Библия, изложенная для семейного чтения. Преображение Господне Преображение Господне Через шесть дней после этой беседы о предстоявших Ему страданиях, смерти и воскресении в третий день, понимание которых не могло совместиться в мысли учеников Его с их ожиданием земного возвеличения Иисуса и Его прославления в царстве земном, ради того, чтобы вразумить их относительно истинного значения славы, предстоявшей Ему, славы не мира сего, но небесной, духовной, — Иисус, избрав трех из них, а именно: Петра, Иакова и брата его Иоанна , «возвел их на гору высокую одних» и там, в отдалении от мира и среди полной сосредоточенности в молитве, «преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17, 1–2), как бы изображая ту, настоящую славу, в которую предстоит облечься праведникам по всеобщем воскресении мертвых. «И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия; явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме. Петр же и бывшие с ним отягчены были сном; но, пробудившись, увидели славу Его и двух мужей, стоявших с Ним». (Лк. 9, 30–32) Явление пророков должно было показать ученикам Христовым ошибочность мнения некоторых современников, признававших Иисуса Христа за Илию или за одного из пророков. Беседа же со Христом тех, которые возвещали о Нем как о Мессии, напоминала им и о предсказаниях пророков о Его смерти, которая после того не могла более им казаться несовместимой с их ожиданиями прославления, подобающего Его Божественному достоинству на земле, и являлась сообразной с пророчествами о совместимости в Иисусе Христе Божественного с человеческим естеством. «И когда они (Моисей и Илия) отходили от Него, сказал Петр Иисусу: Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии, — не зная, что говорил» (Лк. 9, 33). «Святитель Иоанн Златоуст таким образом объясняет душевное состояние Петра, выразившееся в этих словах его Иисусу Христу: “Так как Петр слышал, что Иисусу должно взойти в Иерусалим и пострадать, то, убоясь и трепеща за Него, он, после сделанного ему упрека, не смеет приступить и повторить же — сохрани Бог, но от страха он ту же самую мысль выражает в других, но уже не в столь ясных словах. Теперь, видя гору и уединенную пустыню, он подумал, что самое место доставлять безопасность, и не только надеялся на безопасность места, но и думал, что Иисус уже не сойдет в Иерусалим. Петр хочет, чтобы Иисус остался здесь навсегда, потому и напоминает о шатрах… Если, думал он, станется это, то мы не пойдем в Иерусалим; а если не пойдем, то и Христос не умрет, ибо там, говорил Иисус, нападут на Него книжники… Но, не осмелившись сказать таким образом, а желая, чтобы это было, Петр без всякого опасения сказал: хорошо нам здесь быть; здесь находятся Моисей и Илия, — Илия, низведший огонь с неба на гору; Моисей, вошедший во мрак и беседовавший с Богом, и никто не узнает, что мы здесь…”»

http://pravoslavie.ru/3081.html

В нынешнем году тиражом в тысячу экземпляров вышла книга «Крест иноческой жизни (по книге святителя Феофана Затворника " Напоминание всечестным инокиням о том, что требует от них иночество " )». Ее автор-составительигумения Вера (РОВЧАН) восемь лет подвизается в Успенском Вышенском монастыре и чуть более трех лет является его настоятельницей. Наша беседа с ней была посвящена этому современному труду, в основу которого легли проповеди святителя Феофана Затворника к насельницам женских обителей. – Матушка Вера, из переписки настоятеля Свято-Пантелеимонова русского монастыря на Афоне отца Андрея (Веревкина) со святителем Феофаном известно, что именно он, святогорский игумен, подсказал епископу-затворнику идею взяться за такую актуальную для всех времен книгу. Отец Андрей писал Преосвященному святителю в Вышу: «Кажется, не мешало бы собрать все поучения Ваши, произнесенные в женских обителях, и издать особой брошюрой для инокинь». Интересно, а как Вы отважились на столь непростой труд, как сумели выкроить для него время? – На самом деле это была моя дипломная работа. Я писала ее по ночам, заканчивая факультет теологии Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. Митрополит Рязанский и Михайловский Павел (сейчас он – митрополит Минский и Заславский, Патриарший Экзарх всея Беларуси) благословил меня облечь ее в форму книги. Почему я выбрала именно эту тему? Она мне очень близка, поскольку в качестве настоятельницы обители я сразу почувствовала, что возникает много вопросов. В их ряду: как организовать духовную жизнь сестер? как наладить их быт? как добиться от насельниц единомыслия, единодушия, объединяющих и цементирующих иноческое житье? И многие-многие другие. В повседневной жизни мы прибегали к названному труду святителя, но получали оттуда разрозненную информацию. Вот и родилась мысль обобщить ее, систематизировать все по главам: об Уставе монастыря, о терпении, борьбе со страстями, уповании на Господа... В общей сложности получилось двадцать четыре главы, основой которых стали двадцать проповедей святителя Феофана Затворника, произнесенных им в Тамбовской и Владимирской епархиях в те годы, когда он был там правящим архиереем. В книге три основных раздела: духовный смысл иноческой жизни, монашеская жизнь внешняя и монашеская жизнь внутренняя. Так ее легче читать и получать ответы на свои вопросы.

http://pravoslavie.ru/75021.html

Великий «семейный» святой Беседа с протоиереем Евангелом Кутрасом, клириком храма святителя Спиридона (о. Корфу, Греция) Три года назад поклониться мощам святителя Спиридона Тримифунтского, которые всего на десять дней были принесены в Москву с греческого острова Корфу, пришло более 1 300 000 россиян. В этом году великая святыня – десница святителя Спиридона Тримифунтского – пребывала в Москве в течение трех недель. Протоиерей Евангел Кутрас, клирик храма святителя Спиридона на о. Корфу, входил в состав делегации греческого духовенства, которая сопровождала мощи святителя в Россию. – Отец Евангел, какова цель греческой миссии, с которой приехала ваша делегация в Россию? – Благодатью Святой Троицы, а также по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла мы с радостью приезжаем в Россию уже во второй раз, чтобы привезти великую святыню – десницу святителя Спиридона Тримифунтского. Мы не можем назвать это миссией; скорее, мы даем возможность русским людям поклониться святым мощам, ибо, как сказал наш блаженнейший митрополит, наши народы и наши страны связывает очень многое. Мы благодарны за то, что нас приняли с таким гостеприимством. Мы чувствуем любовь русского народа к нам, которая проявилась в таком теплом и радушном приеме. – Россия восприняла христианство от Византии, и потому Россия испытывает к Греции дочерние чувства. А что сегодня связывает Греческую и Русскую Православные Церкви? – Это отрадно, что русские люди уважают и знают свою историю. И мне радостно видеть, что между Греческой и Русской Православными Церквями существует связь любви во Христе, которая объединяет два наших народа. – Десница святителя пребывала в России уже дважды. На ваш взгляд, почему русские люди с особым почитанием относятся к святителю Спиридону Тримифунтскому? – Святитель Спиридон является вселенским святым, его почитают все православные. Однако именно русский народ особенно любит святителя Спиридона. Святые для нас – молитвенники ко Господу, мы прибегаем к ним с нашими проблемами, нашей болью и скорбями, просим их, чтобы они стали предстателями за нас ко Господу. Святой Спиридон Тримифунтский – один из сильнейших молитвенников, имеющий великое дерзновение ко Господу, поэтому с таким благоговением и любовью приходит к нему русский народ. Это искреннее почитание приводит нас в умиление, ведь это значит, что святой Спиридон Тримифунтский связан с русским народом живой верой и любовью.

http://pravoslavie.ru/41859.html

святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский 1. (Иаков) был епископом иерусалимской Церкви, – потому он и говорит последний. Здесь исполняется сказанное: " устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово " (Мф.18:16). Посмотри и на благоразумие его: он подтверждает свое слово новыми (учителями) и древними пророками, так как он не мог указать на какое-либо событие, подобно Петру или Павлу. И хорошо устрояется, что это произошло чрез тех, ко­торые не намеревались остаться в Иерусалиме, а этот (Иаков) поучающий их, не был подчинен им, хотя и не отделялся от их мнения. Что же он говорит? " Мужи братия! послушайте меня. Симон изъяснил " . Некоторые говорят, что этот (Иаков) есть тот самый, о котором упоминает Лука (Лк.5:10); иные (разумеют) другого, соименного ему. Тот ли он или другой, нет нужды исследовать; а только следует принять, как не­обходимое, то, что сказано им. " Мужи братия " , говорит он. Ве­лико смирение этого мужа и совершенна эта речь; она полагает конец делу. " Как Бог первоначально призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое. И с сим согласны слова пророков " . Хотя он издавна был известен, но как не был непререкаем, не будучи древ­ним, то присовокупляет древнее пророчество и говорит: " как написано: потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам, и исправлю ее, чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие " (ст. 15-17). Как? Разве Иерусалим не был возобновлен и после опять не был разрушен? Но не об этом он говорит здесь. О каком же, скажешь, он говорит возобновлении? О том, которое было после (плена) Вавилонского. " Ведомы Богу от вечности все дела Его " (ст. 18). Непререкаемы слова его; здесь (говорит) нет чего-либо нового, но все предъизображено от начала. Затем следует его мнение. " Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1688...

святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский Светел всякий день, приносящий солнечный луч, и одевшийся в общий свет: так Владыка, украсивший творение, представил (его) для нас; но ещё больше радости в торжественном и всепраздничном дне праздника, когда он почтён словом и служением Богу. Он, выражая с цветом природы и красоту благочестия, обнаруживает двойное благолепие. Таков и сегодняшний праздник, освещающий чувственные глаза тела, но просвещающий лучами слова мысленные очи духа. Сегодняшний день есть один из трех знаменитых (дней), проповедуемых в законе и воспеваемых по Евангельской благодати. По Вет­хому Завету, в этот день был дан закон по новой благо­дати, в этот (день) было дано посещение Духа; в этот день Моисей принял скрижали закона, в этот день хор апостолов принял сошествие Духа, вместо скрижалей, данных чрез Моисея. Блаженный Павел говорит, пиша в послании к Коринфянам: " Вы - наше письмо, написанное … не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца " (2Кор. 3:2, 3). Исследуйте же, истинно ли в этот день дан был закон? В Ветхом Завете неясно было записано, что закон был дан в пятидесятый день; но сокровище знания открывается испытывающим божественные письмена. Итак, посмотрим какой (был) день, когда был дан закон. Блаженный Моисей -  тщательно вникайте -  говорит: " В третий месяц … " по исшествии их " … из земли Египетской, … сказал Господь Моисею: пойди к народу, и … " очистят самих себя " … сегодня и завтра " , и " … к третьему дню … " Я буду видим (Исх. 19:1,10,11). Тщательно вникайте. Выход из Египта в пер­вый месяц: четырнадцатый день был первого месяца. Считай: четырнадцатый день, после него также дни, дополняющие этот месяц, то есть, семнадцать, и тридцать (дней) второго. И в сорок восьмой день второго месяца Бог говорил: " … пойди к народу, и освяти его сегодня и завтра " , и " … к третьему дню … " Я буду видим. Итак, тридцать второго, а семнадцать первого и три третьего. И заметь согласие в делах. Когда на горе Синае был видим Бог, - Он был видим, как огонь горящий; когда Дух Святой явился апостолам, - явился в виде огня: были разделены " … языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них " (Деян.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1655...

святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский Спешу отдать оставшийся долг. Хотя и беден я, но вынуждаюсь вашею признательностью. Обещал я показать неверие Фомы, - и я здесь, чтобы отдать вам этот (долг), потому что готов уплачивать, прежде всего, свой первый долг, чтобы скопляющиеся проценты не возобладали надо мною. Итак, посодей­ствуйте мне в уплате долга: помолитесь Фоме, чтобы он, положив свою святую правую руку, коснувшуюся Владычнего бока, на мои уста, укрепил мой язык для изложения желательного вам. А я, дерзая на ходатайство апостола и мученика Фомы, (буду) проповедовать прежде об его сомнении, и потом исповедании, опоре нашей Церкви и основании. Когда, при замкнутых дверях, Спаситель вошёл к Своим ученикам, и опять вышел, как вошел, - отсутствовал только Фома (Ин. 20:24). Но и это было делом божественного устроения, - так, чтобы отсутствие ученика сделалось поводом к большей непо­колебимости и твердости. Если бы Фома присутствовал, он бы, конечно, не сомневался; а если бы не сомневался, тщательно не исследовал бы; а если бы не исследовал, не осязал бы; а если бы не осязал, не провозгласил бы Господом и Богом; а если бы не назвал Христа Господом и Богом, мы не были бы научены так Его воспевать, - так что, и не присутствуя, Фома привёл нас к истине, и прибыв после, сделал (нас) твёрже относительно веры. Итак, ученики говорили Фоме, при­шедшему наконец: " … мы видели Господа " (Ин. 20:25); видели сказавшего: " Я свет миру " (Ин. 8:12); видели сказавшего: " Я есмь воскресение и жизнь … и истина " (Ин. 11:25; 14:6), и нашли истину этих слов, сияющую делами; видели сказавшего: " после трех дней воскресну " ( Мф. 27:63), и, увидев воскресение, мы поклонились воскресшему; мы услышали Его, говорящего нам: " мир вам " (Ин. 20:19), и бурю печали обратили в ра­дость тишины; мы созерцали Его руки, принявшие в себя острия гвоздей, созерцали Его руки, обвиняющие ярость богоборных собак, созерцали руки, соткавшие нам нетление, созерцали также бок, возглашающий яснее всякого проповедника о милосердии поражённого, созерцали тот самый бок, который воспевают ангелы, почитают верующие и трепещут демоны.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1653...

Собственно славянский К. о. с. в русских рукописях известен в Номоканонах с XIV в. (РНБ. Погод. 31. Л. 187-190; РГБ. Вол. 463. Л. 251-251 об.). Этот перечень входит в сборники постоянного состава (церковные Уставы, Требники, Кормчие), относительно постоянного состава («Златая Чепь», «Измарагд» и т. п.) и непостоянного состава (напр., четьи сборники из Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря , составленные иером. Евфросином : РНБ. Кир.-Бел. 22/1099. Л. 39 об.- 42, 50-70-е гг. XV в.; 53/1130. Л. 548-552 об., 1492 г.). К. о. с. данного вида состоял из 2 частей. В первой, имеющей, по-видимому, южнославянское происхождение, были указаны ветхо- и новозаветные апокрифы, а также произведения, связанные с еретическими движениями, в т. ч. с богомильством (статьи «Повесть о крестном древе» и «О Господе нашем Иисусе Христе, како в попы ставлен» болгар. свящ. Иеремии, который в рукописях начиная с сер. XV в. ошибочно называется богомилом, «Как Христос плугом орал», «Что Пров царь Христа другом назвал»). С кон. 1-й четв. XV в. (РГБ. Троиц. 704) в перечень вносится «Откровение» Мефодия Патарского, что, очевидно, связано с распространением эсхатологических настроений в связи с приближающимся 7000 г. от сотворения мира (1492 г. от Р. Х.). Исследователи отмечают знакомство составителей или переписчиков К. о. с. со многими названными в нем книгами: в перечне дается характеристика книг, или, как в случае с Евфросином, некоторые апокрифы включены в сборники, в т. ч. те, где имеется К. о. с. Некоторые памятники, включенные в К. о. с., получили широкое распространение (напр., «Хождение Богородицы по мукам», «Беседа трех святителей»). Во 2-й ч. перечня (книги «еретические»), возникшей, вероятно, на Руси, перечисляются некоторые сочинения «естественнонаучной» тематики, гадательные и чародейные книги («Чаровник», «Волховник», «Громник» и т. д.), в рукописной традиции неизвестные, и даже указываются распространенные суеверия. Как правило, собственно слав. К. о. с. сопровождается в рукописях различными переводными списками книг истинных и ложных.

http://pravenc.ru/text/1841546.html

Беседа 13 «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от дьявола». ( Матф. 4:1 ) Изъяснение 4:1–11. Для чего Христос терпел искушения в пустыне. – Польза искушений. – Не должно самому искать искушений. – Пост – оружие против дьявола. – Почему Христос постился 40 дней. – Смысл и значение трех искушений. – Своим примером Христос научает, как нужно побеждать дьявола. – Разнообразие средств, употребляемых дьяволом для обольщения. – Не следует усиленно искать спокойной жизни. – Благоденствующие грешники подвергнутся тягчайшему наказанию. – Несомненность будущего суда и воздаяния; доказательства этого. 1. «Тогда»: когда же это? После сошествия Святого Духа, после голоса, сошедшего свыше и возвестившего: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение»! И вот что удивительно: Иисус, как говорит евангелист, возведен был в пустыню Духом Святым. Так как Христос все делал и терпел для нашего научения, то и теперь попускает Он отвести Себя в пустыню и поставить в борьбу с дьяволом для того, чтобы никто из крестившихся, если бы ему случилось после крещения претерпевать еще больше прежних искушения, не смущался ими, как чем-то неожиданным, но мужественно переносил бы всякое искушение, как дело обыкновенное. Не для того, ведь, ты получил оружие, чтобы быть праздным, но чтобы сражаться. Вот почему и Бог не препятствует посещать тебя искушениям. Во-первых, Он попускает их для того, чтобы ты познал, что ты сделался гораздо сильнее; во-вторых, чтобы ты пребывал в смирении, и не превозносился величием даров, видя, что искушения могут смирять тебя; в-третьих, для того, чтобы лукавый дух, все еще сомневающийся в твоем от него отступлении, видя твое терпение в искушениях, уверился, что ты совершенно оставил его и отступил от него; в четвертых, чтобы ты через это сделался тверже и крепче всякого железа; в-пятых, чтобы получил ясное свидетельство о вверенных тебе сокровищах. В самом деле, дьявол не стал бы приступать к тебе, если бы не видел тебя на высшей степени чести.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Беседа 28. О разумных и неразумных девах Сегодня мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж» по Евангелию от Матфея. И сегодня мы приступаем к изучению 25-й главы, с 1-го стиха по 12-й. И тема, которую мы сегодня рассмотрим: О разумных и неразумных девах. Предваряя данную тему, святитель Иларий Пиктавийский пишет: «Вся эта речь – великом дне Господнем, когда все сокрытое от человеческого разума откроется через понимание нами Божественного суда. Тогда истинная вера в пришествие Господа увенчается праведной наградой за несомненность надежды. Ибо в пяти мудрых и пяти неразумных девах утверждается полное разделение между верующим и неверным» 431 . Исторический фон того, что описано в этой притче, хорошо известен. Еврейская свадьба делилась как бы на три этапа, состояла их трех частей: 1 . Первая часть – это помолвка и составление «брачного контракта», чем занимались отцы будущего жениха и невесты. Известны случаи, когда такие помолвки совершались над малолетними детьми, и даже до их рождения, с записью в «брачном контракте»: «если родится мальчик», или: «если родится девочка». Таким образом семьи, известные своею набожностью, стремились породниться. 2 . Вторая часть еврейской свадьбы – это обручение, – когда жених и невеста давали взаимные обеты друг другу. Над молодоженами, раввином или священником (в дни Храма) читались специальные молитвы, благословляющие их. Делался свадебный балдахин (символ божественного присутствия, шехина), и присутствовали родственники со стороны жениха и невесты. Но сразу после этой части бракосочетания муж, например, по малолетству оставлял жену на время и предавался изучению Торы (Закона) или обустраивал дом для совместного проживания с женой. Формально, с юридической точки зрения, они считались мужем и женой. 3 . Третья часть, ветхозаветной свадьбы – это когда муж с дружками и шафером идут за его женой, чтобы перевести ее в его дом для совместного проживания. Именно третья часть и описана в данной притче, когда невесту (формально – жену) провожали с горящими светильниками, и шафер брал ее руку и вкладывал в руку мужа.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Скачать epub pdf Беседа 7 на слова пророка Исаии: «Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия» (Ис.45:7). 1. Немного слов, но сладкий в них источник меда, – меда, который не производит пресыщения. Мед вещественный доставляет удовольствие только языку и портится; а мед учения проникает в совесть, доставляя постоянную радость и руководя нас к бессмертию. Тот собирается с растений, а этот составляется из Божественных Писаний. Этим сегодня насытил вас говоривший прекрасно, получивший в награду послушание и показавший силу любви и благородство веры 8 . А теперь и мы опять предложим вам обычную трапезу с великим усердием; мы весьма радуемся, что, тогда как на конском ристалище происходят блистательные упражнения, сюда стеклось такое множество, презрев тамошнее препровождение времени. Потому и мы ставим чашу, наполненную с великим изобилием, чашу, производящую не опьянение, но доставляющую целомудрие. Таково вино Писаний, таковы яства этой трапезы; они не утучняют плоти. Впрочем, мы говорим это, не унижая естества плоти, но предпочитая ей благородство души, не отвергая употребления, но обуздывая неумеренность. Когда мы любомудрствуем, то надобно любомудрствовать так, чтобы не подать повода устам еретиков. Это тело, хотя ниже души, но оно не противно душе; и душа, хотя и проста, но она служит потребностям тела. Превосходный Художник – Бог составил эту вселенную не из одного, двух или трех веществ, но вложил в нее различные и разнообразные сущности, показывая в разнообразии тварей обилие Своей премудрости. Он создал не небо только, но и землю; не землю только, но и солнце; не солнце только, но и луну; не луну только, но и звезды; не звезды только, но и воздух; не воздух только, но и облака; не облака только, но и эфир; не эфир только, но и озера, источники, реки, горы, рощи, холмы, луга, сады, семена, растения, разные роды трав, различные виды, различные силы и различные сущности, которые каждый может видеть везде, обозревая мир; и когда он пробежит мыслью состав вселенной, то скажет вместе с пророком: «Как величественны дела Твои, Господи! Все премудростью Ты сотворил» ( Пс.103:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010