Католический собор Успения Пресв. Богородицы в С.-Петербурге. 1830–1873 гг. Католический собор Успения Пресв. Богородицы в С.-Петербурге. 1830–1873 гг. В нач. 10-х гг. XIX в. в связи с попытками гос. реформ в духовной сфере, имевших целью объединить управление всеми конфессиями империи в одном ведомстве, положение архиепископа изменилось. 17 (29 н. с.) авг. 1810 г. было создано Главное управление духовных дел иностранных исповеданий (ПСЗ. Т. 31. С. 323-328); в состав 1-го отд-ния (для католиков и униатов), к-рое возглавил П. Я. Невяровский, вошла Римско-католическая духовная коллегия, но из ее ведения были изъяты надзор за семинариями и мон-рями, охрана духовных имений и разбор кассационных дел. Участие католич. духовенства в войне 1812 г., а также противодействие папы Римского Пия VII политическим мероприятиям российского императора привели Александра I к мысли о необходимости большей независимости католической Церкви в России от Папского престола. После смерти в авг. 1815 г. Виленского еп. Иеронима Стойновского администратором Виленского диоцеза был назначен Богуш-Сестренцевич (16 (28 н. с.) мая 1816). Через своего посла при Папском престоле барона Ф. В. Тейля ван Сераскеркена имп. Александр I пытался добиться учреждения в Российской империи католич. церковной провинции во главе с примасом (им должен был стать архиеп. С. Богуш-Сестренцевич), центр к-рой находился бы в Вильне. 3 сент. 1816 г. последовал офиц. отказ папы Римского (главной причиной называлось участие архиепископа в деятельности Библейского об-ва (см. Российское библейское общество ), не признанного папой - La correspondence des Papes et des Empereurs de Russie (1814-1878) selon les documents authentiques/Éd. S. Olszamowska-Skowroska. R., 1970. P. 15-16). Отказ папы изменить статус католич. структур в Российской империи совпал с кардинальным изменением конфессиональной политики гос-ва. 24 окт. (5 нояб. н. с.) 1817 г. было создано Мин-во духовных дел и народного просвещения во главе с кн. А. Н. Голицыным ; делами католиков ведало 2-е отд-ние 1-го департамента мин-ва, к-рому была подчинена Римско-католическая духовная коллегия.

http://pravenc.ru/text/2563904.html

В 1815 г. в память о победе в Отечественной войне 1812 г. в Курске был заложен каменный Знаменский собор, его освящение состоялось 13 янв. 1826 г. 10 сент. 1817 г. в Белгороде была создана духовная семинария. В 1818 г. в Курске открылось отделение Библейского об-ва. Вид рыльского Николаевского монастыря. Рисунок. Кон. XIX в. Вид рыльского Николаевского монастыря. Рисунок. Кон. XIX в. В 1833 г. епархиальные учреждения переехали в Курск, архиерейская резиденция и консистория разместились в Знаменском мон-ре, кафедральным стал курский собор во имя прп. Сергия Радонежского и в честь Казанской иконы Божией Матери (Сергиево-Казанский). Семинария была окончательно переведена из Белгорода в Курск в 1882/83 уч. г. Трудными для епархии стали 1846-1849 годы, когда губернию охватила эпидемия холеры. В эти годы совершались многочисленные крестные ходы с чудотворной Курской-Коренной иконой Божией Матери. В 1864 г. во всех учебных заведениях края было введено преподавание Закона Божия священнослужителями епархии. В 1871 г. начался выпуск «Курских епархиальных ведомостей» . Расширялась благотворительная и просветительская деятельность Церкви. Были открыты курский духовный приют, жен. уч-ща в курском во имя Св. Троицы монастыре и в Богородице-Рождественском мон-ре в Белгороде, Александровские приюты (для мальчиков - в курском Знаменском мон-ре, для девочек - при епархиальном уч-ще). В 1892 г. начала работу церковноприходская школа для беднейших жителей Курска, к-рую учредило братство во имя прп. Феодосия Печерского при Курской ДС. В те же годы первых учеников приняла женская воскресная школа. Открылись постоянные курсы для учителей церковноприходских школ. В 1899 г. было создано Курское отд-ние правосл. Палестинского об-ва, в 1900 г. учрежден Курский комитет правосл. Миссионерского об-ва. В организованной в 1903 г. Курской губернской ученой архивной комиссии принимали участие преподаватели Курской ДС, на заседаниях комиссии поднимались в т. ч. вопросы церковной истории. В 1912-1913 гг.

http://pravenc.ru/text/2462311.html

Троицкий (Смоленский) собор в Вороне-же. 1779–1789, 1822 гг. (не сохр.). Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) 29 июня 1869 г. архиеп. Серафим (Аретинский) образовал епархиальный комитет Православного Миссионерского об-ва , во главе комитета стоял викарный Острогожский епископ. В кон. XIX в. архиеп. Анастасий (Добрадин) ввел должности епархиального и окружного миссионеров. С марта 1913 г. епархиальные миссионеры регулярно проводили пастырско-миссионерские собрания по благочиниям. Целью собраний являлась организация внутренней миссии в епархии, помощь духовенству в борьбе с сектантством и распространением старообрядчества. В 1786 г. еп. Тихон (Малинин) учредил при Воронежской ДС правление для наблюдения за проповедями в Благовещенском кафедральном соборе и для цензуры проповедей. В нач. XIX в. из-за низкого уровня образования духовенства еп. Арсений (Москвин) разрешил проповедовать только «ученым священникам», т. е. прошедшим полный семинарский или академический курс. Продолжалась практика «чередного проповедничества» в кафедральном и уездных соборах. Семинарское правление в Воронеже и духовные правления в уездах предварительно проверяли проповеди и направляли на утверждение архиерею. В уездах была введена должность цензора проповедей. С сер. 90-х гг. для обсуждения вопросов пастырской практики и церковно-общественной деятельности проводились пастырские, благочиннические, уездные и епархиальные собрания, к-рые созывались не реже 1 раза в год. Церковно-общественные просветительские организации Митрофанов Благовещенский мон-рь в Воронеже. Хромолитография. 1902 г. (ГИМ) Митрофанов Благовещенский мон-рь в Воронеже. Хромолитография. 1902 г. (ГИМ) В 1816-1824 гг. в епархии действовали по меньшей мере 2 отд-ния Российского библейского об-ва (в Острогожске и Ольховатке). 25 янв. 1898 г. открылся Воронежский епархиальный отдел имп. Православного Палестинского об-ва, размещавшийся в Митрофановом мон-ре. 31 янв. 1901 г. был создан Церковный историко-археологический комитет (ЦИАК), в к-рый вошло ок. 100 чел. (попытки учреждения предпринимались в 1886 и 1894). Попечителями комитета являлись Воронежские архиереи. Комитет имел собственный печатный орган - ежегодник «Воронежская старина» (изд. в 1902-1916). Члены ЦИАК в 1914-1916 гг. участвовали в подготовке к канонизации архиеп. Антония (Смирницкого).

http://pravenc.ru/text/155254.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАНТЫШ-КАМЕНСКИЙ Николай Николаевич (16.12.1737, Нежин - 20.01.1814, Москва), историк, археограф, переводчик, издатель. Из молдав. дворянского рода. Начальное образование получил в греч. школе в Нежине, затем учился в Киевской академии (1745-1754). В 1754 г. по приглашению дяди, еп. Переславль-Залесского Амвросия (Зертис-Каменского ; впосл. архиеп. Московский), переехал в Москву. Поступил в Славяно-греко-латинскую академию, где учился вместе с П. Е. Левшиным (впосл. Платон , митр. Московский). В 1762 г. окончил Московский ун-т, был определен в архив Коллегии иностранных дел, где работал до конца жизни: сначала - архивариусом, с 1763 г. - переводчиком, с 1783 г.- вторым управляющим, с 1800 г.- управляющим архивом. С 1799 г. действительный статский советник. В 1812 г., накануне захвата Москвы франц. армией, руководил эвакуацией архива в Н. Новгород. Участвовал в создании и деятельности московского отд-ния Библейского об-ва , в 1813 г. стал его вице-президентом, активно привлекал к деятельности об-ва новых членов. Состоял почетным членом имп. АН, действительным членом ОИДР. Награжден орденами св. Анны 1-й степени, св. Владимира 3-й и 4-й степени, в 1800 г. имп. Павлом I пожалован в почетные командоры ордена св. Иоанна Иерусалимского. Похоронен в Донской иконы Божией Матери московском муж. мон-ре , рядом с архиеп. Амвросием (Зертис-Каменским). Н. Н. Бантыш-Каменский. Гравюра И. П. Фридрица (по оригиналу Н. И. Аргунова). После 1820 г. (ГИМ) Н. Н. Бантыш-Каменский. Гравюра И. П. Фридрица (по оригиналу Н. И. Аргунова). После 1820 г. (ГИМ) Б.-К. провел огромную работу по упорядочению архива Коллегии иностранных дел: составил более 70 описей и ок. 10 обзоров и выписок, систематизировал акты Киево-Печерской лавры , грамоты новгородских и вел. князей, составил реестр исторических и церемониальных дел архива (коронации, обряды рождения, бракосочетаний рус. царей и т. д.), обработал собрание документов по русско-польск. отношениям, акты по международным отношениям России, привел в порядок документы, касающиеся различных народов Российского гос-ва, собрал сведения о польск. униатах, составил описание греч. духовных и светских лиц, реестр и описание малороссийских и татар. дел, упорядочил дела, связанные с деятельностью кн. А. Д. Меншикова и царствованием Елизаветы Петровны , мн. др. документы.

http://pravenc.ru/text/77494.html

В 1806 г. в Индию прибыл капеллан брит. Ост-Индской компании И. Г. Мартин. Он изучил урду, фарси и араб. язык и начал перевод НЗ. Вскоре он решил отправиться в Персию, чтобы усовершенствовать перевод НЗ и псалмов; среди прочего он надеялся найти древние рукописи библейских и новозаветных текстов. В июне 1811 г. Мартин достиг Шираза, где прожил почти год, совершенствуя перевод с помощью персид. ученого мирзы Сейида Али-хана. В мае 1812 г. Мартин приехал в Тебриз, где брит. посол сэр Г. Осли представил его перевод Фатху Али-шаху. Из Тебриза Мартин отправился в Англию через Турцию, но 16 окт. 1812 г. умер по дороге в Токат. Перевод Библии, сделанный Мартином, был впервые издан в России в 1815 г. С.-Петербургским отд-нием Российского Библейского общества . Впосл. этот текст был отредактирован Р. Брюсом, первым постоянным англикан. миссионером в Персии. В 1869 г. Лондонское церковно-миссионерское об-во отправило Брюса на 2 года в Исфахан для ревизии перевода Библии Мартина. Его прибытие в И. совпало с голодом и эпидемией холеры в 1870-1871 гг. На средства, предоставляемые Фондом помощи Персии, Брюс и его жена лечили больных, открыли небольшой детский дом и ремесленное учимилище. После долгих переговоров Брюсу удалось убедить фонд создать постоянное представительство в Исфахане. В 1875 г. Брюс и его помощники получили офиц. статус миссии. Они построили в Нов. Джульфе 2 школы и больницу. В 1896 г. в Исфахане работали уже 17 миссионеров. Свой перевод всей Библии Брюс в 1895 г. опубликовал в Лондоне при поддержке Британского и иностранного Библейского об-ва. Этот перевод на фарси и в наст. время широко распространен в И. как один из лучших переводов. В 1838 г. прп. Уильям Глен, шотл. миссионер, который неск. лет в Астрахани работал над переводом на персид. язык евр. Библии, посетил Тебриз и Тегеран, чтобы показать персид. ученым получившийся текст. Этот перевод и НЗ Мартина были использованы для создания полного перевода Библии на персид. язык. В 1820 г. П. Гордон, бывш. моряк и миссионер-любитель, отправился в И. через Россию. От Эдинбургского миссионерского об-ва, к-рое имело миссионерскую станцию в Астрахани, он получил Библию для распространения в И. После поездки он написал «Меморандум о распространении христианства в Персии», из к-рого следовало, что мн. персы «имеют склонность к христианству» и Шираз - город наиболее пригодный для работы миссионеров.

http://pravenc.ru/text/673877.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОИСЕЙ (Богданов-Платонов-Антипов Матвей Михайлович) (1783, с. Богдановка Коломенского у. Московской губ.- 13.07.1834, Тифлис), архиеп. Карталинский и Кахетинский Грузинского Экзархата РПЦ, экзарх Грузии (12 марта 1832 - 13 июля 1834). Род. в семье дьячка Михаила Антипова, рано осиротел. Мать, не имея возможности прокормить семью, просила еп. Коломенского и Тульского Афанасия (Иванова) оставить причетническое место отца за малолетним Матвеем. Епископ побеседовал с мальчиком, велел ему учиться и предрек, что он станет архиереем. Матвей был определен на казенный кошт в Коломенскую ДС, где по месту рождения ему присвоили фамилию Богданов. Он проявил незаурядные способности и окончил семинарию в числе первых учеников. Поступил в Славяно-греко-латинскую академию, в 1801 г. перешел в класс поэзии Троицкой лаврской семинарии, был причислен к т. н. платоникам, т. е. находился на полном содержании ректора ДС митр. Московского Платона (Левшина) и являлся его непосредственным воспитанником. Как и все платоники, Матвей получил еще одну фамилию - Платонов ( Новиков, Барзилов. 2000. С. 299-300). В 1808 г. принял постриг с именем Моисей и окончил семинарию. Согласно предписанию Комиссии духовных училищ, в числе 7 лучших воспитанников семинарии продолжил образование в только что открытой СПбДА (1809), к-рую окончил в 1814 г. со степенью магистра 5-м по общему списку. Преподавал в СПбДА курс церковной словесности (1814-1817). Вместе с коллегами ректором СПбДА архим. Филаретом (Дроздовым) , преподавателем свящ. Г. П. Павским и ректором СПбДС архим. Поликарпом (Гайтанниковым) участвовал в работе Российского библейского об-ва по переводу с древнегреч. языка и изданию книг Свящ. Писания (1816-1818). М. выполнил перевод Евангелия от Луки. Четвероевангелие было издано в 1819 г. (Шестой отчет Российского библейского об-ва. СПб., 1819. С. 32). Позже под рук. М. в КДА осуществлялся перевод кн. Левит.

http://pravenc.ru/text/2563990.html

С 12 июня 1881 до 15 июня 1883 г. О.- инспектор КДА, с 1883 г. ординарный профессор, с 1892 г. заслуженный ординарный профессор. 19 окт. 1894 г. за труды по составлению кн. «Руководственные о Свящ. Писании Ветхого и Нового Завета сведения из творений св. отцов и учителей Церкви» (1894) О. преподано благословение Синода. Он совершил еще 3 поездки на Св. землю. В 1886 г. по поручению Императорского археологического об-ва вместе с преподавателями КДА А. А. Дмитриевским и Ф. Я. Покровским ездил в Иерусалим для исследования новой территории, приобретенной Россией вблизи храма Воскресения Господня. Результатом этой поездки стал труд «Ветхозаветный храм в Иерусалиме» (1889). Летом 1889 г. О. ездил в Иерусалим за свой счет для поклонения Гробу Господню и участия в археологических раскопках, проводимых начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме архим. Антонином (Капустиным). В 1891 г. О. как лучший церковный специалист в области библейской археологии по приглашению Н. П. Кондакова участвовал в самой крупной археологической экспедиции Императорского Православного Палестинского общества (ИППО) по изучению памятников Палестины, Сирии и Заиорданья. После экспедиции им была написана монография «Мегалитические памятники Святой Земли» (1895). О. самостоятельно изучил арабский и сирийский языки, т. к. считал их необходимыми для занятий библейской археологией. Как ревностный популяризатор библейских знаний, он был одним из активных сторонников создания Церковно-археологического общества и Церковно-археологического музея при КДА, ставшего позже своего рода научным центром по изучению предметов древности. Впосл. О. мн. годы состоял действительным членом об-ва и всегда оказывал ему научно-консультационную помощь ( Бродович И. 30-летие Церковно-археол. музея при КДА//ТКДА. 1903. 2. С. 247), регулярно пополнял музей артефактами, привезенными с Востока. Активно участвовал в создании и деятельности ИППО, являлся одним из его учредителей и почетным членом ( Дмитриевский А. А. Имп. Правосл. Палестинское об-во и его деятельность за истекшую четверть века (1882-1907): Ист. зап. СПб., 1907. С. 186-187, 193). Регулярно публиковался в «Трудах КДА» (редактор в 1881-1883), «Воскресном чтении», «Руководстве для сельских пастырей» и др. церковных изданиях; произносил проповеди в храмах Киево-Братского мон-ря.

http://pravenc.ru/text/2578299.html

Новый экзарх Грузии митр. Феофилакт (Русанов ; 14 мая 1817 - 19 июля 1821) продолжил политику своего предшественника, не прислушавшись к предупреждениям Е. о серьезности ситуации в крае и о необходимости отложить все реорганизации. Затеянная унификация управленческой структуры правосл. Церкви в Зап. Грузии - сокращение числа епархий до 3, закрытие храмов, увольнение ряда местных священнослужителей, интенсификация работы над описью церковного имущества, появление митр. Феофилакта в Кутаисе, а прокурора Грузино-Имеретинской синодальной конторы в Гурии и Мегрелии - привела к широкому антироссийскому выступлению, направляемому местными митрополитами при поддержке части дворянства. Митр. Феофилакт был вынужден уехать в Тифлис под защиту российских войск. Неосторожные и непродуманные действия митр. Феофилакта спровоцировали сначала Имеретинское, а затем и Гурийское и Мегрельское восстания; в Зап. Грузию были введены части Кавказского корпуса, волнения были подавлены ген. А. А. Вельяминовым лишь летом 1820 г. Митр. Кутаисский сщмч. Досифей (Церетели) погиб, др. лидеры Имеретинского восстания (митр. Гелатский сщмч. Евфимий (Шервашидзе) , царевна Дареджан и неск. имеретинских князей) высланы из Грузии, кн. Иван Абашидзе и лидер Мегрельского восстания кн. Георгий Дадиани бежали в Турцию. Е. поощрял колонизацию Кавказа рус. и нем. переселенцами из России, развитие торговли, сельского хозяйства и промышленности. По его инициативе выделялись казенные средства на улучшение путей сообщения, и прежде всего Военно-Грузинской дороги, а также на строительство новых. С 1821 г. в Закавказье была объявлена льготная 5-процентная транзитная торговля для стимулирования товаропотока из Персии в Европу, что позволило увеличить доходы края и закрепить за Закавказьем статус торгового моста между Европой и Востоком. Росло количество городов (основаны Пятигорск и Кисловодск), выделялись средства на улучшение существовавших, в первую очередь закавказских. Особое внимание Е. уделял Тифлису, он начал реконструкцию города в европ. стиле, в это время были построены монетный двор, меднолитейный и пороховой заводы. В 1817 г. открыта Тифлисская ДС, затем при поддержке Е. в Тифлисе было учреждено отд-ние Российского библейского об-ва - Комитет Грузинского отд-ния Российского библейского об-ва.

http://pravenc.ru/text/190211.html

Африки, затем ее представители получили право от вождей племен разрабатывать минеральные ресурсы. Великобритания расширяла свои владения, сначала захватив вост. районы верховьев р. Замбези, названные Юж. Родезия, а затем территории к северу от р. Замбези. В 1891 г. Баротселенд был объявлен брит. протекторатом. Активизация экономической деятельности не могла не сказаться и на религ. сфере: в разных регионах страны появились новые миссии. Так, в 1892 г. в Леалуи начала деятельность Парижская евангелическая миссия, в том же году «примитивные методисты» появились с миссией среди народа ила в зап. части совр. З., в 1894 г. пресвитериане обосновались в Мвензо. Количество миссий в кон. XIX - нач. XX в. выросло до неск. десятков. Наибольшего успеха достигли меннониты, баптисты, братья, Странствующая уэслианская церковь, адвентисты седьмого дня, Армия спасения, свидетели Иеговы, Новоапостольская церковь. В эти годы начался процесс перевода Свящ. Писания на местные языки. Первым переводным изданием стал НЗ на языке мамбве, выполненный сотрудниками Британского и зарубежного библейского об-ва в 1901 г., позднее началась работа над переводами на языки ньянджа, бемба, ила, тумбука. Параллельно переводом отдельных частей Свящ. Писания занимались представители Библейского об-ва Шотландии, с 20-х гг.- миссионеры плимутских братьев. В 1895-1900 гг. Британская Южно-Африканская компания захватила сев.-зап. и сев.-вост. части Родезии, к-рые составили единое образование Сев. Родезия (1911), где начала работу первая англикан. миссия. Ее деятельность обеспечивалась т. н. Университетской миссией в Центр. Африке, основанной в Кембридже по призыву Ливингстона христианизировать Африку. В 1924 г. Сев. Родезия стала протекторатом Великобритании, управление перешло правительству, выкупившему права на данную территорию у Британской Южно-Африканской компании. Освоение недр и добыча полезных ископаемых способствовали притоку квалифицированной рабочей силы из Европы, при этом коренное население выселялось с исконных территорий, что привело к развалу традиц.

http://pravenc.ru/text/182545.html

В начальный период своей деятельности в К. протестант. миссионеры, стремясь избежать фракционных трений и конкуренции между различными церквами, развернули движение за объединение миссионерских усилий, подписав соглашение о разделе территории страны на «сферы влияния». В 1905 г. был создан Объединенный совет протестант. евангелических миссий в К. 4 миссионерских отдела Пресвитерианской церкви и 2 филиала методистов организовали совместный консультативный орган в целях «сотрудничества в проповеднической работе» и «создания единой евангелической церкви в Корее». В качестве первоочередных задач была определена совместная работа в сфере образования и медицины. Перевод Библии на корейский язык сыграл важную роль в успехе распространения протестантизма в К. Впервые НЗ был опубликован на корейском языке в 1887 г. шотл. миссионерами Дж. Россом (1842-1915) и Дж. Макинтайром, к-рым при переводе помогали корейцы Пэк Хон Джун и Со Сан Юн. Переводчики использовали оригинальную корейскую национальную письменность хангыль, созданную в 1444 г. и понятную широким слоям населения. Различные богословские термины были переданы при помощи оригинальных корейских понятий. Первый перевод НЗ получил широкое распространение. В ежегодном докладе Британского и иностранного библейского об-ва отмечалось, что за десятилетие (90-е гг. XIX в.) в К. было распространено Библии больше, чем в Китае за 50 лет. В 1886 г. в К. было издано 15,69 тыс. экз. Библии, к 1892 г.- 578 тыс., в 1895-1936 гг.- свыше 18 млн. Ключевую роль в популяризации сыграли т. н. квонсо - распространители Библии; среди них были сотрудники библейского об-ва, книготорговцы книжных лавок или пунктов распространения лит-ры библейских обществ. Квонсо также разъясняли Свящ. Писание, открывали храмы. Напр., 1-я корейская протестант. церковь была открыта в Сорэ (пров. Хванхе) переводчиком Библии и квонсо Со Сан Юнем. В 1894-1901 гг. усилиями квонсо были основаны 8 церквей в пров. Кёнгидо и одна в пров. Хванхэ, в 1902-1906 гг.- одна в пров. Кёнгидо, 2 в пров. Канвондо, 2 в пров. Чхунчхон, одна в пров. Кёнсан и одна в пров. Чолла. Квонсо добирались до глухих горных мест, учили людей грамоте. По мнению южнокорейских исследователей, квонсо стали главной силой, обеспечившей народный характер Корейской Церкви в первые годы ее существования.

http://pravenc.ru/text/2057272.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010