Претыкание второе Жизнь вечная дается даром, безо всяких наших дел и заслуг. Ибо написано: иди­те, покупайте без серебра и без платы вино и молоко ( Ис. 55, 1 ). И снова: мы повергаем моления наши пред Тобою, уповая не на праведность нашу, но на Твое великое милосер­дие ( Дан. 9, 18 ). А у Господа Бога нашего милосердие и прощение, ибо мы возмутились против него и не слушали гласа Господа Бога нашего, чтобы поступать по законам Его ( Дан. 9, 9 ). Исправление претыкающимся Вино и молоко, по толкованию святых Отцов, относятся не к вечной жизни, а к благости Божией в нынешней жизни, которая дается нам даром. Подобным образом го­ворит и Христос: кто жаждет, иди ко Мне и пей ( Ин. 7, 37 ). Здесь Христос ясно говорит о благодати настоящего времени, а не о славе будущей жизни. Если говорить о благодати, то первая действительно дается даром, но, принимая ее, человек совершает нечто полез­ное и умножает благодать, как учит нас притча о талантах ( Мф. 25, 15 ) и о минах ( Лк. 19, 13 ). А если обратиться к Книге Пророка Даниила, то в ней Пророк просит не Небес­ный венец, а освобождение из Вавилонского плена, что можно видеть из вступительных и заключительных слов. Претыкание третье Верующие называются в Священном Писании сынами Божиими, а жизнь вечная – наследием, или достоянием, которое дается сынам безо всяких сыновних трудов. Ты да­руешь мне достояние мое ( Пс. 15, 5 ). И там же: достояние мое желанно мне ( Пс. 15, 6 ). Ведо­мы Господу пути непорочных, и достояние их навеки сохранится ( Пс. 36, 18 ). Дал наследие тем, кто страшится имени Твоего ( Пс. 60, 6 ). Ибо даст Господь возлюбленным Своим сон. Вот оно, наследие Господне ( Пс. 126, 2–3 ). И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благода­ти Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными ( Деян. 20, 32 ). ... К наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас ( 1Пет. 1, 4 ). Снова: вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение ( 1Пет. 3, 9 ); уверовав в него, запечатлены обетованным Святым Духом, который есть залог на­следства нашего ( Еф. 1, 13 ); какое богатство славного наследия Его для святых ( Еф. 1, 18 ). Снова: никакой блудник, и ему подобные, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога ( Еф. 5, 5 ); зная, что в воздаяние от Господа получите наследство ( Кол. 3, 24 ). Не всели они служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение ( Евр. 1, 14 )? Снова: дабы (...) призванные к вечному наследию получили обетованное ( Евр. 9, 15 ). Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю ( Мф. 5, 5 ), то есть землю живых. А тем, кто приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими ( Ин. 1, 12 ). Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии ( Рим. 8, 16 ). Поскольку вечная жизнь есть наследие, или достояние, а мы – сыны Божии, следовательно, вечная жизнь дается сынам, как наследие и достояние, безо всяких сыновних трудов.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

«Приблизительно восемнадцать месяцев назад я сказал своей жене: «Я немало сделал в своей жизни, но по-прежнему ощущаю в своей душе пустоту. Я не знаю, что с этим делать. Мне нужен Бог " ». Его жена поддержала эту идею. С того времени они начали свои поиски, пока не нашли свой путь ко Христу. Ничего драматического. Просто регулярное еженедельное посещение группы изучающих Библию , а в результате они имеют драгоценное общение со Спасителем. Является ли вера первой супружеской пары больше веры второй пары? Одни люди проходят через большие испытания, чем другие. Это верно. Но в то же время впечатляет появление веры у людей, земные нужды которых полностью удовлетворены. Иисус сказал, что для богача это почти невозможно. К счастью, Он еще сказал, что все возможно по воле Бога. Часто путь к вере не начинается с размышлений. Вера возникает в детстве и затем остается либо слепой, либо подкрепленной логикой и знаниями. Детский ум еще недостаточно развит, чтобы подкрепить веру фактами. Когда ребенок усаживается на плечи своей матери, пьет молоко из ее груди или бросается в открытые руки отца, он делает это, поскольку совершенно уверен, что плечи выдержат его, молоко насытит и руки отца удержат. С течением времени доверие к родителям подвергается испытанию, от результатов которого зависит, сохраняется оно или нет. Вера в Бога вполне может выдержать любое испытание, ибо она отнюдь не противоречит разуму. Вера и неразумность Каждое поколение людей пытается оспорить то, что Бог провозгласил. Какое бы доказательство люди ни получили, они будут требовать еще. В Евангелии от Луки записаны слова Господа и Спасителя Иисуса Христа: «Тогда Господь сказал: с кем сравню людей рода сего? и кому они подобны? Они подобны детям, которые сидят на улице, кличут друг друга и говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам плачевные песни, и вы не плакали. Ибо пришел Иоанн Креститель: ни хлеба не ест, ни вина не пьет; и говорите: в нем бес. Пришел Сын Человеческий: ест и пьет; и говорите: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость всеми чадами ее» ( Лк 7:31–35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/iis...

притесняли нас и принуждали к тяжелому труду. 7Тогда воззвали мы к Господу, Богу отцов наших . когда же увидел Он унижение наше, наш труд непосильный, и гнет, под которым мы жили, 8Господь вывел нас из Египта. Явил Он тогда могущество руки Своей и силу неизмеримую, совершил дела, ужас наводящие, знамения и чудеса. 9Привел Он нас на место сие и дал нам эту землю, молоко и мед источающую. 10И вот я здесь! Принес я первые плоды урожая той земли, которую Ты, Господи, мне отдал“. После этого ты уже сам поставишь корзину с дарами перед Господом, Богом твоим, и преклонишься пред Ним. 11 Так ты будешь радоваться всем тем благам, которые Господь, Бог твой, даровал тебе и семье твоей, будешь радоваться вместе с левитами и переселенцами, что живут среди вас. 12 Когда же в третий год, год десятин, отделишь ты от урожаев своих все положенные десятины , то отдай их левитам, переселенцам, сиротам и вдовам, чтобы в твоем городе они ели досыта. 13 И скажи тогда Господу, твоему Богу: «Освободил я свой дом от десятины, что так свята для Тебя, и отдал ее левиту, переселенцу, сироте и вдове, Не преступил я заповедей Твоих, не забыл их. 14 Из этой доли святой не съел я ничего в нечистоте своей, в дни плача о ком–либо из умерших; не выделял я этой святыни из своего урожая, когда бывал ритуально нечист, и ничего из нее мертвым не посвящал. Покорно внимал я гласу Твоему, Господь, Бог мой, поступая так, как Ты заповедал мне. 15Взгляни же на нас с небес, из святого Жилища Своего, и благослови Израиль, народ Свой, и землю, которую Ты даровал нам, как некогда клятвенно обещал отцам нашим, землю эту, что источает молоко и мед“. Заключительное увещевание 16И ныне Господь, Бог твой, повелевает тебе держаться этих установлений Его и Заветом определенных правил. Ревностно исполняй их всем сердцем и всею душой. 17Ты подтвердил сегодня, что Господь, и только Он, твой Бог и что ты всегда будешь ходить путями, на которые Он направляет тебя, повиноваться всем установлениям Его, заповедям и правилам и покорно внимать гласу Его. 18И Господь ныне заверил тебя, что ты, как Он тебе и обещал, – Его особое достояние, а посему тебе подобает повиноваться всем заповедям Его. 19Он провозгласил, что для хвалы, славы и чести поставит тебя выше всех народов, которые сотворил, и что ты будешь святым народом у Господа, Бога твоего, как Он сказал». Камни с написанным на них Законом и жертвенник на горе Гевал

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Так из Писания ясно следует, что и иконопочитание – это благо и заслуживает уважения, как мы уже доказали. Он называл иконопочитание отвратительным и запрещал его, но не потому, что оно являлось таким по своей сути, а преследуя определенную цель. Если иудей говорит, что Бог не запрещает разрешенное и не называет разрешенное нечистым, то и мы обвиним его в том же, а именно в отсутствии смысла его действий. Мы скажем ему, разрешенное не следует потом запрещать и не следует запрещенное называть благом. Что он считает дозволенным и что нечистым, если не понимает, что такое «нечистое», о котором мы говорим? Получается, что Бог не последователен и не благ? Он колеблется и в словах и в знании? Как надо быть далеким от Него, чтобы предполагать такое! Но все сказанное – правда: Он назвал некоторых животных скверными и почитание образов грехом, не потому, что они заслужили Его презрительного отношения, но по своему промыслу об Израиле, его детском возрасте. Как и св. апостол Павел говорил в своем послании к ним: «Об этом надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались неспособны слушать. Ибо судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища. Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; Твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» ( Евр. 5:11–14 ). Так израильтяне долгое время оставались детьми, после многих наставлений. Как иначе мог бы Бог беседовать с ними, как ни с детьми пользуясь притчами, чтобы пожаловаться на них? Он как мать, которая хочет отнять ребенка от груди и потому называет молоко отвратительным. Не потому, что оно такое на самом деле, но потому, что ребенок вырос, и оно ему уже не нужно. Так и Бог дает иконопочитанию и запрещенным животным отвратительные имена, ибо израильтяне не вошли в тот возраст и время, когда им это понадобится. Когда пришло им время взрослеть, Господь наш, Иисус Христос , ясно сказал в Евангелии: «Не то, что входит в уста оскверняет человека…» ( Мф. 15:11 ). Он позволил апостолам почитать иконы и открыл простым людям скрытый смысл притч. Кажется, довольно долго мы приводили свидетельства из Священного Писания в защиту святых икон, одно может быть плохо: если какой-нибудь наш противник найдет что-нибудь, оставленное нами без внимания и будет на это ссылаться, поставив нас, таким образом, в неловкое положение. Тем не менее, каждый христианин должен уяснить, что иконопочитание имеет множество преимуществ и никаких недостатков. Глава XX

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Karskij...

Я сам, говорит, присудил себя к наказанию. И вот этот приговор оказался сво­бодным от неправды. За грехом последовало наказание, за наказа­нием – соблюдение закона. Я заболел, подвергся операции и выздоро­вел. «Благ... Ты, Господи, и по благости... Твоей научи мен я оправданиям Твоим« ( Пс.118:68 ). Ты действительно благ и чело­веколюбив, добр и даже чрезмерно добр; по благости Твоей сохрани меня в оправданиях Твоих. От Тебя, ведь, зависит все то, что относится к спасению. »И по благости... Твоей научи мен я оправданиям Твоим«. Поэтому я смело прошу о том, чтобы от Тебя получить по­знание Твоих оправданий. »Умножилась против мен я неправда гордых, я же всем сердцем моим вникну в заповеди Твои» ( Пс.118:69 ). Все те, которые не соблюдают заповедей Божиих и пренебрегают познанием Его, все они – гордые. И хотя, говорит пророк, я обращаюсь среди та­ких людей, однако я не следую их примеру, но всем сердцем моим исследую заповеди Твои, оставаясь твердым в них. В своей надменности они замышляли против меня всякого рода козни, но не смотря ни на что, я не увлекаюсь их беззаконием, руководясь Твоими заповедями. Вот урок для нас, как мы должны иметь корень и основание в добре. " Отверд ело, как (сгустившееся) молоко, сердце их, а я... закону Твоему поучался» ( Пс.118:70 ). Это напоминает пророческое слово: «огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем» ( Ис.6:10 ). В таком же роде в книге Исхода сказано о фараоне: «и ожесточилось сердце фараона» ( Исх.7:22 ). Итак, сердце иудеев отвердело как сыр. А лик апостолов и те, которые от них при­няли веру, поучаются словам Божиим, воспринимая евангелие Божие. Итак, говорит, сердце их ожесточено, потому что они сами мягкость его, заменили жестокостью, подобно тому как молоко, превращаясь в сыр, делается густым и твердым. А мое сердце еще более раз­мягчалось поучением в Твоем законе. «Благо мне, что Ты смирил мен я, чтобы я научился оправданиям Твоим» ( Пс.118:71 ). Пророк воздает благодарность суровым мерам врача, убедившись в том, что они принесли ему здоровье. Выше он сказал: «до уничижения моего я погрешал», а теперь говорит: «благо мне, что Ты смирил мен я». Несчастья и скорби постигают людей для их вразумления и обра­щения, – и те, кто с терпением принимает их, говорят: «благо мне, что Ты смирил меня, чтобы я научился оправданиям Твоим».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Я сам, говорит, присудил себя к наказанию. И вот этот приговор оказался свободным от неправды. За грехом последовало наказание, за наказанием — соблюдение закона. Я заболел, подвергся операции и выздоровел. « Благ Ты, Господи, и по благости Твоей научи меня оправданиям Твоим » (ст. 68). Ты действительно благ и человеколюбив, добр и даже чрезмерно добр; по благости Твоей сохрани меня в оправданиях Твоих. От Тебя, ведь, зависит все то, что относится к спасению. « И по благости Твоей научи меня оправданиям Твоим ». Поэтому я смело прошу о том, чтобы от Тебя получить познание Твоих оправданий. « Умножилась против меня неправда гордых, я же всем сердцем моим вникну в заповеди Твои » (ст. 69). Все те, которые не соблюдают заповедей Божиих и пренебрегают познанием Его, все они — гордые. И хотя, говорит пророк, я обращаюсь среди таких людей, однако я не следую их примеру, но всем сердцем моим исследую заповеди Твои, оставаясь твердым в них. В своей надменности они замышляли против меня всякого рода козни, но не смотря ни на что, я не увлекаюсь их беззаконием, руководясь Твоими заповедями. Вот урок для нас, как мы должны иметь корень и основание в добре. « Отвердело, как (сгустившееся) молоко, сердце их, а я закону Твоему поучался » (ст. 70). Это напоминает пророческое слово: « огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем » (Ис. 6:10). В таком же роде в книге Исхода сказано о фараоне: « и ожесточилось сердце фараона » (Исх. 7:22). Итак, сердце иудеев отвердело как сыр. А лик апостолов и те, которые от них приняли веру, поучаются словам Божиим, воспринимая евангелие Божие. Итак, говорит, сердце их ожесточено, потому что они сами мягкость его, заменили жестокостью, подобно тому как молоко, превращаясь в сыр, делается густым и твердым. А мое сердце еще более размягчалось поучением в Твоем законе. « Благо мне, что Ты смирил меня, чтобы я научился оправданиям Твоим » (ст. 71). Пророк воздает благодарность суровым мерам врача, убедившись в том, что они принесли ему здоровье.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

10-12). Семя, из которого образуется животное, называет выдоенным молоком, и как выдоенное молоко делается сыром, так и семя, вылившееся и сгустившееся, делается естеством (φυσις); это - первое состояние зародыша. Семя, положенное в ложесна утробы, когда подобно сыру сгустится и уплотнится, делается естеством, затем оно образуется или, как говорит Писание, изображается (εξεικονιζεται) (Исх. 21:22-23) и принимает как бы образ; жидкое естество сгущается и положенное в утробу разделяется на кожу, мясо, кости и жилы; эти отдельные части сами по себе, когда есть душа, имеют жизненное развитие, а когда она выходит, остаются без движения. " И не только дал мне жизнь, - чем указывается собственно на творение, - но и сотворил милость со мною, - под которою разумеется промыслительная благодать, - во всю жизнь я наслаждался Твоим промышлением " . Это и значат слова " попечение Твое хранило дух мой " (noceщehie Твое сохрани мой духъ), то есть: " и после происхождения, благодаря Твоему промышлению, я пользуюсь жизнью " . И вообще, через то, что перед тем и здесь говорится, показывает весь ход и гармонию телесного состава. ГЛАВА 11. " Не говори также: я чист делами и непорочен пред Ним " (Не глаголи бо, яко чистъ есмь делы и безпороченъ предъ Нимъ) (ст. 4). И сам он сказал: " воистину знаю, что нет смертного, который был бы чист пред Господом " (9:2). Видишь, как приписывают ему противоположное тому, что он говорит. ГЛАВА 12. " И подлинно: спроси у скота, и научит тебя, у птицы небесной, и возвестит тебе; или побеседуй с землею, и наставит тебя, и скажут тебе рыбы морские. Кто во всем этом не узнает, что рука Господа сотворила сие? В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти. Не ухо ли разбирает слова, и не язык ли распознает вкус пищи? " (Но вопроси четвероногихъ, аще ти рекутъ, и птиц небесныхъ, аще ти возвестятъ: повеждь земли, аще ти скажетъ, и исповедятъ ти рыбы мopckiя. Кто убо не разуме во всехъ сихъ, яко рука Господня сотвори Не в руце ли Его душа всехъ живущихъ и духъ всякаго человека; Ухо бо словеса разсуждаетъ, гортань же брашна вкушаетъ) (ст.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1103...

113. Итак, без конца будет продолжаться беспрерывная смерть осужденных, то есть отчуждение от жизни Божией, и у всех она будет общая, что бы ни предполагали люди, по своим человеческим побуждениям, о различии наказаний, об облегчении или временном прекращении страданий; как будет беспрерывно продолжаться общая у всех вечная жизнь святых, как бы ни блистали они согласно различиям почестей. 114. Из этого исповедания веры, которое коротко содержится в Символе и, рассматриваемое в плотском смысле, есть молоко младенцев, а по духу считается пищею взрослых, из этого исповедания веры рождается благая надежда верующих, сопровождаемая святой любовью. Но из всех предметов веры, к надежде относится только то, что заключается в Молитве Господней. " Проклят всякий, – как свидетельствует Божественное писание, – кто надеется на человека» ( Иер. 17:5 ). А поэтому и тот, кто надеется на самого себя, подпадает под это проклятие. Следовательно, кроме как у Господа Бога мы не должны просить того, что мы надеемся или совершить надлежащим образом, или получить за добрые дела. 115. Поэтому, кажется, у евангелиста Матфея Молитва Господня содержит семь прошений: в трех из них испрашивается вечное, в остальных четырех – временное, что, однако, непременно должно следовать за вечным, ибо то, о чем говорим мы в словах: «Да святится Имя Твое; да придет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (что не без основания некоторые поняли: как в духе и в теле), должно сохраняться без конца: неоконченное здесь, оно, сколько бы мы ни усовершались, увеличивается в нас, а законченное, что будет, нужно надеяться, в той жизни, всегда будет нашим достоянием. То же, о чем мы говорим в словах: «хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого» (Мф 6.9–13), совершенно ясно для каждого и относится к потребностям настоящей жизни. Итак, в той вечной жизни, где мы надеемся быть всегда, и освящение имени Божьего, и царство Его, и воля Его в нашем духе и теле будут пребывать в полноте и вечно. Хлеб же потому и назван насущным, что он необходим здесь, поскольку должен быть уделяем душе и телу, понимаемый или в духовном смысле, или в плотском, или в том и другом вместе. Здесь, где есть соделание грехов, есть и оставление их, которого мы и просим; здесь есть искушения, которые или соблазняют, или побуждают нас ко греху; здесь, наконец – зло, от которого мы стремимся освободиться; там же ничего этого нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

125 Ст. 4: «Скраниама» – κροτψοις – вискам; слав, слово м. б. образовано от греч. κρνιον – лоб, но и санскритск. karni – висок; в евр. нет всего выражения. Ст. 6 см. РБ. 58, 157. 126 Ис. 7, 15 : «Масло и мед снесть»... Самый срок избавления Иудеи от врагов пророк исчисляет по периодам роста младенца – Еммануила: прежде чем у младенца раскрывается нравственное сознание, последует падение враждебных царств: как бы в зависимости от того, что утеснение от этих врагов будет продолжаться такой срок (несколько лет), все детство будущаго младенца должно пройти в стеснительных обстоятельствах: пищею его будет только масло и мед, продукты, даваемые и совершенно опустошенной страной. С евр. перев.: «Масло и мед будет есть, чтобы (1е) разуметь отвергать худое и избирать доброе; ибо прежде нежели этот младенец будет разуметь отвергать худое, земля та, которой ты страшишься, будет оставлена обоими царями её» ( Ис. 7, 15–16 ). Что значит есть молоко и мед только, да еще царственному младенцу, пророк сам объясняет дальше: сказав об опустошении земли неприятелем, он прибавляет: «и будет в тот день: кто будет содержать корову и двух овец, по обилию молока, которое оне дадут (т. е. столько лишь, сколько оне дадут), будет есть масло: молоком и медом (в замен хлеба и вина; ср. далее, ст. 23: «где росло 1000 вин. лоз... будет терновник» ( Ис. 7, 23 )), будут питаться все оставшиеся в земле той» ( Ис. 7, 21–22 ) (ст. 22). Эти-то тяжелыя условия и сделают возмОжным появление в доме Давидовом Еммануила. Ис. 8, 1 : «настоят бо» (в Библии: «приспе бо»), т. е. указанная добыча предстоит. 127 Ст. 3: «С тобою начало ( ρχ – начало, власть) в день силы твоея во светлостех святых твоих»; с евр.: «В день силы Твоей народ Твой готов во благолепии святыни» ( Пс. 109, 3 ). Разумеется полная победа Мессии в великий день суда («день силы»). Эта победа достигается и полною готовностью, с какою участвует народ в этой священной войне. Ст. 6: «Исполнит падения» ( Пс. 109, 6 ) ( πτματα – падение, труп) – наполнит (землю) трупами. «Сокрушит главы па земли многих» ( Пс. 109, 6 ) – земле многолюдной (евр.: «на земле обширной»). Ст. 7: «От потока на Пути пиет» ( Пс. 109, 7 )... Победа будет достигнута и благодаря неутомимости Мессии, который и жажду будет утолять только мимоходом.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

12 . «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» ( Быт.1:26 ). Следовательно, согласно сказанному выше, Бог желает, чтобы человек, описанный нами, владычествовал над ранее сотворенными зверями, скотами, птицами, гадами, пресмыкающимися по земле и всеми прочими тварями. Мы объяснили, как следует это понимать аллегорически, когда сказали, что воде, то есть человеческому уму, было велено произвести духовное, а земле – плотское, чтобы ум мог управлять им, а не оно – умом, ибо Бог хочет, чтобы человек, величайшее «произведение» Бога, для которого был создан весь мир, не только остался не запятнан плотским и не был порабощен им, но и господствовал над ним. Но теперь давайте посмотрим, каким видом живого существа, согласно этим словам Писания, является человек. Все прочие творения были созданы по велению Бога, как сказано в Писании: «И сказал Бог: да будет твердь» ( Быт.1:6 ). «И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша» ( Быт.1:9 ). «И сказал Бог: да произрастит земля зелень» ( Быт.1:11 ). Также Писание говорит и о прочем. Но давайте посмотрим, что представляет собой созданное Самим Богом, и при этом обратим внимание на то, какое величие подобает человеку. «В начале сотворил Бог небо и землю» ( Быт.1:1 ). Подобным же образом в Писании сказано: «И создал Бог два светила великие» ( Быт.1:16 ). И еще: «Сотворим человека» ( Быт.1:26 ). Деяния Самого Бога относятся только к этому и ни к чему другому. Сам Бог создал лишь небо и землю, солнце, луну и звезды и теперь – человека, а все прочее, как сказано, было сотворено по Его велению. Уразумей из этого, сколь возвеличен человек: он создан равным таким важнейшим стихиям, носит на себе славу небес, и по этой причине обещано ему «Царство небесное». Имеет он и славу земли, так как надеется войти «в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед» ( Исх.3:8; 33:3 ). Он облечен в славу солнца и луны, ибо обещано ему, что воссияет он, «как солнце в Царстве Отца» ( Мф.13:43 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010