20–21. И будут резать по правую сторону, и останутся голодны; и будут есть по левую, и не будут сыты; каждый будет пожирать плоть мышцы своей: Манассия – Ефрема, и Ефрем – Манассию, оба вместе – Иуду. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта. (Но уклонится на десно, яко взалчет, и снесть от шуиих, и не насытится человек ядый плоти мышцы своея: снесть бо Манассий Ефремово, и Ефрем Манассиино, яко вкупе повоюют Иуду. Во всех сих не отвратися ярость [его], но еще рука его высока). Разделение Еврейского народа на два царства породило взаимную вражду, ослабило общее могущество, сблизило с иноверцами, усилило нечестие, через это воспламенило гнев Господа, и привело к междоусобной войне, имевшей истребить народ. И Господь объявляет эту неотвратимую конечную судьбу обоих царств. При взаимных враждебных отношениях они прежде всего будут поражены страшным голодом: будут истреблять все налево и направо и, скоро истребив все, сделаются потом жертвой смертельного голода. Тогда, забыв родство, одно колено с яростью бешеного зверя будет нападать на другое, то Манассиино на Ефремово, то оба, взаимно враждебные, будут терзать третье – Иудино. Истребляя, таким образом, друг друга, они будут как бы «пожирать плоть собственной мышцы»; ибо они могли бы взаимно поддерживать друг друга и защищать себя одно другим от иноплеменных и иноверных врагов, родственно, в крепком союзе, как одна рука помогает другой. Жестоко и ужасно это бедствие междоусобной борьбы; но окончательную гибель народа совершит удар неотразимого меча непреодолимой силы иноплеменных и злейших врагов – Ассирийцев и Вавилонян (ср.гл.10:5 и др.). 20 По свидетельству Геродота, «в Ионии было два изображения (египетского) царя Сесостриса (Рамсеса 2-го), высеченные в скале, одно на пути из Ефеса в Фокею, другое на пути из Сард в Смирну. На обоих местах высечена мужская фигура в четыре с половиной локтя вышиной, с копьем в правой руке и с луком в левой; остальное вооружение её на половину египетское, на половину эфиопское; на груди от одного плеча до другого находится высеченная египетскими священ­ными письменами надпись, гласящая так: «плечами своими я приобрел эту страну». История. Кн. 2, гл. 106. По перев. Ф.Г. Мищенко. Т.1. М. 1885 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

6. Кто больший иудеям благодетель был, как Христос, Спаситель мира? Мертвецов их воскресил, слепцов просветил, прокаженных очистил и прочие чудесные благодеяния оказал. Но зависть на то не смотрит; она советует: что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него ( Ин.11:47, 48 — Твор. Тихона о зависти). И требовали злобные ненавистники Христовы: распни, распни Его! И яростно вопили самопроклинатели: кровь Его на нас и на чадах наших! Казнь Божия скоро постигла виновников крестной смерти Иисуса Христа. Прежде чем Спаситель испустил дух, Иуда предатель удавился. На следующий год Каиафа лишен был первосвященства. Через три года Пилат за корыстолюбие и жестокость был отставлен от должности, сослан в ссылку и сам себя лишил жизни. Дом Анны в следующем же колене был разорен бешеною толпою, которая волокла сына его по улицам, бичевала и била до тех пор, пока он не умер. Многие из иудеев, требовавших смерти Иисуса Христа, и тысячи их детей потерпели все ужасы осады Иерусалима римлянами, ужасы, каких не видали люди и которые предречены были Спасителем: «Приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные и утробы неродившие, и сосцы непитавшие; тогда начнут говорить горам: падите на нас, и холмам: покройте нас». Евреи заставили Пилата распять Христа, а римляне распинали их тысячами вне стен Иерусалимских, пока не стало доставать места и дерев для крестов. Они дали тридцать сребреников за кровь Спасителя, а сами были продаваемы тысячами за меньшую цену. Они приняли на себя кровь Его, и кровью залит конец политического существования их, и с того времени из века в век кровь их проливалась с невообразимою жестокостью. Теперь скажем о тех средствах, которыми уничтожается злая и пагубная страсть — зависть. Если уничтожить в сердце своем гордость, от которой происходит зависть, тогда без злого корени — гордости не будет и злого плода — зависти. Зависть есть дочь гордости; умертви матерь — и дочь ее погибнет. Мы уничтожим гордость нашу, когда сознаем вполне, что нам совершенно нечем гордиться: ибо все, что имеем, не наше, а Божие.

http://azbyka.ru/v-chem-kayatsya-na-ispo...

92 . Затем царь в ярости, опомнившись, приказал устроить казнь, и слонов привели в бешеное состояние, и царь пошел, желая видеть собственными глазами гибель иудеев ( 3Мак.5:2831 ). 93 . Иудеи же взывали к Богу, умоляя Его помиловать их и явить помощь им, стоящим уже при вратах ада ( 3Мак.5:3236 ). 94 . Вопль громкий и молитва была к Богу, и тогда великославный Вседержитель и истинный Бог, явив святое лице Свое, отверз небесные врата, из которых сошли два славных и страшных Ангела, видимые всем, кроме иудеев ( 3Мак.6:1617 ). 95 . Они стали против войска и исполнили врагов смятением и страхом. Тогда слоны обратились на войско ( 3Мак.6:1819 ). 96 . Гнев царя превратился в жалость, услышал крик иудеев, и заплакав, говорил друзьям: вы злоупотребляете властью ( 3Мак.6:2022 ). 97 . Разрешите неправедные узы, отпустите их с миром в свои дома; и дал им потребное, дабы праздновать освобождение ( 3Мак.6:2527 ). 98 . И было пиршество спасения и радости на месте, приготовленном на погибель и могилу. Израильтяне стали петь песнь отцов, восхваляя Спасителя Израилева и Чудотворца Бога ( 3Мак.6:2833 ). 99 . Царь писал, что пленным иудеям даруется жизнь, и имущество, и право возвратиться домой, ибо Небесный Бог есть покров иудеев, и всем надо исполнять закон Божий ( 3Мак.7:510 ). 100 . При Антиохе Епифане (175164) у евреев отнимали язык, вводя греческое образование и веру через идолослужение. Началось гонение на иудеев – их преследовали за истинную веру. И была освободительная война во главе с Маккавеями Маттафией и Иудой. В 165 г. Иерусалим был освобожден, храм очищен и установлен праздник обновления. С 143 г. в Иудее было правление Симона. После Симона его сын Иоанн Гиркан покорил самарян и разрушил их храм на горе Гаризим. Сын же Иоанна Аристовул принял корону и титул царя. По смерти Аристовула престол Иудейского царя занял его брат Александр Анней. После смерти Александра Аннея власть над Иудеей в течение десяти лет оставалась в руках вдовы Александры, которая одного своего сына Гиркана II назначила первосвященником, а второго сына Аристовула II – начальником над иудейским войском. Братья вели войны между собою за престол и обратились к Помпею, римскому полководцу, за военной помощью. Помпей ввел военные легионы из Сирии в Иудею и в 63 году с боем взял Иерусалим, где укрывался Аристовул II. Аристовула Помпей увел пленником в Рим, а брата его Гиркана оставил первосвященником и правителем Иудеи, подчинив его римской власти. Иудея потеряла свою самостоятельность.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

96. «…Итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» (Мф. 18:4). Знакомство с малышом На день рождения шестилетнего мальчика впервые собрались вместе все родственники. Малыша познакомили с многочисленными двоюродными братьями и сестрами, племянниками и племянницами, сначала – со старшими, потом – с младшими. После обеда всем детям разрешили поиграть в саду. Мальчик был очень мил. Когда торжество закончилось, и гости прощались, они сказали малышу: «Ну, вот, ты познакомился со всеми, и всех нас теперь знаешь. Мы тебя очень полюбили и поэтому готовы забрать к себе». Но мальчик прижался к матери и сказал: «Нет, я вас совсем не знаю. Я знаю только свою маму». 97. «…Ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно.» (Мф. 19:25). Птица мудрости Среди жителей одной страны существовало предание, будто где-то в горах живет удивительная птица и, если даже самый никчемный человек увидит ее, то он обретет мудрость и станет царем. В этой стране, в горной деревушке, жила мать со своим уже взрослым, но незадачливым сыном, у которого все в жизни как-то не ладилось. Печалясь о его будущем, мать однажды, со вздохом, сказала ему: «Эх, сынок, с твоим везением тебе только царем быть». Слова матери запали глубоко в душу сына. Видя, что его преследуют неудачи, он решил отправиться на поиски волшебной птицы. Однажды в непроходимой чаще ему посчастливилось мельком ее увидеть. Выбираясь на дорогу, он заметил бешено мчащуюся шестерку коней, запряженных в красивую карету, из которой раздавались крики о помощи. Неожиданно сухое дерево, возле которого стоял юноша, с громким треском надломилось и упало, зацепившись корявыми ветвями за упряжь лошадей и одежду молодого человека. Кони потащили его вместе с поваленным деревом по дороге, но очень скоро выбились из сил и остановились. Из кареты, бледный от страха, вышел царь со своей юной дочерью. К нему уже спешили отставшие всадники и стража. Обрадованный неожиданным спасением, царь подумал, что их спаситель – этот отважный юноша, и взял его с собой.

http://isihazm.ru/1/?id=117

А на деревне, на гумнах ладно выбивают дробь цепы, мерно и однообразно стучат веялки , ровно гудят молотилки, обещая жизнь долгую, мирную, благоденственную. Все дрожат и наслаждаются каждой минутой чудесной погоды и дружной, спорой работы. С веселым ревом, неустанно и густо засыпая гумно дымящейся соломой, беспощадно сокрушаемой и извергаемой мощным зубастым барабаном, снова гудит новая рязанка Семена: он богат и горяч, – в один миг добыл мастера и поправил ее, и теперь сам подает и думает, что уж нет, шалишь, больше не доверит он дуракам сыновьям машину. – В мыслях у них, что домы их вечны и что жилища их в род и род… Но человек в чести не будет: он уподобится животным, которые погибают… Семен знает это лучше всякого… и, весь серый от пыли, от мякины с кровавыми, воспаленными глазами, с хоботьем в бороде, отклоняя потное, засыпанное и разъедаемое сором лицо от зерна, остро бьющего из-под бешено рвущего и ревущего барабана, только успевает покрикивать: – Бабы, подавай! Бабы, веселей! III Ночью светит молодая туманная луна. Легкая дымка стоит в светлом, мертвом, беззвучном саду. На гумне, не нарушая тишины, а только еще больше давая ее чувствовать, жалобно тявкает совка. Тишина, пустота и на дворе усадьбы, одиноко краснеет окно в людской избе. Работники за ужином, по случаю покойника, выпили. После ужина они сидели и курили, уже вялые, позевывая. А там, в доме, в этой страшной горнице, похожей на часовню, стояла благоговейная тишина. Только дрожал, дрожал сонный сумрак в углах, чуть потрескивали, нагорая и оплывая горячим воском, свечи, и то блистал, то темнел под их ярким, но неровным пламенем сизый чудовищный лик с розовой ватой в ноздрях. И однообразно, кротко и укоризненно звучал певучий женский голос: – И мудрые умирают, равно как невежды, и бессмысленные погибают и оставляют имущество другим… – В мыслях у них, что дома их вечны и что жилища их в род и род, и земли свои они называют своими именами… – Но человек в чести не будет; он уподобится животным, которые погибают… Он пойдет к роду отцов своих, которые никогда не увидят света… – Обратись, Господи! Научи, как исчислять дни наши, дабы нам приобресть сердце мудрое… IV Наутро все проснулись с одной мыслью: нынче! И колокол уже звал, звал.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

А Танька с Колей остановились на ночлег в горах, развели костер, сварили кашу и сидели у огня и разговаривали. Но тут они увидели, что за ними гонятся, и побежали. Они не хотели, чтобы их поймали, потому что боялись, что их накажут, и еще потому… потому что Танька любила свободу. И они гнались за ними, но не могли догнать. А Ася и все остальные повстречались с горным троллем (он такой серый, большой, страшный и каменный). Тролль вообще-то спал, но Танька своими криками и баловством разбудила его (она камни кидала и песни пела), и он был очень на нее злой и согласился помочь Асе и другим Таньку и Колю поймать. Ночью Танька и Коля пробрались к лодке и поплыли дальше, но тролль устроил так, чтобы вода в реке поднялась и образовались всякие водовороты. Лодку разбило об камни, а Коля с Танькой спаслись и полезли вверх по горам. И вот они увидели вход в пещеру и спрятались там. А в пещере спала троллиха, жена тролля (вообще-то они давно были в разводе и не видели друг друга сто лет). Троллиха проснулась и спросила: «Кто тут?» Танька с Колей ей все рассказали, и она их из пещеры выгнала, а сама пошла своего мужа искать. И когда нашла, то с ним помирилась, и они все дальше пошли. И тролль наслал такой каменный обвал, и с горы покатились большие камни, и они должны были Таньку задавить. (Мой вопрос: «А что делал в это время Коля?») А Коля… Коля оттолкнул ее в сторону и сам попал под этот камень. Танька затащила его обратно в пещеру и там сидела. (Мой вопрос: «Ну, а как поступили преследователи?») Они все… нет, одна только Ася… Ася прибежала в пещеру и стала с Танькой драться. И победила. И они все уплыли домой. (Мой вопрос: «Забрав Таньку и Колю с собой?») Нет, Танька и Коля остались в пещере. Танька развела костер на пороге, принесла воды, промыла Колины раны. Коля пришел в себя, но ходить еще не мог, и они сидели и смотрели на горы, на речку, на костер, на закат солнца. В понимании Василисы тут — явный конец сказки. Но поскольку проблема девочки так и осталась непроработанной (сопротивление бешеное), я настаиваю на продолжении: «А как дальше сложилась жизнь твоих героев?»

http://azbyka.ru/deti/vash-neponyatnyj-r...

Более того: эти принципиальные противоположности, по их идеальной сущности, Новый Завет , в конце концов, объединяет и примиряет в Богочеловеке, начинаясь с восприятия истинно человеческой плоти и ее претворения из тела душевного в духовное – в Логосе ( κα λ γος σρξ γνετο – и Слово плоть бысть 25 ) и кончаясь преображением человечества из душевного в духовное, по образу Богочеловека-Спасителя, – из состояния немощно-греховного в состояние совершенное («будьте вы совершенны, как Отец ваш Небесный совершен есть») 26 , когда наконец «Бог будет все во всем» 27 . Христианство есть религия Богочеловечества 28 . Церковь есть Тело Богочеловека 29 , от плоти Его и от костей Его 30 , питающееся Его Плотью и Кровью 31 . Академия духовная или церковная опознает и уразумевает дух и ум Церкви. Наша Академия стоит под «Покровом Пресвятой Богородицы», символизирующим предсказанное пророками радостное «покровительство Бога людям». 32 Наконец и личное мое настроение – в тоне положительно идеального и радостного будущего, а не отрицательно реального и скорбного настоящего. Этими замечаниями я думаю оправдать предмет моей краткой речи. Там на границе нашего отечества, до беснования обезумевший палач антихриста мучить, калечит, бешено рвет на части своими чудовищными орудиями, душит газами, даже отравляет холерною и чумною заразами – дедов и бабок, отцов и матерей, мужей и жен, женихов и невест, даже детей-младенцев. Но я желаю, хотя на малое время, отвлечь взоры от настоящего, «наводнившего землю, бича Божия» 33 и направить их к обетованному «покрову» благодати Божией над человечеством, когда «Бог будет смотреть на землю из жилища Своего, как светлая теплота после дождя, как облако росы после жатвенного зноя» 34 . От бранного пира прожорливой смерти и ненасытного ада 35 предпочитаю в академический праздник звать на «брачную вечерю Агнца и Его Избранной Невесты – Церкви» 36 . Буду говорить о тайне Брака и Церкви во Христе. При чтении или слушании евангельских слов Господа о том, что желающий за Ним следовать должен оставить свой дом и своих присных, обращали ли вы внимание на Матф. 10:34–37 : «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю: не пришел Я принести мир, но меч; ибо Я пришел разделить человека с отцом его и дочь с матерью ея и невестку с свекровью ея, – и враги человеку домашние его, – любящий отца или мать более Меня недостоин Меня», – и любящий сына или дочь более Меня недостоин Меня», – и парал. Лук. 12:51–58 : «Думаете ли, что мир прибыл Я дать на земле? – Нет, говорю вам, но разделение, ибо будут отныне пятеро в одном доме разделены, трое на двух и двое на троих разделятся, отец на сына и сын на отца, мать на дочь и дочь на мать, свекровь на невестку и невестка на свекровь». Так в этих местах все тексты, не исключая и нашего церковно-славянского и богослужебного.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Гей-активисты могут считать справедливым делать именно это – но Господа Иисуса они точно не могут принять за образец. За Ним не известно ни малейших попыток как-то оспаривать «гомофобию» Его окружения – и, добавим, Священных Писаний Его народа. При этом Господь Иисус вовсе не боится идти наперекор традициям и обычаям Своего времени и вызывать бешеное раздражение ревнителей благочестия. Так что предполагать, что Он молчал, не желая вызвать враждебность и смуту, было бы странно. Что же Он говорил – и каковы были Его взгляды на сексуальность – мы вполне можем узнать из Евангелий. И тут мы обнаруживаем, что взгляды Иисуса отличаются от взглядов Его современников не в сторону либерализма и смягчения, а ровно наоборот – в сторону устрожения требований Закона. «Подошли фарисеи и спросили, искушая Его: позволительно ли разводиться мужу с женою? Он сказал им в ответ: что заповедал вам Моисей? Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться. Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь. В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мк.10:2-9). По сравнению с Моисеем Господь Иисус выдвигает более жесткую и радикальную этику – нельзя даже разводиться, что Моисей позволял. В Нагорной проповеди Он запрещает и смотреть с вожделением (Матф.5:28). Непохоже, чтобы люди, желающие смягчить или отменить заповедь «не прелюбодействуй» могли бы апеллировать к Его примеру. Что касается Его взглядов на брак, то они выражены предельно ясно – «одну плоть» составляют «мужчина и женщина», причем таков замысел Бога, восходящий к самим основаниям творения. Это – установленная Богом норма, удаление от нее является греховным. Надо сказать, что Господь Иисус устрожает Закон не только в сексуальной сфере – заповедь «не убий» Он усиливает до того, что воспрещает гнев, ненависть и ругательства (Матф.5:22) и требует не только воздержания от причинения вреда, но и активного служения нуждающимся (Мф.25). Мы склонны смягчать Закон – особенно там, где Он нас стесняет – но Господь Иисус нам точно в этом не союзник.

http://pravmir.ru/inoe-blagovestvovanie-...

Готовы сильные люди; Седрах, Мисах и Авденаго уже связаны, и их бросают в печь, раскаленную огнем. Не думайте, что, если сейчас установилось некое перемирие между безбожным государством и Церковью, то так же будет и всегда. Положение может резко измениться, потому что нынешние дни лукавы, а диавол всегда готов в бешеной ярости своей наброситься на Церковь Христову. Итак, отроков бросают в печь. Причем сказано: И как повеление царя было строго, и печь раскалена была чрезвычайно, то пламя огня убило тех людей, которые бросали Седраха, Мисаха и Авденаго (Дан. 3, 22). Так они трое упали связанными в раскаленную огнем печь. И что происходит: они сгорели? Огонь был страшным, ведь говорится, что пламя огня убило даже тех людей, которые бросали их (наверное, от ужасного жара вспыхнули их одежды). Неужели погибли эти мудрые отроки, которые были поставлены управлять землей Вавилонской? Нет, оказывается, они не погибли! Вдруг зазвучала песнь, ее пел один из отроков – Азария, – и слова этой песни доносились из печи. Он пел: Благословен Ты, Господи Боже отцов наших, хвально и прославлено имя Твое во веки. Ибо праведен Ты во всем, что соделал с нами, и все дела Твои истинны и пути Твои правы, и все суды Твои истинны (Дан. 3, 26–27). Отроки шли внутри печи и пели хвалу Господу, они пели уже втроем: Благословен Ты, Господи Боже отцов наших, и хвальный и превозносимый во веки, и благословенно имя славы Твоей, святое и прехвальное и превозносимое во веки (Дан. 3, 52). Царь ужаснулся: огонь, за огнем дым, было трудно рассмотреть, что же происходит, но он видел, что три отрока ходят в печи! Однако ходят не потому, что огонь не силен был сам по себе одолеть их, а потому что с ними был кто-то четвертый. Это – Ангел Божий, посланный от Господа, чтобы защитить детей Божиих от ярости язычников. Когда наступят для православных христиан самые тяжелые дни, те, о которых пророк Даниил предсказывал: наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди (Дан. 12, 1), когда царство антихриста будет устанавливаться по всей земле, то в эти, последние дни Бог пошлет нам самого великого защитника. Сказано в Библии: и восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа своего (Дан. 12, 1). – Да, именно сей воевода Горних Сил, Архистратиг Божий Михаил и для нашего православного русского народа, и для всех верных христиан явится в последней брани с языческим безбожным зловерием великим утешением, великим заступником.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Елисей был учеником пророка Илии. В стихотворении Лермонтова есть мотив, схожий с библейским эпизодом из жизни этого пророка. Упоминание птиц в пространстве пустыни вызывает следующую ассоциацию: пророк Илия спасался от своих врагов в пустыне, где выжить ему помогала птица — ворон, приносивший ему пищу. Дикая песчаная обитель — знаковое место и для пророка Иоанна Предтечи, который вырос и проповедовал в пустыне: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: «глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему “ (Мф 3:2–3). Изгнанный лермонтовский пророк чувствует себя спокойно только в пустыне. Она становится для него райским местом. Здесь его «слушают звезды», и здесь он живет «как птицы, даром Божьей пищи». И эти строки возвращают нас в том числе к словам Евангелия: Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? (Мф 6:26). «В меня все ближние мои/Бросали бешено каменья» Фразеологизм «бросить камень» обладает значением осуждения, обвинения кого-либо. У древних народов существовала кровавая мера наказания: толпа обвинителей побивала осужденного камнями. В Евангелии встречается такой эпизод: книжники и фарисеи привели к Иисусу Христу женщину, уличенную в грехе прелюбодеяния, и предлагали судить ее. Спаситель ответил на это: кто из вас без греха, первый брось на нее камень (Ин 8:7). Никто не сделал этого, так как грех был присущ каждому. Выражение «бросить камень» чаще всего используется в форме вопроса: «Кто осмелится бросить в меня (в кого-либо) камень?»=«Кто осудит меня (кого-либо)?» «Посыпал пеплом я главу…» Пророк в стихотворении Лермонтов, «посыпав пеплом главу», бежит из города, чтобы скрыться от враждебно настроенных к нему людей. Устойчивое выражение «посыпать голову пеплом» употребляется в значении скорбеть, глубоко переживать сильное горе, пребывать в отчаянии. У народов Ближнего Востока посыпание головы пеплом, землею или пылью было обрядовым действом — выражением отчаяния, скорби. Примеры такого ритуала можно встретить в нескольких ветхозаветных книгах (Пятикнижии Моисея, Книге Есфири, Книге Иова).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010