3 . Итак, пост является совершением воздержания; воздержания, делающего все согласованным и соразмерным и во всем полагающего надлежащую меру с целью стяжания в полной мере истинного знания; посему и блаженный апостол Петр говорит: «Подадите (покажите) в вере вашей добродетель, в добродетели же разум (рассудительность), в разуме воздержание». 12 Пост в величайшей мере нам полезен. Потому что, во-первых, он помогает нам в удержании телесных услаждений, сдерживая беспорядочные побуждения тем, что умеряет горячность естества; посему и сказал блаженный апостол Павел: «В пощениих, во очищении», 13 потому что явствует, что чистота бывает у нас и сохраняется благодаря посту. Во-вторых, пост направляет нашу мысль к богозрению, каковое и является целью человеческой жизни, которое взыскивают люди, обладающие умом, и которое слово Божие возвестило как благой и неотъемлемый удел, который избрала Мария; 14 и это являет Даниил, который, после трех недель поста, получил откровение от Бога. 15 В-третьих, пост осуществляет для нас отпущение наших грехов, совершая это в награду нам и воздаяние, по писанному: «Обратитеся ко Мне всем сердцем вашим, в посте и в плаче и в рыдании». 16 поскольку же людям свойственно во многом отступать от строгости нормы, и как говорит Великий Василий: «Как невозможно, чтобы существовал такой предмет, который при солнечном свете не бросал бы от себя тень, так невозможно, чтобы существовал человек, который избежал бы греха», 17 – то необходимо, чтобы была нужда в очищении путем поста; лучше же сказать – мы за наши грехи караем себя посредством поста и соответствующих ему плодов: потому что от него возникают сердечное сокрушение и слезы, и благодаря сему по благодати Божией мы удостаиваемся прощения. По этой причине нам необходимо карать пресыщение желудка и от этого следующие плотские возбуждения; потому что, если и в житейских делах необходимо всегда быть на страже и быть бдительными, дабы не просмотреть чего из достойного радения и не заметить ошибки из-за помрачения ума и погружения в сон (потому что обжорство является матерью сна и длительного спания, а не тщания, не заботы или правильного рассуждения о вещах); 18 тем более же, если кто желает приобрести более глубокие божественные познания и предметы изыскания и приблизиться к Богу так, чтобы просить у Него нечто из неизреченного в этой области, – тому необходимо сначала явить свою душу очищенной от мглы, возникшей от яств, и желудок сделать пустым от его груза: потому что душа, находящаяся в рабстве такого тяжелого груза, скорее заслуживает бездны, чем богозрения и восхождения, и, как говорит Иероним: «Упитанный и откормленный желудок не может произвести мысль».

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Shola...

В 1893 году издан был толъко первый том его собрания под заглавием: Anecdota graeco-byzantina pars prior. В эту часть вошло только 18 глав, а именно: 1) повесть об усекновении главы Иоанна Предтечи, 2) прение Христа с диаволом, 3) вопросы ап. Варфоломея, 4) епистолия о неделе, 5) о видениях Даниила, 6) пророчество о судьбах Византии, 7) об иерействе Иисуса Христа, 8) повесть Афродитиана о событиях в Персеиде, 9) хождение Богородицы по мукам, 10) житие Макария римского, 11) житие Зосимы, 12) прение Панагиота с Азимитом, 13) историческая Палея, 14) смерть Авраама, 15) повесть о пленении Иерусалима, 16) вопросы Иакова брата Господня Иоанну Богослову, 17) лживые молитвы числом 7 и 18) заклинания в количестве 33. Но этим не исчерпывается весь материал, собранный Васильевым. Неизвестно, выйдет ли когда в свет второй том; весьма желательно, конечно, чтобы и он увидел свет. Впрочем, насколько мы лично знакомы с материалом, назначенным для этого тома, работы останется еще много и по выходе его, ибо многое еще не было найдено, или оставлено без внимания собирателем. Недоделанное, конечно, должно быть восполнено усилиями других лиц, интересующихся этим делом и имеющих возможность обращаться среди рукописей 2 . Зная об изъясненной выше потребности и нередко занимаясь в греческих рукописных библиотеках, мы не пропускали случаев извлекать из рукописей, попадавшихся под руку, материал, годный для указанной цели, так что с течением времени у нас накопилось значительное количество текстов, из которых многие оставались неизвестными Васильеву. Эти-то тексты мы и намерены опубликовать в предлагаемой статье. Тексты эти могут быть разделены на два отдела. К первому относятся тексты, служащие оригиналами и источниками для нашей славяно-русской, так называемой «Беседы трех святителей». Беседа эта занесена в древнерусский индекс запрещенных апокрифических книг и действительно имеет апокрифический характер. Но, тем не менее, она принадлежит к числу особенно распространенных в древнерусской письменности, особенно любимых читателями, а, следовательно, и влиятельных сочинений.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

В согласии с уже известным нам Оригеновским пониманием трех «Соломоновых» книг 1200 , Григорий видит в Песни песней некую мистическую вершину встречи с Богом, связанную как с нравственными поучениями Притч, так и с содержащейся в Екклесиасте мудростью естественнонаучного плана. Основную интерпретационную схему (Жених-Логос/Христос, Невеста-душа/ Церковь ) Григорий также перенимает у Оригена . Но его подход к Песни песней отличен от Оригенового: сквозной темой Песни песней Григорий считает движение по духовному пути 1201 . С этим интерпретационным моментом мы уже встречались в некоторых сочинениях Григория, его можно понимать как характерную черту избранной Григорием экзегезы. С ним тесно связано представление о духовном пути как о беге, направленном всегда вперед, которое в беседах появляется все чаще: в интерпретации Григория Песнь песней описывает путь Невесты-души и сопровождающих ее девушек (души) к браку с Божественным Женихом. Невеста-душа и ее духовный путь Согласно Григорию, души, выходящие в путь вслед за своими «дружками», которые всегда поспешают «к благоуханию мира (Жениха)» (ср. Песн. 1:4 О " 1202 ) и «в предняя простираяся, задняя же забывая (τος μπροσθεν πεκτενονται)» (ср. Флп. 3:13 ) 1203 , стремятся к цели, привлекаемые неким благовонием. «Душа же более совершенная» ( δε τελειοτρα ψυχ 1204 ), представляемая Невестой, согласно первой беседе Григория, «достигает уже цели, для которой совершается течение», и вводится в царские чертоги (ср. Песн. 1:4 ) 1205 . Это достижение цели, по Григорию, предполагает, что такая душа «далее простерлась в предняя» 1206 . При этом остается открытым вопрос, что подразумевается под «достижением цели»: завершается ли им путь души? Ответить на этот вопрос нам помогает четвертая беседа, где Григорий разделяет восхождение души 1207 на три этапа: сначала Писание уподобляет душу кобылице ( ππος) фараоновой колесницы (ср. Песн. 1:9 ), истребляющей египетское войско, потом – подруге («ближней», τ πλησον) с очами голубицы (см. Песн. 1:15 ) (очи голубицы, по Григорию, означают дух пророчества) и наконец ( Песн. 2:2 ) – сестре ( δελφ), которая уже принадлежит семье, поскольку была принята Святым Духом как своя.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

Главное украшение собора — золоченый резной иконостас XVIII beka. По словам настоятеля протоиерея Михаила Мокрополова, иконостас прекрасно сохранился и выглядит почти так же, как и 200 лет назад. Приглушенный мерцающий блеск его старой позолоты создает гораздо более глубокое впечатление, нежели современное блестящее сусальное покрытие. «Я очень люблю служить при выключенных электрических огнях: утром солнечный свет удивительный, плотный,— рассказывает клирик храма священник Андрей Битюков.— Когда свет неяркий, эмоциональное состояние другое, словно возвращаешься b XVIII bek. Живо ощущаешь, что общение со святыми нашей Церкви доступно здесь и сейчас». Важен каждый За 20 лет, которые прошли с момента возрождения прихода после запустения советских времен, Андреевский собор и церковь Трех Святителей приведены в порядок. Сегодня здесь внешне все почти так же, как до революции. Но многое еще предстоит сделать: в северном, Никольском, и южном, Успенском, приделах собора воссоздать престолы и иконостасы; отреставрировать до сих пор скрытую под известковой краской старинную роспись с изображением двенадцати апостолов на сводах купола. Впрочем, как замечают священно-служители, ремонтные работы — это самое легкое из того, что приходится делать для возрождения церковной жизни. Ведь если до 1917 года по воскресеньям в Андреевском соборе бывало до полутора тысяч человек, то в наши дни такое количество собирается только на Пасху. А активных прихожан — совсем узкий круг. На то есть объективные причины. В прежние века Васильевский остров был густонаселенным районом, сначала с доходными домами, потом с советскими коммуналками, а сегодня жилых массивов здесь практически не осталось.Каково же будущее Андреевского прихода? Можно ли хоть отчасти восстановить ту жизнь, что была до революции? На это и направлены усилия священников собора. Во-первых, здесь придерживаются индивидуального подхода к воцерковлению. Таинствам Крещения и Венчания обязательно предшествует беседа со священником. Во-вторых, в соборе ежедневно дежурит священник, готовый ответить на вопросы всех, приходящих в храм. В основном люди подходят с семейными проблемами, с вопросами о здоровье, о том, как молиться за родственников. «Мы готовы беседовать на любую тему,— говорит клирик собора священник Александр Тиманков,— потому что любую тему, даже самую житейскую, всегда можно развернуть в сторону разговора о Боге. Ведь наша задача не дать человеку точный ответ, но объяснить, что ответы на все вопросы он должен сам искать у Бога».

http://old.aquaviva.ru/archive/2010/12/8...

Но слава Задонской обители более возросла с именем святителя Тихона I-ro Соколова, который в 1769 году в Великий пост переселился сюда, оставив кафедру Воронежскую по болезни, а более – по любви к безмятежному житию и безмолвию. Убеждение его о пользе безмолвия свидетельствуется следующими словами: «Нигде лучше человек не кается, – говорит святитель Тихон, – как в уединении. Тут все житие прошедшее собирает человек в уме и, на то смотря, по Христу воздыхает и просит милости от Него» 39 . Вот зрелый плод мыслей разумно изведавшего уединение. До времени переселения сюда святителя Тихона монастырь Задонский занимал невысокое место в ряду русских монастырей и не имел большой известности. И только отрадная устная беседа святителя, деятельное вспомоществование бедным земледельцам и всем нуждающимся, назидательные и утешительные письма к лицам образованным, подвижническая скромная жизнь уже многих привлекли к сей обители. Когда же начались заупокойные моления о Святителе, гроб его сделался живоносным источником для всех, с верой приходящих в обитель Задонскую почтить память сего праведника 40 . Из благоговения к святителю Христову Тихону и для назидания себя взглянем здесь на краткий очерк его благочестивой жизни. Краткая биография святителя Христова Тихона 41 Преосвященный Тихон, бывший епископ Воронежский и Елецкий, был сын бедного дьячка Новгородской губернии, Валдайского уезда, села Короцка, Саввы Кириллова. Родился он в 1724 году и при святом крещении наименован Тимофеем. Тимофей еще в младенчестве лишился своего отца. Старший сын занял место отца, и у него поселилась мать Домникия, имея на своем попечении трех сыновей и двух дочерей. При многочисленности семейства и бедности прихода у сирот часто не доставало дневной пищи, и мать много переиспытала нужды и горя с ними. При такой нищете сирота Тимофей взыскан Божиим Провидением. В начале 1737 года императрица Анна Иоанновна повелела сделать разбор церковно-служительским детям и лишних, особенно не учившихся, отдавать в военную службу. Вследствие сего Тимофей, уже четырнадцатилетний, был отдан матерью своей в бывшую тогда при Новгородском архиерейском доме духовно-славянскую школу. Здесь, за неимением средств к содержанию, он назначен даже был к исключению из духовного звания и к определению в военную арифметическую школу. Но брат его Петр, бывший тогда причетником в Новгороде, жалея брата, просил духовное начальство о принятии его в училище, обещая при всей своей бедности давать ему содержание, и с 11 декабря 1738 года Тимофей записан был в училище, приняв фамилию Соколова 42 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Новозаветные апокрифические сказания основывались главным образом на повествованиях апокрифических Евангелий Иакова, Фомы и Никодима 1311 . Уже в летописи Нестора под 1096 г. мы встречаем ссылку на апокриф «о неверных языках Гоге и Магоге». Он же приводит из Палеи рассказ, заимствованный из ветхозаветной истории, который, однако, переделывается от лица греческого философа, приходившего к князю Владимиру 1316 . В Изборнике Святослава была статья «о добрых и злых днях» и «сказание Епифания о пророках». В рукописи Троицкой лавры, относящейся к XII в., находится «хождение Богородицы по мукам»; в XIII в. встречаем апокрифическое сказание о св. Агапии, видевшей рай 1317 , сказание Афродитиана о рождестве Иисуса Христа 1318 , заветы патриархов 1319 . В житии Авраамия Смоленского говорится, что его обвиняли в чтении глубинных книг (отреченная книга – Глубина, а не голубиная книга 1320 ). В XIV столетии встречаем «сказание о Макарии римском», которого три чернеца странника нашли в двадцати поприщах от рая. Оно помещено в Паисиевском Сборнике, но еще прежде на него ссылается новгородский архиеп. Василий (1331–1352) в послании к тверскому епископу Феодору о рае 1321 . В «Златой Чепи» того же века помещено сказание о том, как солнце стояло во всю светлую неделю 1322 . В Паисиевском Сборнике находятся «вопросы Варфоломеевы» к Богородице о том, как она родила Христа 1323 , в Сильвестровском Сборнике «откровение Авраама», «хождение Зосимы к Рахманам» 1324 , в Румянцевском хронографе 1494 г. помещены: Лествица Иакова, житие Моисея, повесть о Китоврасе, в рукописи 1419 г. – хождение Иоанна Богослова и о древе крестном 1325 , в другой рукописи XV в. – Иаковля повесть; в сборнике того же века, принадлежащем Императорской Публичной библиотеке, встречается статья о лунном течении, о добрых и злых днях 1326 . В списках XIV-XVI вв. известны «статья от книг Еноха Праведного» 1327 , «исповедание Евы», «о смерти Адама» 1328 , «послание Пилата к Тиверию», «повесть о пленении Иерусалима», хождение апостола Павла по мукам, о иерействе Иисуса Христа, вопросы Иоанна Богослова Господу на горе Фаворской, о 12-ти пятницах, имена ангелов, беседа трех Святителей, чудо св. Николы, о Синагрипе царе, слово св. праведного Иоанна Феолога (разговор Иоанна Богослова в раю с Авраамом о будущей жизни), апокрифическое житие Феодора Тирона и мучение Никиты, сказание об Иуде предателе и т. д. 1329 § II

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

О внезапной смерти О повиновении властям и служении отечеству Достойно причащающийся соединяется со Христом. Поучение по причащении Святых Таин О богатом и Лазаре. Беседа в Неделю 22-ю по Пятидесятнице Слово в день сошествия Святого Духа Заступление и покров Пресвятой Богородицы ИЗ ПЕРЕВОДОВ С ГРЕЧЕСКОГО Учение святых отцов о тричастности, или трех силах, души (Выписки из «Добротолюбия») Чтение или слушание душеполезных книг необходимо для спасения Предисловие к посланию Антиоха, инока лавры святого Саввы, к Евстафию, игумену Атталинского монастыря города Анкиры Галатийской Слово инока Антиоха о вере Слово инока Антиоха о принятии пищи Слово инока Антиоха о чревоугодии Слово инока Антиоха о пьянстве Слово инока Антиоха о воздержании Об осьми главных страстях, святого отца нашего Иоанна Дамаскина Душеполезное слово о добродетелях и страстях душевных и телесных Из жития святого Андрея, Христа ради юродивого (составленного Никифором, священником Софийской Константинопольской церкви, очевидцем) Мысли и изречения святых подвижников из разных патерических сборников монастыря святого Саввы Освященного Духовные мысли, отводящие человека от тленного и прилепляющие к нетленному Нечто о жизни и смерти Патерик (Перевод рукописного греческого Патерика из обители святого Саввы Освященного) Предисловие о жизни и подвижничестве блаженных святых отцов Наставления святых отцов о том, как достигать совершенства в христианском житии ИЗБРАННЫЕ ПЕСНОПЕНИЯ ИЗ ОКТОИХА Избранные покаянные песнопения Избранные песнопения о Кресте и страстях Господних Избранные песнопения Пресвятой Троице Избранные покаянные песнопения Пресвятой Богородице Избранные песнопения бесплотным Небесным Силам Избранные песнопения святому Иоанну, Предтече и Крестителю Господню Избранные песнопения святым Апостолам Избранные песнопения святым мученикам ПИСЬМА «Бредни белогорячечного» и о спиритах (Письма к N.N.) Разрешение сомнений и увещание держать святую веру без возражения (Письма к N.N.) Наставление святителя Феофана мирянину о молитвенном правиле (Собственноручная записка, неизвестно кому писанная)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=862...

Первая истина – бытие Святой Троицы. Тысячи умов пытались выразить это Бытие и интуитивно и рационально, образно и логически, путем символа и аллегории. Эта попытка присуща и русской церковной литературе. Все рассуждения в ней сводятся к стремлению раскрыть диалектику Единого и Множественного – Триединого Бога, «триипостасное Божество, у Которого единая сила, единая власть, единое господство» (Житие Преподобного Сергия Радонежского – 8, 275). «Веруй во Отца и Сына и Святого Духа, в Троицу нераздельну и несоздану, едино Божество», – заповедует «Стословец» в первой же своей статье (3, 1). Аналогиями к пониманию тайны служили свет и огонь – «один свет, а все Трое – огонь» («Беседа трех святителей» – 6, 137). Или: ум, слово и дух – душа едина; утро, полдень, вечер – день един; существование, познание и желание – жизнь одна; три «листии» лилии – три Богоначальных Ипостаси Святой Троицы (Преподобный Максим Грек – 29, 148). Но аналогии, как и все прочие рассуждения об этой величайшей тайне внутрибожественной жизни, не открывали ее, а лишь показывали разумность ее. «Мы же, православные христиане, – говорили русские люди, – исповедуем Святую Троицу – безначального Отца с Единородным Сыном и с Пресвятым единосущным и животворящим Духом в едином Божестве, и веруем в Нее, и славим, и поклоняемся» («Сказание о князьях Владимирских» – 10, 431). Бог непостижим в Своем Существе («этого, как ни пытайся, не сможешь никогда понять, даже если будешь серафимом», 10, 497), но в отношении к человеческому роду открыт Своей любовью. Господь есть Творец всего. «Что прекраснее, – восторгается Болгарский экзарх Иоанн, – что сладостнее для боголюбивых, поистине жаждущих вечной жизни, нежели всегда держаться мыслью Бога и помнить благие дела Его!» («Шестоднев» – 6, 185). Бог все творит, все выводит «из небытия» (6, 191). И творит не по какой-либо нужде или необходимости, а «ради одной лишь благости» (15, 26). Прежде всего Господь сотворил ангелов, «духов и слуг Своих, огонь палящий», бесплотное воинство, «силу которого нельзя описать». Затем сотворил «видимые небесные стихии»: солнце, луну и звезды. Наконец, создал человека по Своему образу – «трехсолнечному Божеству», даровав ему «три качества: разум, речь и душу» (Повесть о святых Петре и Февронии Муромских – 10, 627). «Шестоднев» Болгарского экзарха Йоанна, в котором подробно говорится о мудрости мироустройства, оказывал, по слову академика Д.С. Лихачева, «сильное влияние на всю русскую литературу и отчасти на изобразительное искусство вплоть до XVIII в. Это было любимое произведение русских читателей, интересовавшихся смыслом не только всего преходящего, но и всего «вечно устроенного» (6, 15; срав. 13, 10; см. также «Шестоднев» – 6, 185–196 – и «Хронику Константина Манассии» – 10, 269–275).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Слово третье. К тем, которые по-прежнему постятся в Пасху. – Не должно участвовать в соблюдении поста, который иудеи соблюдают перед своей пасхой, потому что это может служить причиной раскола и разномыслия, а разномыслие есть худшее из зол: таково учение апостола Павла и отцов Никейского собора. – Бог, разрушая город, в котором только и можно было законно совершать иудейскую пасху, с достаточностью показал, что Он отверг все праздники иудейские и освободил нас от обязанности соблюдать дни, установленные Законом. – У самих иудеев соблюдение места должно бы стоять выше и иметь больше важности, чем соблюдение времен, потому что соблюдение времен часто бывает совершенно невозможным. Слово четвертое. Против иудеев, на трубы их пасхи. Сказано в Антиохии, в Великой Церкви. – Чтобы судить, хорошо или худо известное действие, нужно не столько соображаться с его сущностью, сколько с волей Божьей. – Между тем пост иудейский идет против воли Божьей. – Все священнодействия должны в действительности совершаться в Иерусалиме, а не в другом каком-либо месте, как это доказывает сам Закон и пример святых праведников. – Разрушая Иерусалим, Бог ясно показал, что Ему не благоугодно было более богослужение иудеев. Слово пятое. Похвала усердию слушателей. – Храм иудейский не будет восстановлен. – Это доказывается: 1) предсказанием Иисуса Христа, которое несомненно возымеет силу, так как другие предсказания Сына Божия уже исполнились; 2) на основании пророков: те же пророки, которые предсказывали начало и конец трех первых пленений, не только не указали конца для четвертого, теперешнего их пленения, но прямо предсказывали, что оно не окончится; 3) тщетностью усилий, которые иудеи употребляли для восстановления их храма; 4) на основании пророчеств, которыми предвозвещено, что новозаветное богослужение распространится по всей земле. – Увещание христианам удаляться от праздников иудейских. Слово шестое. Предшествующая длинная беседа, как причина горловой болезни проповедника. – Жажда к обличению иудеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Фрагмент композиции «Беседа трех святителей» в росписи ц. арх. Михаила в Леснове, Македония. 1347–1348 гг. И. З. рассматривал проблему богопознания прежде всего с практической и дидактической стороны в исторической перспективе. В начале человеческой истории Бог «Сам беседовал с людьми, насколько им было возможно услышать» ( Ioan. Chrysost. In Gen. 2. 2); Он также вложил в людей «знание о Себе» (In Rom. 3. 2), научая их «не через Писания, а через [Свои] деяния», т. е. «через само творение» (Ad popul. Antioch. 9. 2; ср.: Рим 1. 19-20). Бог дал им в помощь Свое творение, которое, будучи упорядочено и гармонично устроено, красотой и величием возвещает Творца, так что «при посредстве одного созерцания красоты всего видимого и мудрец, и необразованный, и скиф, и варвар, научившись, может возноситься мыслью к Богу» ( Ioan. Chrysost. In Rom. 3. 2). Бог предложил людям сотворенный Им мир «вместо учения», дал им ум и рассудок (νον κα δινοιαν), способные достичь должного познания, если сохранить их в чистоте (Ibid. 3. 3; In Matth. 1. 1). Однако люди согрешили и удалились от Бога, не только утратив с Ним непосредственную связь, но и не воспользовавшись данными им способностями и окружающим их миром для своего спасения; более того, они извратили изначально данное им знание о Боге, приложив его к деревьям и камням, презрев истину и начав почитать тварь вместо Творца. Так они утратили истинное знание о Боге и оказались во тьме неведения и идолопоклонства (In Rom. 3. 2). Бог не оставил людей в таком бедственном положении, но вновь сообщил им знание о Себе и Своей воле через Свящ. Писание (ϒραφ, ϒρμματα), «как бы посредством некоего письма возобновляя прежнюю дружбу» (In Gen. 2. 2). Вместе с тем ветхозаветный Закон, данный Моисею и избранному израильскому народу «ради наказания согрешивших», мог лишь частично восстановить утраченное людьми богопознание, будучи «образом» (τπος), а не самой истиной; ведь закон являлся «духовным, но не подавал Духа, ибо Моисей принес не Духа, а буквы» (In 2 Cor.

http://pravenc.ru/text/541598.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010