга и Аннаме (Центр. Вьетнам) также удалось привлечь много верующих, однако в Тонкине работа была менее продуктивной. К 1927 г. церковь имела 4115 членов. К этому времени во мн. местах управление стало переходить от миссионеров к общинам. В 1928 г. все протестант. общины объединились в Е. Ц. В., к-рая к 1940 г. имела 123 прихода, 86 из них были самоуправляемыми. К концу второй мировой войны все приходы стали самоуправляемыми.

http://pravenc.ru/text/180952.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОБЩЕСТВО ДЛЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ В РОССИИ действовало в Российской империи в 1863-1915 гг. Основной его целью было «облегчить народу получение Св. Писания по возможно дешевой цене» (Годовой отчет, 2-й//ЦВ. 1871. С. 10). Работа О. д. р. С. П. в Р. началась с частного кружка (без офиц. названия) из 8 чел., принадлежавших к разным христ. конфессиям, к-рые собрались 8 апр. 1863 г. на квартире приват-доцента по кафедре всеобщей истории С.-Петербургского ун-та Н. А. Астафьева . В кружок вошли чиновник Мин-ва народного просвещения П. И. Белецкий, преподаватель теории музыки в С.-Петербургской консерватории (впосл. директор) Н. И. Заремба, чиновник Мин-ва гос. имуществ Ф. Г. Неандер, англичанин И. М. Нобс, литограф И. С. Диле, голл. органист К. К. ван Арк и датчанин О. Б. Форхгамер. Поводом к собранию стал выход в 1862 г. 1-го синодального издания НЗ на рус. языке, а также его распространение Форхгамером в С.-Петербурге и окрестностях. Кружок поставил своей целью сбор пожертвований на расширение деятельности Форхгамера, оставившего службу в купеческой конторе и ставшего 1-м книгоношей кружка. Для разноски книг было решено «брать не «наемников», но только людей истинно благочестивых и работающих не из корысти, но из усердия к делу» ( Астафьев. 1895. С. 31). Собрания «библейского кружка» проходили ежемесячно в 1-ю среду, формальных протоколов не вели, но Астафьев отмечал такие сведения, как день заседаний, состав присутствующих и текст постановления; обширные выдержки из этой летописи он привел в кн. «Общество для распространения...» (Там же. С. 4). В 1865 г. кружок получил «значительное развитие», почти каждый из 8 членов привлек одного или неск. человек, постепенно его состав возрос до 30 чел. На собраниях нередко присутствовали гости, в т. ч. историк С. Д. Ахшарумов, армянский пастор А. Амирханянц, буд. основатель движения евангельских христиан М. М. Корф (с 1869 действительный член об-ва), автор «Русской грамматики для русских», член Комитета грамотности ген.-майор В. А. Половцев и др.

http://pravenc.ru/text/2578097.html

Бугаев возводил А. как к библейской мудрости («Ты все расположил мерою, числом и весом» - Прем 11. 21), так и к пифагорейскому «все есть число». Перед А. он ставил универсальные задачи: «Найти меру в области мысли, воли и чувства - вот задача современного философа, политика и художника» (Математика как орудие научное и педагогическое. С. 28). Бугаев считал, что в XX в. на смену аналитическому в своей основе миросозерцанию, господствовавшему в разных формах начиная с эпохи Возрождения вплоть до кон. XIX в., придет аритмологическое миросозерцание. Характерными чертами аналитического миросозерцания являются: представления о непрерывности явлений во времени и пространстве, о постоянстве и неизменности законов природы, к-рые выражаются непрерывными функциями от пространственно-временных координат; возможность понять целое в его элементарных проявлениях, обрисовать явление для всех прошлых и предсказать для всех буд. моментов времени. Принцип детерминизма в физике, теория эволюции в биологии, теория общественного прогресса в социологии возобладали в рамках аналитического миросозерцания. В широких кругах естествоиспытателей и философов укрепилось мнение, что «аналитическая точка зрения приложима к объяснению всех явлений» ( Бугаев. Математика и научно-философское миросозерцание. С. 707). Однако Бугаев указывает, что аналитическое миросозерцание бессильно там, где надо объяснить действия личности, обладающей свободой и способностью целеполагания. А. (теория вероятностей) занимается случайными событиями и процессами. Она противопоставляет эволюционизму прерывную картину жестко оформленных и чрезвычайно устойчивых рядов биологических видов. Живому свойственны и причинные (аналитические) и целесообразные (аритмологические) изменения. В жизни об-ва сочетаются периоды постепенного развития и революции, социальные перевороты и катастрофы. А., по Бугаеву, должна преодолеть односторонность миропонимания, примирить монизм с плюрализмом, индивидуальное с коллективным, дух с материей, физику с историей, причинность с целесообразностью, необходимость со свободой. Философским воплощением А. у Бугаева стало учение об эволюционной монадологии.

http://pravenc.ru/text/76008.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАРЛОВИЧ Владимир Михайлович (до крещения Нафтали Карлович; † 11 сент. 1912, Москва), старообрядец-публицист белокриницкого согласия (см. Белокриницкая иерархия ). К. был выходцем из евр. семьи, подданным Османской империи (тур. подданство часто принимали евреи-коммерсанты, жившие в юж. районах Российской империи, преимущественно в Одессе; это давало возможность обойти дискриминационные законы, связанные с конфессиональной принадлежностью, а для детей - получить освобождение от воинской повинности). По собственному свидетельству, К. воспитывался в «духе талмудическом», при этом его родные «не лишним считали... и европейское воспитание». В предисловии к 3-му тому «Исторических исследований, служащих к оправданию старообрядцев» К. писал о зародившемся у него в юности интересе к христианству: «Я... стал завидовать своим друзьям, которые видят пред собою жизнь, полную стремлений к творческим идеалам, т. к. здесь, в сфере талмудического духа, я должен посвящать... все свои силы исключительно на служение лишь одним личным интересам». К. изучал христианство, причины разделения Вост. и Зап. Церквей и пришел к выводу, что последняя «не только отступила от догматического принципа церковного домостроительства, но крайне нравственно испортилась» (Исторические исследования. 1886. Т. 3. С. 39-40). Дальнейшие духовные поиски привели К. к старообрядчеству. Убедившись, что «старообрядчество стоит в богослужебной практике на почве и канонически, и исторически законной» (Там же. С. 40), К. в 1867 г. (вероятно, в дек.) принял крещение от священника белокриницкого согласия, крестилась также его жена. В 1869 г. К. при посредничестве правосл. Казанского архиеп. Антония (Амфитеатрова) присоединился к Русской Православной Церкви. Возможно, причиной этого поступка был недостаток средств к существованию и желание поправить свои дела. В письме к старообрядческому Московскому и Владимирскому архиеп. Антонию (Шутову) от 5 окт. 1877 г. К. писал: «Находясь в великороссийской Церкви, за мои дарования и заслуги я имел возможность приобретать любовь и привязанность ко мне высокопоставленных особ, которые постоянно и поддерж[ив]али материальными средствами» ( Боченков. 2007. С. 69). В последующие годы К. жил в Казани, Астрахани, в ст-це Аксайской (ныне г. Аксай), Балакове, Владимире, служил комиссионером лондонского Библейского об-ва.

http://pravenc.ru/text/1681089.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010