Ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении. Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб. 2Пет. 2, 18-19 Принципиальное отличие атеистической антропологии от христианской проявляется в ответе на вопрос «Зачем (или для чего) нужна человеку свобода?». В атеистической антропологии человек понимается лишь как продукт саморазвивающейся материи, как некое своеобразное животное с набором физиологических потребностей, которые определяют, формируют, направляют его поведение. В потребностях этих и состоит сущность, формирующее основание человека. Будучи фундаментальной сущностью, они определяют и его ценности, которые по сути своей должны сводиться к тому, чтобы обслуживать его потребности. Например, деньги – не вспомогательное средство, а абсолютная ценность, ибо они есть прямой способ удовлетворения естественных потребностей. Какие-либо ограничения потребностей человека всегда противоестественны и поэтому вредны. Моральные, а тем более религиозные нормы и правила и, уж конечно, закон Христов – это формы ограничения потребностей, прежде всего естественных физиологических. Поэтому свобода, опять же как естественная способность человека, направлена на то, чтобы защищать потребности, это способ освобождения от ограничений, запретов, нравственных законов и т. п. Для чего нужна свобода? Для того, чтобы освободить себя от любых ограничений. Зачем нужна свобода? Затем, чтобы можно было максимально полно удовлетворять все свои потребности, которые сами являются естественными продуктами и результатами естественной эволюции материи, или природы. Мы созданы стихийным процессом развития такими, какие мы есть. Кроме саморазвивающейся природы, ничего нет, и поэтому ничто (какая-то религия, какая-то мораль) и никто (какой-то Бог, какой-то Учитель) не может указывать нам, какими мы должны быть. «После этого для нее (свободы. — И.С. ) не оказывается достаточных препон к самому бурному кипению,- и она проявляется потом… с крайнею необузданностию и с «непотребством”… неприкрытой наглости бешеного цинизма, когда уже совсем не желают стесняться и делают всякую нечистоту с ненасытимостию ( Еф. 4:19 )» 77 .

http://azbyka.ru/istina-i-idoly-lozh-sov...

Но что ему делать тогда, когда святые не поддаются и на эти его соблазны, очень тонкие, опасные — что делать?! Тогда приходит он в ярость и как неприятель, идущий на город, если поймет, что замечен, что напасть неожиданно не удастся, отлагает всякую скрытность и устремляется в бешеном порыве, так поступают и бесы со святыми. В житиях святых, которые, вероятно, многие из вас читали, часто повествуется, как бесы открыто и бесстыдно нападали на святых. Они нападали открыто, как неумевшие укрыться от их зорких взглядов, переставали прятаться, сбрасывали личину, являясь в своем подлинном бесовском виде. Они нападали, принимая вид диких зверей, готовых поглотить отшельника; гадов ядовитых, страшных чудовищ, наводя на них страх и ужас. Так поступали они с весьма многими, и монахами, и отшельниками, и древними, и относительно не очень далекими от нас. Свыше 400 лет тому назад жил преподобный Нил Столбенский. Это был один из великих преподобных, и в житии его читаем, как открыто, как бесстыдно напали бесы на его отшельническую келию. Но есть у бесов по отношению к великим праведникам и другие способы нападения: они нападают не сами, а посылают своих слуг из людей. Так было со многими святыми, так было и с преподобным и богоносным отцом нашим Серафимом Саровским, на которого, по наущению диавола, напали разбойники, смертным боем били, изувечили, переломали ребра и проломили череп. Это одно из ухищрений диавола. Так разнообразны пути, по которым идут бесы, стремясь погубить нас. Начиная от легкого, никакого труда не представляющего нападения на беспечных, на неверующих, они прибегают ко все более и более тонким и хитрым приемам уловления нас в свои сети. Вот о какой брани против духов злобы поднебесных, против начальств, против властей, против миродержителей тьмы века сего говорит апостол Павел. Он говорит, что в борьбе с ними для защиты нам надо облечься во всеоружие Божие. «Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять» (Еф. 6, 13).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2238...

Помолившись Богу, они расстались друг с другом: Аммон пошел в гору Нитрийскую [ 1 ] и стал иноком, а мнимая жена его, оставшись в доме своем, в скором времени собрала множество девиц и уневестила их Христу, а сама стала игуменьею над ними. Поселившись в горе Нитрийской, Аммон стал проводить отшельническую жизнь, трудясь и подвизаясь для Бога, Коему он день и ночь служил со всею теплотою духа своего. В пустыне он провел двадцать два года и достиг совершенства в иноческой жизни. Бог же прославил угодника Своего, дав ему дар исцеления, и святой исцелял различные болезни приходивших к нему людей. Однажды к нему приведен был отрок, укушенный бешеною собакою. В припадках беснования он кусал свое собственное тело. Родители отрока, припадая к ногам святого Аммона, просили его исцелить их сына. Но святой сказал им: — Что вы утруждаете меня, прося у меня того, что превосходит мои силы. В ваших руках — и болезнь, и исцеление отрока, так как, укравши у вдовы (святой назвал ее по имени) вола, вы тайно убили его и съели; посему возвратите ей живого вола, и сын ваш исцелеет. Родители беснующегося отрока, услыхав сие, ужаснулись, что святой знает их тайны и, сознавшись в своем преступлении, клятвенно обещались возвратить украденное. Тогда святой, помолившись, исцелил отрока и отпустил их с миром. Они же, с радостью вернувшись в дом, тотчас же дали вдовице другого вола, вместо убитого ими. В другое время пришли к преподобному два человека за благословением. Святой попросил их привезти ему воды на нужды приходящих к нему, ибо один из пришедших имел верблюда, а другой осла. Взяв большой сосуд, они отправились с горы за водой. Когда они наполнили сосуд водою, то один из них, у которого был верблюд, сказал: — Сосуд велик, а гора высока, а потому не хочу я такою тяжестью уморить своего верблюда. И, оставив своего товарища, он пошел своею дорогою, не возвращаясь к святому. Оставшийся же взял воду на осла своего и с большим трудом едва ввез ее на гору к преподобному. Увидев его, святой сказал: — Чадо! Да благословит тебя Бог за труд твой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Похож на безумного Похож на безумного: Тот, кто собирает мусор на улицах и тащит его в свой дом, Тот, кто собирает камни на пустырях и складывает их на своем поле, Тот, кто собирает сплетни среди людей и копит их в себе, Тот, кто принимает дурные мысли и хранит их в своем сердце. 43. «Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине.» (Пс. 144:18). Истинное знание Того, кто пробовал мед, сахар не привлекает, Того, кто выбрался из трясины, обратно в нее не загонишь, Того, кто отрекся от мира, в миру ничто не удержит, Того, кто постиг истинное знание, не заставишь от него отказаться. 44. «…Осияй раба Твоего светом лица Твоего и научи меня уставам Твоим.» (Пс. 118:135). Ни во что не ставить Чтобы все тревоги закончились, следует научиться: Ни во что не ставить свои желания, Ни во что не ставить свои мысли, Ни во что не ставить весь мир, Ни во что не ставить самого себя. 45. «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж.» (Пс. 126:1). Если разделить поровну Если даже разделить все деньги поровну среди всех людей, то очень скоро у одних их будет больше, чем у других. Если разделить знание поровну, то очень немного людей сможет им правильно воспользоваться. 46. «Не умру, но буду жить и возвещать дела Господни.» (Пс. 117:17). Терпение и решимость Если нет терпения, комар покажется лютым зверем, Если есть терпение, укротишь и бешеного быка. Если нет решимости, и мышь покажется тигром, Если есть решимость, расступятся горы и моря. 47. «Господь поддерживает всех падающих и восставляет всех низверженных.» (Пс. 144:14). Мучительный кошмар Дом без фундамента долго не простоит, Стена без раствора долго не продержится. Воля без силы – источник всех бед, Ум без молитвы – мучительный кошмар. 48. «Смиренных возвышает Господь, а нечестивых унижает до земли.» (Пс. 146:6). Самолюбие Змее не укрыться на проезжей дороге, Блохе не спрятаться в белой одежде, Осе не прожить долго в комнате, Самолюбие не прикрыть лицемерной улыбкой.

http://isihazm.ru/1/?id=120

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет Сюжет картины иллюстрирует эпизод из Ветхого Завета: «В то время, как Господь восхотел вознести Илию в вихре на небо, шел Илия с Елисеем из Галгала … И сказал Елисей: дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне. И сказал он [Илия]: трудного ты просишь. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так, а если не увидишь, не будет. Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо» ( 4Цар.2:1, 9-11 ). Описание Художник изображает шествие пророка Илии на огненной колеснице. В классицистической манере он выстраивает композицию в виде театральных кулис. Пророк Елисей на первом плане повернут к зрителю спиной. Ошеломленный открывшимся ему видением, он простирает руки в молитвенном призывании; огненная колесница мчится прямо на него, она вырывается из пределов картины:  вставшие на дыбы лошади готовы рваться вперед. Этому бешеному ритму мчащейся колесницы, бегу коней противопоставлен пророк Илия, находящийся в полном спокойствии, сидящий неподвижно. Он спокойно беседует с ошеломленным Елисеем, для которого виденное то ли сон, то ли явь. Он взвывает в молитве к Богу, а Илия ему отвечает. Художник показывает столкновение двух миров — земного и небесного: явившееся чудо свидетельствует о том, что Богу все возможно. Открывшееся видение дает возможность человеку заново осмыслить свою жизнь: ведь все к чему стремиться человек в мире сем, — ничто в иной жизни. Ни почести, ни слава не радуют человека, лишь истинная любовь к Богу дарует ему смысл жизни, наполняя ее незримым светом божественной любви. Удивителен колорит картины: оранжево-желтый и голубой цвет, чуть приглушенный, создающий эффект стенной живописи, магически воздействует на зрителя, делая его свидетелем явившегося чуда. Легкость и прозрачность воздушной атмосферы усиливает эффект огненного сияния. Рекомендуемая литература Тематическая подборка Прочее Популярное Сейчас в разделе 50  чел. Всего просмотров 1.1 млн. Всего записей 1118 ©2024 Азбука искусства к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/art/iliya-i-ognennaya-k...

Слова Иисуса Христа: «что ты гонишь Меня», и: «Я Иисус, Которого ты гонишь» – должны быть рассматриваемы и принимаемы в том их подлинном реальном содержании, которое им присуще, и притом не иначе, как по отношению к данным тогдашнего времени душевным мыслям, чувствам и порывам-желаниям Савла. Да, с приближением к Дамаску, Савл, «думавший, что ему должно много действовать против имени Иисуса Назорея», в душе и сердце своем был всецело объят самым как бы исполнением своего гонительского дела в Дамаске: вот он, «мужчин и женщин связав, всех их приведет в оковах в Иерусалим на истязание», если они не отрекутся от Иисуса и не «восхулят его имя»; в Дамаске он, имея «власть от первосвященников и письма от старейшин к братьям, живущим в Дамаске», исполнить то, «чтобы тамошних» всех, чтущих имя Иисуса», привести в оковах в Иерусалим» (Сн. Деян.9:2; 22:5; 26:9–11 ). В своем свирепом ожесточении души и сердца против имени и Личности Иисуса Христа и в своем бешеном ослеплении Савл подобен рассвирепевшему и взбесившемуся волу, лягающему в рожон. Это произволение Савла и действия его по сему его произволению, направленные против Иисуса Христа, прежде всего являются жестокими произволением и действиями против личности самого Савла, так как возвышенный дух его, благочестное его сердце, ревнующее по Богу, и «Божия в нем совесть» в данном его поведении получают и получали такую «рану», которая до конца его жизни будет наигорчайше и наиболезнейше раскрытой в нем раной. Затем поведение сие Савла жестоко против Церкви Христовой, которой он – Савл, «как избранный сосуд», «познав волю Бога отцов своих, увидев гонимого им Праведника и услышав глас из уст Его, предъизбран послужить, чтобы возвещать имя Его пред народами и царями и сынами Израилевыми, и за имя Которого он – Савл должен будет пострадать» (Св. Деян.9:15; 22:14–15 ). Мысль о том и о другом «жестоком» поведении Савла и выражена Иисусом Христом в Его слове: «Жестоко ти есть против рожну прати» – σκληρν σοι πρòς κντρα λακτζειν. – Слово «рожон» в сем случае, для своего конкретнейшего объяснения, должно быть сближено с следующими словами Иисуса Христа о Себе, как о «Краеугольном камне»: «Камень, Который отвергли строители, тот самый сделался главою угла; всякий, кто упадет на тот камень, разобьется; а на кого он упадет, того раздавит» ( Лк.20:17–18 ; Мф.21:43–44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

Ст. 10. …И вышел от них корень греха – Антиох Епифан…, т. е., от одного из военачальников Александровых произошел Антиох Епифан. Здесь, очевидно, разумеется Селевк Никатор, объявивший себя властителем Сирии, по смерти Александра, и положивший начало фамилии Селевкидов (около 312 г. до Р. X.). От него-то, в пятом поколении 1093 и произошел Антиох, прозванный Епифаном, т. е. знаменитым, за некоторые свои деяния. Но за характер его – подозрительный и жестокий – историки дали ему подобнозвучное прозвание Епимана, т.е. яростного или бешеного. Библейское название «корень греха» вполне обрисовывает свирепый нрав Антиоха. Он был сын …царя Антиоха и был заложником в Риме... Антиох IV Епифан был младшим сыном Антиоха III-ro, прознанного великим. По смерти этого государя (в 187 г. до Р. X.), парствовал сначала старший сын его, Селевк IV-й Филопатор (187–176 до Р. X.), Антиох же Епифан отправлен был заложником в Рим, после несчастной битвы при Магнезии. Впоследствии же, Селевк, желая вызвать к себе брата, послал к нему в Рим на смену сына своего Димитрия, но сам был вскоре отравлен. Тогда-то и воцарился Антиох Епифан (176 г. до Р. X), отняв царство у законного наследника, т. е. у племянника своего, Димитрия. ... и воцарился в сто тридцать седьмом году царства Еллинского... Эти 137 лет считаются от того года, когда Селевк Никатор, поразив Антигона, полководца Александрова, овладел Сузианой и Мидией, и возвысил царство сирийское на высшую степень могущества. Это случилось в 312-м году до Р. X. Таким образом, 137-й год греческого владычества в Сирии, т. е. год воцарения Антиоха Епифана, падает на 176-й год пред Р. X. Ст. 14. …Они (т. е. иудеи, изменившие вере отцов), построили в Иерусалиме училище, по обычаю языческому... Это была, так называемая, гимназия в греческом вкусе, т. е. место, где молодые люди занимались в обнаженном виде телесными упражнениями, как то: борьбой, бегом, прыжками и т. п. Здесь же устраивались игры в честь богов языческих. Ст. 20. …После поражения Египта, Антиох возвратился о сто сорок третьем году (т. е. в 169 г. до Р. X.); и пошел против Израиля, и вступил в Иерусалим с сильным ополчением… Побуждением к сему нападению, грабежу и убийствам, было то, что Иудеи обнаружили сильнейшую радость, по случаю распространившейся вести о смерти Антиоха. Весть оказалась ложной, – между тем, Антиоху стало известно, какие чувства имеют к нему Иудеи 1094 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Так крещение и христианское звание возвышает человека из раба в брата и чадо возлюбленное по благодати. И нет выше звания, как быть сыном Божиим и наследником вечных благ. Аминь. Провозглашать я стал любви И правды чистое ученье, В меня все ближние мои Бросали бешено каменья!.. И тем не менее святой апостол Павел пишет новое послание тем, кто особенно яростно гнал его, кто особенно непримиримо ненавидел его. Своей апостольской любовью он хочет обнять самых свирепых своих врагов и самых дорогих сердцу соплеменников – евреев, которых в душе горячо любил. Так, едва освободившись из римских уз, он пишет свое Послание к Евреям. ВЫДЕРЖКИ ИЗ ПОСЛАНИЯ К ЕВРЕЯМ И не с кровью козлов и тельцов, но со Своею кровью однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление ( Евр. 9:12 ). Святой апостол Павел сразу утверждает, что Христос Иисус не человек, а истинный Бог и Сын Божий. Им создан мир видимый и невидимый. Он говорил через пророков и отцов. Им же обновится мир в последние дни. «Все обветшают, как риза, и как одежду свернешь их, и изменятся» ( Евр. 1:11 ). Евреи чтут Моисея, как великого пророка с которым беседовал Бог . Но Иисус Христос больше Моисея. Моисей – как служитель в доме Божием, а Христос – как Сын… Поэтому не ожесточите сердец ваших, как некогда отцы в пустыне, чтобы не оказался кто из вас опоздавшим ( Евр. 4:1 )… У еврейского народа принцип «внимательности» друг к другу более развит, нежели у других народов. Наблюдения подтверждают, что еврей еврея выручит. В своей ли стране или в чужой (в рассеянии) евреи крепко держатся один другого. Они поддерживают друг друга «духовно», материально. Достаточно одному еврею пробраться на какую-либо выгодную службу, как он тащит за собой других своих собратьев, устраивает их, обеспечивает, а если кто в нужду попал, выручают любой ценой. Если русские, украинцы и другие нации умеют легко «топить» своих собратьев, клевеща и предавая друг друга, то евреям надо отдать должное. Они никогда своих не продадут, не обидят и не оставят в беде.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Так мать с сыном стали благоухающею жертвою всесожжения пред Богом. Слава Богу, так умудрившему малого младенца, что над ним исполнились слова пророческие: «Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя» 6967 . Когда все это происходило, князья и воеводы беззаконного царя сожалели о столь значительном пролитии крови христиан. Они обратились к царю и просили, чтобы он прекратил кровопролитие и не губил города, из которого ежегодно доставлялось много дани. Беззаконник поступил согласно их просьбе и перестал проливать кровь неповинную. Однако, он избрал много тысяч младенцев и девиц как из этого города, так и из всей Награнской области, и одних взял в рабство себе, а других раздал по своему усмотрению, вельможам и воинам. Весь город, который ранее свободно поклонялся Пресвятой Троице, подчинил он тяжкому рабству, после чего отправился в свою столицу. Когда сей богоненавистный иудей возвращался домой, на небе явился огонь и всю ночь освещал воздух. Вследствие явления сего огня, Дунаан и все войска его были в большом страхе. И стал огонь падать на землю в виде дождя и причинил много вреда. Это было знамением гнева Божия и началом отмщения за пролитую кровь. Однако новый фараон не захотел исправиться и не смирился пред крепкою рукою Божиею. Он воспылал такою бешеною яростью против христиан, что задумал истребить их не только в своей стране, но и в других областях и царствах. Именно, он послал послов к царю персидскому 6968 , убеждая его сделать подобное же и избить всех христиан в своей области, если он желает, «чтобы к нему было милостиво солнце и отец солнца, Бог еврейский». Персы почитали солнце, как бога. Поэтому и Дунаан, желая вооружить персидского царя против христиан, называл еврейского Бога «отцом солнца». Писал он и к сарацинскому 6969 царю Аламундару, обещая ему много золота, если он истребит подвластных ему христиан. Услышав обо всем этом, благочестивый греческий царь Иустин сильно опечалился и, скорбя сердцем по поводу гонения на христиан, послал письмо к александрийскому архиепископу Астерию, прося его побудить ефиопского царя Елезвоя к войне против нечестивого иудея для отмщения за кровь христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Так мать с сыном стали благоухающею жертвою всесожжения пред Богом. Слава Богу, так умудрившему малого младенца, что над ним исполнились слова пророческие: «Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя»  [ 25 ]. Когда все это происходило, князья и воеводы беззаконного царя сожалели о столь значительном пролитии крови христиан. Они обратились к царю и просили, чтобы он прекратил кровопролитие и не губил города, из которого ежегодно доставлялось много дани. Беззаконник поступил согласно их просьбе и перестал проливать кровь неповинную. Однако, он избрал много тысяч младенцев и девиц как из этого города, так и из всей Награнской области, и одних взял в рабство себе, а других роздал по своему усмотрению, вельможам и воинам. Весь город, который ранее свободно покланялся Пресвятой Троице, подчинил он тяжкому рабству, после чего отправился в свою столицу. Когда сей богоненавистный иудей возвращался домой, на небе явился огонь и всю ночь освещал воздух. Вследствие явления сего огня, Дунаан и все войска его были в большом страхе. И стал огонь падать на землю в виде дождя и причинил много вреда. Это было знамением гнева Божия и началом отмщения за пролитую кровь. Однако новый фараон не захотел исправиться и не смирился пред крепкою рукою Божиею. Он воспылал такою бешеною яростью против христиан, что задумал истребить их не только в своей стране, но и в других областях и царствах. Именно, он послал послов к царю персидскому [ 26 ], убеждая его сделать подобное же и избить всех христиан в своей области, если он желает, «чтобы к нему было милостиво солнце и отец солнца, Бог Еврейский». Персы почитали солнце, как бога. Поэтому и Дунаан, желая вооружить персидского царя против христиан, называл еврейского Бога «отцом солнца». Писал он и к сарацинскому [ 27 ] царю Аламундару, обещая ему много золота, если он истребит подвластных ему христиан. Услышав обо всем этом, благочестивый греческий царь Иустин сильно опечалился и, скорбя сердцем по поводу гонения на христиан, послал письмо к александрийскому архиепископу Астерию, прося его побудить ефиопского царя Елезвоя к войне против нечестивого иудея для отмщения за кровь христиан.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010