Среди первых европейских оппозиционных учителей, поставивших целью не простое очищение веры, а прямое отделение от Католической церкви и формирование собственной институциональной структуры, основанной на специфических вероучительных посылках (за что с полным основанием были названы еретиками), были катары (греч. καθαρο – «чистые, нескверные») 788 . По сложившейся традиции историография, опиравшаяся на труды католических богословов, обличавших катарскую ересь, вплоть до 50–х гг. 20 в. выводила учение катаров из восточных религиозных воззрений: зороастризма и манихейства (считалось, что катары ведут свое происхождение от Мани через павликиан и богомилов). Рассматривая учение катаров как «неоманихейство», пришедшее с нехристианского Востока, Л.П. Карсавин писал: «Существо догмы катаров совершенно чуждо христианству» 789 . Таким образом, катары представлялись как нехристианский субстрат, принесенный в Европу извне и вобравший в себя черты европейского христианства. В новейшее время, в связи с открытием новых источников, данная концепция пересматривается: подключение ранее неизвестных источников привело ряд исследователей к выводу о том, что учение катаров, манихейское по доктрине, было глубоко христианским по форме и идейному выражению: катары поклонялись исключительно Христу, и ни для какого Мани в их культе не оставалось места. Большинство современных исследователей (Жан Дювернуа 790 , Анна Бренон 791 и др.) считает катаров одним из многочисленных (хотя и уникальным) христианских движений, явившихся одновременно в Западной (катары) и Восточной (богомилы) Европе в период, когда (в т.ч. на фоне кризиса европейского христианства, приведшего к Клюнийской реформе) в массах были сильны эсхатологические и хилиастические настроения (ожидание конца света и «1000–летнего Царства» в 1000 и 1033 гг.). Таким образом, учение катаров было неортодоксальным христианским мировоззрением, возможно, испытавшим влияние восточных представлений, но в целом являющимся органической частью именно западной духовной культуры 792 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

XIV в. здесь подвизалось 260 монахов, но число насельников постоянно уменьшалось). Упадок монашеской жизни в К., как и во мн. др. мон-рях Франции, связывают с введением режима комменды по условиям Болонского конкордата (1516). На должность аббата назначались лица, не заинтересованные в соблюдении устава и порядка монастырской жизни, не часто посещавшие порученный им мон-рь. Согласно акту, составленному в связи с назначением аббата Эймара Гуффье де Буази (1518-1528), к моменту введения комменды в К. было 140 монахов, к-рые строго придерживались бенедиктинского устава и следили за порядком богослужений; доход аббата оценивался в 10 тыс. дукатов. Передача должности аббата членам семейства Гизов (с 1528) негативно сказалась на положении К. во время религиозных войн во Франции , т. к. Гизы считались главными противниками гугенотов . В 1562 г. гугеноты захватили К., разграбили монастырское имущество и уничтожили мн. рукописи; монахи укрылись в клюнийском приорате Паре-ле-Моньяль и в замке Лурдон. В 1574 г. гугенотам удалось захватить замок Лурдон, в котором находились сокровища и святыни аббатства. Была утрачена бóльшая часть ценностей, хранившихся в К. Позднее аббат Клод де Гиз (1575-1612) выкупил у протестантов документы монастырского архива. В 90-х гг. XVI в. монахи и горожане К. были вовлечены в противостояние Гизов и кор. Генриха IV . Королевское войско осаждало Лурдон, а в 1595 г. разграбило окрестности К. (горожане заплатили выкуп). В XVII в. попытки возродить монашескую жизнь в К. с помощью введения «строгой обсервации» (неукоснительного соблюдения устава) и адм. преобразований привели к нестроениям в аббатстве и в конечном счете потерпели неудачу. Как и мн. др. бенедиктинские мон-ри во Франции, аббатство К. перестало оказывать духовное и культурное влияние на общество. В связи с распространением идей Просвещения возникло представление о том, что богатства мон-рей не соответствовали пользе, к-рую они приносили обществу и гос-ву. По этой причине закрытие К. в годы Французской революции (1789-1799) не вызвало сопротивления даже среди насельников аббатства.

http://pravenc.ru/text/1841528.html

Des miracula inédits de S. Géraud d " Aurillac († 909)//AnBoll. 2000. T. 118. P. 47-141). Тем не менее текст 1-го пространного Жития явно представляет собой развитие первоначального сочинения, т. к. пролог 4-й книги в действительности является заключительной главой 3-й книги (Transitus), в которой повествуется о смерти Геральда. Четвертая книга (Miracula post transitum) посвящена посмертным чудесам св. Геральда. Пространному Житию предпосланы письмо с посвящением Аймону, аббату мон-ря Сен-Мартен в Тюле (впосл. аббат мон-ря Сен-Марсьяль в Лиможе), и общее предисловие, в к-ром О. объясняет, что составил Житие по просьбам Аймона и его брата Турпиона, еп. Лиможского. Считается, что О. работал над Житием в 927-930 гг. Первое пространное Житие - самый ранний пример почитания нового типа святости, в к-ром монашеская аскеза сочетается с жизнью в миру и обладанием светской властью (впрочем, степень новаторства автора Жития св. Геральда ставится под сомнение ввиду укорененности сочинения в свойственных предшествующей агиографической традиции житийных топосах, подробнее см.: Арнаутова Ю. Е. Caritas св. Геральда: К проблеме авторских интенций в Vita S. Geraldi Одо Клюнийского//Долгое Средневековье: Сб. в честь проф. А. А. Сванидзе. М., 2011. С. 225-256). Вероятно, до 972 г. (год освящения ц. во имя Геральда в Орийаке) и, возможно при участии самого О., в Клюни была составлена новая редакция пространного Жития в 3 книгах: значительно ослаблены выпады против нерадивых монахов, отсутствует противопоставление плохих клириков хорошим мирянам, подчеркивается мирской характер святости Геральда. Наибольшую трудность для интерпретации представляет краткое Житие. По мнению большинства исследователей, оно составлено на основе 2 пространных редакций, возможно, до 972 г. в Лиможе ( Facciotto P. La «Vita Geraldi» di Oddone di Cluny, un problema aperto//Studi Medievali. Ser. 3. 1992. Vol. 33. P. 243-263). Полного критического издания этой редакции нет. Основная часть (BHL, N 3412) издана по 1 рукописи (с учетом еще 2) (Catalogus codicum hagiographicorum latinorum antiquiorum saeculo XVI qui asservantur in bibliotheca nationali parisiensi. Brux., 1890. Vol. 2. P. 392-401). Часть «Transitus» (BHL, N 3412a) издана по 1 рукописи, но в сопоставлении с 3-й книгой пространного Жития ( Fumagalli V. Note sulla «Vita Geraldi» di Oddone di Cluny//Bull. dell " Istituto Storico italiano per il Medio Evo e Archivio Muratoriano. R., 1964. Vol. 76. P. 217-240). Часть «Miracula post transitum» (BHL, N 3413-3414) опубликована с учетом 3 рукописей, но без применения научной критики (Vita S. Geraldi brevior// Bouange G. Histoire de l " abbaye d " Aurillac (894-1789). P., 1899. Vol. 1. P. 361-389).

http://pravenc.ru/text/2578219.html

«В последовательном своем развитии монашеские ордена, от бенедиктинцев до францисканцев и доминиканцев, представляют ряд, начинающийся с умеренной воздержности до аскетизма, доведенного до границ самоуничижения. Основанное в 910 году Клюнийское братство старалось в строгости жизни превзойти бенедиктинские монастыри. Учрежденные в 1084 году картезианцы старались превзойти клюнийцев, а учрежденные в 1096 г. цистерцианцы – тех и других» 69 . Но, несмотря на большие изменения, происходившие в монашеской жизни, Устав преподобного Венедикта оставался основным законом для большинства иночествующих вплоть до XIII столетия. Картезианцы, цистерцианцы и представители других орденов, выделившихся из бенедиктинского братства, признавали этот Устав как основу для создания своих конгрегаций. На протяжении около полутора тысяч лет Устав преподобного Венедикта издавался огромное число раз, с комментариями и без них. Достаточно отметить, что только до 1595 года (начальный период книгопечатания) Устав выдержал уже более ста изданий 70 . Оценивая деятельность преподобного Венедикта в целом, прежде всего следует подчеркнуть, что наиболее впечатляющим является тот факт, что он сам, по-видимому, никогда и не догадывался о грандиозных последствиях понесенных им трудов. Ничто в его Уставе не указывало на то, что он написал его с целью распространения в других монастырях, помимо основанного им. Святые отцы Церкви замечали, что человек, начинающий дело, благословляемое Богом, почти никогда не осознаёт это. «Как Ромул, строивший первоначальную ограду Рима, не представлял себе, что он порождает одну из величайших наций древнего мира, так и Бенедикт не отдавал себе отчета в гигантском деле, которое должно было выйти из пещеры в Субиако и с вершины Монтекассино» 71 . С позиций современного православного богословия, деятельность братства преподобного Венедикта представляется как последовательное проявление великой идеи победы духовного над материальным, как ступени, по которым простые христиане постоянно стремились приблизиться к нравственному совершенству, имеющему своей конечной целью обожение человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

(генеральная линия которой начавшийся системный кризис феодализма и процесс первоначального накопления капитала) и предопределившей поиски новых ориентиров и жизненных ценностей, нашедших свое выражение в двух идеологических системах возрожденческом гуманизме и протестантизме. Таким образом, к узловым вопросам данной темы можно отнести: 1 . Рассмотрение одной «Из основных тенденций эпохи переход от идеи универсализма к индивидуализму и национально-политическому разъединению. 2 . Проблему человека в католической антропологии и поиски новых путей спасения, «очеловечение» жизни и истории. 3 . Проблему «порчи церкви» в буквальном и метафорическом смысле. Буквально это упадок нравов и невежество духовенства. Средневековый католицизм, по крайней мере, пережил три мощные кризисные волны. В двух из них удалось выстоять. Обмирщение церкви в IXXI вв. (8821046 гг.) было преодолено во многом благодаря клюнийскому движению. В в. истинную духовность и церковность продемонстрировали члены нищенствующих орденов. Их деятельность, а также «социальная критика» авторов «примеров» (exempla века), осуждавших различные пороки церкви и общества богатство, алчность, праздность, лицемерие, расточительность, симонию, святотатство, похоть, ростовщичество и т.п., способствовали складыванию определенного общественного мнения и снимали социально-религиозное напряжение. В XVI веке произошел раскол. Противостояние низшего духовенства и прелатов церкви особо проявилось в период Авиньонского пленения пап и Великой схизмы. Оппозиция такой «порче» вызрела в самой церкви и вылилась в соборное движение первой половины XV в. (церковные соборы в Пизе 1409 г., Констанце 14141418 гг., Базеле 14311437 гг., Ферраре и Флоренции 14381449 гг.). Неуспех движения, среди прочих, стал одной из причин Реформации. Метафорический смысл этой фразы более широкий. Он предполагает необходимость исследования той потребности времени, которую можно охарактеризовать как признание приоритета и утверждение светских начал в жизни общества и государства.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zapa...

Почитание Г. А. стало распространяться сразу после его смерти. Аббатом Одоном (впосл. аббат Клюни), подтвердившим почитание популярного в народе святого, было создано житие, в к-ром агиограф представил Г. А. в образе монаха в миру, ведущего целомудренную и благочестивую жизнь. В тексте Одона отразились как черты зарождавшегося раннеклюнийского идеала святости, так и черты «зерцал» (поучений) для знатного мирянина. В эпоху междоусобиц, грабежей и самоуправств Г. А. был образцом «доброго сеньора», разумно управлявшего подвластными ему жителями, щедро помогавшего, милостиво осуждавшего их за провинности, а, если нужно, то и защищавшего их с оружием в руках. Для определения моральных обязанностей «могущественного мужа» (знатного и богатого графа) перед слабыми и беззащитными биограф святого прибегает к образу «запряженного единорога» (Иов 39, 10), к-рый направляет свою силу на борьбу с притеснителями бедных. Одон сообщает и о своеобразном способе Г. А. сражаться с врагами, направив на противника не острие меча, а рукоять, что позволяло ему и его дружине побеждать без кровопролития. Г. А. широко почитается в Центр. (совр. департаменты Канталь, Пюи-де-Дом, Аверон, Тарн, Дордонь, В. Вьенна, Шер) и в Юж. Франции (совр. департаменты Эр, Гар, Од, Жер, Ардеш). Здесь известны многочисленные церкви во имя святого, можно проследить топонимы, связанные с именем Г. А. С ростом клюнийского влияния почитание святого распространилось в Гаскони. На юго-востоке оно прослеживается на территориях, через к-рые Г. А. совершал паломничества в Рим (совр. департаменты Рона, Изер, Дром, Савойя). В Оверни, Лимузене и Руэрге получило распространение почитание мощей и статуй-дарохранительниц святого (Liber miraculorum sancte Fidis. I 13). Ист.: Miracula S. Geraldi/Ed. A.-M. Bultot-Verleysen//AnBoll. 2000. T. 118. P. 82-137; Odo Cluniacensis. Vita S. Geraldi Auriliacensis comitis (Vita prolixior prima)//PL. 133. Col. 639-710; Vita S. Geraldi brevior// B ouange G. Histoire de l " abbaye d " Aurillac (894-1789). P., 1899. P. 361-389; Ademari Cabannensis Opera omnia. Pars 1: Chronicon/Ed. R. Landes, G. Pon. Turnhout, 1999. (CCCM; 129).

http://pravenc.ru/text/164527.html

А. предписывал монахам ежедневное чтение из этих уставов, книга, в т. ч. и из-за ее объема, не пользовалась особым вниманием со стороны средневек. монашества. Большей популярностью пользовалось соч. «Согласование уставов» (Concordia Regularum), комментарий на бенедиктинский устав, к-рый Б. А. рассматривал по главам (кроме 9-16) с приведением параллелей из др. монашеских уставов. Помимо практической функции унификации форм монастырской жизни Б. А. считал важным продемонстрировать единство бенедиктинского устава и всей аскетической традиции; весь корпус монашеских правил святой предпочитал рассматривать как единое целое, лишенное фундаментальных противоречий. Бенедиктинский устав, исторически связанный с вост. традицией, казался Б. А. более удачным и подходящим для устройства монашеского общежития. Он внес в него ряд изменений, главной тенденцией к-рых было увеличение роли молитвы и сокращение времени, отведенного для физического труда. Эта тенденция была продолжена начавшейся в X в. клюнийской реформой . Из догматических произведений Б. А. сохранились 3 опровержения адопцианства, написанные в 90-х гг. VIII в.: «Облачко свидетельств» (Testimoniorum nubecula), «Исповедание веры» (Confessio fidei) и «Рассуждение против нечестия Феликса» (Disputatio adversus Felicianam impietatem). В адопционистской полемике он в основном повторяет аргументы Алкуина. Б. А. также принадлежат 2 сборника изречений из творений святых отцов, а также соч. «О добродетелях» (De virtutibus). Ардон упоминает о составленном Б. А. гомилиарии, компиляции из проповедей церковных авторов («из гомилий святых учителей»//Vita. 53), к-рый он предписывал читать во время вечернего собрания монахов. Однако принадлежность его Б. А. сомнительна (издан Л. Хольстеном в Риме в 1661 под именем Б. А.- см.: Neufoille J. Les éditeurs des «Regula Patrum»: St. Benoît d " Aniane et Lukas Holsten//RBén. 1966. Vol. 76. P. 327sq.). С именем Б. А., вдохновителя и, возможно, редактора, связан также ряд имп. и соборных постановлений, касающихся монашеской реформы.

http://pravenc.ru/text/78058.html

Rotili. Napoli, 2001. P. 33-51; idem. Quodvultdeus//Nuovo dizionario patristico e di antichità cristiana/A cura di A. Di Berardino. Gen., 2008. Vol. 3. Col. 4449-4453; Eno R. B. Christian Reaction to the Barbarian Invasions and the Sermons of Quodvultdeus//Preaching in the Patristic Age: Studies in Honor of W. J. Burghardt/Ed. D. G. Hunter. N. Y., 1989. P. 139-161; Finn Th. M. It Happened One Saturday Night: Ritual and Conversion in Augustine " s North Africa//J. of the American Academy of Religion. Atlanta etc., 1990. Vol. 58. N 4. P. 589-616; idem. Quodvultdeus: The Preacher and the Audience: The Homilies on the Creed//StPatr. 1997. Vol. 31. P. 42-58; Drobner H. Quodvultdeus//BBKL. 1994. Bd. 7. Sp. 1137-1142; Gonz á lez Salinero R. The Anti-judaism of Quodvultdeus in the Vandal and Catholic Context of the 5th Century in North Africa//Revue des études Juives. P., 1996. Vol. 155. N 3/4. P. 447-459; idem. La invasión vándala en los «Sermones» de Quodvultdeus de Cartago//Florentia Iliberritana. Granada, 2001. N 12. P. 221-237; idem. Poder y conflicto religioso en el norte de Africa: Quodvultdeus de Carthago y los vándalos. Madrid, 2002; Storbl W. Notitiolae Quodvultdeanae//VChr. 1998. Vol. 52. N 2. P. 193-203; Van Slyke D. Quodvultdeus of Carthage: Political Change and Apocalyptic Theology in the 5th Century Roman Empire: Diss./St. Louis Univ. St. Louis (Mont.), 2001; idem. Quodvultdeus of Carthage: The Apocalyptic Theology of a Roman African in Exile. Strathfield, 2003. (Early Christian Studies; 5); idem. St. Quodvultdeus, Bishop of Carthage//NCE. 2003. Vol. 11. P. 874; idem. The Devil and His Pomps in 5-Century Carthage: Renouncing Spectacula with Spectacular Imagery//DOP. 2005. Vol. 59. P. 53-72; Moreschini C., Norelli E., ed. Quodvultdeus//Early Christian Greek and Latin Literature. Peabody (Mass.), 2005. Vol. 2. P. 416-419. А. Р. Фокин Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/1684079.html

Реформы, проводимые клюнийскими монастырями, привлекли к ним огромное число людей, воодушевленных идеей возврата к евангельским началам. Клюнийское движение стало необычайно популярным. Среди его сторонников были богатые феодалы, которые одаривали монастыри землями, крестьянами и другими богатствами. Разбогатевшие монастыри постепенно сами становились крупными феодалами. Стремление к обновлению духовной жизни, к монашеским и церковным реформам начинает иссякать. Клюнийские монастыри сходят с пути реформ. В рамках клюнийского движения реформированием католицизма в X-XI вв. занимались императоры Священной Римской империи. Начав с реформирования монастырей, императоры скоро вышли за их пределы. Считая себя продолжателями политики Каролингов, помазанниками Божьими, они решают реформировать всю церковную организацию Западной Европы, начав с реформирования Ватикана. В 1049 г. германский император Генрих III выдвинул на папский престол кандидатуру графа Бруно Эгисхейм-Дагсбурга из Эльзаса, немецкого епископа. Он был избран папой под именем Льва IX. С папы Льва IX (1049–1054) начинается эпоха немецкого папства . В проведении своих реформ Лев IX следовал клюнийцам: запрещение симонии, введение целибата духовенства и борьба со светской инвеститурой. Размах реформ Льва IX был шире, чем у клюнийцев, и осуществлялись они сверху. Папа начинает реформы с перестройки папского аппарата управления, который стал называться римской курией. Лев IX создает коллегию кардиналов-реформаторов, причем по новому принципу: эта коллегия существовала и раньше, но в нее входили исключительно итальянцы. Коллегия Льва IX, созданная им из числа клириков из разных стран, явилась символом универсальности папской власти. Многонациональная коллегия была призвана укрепить и распространить авторитет центральной власти католицизма, авторитет папства и Ватикана. В процессе реформирования религиозной жизни Западной Европы продолжает оформляться догматический корпус католицизма, основы которого вырабатывались еще первыми Отцами Церкви (Августином, Амвросием Медиоланским , Иеронимом и Григорием I Великим). Пути католичества и православия расходятся все дальше и серьезнее. В XI в. папа утверждает добавление к Никео-Царьградскому Символу веры нового догмата – filioque. Оформляется учение о загробном мире, и в XIII в. будет утвержден догмат о чистилище. Учение о чистилище разрабатывалось еще папой Григорием I Великим.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Франсуа де Ларошфуко, к-рому было поручено укрепить монастырскую дисциплину. По мнению кард. Ф. де Ларошфуко, введение строгой монашеской обсервации было недостаточной мерой: все бенедиктинские мон-ри следовало включить в единую конгрегацию во главе с аббатом Клюни. Это вызвало сопротивление конгрегации св. Мавра, к-рое проявилось в ходе встречи мавристов и клюнийцев (дек. 1624). Часть клюнийских мон-рей настаивала на сохранении новициата в тех общинах, к-рые отказывались от реформы; противники строгой обсервации потребовали сохранить целостность монастырских общин и выступили против учреждения должности коадъютора (помощника) аббата, к-рую должен был занимать маврист. Несмотря на готовность Ф. де Ларошфуко учесть требования оппонентов и скорректировать программу реформы, переговоры затянулись. В февр. 1627 г. должность коадъютора клюнийского аббата была предложена главе франц. правительства кард. Арману Жану дю Плесси, герц. Ришелье . Это предложение получило поддержку придворных кругов; в апр. 1627 г. кард. Ришелье был избран коадъютором и в окт. получил одобрение Папского престола. С согласия кард. Ришелье аббат Клюни приступил к проведению реформы в соответствии с программой 1621 г.; реформаторы опирались на монахов приората Ла-Шарите-сюр-Луар, которые к тому времени перешли на строгую обсервацию. Однако мавристы, несмотря на указания кард. Ришелье, уклонились от участия в реформе и не прислали обещанных наставников, тогда как противники реформы из числа клюнийцев обратились к суду Парижского парламента, чтобы затянуть процесс. В апр. 1629 г. в Клюни прибыли 2 монаха-наставника из конгрегации св. Витона; начался прием новициев в реформированную общину. В июле 1629 г. Жак де Вени был вынужден сложить полномочия аббата; управление К. к. перешло к кард. Ришелье, к-рый в авг. созвал генеральный капитул (не собирался с 1600) и обратился к Папскому престолу с предложением объединить К. к. с конгрегациями св. Витона и св. Мавра. В 1630 г. состоялось объединение К. к. и конгрегации св.

http://pravenc.ru/text/1841530.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010