12 Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища. 13 Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; 14 твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла. 5:1–3. Так как ветхозаветный первосвященник был ходатаем перед Богом за народ, то и избирался из народа и посвящался на службу Богу, чтобы посредством даров и жертв умилостивлять Бога, и ходатайствовать перед Ним за народ. Он избирался из людей для того, чтобы опытно знать и сострадать, сочувствовать немощам людей, грешащих по невежеству, по неведению, хотя каждый почти грех, увлекая прелестью удовольствия, омрачает сознание грешащего и делает его невежествующим, заблуждающимся (Феофилакт). А так как первосвященник и сам как человек с немощами – грехами народа, то должен был сам предварительно очиститься от них, чтобы его жертвы за народ были угодны Богу. Во-вторых, всякий первосвященник должен иметь законное избрание, Богом установленное. 5:4. Так как первосвященник, есть служитель Господа, то и не имел права приступать к служению Ему, без призвания от Него, как было с Аароном (см. Исх. 28:1 ; Лев. 8:2–2 ; Пар. 26:18). Самовольно принявший на себя это служение, наказывался смертью от Бога (см. Чис. 16:3–17:11 ; 2Пар 26:19 ), так и Иисус Христос был призван к служению первосвященническому самим Богом. 5:5–6. Не Свою волю пришел Он исполнить в мире, но волю Отца Своего, Который и послал Его в мир (см. Ин. 8:42 ). Но святой Павел не ограничивается этим, а доказывает ветхозаветным пророчеством, что Иисус Христос Самим Богом поставлен именно Первосвященником. Ибо Бог, назвавший Иисуса Христа воплотившегося Сыном Своим (см. Пс. 2:7 , ср. Мф. 3:17 ), в другом псалме назвав рождение Его превечным – прежде денницы, называет Его и Первосвященником, но не по чину Аарона, а по чину Мелхиседека ( Пс. 109:4 ). Следовательно, Иисус Христос имеет Свое первосвященство от Бога. Потом Он, как и ветхозаветные первосвященники, был избран как человек, ведущий немощи людей, и ходатайствующий за них перед Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

14Господь сказал Моисею: «Приближается час твоей смерти. Призови Иисуса и с ним предстань предо Мной в Шатре Богоявления, где Я дам ему наставление». Когда Моисей с Иисусом пришли и стали в Шатре Богоявления, 15Господь явился им в столпе облачном, который остановился над входом в Шатер. 16И сказал Господь Моисею: «Ты скоро отойдешь к праотцам своим , а народ этот тут же совратится и начнет блудить с чужими богами, с богами тех иноплеменников, в страну которых он идет. Они оставят Меня и нарушат Мой Завет, тот Союз, который Я заключил с ними. 17Тогда это вызовет гнев Мой на них, оставлю их, сокрою лик Свой от них. И окажутся они легкой добычей врагов, постигнут их многие страшные беды. Тогда возопят они: «Не потому ли обрушились на нас эти беды, что Бога нашего нет среди нас?“ 18Но в тот день – да знают они это! — Я лик Свой скрою от них за всё то зло, которое они совершили, обратившись к другим богам. 19А теперь запишите эту песнь и научите этой песни сынов Израилевых. Они должны будут повторять ее, и она станет Моим свидетельством против них. 20Когда приведу их в ту землю, что источает молоко и мед, в землю, которую Я клятвенно обещал отцам их, там будут есть они досыта и тучными станут, и тогда они обратятся к другим богам, служить им станут! Меня же отвергнут они, нарушат Завет Мой, Союз со Мной. 21 И когда постигнут их многие страшные беды, эта песнь – а она не будет забыта и в грядущих поколениях, научившихся петь ее, – станет против них свидетельством, подтверждением того, что все их помыслы были Мне ведомы еще до того, как Я привел их в землю, которую им клятвенно обещал». 22В тот же день Моисей записал эту песнь и учил сынов Израилевых петь ее. 23А Иисусу Навину Господь заповедал: «Будь тверд и мужествен, тебе надлежит ввести сынов Израилевых в землю, которую Я клятвенно обещал им. Я буду с тобой». 24 Когда Моисей записал в свиток весь Закон до последней строчки, 25он обратился к левитам, носившим ковчег Завета Господнего: 26«Возьмите этот свиток Закона и положите его рядом с ковчегом Завета Господа, Бога вашего. Там будет он свидетельством против вас. 27Ибо мне хорошо известно, как мятежны и упрямы вы можете быть. Если вы при жизни моей среди вас упрямство свое выказывали Господу, что же будет после смерти моей?! 28Соберите–ка сейчас ко мне всех старейшин колен ваших и приставников, чтобы я в их присутствии сказал им слова эти – слова песни сей, а в свидетели против них призову само небо и землю, 29потому что знаю: сразу после смерти моей вы совершите поступки постыдные и свернете с пути, которого держаться я вам заповедал. И вскоре обрушатся на вас всякие бедствия, так как вы, гневя Господа, станете делать то, что Он злом считает». Песнь Моисея

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

161 . После же этого некие люди привели к нему родившую верблюдицу, и ее детеныш следовал за ней, очень слабый, но она не позволяла ему сосать. Увидев ее, наш отец принес немного воды из церковной чаши и дал ей. Она выпила, и он подтолкнул ее сына к ней, говоря: «Почему ты не даешь сосать твоему сыну? Почему ты вообще родила его?». Тотчас она дала ему молоко без затруднений. После этого взяли ее хозяева и пошли в свой дом, воздавая славу Богу и нашему отцу святому апе Шенуте. 162 . Был некий человек в области Шмина, который был батраком, и он работал все годы, получая свое жалованье, но его детям не хватало хлеба. Этот (человек) поднялся, пришел к нашему отцу пророку апе Шенуте и стал просить его. Мой же отец понял тотчас, по какому делу тот пришел к нему. 163 . Тогда сказал человек ему: «Мой отец святой, да постигнет меня твоя милость, потому что я работаю с детства, выполняя работу каждому, но после (всего) этого я и мои дети нуждаемся в хлебе, и мы в нужде ежедневно». Наш отец сказал ему: «Мой сын, может быть, ты не нашел себе (такой) работы, чтобы жить ею?». Он сказал: «Я не знаю, мой отец святой». 164 . Наш отец вошел в церковь , помолился и попросил Господа за него. И когда он кончил молиться, он нашел немного огуречных семян. Он взял их, смочил освященной водой и дал их человеку, говоря ему: «Возьми эти несколько огуречных семян, ступай в такое-то место и посади там огурцы, потому что это – дело, которое Господь назначил тебе, чтобы ты жил от него. И когда они вырастут, моя доля в них, они предназначены мне вместе с тобой». Ответил человек, говоря: «Да, конечно, мой отец святой». 165 . Человек тот пошел, посадил огурцы, и вернулся снова к нашему отцу, и сказал ему: «Вот я посадил огурцы, но помолись за меня, чтобы я пошел и завершил те двадцать дней работы, которые я должен до конца года там, где я (сейчас) работаю». 166 . И после этих (дней) он пошел трудиться над огурцами. Когда те выросли, он снял первые (плоды) и принес их в обитель. Наш отец взял их и раздал братьям. Потом он помолился над небольшим количеством воды и дал ее ему, говоря: «Побрызгай на них этой водой, говоря: «Сказал Шенуте: „Растите, потому что моя доля в вас“». Человек взял воду и побрызгал ею на огурцы, говоря: «Сказал святой апа Шенуте: „Растите, потому что моя доля в вас " ».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/izre...

16:33). Поскольку ясно, что нынешняя жизнь есть ристалище борьбы и подвигов, а будущая — наград за подвиги. Посему возлюбим чисто Господа, чтобы Он подал нам то, что возвестил любящим Его: что не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило на сердце человеку (1 Кор. 2:9). Будем же подвизаться, чтобы в Духе Божием побеждать плоть и ее мудрование, будем в укрепляющем нас Христе (ср. Флп. 4:13) побеждать сатану-дракона, возьмем крест и последуем за победоносным Иисусом (ср. Мф. 10:38). Будем же подвизаться, чтобы бежать [на этом поприще] прямо и уверенно, чтобы обрести нам почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе (Фил. 3:14). Поскольку всякий, кто бежит со знанием дела и не остается в неведении, получает венец отречения [от мира] и многотрудное и многоценное богатство чистоты. Пишет и Петр:как новорожденные младенцы, говорит, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам (1 Пет. 2:2), то есть чистую веру, которая возрастает и просвещает человека в добрых делах. И Павел: Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы. И еще: А паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть слово Божие. Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением(Еф. 6:11-12, 16-18). Ибо так подвизаясь, вы поистине сможете отобразить в себе образ Христов во всем: в жизни, общении, намерении, [Col. 1784] в слове, в деле, терпении, мужестве, разумении, целомудрии, праведности, долготерпении, незлобии, благочестии, преподобии, воздержании, вере, надежде, совершенной любви к Богу. Потому что по-настоящему искренниеподвижники воздерживаются от всего (1 Кор. 9:25) и жительствуют во всяческой добродетели и заповеди Божией, как говорит Апостол: Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей (2 Кор.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

16А теперь иди, созови старейшин Израиля и скажи им: «Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Исаака и Иакова, явился мне и сказал: «Я непрестанно следил за всем, что происходит с вами, и видел, как поступали с вами египтяне, 17и решил избавить вас от гнета египетского. Я введу вас в землю ханаанеев, хеттов, амореев, периззеев, хиввеев и евусеев, в землю, что источает молоко и мед“. 18Старейшины Израиля согласятся с тем, что ты им скажешь. Вместе с ними ты пойдешь к царю египетскому, и вы скажете ему: «Неожиданно для нас Господь, Бог наш, Бог евреев, явился нам, и потому мы просим тебя отпустить нас в пустыню, на три дня пути, чтобы могли мы принести жертвы Господу, Богу нашему“. 19Я знаю, что царь египетский не отпустит вас, даже если будет принуждаем к тому рукой сильной. 20Он не отпустит вас, пока Я не вмешаюсь и не сокрушу Египет чудесами, которые Я там совершу. 21 И к просьбам вашим египтяне отнесутся милостиво – Я склоню их к этому , и вы покинете Египет не с пустыми руками. 22 Пусть каждая женщина выпросит у своей соседки–египтянки и у той, которой случится жить в ее доме, вещи серебряные и золотые и одежду; это вы наденете на детей ваших и унесете с собой много добра из Египта». Чудеса во укрепление веры Моисея и народа 4 «Ну а если не поверят они, – усомнился Моисей, – если слушать не захотят меня и скажут: «Не являлся тебе Господь“?» 2«Что в руке у тебя?» — спросил его Господь. «Посох», — ответил Моисей. 3«Брось его на землю», повелел Господь. Моисей бросил посох на землю, и тот вдруг превратился в змею. Моисей кинулся было бежать от нее, 4но Господь сказал ему: «Протяни руку и схвати ее за хвост». Моисей протянул руку, поймал змею, а та в руке у него снова стала посохом. 5«Это для того, чтобы израильтяне поверили, что Я, Господь, Бог отцов их, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова, воистину являлся тебе». 6Затем Господь велел Моисею положить руку за пазуху. Моисей засунул руку за пазуху, а когда вынул ее, она была белой, как снег, проказа поразила ее. 7«А теперь снова спрячь руку за пазуху», сказал Господь. Моисей так и сделал, когда же вынул ее, она вновь была здоровой, как и всë тело его. 8«И если они не поверят тебе и первое чудо не убедит их, они могут поверить второму , – продолжал Господь. – 9Если же ни тому, ни другому не поверят знамению и не послушают тебя, зачерпни воды из Нила и вылей ее на землю; станет на земле вода, которую почерпнул ты из реки, кровью».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

18–22 ст. Апостол указывает побуждения к святой жизни. Вы, христиане, искуплены от суетной жизни, преданной вам от отцов, драгоценной кровию Христа, как непорочного и чистого агнца, предназначенного к искуплению людей еще прежде создания мира, но явившегося в последнее время. 23 ст.–2 гл., 3 ст. Святую жизнь на началах братской любви христиане должны проводить «как возрожденные не от тленного семени (по происхождению от Адама), но от нетленного, от Слова Божия, живого и пребывающего во век. Слово Божие (евангельское) апостол называет средством к возрождению потому, что оно приводит к вере, а она приводит ко крещению и покаянию. «Отложив всякую злобу и всякое коварство и лицемерие», свойственные возросшим и укрепившимся во зле, вы, убеждает апостол, – «как возрожденные младенцы, возлюбите чистое, словесное молоко (т. е. самые основные и элементарные истины евангельского учения), чтобы от него возрасти вам во спасение; ибо вы вкусили, что благ Господь», т. е. испытали на себе действие благодати Божией в таинствах. Живая принадлежность к зданию церкви Божией и в ней священство духовное. (Гл. 2:4–10 ст.). «Приступая к Нему (т. е. к Господу верой) камню живому, людьми отверженному (т. е. не узнанному в качестве Мессии неверующими иудеями), но Богом избранному, драгоценному (единственному), и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое (выделение из других народов), сочленяйтесь Христу, чтобы приносить жертвы духовные, благоприятные Богу Иисусом Христом» (т. е. воодушевляясь верой и любовью к Иисусу Христу, приносить святость, как жертву Богу)... «Вы род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел», как некогда народ Израильский выделен был из среды языческих народов в удел Божий, чтобы в нем сосредоточивалась церковь Божия. «Некогда не народ (т. е. вне церкви Христовой), а ныне народ Божий; некогда не помилованные (как не имеющие оправдания в Иисусе Христе), а ныне помилованы. Во втором отделе, исключительно наставительного содержания, апостол хочет как бы в частностях раскрыть, в чем должно выражаться царственное священство христиан, и какие именно духовные жертвы должны они приносить.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

18 Однажды в полуденный зной, у дубравы Мамре, когда Авраам сидел у входа в шатер, Господь опять явился ему. 2 Произошло это так: Авраам поднял свой взор – и вот неподалеку стоят три путника . Увидев их, он от самого входа в шатер побежал их встретить, поклонился до земли 3и сказал: «Владыка мой! Если Ты благоволишь ко мне, то, пожалуйста, не проходи мимо раба Твоего. 4 Позволь послать за водой, чтобы вы могли ноги вымыть и отдохнуть под этим деревом, 5а я принесу хлеба, чтобы вы подкрепились, прежде чем путь свой продолжите, коль уж вы мимо раба вашего идете». «Хорошо, – ответили они, – сделай, как ты сказал». 6Авраам поспешил к шатру и сказал Сарре: «Скорее замеси три меры самой лучшей муки и испеки лепешек». 7А затем, прибежав к стаду, он выбрал теленка нежного и упитанного и отдал слуге, который стал быстро готовить его. 8Он принес сушеный творог , молоко и телятину, когда та была приготовлена, и поставил перед ними, и там под деревом сам прислуживал им, пока они ели. 9На их вопрос: «А где Сарра, жена твоя?», он ответил: «Здесь она, в шатре». 10Тогда один из гостей сказал: «К этому времени в следующем году Я опять непременно приду к тебе, и у Сарры, жены твоей, будет сын». (Сарра слушала этот разговор, стоя у входа в шатер, как раз за спиной у Авраама. 11Авраам и Сарра были уже довольно стары, и Сарра вышла из того возраста, когда она могла бы иметь детей .) 12 Поэтому Сарра рассмеялась про себя и подумала: «Мне ли, когда я увяла, иметь такое утешенье? Да и господин мой стар». 13«Не стоит Сарре смеяться, – сказал Господь Аврааму, – и не стоит ей думать: «Неужели я, такая старая, смогу родить?“ 14 Есть ли что–нибудь невозможное для Господа? В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году, и у Сарры будет сын». 15А Сарра испугалась и сказала неправду: «Я не смеялась». «Нет, – возразил Он ей, – ты рассмеялась». Просьба Авраама о праведниках в Содоме 16От Авраама те мужи отправились к месту, с которого им был виден Содом; Авраам пошел проводить их. 17А Господь сказал: «Буду ли скрывать от Авраама то, что намерен Я сделать? 18Ведь от него произойдет народ великий и сильный, и благословением он будет для всех народов земли . 19Я избрал его, чтобы он заповедал детям своим и всему потомству своему после него твердо держаться пути Господнего: творить добро и во всем поступать справедливо, дабы Я, Господь, мог даровать Аврааму всё, что обещал ему».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

1:14). А когда она разделяема бывает, тогда исполняется слово: И мы видели славу Его (Ин. 1:14). Сей то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли; ядущий хлеб сей жить будет вовек (Ин. 6:58). Напротив, обращаясь к несовершеннолетним и действовавшим еще человечески Коринфянам, Павел говорит: Я питал вас молоком, а не твердою пищею; ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, потому что вы еще плотские (1 Кор. 3:2—3). И в послании к Евреям: Для вас нужно молоко, а не твердая пища. Всякий питаемый молоком не сведущ в слове правды (т. е. в высших христианских учениях), потому что он младенец. Твердая же пища свойственна совершенным, которых чувства, [главным образом судительная способность], навыком приучены к разлучению добра и зла (Евр. 5:12—14). А также изречение: Иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи (Рим. 14:2) — относится, по моему мнению, ближайшим образом не к телесной пище, а к Слову Божию, питающему душу. Сильный верою и вполне совершенный может постигать все, и к нему применимо слово: Иной верит, что можно есть все: менее же сильный и несовершенный удовлетворяется простейшими и не особенно трудными учениями, и такого он (т. е. апостол) имеет в виду, говоря: А немощный ест только овощи. Но потом и что у Соломона в книге Притчей встречается, то наставляет, по моему мнению, тому же, т. е. что не постигающий в своей простоте учений труднейших и высших, но не питающий и ложных каких–либо мнений преимуществует перед тем, который хотя и рассудительнее, и проницательнее, и способнее к пониманю тех вещей, но не в состоянии уяснить себе основ мира и согласия во вселенной. Изречение Соломона читается так: Лучше зеленью быть угощаемым с любовию и благорасположенностью, нежели есть откормленного тельца у недоброжелательного (15:17). Часто оттого пиршество бедное и простое, но устроенное от чистой совести людьми, не могущими предложить нам большего, мы принимали, будучи к ним позваны в гости, с бблыпим удовольствием, чем высокие, но с познанием Бога не мирящиеся слова, в которых со лживой убедительностью предлагаемо было иное учение, нежели какое открыто Отцом Господа нашего Иисуса, виновником закона и пророков (Мф.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=676...

2016 год по благословению Святейшего Патриарха Кирилла посвящен развитию церковного социального служения и работе в молодежной среде. Как нам выполнить эти задачи? Для того чтобы усилия преподавателей, катехизаторов, миссионеров были благоуспешными, необходимо помнить: По слову апостола Павла, «вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища» ( Евр.5:12 ). Это означает, что необходимо учитывать способность восприятия наших слушателей. Святой Амвросий Оптинский говорил: «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного. Где нет простоты, там одна пустота» 3 . Нужно избежать нарочито наукообразного и отяжеленного богословскими понятиями изложения предмета. Сама тональность нашего преподавания должна быть исполнена благоговения: «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» ( 1Петр.3:15 ). Необходимо учитывать, что «клиповое восприятие» наших слушателей требует убедительного видеоряда. Нужно всегда помнить о том, что на евангельские сюжеты написаны шедевры мирового уровня. Знакомство с ними одновременно приобщит учащихся к христианской мировой культуре. 2016 год для белгородцев имеет особое значение, так как 200 лет назад в селе Сурково (нынешнего Шебекинского района) родился выдающийся церковный историк, богослов, исследователь в области канонического права Митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков) . Жизнь этого выдающегося человека может стать примером того, как благодаря вере во Христа и личным трудам из сельского мальчика, воспитанного в бедной священнической семье, вырос человек Церкви – великий Московский митрополит. Желаю всем участникам Иоасафовских чтений обильных милостей от Господа! Надеюсь, что предложенные темы, обмен мнениями, дискуссии обогатят всех нас для благовестия Евангелия Царствия Божьего. Литература 1 . Амвросий Оптинский , прп. 15 мудрых мыслей святого Амвросия Оптинского . [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/62719.html

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

218 Махмет... сын Божий... – Формула, немыслимая ни для правоверного магометанина, ни православного христианина; заимствована из европейских памфлетов (syn Bozy – 1621 г., Sohn des Gottes – 1653 г.). 219 ...монарх турский... царь Великого и Малого Египта... – Титулование султана кратко исчисляет реальные владения Оттоманской Порты (ср. развернутый перечень в «Легендарной переписке Ивана Грозного с турецким султаном»). 221 ...государь земнаго Рая... – Ср.: Prior of the Earthly Paradice – 1613 г.; Raiu Ziemskiego Kiz obrane – 1621 г. По библейским представлениям, земной Рай, Эдем, находился на Востоке ( Быт.2:9 ), в ареале Северной Месопотамии, входившей во владения Турции. 224 ...государь Древа жизни... – «И насадил Господь Бог Рай в Эдеме на востоке (...). И произрастил Господь Бог (...) Древо жизни посреди Рая, и древо познания добра и зла». ( Быт.2:8–9 ); «...Древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева – для исцеления народов» ( Откр.22:2 ). – Ср.: Lord of the Tree of Life – 1613 г., 1621 г., Pan drzewa zywoemla – 1621 г. 225 ...началник московский... – Так «Переписка» пробуждает чувства национального протеста и вместе с тем приобщения к происходящему в Европе. 227 ...земли обетованныя... – Букв. «земли обещанной», как назвал Палестину апостол Павел ( Евр.11:9 ). Ср.: «И сказал Господь: Я увидел страда ния народа моего (...). И иду избавить его от руки египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед...» ( Исх.3:7–8 ). Переносно – земля изобилия и счастья. 228 ...бог древа цвета... – В приводимых Д. К. Уо отрывках из европейских памфлетов не обнаружено. Возможно, контаминация на основе общей модели из Bog zgody(бor согласия) и weseledrzewa kwimncego(paдocmь древа цветущего) – нач. XVII в. 246 Паче же свявщенники твоя уставихом псом на снедение предати и сосца женска урезывати совершенно. – Как свидетельствует история, – нередкое реальное поведение турок-завоевателей в христианских странах. Ср. образное, но условное: Wild beasts and wolves shall sucke the breasts of thy women – 1613 r.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010