По разговору оказалось, что Козьменка пришел за своим делом, собирался в С.-Петербург и просил на дорогу денег. Архимандрит дал денег и провизии на дорогу, а к слову прибавил: «не болтай, о чем просил тебя Исаия: ведь он смеялся». Козьменке показали роковое полууставное письмо. Глядя на него, Козьменка сказал, что это «писал Масалаев, только от своего почерка много скрадывал. Разве не писал ли он вместе с Жуковым (тверским канцеляристом), потому что Жуков переписывал Маевскому кой-какия бумаги». Позвали к допросу Масалаева. Масалаев сначала ни в чем не сознался, сказав, что за давнопрошедшим временем не помнит; но по приводе в застенок, с подъему на виску, сказал, чтоб его спустили и дали подумать. Его спустили. Масалаев стал припоминать. «Пред Маевским судьею тверскаго архиерейскаго дома был архимандрит Александр – он уж умер; после него остался племянник Стефан Миссов, который писывал Маевскому уставом разныя латинския задачи: не писывал ли он, по приказу Маевскаго, чего-нибудь другаго? Больше ничего сказать за собою не знает». Миссов был бедный школьник, которого Маевский (как сироту) отдал в школу в Москву, содержал и принимал к себе на каникулы. Миссов показал, что он переписывал для Иоасафа Феофилактовы проповеди и латинския тетради в защиту «Камня Веры» против Буддея. С школьника что взять? Высекли и отпустили. За Жуковым тоже ничего не нашли и отпустили. Но в то время, как пытали этих прислужек Маевского, ему самому доставалось больнее вех. Все, что ни показывали на него, не казалось прочным до тех пор, пока он сам во всем не признается. Ушаков велел привесть его в застенок. Во время розыска Маевский сознался, что Козьменка точно был у него в Твери и приучился в такую пору, когда Феофилакт озабочен был сочинением против Буддея и хотел писать к царскому духовнику Варлааму, чтобы тот выпросил ему позволение писать, да еще велел сыскать некоторого писца в Москве, которого он, Маевский, и сыскал, только имени его не упомнит. Тут к слову и спросил он у Козьменки: «не мастер ли он писать полууставом и не возмется ли переписать сочиненную им, преосвященным, книгу»? Когда же Козьменка отказался, то он наказывал ему никому не говорить об этой книге, потому что этого дела никто не знает. Тайной канцелярии это объяснение показалось недостаточно. Маевского привели в застенок в третий раз. С розыску он показал, что с Козьменкою была у него речь о письме со слов Феофилакта. Написавши книгу против Буддея, Феофилакт собирался написать письмо к племяннику покойного митрополита Стефана, Яворскому, и попросить его: «не может ли через жену свою, урожденную Козловскую, и жившую при доме царевны Екатерины Ивановны, выпросить позволение на издание той книги? В этой силе он и говорил, что письмо надо отнесть во дворец».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

е. корректором) патриаршей типографии иеромонахом Евфимием. В этом переводе содержится номоканон патриарха Фотия с толкованиями Вальсамона и синтагма канонов с толкованиями того же канониста и Зонары. Перевод синтагмы сделан по изданию Беверегия (Бевериджа). Евфимий в предисловии к своему переводу уже открыто критикует печатную Кормчую и приводит несколько примеров ее несогласия с подлинным текстом церковных правил. Однако, не смотря на обещание патриарха напечатать этот перевод, он остался в рукописи. По-видимому, наше духовное правительство, имея в виду печальное последствие Никоновых церковных исправлений – раскол старообрядства, не решалось заменить старую Кормчую новой, хотя бы во всех отношениях более исправной, чтобы через это еще более не усилить раскола. Дело, так сильно занимавшее последнего русского патриарха, неоднократно возникало в прошлом столетии и в Св. Синоде, заступившем место патриархов. Так в 1734 г., по предложению известного Феофана Прокоповича , Синод поручил своему переводчику Козловскому заняться новым переводом издания Бевериджа. В 1742 году этот перевод был окончен; но, как оказалось, переводчик делал перевод не с греческого оригинала, а с латинского перевода, напечатанного у Бевериджа параллельно с греческим подлинником. Вероятно, вследствие этого перевод Козловского не был одобрен к изданию в печати; но сознание необходимости издать канонический кодекс православной церкви в новом и более исправном переводе оставалось в полной силе. По крайней мере, в начале второй половины прошлого столетия (в 1753 г.) Синод потребовал из патриаршей и типографской библиотек в Москве печатных и рукописных, греческих и славянских Кормчих, в которых бы текст правил изложен был вполне, а не сокращенно, как в печатной Кормчей. Теперь предполагалось совершить двойную работу: 1) сделать новый перевод полного текста правил; 2) старый текст печатной Кормчей сравнить с греческими подлинниками ее и отметить те места, в которых окажется между ними несогласие. Выполнение этой нелегкой задачи возложено было на преподавателя Московской славяно-греко-латинской академии Иоасафа Ярошевского и на синодального переводчика Григория Полетику (Синод. прот. 1755 г., л. 13). Но Ярошевский скоро отказался от возложенного на него дела «за болезнью и долговременным неупотреблением греческого диалекта», а перевод был окончен одним Полетикой. Его труд состоял собственно в переводе Бевергия, без всяких справок с рукописными греческими и славянскими Кормчими, как требовалось вышеприведенным постановлением Синода. Вероятно, вследствие этого перевод долгое время оставался без просмотра и проверки. Лишь в 1766 году. Синод поручил рассмотреть и, в чем будет нужно, исправить этот перевод по греческим оригиналам трем лицам: петербургскому архимандриту Варлааму, переводчику Московской типографии Софронию Младеновичу и синодальному переводчику Петру Якимову.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Старец, обратившись к востоку, вознес благодарственную молитву Богу, по окончании которой они произнесли " аминь " , и бросились в объятия, крепко сжимая друг друга, как бы желая этими объятиями вознаградить себя за долговременную разлуку, удовлетворить испытанное продолжительным временем чувство любви. Наконец, насытившись несколько взаимным общением, они сели и начали говорить. Первый заговорил Варлаам: - Прекрасный путь ты себе избрал, возлюбленный сын мой, дитя Божие, наследник царствия небесного, чрез Господа нашего Иисуса Христа, Которого ты возлюбил праведно больше всего временного и тленного, продав, подобно опытному и мудрому купцу все, чтобы купить тот бесценный перл. Узнав, что это нетленное сокровище заключается на поле заповедей Божиих, ты все отдал, ничего не пощадил из всего скоропреходящего, чтобы купить себе означенное поле. Да даст тебе Господь вечное благо, вместо временного, нетленное - вместо тленного и стареющегося. Скажи же мне, излюбленный, как ты пришел сюда? Познал ли твой отец истинного Бога или доселе находится в прежнем заблуждении, в плену у злых духов? Иоасаф рассказал ему подробно по порядку все происшедшее по уходе Варлаама до их вторичного свидания, и как Господь направил всех на благой истинный путь. Старец же слушал его с радостью и удивлением, когда же он умолк, воскликнул, радостно рыдая: " Слава Тебе, Боже наш. Ты всегда помогаешь любящим Тебя и находишься среди них! Слава Тебе, Христе, Царю всех, Всеблагий Боже, что Ты не презрел семени, насажденного мною в сердце раба Твоего Иоасафа, но дал принести стократные плоды, достойные Тебя, Возделывателя и Господина наших душ. Слава Тебе, Утешителю, Душе Святый, что Ты удостоил сего раба Своего получить те дары, которые Ты даровал святым Апостолам и чрез него освободил множество людей от грубого нечестия и заблуждения, просветив истинным Богопознанием " . Тогда они оба прославили Бога. При дальнейшей их беседе, просвещаемой благодатью Божиею, настал вечер и они, встав; закончили день обычными молитвами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/924/...

Побагровев от гнева, царь велел отрезать подвижникам языки, вырвать глаза и отрубить руки и ноги. Когда было отдано это жестокое приказание, то стоявшая вокруг стража начала безжалостно и бесчеловечно производить эти увечья, отрезывая языки, вырывая глаза железными щипцами и ломая суставы рук и ног приспособленными к тому инструментами. Блаженные же, славные и благородные отцы мужественно выдерживали эти муки, относясь к ним, как к приготовлению к пиру, взаимно поддерживая друг друга и бесстрашно идя на встречу смерти за имя Христа. В таких многообразных мучениях отдали свои мужественные души Господу Богу более 70 подвижников. Несомненно, что сила благочестивого рассудка побеждает чувство всяких страданий, как выразился один муж, рассказывая о страданиях старого священнослужителя, семи юношей и одномыслящей с ними матери, пострадавших за отцовский закон. Скончавшиеся теперь божественные отцы ничем не уступили им в твердости и величии души и несомненно стали наследниками и гражданами небесного Иерусалима. Увещания и хитрые способы Авенира отклонить от христианства сына и мудрые беседы Иоасафа с отцом После блаженной кончины пустынников царь велел своему первому советнику Арахии испробовать другой план, так как первый не осуществился: приказывает призвать к себе Нахора, о котором тот говорил. Арахия, пришедши поздно ночью к пещере Нахора (он жил в пустыне и занимался предсказыванием), сообщает ему весь свой план а с рассветом возвращается к царю. Потребовав у него всадников, он объявил им, что они поедут на розыски Варлаама. При въезде в пустыню, всадники увидели какого-то человека, выходящего из обрыва. Арахия приказал им погнаться за ним, и они, поспешив исполнить приказание, схватывают и приводят его к нему. Когда Арахия спросил, кто он такой, какой веры и как его имя, то он объявил себя христианином и назвался Варлаамом, как это было ему приказано. Тогда Арахия, исполнившись радости, забрав его с собою, поспешно возвращается к царю; объявив о случившемся, он представляет ему пойманного. Царь, желая чтобы окружающие слышали его слова, спрашивает: " Ты, Варлаам, служитель злого духа? " - " Я служитель Бога, а не злых духов, - возразил пойманный.- Поэтому, ты не должен злословить меня, но выразить мне благодарность за то, что я наставил твоего сына в благочестии, вывел его из обмана и обратил к истинному Богу, воспитав в нем все качества добродетели " . На это царь, притворившись рассерженным, сказал: " Тебя бы, собственно, следовало, без всяких разговоров и оправданий казнить, но я, будучи вообще человеколюбивым, сношу твою дерзость. Если же ты до известного срока окажешься неисправимым, то погибнешь ужасно, но если исправишься, то получишь прощение " . После этого он передал его Арахии, велев строго стеречь его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/924/...

Одно только еще хотел Иоасаф иметь в этой жизни: свидание со своим учителем Варлаамом. Он запечатлел его слова в своем сердце, старался подражать его жизни и страстно желал с ним видеться. Царственный юноша был подобен дереву, вскропленному при своем посаждении благодатною божественною водою, потом непрестанно поливаемому и, благодаря этому, принесшему господину своему богатые плоды. Он многие души исторг из власти диавола и спас их, обратив ко Христу. Многие приходили к нему наслаждаться его спасительным словом и уходили, приняв истину и освободившись от заблуждения. Некоторые после этого оставляли шумную мирскую жизнь и вступали на путь аскетического подвижничества. Сам же Иоасаф проводил время в молитве, постах и часто обращался к Господу с следующими словами: " Господи, Царю мой! Воздай достойную награду Варлааму, рабу Твоему, который освободил меня от неведения, направил на путь истины и указал мне Тебя, Бога живого и истинного. Не лиши меня возможности снова видеть его, этого воплощенного Ангела, которого мир сей не достоин, и даруй мне провести с ним остаток наших дней, чтобы и мне идти по стопам его и тем угодить Тебе, Господу Богу моему " . Борьба Иоасафа с волшебником Февдою и его сатанинскими кознями, и вразумительное дивное видиние. В это время в том городе наступали публичные торжественные празднества в честь ложных богов. Царь тоже должен был присутствовать на этом торжестве и почтить его богатою жертвою. Но жрецы, видя, что он небрежно и холодно относится к их обрядам, боялись, что он не будет присутствовать в храме на этом празднестве, и поэтому они будут лишены обычного царского подарка. Спохватившись, они направляются к пещере, в которой жил один волшебник, ревностный язычник, по имени Февда. Сам царь отличал его почестями, называл другом и учителем, говоря, что его государство имеет во всем успех, благодаря предсказаниям Февды. Вот потомуто жрецы отправляются к нему и призывают его на помощь, выставляя ему явное пренебрежение царя к богам, выказываемое им с недавнего времени. Разсказывают также о деяниях царевича и о публичной речи Нахора против них. " И если ты, - сказали они, - сам не придешь к нам на помощ, то у нас не останется никакой надежды, и тогда рухнет всякое почитание наших богов. Ты остался единственным утешением в нашем несчастье, и мы возлагаем на тебя все свои надежды " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/924/...

Побагровев от гнева, царь велел отрезать подвижникам языки, вырвать глаза и отрубить руки и ноги. Когда было отдано это жестокое приказание, то стоявшая вокруг стража начала безжалостно и безчеловечно производить эти увечья, отрезывая языки, вырывая глаза железными щипцами и ломая суставы рук и ног приспособленными к тому инструментами. Блаженные же, славные и благородные отцы мужественно выдерживали эти муки, относясь к ним, как к приготовлению к пиру, взаимно поддерживая друг друга и безстрашно идя на встречу смерти за имя Христа. В таких многообразных мучениях отдали свои мужественныя души Господу Богу более 70 подвижников. Несомненно, что сила благочестиваго разсудка побеждает чувство всяких страданий, как выразился один муж, разсказывая о страданиях стараго священнослужителя, семи юношей и одномыслящей с ними матери, пострадавших за отцовский закон. Скончавшиеся теперь божественные отцы ничем не уступили им в твердости и величии души и несомненно стали наследниками и гражданами небеснаго Иерусалима. Увещания и хитрые способы Авенира отклонить от христианства сына и мудрые беседы Иоасафа с отцом. После блаженной кончины пустынников царь велел своему первому советнику Арахии испробовать другой план, так как первый не осуществился: приказывает призвать к себе Нахора, о котором тот говорил. Арахия, пришедши поздно ночью к пещере Нахора (он жил в пустыне и занимался предсказыванием), сообщает ему весь свой план а с разсветом возвращается к царю. Потребовав у него всадников, он объявил им, что они поедут на розыски Варлаама. При въезде в пустыню, всадники увидели какого-то человека, выходящаго из обрыва. Арахия приказал им погнаться за ним, и они, поспешив исполнить приказание, схватывают и приводят его к нему. Когда Арахия спросил, кто он такой, какой веры и как его имя, то он объявил себя христианином и назвался Варлаамом, как это было ему приказано. Тогда Арахия, исполнившись радости, забрав его с собою, поспешно возвращается к царю; объявив о случившемся, он представляет ему пойманнаго. Царь, желая чтобы окружающие слышали его слова, спрашивает: " Ты, Варлаам, служитель злаго духа? " — " Я служитель Бога, а не злых духов,— возразил пойманный.— Поэтому, ты не должен злословить меня, но выразить мне благодарность за то, что я наставил твоего сына в благочестии, вывел его из обмана и обратил к истинному Богу, воспитав в нем все качества добродетели " . На это царь, притворившись разсерженным, сказал: " Тебя бы, собственно, следовало, без всяких разговоров и оправданий казнить, но я, будучи вообще человеколюбивым, сношу твою дерзость. Если же ты до известнаго срока окажешься неисправимым, то погибнешь ужасно, но если исправишься, то получишь прощение " . После этого он передал его Арахии, велев строго стеречь его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=772...

Слава и ныне, Богородичен: Тя песньми ублажаем, Дево,/Бога бо родила еси и на руку носиши,/Того моли о душах наших. На хвалитех стихиры на 4, глас 2. Подобен: Егда от Древа: Егда мановением Божественным/мирския красоты, радуяся, отче, отшел еси,/тогда предпочел еси ярем Христов,/Евангельски ходити во след Господа,/тесный и зело прискорбный путь шествовати,/претерпел еси пустынное озлобление,/поминая будущее радование, Адриане преподобне. Егда вселися в пустыню, преподобне, со учеником своим,/тогда помышляя внутреннима очима,/идеже Господеви возсылати непрестанное славословие,/и, яко мудрый правитель,/вся Боголепно устрояя еже к подвигу духовному,/сим возводя на высоту разумения. Егда беззаконнии людие видевше тя, преподобне,/Богу помогающи ти на духовное пребывание,/тогда вооружаются на тя,/и приходят со оружием и дрекольми,/и, яко волцы, обыдоша стадо твое/и различныя раны на иноков возложиша,/иных орудием умертвиша, и церковную лепоту отьяша,/и до конца все разориша./Сия видев, преподобный со слезами вопияше:/слава Богу, венчавшему нас кровным пролитием! Слава, глас 8: Слезное рыдание и сердечное воздыхание/ко врагом своим предлагая, преподобне, умильно глаголаше:/о отцы и братие,/за кое дело хощете ми убити?/аз бо приидох к вам повелением Божиим на спасение ваше,/ныне же мене смерти предаете./О отцы и братие,/молюся вам, припадая,/елико мало умилосердитеся,/отпустите в прежнее селение,/идеже иноческое мое обещание,/и тамо иду и вселюся со отцы и братиями моими,/да в радости почием Господа своего,/Боже наш, слава Тебе! И ныне, Богородичен: Владычице, приими молитву раб Твоих/и избави нас/от всякия нужды и печали. На Литургии служба преподобническая. Молитва святому преподобномученику Адриану Пошехонскому О великий чудотворче, святый и преподобномучениче, многострадальне игумене Адриане! услыши мя, грешнаго раба своего, и иже к тебе моего моления, яко имея дерзновение ко Святей Троице, помяни мя, да отпустятся грехи моя, и Небеснаго Царствия сподоби мя, преподобномучениче, твоими молитвами.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Слава, и ныне. Богородичен по гласу. НА УТРЕНИ По 1-м стихословии, седален, глас 5. Подобен: Собезначальное: Приидите, иночествующих Российстии собори,/и видевше в святем его славу Божию, к похвалению отверзите устне,/благословяще Творца своего Владыку,/прославляющагося в святых Своих,/и псаломски воспойте, глаголюще:/нам зело честны друзи Твои, Христе Боже,/зело бо утвердишася владычествия их о Тебе,/Спасе и Избавителе душ наших. Слава, и ныне, Богородичен: Утвердися пети сердце мое, Всенепорочная Дево,/Пречистое Рождество Твое,/имже избавила еси нас прародительныя клятвы и вознесла еси падшее человеческое естество к высоте,/темже Тя по долгу поем и величаем. По 2-м стихословии, седален, глас 1. Подобен: Лик Ангельский: Духовныя криле ведения и деяния/от словес великаго отца приял еси, Богомудре Варлааме,/и, сими возводя ум свой к высоте,/избегл еси, яко птица от сети, ловящих,/и крайняго, идеже праведных водворяются лицы, блаженства достигл еси./Слава Давшему ти на сие истое желание,/слава Давшему ти на страсти победу,/слава Приведшему тя в вечное селение. Слава, и ныне, Богородичен: Приемшая от Духа Свята во чрево, Дево Чистая,/и рождшая прежде век от Отца рожденное Слово,/безсловесным нас деянии уподобльшихся/к разуму приведи и даждь житию исправление,/яко да присно Тя величаем. По полиелеи, седален, глас 8. Подобен: Премудрости возлег: Сиянии Божественных словес зарею просветився,/в мраце жития сего сущее оставил еси/и, ко Свету мысленному притек,/восприял еси во плоти со Безплотными житие невещественно;/отнюдуже, Духа благодатию предочистився,/был еси иночествующим наставник, Богомудре Варлааме,/сего ради хвалами вопием ти:/моли Христа Бога согрешений оставление даровати/чтущим любовию святую память твою. Слава, и ныне, Богородичен: В кал грехолюбия впадох, и несть ми востания надежды,/люте погружаюся отчаянием,/но яко рождшая спасения надежду, на мя, раба Твоего, призри/и избави от губящаго мя греха, и страстей душетленных,/и всегдашняго озлобления льстиваго врага,/Богородице Неискусобрачная, моли Христа Бога грехов оставление даровати ми,/Тя бо имею надежду, раб Твой.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В воинственной Византии отдавали предпочтение патронам империи – воинам: великомученику Георгию, Прокопию и другим. Из преподобных, на успенских фресках, выбраны главные, за исключением трех четырех имен. Впрочем все они, как более так и менее известные, совпадают с перечнем преподобных в названном нами подлиннике, где святые этой группы записаны особо, и мы встречаем здесь имена Варлаама, Иоасафа, Сисоя, Пимена, не говоря о прочих более известных 10 . Не подходит к этой группе один Парфений Лампсакийский, числящийся в ряду епископов – мучеников. Мы не отрицаем совпадения этих памятей с теми или другими событиями из истории тогдашней Москвы, но не думаем, чтобы это совпадение – и одно оно – дало право qvasi непринятым изображениям попасть на такое видное и в тоже время, не принадлежащее им место. Странно было бы допустить аномалию в образцовом соборе России и на таком выдающемся месте, если бы эти изображения не имели за себя церковных оснований и противоречили практике. Положительно этот вопрос можно было бы решить на основании сохранившейся живописи на других алтарных преградах, но, к сожалению, в одних она уничтожена, а в других не приведена в известность. Укажем на то, что нам известно. На алтарных столбах Благовещенского собора, закрытых теперь иконостасом, были открыты нынешним летом фрески с изображением Преподобных. Их помещено по нескольку на лицевой стороне столбов, обращенной к народу. Таким образом, до существования высокого иконостаса, эти изображения были открыты и занимали тоже положение, что и фрески Успенского собора. Стоило только связать эти столбы глухой перегородкой и продолжить настолпные изображения на средину предалтарной стенки, чтобы получился такой же ряд изображений и такая же расписанная фресками стена, что и в Успенском соборе. Еще покойный Снегирев заметил за отставленными местными иконами в Звенигородском соборе изображения каких-то святых с хартиями и, между прочим «ангела в плаще или мантии с шишаком на голове, похожем на фригийскую шапку».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

—652— ли совокупистеся, отцы и братия, еже молчати? Что устрашаетеся еже правду глаголати? Ваше убо молчание цареву душу влагает в грех, а своей души на горшую погибель, а православной вере на скорбь и на смущение“. Готовясь пострадать за печалование, св. Филипп говорил: „а вы, святители, архимандриты, игумены и все служители алтарей! Пасите верно стадо Христово, готовьтеся дать отчет и страшитеся Небесного Царя еще более, нежели земного“. Епископов, которые отказавшись от прежнего своего намерения просить царя об отмене опричнины, говорили: „добро было во всем царя слушати и на всяко дело без рассуждения благословляти“, житие называет „угодниками царёвыми“. Берсень говорил Максиму греку : „аз того не ведаю, есть ли митрополит на Москве?“ На слова Максима „как митрополита нет? Митрополит на Москве Данил“, он отвечал: „не ведаю деи митрополит, не ведаю простой чернец: учительна слова от него нет ни которого, а не печалуется ни о ком; а прежние святители сидели на своих местах в монатьях и печаловалися государю о всех людей“. За митр. Даниилом утвердилось прозвание „потаковника“. Из этих фактов ясно видно, что лучшие иерархи и само общество считали печалование долгом представителей церкви. Всем известны факты печалований архиеп. Новгор. Ионы, митрополита Варлаама, митр. Иоасафа. Св. Филиппа и др. 558 . Упрёк светской печати петербургскому духовенству . Мы обязаны упомянуть здесь о факте, в котором с особенной наглядностью сказались печальные плоды замкнутости нашего духовенства в узкую сферу чисто церковных инте- —653— ресов и порой вынужденного безучастного отношения его к общественной жизни. Разумеем печальное событие 9 января. Светская печать послала горячий упрёк духовенству за то, что оно не приняло пастырских мер к предотвращению разразившегося над Петербургом бедствия. „Пет. Вед.“ (17 янв.) обращаются с вопросом: Где были учители наши в непогоду, приведшую к катастрофе 9 января?.. Отчего на пороге разгоравшейся, позорящей Россию смуты не раздалась архипастырская отповедь, народные массы не расступились перед властным, разъясняющим истину словом владыки, духовно повелевающего охваченным страстью волнам? Быть может, тогда не было бы и сотой доли жертв, в сердцах ваших не царила мука, – та святая Русь, про которую нас учат с детства, но которую познавать приходится – увы! – на страницах исторических книг и стирающихся в памяти преданий, воочию встала бы опять перед лицом всего осуждающего нас теперь мира в лучах прежнего просветления, старой русской правды, нетленного величия, которым воспитаны и проникнуты были наши деды и отцы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010