Минь. Т. II. С. 547 Творения Т. II. С. 589 416. Мощи святых и их влияние на христиан Бог, человеколюбивый и дающий нам бесчисленные случаи ко спасению, вместе с прочими путями проложил нам и этот, достаточно призывающий нас к добродетели, оставив пока у нас мощи святых. И подлинно, после силы слова второе место занимают гробы святых в деле возбуждения взирающих на них душ к такой же ревности; и когда кто предстанет где-нибудь пред такой гробницей, он тотчас начинает ясно чувствовать ее действие. Вид гробницы, проникая в душу, и поражает ее, и возбуждает, и приводит в такое состояние, как будто сам лежащий в ней молится вместе, стоит пред нами, и мы видим его; и таким образом человек, испытывающий это, исполняется великой ревности и уходит отсюда, сделавшись иным человеком. Минь. Т. II. С. 551 Творения Т. II. С. 593 Похвальная беседа о святых мучениках Иувентине и Максимине, пострадавших при Юлиане Отступнике 417. Милостыня равна расхищенному врагами веры Похвальная о мучениках Иувентине и Максимине. Не только в виде милостыни раздаваемое богатство переходит на небо, но и то, которое расхищают враги веры и гонители живущих в благочестии, и оно собирается там же. А что последнее не меньше первого, послушай, что говорит Павел: и разграбление имений ваших с радостию приясте, ждуще имети себе имение на небесех пребывающее и лучшее (ср.: Евр. 10:34 ). Минь. Т. II. С. 576 Творения Т. II. С. 621 Похвальная беседа о святой мученице Пелагии, что в Антиохии 418. Забота об исправлении ближних Похвальная о мученице Пелагии. Беседа 1. Вижу, как многие, по окончании этого духовного зрелища, бегут на пьянство и объядение, к трапезам в гостиницах и на прочее бесчинство. Посему прошу и умоляю – всегда иметь в памяти и уме эту святую, не срамить торжества и не терять дерзновения, приобретаемого нами от этого праздника. – Ты почтил мученицу своим присутствием? Почти же ее и исправлением сочленов твоих; если ты заметил неуместный смех, неприличное беганье, нескромную походку и ненадлежащий вид, то подойди к делающим это и посмотри на них строго и гневно. Но они не обратят внимания и засмеются еще больше? Возьми с собой двух, или трех, или и более братий, чтобы самое множество ваше внушало уважение. Если же и так ты не проймешь их безумия, то объяви о них священникам; а впрочем быть не может, чтобы они дошли до такого бесстыдства, что и после порицаний и увещаний не послушаются, не постыдятся и не прекратят неуместного и ребяческого ликования. Если ты приобретешь хотя 10 человек, хотя 3х, хотя 2х, хотя только одного, то придешь получив великую прибыль…–

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

На Mф. I, 17–21 . Почему родословие разделено на три части • Почему родословие опускается у Марка, но есть у Луки • Для чего Матфей исчисляет количество родов до Христа? • Почему зачатие совершилось не прежде обручения • Непостижимость рождения • Христос действительно родился от Девы и имеет плоть одинаковую с нами • Добродетель и мудрость Иосифа • Почему ангел возвещает ему о зачатии не с самого начала, как Деве • Каким образом Ангел уверяет его в истине зачатия от Духа Св • Величие дара отпущения грехов, принесенного Христом, побуждает верующих жить достойно этого дара • Верующий должен отличаться от неверующего своею доброю жизнью, • равно и всем своим внешним поведением • Безобразие души можно видеть как в зеркале, изучая жизнь святых мужей • Человек, дающий волю своим страстям, хуже зверя • Кто ищет внешней славы, тот бесчестит себя • Истинную славу дает благочестие • Пример трех отроков научает предпочитать нищету прелестям богатства • Увещание творить милостыню. Беседа 5 На Mф. I, 22–25 . Слушание проповеди приносит пользу тогда, когда слышанное припоминается и обсуждается дома • Смысл выражения: сие же все бысть • Для чего ангел напоминает Иосифу пророчество Исаии • Почему Христос называется Эммануилом • Возражение иудеев против девства Марии опровергается переводом 70-ти, равно как не имеет опоры и в других переводах • Мария пребыла девою и после рождения • Пример братьев Христа по плоти показывает, что родство с праведником не приносит пользы, если нет собственной добродетели • Молитвы праведников не могут спасти тех, которые нерадят сами о спасении • Милостыня, подаваемая и от неправедно приобретенного имущества, умилостивляет Бога • Преступность и вред ростовщичества. Беседа 6 На Mф. II, 1–3 . Звезда, явившаяся при рождении Христа, не служит оправданием учения астрологов • Она была невидимой силой, принявшей вид звезды; • четыре доказательства этого • Цель явления звезды и пришествия волхвов • Бог в устроении домостроительства применяется к состоянию и обычным воззрениям людей • Для чего евангелист указывает время и место рождения • Кто побудил волхвов к путешествию • Бог не нарушает свободного произволения • Отчего смутились иудеи, услышав о рождении Христа • Увещание слушателям воспитывать в себе любовь к духовному и сокрушение о грехах • Слезы покаяния так же очищают душу, как и крещение • Смех осуждается Писанием; он происходит от внушения дьявола, как и зрелища • Великий вред, причиняемый зрелищами. Беседа 7

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Мочульскаго, и его исследование о Беседе трех святителей представляет собою, так сказать, последнее слово науки. Проф. Архангельский начинает с того, что классификацию, предложенную Мочульским, совершенно отвергаешь, называя попытку ее автора совершенно напрасною, и утверждает, что в виду чрезвычайного разнообразия списков Беседы распределение их по редакциям невозможно. Свои выводы г. Архангельский формулирует след. образом: 1) «Дошедшие до нас многочисленные списки Беседы, не поддаваясь распределению ни на какие редакции в обычном смысле этого слова, резко распадаются па две весьма неравные группы: одну из них составляет список XI в. с позднейшими копиями XV и XVII в.в., другую-все остальные разнообразные списки Беседы, начинающееся с XV в. и продолжающееся в XVII, XVIII и даже XIX в. Список XI в. с копиями представляет древнейшую, перешедшую к нам из византийской литературы первичную Беседу и резко выделяется в ряду сохранившихся списков своею неизменяемостью на всем протяжении нашей древней письменности. Вопросы и ответы Григория Богослова и Василия, помещенные в Изборнике 1073 г., в том же самом виде без малейших изменений читаются в рукописи XVII в. В списках второй группы нет и признаков подобной литературной устойчивости. Списки этой второй группы, иначе, все остальные дошедшие списки Беседы – длинный ряд которых, как замечено, начинаясь с XV в. идет вплоть до первой четверти текущего столетия – поражают крайним разнообразием и своего внешнего изложения и своего содержания. В большинстве списков при полном отсутствии какой-либо систематизации в изложении, содержание отличается крайней хаотичностью. 2) Нельзя установить никакой прямой, непосредственной литературной зависимости между двумя намеченными группами списков. Списки второй группы не могут быть названы в отношении к спискам первой, списками особой редакции: самые произведения там и здесь различны. Древняя – переведенная некогда с греческого и внесенная в Изборник 1073 г., – Беседа в списках второй группы заменилась целым рядом Бесед совершенно иного характера.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

По окончании сего, святитель велит имеющему быть крещенным повернуться на восток и, простерши руки, сочетаться со Христом, делая это путем троекратного вопрошения (со стороны епископа к крещаемому). Смотрение же на восток изображает взирание к божественному Свету человека бегущего от зла; вздымание рук знаменует молитву, стяжавшую дерзновение («пепаррисиасмэнин просэвхин»); то, что крещающийся исповедует три раза свою решимость быть причисленным ко Христу, представляет незыблемость его завета с Богом. Таким образом, его, – удалившегося от всякого зла и пришедшего всеми силами к всесовершенному Добру, – святитель три раза знаменует (помазует в форме крестного изображения на челе) святым елеем помазания и предоставляет священникам совершить помазание остальных частей тела. Это помазание обозначает приготовление крещающегося к священным подвигам, на основании чего следуя по стопам Первого Свидетельствовавшего при Понтийском Пилате – Христа, таинственно умирает вместе с Ним, становясь мертвым греху. Божественное крещение является символом (знамением) Его смерти. После же священного помазания, он немедленно приводится к священной купели, чтобы предъосвятится («прокатагиастиси») многовидными и всесвященными действиями и молитвенными призываниями; затем иерарх крещает пришедшего, три раза погружая его в воду, при каждом погружении призывая каждую в отдельности из Трех Покланяемых (Божественных) Ипостасей. 3. Вода имеет в себе очистительное свойство, но не – в отношении душ; и для погружаемого в нее она обладает свойством смыть загрязнения, но не – скверны, происшедшие на основании греха; посему – чтобы даровать ей такие свойства 553 в нее погружается, ради нас, крещаемый Врач и душ и Отец духов, взимающий грех мира Христос, Крещение Которого мы и предпразднуем сегодня. Потому что вместе с Собою Он внедрил в воду благодать Пресвятаго Духа, которую привлек свыше, чтобы для крещаемых затем в Него, погружаемых в воду, в ней находился Сам Он и Дух Его , сообщающий Себя им неизреченно и усваиваемый ими и исполняющий очистительной и просвещающей разумные существа благодатью; и это – то, что говорит божественный Павел: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» ( Гал.3:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

2. Чтобы предостеречь отца девицы от такой слабости, Христос и обнаруживает жену. А что отец отроковицы принадлежал к числу самых грубых людей, послушай, что Христос говорит ему: «Не бойся, только веруй, и спасена будет» ( Лк. 8:50 ). Спаситель с намерением медлит, и приходит в дом тогда, когда девица уже умерла, чтобы ясно показать, что Он воскресил ее. Для того Он и медленно идет и много разговаривает с женщиною, чтобы дать время умереть отроковице, и прийти тем, которые возвестили о ее смерти и говорили: «Не утруждай Учителя». На это указывает и евангелист, говоря: «Когда Он еще говорил это», пришли некоторые из дома (начальника синагоги), говоря: «Дочь твоя умерла; не утруждай Учителя» ( Лк. 8:49 ). Христос хотел, чтобы они уверились в смерти отроковицы, дабы после не могли сомневаться в ее воскресении. Так поступает Он и во всех случаях. Так и к Лазарю приходит по прошествии трех дней после его смерти. Вот по каким причинам обнаруживает Он жену и говорит ей: «Дерзай, дщерь!»; также как и расслабленному сказал: «Дерзай, чадо!» ( Мф. 9:2 ). Женщина была объята страхом; поэтому Он и говорит: «дерзай», и называет ее дщерию, – потому что вера сделала ее дщерию. Потом в похвалу ее говорит: «Вера твоя спасла тебя» ( Мф.9:22 ). Евангелист Лука много и другого говорит нам об этой женщине. Когда она подошла, говорит он, и получила исцеление, Христос не тотчас после этого призвал ее, но прежде сказал: «Кто прикоснулся ко Мне» ( Лк. 8:45 )? Потом, когда Петр и бывшие с ним говорили: «Наставник! народ окружает Тебя и теснит, – и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне?» – (что служило несомненным доказательством того, что Иисус облечен был истинною плотью и попирал всякую гордость: народ не в отдалении следовал за Ним, но отовсюду окружал Его), – Господь снова настойчиво повторил: «Прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня» ( Лк.8:46 ), – приспособляя ответ Свой к грубым понятиям Своих слушателей. Он сказал это для того, чтобы заставить женщину добровольно сознаться в своем поступке. С намерением Он не тотчас изобличил ее, чтобы, показав, что он все знает, убедить ее добровольно рассказать все, и заставить возвестить о случившемся, и чтобы не показаться подозрительным, если бы Сам стал говорить о том.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Вы ведь слышали, как Божественное Писание говорит: «видев же Господь, яко умножишася злобы человеков на земли, и всяк помышляет злая прилежно в сердце своем» от юности 175 ( Быт.6:5 ), и этим ясно показывает нам, что и юноши старались превзойти (в нечестии) старших по возрасту, и старцы безумствовали не менее юношей, и что даже самый невинный возраст сильно увлекался к пороку. 2. Итак, чтобы мы знали, как несмотря на то, что все эти люди предавались такому неистовству и разврату, праведник один подвизался, при других добродетелях, в целомудрии до пятисотлетнего возраста, Писание, сказав: «бе Ное лет пяти сот», говорит уже: «и роди Ное сына три». Видишь, возлюбленный, необычайное воздержание праведника? Не пробежим же этого без внимания, но, размыслив и о том времени, и о нечестии, разлившемся по всему роду человеческому от великой его беспечности, подумаем, какая доблесть и боголюбивая воля требовалась для того, чтобы в течение столь долгого времени обуздывать порывы похоти, идти наперекор всем другим и воздержаться не только от беззаконного совокупления, но и от законного и невинного. «И роди, – сказано, – Ное сына три, Сима, Хама, Иафета. Растлеся же земля пред Богом, и наполнися земля неправды». Мне кажется, что этот праведник и теперь разрешил свое воздержание и родил этих сыновей, повинуясь Божию домостроительству. Так как вследствие увеличившегося разврата и крайне усилившегося нечестия, вселенной угрожала совершенная погибель, то человеколюбец Бог благоволил оставить этого праведника, как некий корень и закваску, чтобы он, по истреблении тех (нечестивых современников), был начатком будущих поколений. По этой-то причине он, родив после пятисот лет этих трех сыновей, на них и останавливается, показывая самым делом, что он поступил таким образом, повинуясь Божией благости, имеющей открыться по отношению к роду человеческому. И чтобы увериться тебе, что это говорю я не по одной догадке, посмотри на точность в словах Писания. Сказав, что праведник «роди сыны три», оно тут же присовокупило: «растлися же земля пред Богом, и наполнися земля неправды».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

И не только по этому, но и по величию славы Его и неизменяемости существа Его подобает Ему от нас хвала, благословение, постоянная благодарность, служение и непрестанное поклонение. Это выражает и пророк, когда говорит: «велик Господь и весьма славен и величию Его нет конца» ( Пс.144:3 ). Сказав: «благословлю и восхвалю», он объясняет, что Бог не имеет нужды ни в похвалах наших, ни в благословениях, что к славе Его ничего не прибавляется от славословия служащих Ему, потому что существо Его неизменно, вседовольно и не имеет нужды ни в чем другом; но сами славословящие делаются от того более славными. Впрочем и не для этого только мы должны славословить Его, но и за пре­восходство Его славы, на что указывает и пророк, когда гово­рит: «велик Господь и весьма славен», т.е. не имеющий ни в чем нужды. Что значить: «весьма славен»? Достоин хвалы, славословия, хва­лебных; песней и не просто – «славен», но и «весьма», – это тоже присовокупил пророк, – а в какой степени «славен», этого он не мог выразить словом, и потому прибавил: «и величию Его нет конца» или, как другой переводчик (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.) говорит: «изобретения» ( εζερεσις). Смысл этих слов следующий: имея великого Господа, будь и сам ты высок и отрешись от дел житейских; питай мысли выше ничтожества вещей настоящих, не для того, чтобы сделаться гордыми надменным, но великим по душе и высо­ким по уму. Иное – высокомерие, и иное – великодушие: высокомерен тот, кто хвалится маловажными вещами и презирает подобных себе рабов; а великодушный смирен по душе и все великолепие настоящей жизни считает за ничто. «Из рода в род будут восхвалять дела Твои и могущество Твое возвещать» ( Пс.144:4 ). Как обыкновенно поступает пророк в других местах, так поступает и здесь. Выразив удивление величию и славе Божией, он пере­ходит к раскрытию дел Его. То же самое он делает здесь: «из рода в род, говорит, восхвалять дела», доказывая величие Божие делами; т.е. оно явилось не в одно только время и потом прошло, не в течение двух или трех лет, но про­должается во весь настоящий век, так что каждый род ви­дит действия Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Итак, этого-то самого сына возьми «и иди на землю высоку, и вознеси его тамо во всесожжение, на едину от гор, ихже ти реку». Для меня удивительно и то, как только мог праведник выслушать такие слова. Этого самого сына, говорит Бог, столько для тебя вожделенного, принеси Мне во всесожжение на одной из гор. Что же праведник? Он не смутился духом, не поколебался в мыслях, не пришел в недоумение при столь странном повелении, не стал размышлять или рассуждать сам с собою так: что это значит? Тот, который сверх всякого ожидания, даровал мне помощника, по Своему человеколюбию оживотворил омертвевшую утробу Сарры, теперь, когда сын мой уже воспитан, возрос и находится в цветущих летах, Он повелевает мне умертвить чадо мое и принести во всесожжение? Тот, Кто недавно сказал мне: «В нем наречется тебе семя», – теперь требует противного? Как же исполнятся данные Им обетования? Как возможно, чтобы от усеченного корня произросли когда-нибудь ветви, или от срубленного дерева произошел плод, или из иссушенного источника проистекли реки? По человеческому суду это быть не может. Впрочем, для воли Божией все возможно. 2. Ничего однако же подобного не подумал этот праведник; но, как благодарный домочадец, он оставил всякое человеческое рассуждение и только об одном заботился, чтобы исполнить повеление; он стал как бы чужд человеческой природе, и всякое сострадание и любовь отеческую поставив ниже повелений Божиих, поспешил приступить к исполнению их. «Востав же, – говорит Писание, – Авраам утро, оседла осля свое: поят же с собою два отрочища и Исаака сына своего, и растнив дрова во всесожжение, востав иде, и прииде на место, еже рече ему Бог, в третий день» ( Быт.22:3 ). Заметь, как Человеколюбец Господь самым расстоянием места искушает добродетель праведника. Представь себе, что должен был вытерпеть праведник в течение трех дней, размышляя сам с собою о данном ему повелении, – о том, как он должен собственными руками заклать столь возлюбленного сына, а между тем никому не мог сообщить об этом деле, – и подивись боголюбивой и мудрой душе его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Но никто, слыша это, да не осуждает Фамарь: как я уже сказал, она служила в этом случае орудием Промысла, – почему и она не подверглась какому-либо порицанию, и Иуда не предан осуждению. Отсюда простираясь далее, увидишь, что от детей, родившихся у него 749 , ведет род Иисус Христос. Кроме того, два сына, рожденные Иудой, преобразовали два народа, и были предызображением жизни иудейской и духовной. Но теперь посмотрим, как, после удаления Иуды, в скором времени дело объяснилось, и Иуда сам обвиняет себя, а Фамарь оправдывает. Она, как скоро достигла того, чего желала, опять, переменивши одежды, возвратилась оттуда и пришла в свой дом. А Иуда, об этом ничего не зная, исполнил свое обещание – послал к Фамари козла, чтобы взять назад данный ей залог; но посланный, не нашедши нигде этой женщины, возвратился и объявил Иуде, что не мог нигде найти ее. Тогда Иуда сказал: как бы не осудили нас за то, что мы оказались неблагодарными ( Быт.38:23 ), – он еще не знал, что случилось. Но когда прошло три месяца, и бремя чрева обнаруживало зачатие, а между тем никто не знал о тайном совокуплении, – тогда Иуде возвестили, что Фамарь «во утробе имать от блуда»; а он, узнав об этом, «рече: изведите ю, и да сожгут ю» ( Быт.38:24 ). Велико негодование! Ужасная казнь, потому что грех казался великим. Что же Фамарь? Отослав Иуде вещи, которые получила от него в залог, она сказала 750 : «Егоже сия суть», от того получила я плод чрева 751 . 2. Заметь, как молчаливая (доселе) приводит самых достоверных свидетелей, могущих подать голос и достаточно показать ее невиновность. Так как обвиняемой в таком деле надлежало представить трех свидетелей, то она и посылает три вещи, отданные ей в залог, могущие ясно свидетельствовать в ее пользу: перстень, гривну и жезл, и, оставаясь дома и не говоря ни слова, она одержала победу. Иуда, узнав эти вещи, сказал: «Оправдася паче мене, яко не дах ея Силому сыну моему» ( Быт.38:26 ). Что значит: «оправдася паче мене?» Значит: она невиновна, а я сам себя подвергаю осуждению и открываю свое преступление, хотя никто не обличает меня; или лучше сказать – у меня есть сильный обличитель: залог, который я дал ей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

«Он вышел на место, называемое Лобное». Некоторые говорят, что здесь умер и погребен Адам, и что Иисус водрузил знамение победы на том самом месте, где царствовала смерть. Действительно, Он вышел, неся крест, как знак победы над державою смерти, и, подобно победителям, нес знамение победы на Своих раменах. Что за важность, если иудеи и с другим намерением определили Ему нести крест? Они распинают Его даже вместе с разбойниками, но и в этом случае против воли исполняют пророчество: так все, что они делали в поношение, служило к подтверждению истины, чтобы ты познал, как велика ее сила. Ведь и об этом издревле предсказал пророк: «к злодеям причтен был» ( Ис.53:12 ). Итак, диавол хотел помрачить это событие, но не мог: распяты были трое, но просиял один Иисус, чтобы ты познал, что все совершилось Его силою. И хотя чудеса совершались в то время, когда трое пригвождены были ко крестам, однако же никто и ни одного из них не приписал никому другому, кроме одного Иисуса. Так бессильны оказались козни диавола, и все обратилось на главу его! Ведь даже из тех двух (разбойников) один спасся. Таким образом диавол не только не повредил славе креста, но и не мало содействовал ей, потому что обратить разбойника на кресте и ввести его в рай – не меньше значит, чем потрясти камни. «Пилат же написал и надпись» ( Ин.19:19 ) – для того, чтобы с одной стороны, отомстить иудеям, а с другой – защитить Христа. Так как они предали Его, как преступника, и старались подтвердить это мнение распятием Его вместе с разбойниками, то, чтобы никто уже впоследствии не имел права возносить на Него злобных обвинений и осуждать Его, и показывая, что они восстали против своего собственного царя, положил, как бы на победном памятнике, надпись, которая издает величественный голос и возвещает Его победу, и провозглашает царство, хотя и не всецелое. И это Пилат объявил не на одном, но на трех языках. Так как естественно было предполагать, что между иудеями, по случаю праздника, много было иноплеменников, то, чтобы ни один из них не оставался в неведении об оправдании Его, Пилат возвестил о неистовстве иудеев на всех языках. Между тем, иудеи завидовали и тогда, как Он был распят. Но какой мог произойти для вас вред от этой надписи? Никакого. Ведь если (Христос) был смертен и немощен, и должен был исчезнуть, то чего вы боитесь надписи, которая говорит, что Он – царь иудейский? И что они говорят? Скажи, что Он сам (это) сказал ( Ин.19:21 ), потому что теперь (эта надпись выражает судебный) приговор и общее мнение, а если прибавлено будет: «Он говорил», в таком случае это припишется Его собственной дерзости и наглости.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010