Но прежде чем начать описание и анализ памятников не излишне будет припомнить вкоротке, в каком положения находится в настоящее время в науке вопрос о Беседе трех святителей. Историки литературы давно уже обратили внимание на эту статью и придают ей большую важность и значение. Особенное значение она имеет, во-первых, как один из источников одного из прекраснейших произведений нашей народной поэзии – так называемой Голубиной книги. Но кроме того, она имеет еще большее значение сама по себе, как выразительница того миросозерцания, которое свойственно было среднему русскому человеку в эпоху по крайней мере до XVIII в. Ученые называют эту Беседу апокрифическим толкованием Библии, апокрифической популярной Библией . Это не совсем верно. Это – нечто более обширное. Это популярная энциклопедия в вопросах и ответах. Если очень многие вопросы здесь разрешаются на основании Библии большею частью в апокрифической ее обработке, то это потому, что Библия в древнее время была самым главным источником всякого рода мудрости. Но кроме такого рода вопросов, в Беседе, особенно полной редакции, есть много – может быть добрая половина – вопросов, не имеющих никакого отношения к Библии – Физических, географических, исторических и т. п. Примеров множество. Какое напр. отношение могут иметь к Библии след. вопросы: «На чем солнце поставлено? Сколько есть островов на море, языков и составов в человеке? Что есть более ветра? Чего ради колокола в церкви»? и т. д. Вопросы следуют один за другим без строгой системы, но они все связаны между собою одной общей тенденцией – объяснить недоведомые вещи «от глубочайшего сокровенного разума». Если таким образом Беседа имела значение популярной энциклопедии, то понятно, в чем заключается интерес ее подробного исследования и на какие именно пункты должно быть направлено это исследование. В интересах научных весьма важно, во-первых, установить хронологическую последовательность многочисленных и разнообразных редакции и списков Беседы, чтобы можно было знать, какие вопросы по преимуществу интересовали наших предков в данное время и как они разрешались и как затем в последующее время выступали на сцену другие вопросы, а из старых многие получали иное решение. Далее, во-вторых, весьма важно определить, откуда брались вопросы и откуда почерпалось их решение, словом определить источники Беседы, чтобы знать под какими влияниями формировалось мировоззрение русского народа в ту или иную эпоху. Эти двоякого рода задачи естественно представляются исследователю, когда он имеет намерение исследовать Беседу саму в себе без отношения к тому влиянию, которое она имела на образование произведений народной поэзии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

Беседа 6 Евр.3:7–11 .  Почему, как говорит Дух Святый, ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне, где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дела Мои сорок лет. Посему Я вознегодовал на оный род и сказал: непрестанно заблуждаются сердцем, не познали они путей Моих; посему Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой. 1. Упомянув о надежде и сказав, что «дом же Его – мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца», Павел далее доказывает, что должно иметь твердую надежду, и уверяет в этом свидетельством Писаний. Будьте же внимательны, потому что он высказал это несколько не­ясно и неудобовразумительно. Поэтому, сказав наперед все нужное с нашей стороны и кратко изложив вам всю сущность предмета, мы потом обратимся к тому, что написано; и как скоро вы узнаете намерение апостола, то уже не будете иметь в нас нужды. Он говорил о надежде и о том, что должно ожидать будущего и что трудившимся здесь непременно будет некоторая награда, возмездие и успокоение. Теперь он доказывает это свидетельством пророка. Что же говорит он? «Почему, как говорит Дух Святый, ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне, где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дела Мои сорок лет. Посему Я вознегодовал на оный род и сказал: непрестанно заблуждаются сердцем, не познали они путей Моих; посему Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой». Он говорит, что есть три рода покоя: один – покой субботы, в который Бог успокоился от дел своих; другой – покой палестинский, когда иудеи (вступив в Палестину) должны были успокоиться от многих бедствий и трудов; трети и истинный покой – царство небесное, которого кто достиг, тот истинно успокаивается от трудов и скорбей. Таким образом он упоминает здесь о трех (родах покоя). Для чего же, рассуждая об одном, он упомянул о трех? Чтобы показать, что пророк сказал о последнем; не о первом сказал он, так как тот был уже давно; и не о втором, бывшем в Палестине, так как и этот уже окончился, а он говорит: «не войдут в покой Мой». Остается третий, о котором он и говорит.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Разделы портала «Азбука веры» Самое популярное Сейчас в разделе 1752  чел. Всего просмотров 97 млн. Всего записей 1130 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Православное аудио к содержанию ( 185  голосов:  4.5 из  5) Девять бесед о покаянии святителя Иоанна Златоуста , сказанных им в Антиохии в разные годы. БЕСЕДА ПЕРВАЯ. О покаянии (по возвращении из села) Помнили ль вы о нас, когда мы в течение этого времени были в разлуке с вами? Я так никогда не мог забыть вас, но и, оставив город, не оставил памяти о вас. Как любящие красоту телесную, куда бы ни пошли, везде носят с собою любимый образ, так и мы, возлюбив красоту вашей души, всегда носим с собою прекрасный образ вашего духа… БЕСЕДА ВТОРАЯ. О покаянии и о печали царя Ахаава, а также и о пророке Ионе Видели вы в прошедший воскресный день брань и победу — брань дьявола, а победу Христа? Видели, как покаяние было похваляемо, и дьявол не снёс поражения, но убоялся и вострепетал? “Отчего ты боишься, дьявол, когда покаяние похваляется? Отчего скорбишь? Отчего трепещешь?”… БЕСЕДА ТРЕТЬЯ. О милостыне и о десяти девах Знаете ли, откуда у нас началось недавно слово и где кончилось, или с какого предмета и до какого доведена прежняя беседа? Вы, думаю, забыли, где у нас остановилось слово; а я знаю и не виню вас в этом, не осуждаю. Каждый из вас имеет жену, печётся о детях и заботится о делах домашних; одни заняты службою в войске, другие — ремесленники, словом, каждый из вас озабочен различными нуждами… БЕСЕДА О покаянии и молитве Пастухи водят овец постоянно туда, где видят траву гуще, и дотоле не выгоняют их оттуда, пока стадо не пощиплет всю траву. Подражая им, и мы вот уже четвертый день пасём свое стадо на пастбище покаяния, да и сегодня ещё не располагаемся встать, потому что видим ещё много пищи, много наслаждения и вместе пользы… БЕСЕДА ПЯТАЯ. О посте, также о пророке Ионе, Данииле и о трех отроках. Сказана перед наступлением святого поста Светлый сегодня у нас праздник, и торжественнее обыкновенного собрание. Какая же тому причина? Это, я знаю, дело поста, ещё не наступившего, но ожидаемого. Он нас собрал в отеческий дом, он сегодня привёл в матерние объятия и тех, которые доселе были ленивы. Если же пост, только ещё ожидаемый, внушил нам столько ревности, то сколько благочестия он произведёт в нас, когда явится и наступит?…

http://azbyka.ru/audio/besedy-o-pokayani...

Архив Пн В Париже проходят торжества по случаю 75-летия кафедрального храма во имя Трех Святителей 13 февраля 2006 г. 13:51 C 11 по 13 февраля 2006 года во Франции  проходят церковно-общественные торжества, приуроченные к 75-летию кафедрального храма Корсунской епархии Трех Святителей в Париже. 11 февраля 2006 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл принял ряд клириков и мирян, несущих церковное послушание в Западной Европе. В тот же день состоялась беседа митрополита Кирилла с архиепископом Берлинско-Германским и Великобританским Марком (РПЦЗ). В ходе встречи были затронуты рабочие вопросы деятельности Совместной комиссии Русской Православной Церкви Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви. Затем состоялась встреча митрополита Кирилла с архиепископом Парижским Андрэ Вэн-Труа в его резиденции. Вечером того же дня митрополит Кирилл совершил Всенощное бдение в кафедральном храме Трех Святителей в Париже.   В воскресение 12 февраля 2006 года, в день празднования Собора вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, в кафедральном храме во имя Трех Святителей митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл возглавил Божественную литургию. За праздничным богослужением, ставшим центральным моментом юбилейных торжеств, посвященных 75-летию кафедрального храма Корсунской епархии Русской Православной Церкви, митрополиту Кириллу сослужили митрополит Западноевропейский и Средиземноморский Иосиф (Румынский Патриархат), архиепископы Берлинский и Германский Феофан , Брюссельский и Бельгийский Симон , Корсунский Иннокентий , Хабаровский и Приамурский Марк , епископы Магаданский и Синегорский Гурий , Сергиевский Василий , Полтавский и Кременчугсий Филипп , Венский и Австрийский Иларион , Прокопьевский Амвросий. В богослужении приняли также участие многочисленные клирики Корсунской и иных епархий Русской Православной Церкви. В алтаре за литургией молился митрополит Галльский Эммануил (Константинопольский Патриархат).

http://patriarchia.ru/db/text/82991.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «БЕСЕДА ТРЕХ СВЯТИТЕЛЕЙ» древнерус. апокрифический лит. памятник, составлен в форме вопросов и ответов (от имени святителей Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоуста ). Древнейший рус. список «Б. т. с.» относится к XII-XIII вв. (Sinait slav. 39/0), южнослав.- к XIII-XIV вв. «Б. т. с.» возникла под влиянием апокрифических источников и народной поэзии (фольклора). Большинство вопросов касается библейских событий, мн. вопросы переходят в загадки, нек-рые имеют парадоксальный характер («Кто солгав спасеся, а истину рек погибе» (Петр и Иуда), «Город стоит, а пути к нему несть» (Ноев ковчег), «Кто дважды смерть вкуси» (Лазарь) и др.). Встречаются вопросы и ответы «научного» характера («Колико островов великих?»). Отдельные списки «Б. т. с.» имеют дополнение к названию - «Списано с патерика римскаго», что, вероятно, является лишь указанием на лат. тексты в жанре вопросов и ответов VII-IX вв. («Joca monachorum», «Interrogationes»). С текстом «Собеседований о жизни италийских отцев» рим. папы свт. Григория I Великого (Двоеслова) содержание «Б. т. с.» не имеет ничего общего. Греч. списки вопросов и ответов на библейские темы, сходные по характеру со слав. и лат., датируются XII-XVI вв., но вопрос о протографе до сих пор не решен (нек-рые ученые предполагают в нем фольклорные источники, отразившиеся в лат., греч. и слав. лит. памятниках). С XIV в. «Б. т. с.» включается в «Списки отреченных книг» (см. Книги отреченные ) в числе «ложных писаний», ее авторство приписывается болг. ересиарху Иеремии (его сборники произведений известны с XIII в.). Содержание «Б. т. с.» в различных списках имеет отличия, т. к. текст дополнялся под влиянием таких памятников переводной лит-ры, как «Словеса избранные толковые Григория Феолога», Палея в различных редакциях, «Книга бытия небеси и земли», апокрифические сказания, толкования Свящ. Писания, народные и книжные загадки. Влияние «Б. т. с.» заметно в «Повести о Дмитрии Басарге», азбуковниках , соч. «Повесть о бражнике» (XVII в.).

http://pravenc.ru/text/78224.html

«Полет Литургии» в Центре у Покровских ворот В культурном центре «Покровские ворота» состоялся вечер, посвященный выходу в свет книги прот. Владислава Свешникова «Полет Литургии». Книга, подготовленная в издательстве «Никея», представляет собой записанные размышления, пословное толкование и целостное духовное осмысление Богослужения православной Литургии, написанные известным московским духовником, настоятелем храмов, доктором богословия. 26 февраля, 2011 В культурном центре «Покровские ворота» состоялся вечер, посвященный выходу в свет книги прот. Владислава Свешникова «Полет Литургии». Книга, подготовленная в издательстве «Никея», представляет собой записанные размышления, пословное толкование и целостное духовное осмысление Богослужения православной Литургии, написанные известным московским духовником, настоятелем храмов, доктором богословия. В культурном центре «Покровские ворота» состоялся вечер, посвященный выходу в свет книги прот. Владислава Свешникова «Полет Литургии». Книга, подготовленная в издательстве «Никея», представляет собой записанные размышления, пословное толкование и целостное духовное осмысление Богослужения православной Литургии, написанные известным московским духовником, настоятелем храмов, доктором богословия. Не являясь ни учебником по литургике, ни изложением неких частных переживаний и впечатлений, книга «Полет Литургии» может помочь и каждому, желающему прикоснуться к миру православного литургического богословия и нравственного переживания молитвы. Порой, автор предлагает читателю задуматься над вполне привычными и вроде бы очевидными словами и понятиями, которые при внимательном рассмотрении хранят много глубокого и непознанного. Вел встречу главный редактор издательства «Никея» Владимир Лучанинов. Во встрече также приняли участие клирик храма Трех Святителей диакон Сергий Сиренко и гл.редактор журнала «Православная беседа» Валентин Лебедев. В конце встрече между участниками и гостями встречи состоялась беседа о месте Литургии в жизни современной Церкви.

http://pravmir.ru/polet-liturgii-v-centr...

Продолжается визит митрополита Кирилла во Францию Париж, 12 февраля 2006 г . 10 февраля 2006 года митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, прибыл в Париж. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, митрополит Кирилл возглавил с 11 по 13 февраля 2006 года церковно-общественные торжества, приуроченные к 75-летию кафедрального храма Трех Святителей в Париже, сообщает Служба коммуникации ОВЦС МП . В аэропорту митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла встречали архиепископ Корсунский Иннокентий, чрезвычайный и полномочный посол России во Франции А.А. Авдеев, клирики Корсунской епархии. 11 февраля 2006 года в ходе визита во Францию по случаю 75-летия кафедрального храма Трех Святителей в г. Париже митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл принял ряд клириков и мирян, несущих церковное послушание в Западной Европе. В тот же день состоялась беседа митрополита Кирилла с архиепископом Берлинско-Германским и Великобританским Марком (РПЦЗ). В ходе встречи были затронуты рабочие вопросы деятельности совместной Комиссии Русской Православной Церкви Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви. Затем состоялась встреча митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла с архиепископом Парижским Андрэ Вэн-Труа в его резиденции. Во время беседы митрополит, в частности, сказал: «Церковному сознанию сегодня противостоят губительные для нравственного состояния общества секулярные ценности, влияние которых простирается на традиционно христианские основания европейского мировоззрения, теперь уже – в области законодательства. В этих условиях Христианская Церковь не должна, конечно, воевать против своих оппонентов, но обязана иметь силу и мужество твердо свидетельствовать миру о своей вере даже тогда, когда мир этого свидетельства не понимает и не принимает». В ответном слове архиепископ Андрэ Вэн-Труа рассказал высокому гостю о месте христианских ценностей в общественном сознании современной Франции.

http://pravoslavie.ru/16251.html

1 «Господи! не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои»: 2 Священного Писания. 3 Септуагинты. 4 «Не входил я в великое и дивное, что выше меня» (здесь и далее в примечаниях — перевод П. А. Юнгерова). 5 «Если я не смиренномудрствовал, но возносился душою моею». 6 «Как вскормленное дитя к матери своей, то так и воздай душе моей». 7 Очевидное недомыслие. Надежда, как и вера, присуща только эпохе домостроительства и потеряет свое значение в веке будущем — когда мы увидим «лицем к лицу», тогда из трех, пребывающих ныне (1Кор. 13:13), значение сохранит только любовь, которую св. апостол и называет Статья прот. Александра Меня из его «Словаря по библиологии»: Святитель Иларий Пиктавийский (Hilarius Pictaviensis) (ок. 315—67), зап. Отец Церкви, один из первых латинских экзегетов. Родился в г. Пиктавии (ныне г. Пуатье, Франция). По некоторым сведениям, Иларий пришел к христианству в результате самостоятельных духовных поисков, хотя некоторые биографы считают, что он с детства получил христианское воспитание. Своей обширной образованностью Иларий обязан родителям, богатым галльским аристократам. Он знал греческий язык, начала философии и классической риторики. Крещение Иларий принял, будучи уже отцом семейства, а вскоре его единодушно избрали на кафедру Пиктавии (ок. 353 г.). Годы святительства Илария пришлись на период арианских споров, в которых он принял горячее участие, выступая как защитник Православия. Господство ариан при дворе императора Констанция привело к гонениям на Илария. Епископ Арльский Сатурнин оклеветал его и добился ссылки в Малую Азию. Но и там святитель не прекращал борьбы, составляя трактаты против еретиков. На Востоке он познакомился с греческой церковной традицией и еще больше укрепился в своем противостоянии арианам. В 360 г. он возвращен в Галлию, а его противник Сатурнин низложен на Парижском соборе. Однако до конца жизни Илария силы ариан на Западе оставались несломленными. Первое экзегетическое произведение Илария — комментарий на Евангелие от Матфея, составленный им в начале своего служения. Не установлено, насколько этот труд создавался под влиянием Оригена, но очевидно, что Иларий предпочитал уделять больше внимания тем местам, которые требовали не прямого исторического толкования, а иносказательного. Главным принципом Илария как экзегета всегда оставались поиски «таинственного смысла» Писания.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3195...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДРАГОЛЯ ПОПА СБОРНИК [«Сборник пресвитера Василия», в ранней лит-ре «Сборник П. Сречковича»] (НБС. Рс 651), серб. пергаменный кодекс (272 л., 140×100 мм) смешанного содержания 2-й пол. XIII в. (не ранее 1259). Д. п. с. датируют от нач. XIII до раннего XIV в. (см.: и др. 1986. С. 355). Надпись на л. 45 сообщает о том, что кодекс написал «презвитер Василие, а зовом поп Драголь». Письмо Д. п. с. является обиходным некаллиграфическим уставом, тяготеющим к серб. памятникам сер. XIII в. Начертания нек-рых букв неустойчивы и имеют значительное количество вариантов. В отношении правописания сборник является памятником старшей рашской орфографии, в отдельных текстах сохраняются следы более ранних зето-хумских норм, македонизмы и (или) русизмы (по поводу объема последних у исследователей нет единого мнения, см.: 1977; и др. 1986. С. 355-356; ср.: Райнхарт Й.-М. Восточнославянское влияние в древнесерб. Кормчей: Венские доклады к IX Междунар. съезду славистов в Киеве. Вена, 1983. С. 13). Наличие в Д. п. с. русизмов отражает присутствие в нем ряда текстов восточнослав. происхождения. Содержание Д. п. с. и его «карманный» формат свидетельствуют, что рукопись скорее всего создавалась для личного пользования. Д. п. с. был найден в 1875 г. в албан. селе близ г. Шкодер и представлен для широкого изучения исследователям П. Сречковичем . В 1902 г. Д. п. с. был приобретен у владельца для НБС 632). В 1915 г., во время первой мировой войны и австро-венг. оккупации Сербии, рукопись пропала, но была обнаружена в 1969 г. в ФРГ и вновь приобретена для НБС. Состав Д. п. с. отличается большой пестротой и характеризует, с одной стороны, личные вкусы составителя и переписчика, с другой - репертуар южнослав. «низовой» книжности и интересы низшего духовенства, а также грамотных мирян XIII в. В сборнике преобладают неканонические памятники: апокрифы (в основном пророчества: «Видение пророка Даниила» и «Слово Ипполита Римского на толкование Даниила», «Слово Оупатиа (!) Ефесского о скончании века сего», «Пророческое сказание Пандеха», «Откровение Мефодия Патарского», «Откровение Варуха», цикл сказаний о крестном древе, сказание о 12 пятницах, «Видение пророка Исаии», «Беседа трех святителей»), различного рода прогностики и гадательные тексты (неск.

http://pravenc.ru/text/180385.html

Разделы портала «Азбука веры» Начало — 1) исходная точка истории существования мира, течения времени; то, в рамках чего сотворена первооснова видимого мира; 2) Причина Бытия Сына и Святого Духа , соотносимая с Безначальным Отцом; Бог Отец . Слово «начало» в Библии употребляется по меньшей мере в трёх значениях. Сравним три текста: «в начале сотворил Бог небо и землю» ( Быт.1:1 ); «в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» ( Ин.1:1 ); «Начало благовестия Иисуса Христа [Сына Божия]» ( Мк.1:1 ). В этих трех текстах три разных смысла. Каково значение «начала» в первом случае? Здесь «начало» довременное, но тварное. В Евангелии же от Иоанна говорится о «начале» вневременном и нетварном, а в Евангелии от Марка — о «начале» тварном и временном. 1) О том, что мир имеет начало, сообщается в первом стихе Книги Бытия: «В начале сотворил Бог небо и землю» ( Быт.1:1 ). В соответствии с убеждением ряда отцов Церкви , недопустимо считать, будто начало Творения, о котором говорится в первом библейском стихе, имело хоть какую-то протяженность во времени. По строгому счёту, это исходное начало нельзя отождествлять даже с краткосрочным мгновением, ведь любой временной интервал, даже миг, может быть разделён на отдельные промежутки, а значит, имеет начало, середину и конец. Принимаемое же в строгом значении слова «начало» не предполагает последовательного чередования и сменяемости одних фаз другими. В противном случае начало бы состояло из множества членов деления или частей, каждая из которых, в свою очередь, имела бы начало, середину и конец. Трудно представить, что это было бы за исходное начало, если бы оно складывалось из бесчисленного множества начал, середин и концов. «Как начало пути ещё не путь, и начало дома ещё не дом, так и начало времени ещё не время, а даже и не самомалейшая часть времени — пишет святитель Василий Великий … — И кто делит начало надвое, тот из одного начала сделает два начала» (Беседы на Шестоднев. Беседа 1 ). Начало мироздания для нас неизъяснимо. С большой долей условности можно сказать, что оно представляло собой неуловимую грань между не сущим и сущим. Началу предшествовала вечность, а само оно послужило точкой отсчёта течения времени. В рамках этого зиждительного начала Бог произвел из ничего первооснову видимого мира, обустройство которого происходило уже в условиях времени, в продолжении шести Творческих Дней ( Быт.1:31 ).

http://azbyka.ru/nachalo

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010