И сказал Моисею Бог: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова... ( Исх. 3:6 ). Сими словами Господь внушает Моисею, что хотя патриархи отошли из временной жизни, но Господь пребывает с ними в вечности и помнит свои милостивые обетования, данные им об их потомстве, ныне страждущем, ибо пест Бог мертвых, но Бог живых 426 . И иду избавить его (народ Израильский) от руки Египтян... Какая идея выражается словами, что Бог идет избавить Израиля от руки Египтян? «Бог, – говорит блаженный Августин , – нисходит, по выражению Писания, когда являет что-либо на земле сверхъестественное; так что, превышая обыкновенный порядок мира, особенным образом обнаруживает свое присутствие 427 . ...(и ввести его) в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед... Палестина пространством не отличалась, посему название пространной дается ей, конечно, по сравнению только с землей Гесем, где до сих пор жили Евреи. Впрочем, можно сказать, что в тогдашнее время вообще было мало государств, которые превосходили бы своим протяжением землю Ханаанскую в её целом объеме. Выражение – земля кипящая млеком и медом – означает землю, обильную всеми произведениями природы, в особенности пастбищами для стад и пчелами. Молоко и мёд берутся как главные признаки богатства животного и растительного царства земли обетованной. Моисей сказал Богу: кто я, чтобы мне идти к Фараону... и вывести из Египта сынов Израилевых... ( Исх. 3:11 ). Не высказал ли здесь Моисей непослушания Богу и не обнаружил ли маловерия? Ни то, ни другое: ибо Моисей хорошо знал, кто посылает его и, конечно, верил всемогуществу пославшего. Напротив, в словах Моисея ясно высказывается глубочайшее чувство благоговения к воле Иеговы и искреннее сознание своих немощей и своего недостоинства. И сказал (Бог): Я буду с тобою, и вот тебе знамение, что Я послал тебя: когда ты выведешь народ (Мой) из Египта, вы совершите служение Богу на этой горе ( Исх. 3:12 ). В чем здесь сила уверения Божия? Действительно, Господь употребляет здесь необычайный, по-видимому, способ уверения, утверждая будущее событие (избавление Израильтян) указанием на другое, еще более отдаленное событие (принесение жертвы избавленным Израилем при горе Хориве). Сила уверения Божия состоит здесь в указании Им на неизменность и решительность Своих вечных определений, простирающихся в отдаленное будущее. Но, во всяком случае, такое уверение Божие показывает крепкую веру в Моисее и восприимчивость его чистой души к сверхъестественным откровениям. Подобным образом пророк Исаия уверял впоследствии царей – Езекию 428 и Ахаза 429 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Когда свет солнца, луны и всех звезд померкнет, Господь возгремит с Сиона, подобно рыкающему льву, или возгласит, и голос Его будет столь громким и страшным, что придут в сотрясение края неба и основания земли. Но будучи столь строгим в отношении к тем, кои должны быть наказаны, Он будет благим к народу Своему, и даст силу тем, кои называются сынами Израиля, означающего ум, видящий Бога, или εθτητος Θεο, что мы можем перевести чрез правоту Божию, то есть тем, кои не ходили по неправым путям, но, шествуя по пути Христову, во всем поступали право. Тогда и те, кои будут наказаны, и те, которые будут приняты в славу, узнают, что Господь обитает на сторожевой башне Своей, Сионе, и во Христе, Святой горе Своей, или в том, кто сделал себя достойным обитания Божия. Тогда будет святым Иерусалим, видение мира 88 , от которого и Соломон получил имя, и чужие уже не будут проходить чрез него. Под чужими разумей или демонов, которые чужды Богу, или все злые помышления и грехи, о которых пророк говорит: «от чуждих пощади раба Твоего» ( Пс. 18:14 ) и которые не будут более находить доступа к нам, если мы будем иметь мир Божий, и сердце наше не будет открыто для врагов. Это иудеи и наши иудействующие, как мы сказали, относят к измышлению о тысячелетии, когда, как они полагают, Христос будет обитать на Сионе и когда в украшенном золотом и драгоценными камнями Иерусалиме соберется народ святых, так что те, кои в этот век были угнетаемы всеми народами, будут господствовать над всеми народами. Иоил. 3:18 . И будет в тот день, горы источать будут сладость, и с холмов потечет молоко, и во всех потоках Иуды будет идти вода LXX: И будет в тот день, горы источать будут сладость, и с холмов потечет молоко, и во всех источниках Иуды будет течь вода. Когда Господь будет обитать на Сионе и на святой горе Своей, и когда никто не будет пытаться пройти чрез святой город, тогда всякий, кто будет на той горе и кто достигнет высоты добродетелей, будет источать сладость и мед и из него будут истекать те духовные дары, о которых пророк говорит: «Коль сладка гортани моему словеса Твоя: паче меда устом моим» ( Пс. 118:103 ). Но кто ниже гор и еще не поднялся на высоту совершенства, тот будет называться холмом, и из него будут течь потоки молока, служащего пищею для младенчества о Христе, и те реки вод, которые, по свидетельству Господа ( Ин. 7 ), будут течь из чрева его. Ибо все потоки или источники Иуды наполнятся водою, и не будет в них ничего сухого, потому что все будет исполнено благодати Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

мне кажется, сказано с отношением к Логосу, который есть мед. Во многих местах и пророчество ставит Его слаще меда и капель сота (Пс. 18:11; 118:103). И с сладким вином молоко переносит смесь. И такое подмешивание к молоку вина для молока полезно. Страсть этим добавлением как бы низлагается для целей нетления. Молоко от подмешивания вина к нему превращается в сыворотку, оно свертывается; и, какие есть в нем добавления, те выводятся из него как бы через канал какой. Такое же действие в человеке, одержимом страстями, производится духовным общением с верующий в Логоса; оно очищает его от плотских пожеланий, вечно удерживает его при Божественном, делает его бессмертным. Жирными частями молока, так называемым маслом, многие пользуются для освещения. В этом они Имеют весьма ясное на то указание, что в Логосе много значит масла, ибо поистине Он только детям и питание дарует и росту, и просвещенности их содействует. Поэтому Писание говорит о Господе: Он кормил их произведениями полей; и питал его медом из камня и елеем из твердой скалы; маслом коровьим и молоком овечьим и туком агнцев и т. д. (Втор. 32:13–14). И рождение Божественного младенца возвещая, пророк говорит: Он будет питаться молоком и медом (Нс. 7:15). Мне остается лишь только подивиться тому, как это некоторые осмеливаются называть себя совершенными и гностиками, в своей надменности и гордости себя даже выше апостола ставя. Павел сам признается: Говорю так не потому, чтобы я уже достиг или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус. Братия, я не почитаю себя достигшим, а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе (Фил. 3:12–14). Он считает себя, следовательно, совершенным, поскольку от прежней жизни отказался и к лучшей стремиться стал, а не потому он считает себя совершенным, чтобы действительно совершенен был в гнозисе, потому что он к совершенному еще стремился. Поэтому он присовокупляет: Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить. (Фил. 3:15). Ясно, следовательно, что он понимает под совершенством отречение от грехов, возрождение для веры и единого Совершенного, равно как забвение грехов, позади нас остающихся. 7. О лице нашего Педагога и Его воспитательном методе

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Нетрудно убедиться, что поэтический текст вовсе оставляет в стороне одни подробности и существенно расширяет другие. Так, в пятой главе ни слова не говорится не только о развязывании меха (эту подробность можно легко опустить без ущерба для повествования), но и о том, что Сисара в момент смертельного удара уже лежал на земле в бессознательном состоянии. Действительно, непросто было бы Иаили пронзить висок мужчины, который стоял бы на ногах и к тому же отдавал бы себе отчет во всем происходящем! С другой стороны, усиливаются те детали, которые подчеркивают ключевые контрасты этого рассказа: показное гостеприимство Иаили и нанесенный ею смертельный удар, гибель грозного некогда воина от руки слабой женщины. Каждая такая деталь изображается «по нарастающей»: была подана не просто вода, но молоко, даже особое молоко в особой чаше; Иаиль не только ударила, но поразила и даже пронзила висок Сисары. Нельзя не заметить, что кульминационный момент всей этой истории описан не вполне достоверно, если под достоверностью понимать фотографически точное изложение происшедших событий, как следовало бы сделать в милицейском протоколе, Сисара не склонялся к ногам Иаили и не падал, сраженный; в момент смерти он уже лежал. Вместе с тем поэтическая вольность автора полностью оправдана широким контекстом. Образно говоря, Сисара действительно пал к ногам израильтянки, вопреки представлениям его придворных дам, что в эту самую минуту он, напротив, делит добычу: «по девице, по две девицы на каждого воина» (5:30). Следовательно, в некоторых местах Библия может отходить от фактически точного изображения действительности ради большей выразительности, опускать одни детали и подчеркивать другие. 4. Библия может отражать разные точки зрения. Ни для кого не секрет, что в Библии приводятся речи разных людей, произнесенные по разным поводам, и они, безусловно, могут отражать разные подходы к одним и тем же вопросам. Однако существуют и такие контексты, в которых сам библейский автор намеренно «сталкивает лбами» две противоположные позиции. Например, в Книге Притчей (26:4–5): «Не отвечай глупому по глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему; но отвечай глупому по глупости его, чтобы он не стал мудрецом в глазах своих».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

Однако же ясно, что все приведенные выражения, если их понимать правильно, не могут быть обращены против школьной библии. Во всех приведенных местах идет речь не о простых сокращениях, не изменяющих сущности Слова Божия, а о таких изменениях, следствием которых является новое, иное благовествование, новый закон и пророчество, отличные от божественных. Если приведенными местами опровергать идею школьного школьной библии, то на основании их же можно бы и восставать и против так называемых священных историй, представляющих извлечения из библейских повествований, и против старого обычая печатать отдельно некоторые книги, как Псалтирь и Евангелие. Таким образом, приведенные места не имеют смысла, усвояемого им противниками идеи школьной библии. С другой стороны, в Свящ. Писании есть иные места, на которые не без права можно сослаться в защиту особой сокращенной библии для детей. В Свящ. Писании, именно, ясно полагается различие между благовествованием для менее совершенных и проповедью для более совершенных. В Свящ. Писании сообщается, что Сам Господь Иисус Христос открывал избранным ученикам тайны Царствия Божия постепенно, по мере их совершенствования. «Еще многое», – говорил Он, – «имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить. Когда же прийдет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» ( Ин.16:12 ). Подобно этому, и ап. Павел различает между верующими, с одной стороны, «младенцев во Христе», людей «плотских», а с другой – людей «духовных», «мужей совершенных». Первым он предлагал, по его выражению, только «молоко», т.е. начатки, основы христианского вероучения, вторых же питал «твердой пищей». «Я не мог», – пишет он Коринфянам, говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твердой пищей; ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах» ( 1Кор.3:1–2 ). Еще яснее ту же мысль выражает ап. Павел в послании к Евреям: «судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам Слова Божия; и для вас нужно молоко, а не твердая пища.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

« Он привязывает к виноградной лозе осленка своего …» ( Быт.49:11 ). Святые Отцы истолковывают это так: виноград – это евхаристический символ; и что значит то, что привязывают к виноградной лозе осленка? Осел – это упрямое животное, особенно маленькие ослы, ослята, они постоянно прыгают, они на месте не стоят. Как можно привязать его к виноградной лозе? Этим самым пророчески говорится о том, что евхаристически страсти людей разных народов – они будут укрощены! Когда эти люди примут веру христианскую, когда они будут причащаться. « Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою » ( Быт.49:11 ). И мы видим Господа в окровавленных одеждах, когда в претории Его били римские солдаты; Пилат думал: «Когда увидят Его всего окровавленного, то простят». Его вывели потом перед народом в этих окровавленных одеждах, но толпа, видя кровь еще большую, возбудилась и стала кричать. Пронизанные духом Каина, Исава, Измаила, они кричали: «Распни! Распни Его!» « Моет в вине одежду свою и в крови гроздей одеяние свое (то есть весь окровавленный. – О. С . ); блестящи очи [его] от вина, и белы зубы [его] от молока » ( Быт.49:12 ). Молоко – это символ слова Божьего. В Новом Завете сказано: «Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко» ( 1Пет.2:2 ). Почему Библия сравнивается с молоком? Потому что младенец не ест хлеба, младенец не ест мяса, младенец ничего вообще, кроме молока, не употребляет в пищу. И святые Отцы отлично понимали разницу между Священным Писанием и всеми прочими писаниями, в том числе и писаниями святых Отцов. Например, вот, блаженный Августин писал: « Только эти книги Библии называются каноническими столь достославно, что мы веруем: авторы их – ни в чем не погрешили против истины. Что же до прочих писателей, труды коих мне довелось читать, то, полагаю, не все в их трудах истина, ведь какой бы они не достигли учености и святости, это все равно их собственное писание и помышление ». Иоанн Кронштадский еще более категорично высказывался по этому вопросу, он говорил, что Библия – это чистый источник воды, писание отцов – это тоже чистый источник, но уже с участием человеческого духа. А наше писание – это замутненный источник.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Платон о необходимости хранить тайну (65,1) Платон в своих теологических «Письмах» говорит о том же: «Я отвечу тебе иносказательно, чтобы, если эта табличка испытает какие-либо превратности на суше или море, тот, кому она попадет в руки, ее не понял». (2) Ибо Бог всего мира, Тот, Кто превыше всякого выражения, понимания и мышления не может быть письменно выражен, поскольку Он невыразим даже через Его силы. (3) Об этом Платон говорит так: «Остерегайся, как бы тебе не пришлось сожалеть о том, что сказанное теперь получило огласку недостойным образом. Более всего должно заботиться о том, чтобы ничего не записывать, но все познавать и усваивать, ведь невозможно, чтобы написанное рано или поздно не получило огласки». 1021 Апостол Павел о необходимости хранить тайны гносиса (4) И апостол Павел говорит о необходимости сокрытия пророческих и поистине древних таинств (от которых и происходят лучшие из эллинских учений): (5) «Мудрость мы проповедуем между совершенными, но не мудрость века сего и не властей века сего преходящих, но проповедуем премудрость Божию, тайную и сокровенную». 1022 Аллегорическое значение I Кор. 3: 1–3 (66,1) Далее он снова напоминает об опасности открывать это толпе: «Я не мог говорить с вами, братья, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твердою нищею, ибо вы были еще не в силах, да и сейчас не в силах, потому что вы еще плотские». 1023 (2) И точно так же как молоко – это пища для детей, а твердая пища – для взрослых, «молоко» в изречении апостола означает первоначальные наставления, первую пищу для души, а «твердая пища» есть мистическое созерцание, которое есть плоть и кровь Логоса, то есть знание божественных сил и сущности. (3) «Вкусите, и узнаете как благ (χρηστς) Господь» ( Пс. 33:9 ). Он сообщает себя тем, кто принимает эту пищу духовным образом, поскольку душа сама себя питает, как говорит правдолюбивый Платон 1024 , ведь пища и питье, которые дает божественный Логос, есть знание сущности Бога. (4) Или, как это сказано у Платона во второй книге «Государства»: «И принесут в жертву не поросенка, а нечто большее и труднодоступное» 1025 те, кто ищет знаний о Боге. (5) В соответствии же с апостолом: «Пасха наша – Христос, заклан за нас» 1026 , ибо как по достоинству оценить жертву Сына Божьего, принесенного за нас? XI. Отвлечение от материального – первый шаг на пути богопознания

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

Под именем сикера, говорит бл. Иероним, разумеется всякий напиток, который опьяняет, будет ли он из пшеницы, или из ячменя, или из проса и яблочного сока, вываривается ли из сотов сладкое питье, или приготовляется жидкость из воды и сока, выжатого из пальмовых плодов. По всей вероятности из этих искусственных напитков всего более распространено было среди евреев знаменитое египетское ячменное пиво, а также общеизвестное вино, приготовленное из плодов финиковой пальмы – фиников, или из гранатовых яблок. Последний напиток, по словам бл. Иеронима, освежает и укрепляет. Он не только утоляет жар желудка, но и излечивает желудочные болезни других внутренних органов. Бедные люди у евреев, за обедом, за отсутствием вина, омачивали хлеб свой в уксус, как это видно из истории Руфи. „И сказал ей Вооз: время обеда; прииди сюда и ешь хлеб и обмакивай кусок твой в уксус. Уксус, разбавленный водой, был также обычным питьем у солдат. В рассказе евангелиста Матфея о страданиях Господа на кресте читаем: „И тотчас побежал один из них (из стоявших при кресте воинов), взял губку, наполнил уксусом и, положив на трость, давал Ему пить. (27: 48). Библия часто называет Палестину землею текущею медом и молоком. Из этого ясно, что молоко и мед были обычными напитками у евреев. Они пили не только коровье, но также овечье и козье молоко, употребляя их обычно за простым домашним столом. „Довольно, читаем в книге Притчей, козьего молока в пищу тебе, в пищу домашним твоим и на продовольствие служанкам твоим (27:27). В чем содержали евреи свои напитки? Нет сомнения, что они не имели для переноски жидкостей стеклянных сосудов, какие в употреблении у нас. Нет сомнения, что не употреблялись евреями для хранения жидкостей и деревянные вместилища, вроде наших кадок, бочек и т. д. Это, конечно, зависело не только от того, что на востоке мало леса (может быть, в древности его было достаточно), но и оттого, что в знойном климате всякий деревянный сосуд слишком скоро рассыхался. Единственным обычным вместилищем для хранения и переноски жидкостей доныне на Востоке служат мехи.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

Понимаешь ли, каково твое рассуждение? Как младенец не может быть равным совершенному мужу, река не может быть равной своему источнику, от которого она происходит, дерево саженцу, от которого произрастает, так Первенствующая Церковь не может быть во всем равной возмужавшей Церкви. Ибо многое из того, что не сделали Апостолы, совершили восприемники Апостолов святые Отцы, о чем говорит Апостол Павел: я оставил тебя в Крите, чтобы ты совершил недоконченное ( Тит. 1, 5 ). Известно, что во время жестокого гонения верные скрывались по дубравам, по горам, по городам и пещерам. Поэтому, если бы они и не имели икон, то это неудивительно – они не имели и церквей, страшась мучений. И как во время шторма и затопления корабля плывущие на нем не берегут свой жемчуг и покупки, так происходит и в эти жестокие времена. Ныне же не так; когда Бог запретил морю и ветру, и повелел буре, и настала тишина ( Пс. 106, 29 ), тогда и корабль Христов более просторен и основателен. Неравенство Первенствующей Церкви с Возмужавшей подчеркивает и сам Апостол Павел, когда этих первых христиан, происходивших из Иудеев и Еллинов, называет младенцами, говоря: И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, потому что вы еще плотские ( 1Кор. 3, 1–3 ). И снова: вы сделались неспособны слушать (...) для вас нужно молоко, а не твердая пища. Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец твердая же пища свойственны совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла ( Евр. 5, 11–14 ). Об этом говорит и святой Апостол Петр: как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение ( 1Пет. 2, 2 ). Если же бы и не имела икон Первенствующая Церковь , однако это не означает, что нынешняя Церковь их должна отвергнуть. Апостолы угождали младенцам, питая их молоком, а не твердой пищей, то есть, поучали их, насколько возможно было вместить учащимся, избегнув соблазна.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Потом подали бутылку с красным, как кровь, вином. – Пейте это вино сколько душе угодно; оно из виноградного сока и веселит сердце Бога и человека, – сказал Гаий гостям. Они выпили вина, и сердце их возвеселилось. Потом подали молоко и хлеб. – Это блюдо для младших, чтобы вам вырасти и окрепнуть. Затем принесли молоко с медом. – Ешьте досыта, ибо оно укрепит и оживит ваш разум и понимание. То была пища Эммануила в детстве. Он питался молоком и медом, пока не научился отличать добро от зла. Принесли большое блюдо с яблоками, это были хорошие и вкусные плоды. Но Матфей заметил: – Можно ли нам есть яблоки, когда мы знаем, что именно этим плодом змей обольстил нашу прародительницу? – Это верно, однако не плод оскверняет душу, а грех. Если мы вкушаем запрещенного плода, то мы поступаем дурно, но плод, дарованный нам Господом, действует благотворно, – ответил Гаий. – Я боюсь есть яблоко, потому что недавно отравился ими. – Повторяю, запрещенный плод может вызвать расстройство желудка, но не плод, дозволенный Господом. Между тем им подали еще одно блюдо – орехи. Один из пилигримов заметил: – От орехов портятся зубы, особенно у детей. Гаий на это ответил: – Орехи – сокрытые тайны; расколите их и получите пищу. Они поданы, чтоб вы их вкусили. Все были в хорошем настроении и долго сидели за столом. Наконец один из пилигримов обратился к Гаию: – Добрый наш хозяин, пока мы едим орехи, не разгадаете ли вы нам загадку? Кто это, который чем больше отдает, тем больше обогащается? Гаий тотчас ответил, хотя все другие задумались над отгадкой. – Тому, кто щедро дает бедным, будет возвращено вдесятеро приумноженным. – Признаюсь, хозяин, не ожидал я, что ты так скоро отгадаешь загадку, – заметил Иосиф. – Это дело привычное: ничто так не учит, как опыт. Господь научил меня милосердию, и я знаю, что становлюсь богаче: «Иной сыплет щедро, и ему еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив и однако же беднеет. Иной выдает себя за богатого, а у него ничего нет; другой выдает себя за бедного, а у него богатства много».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010