У индийского царя, язычника и гонителя монахов, Авенира, который долго был бездетным, родился красавец сын, которому было предсказано, что он станет христианином. Тогда царь поселил сына в роскошном дворце и совершенно оградил его от внешнего мира. Но со временем сын, став умным и любознательным юношей, пожелал видеть все находящееся за стенами дворца. Царь разрешил ему покинуть дворец в сопровождении слуг, которые должны были выбирать пути, где не встречалось бы ничего безобразного и уродливого. Однако они встретили больных и старых людей, и, таким образом, юноша узнал, что существуют болезни, старость, смерть. Но дать ему более глубокие объяснения оказалось некому, так как царь изгнал из страны всех мудрецов–философов. Тогда, по божественной воле, к юноше явился Варлаам – монах, отшельник и аскет; он проник во дворец под видом купца. В беседах с юношей, рассказывая притчи, прибегая к иносказанию и аллегории, Варлаам открывает юноше христианское восприятие мира. Последовательно изложив Ветхий и Новый заветы, Варлаам яркими красками рисует картины Страшного суда, осуждает идолопоклонников и, наконец, преподносит своему ученику христианскую этику. Окрестив Иоасафа, Варлаам удаляется в пустыню. Узнав о происшедшем, царь задается целью вернуть сына к языческой вере. Он посылает отряд воинов во главе с Арахеном в погоню за Варлаамом. Блуждая по пустыне в безуспешных поисках, Арахен встречает семнадцать монахов; расспросы Арахена о Варлааме и ответы монахов постепенно переходят в догматическо–религиозный спор, монахов пытают и казнят. Затем Арахену удается схватить в пустыне некоего старца Варлаама, которого заключают под стражу. Иоасаф узнает об этом и так предается горю, что отец сам идет к сыну и пробует убедить его отказаться от христианства. Но юноша непреклонен; за новую веру он готов принять смерть и отречься от отца. Тогда Авенир собирает всех своих приближенных, в присутствии которых должен произойти диспут о преимуществах языческой и христианской религий. Со стороны христиан выступает, по совету Арахена, язычник Нахор, знакомый с христианским учением и очень похожий внешне на Варлаама. По заранее намеченному плану его должен опровергнуть языческий оратор. Но в ответ на речь Нахора язычники не находят возражений; и Нахор, убедив самого себя своей речью, принимает крещение и удаляется в пустыню. Царь начинает понимать бессилие своих богов. Жрецы, удивленные равнодушием царя к языческим обрядам, обращаются к магу Фавде, который советует царю окружить Иоасафа красивыми девушками, но и этот замысел не увенчался успехом. Затем царь приводит к сыну самого Фавду, но беседа Иоасафа с магом кончается обращением последнего в христианство.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

В Духовно-культурном центре в Париже начала работу уникальная выставка русских икон XVI-XIX веков Париж, 5 марта 2018 г.      Вечером 4 марта в выставочных залах Российского Православного Духовно-культурного центра состоялось открытие уникальной выставки русской иконы XVI-XIX столетий " Пасха " . Экспозиция старинных русских икон посвящена теме Страстей Христовых и Его славного Воскресения. Церемонию открытия возглавил Управляющий Корсунской епархией епископ Нестор, который обратился к собравшимся приветственной речью. Затем слово было предоставлено собственнику частной коллекции г-же Л. Маник. Вернисаж состоялся при участии священнослужителей, деятелей культуры, ценителей иконографического искусства и гостей Центра. Экспонируемое собрание икон, состоящее из сотни шедевров русской иконописи периода с XVI по XIX столетие, формировалось на протяжении 50 лет парижскими коллекционерами. Собрание отличается разнообразием стилей, школ и эпох православной иконописи, сменявших друг друга на протяжении пяти столетий. Среди экспонируемых образов представлены столь редкие иконы как «Беседа преподобных Варлаама и Иоасафа» начала XVIII столетия, «Архангел Рафаил, противостоящий землетрясению», «Положение даров в сокровищницу» XIX века и многие другие.      В рамках предложенной экспозиции выставлены 10 икон XVI века, написанных в Москве, Пскове, Вологде, Центральной и Северной Руси. Их наличие позволит посетителям выставки оценить богатство и развитость иконописного мастерства русских мастеров времен заката династии Рюриковичей. Одним из наиболее ценных экспонатов этого периода можно назвать образ святителя Николая Чудотворца (Центральная Россия), на полях которого размещены 16-ть фрагментов жития святого. Псковская школа иконописи представлена двумя иконами «Избранные святые» и «Сошествие во ад». " Божия Матерь Одигитрия сосвятым Кириллом Белозерским " принадлежит кисти вологодских мастеров. Икона «Успение Пресвятой Богородицы», отличающаяся особо тонким письмом периода царствования Бориса Годунова, представляет Московскую школу. Иконы святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста принадлежат кисти иконописцев Русского Севера.

http://pravoslavie.ru/111223.html

У Духовно-культурному в розпочала роботу виставка XVI-XIX 6 березня 2018 р. 11:42 4 марта 2018 года в выставочных залах Российского православного духовно-культурного центра состоялось открытие уникальной выставки русской иконы XVI-XIX столетий «Пасха». Экспозиция старинных русских икон посвящена теме Страстей Христовых и славного Воскресения Спасителя. Церемонию открытия возглавил епископ Корсунский Нестор , который обратился к собравшимся приветственной речью. Затем слово было предоставлено владелице частной коллекции икон госпоже Л. Маник. В мероприятии приняли участие священнослужители, деятели культуры, ценители иконографического искусства, а также гости Центра. Выставка организована ассоциацией «Культура» при Троицком кафедральном соборе на набережной Бранли в Париже. Собрание икон, состоящее из сотни шедевров русской иконописи XVI-XIX веков, формировалось парижскими коллекционерами в течение 50 лет. Коллекция отличается разнообразием стилей, школ и эпох православной иконописи, сменявших друг друга на протяжении пяти столетий. Среди экспонируемых образов представлены такие редкие иконы как «Беседа преподобных Варлаама и Иоасафа» начала XVIII столетия, «Архангел Рафаил, противостоящий землетрясению», «Положение даров в сокровищницу» XIX века и многие другие. В рамках экспозиции выставлены десять икон XVI века, написанных в Москве, Пскове, Вологде, Центральной и Северной Руси. Благодаря этим иконам посетители выставки смогут оценить богатство и высокий уровень иконописного мастерства русских мастеров времен заката династии Рюриковичей. Одним из наиболее ценных экспонатов этого периода можно назвать образ святителя Николая Чудотворца, написанный в Центральной России. На полях иконы размещены шестнадцать фрагментов жития святого. Псковская школа иконописи представлена двумя иконами — «Избранные святые» и «Сошествие во ад». «Божия Матерь Одигитрия со святым Кириллом Белозерским» принадлежит кисти вологодских мастеров. Икона  периода царствования Бориса Годунова «Успение Пресвятой Богородицы» отличается особо тонким письмом представляет московскую школу иконописи. Иконы святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста принадлежат кисти иконописцев Русского Севера.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5158417...

Саввы Освященного в Палестине, в котором на основании поздних приписок в греч. рукописях было принято видеть прп. Иоанна Дамаскина. Однако в наст. время веских аргументов для такого отождествления не имеется. Считается, что в основе романа лежат некие переработанные «буддийские» традиции, в частности, легенды о жизни царевича Сиддхартхи Гаутамы Шакьямуни - Будды (VI в. до Р. Х.; его первое полное жизнеописание, «Буддхачарита» Авагхоши, создано в I в. по Р. Х.). Согласно др. гипотезе, «Повесть» возникла независимо от инд. сказаний в Центр. Азии. Еще одна недавно сформулированная гипотеза исходит из сложного текстологического анализа и связывает сюжетную канву сочинения с историей распространения христианства в Нубии. Исследование «Повести» к сер. ХХ в. зашло в тупик: объяснить все факты в рамках единой гипотезы не удавалось - слишком разнородный материал обнаружился в ее редакциях, мн. элементы составитель брал готовыми из др. источников. Но никто из исследователей не сомневается, что как целое она была создана одним автором. Мнение о буддийском прототипе получило практически полное признание, когда Д. Жимаре предложил этимологию имен главных героев: инд. Bodhisattva через араб. Budhasf (Budisatif) и груз. Yudasif (Yiwasif) из-за смешения араб. b/y [/] и d/w [/] дало греч. и слав. Иоасаф. Араб. Bilawhar (Билавхар) через груз. Balahvar (Балавар) дало впосл. греч. Βαρλαμ (Варлаам). Имя царя Авенира (греч. Αβεννρ; груз. Абенес/Абенесер) восходит, видимо, к араб. Джунайсар ( Van Esbroeck. 1992. P. 221). Однако буддийские легенды были не единственной основой прототипа «Повести». Автор использовал большое количество источников разного происхождения. Диегу ду Куту, впервые еще в 1612 г. заметивший параллелизм между рассказом о В. и И. и буддийскими текстами, считал, что именно последние испытали влияние христ. легенды. Беседа преподобных Варлаама и Иоасафа. Икона. Сер. XVII в. (ЦМиАР) Беседа преподобных Варлаама и Иоасафа. Икона. Сер. XVII в. (ЦМиАР) Согласно всем версиям, действие легенды происходит в «Индии».

http://pravenc.ru/text/154239.html

Храм преподобного Ферапонта построен был над тем местом, где до недавнего времени (26 мая 1999 г.) под спудом почивали мощи основателя Можайского Лужецкого Тождественно Богородицкого монастыря - преподобного Ферапонта Можайского и Белозерского чудотворца. Первоначально храм был освящен во имя преподобного Иоанна Лествичника, именоваться Ферапонтовым он стал после пожара 1717г. Точное время создания этого храма неизвестно; одни исследователи, как и архимандрит Дионисий Виноградов, полагают, что на этом месте еще при жизни Преподобного стоял храм, другие, как архимандрит Геронтий Кургановский - что храм был построен в начале XVI века, точно же известно о том, что он существовал в конце XVI века. Известно, что между 1569 и 1574 годами Макарий, епископ Вологодский прислал в Лужецкий монастырь четверо царских дверей. Этим указывается на существование в монастыре тогда четырех церквей или, по крайней мере, трех храмов и одного придела, ибо в то время не было Преображенской церкви О том, что из себя представлял храм преподобного Иоанна Лествичника перед Смутным временем и польским нашествием, мы можем узнать из писцовых книг г. Можайска за 1596-1598 гг. (в этих книгах первый раз встречается подробное описание Лужецкого монастыря. " ...Да на монастыре же церковь каменна же об одном верху Иоанна Списателя лествицы подписана со стенным же письмом; а в церкви гробница преподобного старца Ферапонта обложена оловом, позолочена, на верхней цке написан образ Ферапонта чудотворца; да в церкви же двери царские, сень и столбцы на красках, а над царскими дверьми деясус стоячей шесть образов на золоте, да местных образов на правой стороне от царских дверей образ Иоанна Списателя лествицы с деяньем на золоте; да на левой стороне от царских дверей образ Пречистой Богородицы Одигитрия на золоте, да на тябле образов образ мученика Христова Терентия, да, мученицы Христовы Неонилы на золоте. Образ Иакова и Исаия, и Леонтья, Игнатия, Аврамья Ростовских чудотворцев на золоте, образ Николы чудотворца на золоте, образ Иоанна Списателя лествицы да преподобного Ферапонта на золоте. Да в алтаре на престоле Евангелие в полдест на бумаге оболочено камкою черною, распятие и евангелисты меленые, да в церкви же на тябле обозов образ Беседа Иоасафа царя с преподобным с Варлаамом; образ О Тебе радуется; образ Рождество Христво, да три образа деясус, образ Спаса Вседержителя да образ Пречистая Богородицы, да образ Иоанна Предтечи; образ Хвалите Господа с небес, образ Покров Пречистая Богородицы, образ Пятницы Христовы мученицы, да в церкви же два паникадила, одно ценянное не велико, обложено оловом, а на нем четыре шенданца не велики оловянные, кисти и шелк червчат; да паникадило деревянное, а на нем семь шенданов, яблоко деревянное золочено, кисть шелк червчат; да две свечи поставных... " .

http://sobory.ru/article/?object=00447

б) Второе средство – животворящий крест Христов. «Оружие на диавола крест Твой, Господи, дал еси нам», воспевает святая церковь (Хвал. стих. 8 гл.). Даже сами демоны поневоле сознаются, что крестное знамение «связывает, палит их, как огонь, и далеко прогоняет» (См. в Ч.-М. Житие Киприана и Иустины, окт. 8 д., жит. Варлаама и Иоасафа, ноябр. 19 д.). К преподобному Симеону столпнику явился однажды диавол на великолепной колеснице, во образе светлого ангела, и сказал: «слыши, Симеоне! Бог послал меня к тебе с колесницею и конями, чтобы взять тебя на небо, как Илию; ибо ты достоин сего». Симеон лишь только хотел правой ногой ступить на эту мнимую колесницу, но прежде сотворил крестное знамение, – и диавол, во мгновение ока, исчез с колесницею («Чет.-Мин.» житие св. Сим. сент. 1 д.). Преподобная Феодора и другие святые крестным знамением тоже прогоняли бесов (сент. 11 д., жит. Пелаг. окт 8, Григ. нояб. 17 д.). Но чтобы эта непобедимая, непостижимая, божественная сила честного и животворящего креста не оставляла нас грешных, для сего нужно употреблять крестное знамение не просто по обыкновению, по привычке, не с небрежением, как это часто мы делаем, и потому лишаемся силы крестной, но с полным сознанием силы и важности святого креста, со страхом и благоговением, с сердечною и твердою верою в крестные заслуги Христовы и с воспоминанием страстей Христовых. «Должно изображать крест не просто, одними перстами», говорит св. Златоуст (на Матф. беседа LIV), «но прежде начертать его в мысли, со всею верою... с воспоминанием всей силы креста, всего крестного дела». в) Третие оружие против демонов – молитва и пост. Христос Спаситель однажды сказал: нечистый дух не может выйти иначе, как от молитвы и поста ( Mapk. IX, 29 ). «Кто молится с постом, – учит св. Златоуст, – тот имеет два крыла, легчайшие самого ветра; он быстрее огня и выше земли; потому-то таковой особенно является врагом и ратоборцем против демонов, так как нет сильнее человека, искренно молящегося и постящегося». («Толковое Евангелие» еписк. Михаила, стр. 335).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Самым ранним известным примером этой иконографии в рус. искусстве является фреска Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря (1502), написанная на сев. стене перед входом в жертвенник. На условном архитектурном фоне изображена большая группа монахов, среди к-рых стоят ангелы, одних помазывающие елеем, другим вручающие монетки и просфоры. В центре композиции - престол, на к-ром лежит крест, окруженный голубым сиянием. Помазуемые и склоняющиеся к кресту монахи изображены с обнаженными головами, остальные - в клобуках; с нимбами - только ангелы. Новым по сравнению с визант. традицией изображения монашеских циклов является расположение назидательного сюжета не в нартексе, а в вост. части наоса, причем размеры и место композиции в Ферапонтове ставят ее в один ряд с циклом Вселенских Соборов. Возможно, в росписи Рождественского собора отразились особенности, сложившиеся в искусстве 1-й четв. XV в. Фрагментарная сохранность памятников не позволяет судить об этом с уверенностью, но дошедшие до нас фрески ц. Успения на Городке (в Звенигороде), где на зап. гранях вост. столпов представлены сцены «Явление ангела прп. Пахомию» и «Беседа Варлаама и Иоасафа», свидетельствуют о том, что сюжетные композиции монашеского цикла могут помещаться в предалтарной зоне. Во 2-й пол. XVI в. иконография «В. Е.» (иконы ГРМ, ГТГ) была дополнена нек-рыми деталями. Сцена изображается на фоне церкви с 3 куполами, на фасаде к-рой помещен образ Богоматери «Воплощение» в медальоне. В соответствии с текстом повести на престоле стоит большой золотой сосуд с миром, ангелы держат корзинки, сосуды с елеем, раздают просфоры и свитки. На развернутых свитках в руках Евлогия и 3 ангелов написаны назидательные обращения к монахам. Два монаха по сторонам престола и Евлогий изображены с нимбами. На рисунке из Сийского иконописного подлинника (XVII в.) «В. Е.» представлено в иконографическом типе, близком ферапонтовской росписи: нет изображения храма, все монахи, кроме Евлогия в левом углу, изображены без нимбов, они идут чередой, с непокрытыми головами, принимая помазание и дары из корзин, стоящих на престоле в соответствии с церковным чином елеопомазания и раздаяния благословенных хлебов. Подпись под рисунком: «Ангели раздавают златники и сребреники и покропляют с верою послушающих неседальна Богоматере» - связывает «В. Е.» с Акафистом Богородицы. Возможно, такая связь возникла под влиянием росписи храма Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря, в к-рой сцена из Патерика соседствует с иллюстрациями Акафиста.

http://pravenc.ru/text/158402.html

Действительно, человечество изначально пало из-за вожделения — плоды древа познания Добра и зла показались Еве привлекательными (горьким эхом отзывается словосочетание «жажда познания»).  И именно вожделение, страсти, заставляют нас страдать при жизни, ибо любая страсть требует большего. Но у человека есть способ угасить эту ненасытную жажду. Будда предлагает для этого так называемый «Восьмеричный путь»: Первый и последний шаги в культуре, знакомой с Личным Единым Богом, звучали бы так: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим». То есть прими Бога, внимай Ему, обращайся к Нему. Четвертый: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». А остальные — более подробное раскрытие темы, требование воздерживаться от греха и соблюдать заповеди «словом, делом, помышлением». Беседа Варлаама и Иоасафа. Середина XVII в. Для нас — ничего принципиально нового, мы это каждый день в молитвослове читаем. Для древнего человека, измученного многочисленными болезнями (антибиотиков не было), голодом (питались люди хуже, чем сейчас: углеводов было много, белка мало, а семьи были большими, ибо средств планирования семьи тоже не было), войнами (сдерживающих факторов, типа оружия массового поражения, не было, и военные стычки были постоянным фоном жизни древнего человека), — этот путь, включающий в себя умеренность, сосредоточенность на своей внутренней жизни, незлобие, должен был стать настоящим откровением!  Можно не биться за ресурсы, не тратить силы на бессмысленные и трудоемкие ритуалы, жить в мире с другими и с самим собой! Собственно, именно за это открытие простых и еще не спасительных, но уже утешительных истин людям, не знающим Бога, Церковь фактически причислила Будду Шакьямуни, основателю совсем другой религии, не имеющей ни малейшего отношения к христианству, к лику святых. Или, по крайней мере, признала его пример достойным подражания, перенеся его биографию в христианскую эпоху.  Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/probuzhdennyj-i-ioasaf...

Возьмем, напр., житие преп. Варлаама и Иоасафа Индийских. Оно написано Святителем по руководству какой-то рукописи, в которой был полный текст этой замечательной, полной дидактическим элементом повести. Святитель выбрал из нее весь фактический материал, все, что относилось к жизни преп. Варлаама и Иоасафа, а те речи и притчи, которыми Варлаам поучал юного Иоасафа, лишь кратко пересказал косвенною речью, а некоторые и совсем опустил. Из многочисленных поучений Варлаама сполна передано Святителем только одно – огласительное, вероятно потому, что в нем излагаются все основные догматы христианской веры 490 . В житии св. Григория, архиепископа Омиритского, передав довольно близко к подлиннику начальные, чисто фактические сведения о святом, Святитель, приступая к изложению прений его с евреями, говорит, что он «от многих» передает только «малая» и, действительно, делает значительные выпуски. Именно, близко к источнику у него излагается только начало первого прения, а затем указываются лишь главные предметы, о которых шла речь, и перечисляются наиболее важные доказательства, приводимые св. Григорием в защиту христианской веры. Из второго и третьего прений взяты опять только некоторые вопросы и ответы, четвертое прение – об иконопочитании – излагается наиболее подробно, а беседа после него выпускается совсем; конец жития – явление евреям Христа-Спасителя по молитве св. Григория передается без сокращений и очень близко к подлиннику 491 . В обоих этих житиях, весьма богатых дидактическим материалом, Святитель, как видим, сокращал именно этот материал, выбирая из речей и поучений только то, что считал наиболее полезным и нужным для своих читателей 492 . В житии св. священномученика Григория, епископа великой Армении, написанном по Метафрасту, переданы все те события из жизни святого, о которых рассказывается в первых 24-х параграфах Метафрастова жития; затем следующие 16 отделов, где подробно описывается апостольская деятельность святого в Армении, после освобождения из блата, опускаются и из них приводится лишь один рассказ – о кончине великого Святителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Наконец к тебе обращаю слово, возлюбленная невеста Христова! Возлюби достойным образом Того, Кто возлюбил тебя до конца. Отверзи храмину сердца твоего, да вселится в тебе Христос со Отцем и Духом. Исторгни из него все земное, дабы утотовить путь Христу. Отринь тщетную славу, которая есть мать неверия, по слову Христову: како вы можете веровати , славу друг от друга приемлюще (Иоан. 5, 44). Изгони из страны сердца твоего всякое мечтание о себе. Все высокоумные нечисты пред Богом: Бог гордым противится, смиренным же дает благодать (Иак. 4, 6). Удали от себя всякое самоуслаждение и самодовольство, дабы покаряться закону Единого Бога: и Он управит тебя в пристанище воли своей. Не вводи другого жениха в чертог сердца твоего: ибо Христос, Жених твой, ревнует по тебе. Он весь есть сладость и желание. Ему одному отверзи сердце твое, и воззови к Нему: сердце мое уязвлено, любовь к Тебе распалила меня, и изменила меня совершенно, Господи! Я побеждена любовию к Тебе; вниди в чертог Твой я облобызаю следы Твои. Ибо я недостойна того, чтобы сказать Тебе: облобызай меня лобзанием уст Твоих! (Песн. 1, 1). Живи и ходи во мне, по неложному Твоему обетованию, и соделай меня храмом Пресвятого Духа! Повелевай сердцем моим, Господи! и господствуй над ним. Оно твое наследие, и сотвори у меня обитель вместе с Отцем и Духом, распространяй во мне владычество Твое, — действия Всесвятого Твоего Духа! Ибо Ты Бог мой, и я прославлю Тебя со безначальным Твоим Отцем, и с благим и животворящим Твоим Духом, ныне и всегда и во веки веков. Аминь. Печатается по uздahiю: Преподобного Иоанна Дамаскина, Беседа на иссохшую смоковницу и притчу о винограде .//Журнал «Xpucmiahckoe чmehie, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Akaдeмiu». — 1835 г. — Часть I. — с. 229–245. Душеполезная повесть о жизни Варлаама и Иоасафа Душеполезная повесть о жизни Варлаама и Иоасафа, принесенная из страны внутреннейшей Эфиопии, называемой Индиею, во Святый Град (т. е. Иерусалим) Иоанном Дамаскиным — мужем честным и добродетельным, иноком монастыря св. Саввы

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010