Хиландар – барометр сербского народа Беседа с первым епитропом монастыря Хиландар отцом Мефодием HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Хиландар – барометр сербского народа Беседа с первым епитропом монастыря Хиландар отцом Мефодием Духовное обновление для нас – самое главное. Вся эта архитектурная реконструкция не имела бы никакого смысла, если бы она не сопровождалась духовным возрождением. Мне кажется, что только очень крепкая монашеская братия может должным образом закончить восстановление Хиландара. Храня в памяти знаменитое высказывание святителя Николая Жичского: «Хиландар – барометр сербского народа», мы обретаем радостную надежду на то, что восстановление монастыря Хиландар будет идти в ногу с возрождением сербского народа. В ночь с 3 на 4 марта 2004 года в величайшей святыне сербского народа – монастыре Хиландар на Афоне вспыхнул страшный пожар, нанесший существенный вред постройкам монастыря. С тех пор прошло три года. Недавно редакция белградского журнала «Православие» направила своих корреспондентов на Святую Гору, чтобы они, ознакомившись с тем, как идут работы по восстановлению царской лавры, рассказали об этом своим читателям. На Святой Горе корреспонденты журнала побеседовали с первым епитропом Хиландара (представителем монастыря в Священном Киноте Святой Горы Афон) отцом Мефодием. Хиландар – великая мастерская в буквальном смысле этого слова, прошедшая сквозь века. Отец Мефодий неутомим, и многообразные его заботы: регулярные службы, многочисленные приемы, постоянный надзор над тем, как идут работы по проектированию восстановительных работ и осуществляются сами эти работы, – не оставляют на его лице и следа усталости. – Отец Мефодий, в марте 2004 года на монастырь Хиландар и весь сербский народ обрушилась огромная беда – в монастыре вспыхнул пожар. Вы были очевидцем этого несчастья. Расскажите, что происходило в ночь с 3 на 4 марта? Хиландарский монастырь во время пожара – С той ночи прошло уже более трех лет, и воспоминания о ней поблекли. Ведь монахи должны следовать Святому Писанию, а апостол Павел в одном из своих посланий учит нас: «Я забываю, что остается за мною, и устремляюсь к тому, что ждет меня впереди». Так и мы сосредоточились сразу после пожара на том, что впереди, то есть на возрождении святыни. Но, конечно, постаравшись, можно вызвать в памяти картины того происшествия.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Епископ Якутский и Ленский Роман: «Ты должен молиться за всю семью…» Беседа с епископом Якутским и Ленским Романом — о детстве, службе в армии и монашеском постриге, об интернете и якутском православии. 19 июля, 2011 Беседа с епископом Якутским и Ленским Романом — о детстве, службе в армии и монашеском постриге, об интернете и якутском православии. Читайте также: В Градоякутском Преображенском кафедральном соборе зазвучали молитвы на языке саха (+ ФОТО) Епископ Якутский и Ленский Роман в Якутии всего несколько дней. Но уже успел побывать в Мирном, Удачном, на пресс-конференции рассказал о планах по преобразованию духовного училища в семинарию. Встретились в епархии, в его просторном кабинете. Ноутбук, кондиционер и много духовных книг. Живет в доме архиерея, там до него располагались и предыдущие епископы — Герман, Зосима, Илия. На вопрос, какие вещи обязательно захватил с собой в Якутию, заулыбался: — Почти 20 лет я – монах. Стараюсь быть честным и искренним монахом. Это служение, которое предполагает самоотдачу тому делу, которому служишь, нестяжательность и послушание церковное. Вещи у меня самые необходимые, которые меня не обременяют. Молитвослов, Евангелие, набор богословских книг, необходимых для меня, техника—компьютер, ipad, без них невозможно обойтись. Вот, пожалуй, и все. — Вы частый пользователь интернета? — В принципе, обойтись можно. Только ритм жизни тогда будет раза в четыре медленнее. А нужно поспевать. Великому святителю XIX века Филарету, сделали замечание: — Как же вы ездите на карете, запряженной тремя лошадьми, апостолы пешком ходили. Как же смотрится продолжение дел апостольских? А он: — Апостолы-то пешком успевали, а я, сидя на трех лошадях, не успеваю за своей паствой, не успеваю всех догнать и просветить. Можно обойтись без компьютера. Но это будет медленнее и тяжелее. Я, например, использую ipad как календарь и записную книгу. Техника позволяет все делать намного быстрее и все — под рукой. Это необходимость, ритм современной жизни. — Вы на пресс-конференции обратили внимание, что обновлен сайт епархии…

http://pravmir.ru/episkop-yakutskij-i-le...

Ковчег исторической памяти Беседа с историком Филиппом Жажером (Франция) В последнее время многие российские паломники стремятся попасть в город Лион во Франции, чтобы помолиться Лионским мученикам. О страдальцах за Христа II века: священномученике Пофине, епископе Лионском; мучениках Санкте, Матуре, Аттале, Бландине, Библиаде, Эпагафе, Александре и других, числом 43 († 177 ; память 25 июля по н.ст.), – и о других святых Православной Церкви, просиявших на французской земле, – беседа с историком Филиппом Жажером (Philippe Jaeger), председателем Общества друзей церкви святого Низье († 573). Церковь св.Низье. Фото: http://drevo-info.ru – Господин Жажер, вы являетесь председателем Общества друзей церкви святого Низье. Эта церковь расположена в самом центре современного Лиона. Расскажите немного об этом святом.Святой Низье был 28-м епископом Лиона, он умер в 573 году. Как и все другие епископы VI века, он был погребен в церкви апостолов Петра и Павла. Святой обладал харизмой, он был самоотвержен в своем пастырском служении, и после его кончины толпы лионцев приходили на его могилу, где совершалось множество чудес. Пылкость верующих была настолько сильна, что очень скоро базилика святых апостолов стала именоваться церковью святого Низье. – Какова связь церкви святого Низье с историей христианства первых веков? – Основание первого храма на этом месте относят к середине II века. В 150 году святитель Поликарп, епископ города Смирны в Малой Азии, ученик святого Иоанна Богослова, отправил в Галлию двух миссионеров. Речь идет о святом Пофине, который, будучи уже очень пожилым человеком, стал первым епископом Лугдунума (Лиона), в то время столицы трех завоеванных римлянами провинций Галлии, и о святом Иринее. Предание свидетельствует, что точно на том месте, где находится сейчас наша церковь, возникла первая подземная часовня, посвященная Божией Матери. Здесь было галльское поселение Кондат (Condate), располагавшееся у подножия города Лугдунум, который в то время был небольшим и помещался целиком на холме Фурвьер . Основателем часовни был сам святой Пофин – один из лионских мучеников.

http://pravoslavie.ru/47722.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance «Я исповедую правым ухом...»: священник о том, что чувствует во время исповеди 3 мин., 05.04.2022 Что ощущает священник, когда принимает чью-то исповедь? Об этом протоиерей Димитрий Рощин, настоятель московского храма святителя Николая на Трех горах рассказал в авторской программе Владимира Легойды «Парсуна» на телеканале «Спас». Фото: Владимир Ештокин — Я часто говорю, что «исповедую правым ухом». Почему? Во время таинства справа от меня находится человек. Я очень внимательно слушаю его, сам стараюсь ничего не говорить, потому что считаю, что исповедь — это исповедь, а беседа — это беседа. Но при этом, пока мое правое ухо выслушивает исповедующегося, все мое внимание направлено на Фигуру, Которая находится рядом с нами. Эта Персона занимает меня гораздо больше. Это Христос. Он слушает и принимает исповедь и является главным действующим Лицом таинства. Чем отличается христианская вера? Тем, что не надо карабкаться на какую-то гору, сидеть в позе лотоса бесконечное количество лет и надеяться увидеть какой-то свет. Ты подошел к аналою: с одной стороны аналоя стоишь ты, с другой стороны стоит Бог. Вот Бог меня занимает, Его присутствие. Потому что я точно знаю, что Он здесь. Это ощущение присутствия Бога — самое ценное для меня при совершении исповеди. А еще мне очень дороги те моменты, когда происходит сочетание чьей-то исповеди с тем, что чувствую я сам. Словно бы со-свидетельство, когда чужая исповедь «падает» на мою такую же «покаянную почву». Так бывает нечасто. К сожалению, исповедь то и дело превращается в перечисление чего-то мелкого, лежащего на поверхности, каких-то «общечеловеческих» грешков, даже не всегда своих: «Режиссер такой-то поставил в театре такое-то, а я это увидел и хочу в этом исповедоваться: я участвовал в кощунстве...» Люди часто не понимают, что говорят не о том. Им важно освободиться, скинуть внешнюю грязь, а основы почти никто не трогает. Редко кто говорит о чем-то глубинном, настоящем! Я часто обращаюсь к людям: перестаньте! Ну, ладно, можно перечислить, написать список мелких грехов на бумажке, — дайте мне, я прочту его. Но почему же в вашей исповеди ни разу не прозвучали слова о ваших отношениях с Богом или ваших отношениях с ближним? Ведь это и есть, собственно говоря, то, о чем надо плакать и о чем надо болеть душой!

http://foma.ru/ja-ispoveduju-pravym-uhom...

Роль Вселенского Патриархата в период кризиса Православной Церкви в Чешских землях и Словакии Якуб Иржи Юкл Кафедральный собор Святых Кирилла и Мефодия в Праге В настоящее время мы наблюдаем стремления Вселенского Патриархата повлиять на церковный процесс, происходящий на Украине, Церковь которой является всемирно признанной канонической областью Русской Православной Церкви. Это уже не первый раз, когда Царьград пытается вмешаться в дела других автокефальных Церквей. Несколько лет назад была аналогичная попытка касательно нашей Православной Церкви в Чешских землях и Словакии. В следующих строках я попытаюсь изложить в общих чертах, как обстояло дело с точки зрения очевидца, который в течение всего этого времени являлся членом Епархиального совета Пражской Православной Епархии, а большую часть этого времени я работал в церковном управлении. Подчеркиваю, что речь идет о моей личной, чисто неофициальной точке зрения, и я ни в коей мере не желаю кого-либо оскорбить, очернить или обвинить. Прежде всего, несколько слов о становлении Православной Церкви в Чешских землях. История нашей Поместной Церкви Памятник Кириллу и Мефодию в Праге Православная вера была к нам принесена святыми Кириллом и Мефодием в 863-м г. из Царьграда. Впрочем, речь не шла о послании епископа, но так случилось, что Церковь здесь была учреждена уже в 869-м г., когда святой Мефодий был рукоположен в сан Моравского архиепископа тогда еще православным Папой Римским Адрианом Таким образом, первой Матерью нашей Поместной Церкви стала Римская Церковь. Однако, ввиду интриг латинского духовенства и политического давления франков, ученики Мефодия после смерти архиепископа, в 886-м году, были изгнаны из Моравии. Православная вера и славянское богослужение, несмотря на это, просуществовали в Чехии до конца в., когда в 1096-м г. разогнали славянский Сазавский монастырь, где, между прочим, хранились честные останки святых мучеников Бориса и Глеба. Православие из Чешских земель исчезло на долгие века… Лишь в 1874-м г. удалось возобновить православные богослужения в Праге, в храме Святителя Николая на Староместской площади. Священники, которые служили в этом храме и в трех недавно построенных храмах в западно-чешских курортных городах, принадлежали Московскому Патриархату. В то же время правительство Австрии отказывалось учредить в Праге православный приход, а с точки зрения приходской записи чешские православные относились к сербскому приходу в Вене. Вокруг храма Святителя Николая возникла т.н. Православная беседа, объединившая сотни чешских верующих.

http://pravoslavie.ru/117039.html

Архив Пн Выступление Святейшего Патриарха Кирилла в прямом эфире украинского телеканала «Интер» 28 июля 2009 г. 23:55 28 июля 2009 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, посещающий с Первосвятительским визитом Украинскую Православную Церковь, выступил в прямом эфире украинского телеканала «Интер» . Беседа Его Святейшества с украинскими телезрителями транслировалась российскими телеканалами «Вести 24» и «Глас». Пользователи Интернета также имели возможность смотреть трансляцию. В студии присутствовали представители трех братских стран — Украины, России и Беларуси, в частности, Федор Бондарчук, Наталья Варлей, Борис Корчевников, Владимир Гостюхин, Ольга Богомолец, Петр Толочко, Олег Карамазов, представители киевских православных молодежных организаций. Гости программы имели возможность задать вопросы Предстоятелю Русской Православной Церкви. Ниже приводится текстовая версия беседы Святейшего Патриарха Кирилла с украинскими телезрителями. Ведущий : Ваше Святейшество, скажите, почему первой страной для Вашего пастырского визита стала именно Украина? — Откуда пошла Русь? Она пошла отсюда, с киевских холмов. Здесь начало нашей веры, начало нашей Церкви, здесь начало государственности, из которой потом возникли государственности самостоятельных образований. Здесь наше историческое прошлое, и, может быть, я кого-то удивлю, но в каком-то смысле здесь во многом будет решаться и наше будущее. Под словом «наше» я подразумеваю всех нас — людей, принадлежащих к единой цивилизации древней Киевской Руси, которая расцвела, развилась и стала мощным фактором мировой цивилизации. Но, кроме того, есть ведь и чисто религиозные причины: Киево-Печерская лавра — начало нашего монашества, сонм подвижников, преподобных отцов, мощи целебные, источающие миро, источающие великую благодать. Куда же еще можно было приехать, как не в Киев? И когда произошло мое избрание (я уже об этом говорил и сейчас хочу повторить), когда из рук Блаженнейшего митрополита Киевского Владимира я получил посох митрополита Киевского Петра, перенесшего кафедру в Москву и именуемого также Московским святителем, я почувствовал свою реальную сопричастность великой истории, которая началась здесь, в Киеве. Сопричастность жизни народа — украинского народа, и поэтому движение сердца было совершенно конкретным: в первую очередь поехать именно сюда, чтобы помолиться вместе с украинским народом, поразмышлять, услышать голоса людей, понять то, что я еще, может быть, не до конца понимаю…

http://patriarchia.ru/db/text/706055.htm...

Православная молодежь разных стран приняла участие в мероприятиях в честь Дня Крещения Руси 1 августа 2020 г. 10:04 Синодальный отдел по делам молодежи  по благословению председателя Отдела епископа Истринского Серафима  инициировал серию акций, в том числе в онлайн-формате, приуроченных к празднованию Дня Крещения Руси. К участию были приглашены молодежные отделы, организации, братства и движения, которые с готовностью объединили усилия в деле популяризации этого праздника среди соотечественников. Там, где позволяла эпидемиологическая обстановка, были проведены уличные акции, концерты, спектакли, посвященные крестителю Руси святому князю Владимиру, организованы просветительские беседы, литературные вечера. Одновременно в интернет-пространстве прошел флешмоб, в рамках которого молодежные отделы, организации, братства и движения публиковали на своих сайтах и страницах в социальных сетях поздравления с Днем Крещения Руси, сопровождая их красочными иллюстрациями и интересными фактами об этом празднике и о князе Владимире. На инициативу Синодального отдела откликнулись практически все епархии России, участвуя не только в онлайн-, но и в офлайн-мероприятиях. Представители молодежного отдела  Московской городской епархии посетили праздничное богослужение, которое возглавил  Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. После богослужения добровольцы вместе с руководителем Молодежного отдела  Московской городской епархии   протоиереем Кириллом Сладковым  направились к памятнику князю Владимиру, расположенному вблизи Кремля. На ступенях памятника состоялась беседа православной молодежи с отцом Кириллом, посвященная выбору пути князя и преображению древнерусского народа и государства. Участники общественной организации «Братство Александра Невского» и сотрудники отдела по работе с молодежью Южно-Сахалинской епархии организовали несколько просветительских пикетов; руководитель отдела иерей Иоанн Гернеший провел тематическую встречу с представителями Саянского казачества. К интернет-акции присоединились отделы по делам молодежи Екатеринбургской , Минусинской , Горноалтайской , Песоченской , Железногорской , Тихвинской , Тверской , Норильской ,  Санкт-Петербургской , Челябинской , Ставропольской , Орской епархий, а также православный молодежный клуб «Флотилия " Спасение " », действующий при брянском храме в честь Вознесения Господня, молодежь храма Трех святителей в Раменках в Москве, Юго-западного викариатства г. Москвы, православная молодежная организация «Покров» и многие другие. 

http://patriarchia.ru/db/text/5671682.ht...

Профессор Татьяна Хоробрых: «Усладость уберите!» Беседа о прохождении Великого поста с хирургом высшей квалификации Ольга Мамона Татьяна Витальевна Хоробрых Великий пост: как сохранить в эти дни настроение духа? Каков положительный эффект поста? А вместе с тем – с какими трудностями мы сталкиваемся в это время? Как поститься разумно и стоит ли так уж бояться белкового дефицита? В чем соль истинного «духовного богатырства» и как не утратить явленную нам Божию благодать? А также о радости в пост и о благодарении Богу за все – в беседе с заведующей кафедрой и директором Клиники факультетской хирургии Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова, доктором медицинских наук Татьяной Витальевной Хоробрых. – Мы уже прошли Крестопоклонную седмицу Великого поста. Мера поста давно определена и начинает входить в привычку. Какие положительные эффекты от соблюдения поста для здоровья человека вы как доктор выделили бы? – Повторю слова преподобного Иоанна Дамаскина: «Если бы в посте все дело было бы в еде, то святыми были бы коровы». Если бы в посте все дело было бы в еде, то святыми были бы коровы Я твердо убеждена, что пост – это форма православной аскезы, которая никакого отношения к здоровому образу питания не имеет и никоим образом, как говорили святые, не связана с диетой. «Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его, – говорил святитель Иоанн Златоуст. – Не одни уста должны поститься, – нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и все наше тело…». Вспомним наших современников – новомучеников оптинских. В книге Нины Павловой «Пасха Красная» мы видим трех новомучеников наших дней : убиенного инока Трофима (в миру Алексей Татарников) – сибирского богатыря, который «кочергу завязывал бантиком», этого «духовного Илью Муромца, который по-богатырски щедро изливал на всех свою любовь»; иеромонаха Василия (в миру Игорь Росляков) – «молчаливого брата», который меж тем был чемпионом Европы и в свое время – капитаном сборной МГУ по ватерполо; и инока Ферапонта (в миру Владимир Пушкарев) – этакого «человека Достоевского», «молчуна-мастерового из породы простецов», который до прихода в монастырь занимался восточными единоборствами и неоднократно сокрушался, что «опять во сне руками махал, предметы вертел». Но ведь в гроб на Пасху 1993 года положили тела сугубых постников – истощенные, по сути, тела, с белковой дистрофией, если говорить медицинскими понятиями. Но милостью Божией это люди, приближенные к Богу, люди, на которых снизошла Божия благодать, которые жили и творили во славу Христа, были поистине тремя духовными богатырями в глазах окружающих.

http://pravoslavie.ru/145539.html

робоча голови Синодального з козацтвом до 22 жовтня 2014 р. 10:48 С 15 по 19 октября 2014 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл посетил Францию для проведения встреч с казаками и их потомками, проживающими за рубежами Отечества, а также со священнослужителями, духовно окормляющими казаков. В поездке митрополита Кирилла сопровождали ответственный секретарь Синодального комитета по взаимодействию с казачеством священник Тимофей Чайкин, начальник отдела поддержки русских школ Управления сотрудничества в сфере образования Россотрудничества МИД России Н.Г. Чередниченко, сотрудники Синодального комитета, представители Ставропольской митрополии . Поездка была организована при поддержке Министерства иностранных дел Российской Федерации, Россотрудничества, Посольства Российской Федерации во Франции, Российского центра науки и культуры в Париже, Корсунской епархии , «Музея лейб-гвардии казачьего Его Величества полка», казаков, проживающих во Франции. Визит был на укрепление и развитие культурно-исторических и духовных традиций российского казачества, объединение казачества вокруг Русской Православной Церкви, сохранение духовных и культурных связей с соотечественниками в странах дальнего зарубежья. В первый день визита делегация посетила кафедральный храм Трех Святителей, где состоялась встреча с епископом Корсунским Нестором и священнослужителями Корсунской епархии. Митрополит Кирилл рассказал о деятельности Синодального комитета по взаимодействию с казачеством. Епископ Нестор проинформировал гостей о взаимодействии православных приходов с потомками казаков во Франции и предложил развивать сотрудничество с целью сохранения культурно-исторических традиций казачества и передачи этих традиций детям. 16 октября был организован прием делегации в Российском Посольстве. В ходе встречи состоялась беседа с послом Российской Федерации во Франции А.К. Орловым и сотрудниками Посольства о деятельности казаков во Франции, их взаимодействии с Русской Православной Церковью и сохранении культурно-исторических традиций казачества.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3802435...

Святые отцы пишут, что отношение к ближнему является крайне важным в духовной жизни христианина. Более того, Самим Христом в Евангелии дана совершенно конкретная заповедь о любви: Возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22, 39). Однако мы, православные, слышащие на каждой службе одно и то же Евангелие, читающие одних и тех же отцов, нередко понимаем эту любовь совершенно по-разному. Как же действительно правильно любить и правильно относиться к своему ближнему? Об этом наш разговор с клириком храма Трех Святителей г. Симферополя священником Димитрием Шишкиным. Священник Димитрий Шишкин — Отец Димитрий, для многих христиан всегда были и остаются самыми трудными вопросы об отношениях с ближними. Нередко приходится и в самих себе, и в других людях замечать жестокосердие, невнимание, равнодушие... Складывается впечатление, что любовь к ближнему часто воспринимается нами как нечто абстрактное, нечто такое, над чем, в отличие от молитвы и поста, не нужно как-то специально трудиться. Но ведь не зря же говорят: «Ближнего по пути в рай не обойти»? — Думаю, совесть каждого христианина подскажет, что нам далеко не только до вершин любви, но и до её начатков. Всем нам, что называется, есть над чем работать. И начало этой благословенной работы — это внимание к себе. Если человек замечает в душе пусть даже только тень неприязни, зависти, вражды или даже просто равнодушия в отношении к кому бы то ни было — это тревожный симптом. Повод для того, чтобы бороться сознательно, противостоять этому нехристианскому чувству и с усилием искать любви. Любовь — это дар Божий, мы не можем её просто взять и «выдавить» из себя. Но стремиться к любви, причём в отношении к каждому человеку, мы обязаны. В этом суть христианства. Никогда нельзя соглашаться в душе с равнодушием, неприязнью, завистью и враждой в отношении к кому бы то ни было. Эти чувства должны быть, безусловно, изжиты, и «руководящее место» в нашей жизни, конечно, должна занимать любовь. Первым подспорьем в этом нам служит как раз непримиримость с внутренней отчуждённостью, неприязнью и равнодушием. Второе — это молитва об умножении любви. Замечательная молитва! Нужно молиться, просить у Господа умножения любви, и Господь обязательно поможет, ответит на горячую просьбу!

http://pravoslavie.ru/48805.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010