Упомянем нескольких интеллектуальных лидеров той эпохи: Ансельм, архиепископ Кентерберийский († 1109 г.) — один из основоположников схоластического метода, примирявшего веру и разум на основе понятийного аппарата античных философов (в особенности — Аристотеля). Составил онтологическое доказательство бытия Божиего: из понятия Бога, как Существа Совершенного, вывел реальность Его бытия (т.к. неполнота бытия — несовершенство). Сформулировал юридическую трактовку догмата об Искуплении. В Католицизме — учитель Церкви. Пьер Абеляр († 1142 г.) — магистр Парижской Соборной школы, выдающийся рационалист, «странствующий рыцарь диалектики», которой он лишь однажды изменил ради любви к прекрасной Элоизе. Окончательно отождествил теологию с философией. Был дважды (1121 и 1141 гг.) обвинен в несторианско-пелагианской ереси. Умер на покое в Клюнийском монастыре, оставив откровенные воспоминания «История моих бедствий». Бернар Клервоский († 1153 г.) — отпрыск знаменитого рыцарского рода, прошел суровую школу аскезы в монастыре Сито. В 1115 г. основывает монастырь Клерво и становится строителем Цистерцианского ордена. Пламенный проповедник, церковный политик и выдающийся философ-мистик, он разработал учение о 12 ступенях смирения и четырех степенях любви, с помощью которых душа возносится в сферу Божественной истины. Под его влиянием возникла Сен-Викторская мистическая школа при монастыре св. Виктора, основанного на окраине Парижа Гильомом из Шампо в 1108 г., которая разрабатывала методику созерцания и боролась с рационализмом. Из философов викторианцев известны: Гуго († 1141 г.), Ришар († 1173 г.) и Вальтер (XII в.) Сен-Викторские. Шартрская школа, основанная епископа Фульбертом († 1028 г.), наоборот, развивала умеренный рационализм. В XII в. ее возглавляли: Бернар Шартрский (до 1124 г.), затем — его ученик Жильбер де ла Поррэ (или Порретанус; † 1154 г.), затем — мл. брат Бернара — Тьерри († 1155 г.) — соратник и единомышленник Абеляра. Примыкали: Бернар Турский († 1167 г.) и Гильом из Конша († 1145 г.).Характерной особенностью западной церковности стали духовно-рыцарские ордена, например, такие как Картезианский орден, Цистерцианский орден, Тевтонский о рден, а также Тамплиеры, Кармелиты, Госпитальеры (Иоан ниты), Францисканцы, Доминиканцы, Августинцы и др. Они возникли в связи с главными четырьмя «Крестовыми походами» (1096–1204 гг.).

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

Со 2-й пол. 20-х гг. XII в. Клюни начал терять лидирующие позиции в католич. мире. Причиной этого было становление новых монашеских орденов (прежде всего цистерцианцев и картузианцев ) и объединений регулярных каноников ( премонстрантов , августинцев и др.). Главную роль в преодолении схизмы 1130-1138 гг. сыграл не П. Д., а лидер цистерцианцев католич. св. Бернард Клервоский (1090-1153) и основатель ордена премонстрантов католич. св. Норберт Ксантенский († 1134). Бернард Клервоский неоднократно критиковал клюнийские «обычаи», представляя именно цистерцианцев настоящими последователями монашеской традиции, восходящей к прп. Венедикту Нурсийскому (подробнее см. в ст. Клюнийская конгрегация ). В 1128 г. на Соборе в Труа П. Д. и Бернард Клервоский торжественно примирились, но уже в 1132 г. конфликт вспыхнул вновь из-за отказа нового цистерцианского мон-ря Нотр-Дам-дю-Мируар платить десятину клюнийскому мон-рю Жиньи. После неск. безуспешных апелляций П. Д. в Рим клюнийцы в 1151 г. силой изгнали монахов Нотр-Дам-дю-Мируар и разграбили обитель. Папа Римский Евгений III (1145-1153), монах-цистерцианец и ученик Бернарда Клервоского, распорядился, чтобы П. Д. лично возместил убытки изгнанным монахам. Серьезные разногласия между клюнийцами и цистерцианцами вызвали и выборы епископа Лангрского в 1138 г. (см. в ст. Клюнийская конгрегация ). Отношения клюнийцев с премонстрантами в целом были более дружескими, на капитуле 1140 г. было даже объявлено о духовном единстве 2 монашеских объединений. О хороших отношениях П. Д. с картузианцами свидетельствует упоминаемый его биографом мон. Родульфом обычай клюнийского аббата раз в год уединяться в Картузии (Ла-Шартрёз) для молитвы и созерцания (PL. 189. Col. 28). В одном из писем П. Д. выражал восхищение богатой б-кой в Картузии ( Petr. Venerab. Ep. 24// Idem. The Letters. 1967. Vol. 1. P. 45-47). В 1-й пол. XII в. как ведущие интеллектуальные центры Зап. Европы на первый план выдвинулись городские школы (в Лане, Шартре, Париже, Пуатье и др.), где преподавали не монахи, а секулярные клирики или регулярные каноники.

http://pravenc.ru/text/2580390.html

Этим правилом постановлено было, кроме набожных упражнений, молитв и чтения св. Писания, заниматься науками, ремеслами, художествами и воспитанием детей. Кроме сего, Бенедикт вменил в обязанность немощным из братии заниматься списыванием полезных сочинений, что послужило к сохранению многих древних рукописей. Правило св. Бенедикта оказалось как нельзя более приноровленным к потребностям того времени и поэтому было принято в различных монастырях Италии, Галлии и Испании. После ордена Бенедиктинского на Западе возникло много других монашеских орденов. Они обыкновенно приобретали вначале известность своей строгой жизнью, но как скоро богатели от пожертвований, то теряли прежнюю строгость нравов, а с тем вместе и свое нравственное значение. Взамен их являлись новые монастыри с новыми строгими уставами, но обогащение производило в них то же расслабляющее действие. И это повторялось в истории постоянно. Из являвшихся на Западе монастырей и монашеских орденов были замечательны. 1 . Орден Клюнийский, основанный Берноном, графом бургундским, поступившим в монашество (900 г.). Бернон и двое его преемников своей строгой жизнью приобрели такую славу, что около половины XII в. Клюнийскому монастырю было подчинено до 2000 монастырей, ежегодно державших в Клюни генеральный капитул, от которого исходило управление орденом. 2 . Орден Картезианский, основанный священником Бруноном Кельнским. Он заведовал соборным училищем у реймсского архиепископа. Не будучи в состоянии выносить зазорной жизни этого прелата, Брунон с семью своими друзьями удалился в дикое местечко Шартрез, близ Гренобля, и здесь основал монастырь с очень строгим уставом. По этому уставу, монахи обязывались хранить постоянное молчание, исповедоваться каждую субботу, три дня в неделе употреблять только хлеб и воду, а в остальные – лишь овощи, из податей принимать одно необходимое для пропитания и списывания книг. 3 . Орден Цистерсийский, основанный Робертом, дворянином из Шампани, в цистерсийской долине близ Дижона. В 14 лет Роберт сделался монахом, собрал около себя пустынножителей и основал монастырь Сито (Citeaux). Устав Сито, в противоположность клюнийскому, требовал совершенного отречения от самого себя, большей простоты в жизни и богослужении, подчинения епископской власти, воздержания от всякой духовной служебной и пастырской деятельности. Этот орден получил громадную известность, когда его аббатом сделался знаменитый Бернард Клервосский (1115).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

Бернард, которого поверженный враг называл в «Апологии» своим другом, должен был удовлетвориться этим половинчатым покаянием. Во всяком случае, он не настаивал на приведении в исполнение папского приговора. Арнольд невозбранно гремел на холме Женевьевы, где он занял место своего учителя. Король, отношения которого к Риму были испорчены, не обнаруживал желания выдать еретика. Что касается Абеляра, Петр Достопочтенный просил папу дозволить ему провести остаток дней в Клюнийском монастыре, где «его знания могут быть полезны великому множеству наших братьев». Настолько мало он верил в опасность его идей. Рим согласился, раз Бернард не возражал. Тихо протекали последние дни Абеляра. Затаил ли он свою горечь в стенах монастыря? Или, может быть, сломленная воля к борьбе, до конца пережитое унижение открыли для него возможность кроткого и ясного отношения к миру? Мы не знаем. Если судить по письму его друга аббата, жизнь Абеляра заканчивалась в ореоле святости. Самый тон этих страниц впадает в «житие». «В краткой речи не объяснить, какова была его святая, смиренная и благочестивая жизнь среди нас, чему свидетелем Клюни. Если не ошибаюсь, я не припомню, чтобы видел кого–либо, подобного ему в смиренной жизни: даже св. Герман не показался бы уничиженнее, сам Мартин — беднее его — для внимательного наблюдателя. Хотя он занимал, по моему настоянию, высшую степень в обширной пастве наших братьев, по своей беднейшей одежде он казался самым последним. Я часто удивлялся, и когда ‘он, по обычаю, в процессиях следовал впереди меня и прочей братии, я почти поражался, как человек, имеющий столь славное имя, может так презирать, так унижать себя… Таков же он был в пище и в питье и во всех попечениях о теле: не говорю об излишнем, но все, сверх самого необходимого, он осуждал в себе и в других, словом и жизнью. Читал он беспрестанно, молился часто, пребывал всегда в молчании, если дружеская беседа братьев или необходимость проповеди перед ними на собрании о божественных вещах не заставляли его говорить. Насколько мог часто, совершал он божественные таинства, принося в жертву Богу бессмертного агнца…» В этом житийном портрете святого мы без труда узнаем магистра Петра, беспрестанно погруженного в книги. Есть основания думать, что в это время он закончил переработку своей «Диалектики».

http://predanie.ru/book/219988-stati-191...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ VIII († после 1137, аббатство Ла Тринита делла Кава под Салерно; до избрания папой - Мауриций), антипапа (10 марта 1118 - апр. 1121). Один из политических деятелей эпохи борьбы за инвеституру , сторонник римско-герм. имп. Генриха V. Упоминаемое в источниках прозвище Г. Бурдин (лат. Burdinus; испан. Burdinho; франц. Bourdin - осел, мул) являлось родовым прозвищем знатной семьи из Юж. Франции, из к-рой он происходил (по др. версии, это пейоративное имя он получил от римлян). Предположительно был монахом клюнийского мон-ря Сен-Марсьяль (Юж. Франция), откуда в 1088 г. его вместе с др. монахами забрал примас Испании Толедский архиеп. Бернард для насаждения и укрепления идей григорианской реформы в отвоеванных у мавров областях Пиренейского п-ова. Г. почти 10 лет состоял при архиеп. Бернарде, занимал должность архидиакона толедского собора. Ок. 1098/99 г. рукоположен во епископа отвоеванной у арабов Коимбры, много сделал для восстановления церковной и хозяйственной жизни этого еп-ства. В нач. 1101 г. посетил Рим; с осени 1104 по весну 1108 г. совершил паломничество в Св. землю, откуда привез в Испанию реликвии, связанные со св. ап. Иаковом Зеведеевым . В нач. 1109 г. избран архиепископом Браги ; летом того же года отправился в Рим за паллием , к-рый ему вручил папа Пасхалий II , утвердив тем самым его избрание, состоявшееся без санкции папы Римского. Вскоре архиеп. Мауриций вступил в конфликт со своим бывш. покровителем архиеп. Бернардом Толедским, отказываясь признавать его юрисдикцию над архиеп-ством Брага. В кон. 1113 г. архиеп. Бернард обвинил Мауриция в неповиновении папскому легату и примасу Испании и объявил о лишении его сана, что было утверждено папским посланием от 11 апр. 1114 г. Мауриций отправился в Рим, где ему удалось доказать свою правоту в этом конфликте: 3 нояб. 1114 г. папа Пасхалий II в декреталии к архиеп. Бернарду Толедскому осудил его за превышение власти, признал Мауриция законным архиепископом и подтвердил автономию архиеп-ства Брага по отношению к архиеп-ству Толедо ( Jaffé . RPR. N 6475 ).

http://pravenc.ru/text/166759.html

В период каролингских реформ (кон. VIII в.) начался процесс вытеснения И.-м. п. григорианским пением, затянувшийся на неск. веков. На Соборе в Бургосе (1080 или 1081), проходившем под рук. короля Кастилии и Леона Альфонса VI и папского легата аббата Рикарда Марсельского, староиспанские обряд и пение были запрещены на территории этого королевства. Быстрее всего рим. обряд и григорианское пение стали известны в сев.-вост. землях, в т. н. Испанской марке, вероятно, гл. обр. из-за раннего распространения в этом регионе влияния клюнийского движения. Нововведения быстро охватили весь северо-восток Пиренейского п-ова. В городах, находившихся под властью арабов, распространение григорианского пения происходило медленнее. Вступив в Толедо в 1085 г., кор. Кастилии и Леона Альфонсо VI назначил епископом клюнийца Бернарда с целью введения рим. обряда, но значительная часть клириков-мосарабов не приняла это нововведение. 18 дек. 1086 г. группе франк. священнослужителей, среди к-рых был Бернардо (впосл. епископ Сигуэнсы и Компостелы), было поручено ввести в Толедо григорианское пение. Тем не менее в неск. приходах Толедо было разрешено сохранить староиспанскую богослужебно-певч. традицию. На большей части остальной территории Испании И.-м. п. было заменено григорианским пением до кон. XI в. В кон. XV в. архиеп. Хименес де Сиснерос осуществил реформу испано-мосарабского богослужения, построив для мосарабских общин капеллу Тела Христова в толедском соборе; помимо издания Миссала (1500) и Бревиария (1502) были изготовлены рукописные певч. книги для мосарабских приходов Толедо. В кон. XVIII в. кард. Франсиско Антонио Лоренсана выпустил новое издание испано-мосарабских книг. Источники Рукописных источников по И.-м. п. намного меньше, чем источников по григорианскому пению. Известно более 20 полных нотированных кодексов и большое количество фрагментов. Из полных рукописей целиком нотирован только Леонский Антифонарий. На XI Толедском Соборе (675) месса была включена в число служб суточного круга, поэтому в испано-мосарабских певч.

http://pravenc.ru/text/674999.html

Перед крестоносцами носились идеи клюнийского монаха, властвовавшего над миром. Из святой земли, со святых мест крестоносцы приносили домой новую, или до сих пор лишь редко применявшуюся форму христианского благочестия: погружение в страдания и в крестный путь Христа. Отрицательный аскетизм получил положительную форму и новую положительную цель: делаться одним целым с искупителем чрез внутреннюю любовь и совершенное ему подражание. Личный элемент, переходя с одного сердца на другое, начал оживлять неприглядную и бесцельную работу отрешения от самого себя и пробуждать спавший субъективизм. Это движение вызвало внутренний подъем и в среде монашества, хотя сначала только в лице немногих отдельных его представителей. Большое число орденов, одновременно с этим учрежденных, в особенности во Франции, свидетельствуют о всеобщем подъеме. Тогда появились ордена: картезианцев, цистерцианцев, премонстрантов, кармелитов и многие другие. Но появление этих многочисленных орденов показывает только, что монашество снова потеряло самого себя в союзе с церковью. Каждый новый орден старался возвратить монашество к его первоначальной строгости и вырвать его из опасности обмирщения; но так как каждый орден подчинялся церкви, то он быстро покрывался церковной оправой и изнашивался. Многие из орденов, учрежденных с целью восстановления первоначального монашества, сейчас же при утверждении принимали в свою программу подчинение епископу и наперед отказывались от разрешения свойственных им задач внутри церкви и для церкви, a, следовательно, и от забот о душе. Таковы были иллюзии, которым тогда предавались монахи. В двенадцатом столетии привязанность христианства и также монашества к церкви еще совершенно наивная; противоречие между действительным видом господствующей над миром церкви и между Евангелием, которое она проповедовала, правда, чувствовалось, но все время отодвигалось на второй план; критика притязаний церкви и ее устройства еще не оказывала действие. Достаточно назвать имя только одного человека, Бернарда Клервосского, чтобы, как в зеркале, увидать все то великое, что принесла с собой эта вторая монашеская реформа церкви, но также и все ее границы, и иллюзии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архитектура Клюни II, продемонстрировавшая новые конструктивные решения, оказала существенное влияние на зодчество монастырских и коллегиальных церквей в Европе (церкви св. Бенигна (Сен-Бенинь) в Дижоне, Сен-Ворль в Шатийон-сюр-Сен, св. Гертруды в Нивеле, св. Ремигия (Сен-Реми) в Реймсе, Сен-Мартен-дю-Канигу). К монастырской церкви примыкал клуатр, вокруг которого располагались зал капитула, рефекторий (трапезная), больница и др. здания; в описаниях К. упоминаются также купальня, дом новициев, мастерские, гостиницы. Сооружение большинства этих зданий приписывается аббату Одилону: согласно Житию Одилона, составленному мон. Йотсальдом (BHL, N 6281), по указанию аббата из Прованса были доставлены рим. колонны. Вероятно, к этому времени относится нижний ярус т. н. Сырной башни, позднее включенной в систему монастырских укреплений. Зал капитула был соединен переходом с 1-нефной ц. Девы Марии, построенной на месте более ранней капеллы и освященной скорее всего в 1085 г. По данным раскопок, церковь имела 3-апсидный хор и башню над предалтарным пространством (аналог - церковь клюнийского приората Сент-Ипполит-де-Бонне). На монастырском кладбище к востоку от главного храма (Клюни II) находилась центрическая капелла-триконх (в «Consuetudines» мон. Бернарда (2-я пол. XI в.) она именуется «ecclesia de Sancto Sepulchro», впосл. Нотр-Дам-дю-Симетьер); кладбищенские капеллы Девы Марии, связанные переходами с больницей и залом капитула, существовали также в клюнийских мон-рях Ла-Шарите-сюр-Луар, Сувиньи, Шарльё и др. В связи с увеличением числа насельников и ростом благосостояния К. аббат Гуго I приступил к реализации самого грандиозного строительного проекта в истории аббатства - возведению новой монастырской ц. апостолов Петра и Павла (Клюни III); ц. Клюни II была в основном разобрана, алтарная часть превращена в капеллу Сен-Пьер-ле-Вьё. Клюни III была ярким образцом романской архитектуры. Ее сооружение стало возможным благодаря щедрым пожертвованиям европ. монархов (в частности, Альфонсо VI, кор.

http://pravenc.ru/text/1841528.html

Духовенство выражало недовольство междоусобными конфликтами светских сеньоров; протесты против насилия и бесчинств знати получили отражение в «Книге о чудесах св. Веры», составленной в нач. XI в. Бернардом из Анже. Ок. 1013 г. еп. Стефан III был убит неким Теотардом, отлученным от Церкви за присвоение владений мон-ря Клюни. При поддержке церковных иерархов возникло движение за «Божий мир» , призванное положить конец междоусобным конфликтам и насилию. Среди инициаторов движения был еп. Стефан II (942/3-982/4); в 951 г. папа Римский Агапит II поручил ему наказать виновных в ограблении владений мон-ря Сосийанж. Папа Бенедикт VIII рекомендовал франц. прелатам, среди к-рых назван еп. К. Стефан IV, отлучить от Церкви сеньоров, отнимавших земли у мон-ря Клюни (1016). Преемник Стефана II еп. Бегон (ок. 990-1010) в сопровождении вооруженных вассалов принял участие в собрании знати, созванном в Ле-Пюи еп. Ги Анжуйским. Прелаты заставили участников собрания дать клятву сохранять мир, воздерживаться от грабежей, не причинять вред духовенству, а также крестьянам и торговцам. Нередко епископ призывал сеньоров к порядку, опираясь на вооруженную силу. Так, в 1105 г. аббат мон-ря Сен-Пьер-ле-Виф в Сансе посетил принадлежавший этой обители мон-рь Мориак, однако по наущению монахов был захвачен в плен сеньором замка Мирмон. Находившийся поблизости еп. Пьер Ру (1105-1111) заставил сеньора освободить аббата. Проведение григорианской реформы в Оверни было поддержано духовенством, стремившимся к независимости от светских сеньоров. Реформа осуществлялась при поддержке монахов, гл. обр. принадлежавших к Клюнийской конгрегации . От светских сеньоров требовали уступить Церкви контроль над содержанием храмов и назначением должностных лиц, вернуть захваченное церковное имущество, передать церковным иерархам право собирать десятину. В 1022 г. гр. Роберт I вернул соборному капитулу церковь в Эда; ок. 1077 г. Бертран из Турноэля передал каноникам церковь в Себаза. Мн. сеньоры уступали права на приходские церкви крупным мон-рям.

http://pravenc.ru/text/1841313.html

Иннокентий II, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) После смерти Гонория II группа из 16 кардиналов во главе с кард. Аймериком в ц. Сант-Андреа избрала папой Грегорио Папарески, к-рый принял имя Иннокентий. Выборы имели спорный с правовой т. зр. характер. Как и его предшественник Гонорий II, И. был ставленником влиятельного канцлера Римской курии кард. Аймерика и могущественного рим. рода Франджипани. Свои голоса за И. отдали более молодые кардиналы, выходцы из Сев. Италии и Франции. В тот же день большинство кардиналов (в основном более старшие по возрасту представители рим. знати и выходцы из Юж. Италии) в противовес И. избрали папой П. Пьерлеони (антипапа Анаклет II), представителя богатого рим. семейства, противника Франджипани в борьбе за власть, что положило начало 8-летнему расколу в католич. Церкви. Анаклета II поддержали рим. духовенство и народ. Оба папы были рукоположены 23 февр. 1130 г.: И.- в ц. Санта-Мария Нова, а Анаклет II - в соборе св. Петра. Вопрос о легитимности 2 пап решился в последующее десятилетие по результатам признания их европ. государями. Благодаря личным связям И. и его сторонников, прежде всего влиятельных франц. клюнийцев во главе с Бернардом Клервоским и основателя ордена премонстрантов Норберта из Ксантена (1080-1134), И. признали во Франции, в Римско-Германской империи и в Англии, в то время как Анаклет II сумел найти поддержку в Риме, в Папской области, в Милане, в Сицилийском королевстве, в Шотландии и в Аквитании (на короткий срок и среди нек-рых нем. епископов). Историки (Г. Швайгер и др.) полагают, что в противостоянии И. и Анаклета II нашел отражение конфликт между старым и молодым поколениями церковных реформаторов. За выходцем из Клюни высокообразованным Анаклетом II стояли реформаторы «традиционного» григорианского и клюнийского направления. И. поддерживали новые, быстро набиравшие влияние реформаторские группы регулярных каноников , премонстрантов и цистерцианцев . Определенную роль в полемике с Анаклетом II сыграл факт его происхождения из рода рим. евреев, принявших христианство. Бернард Клервоский, подчеркивая это обстоятельство, развил аргумент о решающем значении при папских выборах достойности кандидата, а не легитимности его избрания (см., напр., письма герм. имп. Лотарю III ( Bernard. Clar. Ep. 139//PL. 182. Col. 293-295), пресв. Гильдеберту ( Idem. Ep. 124//Ibid. Col. 281-282) и св. Вильгельму (Гильому), герц. Аквитанскому и гр. Пуатье ( Idem. Ep. 127//Ibid. Col. 281-282)).

http://pravenc.ru/text/468773.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010