В Духовно-культурном центре в Париже начала работу уникальная выставка русских икон XVI-XIX веков Париж, 5 марта 2018 г.      Вечером 4 марта в выставочных залах Российского Православного Духовно-культурного центра состоялось открытие уникальной выставки русской иконы XVI-XIX столетий " Пасха " . Экспозиция старинных русских икон посвящена теме Страстей Христовых и Его славного Воскресения. Церемонию открытия возглавил Управляющий Корсунской епархией епископ Нестор, который обратился к собравшимся приветственной речью. Затем слово было предоставлено собственнику частной коллекции г-же Л. Маник. Вернисаж состоялся при участии священнослужителей, деятелей культуры, ценителей иконографического искусства и гостей Центра. Экспонируемое собрание икон, состоящее из сотни шедевров русской иконописи периода с XVI по XIX столетие, формировалось на протяжении 50 лет парижскими коллекционерами. Собрание отличается разнообразием стилей, школ и эпох православной иконописи, сменявших друг друга на протяжении пяти столетий. Среди экспонируемых образов представлены столь редкие иконы как «Беседа преподобных Варлаама и Иоасафа» начала XVIII столетия, «Архангел Рафаил, противостоящий землетрясению», «Положение даров в сокровищницу» XIX века и многие другие.      В рамках предложенной экспозиции выставлены 10 икон XVI века, написанных в Москве, Пскове, Вологде, Центральной и Северной Руси. Их наличие позволит посетителям выставки оценить богатство и развитость иконописного мастерства русских мастеров времен заката династии Рюриковичей. Одним из наиболее ценных экспонатов этого периода можно назвать образ святителя Николая Чудотворца (Центральная Россия), на полях которого размещены 16-ть фрагментов жития святого. Псковская школа иконописи представлена двумя иконами «Избранные святые» и «Сошествие во ад». " Божия Матерь Одигитрия сосвятым Кириллом Белозерским " принадлежит кисти вологодских мастеров. Икона «Успение Пресвятой Богородицы», отличающаяся особо тонким письмом периода царствования Бориса Годунова, представляет Московскую школу. Иконы святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста принадлежат кисти иконописцев Русского Севера.

http://pravoslavie.ru/111223.html

б)  Второе средство – животворящий крест Христов. «Оружие на диавола крест Твой, Господи, дал еси нам», – воспевает Святая Церковь (Хвал. стих. 8 гл.). Даже сами демоны поневоле сознаются, что крестное знамение «связывает, палит их, как огонь, и далеко прогоняет» (См. в Четьи Минеях житие Киприана и Иустины, 8 октября, житие Варлаама и Иоасафа, 19 ноября). К преп. Симеону Столпнику явился однажды диавол на великолепной колеснице, во образе светлого ангела, и сказал: «Слыши, Симеоне! Бог послал меня к тебе с колесницей и конями, чтобы взять тебя на небо, как Илию; ибо ты достоин сего». Симеон лишь хотел правой ногой ступить на эту мнимую колесницу, но прежде сотворил крестное знамение, – и диавол во мгновение ока исчез с колесницей (Четьи Минеи, житие св. Симеона, 1 сентября). Преп. Феодора и другие святые крестным знамением тоже прогоняли бесов (11 сентября, житие Пелагии, 8 октября, Григория, 17 ноября). Но чтобы эта непобедимая, непостижимая, божественная сила честного и животворящего креста не оставляла нас грешных, для этого нужно употреблять крестное знамение с полным сознанием силы и важности святого креста, со страхом и благоговением, с сердечной и твердой верою в крестные заслуги Христовы и с воспоминанием страстей Христовых. «Должно изображать крест не просто одними перстами, – говорит св. Златоуст (на Мф. беседа 54), – но прежде начертать его в мысли, со всей верою… с воспоминанием всей силы креста, всего крестного дела». в)  Третье оружие против демонов – молитва и пост. Христос Спаситель сказал: нечистый дух не может выйти иначе, как от молитвы и поста (Мк. 9, 29). «Кто молится с постом, – учит свт. Иоанн Златоуст, – тот имеет два крыла, легчайшие самого ветра; он быстрее огня и выше земли; потому-то таковой особенно является врагом и ратоборцем против демонов, так как нет сильнее человека, искренно молящегося и постящегося («Толковое Евангелие» еп. Михаила, стр. 335). На св. мученицу Иустину диавол делал частые нападения, но не мог победить праведницы. Однажды она стояла на молитве и во время молитвы почувствовала в сердце своем наплыв нечистых, беззаконных пожеланий; удивлялась святая такому в себе греховному движению и стыдилась такой нечистоты; но мудрая Иустина скоро поняла, что это искушение ей приходит от диавола: она начала поститься и молиться Господу Богу – и своими молитвами и постом посрамила и победила врага (Четьи Минеи, 2 октября).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

В Духовно-культурном центре в Париже начала работу уникальная выставка русских икон XVI-XIX веков 6 марта 2018 г. 11:42 4 марта 2018 года в выставочных залах Российского православного духовно-культурного центра состоялось открытие уникальной выставки русской иконы XVI-XIX столетий «Пасха». Экспозиция старинных русских икон посвящена теме Страстей Христовых и славного Воскресения Спасителя. Церемонию открытия возглавил епископ Корсунский Нестор , который обратился к собравшимся приветственной речью. Затем слово было предоставлено владелице частной коллекции икон госпоже Л. Маник. В мероприятии приняли участие священнослужители, деятели культуры, ценители иконографического искусства, а также гости Центра. Выставка организована ассоциацией «Культура» при Троицком кафедральном соборе на набережной Бранли в Париже. Собрание икон, состоящее из сотни шедевров русской иконописи XVI-XIX веков, формировалось парижскими коллекционерами в течение 50 лет. Коллекция отличается разнообразием стилей, школ и эпох православной иконописи, сменявших друг друга на протяжении пяти столетий. Среди экспонируемых образов представлены такие редкие иконы как «Беседа преподобных Варлаама и Иоасафа» начала XVIII столетия, «Архангел Рафаил, противостоящий землетрясению», «Положение даров в сокровищницу» XIX века и многие другие. В рамках экспозиции выставлены десять икон XVI века, написанных в Москве, Пскове, Вологде, Центральной и Северной Руси. Благодаря этим иконам посетители выставки смогут оценить богатство и высокий уровень иконописного мастерства русских мастеров времен заката династии Рюриковичей. Одним из наиболее ценных экспонатов этого периода можно назвать образ святителя Николая Чудотворца, написанный в Центральной России. На полях иконы размещены шестнадцать фрагментов жития святого. Псковская школа иконописи представлена двумя иконами — «Избранные святые» и «Сошествие во ад». «Божия Матерь Одигитрия со святым Кириллом Белозерским» принадлежит кисти вологодских мастеров. Икона  периода царствования Бориса Годунова «Успение Пресвятой Богородицы» отличается особо тонким письмом представляет московскую школу иконописи. Иконы святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста принадлежат кисти иконописцев Русского Севера.

http://patriarchia.ru/db/text/5156997.ht...

Храм преподобного Ферапонта построен был над тем местом, где до недавнего времени (26 мая 1999 г.) под спудом почивали мощи основателя Можайского Лужецкого Тождественно Богородицкого монастыря - преподобного Ферапонта Можайского и Белозерского чудотворца. Первоначально храм был освящен во имя преподобного Иоанна Лествичника, именоваться Ферапонтовым он стал после пожара 1717г. Точное время создания этого храма неизвестно; одни исследователи, как и архимандрит Дионисий Виноградов, полагают, что на этом месте еще при жизни Преподобного стоял храм, другие, как архимандрит Геронтий Кургановский - что храм был построен в начале XVI века, точно же известно о том, что он существовал в конце XVI века. Известно, что между 1569 и 1574 годами Макарий, епископ Вологодский прислал в Лужецкий монастырь четверо царских дверей. Этим указывается на существование в монастыре тогда четырех церквей или, по крайней мере, трех храмов и одного придела, ибо в то время не было Преображенской церкви О том, что из себя представлял храм преподобного Иоанна Лествичника перед Смутным временем и польским нашествием, мы можем узнать из писцовых книг г. Можайска за 1596-1598 гг. (в этих книгах первый раз встречается подробное описание Лужецкого монастыря. " ...Да на монастыре же церковь каменна же об одном верху Иоанна Списателя лествицы подписана со стенным же письмом; а в церкви гробница преподобного старца Ферапонта обложена оловом, позолочена, на верхней цке написан образ Ферапонта чудотворца; да в церкви же двери царские, сень и столбцы на красках, а над царскими дверьми деясус стоячей шесть образов на золоте, да местных образов на правой стороне от царских дверей образ Иоанна Списателя лествицы с деяньем на золоте; да на левой стороне от царских дверей образ Пречистой Богородицы Одигитрия на золоте, да на тябле образов образ мученика Христова Терентия, да, мученицы Христовы Неонилы на золоте. Образ Иакова и Исаия, и Леонтья, Игнатия, Аврамья Ростовских чудотворцев на золоте, образ Николы чудотворца на золоте, образ Иоанна Списателя лествицы да преподобного Ферапонта на золоте. Да в алтаре на престоле Евангелие в полдест на бумаге оболочено камкою черною, распятие и евангелисты меленые, да в церкви же на тябле обозов образ Беседа Иоасафа царя с преподобным с Варлаамом; образ О Тебе радуется; образ Рождество Христво, да три образа деясус, образ Спаса Вседержителя да образ Пречистая Богородицы, да образ Иоанна Предтечи; образ Хвалите Господа с небес, образ Покров Пречистая Богородицы, образ Пятницы Христовы мученицы, да в церкви же два паникадила, одно ценянное не велико, обложено оловом, а на нем четыре шенданца не велики оловянные, кисти и шелк червчат; да паникадило деревянное, а на нем семь шенданов, яблоко деревянное золочено, кисть шелк червчат; да две свечи поставных... " .

http://sobory.ru/article/?object=00447

Действительно, человечество изначально пало из-за вожделения — плоды древа познания Добра и зла показались Еве привлекательными (горьким эхом отзывается словосочетание «жажда познания»).  И именно вожделение, страсти, заставляют нас страдать при жизни, ибо любая страсть требует большего. Но у человека есть способ угасить эту ненасытную жажду. Будда предлагает для этого так называемый «Восьмеричный путь»: Первый и последний шаги в культуре, знакомой с Личным Единым Богом, звучали бы так: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим». То есть прими Бога, внимай Ему, обращайся к Нему. Четвертый: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». А остальные — более подробное раскрытие темы, требование воздерживаться от греха и соблюдать заповеди «словом, делом, помышлением». Беседа Варлаама и Иоасафа. Середина XVII в. Для нас — ничего принципиально нового, мы это каждый день в молитвослове читаем. Для древнего человека, измученного многочисленными болезнями (антибиотиков не было), голодом (питались люди хуже, чем сейчас: углеводов было много, белка мало, а семьи были большими, ибо средств планирования семьи тоже не было), войнами (сдерживающих факторов, типа оружия массового поражения, не было, и военные стычки были постоянным фоном жизни древнего человека), — этот путь, включающий в себя умеренность, сосредоточенность на своей внутренней жизни, незлобие, должен был стать настоящим откровением!  Можно не биться за ресурсы, не тратить силы на бессмысленные и трудоемкие ритуалы, жить в мире с другими и с самим собой! Собственно, именно за это открытие простых и еще не спасительных, но уже утешительных истин людям, не знающим Бога, Церковь фактически причислила Будду Шакьямуни, основателю совсем другой религии, не имеющей ни малейшего отношения к христианству, к лику святых. Или, по крайней мере, признала его пример достойным подражания, перенеся его биографию в христианскую эпоху.  Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/probuzhdennyj-i-ioasaf...

134 Eth. 13, 31–32. Ср. также Cat. 26, 140–145 («поскольку ты двояк... то надлежит тебе и питаться как душевно, так и телесно»). 141 Ср.: Демокрит. [Фрагменты досократиков. I. 153]; Аристотель. Физика 252Ь; Филон. О потомстве Каина. 58, и др. 162 Ср.: Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. 3, 18, 20–22: «Что означает “по образу”, если не ум?» Ср.: Филон. Об устроении мира. 69. 176 Ср.: Hymn 33, 18: «Человек, которого Сам Он сотворил по образу Своему и по подобию… господствует над земными тварями… и над страстями – это и есть то, что по образу». Ср.: Euch. 1, 1 – 13. 187 Главы различные, 1, 11 D-1184 А]. Это не подлинное произведение Максима, а антология, составленная из его писаний позднейшим компилятором. 211 Eth. 13, 60. Ср.: Иоанн Дамаскин. Житие Варлаама и Иоасафа. 7 В]: диавол обольстил Адама и Еву «обещанием обожения». Ср.: Фотий. Амфилохии. 72 215 Cat. 5, 286–289. Адамов плач – распространенная тема в богослужебной традиции Православной Церкви. См. стихиру на вечерне в Прошеное воскресенье: «Изгнан бысть Адам из рая… и седя прямо сего рыдаше, стеня умилительным гласом и глаголаше: увы мне, что пострадах окаянный аз… Но о раю, моли, яко да и аз твоих цветов исполнюся…» 224 В сердцевине этого учения – мысль о том, что для достижения обожения необходимо взаимодействие между Богом и свободной волей человека. Святые, как считает Иоанн Дамаскин , являются богами по благодати, но лишь благодаря свободному выбору собственной воли они «соединились с Богом… и стали по благодати тем, что Он есть по природе». Точное изложение православной веры. 4, 15, 13–18. 231 Преподобный Макарий Египетский говорит: «У христиан – свой мир, свой образ жизни, и ум, и слово, и деятельность свои. Таковы же и образ жизни, и ум, и слово, и деятельность у людей мира сего. Иное – христиане, иное – миролюбцы. Между теми и другими расстояние велико» (Прп. Макарий Египетский . Духовные беседы, послания и слова. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904. Беседа 5. С. 40). 234 Святитель Василий Великий говорит: «Упражнение в добродетели уподобляется лествице, которую видел некогда блаженный Иаков, которой одна часть была близка к земле и касалась ее, а другая простиралась выше самого неба» (Свт. Василий Великий . Творения. Изд. 3-е. Ч. 1. М., 1891. С. 155). «Лествица» преподобный Иоанна четко проводит эту идею взаимообусловленности как добродетелей, так и страстей в духовной жизни христианина.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

По окончании университета Евгений Николаевич приехал к о. Амвросию и спрашивал, что же теперь ему делать. – А теперь, – сказал Батюшка, – пишите в защиту веры, Церкви и народности. Погожев – художник в душе, и это отражается на его произведениях. Прошло несколько лет, о. Амвросий умер, и Евгений Николаевич осиротел. Приезжал он по привычке в Оптину, но ни к кому из старцев не обращался, так как, по его словам, никто не мог заменить ему батюшку о. Амвросия. Гребцов много, и хорошие гребцы, а кормчего нет. Правда, был кормчий, который поджидал его к себе, и, наверное, беседа с ним принесла бы Евгению Николаевичу большую пользу, – это покойный батюшка о. Анатолий 189 , – великий старец и преемник о. Амвросия, но Погожев не пожелал к нему обратиться. Однажды зашел он ко мне, я тогда был еще послушником. Разговорились мы с ним. – Вы идеалист, Евгений Николаевич, – сказал я ему, – в миру вам не место, ступайте в монастырь, все равно какой, но лучше бы в наш, где хранятся заветы старцев. Пять лет пребывали бы послушником, десять лет монахом, пять – иеродиаконом... – Ну, а потом? – Потом вы были бы старцем, как о. Амвросий. Вы теперь внешний художник, а тогда сделаетесь внутренним. Вспомните слова Пушкина: Не для житейского волненья, Не для корысти, не для битв, Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв 190 . – Хотя Пушкин говорил это про поэтов, но эти слова больше относятся к монахам. Поступайте в монастырь и найдете мир и радость души. Не согласился. – И в миру можно приносить пользу, – ответил он. – Да, конечно, можно, но в миру и множество соблазнов. Знаете ли вы историю индийского царевича Иоасафа? 191 Царь Авенир, отец его, устроил сыну великолепный замок и хотел, чтобы сын жил в роскоши и неге, беззаботной веселой жизнью. Но старец Варлаам обратил юношу ко Христу, и он совершенно изменился. Отец, желая вернуть сына к язычеству, привез ему красавицу Рояйлю, на которой хотел женить его, но Иоасаф не соблазнился красотою невесты, отверг все удовольствия мира и наследовал Царствие Небесное. Как бы и вас не соблазнила Рояйля во дворце.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

Покланяйся и целуй с верою честное изображение воплотившегося за нас Слова Божия в той мысли, что ты видишь пред собою Самого изображенного. Ибо честь, воздаваемая иконе относится к тому, кто на ней изображен " ; как сказал один из наших богословов (св. Василий Великий). Так что мы в уме переносимся к живому, подлинному, истинному образу Того, Кто изображен на иконе. Мы не обожаем этих икон, но целуем их, как изображения воплотившегося за нас Бога, Который из любви к нам временно уничижил Себя. На том же основании мы лобзаем и поклоняемся изображениям Пречистой Его Матери и всех святых. Подобным образом, с верою целуй и поклоняйся изображению святого и Животворящего Креста ради Распятого на нем, распятого для спасения рода человеческого и давшего нам крест помощником для победы над диаволом, при виде которого диавол ужасается и дрожит, не перенося его силы. Следуя этому учению, прими св. крещение, сохраняя веру неизменной и чистой до последнего дыхания. Всякое же учение и мнение, противоречащее этой истинной вере, ты считай противным Богу, а потому отвергай его, ибо Апостол говорит: Но если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали мне, да будет анафема (Гал.1:8). Знай, что нет другого Евангелия, другой истинной веры, кроме возвещенной нам Апостолами и утвержденной на различных соборах Божественными Отцами и принятой кафолическою Церковью " . Св. крещение Иоасафа, последние наставления, прощание и удаление св. Варлаама в пустыню Сказав все это и передав царевичу Символ веры, изложенный на Никейском соборе, Варлаам крестил его во имя Отца и Сына, и Святаго Духа, погрузив в водоем с водой, находящийся в царском саду. Тогда низошли на крещенного дары Святаго Духа. Возвратившись же в спальню Иоасафа и совершив бескровное священное жертвоприношение, старец преподал ему Святых Таин Христовых, возрадовался он духом, прославляя Христа, Бога нашего. После этого Варлаам сказал: " Да будет хвален Бог, Отец Господа нашего Иисус Христа, утвердивший тебя в надежде на жизнь в бессмертном, вечном, святом наследии чрез Духа Святаго.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/924/...

Из каких мест и из какого рода он происходил, я не могу сказать этого. Он жил в одной пустыне, находящейся в стране Сенаарской, и был удостоен священства. Имя этого старца было Варлаам. Узнав по Божественному откровению о состоянии души Иоасафа, он оставил пустыню и отправился в обитаемые места. Переменив свою одежду на мирскую, он сел на корабль и отправился в страну Индусов. Выдав себя за купца, он прибыл в город, где находился дворец царского сына. В этом городе он провел несколько дней, присматриваясь к обстановке царевича и разведывая о его приближенных. Узнав, что упомянутый выше воспитатель ближе всех к царскому сыну, он сказал ему наедине: " Я хочу объявить тебе, мой господин, что я купец и пришел из дальних стран. У меня есть один драгоценный камень, подобного которому еще никогда не находили. Я до сих пор никому еще не показывал его, тебе же я говорю о нем потому, что вижу в тебе мужа умного и смышленного, который может ввести меня к царскому сыну, чтобы я мог преподнести ему свой камень. Камень этот несравненно выше всего прекрасного: он может слепых одарить светом мудрости, глухим открыть уши, немым дать голос и больных исцелить. Неразумных он делает мудрыми; злых духов изгоняет и все прекрасное и приятное щедро дает заслужившим этого " . Воспитатель отвечает ему: " Я вижу, что у тебя крепкий и зрелый ум, но твои слова мне кажутся чрезмерно хвастливыми. Я не могу пересчитать тебе всех драгоценных камней, которые мне приходилось видеть, но я не видел и не слышал о камнях, имеющих такие силы, какие ты приписываешь своему. Но все-таки покажи мне его, и, если сказанное тобою справедливо, то сейчас же отнесу его царевичу, и ты получишь от него очень много подарков и почестей. Но прежде чем я не удостоверюсь в истинности твоих слов, я не могу возвестить господину и царю моему такие невероятности о неизвестном мне предмете " . Тогда св. Варлаам сказал ему на это: " Ты говоришь правду, что ты никогда не видел и не слышал о таких силах и действиях, ибо дело идет не об обыкновенном предмете, но об удивительном и великом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/924/...

Из каких мест и из какого рода он происходил,—я не могу сказать этого. Он жил в одной пустыне, находящейся в стране Сенаарской, и был удостоен священства. Имя этого старца было Варлаам. Узнав по Божественному откровению о состоянии души Иоасафа, он оставил пустыню и отправился в обитаемыя места. Переменив свою одежду на мирскую, он сел на корабль и отправился в страну Индусов. Выдав себя за купца, он прибыл в город, где находился дворец царскаго сына. В этом городе он провел несколько дней, присматриваясь к обстановке царевича и разведывая о его приближенных. Узнав, что упомянутый выше воспитатель ближе всех к царскому сыну, он сказал ему наедине: " Я хочу объявить тебе, мой господин, что я купец и пришел из дальних стран. У меня есть один драгоценный камень, подобнаго которому еще никогда не находили. Я до сих пор никому еще не показывал его, тебе же я говорю о нем потому, что вижу в тебе мужа умнаго и смышленнаго, который может ввести меня к царскому сыну, чтобы я мог преподнести ему свой камень. Камень этот несравненно выше всего прекраснаго: он может слепых одарить светом мудрости, глухим открыть уши, немым дать голос и больных исцелить. Неразумных он делает мудрыми; злых духов изгоняет и все прекрасное и приятное щедро дает заслужившим этого " . Воспитатель отвечает ему: " Я вижу, что у тебя крепкий и зрелый ум, но твои слова мне кажутся чрезмерно хвастливыми. Я не могу пересчитать тебе всех драгоценных камней, которые мне приходилось видеть, но я не видел и не слышал о камнях, имеющих такия силы, какия ты приписываешь своему. Но все-таки покажи мне его, и, если сказанное тобою справедливо, то сейчас же отнесу его царевичу, и ты получишь от него очень много подарков и почестей. Но прежде чем я не удостоверюсь в истинности твоих слов, я не могу возвестить господину и царю моему такия невероятности о неизвестном мне предмете " . Тогда св. Варлаам сказал ему на это: " Ты говоришь правду, что ты никогда не видел и не слышал о таких силах и действиях, ибо дело идет не об обыкновенном предмете, но об удивительном и великом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=772...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010