Хотя новые явления в монашеской среде сами по себе не объясняют, почему в Риме папство столь внезапно выступило с инициативой преобразований, примечательно, что почти все их первые деятели были родом не из Рима, а чаще всего – из Бургундии и Лотарингии 59 . Эти ведущие деятели папской революции наверняка были знакомы с мощной монашеской реформой, развернувшейся к северу от Альп. На самом деле они глубоко симпатизировали и целям, и достижениям горценского и клюнийского движений. Типичен в этом отношении случай папы Льва IX, который, будучи родом из Эльзаса, до восшествия на кафедру (1049) был епископом Туля – одного из центров монашеского возрождения в Лотарингии. Еще не став напой, Лев уже прославился энергичной политикой, направленной против симонии и браков духовенства в своей епархии. Не менее выдающейся личностью был покровитель и родственник Льва IX германский император Генрих III. Намерения Генриха были сомнительными, но то, что по его распоряжению в Риме один за другим (начиная с 1046 года) на престоле сменились четыре папы из Германии, стало сигналом, по которому пришел в движение весь механизм церковной реформы. Следовательно, тот факт, что реформаторское движение XI века исходило от папства, бесспорен. Намерения реформаторов с самого начала были санкционированы папством и проводились в жизнь отнюдь не с пренебрежением к папскому авторитету или вопреки ему (в отличие от более поздней лютеранской Реформации) 60 . Поначалу движение черпало силы и вдохновение не из Рима. Это была просто горстка людей из долины Рейна. Первые папы–преобразователи и их покровители пришли не из Рима и даже не из Италии. Ни один из них не был связан с этим городом и его аристократией. Волевое решение, принятое императором в 1046 году, несомненно, было неотложной мерой, хотя и проведенной классическими методами теократической монархии. В этот год в результате борьбы между римскими аристократическими кланами на папский престол претендовали три соперника, каждый из которых стремился стать законным главой Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Об изменении монашеской жизни в конце первого тысячелетия свидетельствует появление целого ряда дополнений и комментариев к уставу св. Бенедикта. Св. Бенедикт Аньанс–кий составил на основе правил св. Бенедикта целый свод предписаний о реформе монашеской жизни, принятый синодом в Э–ла–Шапелль в 816–м и в 817 гг. Примерно в это же время подобные комментарии составляются Павлом Диаконом, Смарагдом, Гильдемаром и аббатом Василием. И хотя цель всех этих комментариев и дополнений заключалась в возврате к чистоте и простоте первоначального бенедиктинства, на самом деле речь шла о реформировании монашеской жизни и приспособлении ее к весьма непростым и драматическим условиям жизни на переломе тысячелетий. В X в. западное монашество еще более решительно стало на путь реформ, центром которых становится аббатство Клюни, превратившееся в «монашескую империю, невероятную по своим размерам». О клюнийской реформе Дж. Омэнн пишет следующее: «Речь шла вовсе не о реформе, направленной на возврат к буквальному соблюдению Правила св. Бенедикта. Изменившаяся ситуация и новые социальные условия требовали адаптации, что выразилось в создании общинных установлений, разработанных на основе текста Бенедикта Аньанского» . Уже в XI в. этот путь реформ приводит к возникновению трех орденов, базирующихся по–прежнему на бенедиктинской духовности: Орден камальдолийских эремитов, Картузианский и Цистерианский ордена. Таким образом, к началу второго тысячелетия стремление сохранить бенедиктинскую духовность в первоначальной чистоте привело к разрастанию и усложнению правил, к скрупулезной регламентации и детальной проработке каждого жизненного акта монаха, а если учесть наличие нескольких орденов, то можно сказать, что это стремление привело к целой системе равноправно сосуществующих правил, предназначенных для сохранения целостности монашеской жизни в изменяющихся условиях внешнего мира. И вместе с тем все это свидетельствует о том, что достоверность спасения начинает требовать все больше подтверждений и уточнений для своей собственной удостоверенное.

http://predanie.ru/book/137466-konec-vre...

«Musica enchiriadis» (Учебник музыки) и «Scolica enchiriadis» (Схолии к учебнику музыки) Псевдо-Хукбальда относятся к кон. IX в. (Bamberg, Staatsbibliothek. Class. 9. Fol. 1-14v; 15v - 48v, X в. и др.; опубл.: Schmid H. Musica et scolica enchiriadis una cum aliquibus tractatulis adiunctis. Münch., 1981. P. 1-59, 60-156, 157-178. (VMK; Bd. 3); Лебедев С. , Поспелова Р. Musica Latina. СПб., 2000. С. 123 глава «Musica enchiriadis»]). Трактаты содержат первое свидетельство о многоголосной музыке, а также теорию дасийной нотации . Особую ценность представляет учение о дасийном звукоряде и присущих ему модальных функциях. К группе трактатов enchiriadis часто относят «Commemoratio brevis de tonis et psalmis modulandis» (Краткое напоминание о пении тонов и псалмов), условно датируемое нач. X в. (Bamberg. Staatsbibliothek. Varia 1. Fol. 38v - 40, 42v - 46v, ок. 1000 и др.) и являющееся единственным памятником, содержащим раннесредневек. учение о псалмовых тонах . «Мецский тонарий», инципит «Noe noe ane auctoritas vera autenticus protus» (Noe noe ane - истинная власть, автентический первый [тон]; см. Мнемонические формулы , Автентический лад ) (ок. 869 г.; Bamberg. Staatsbibliothek. Lit. 5. Fol. 23v - 27, кон. X в.; Metz. Bibliothèque municipale. 351. Fol. 66v - 75v, нач. XI в.; опубл.: The Theory of Music. Vol. 1. P. 86 (LQF; 43); Lipphardt W. Der karolingische Tonar von Metz. Münster, 1965). содержит первый дошедший до наст. времени ненотированный тонарий . «Dialogus de musica» (Диалог о музыке) Псевдо-Одо Клюнийского (Darmstadt. Hessische Landes- und Hochschulbibliothek. 1988. Fol. 101v - 110, нач. XII в.; Rochester (N. Y.). Sibley Musical Library. 92. 1200 (olim Admont 494). Fol. 1-11, XII в. и др.; опубл.: Gerbert. Scriptores. T. 1. P. 251-264; 265-284) и трактат, ок. 1000 г., инципит «Musicae artis disciplina» (Обучение искусству музыки; Paris. lat. 3713. Fol. 37v - 38, XII в. [exc.]; опубл.: Gerbert. Scriptores. T. 1. P. 265-284). Содержат определение тона (лада), а также впервые алфавитную буквенную систему нотации в пределах от A до G, включая дискуссию о 2 B (круглом и квадратном).

http://pravenc.ru/text/115662.html

Урегулировать конфликт в ходе военного противостояния оказалось невозможно. Не удалось решить дело и мирным путем. Из-за характеров соперников и их уверенности в собственной легитимности ни один из предлагаемых способов: via cessionsis - «путь уступки», предполагавший, что один из пап или же оба отрекутся от Папского престола, и via concilii - созыв Собора, который положил бы конец схизме в католич. Церкви, не мог быть выбран. Ни К., ни Урбан VI не хотели уступать друг другу право на созыв Собора. Авторитет сторон оказался примерно равен. К. поддержали почти все члены папской курии, до начала схизмы отвечавшие за финансовые дела Папского престола. В распоряжении антипапы оказалась большая часть архива и б-ки курии, на его сторону перешли почти все кардиналы. К. поддержали мн. монашеские ордены: бенедиктинцы Клюнийской конгрегации , цистерцианцы , премонстранты , большая часть доминиканцев и францисканцев . Урбан VI сохранил контроль над Римом. Поскольку схизма затянулась, европ. государям пришлось принять сторону одного из пап. Правители итальянских гос-в, за исключением кор. Джованны I Неаполитанской, сохранили союз с Урбаном VI. Впосл. к ним присоединились король Англии (под его властью тогда находились также Гиень и Аквитания), император Свящ. Римской империи, короли Португалии, Венгрии, Польши, Дании, а также города Утрехт, Льеж и др. На стороне папы Римского выступала Екатерина Сиенская, впосл. канонизированная Римско-католич. Церковью (1461). Союзником К. был король Франции. К. поддерживали правители Арагона, Кастилии, Шотландии, Сицилии и некоторых регионов Германии, а также проповедник-доминиканец католический св. Винсент Феррер и кард. блж. Петр Люксембургский. За Неаполитанское королевство, к-рое традиционно считалось папским леном, шла борьба. Кор. Джованна I выступила на стороне авиньонского антипапы, однако у нее не было законных наследников. Папа Урбан VI обещал поддержку одному из ее родственников, Карлу III Малому (король Неаполя в 1382-1386). К. предложил Джованне I усыновить Людовика Анжуйского и т. о. сделать его наследником престола. Успех сопутствовал Карлу III: ему удалось захватить Неаполь и взять королеву в плен. В 1380 г. скончался франц. кор. Карл V, поэтому Людовик Анжуйский не мог покинуть страну и отправиться воевать в Италию. Позднее он попытался отвоевать Неаполитанское королевство, однако деньги на выплаты наемникам быстро закончились, а в армии началась эпидемия, от к-рой скончался и Людовик.

http://pravenc.ru/text/1841389.html

Финал правления О. был крайне неудачным и в церковно-политическом отношении: за сокрушительным поражением от сарацин при Котроне в 982 г. последовало восстание поморских и полабских славян в 983 г., нанесшее удар по миссионерской активности Свящ. Римской империи на востоке и приостановившее территориальное расширение Магдебургского архиеп-ства; оказались утрачены все владения восточнее Эльбы и Зале, за исключением Лужицкой и Майсенской марок. Были разорены важные церковные центры - Хафельберг, Бранденбург, Гамбург, разграблены и разрушены мон-ри и храмы, а на христианизированных территориях восстановлено язычество. На Веронском рейхстаге 983 г. были приняты последние важные церковно-политические решения О. Архиеп. Виллигиз Майнцский получил от императора т. н. веронский дар - права на ленное владение обл. Райнгау. Это укрепило позиции архиепископа, к-рому О. доверил также проведение коронации наследника, Оттона III. На том же рейхстаге был утвержден новый Пражский еп. Адальберт (983-997), к-рый впосл. вел активную миссионерскую деятельность на слав. землях. Особое значение в церковной политике О. приобрели монастыри. В его владениях основывались новые обители, а старые возрождались как важные духовные и культурные центры. Ок. 974 г. архиеп. Геро Кёльнский основал аббатство Гладбах, ставшее центром почитания св. Вита - одного из главных покровителей Саксонской династии. Еще при Оттоне I, в 972 г., регенсбургский мон-рь св. Эммерама получил статус имперского аббатства, а в 975 г. еп. Вольфганг Регенсбургский впервые поставил во главе этой обители самостоятельного аббата (прежде настоятелем мон-ря считался епископ). Обитель в Тегернзе, пришедшая в упадок из-за набегов венгров, в 978 г. была восстановлена и получила статус имперского аббатства. При покровительстве О. основаны мон-ри в Бергене у Нойбурга-ан-дер-Донау в Баварии (в 976), в Мемлебене, на границе Саксонии и Тюрингии (в 979), и в Арнебурге, на границе Саксонии и Северной марки (в 983). Клюнийской реформе оказывала поддержку имп. Адельгейда, происходившая из бургундского королевского рода; она сохранила связи в родном регионе и особо почитала аббата Клюни Майоля. По ее инициативе в 974 г. О. предлагал Майолю занять Папский престол, однако тот отказался. Когда из-за конфликта с сыном имп. Адельгейда удалилась в Бургундию, аббат Майоль поддерживал ее, а позднее именно он стал посредником в примирении О. с матерью. Тем не менее большее распространение в герм. владениях О. получила монастырская реформа Горце , согласно уставу Горце были реформированы новые имперские аббатства - св. Эммерама в Регенсбурге и Тегернзе.

http://pravenc.ru/text/2581741.html

В XI в., особенно во 2-й половине столетия К., в т. ч. «мемориальные», получили распространение во Франции. Составлялись и К. смешанных типов. Напр., в «Книге о восстановлении грамот» (Liber de reparatione chartarum) мон-ря Сен-Шафр (на территории совр. Ле-Монастье-сюр-Газей, деп. В. Луара), составленной при аббате Вильгельме IV (1086-1136), документы были расположены по географическому принципу, но снабжены параллельными заметками исторического содержания (изд.: Cartulaire de l " abbaye de Saint-Chaffre du Monastier, ordre de Saint-Benoît, suivi de la chronique de Saint-Pierre du Puy et d " un appendice de chartes (570-1370)/Publ. U. Chevalier. P., 1884). Ок. 1065-1096 гг. в аббатстве Клюни был создан крупнейший франц. К. (в наст. время разделен на 3 кодекса - см.: Atsma, V é zin. 2000); его 1-я часть состояла из копий королевских дипломов и папских булл, во 2-й части собраны ок. 3000 частных грамот. Весь материал хронологически упорядочен по правлениям аббатов Клюни. Общий характер Клюнийского картулярия как документа по истории мон-ря подчеркивают нарративные заметки к отдельным грамотам и серия записей анналистического характера за 910-1088 гг. ( Iogna-Prat D. La geste des origines dans l " historiographie clunisienne des XIe-XIIe siècles//RBen. 1992. Vol. 102. P. 135-191). Эти записи играли роль своеобразного хронологического указателя к собранию документов, в к-рых в большинстве случаев содержались лишь относительные датировки (по году правления монарха и т. д.). Для Большого картулярия аббатства Сен-Виктор в Марселе характерен смешанный принцип организации материала: сначала в хронологическом порядке даны наиболее важные документы, затем другие акты, распределенные по географическому принципу ( Zerner. 2009). Аналогичная схема использовалась при составлении К. мон-ря Сент-Обен в Анже (изд.: Cartulaire de l " abbaye de Saint-Aubin d " Angers/Publ. B. de Broussillon. P., 1903. 3 vol.), где впервые была сделана попытка передать визуальные особенности копируемых грамот, приведены рисунки печатей ( Chassel J.-L. Dessins et mentions de sceaux dans les cartulaires médiévaux//Les cartulaires. 1993. P. 153-170).

http://pravenc.ru/text/1681195.html

Ученик Бернона Клюнийского Одо (или Одон) (около 878–942), отдавший себя проповеди монастырской реформы в разных странах, неоднократно бывал в Риме и принимал деятельное участие в заботах Альберика и папы Льва VII по восстановлению монастырской дисциплины. Папа передал Одону в 936 г. римское аббатство св. Павла, сооружения которого были в руинах, а монахи – в бегах. Одон прислал сюда монахов из уже реформированного монастыря Монтекассино. В 939 г. Альберик отдает Одону монастырь св. Илии в римской Тусции, a затем – и свой дворец у церкви свв. Алексия и Бонифация на Авентине, где Одон учредил монастырь св. Марии (позднее здесь устраивается мальтийский приорат). Клюнийская система распространяется на монастыри св. Лоренцо и св. Агнессы. Одон назначается архимандритом всех монастырей римской области и даже начинает оказывать Альберику политические услуги как посредник в некоторых переговорах. При преемниках Бернона Клюни создало первую конгрегацию – объединение большого числа монастырей, державшихся клюнийского устава, под руководством настоятеля старшей обители и собора всех аббатов. Вся клюнийская конгрегация рассматривалась как единый централизованный монастырь. Β вв. не только почти все монастыри Франции и Бургундии, но и ряд монастырей в Италии, Испании, Англии и Палестине находились под руководством Клюнийского аббатства – при аббате Гуго (1049–1109) таких монастырей было уже около 2000. По образцу этой конгрегации Италии, Испании и Германии стали скоро возникать и другие. Среди этих центров реформирования монашества выделялись аббатства Бронь в северной Лотарингии близ Намюра (около 919 г.) и Горце на юге, близ Меца (около 933 г.). Горце стало ядром конфедерации, объединившей монастыри Баварии, Швабии и Гессена. Эта конфедерация не была столь централизованной, как клюнийская, у нее не было верховного феодального сюзерена, подобного аббату Клюни, поэтому историки согласны в том, что феномен Горце вполне самобытен и не имеет прямых связей с клюнийской конгрегацией.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Организация и внутренняя жизнь Католической Церкви НОВИЦИАТ в Римско-католической Церкви испытательный период перед принесением обетов в институтах посвящённой жизни НОРБЕРТ [Норберт из Ксантена, Ксантенский] († 6.06.1134), св. Римско-католической Церкви (пам. 6 июня), архиеп. Магдебургский, основатель ордена регулярных (уставных) каноников-премонстрантов «NOSTRA AETATE» [«В наш век»], декларация Ватиканского II Собора об отношении католич. Церкви к нехрист. религиям НЬЮМЕН Джон Генри (1801-1890), блж. Римско-католической Церкви (пам. 9 окт.), кард.; брит. католич. деятель, богослов ОБСЕРВАНТЫ Обсерванты, в католич. монашестве XIV-XVI вв. сторонники сторонники движения, направленного на строгое соблюдение монашеских уставов в их первоначальном виде, без позднейших послаблений (диспенсаций) ОДО [Одо из Турне, Одон, Одоард] (после 1060 - 1113), основатель и 1-й аббат мон-ря св. Мартина (Сен-Мартен) в Турне, епископ Камбре, средневек. философ и богослов ОДОН (ок. 880 - 942), св. (пам. зап. 18 нояб.), 2-й аббат мон-ря Клюни (с 927), церковный писатель, крупнейший деятель клюнийской реформы ОДОРИК ИЗ ПОРДЕНОНЕ [Одорико да Порденоне ] († 14.01.1331), блж. Римско-католической Церкви (пам. 3 февр.), францисканец, католич. миссионер на Востоке ОККАМ Уильям († 1347), англ. теолог, философ, церковный деятель; основоположник номиналистического направления в позднесредневек. схоластике; член монашеского ордена францисканцев О " КОННЕЛЛ Даниел (1775 - 1847), ирл. политический и религ. деятель, основатель Католической ассоциации Ирландии ОЛЕГАРИЙ [Олегер] (ок. 1060 или 1069 - 1137), св. Римско-католической Церкви (пам. 6 марта), еп. Барселоны (с 1116), архиеп. Таррагоны (с 1118) ОЛИБА [Олива; лат. Oliba] (ок. 971 - 1046), аббат мон-рей Санта-Мария-де-Риполь и Сан-Микел-де-Куша (с 1008), епископ г. Вик (с 1017), деятель клюнийской реформы в Каталонии «ОПТАТАМ ТОТИУС» «Optatam Totius», декрет Ватиканского II Собора Римско-католич. Церкви о священническом образовании

http://pravenc.ru/rubrics/130118_21.html

Григорий VII до вступления на кафедру был ближайшим сотрудником целого ряда пап, начиная со Льва IX, при котором произошло разделение. Наполовину немец, наполовину — лангобард. Сын крестьянина, он молодость провел в Клюнийском монастыре. Затем был вызван папой Григорием VI в Рим для участия в делах римской курии (Григорий VI был в Клюнийском монастыре до папства и был знаком с будущим Григорием VII). Григорий VI был последним, кто покупал папскую корону у Бенедикта IX. Когда он был пресвитером, его уговорили стать папой. Став им, Григорий VI вызвал в Рим всех, кто побудил его стать папой, в том числе и Григория VII. В этот период были две силы, влияющие на избрание пап: германские императоры и местная знать. Григорий VI выбрал опору в германском императоре. Следующих пап, немцев, также поддерживал император (Льва IX, Виктора II, Стефана IX, Николая II). При Николае II в Латеранском дворце в 1059 г. состоялся собор, который изменил порядок избрания пап. Главными выборщиками становятся кардиналы. Римская аристократия отстраняется от участия в выборах, ограничиваются и полномочия императоров. Так, в 1061 г. после Николая II кардиналами избирается Александр II, после чего император ставится в известность. После смерти Александра II в 1073 г. папой становится Григорий VII Гильдебранд. Понтификат. Идеалом для Гильдебранда был папа сильный и самостоятельный, фактически стоящий выше светских правителей. Это был теократический идеал. Фундаментом теократии мыслился авторитет Римской Церкви как хранительницы неизменной религиозной истины. Организация теократии предполагалась строго монархической. Духовенство должно было господствовать над светским обществом и, в то же время, безоговорочно подчиняться папе. По словам Григория VII, «один только папа имеет право издавать законы и смещать епископов, судить его никто не смеет и приговор его не допускает возражений». Вскоре после разделения, в 70-х годах XI столетия, публикуется так называемый «Диктат» папы Григория VII (1073–1085), посвященный вопросу о власти папы. Вот некоторые положения этого «Диктата:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Римско-католической Церкви. Клюнийская реформа АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый ВИКТОР II (ок. 1020 - 28.07.1057; мирское имя Гебхард, гр. Долленштайн-Хиршбергский), папа Римский (с 13 апр. 1055) ОДОН (ок. 880 - 942), св. (пам. зап. 18 нояб.), 2-й аббат мон-ря Клюни (с 927), церковный писатель, крупнейший деятель клюнийской реформы ОЛИБА [Олива; лат. Oliba] (ок. 971 - 1046), аббат мон-рей Санта-Мария-де-Риполь и Сан-Микел-де-Куша (с 1008), епископ г. Вик (с 1017), деятель клюнийской реформы в Каталонии

http://pravenc.ru/rubrics/368177.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010