поиск:   разделы   рассылка Дмитрий Стешин Что на самом деле стоит за конфликтом в Боголюбском монастыре Источник:  kp..ru/Комсомольская правда Скандал в одном из важнейших духовных центров православия уже второй год не сходит с телеэкранов и страниц газет. Мир со смаком копается в строгостях монашеской жизни, ужасаясь тому, что для воцерковленного человека – норма. Верующий корреспондент " КП " попытался разобраться в ситуации и на несколько дней поселился в Свято-Боголюбском монастыре. ПОЧТИ БИБЛЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ " МЕСТА СИЛЫ " По странному совпадению ровно год назад двух корреспондентов " КП " занесло в эту многострадальную обитель. Мы готовили материал о духовных местах силы среднерусской равнины, и Свято-Боголюбский монастырь был для нас отправной точкой, с которой мы и начали объезжать " столбы света, которые связывают небо и землю " . И именно в Боголюбове мы испытали первое духовное потрясение. В полумраке пустого храма к моему товарищу, мнущемуся перед образами и не знающему, куда деть руки, вдруг подошла пожилая монашка и утвердительно сказала ему: – Вы боитесь внезапной смерти... Мой коллега был тяжело ранен под Цхинвалом, и наша военно-полевая медицина вынужденно " посадила " ему сердце противошоковыми препаратами. К нему в редакцию несколько раз вызывали " Скорую помощь " , а пузырек корвалола и тонометр буквально прописались на его рабочем столе. Я оставил их за тихой беседой и вышел из храма. Слева монастырь огибало бешеное шоссе, идущее из Москвы на Нижний Новгород, справа гремела железная дорога. Но монастырь был плотно укрыт покоем и умиротворением. Монастырь появился на владимирской земле в 1155 году благодаря чудотворной иконе Божией Матери, написанной, по преданию, евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезничало Святое Семейство. Икона эта хранилась в Вышгородском монастыре, недалеко от Киева, но много раз сходила со своего места и зависала в воздухе лицом к выходу. Князь Андрей воспринял это как знак и отправился с иконой в Ростов. Однако недалеко от Владимира кони, которые везли икону, вдруг встали намертво.

http://religare.ru/2_80920.html

Город Сланцы основан в 1930-м году на месте древнего Никольского погоста в местности Поля. От погоста ко временам атеизма сохранялись два храма и кладбище при них. Внехрамовое кладбище располагалось в четверть версты к западу от храмов, на перекрестье дорог. В левобережье реки Плюссы (встарь писали «Плюсы»), в Больших Полях, находилось Старое лютеранское кладбище в обрамлении древних курганов и жальников, где хоронили редких на севере Гдовщины иноверцев. К 1917 году уезд насчитывал уже 207 тысяч населения, из которых 45 тысяч составляли эстонцы. Пришлая из-за Наровы диаспора составляла значимую экономическую силу и стояла на пути капитализации в большей степени, чем русская крестьянская община. Эстонцы селились исключительно по хуторам, где в итоге более целесообразного разверстания земель обеспечивалась большая производительность труда, чем в деревенской общине. Миграция из-за Наровы инициировалась реформой 1861 года, когда прибалтийцам отменили ценз оседлости и появилась возможность избежать «баронского гнета» — немецкого и прочего дворянства, которого было в изобилии по всей Прибалтике. Никольский монастырь в Полях основан при Плюсских бродах и неудобьях. В пределах современного города Сланцы существуют труднопроходимые речные пороги, о чем свидетельствует факт местной топонимики — д. Подпорожек. Зажатые плитняковой тесниной воды Плюссы несутся с бешеной скоростью, не давая отчаянному гребцу справиться с напором. В районе мыса Зеленая Роща стремнина чуть ли не обнажает огромные камни, преодолевая исключительно опасные перекаты. На них находчивые местники соорудили каменный закол – брод для ловли лосося, угря и прочей рыбы, которую ловили встарь возами. При этом броде в камне вырублено место для указующего костра. Не случайно, по Плюссе в этих местах существовал бурлацкий промысел проводки судов. Он исчислялся меньшим числом проведенных судов, чем аналогичный промысел на реке Нарове. Это объясняется большей сложностью плюсского фарватера, фактически, отсутствием такового у указанной Рощи. Дата основания Никольского монастыря — 1424 год. Она удивительным образом совпадает с датой начала строительства Гдовской крепости. Об этом было известно из надписи на несохранившейся иконе Святой Троицы, что находилась в Дмитриевском соборе Гдова.

http://sobory.ru/article/?object=03942

Варвара Малахиева-Мирович Малахиева-Мирович Варвара Григорьевна (1869–1954) – поэтесса, критик, детская писательница. Из старинного дворянского рода Мировичей. Окончила в Киеве гимназию и Высшие женские курсы. Ее стихи и критические статьи публиковались в 1902–1916 годах в «толстом» журнале «Русская Мысль», в эти же годы вышли сборники ее рассказов для детей «Снежинки», «Золотой дом». Стихи ее первой поэтической книги «Монастырское» датированы 1915 годом, но год издания – 1923-й. Книга вышла в том же частном издательстве «Костры», которое в 1921 и 1922 годах выпустило два издания цветаевских «Верст» со стихами 1917–1920-х годов. В этом же издательстве и в эти же годы вышли «Берег» и «Золотые ворота» Надежды Павлович. Это были едва ли не последние книги религиозных стихов. Ленинское «секретное письмо» от 19 марта 1922 года положило начало, как предписано в нем, «бешеному и беспощадному» изъятию не только церковных ценностей. «Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше», – значилось в нем. При этом особо оговаривалось: «Официально выступать с какими бы то ни было мероприятиями должен только тов. Калинин, – никогда и ни в коем случае не должен выступать ни в печати, ни иным образом перед публикой тов. Троцкий». Имя основного идеолога религиозных репрессий стояло под другим документом, не менее зловещим. В сентябре и октябре того же 1922 года в трех номерах «Правды» появилась статья Льва Троцкого «Внеоктябрьская литература», направленная против «интеллигентских религиозных исканий и находок». Все введенные вскоре цензурные запреты продержались более полувека. «О преходящем и вечном» – так называется дневник Малахиевой-Мирович, который она вела в 20–30-е годы но этот уникальнейший документ эпохи до сих пор остается в числе неопубликованных. Но книга «Монастырское» Малахиевой-Мирович имеет не только историческое значение. Ее вполне можно сравнить с поэмами «Чернец» Ивана Козлова, «Мцыри» Лермонтова, «Гусар-затворник» Елизаветы Шаховой, «Год в монастыре» Апухтина, главные герои которых – послушники , а у нее – послушница В основе поэм XIX века – романтическая, роковая любовь, которую не удается преодолеть ни одному из героев. Этой классической традиции следует и Елизавета Шахова, ставшая послушницей, а затем монахиней, но уже после создания поэмы «Гусар-затворник». Монастырские стихи Малахиевой-Мирович основаны именно на ее личном опыте послушницы, она воссоздает внутренний мир женского монастыря (даже у Шаховой – мужской монастырь), тончайшую полифонию чувств и характеров монахинь. Эти религиозные стихи поэтессы Серебряного века не могут остаться среди «забытых». Из книги «Монастырское» (1923)

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Мужской монастырь Бешеново Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Бешеново (серб. Манастир Бешеново) — мужской монастырь Сремской епархии Сербской Православной Церкви. Расположен на южных склонах центральной части Фрушка горы. Содержание История [ править править код ] Монастырь по преданию основал сербский король Драгутин Неманич (1275-1320 гг.) на южных склонах Фрушка горы, вдоль ручья, который сегодня называется Чикош. В исторических источниках монастырь упоминается впервые в 1546 году. Монастырь регулярно упоминаться во всех последующих турецких переписях, проводимых во второй половине XVI века. Монастырская церковь посвящена святым Архангелам Михаилу и Гавриилу (8/21 ноября), святым покровителям короля Драгутина и всех Неманичей. Археологические раскопки указывают на захоронения раннехристианского периода I века. Король Урош (около 1223 г. 01.05.1277 г) получил эти края в качестве приданного. Его сыновья основали здесь монастыри. Один из его сыновей, Драгутин Неманич, стоял во главе Королевства Срем, которое он основал в 1282 году, так как после конфликта со своим младшим братом Милутиным был вынужден отречься от престола сохранив королевский титул. Его первой столицей был Дебрц, находящийся между Шабцем и Белградом. Позже он перенес ее в Белград и таким образом, стал первым сербским королем правившем из столицы. Драгутин Неманич был во главе Королевства Срем до своей смерти в 1316 году. Бешеново единственный монастырь на Фрушкой горе, происхождение которого связано с родословной Неманича. Остальные в основном были созданы во времена последних сербских деспотов Бранковичей. По возрасту монастырь Бешеново сопоставим с Печской Патриархией , первой резиденцией сербских патриархов, которая располагается в Косово и Метохии. История монастыря связанна и с Россией. В XVII веке монахи четыре раза путешествовали в Россию (1628, 1648,1670,1671 гг.) за финансовой помощью. В 1656 году были обновлены кельи и трапезная. Когда в 1690 году монастырь Витовница пострадал от турков, то большое количество монахов, взяв с собой церковные ценности ушли в Бешеново. Среди этих ценностей были четыре Евангелия и серебряная чаша известного ювелира Луки. Эти и многие другие предметы из Бешенова сегодня хранятся в Музее Сербской православной церкви в Белграде.

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

Мужской монастырь Витовница Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Витовница (серб. Манасир Витовница) — монастырь Браничевской епархии Сербской Православной Церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы. Расположен в восточной части Сербии на правом берегу реки Витовницы, в десяти километрах от Петровац-на-Млави. Содержание История [ править править код ] Монастырь основал сербский король Стефан Милутин в 1291 году после победы над болгарскими мятежниками Дрманом и Куделином, которые укрепились в местечке Ждрело, неподалёку от нынешнего монастыря Горняк . Дрман и Куделин превратили Браничевскую область в своего рода разбойничье логово, из которого они совершали набеги на соседние области. В честь победы над мятежниками св. Милутин выстроил свою задушбину – монастырь Витовницу. В выпуске журнала «Старинар» Сербского археологического общества за 1888 год Михаило Ризнич пишет: «Король Милутин мог построить этот монастырь после боя с татарами в 1291 году. Тогда восстали против северного сербского короля, Милутинова брата Драгутина, двое мятежников в Ждрело в Браничевской области, Дрман и Куделин. Милутин собрал сильное войско и наголову разбил татар, так что воды Млавы окрасились кровью». Начиная с XVI века, монастырь достаточно часто упоминается как в сербских, так и в турецких источниках. Согласно турецкой переписи от 1527 года, в монастыре жили двое монахов. Турецкая перепись от 1537 года гласит, что в монастыре жили твое монахов и притом монастырь платил большой налог, по чему можно предположить, что его материальное положение было неплохим. Согласно турецкой переписи от 1578 года, в монастыре живут шестеро монахов. Сохранилось известное Витовницкое Евангелие (серб. Витовничко датированное XVI веком. Это рукописное Евангелие, написанное в монастыре Витовница в первой половине XVI века. Точно известно, что в 1557 году Евангелие было оправлено серебром с позолотой – работа известного мастера-златокузнеца того времени Вука Кондо, который оставил в верхней части оправы свою подпись. Евангелие написано чёрными чернилами, особо важные места выделены золотой краской. Орнаменты и начальные буквы глав разрисованы золотой, синей, красной и зелёной красками, золотой краской проставлены и точки между предложениями. Переднюю крышку переплёта украшают изображения двунадесятых праздников, а заднюю крышку – изображение Успения Пресвятой Богородицы. Спасаясь от турок в 1690 году, витовницкие монахи нашли приют в монастыре Бешеново (тогда это была территория Австро-Венгрии) и принесли Евангелие с собой. Сегодня Витовницкое Евангелие хранится в Музее Сербской Православной Церкви в Белграде под инвентарным номером 355.

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

святитель Андрей (Шагуна) (20.12.1808–28.06.1873) святитель Андрей (Шагуна) Митрополит Трансильванский (Сибиуский), святитель. Биография День памяти: 30 ноября (Румын.) В миру Шагуна Анастасий, родился 20 декабря 1808 в Мишкольце, Венгрия в купеческой семье румын, выходцев из Македонии (аромунов). Окончил гимназии в Мишкольце и Пеште (ныне в составе Будапешта). В 1826-1829 годах изучал философию и право в университете в Пеште. После окончания православной духовной семинарии в Вершеце (ныне Вршац) по благословению митрополита Карловацкого Стефана поступил в монастырь Хопово, где 12 октября 1833 года был пострижен в монашество с именем Андрей. В феврале 1834 года был рукоположен митрополитом Стефаном во иеродиакона. С октября 1834 года стал преподавателем духовной семинарии в Сремских Карловцах. В ноябре 1835 года был назначен секретарем консистории Карловацкой архиепископии и возведён в сан архидиакона. 21 июня 1837 года был рукоположен митрополитом Стефаном во иеромонаха. В следующем году стал протосинкеллом и советником митрополита. Состоял помощником настоятеля в монастырях Язакском в 1838 году и Бешеновском в 1840 году. В 1842 году возведен в сан архимандрита митрополитом Карловацким Иосифом. Тогда же определен настоятелем Хоповского монастыря, а в 1845 году - Ковильского монастыря. 15 июня 1846 года был назначен генеральным викарием Ардяльской (Трансильванской) епископии. В декабре 1847 года на Соборе епархиальных протопопов в Турде избран наряду с 2 другими претендентами кандидатом во епископы. 24 января 1848 года светские власти в Вене утвердили его кандидатуру. 18 апреля 1848 года в Сремских Карловцах был хиротонисан во епископа. Владыка неоднократно обращался с требованием о воссоздании Трансильванской митрополии к австрискому правительству, Карловацкому патриарху и сербскому Церковно-Народному Собору в Сремских Карловцах от лица епархиальных Соборов, состоявших из клира и мирян и созванных в Сибиу в 1850, 1860 и 1864 годах. 12 декабря 1864 года был назначен митрополитом восстановленной Трансильванской митрополии с кафедрой в Сибиу. В сентябре-октябре 1868 года созвал в Сибиу Национально-церковный конгресс православной румынской митрополии, который принял " Органический статут Румынской Православной Церкви в Трансильвании " .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej-Shaguna...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕРБОВЕЦКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 1 окт.), чудотворный образ, принесенный в Гербовецкий в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь (Кишинёвской епархии) ок. 1790 г. По преданию, игум. мон-ря Пахомий был дружен с полковником Николаем Алексеевичем Албадуевым из Москвы. В 1790 г., накануне Рождества, Албадуев приехал в мон-рь, где скончался после падения с лошади. Его похоронили 17 дек. «в старой церкви у иконы Николая Чудотворца». В дар мон-рю жена (по др. версии, мать) покойного принесла икону, бывшую фамильной святыней. Вскоре от образа были явлены многочисленные исцеления больных и он стал почитаться окрестными жителями. Гербовецкая икона Божией Матери Гербовецкая икона Божией Матери Мон-рь трижды разоряли и сжигали турки, но каждый раз монахи находили Г. и. в пепле неповрежденной, обращенной лицом к земле. Холст обгорел лишь по краям, а краски на одеждах Богоматери и Младенца Христа потемнели и вскипели, однако лики и руки остались «совершенно чисты и прекрасного письма», что было отмечено в описи 1817 г., составленной при архим. Серафиме. Насельники неоднократно получали подтверждение тому, что Божия Матерь покровительствовала мон-рю, особенно во время моровой язвы и холерной эпидемии. Офиц. признание Кишинёвской епархией Г. и. чудотворной произошло в 1859 г. По многочисленным просьбам жителей города и по ходатайству Антония (Шокотова), архиеп. Кишинёвского и Хотинского, 17 янв. 1859 г. было принято постановление Святейшего Синода о ежегодном перенесении святыни из Гербовецкого мон-ря на зимнее время в г. Кишинёв. С тех пор ежегодно к 1 окт. чудотворный образ приносили крестным ходом из обители в Кишинёв, в Крестовую ц., а 23 апр. возвращали в мон-рь. В эти дни собиралось множество богомольцев из различных мест; отмечены случаи исцеления. Так, в 1861 г., во время перенесения Г. и. из Кишинёва в мон-рь, произошли исцеления парализованной М. И. Гречин-Людвигской и страдавшего лихорадкой свящ. Никифора из с. Гординешты. В том же году после молитв перед списком Г. и. исцелилась 5-месячная дочь свящ. Варфоломея Усаневича. В 1862 г. в с. Киперчены Оргеевского у. от укуса бешеного животного заболели трое детей, среди них был сын местного священника, к-рый тут же отправился в Кишинёв, чтобы помолиться перед Г. и.; сын священника был исцелен, а др. дети умерли.

http://pravenc.ru/text/164655.html

В течение XVII и XVIII вв. монахи из Хиландара отправлялись в Россию и ради материальной помощи и ради поддержки духовных и культурных связей. В 1804 году, в тот же год, когда началось Первое сербское восстание против турок, монастырь Хиландар получил из России 525 рублей помощи как компенсацию за то, что целых 15 лет таковой не И это свидетельствует, что авторитет Хиландара и его монахов в России был весьма велик. Хиландарская обитель пользовалась уважением из-за своих духовников, а также как очаг славянского православия на Святой горе и место, где собирались вместе сербы, болгары, русские и влахи. Русский путешественник Григорий Барский записал в своем Путешествии, что в 1744 году он был в монастыре Хиландар, и что в нем живут «монахи сербы, твердые в вере и крепкие во благочестии и самые гостеприимные из всех других святогорцев, но простые и неученые. Среди них есть и несколько болгар, русских и влахов, но старшинство и власть принадлежит сербам. Церковное и келейное правило они читают всегда славянским языком, но с выразительным сербским И другие известные сербские монастыри еще со времени Паисия поддерживали связи с Россией. В августе 1629 года состоялась первая поездка в Россию монахов монастыря Студеница. Об их поездках есть свидетельства вплоть до начала XVIII Монахи монастыря Милешева прибыли в Путивль первый раз 20 июля 1627 года и приезжали периодически вплоть до 1688 года, когда монастырь пострадал и вскоре подвергся сильным разрушениям. Еще более существенно он был разорен только в 1735 году, а кельи сгорели в Привилегии, которыми обладал монастырь Милешева, перешли на монастырь Пакра, а с него на монастырь Пива. Еще с конца XVI века ведут свое начало связи монастыря Крушедола с Россией, которые поддерживались вплоть до конца XVIII Монастырь Беочин установил первый раз связи с Россией в декабре 1622 года, а монастырь Бешеново 29 августа 1638 года. 17 сентября 1638 года в Россию прибыли монахи из монастыря Хопово. Братия монастыря Троноша также направила в Россию посольство, которое прибыло туда 27 сентября 1625 года.

http://pravoslavie.ru/40750.html

Святитель Флавиан уступил, и в монастырь к обвиненному в ереси архимандриту направлена была делегация в составе пресвитера и экдика Иоанна и диакона Андрея, с тем чтобы вручить ему копию поданного против него обвинения и вызвать его на заседание синода, но, как докладывали потом синоду Иоанн и Андрей, «он идти и оправдываться совершенно отказался, говоря, что у него определено и как бы законом положено от начала – никогда и никуда не отлучаться от своего братства, а жить в монастыре, некоторым образом как в гробе» . Вступив с посланцами синода в обсуждение богословских тем, Евтихий отверг как клевету возводимые против него обвинения в том, что он будто бы говорил, «что Бог Слово принес (с собою) плоть с неба» . Выслушав доклад Иоанна и Андрея, синод направил к нему других посланцев – пресвитеров Маму и Феофила, которые взяли с собой адресованное ему послание синода, где говорилось: «Неразумно в оправдание себя говорить, что ты решился не выходить из монастыря, когда тебя обвиняют в таких вещах» . Евтихий долго не хотел принимать посланцев, а когда наконец принял, сказал им то же самое, что раньше говорил Иоанну и Андрею, сославшись на свой обет никогда не выходить из обители, а также на свою старость и заодно попросив не утруждать ни себя, ни других новыми вызовами, о чем присланные и доложили синоду. Решено было, во исполнение канонической нормы о допустимости заочного судебного рассмотрения дела после троекратного отказа подсудимого явиться на суд, направить к нему новых посланцев – пресвитеров Мемнона и Епифания и диакона Германа. На этот раз архимандрит отказался явиться по вызову, сославшись на болезнь, о которой доложил синоду посланный им архимандрит Авраамий. Святой Флавиан, услышав это сообщение, сказал: «Мы подождем, не будем настаивать. От Бога зависит даровать здравие, а наше дело ожидать его выздоровления. Мы желаем не отсечения, а приращения. Бог не веселится о погибели живых… Мы дети человеколюбия Божия, а не жестокости» . Получив отсрочку до 22 ноября, Евтихий, что называется, не терял времени даром: монахи его монастыря, которые, очевидно, не были обязаны, подобно своему архимандриту, пребывать безвыходно в обители, как во гробе, начали с бешеной энергией подстрекать насельников других монастырей к возмущению против святого Флавиана, которого они обвиняли в приверженности ереси Нестория и в замысле учинить гонения на православных монахов.

http://pravoslavie.ru/50695.html

Также при содействии паломнической службы «Сольба» мы регулярно ездим в Николо-Сольбинский женский монастырь в Ярославской области, помогаем приюту для девочек. С паломническим центром «Страстной» бываем в Муроме, путешествуем по православным святыням Австрии и Италии. Ну а для тех, кто не имеет возможности ехать далеко от Москвы, у нас организовано трудничество в Высоко-Петровском мужском монастыре в самом центре Москвы, в 7 минутах ходьбы от нашего храма Успения. Заходишь в монастырь — и из бешеного ритма жизни мегаполиса попадаешь в другой мир: древние каменные храмы, монахи в развевающихся облачениях, мелодичное звучание фонтана, невероятно вкусная монастырская трапеза….. Также ребята из Клуба занимаются социальной деятельностью. Два раза в неделю мы ездим в коррекционный интернат, там мы рисуем, играем с детишками в развивающие игры, делаем праздничные открытки. А недавно ребята приехали в интернат вместе с батюшкой из Высоко-Петровского монастыря, всем крещеным детишкам привезли крестики. А на следующий день сводили группу детей на воскресную службу в Высоко-Петровский монастырь. Примерно раз в месяц мы проводим мастер-классы по изготовлению поздравительных открыток. На них все желающие могут научиться делать настоящие маленькие шедевры своими руками». Друзья-приятели Кто-то приходит в Клуб каждую неделю, кто-то – через раз, кто-то создает семью и не находит времени выбраться, но все равно остается другом. И он знает, что и у него есть близкие люди, к которым всегда можно обратиться. Ян Осин Так что круг друзей Клуба (как «внутренних», так и «внешних») увеличивается с каждым годом. Среди почетных друзей — Заслуженный артист России, певец и композитор Ян Осин. Многие ребята из Клуба принимают участие в его миссионерском концертно-выставочном патриотическом проекте «Связь поколений». Ян Осин не только с удовольствием поет на приходских праздниках храма и дает концерты для Клуба (выступил он и на празднике 8 июля), но и подсказывает интересные идеи по организации работы в Клубе. Например — создание просторной концертной площадки на прихрамовой территории, на которой сейчас проходят чаепития. В холодное время приходится располагаться в храме: у Клуба нет своего постоянного помещения.

http://pravmir.ru/klub-vo-imya-svyatyx-p...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010