Путем дипломатических переговоров Иннокентий II добился того, что законность его прав на Папский престол признали англ. и франц. короли, североитал. коммуны, а также избранный герм. кор. Лотарь III (1125-1137, император с 1133). Показав себя активным приверженцем григорианской реформы, папа Иннокентий II заручился поддержкой монашеских орденов, в первую очередь Клюнийской конгрегации, регулярных каноников, цистерцианцев (сторонником папы был католич. св. Бернард Клервоский ). Союзником антипапы Анаклета II, под властью к-рого находился Рим, стал Рожер II, гр. Сицилии, объединивший всю Юж. Италию (в 1130 Анаклет II признал его королем Сицилии). В 1132 г. кор. Лотарь III, желая получить имп. корону, совершил поход в И., что позволило папе Иннокентию II на нек-рое время установить частичный контроль над Римом и провести имп. коронацию Лотаря III. Папа отказался в пользу Лотаря от прав на земли, входившие в «наследство Матильды Тосканской» (император получил их от понтифика в качестве фьефа и потому считался его вассалом). Но сразу после имп. коронации Лотаря III, вернувшегося в Германию, Иннокентий II был вынужден покинуть Рим, где власть по-прежнему удерживал антипапа Анаклет II, и укрыться в Пизе. В 1136 г. Лотарь III предпринял новый поход в И., но схизма завершилась только после смерти Анаклета II и отречения его преемника антипапы Виктора IV от Папского престола (1138). На Латеранском II Соборе , созванном папой Иннокентием II весной 1139 г., Анаклет II и Виктор IV были осуждены и официально признаны антипапами, их союзник, сицилийский кор. Рожер II, отлучен от Церкви. Собор также признал еретическими учения Петра де Брейса и Арнольда Брешианского, ученика Петра Абеляра и активного сторонника радикального реформирования католич. Церкви. Церковная схизма 1159-1177 гг. развивалась в иной политической ситуации. С одной стороны, правители Сицилийского королевства к этому времени стали рассматриваться как главные союзники Римских пап (в 1156 было заключено Беневентское соглашение).

http://pravenc.ru/text/1237717.html

Об архитектурном облике К. можно судить по памятникам романского и готического периодов (время перестройки более ранних монастырских комплексов). Как правило, обрамление К. имело вид простых аркад, пролеты к-рых могли украшать колонны. Из Жития св. Одилона, аббата Клюни, известно, что в конце жизни он построил в мон-ре еще один К. (ок. 1042). Для его оформления с большим трудом по рекам из отдаленных мест сплавляли мраморные колонны; это строительство дало повод сравнивать св. Одилона с имп. Августом Октавианом Клуатр в аббатстве Сен-Пьер в Муассаке, Франция. Сер. XI в. Клуатр в аббатстве Сен-Пьер в Муассаке, Франция. Сер. XI в. (Vita Sancti Odilonis. Lib. 1. Cap. XI//PL. 142. Col. 905-906). Капители колонн в К. начиная с сер. XI в., особенно в мон-рях Каталонии и юга Франции, богато украшали, размещая зоо- и антропоморфные орнаментальные композиции, в т. ч. с сюжетами из ВЗ и НЗ, а также из житий святых, как, напр., в К. аббатства Сен-Пьер в Муасаке (Лангедок), сер. XI в. На гранях столпов сохранились рельефы с образами апостолов в рост, а также портрет заказчика, аббата Дюрана де Бредона, погребенного перед входом в К. ( Braunfels. 1969. S. 109-110. Abb. 19). Об иконографии скульптурного убранства можно судить также по памятникам письменности, напр. по «Апологии» св. Бернарда Клервоского , обращенной к Гийому, аббату монастыря Сен-Тьерри (Apologia ad Guillelmum. 1127). С поразительной наблюдательностью в ней описана скульптурная декорация К. клюнийского аббатства Сен-Дени, вызвавшая осуждение читателей ( Bernard. Clar. Apologia//PL. 182. Col. 915-916; Mortet, Deschamps. 1929. P. 43; История эстетики. 1962. Т. 1. С. 282-283; Rudolph. 1990. P. 282; Bernard de Clarvaux. 2005. P. 54-55). Сюжеты и мотивы подобной декорации чрезвычайно близки тератологическому орнаменту, который господствовал в европ. искусстве книжной иллюминации в раннем средневековье, получив распространение в Др. Руси, где сохранял устойчивые позиции, напр. в новгородской книжности, вплоть до сер. XV в.

http://pravenc.ru/text/1841516.html

Виктора. Кроме того, в трактате De vita et rebus gestis sancti Malachiae («О жизни и деяниях св. Малахии») содержится ритмический гимн св. Малахйи Ирландскому (Hymnus de S. Malachia) 1118 ; атрибуция других гимнов, которые ему приписываются, ныне считается дискуссионной. В частности, гимн Jesu dulcis memoria («Сладкого Иисуса память») отнесен теперь на счет анонимного английского цистерцианца 12 в.; гимн Ave marls Stella – «Радуйся, звезда над морем», содержащийся уже в Codex Sangallensis – Санкт–Галленском манускрипте 9 в., относится на счет Венанция Фортуната или Павла Диакона; рождественскую секвенцию Laetabundus («Исполненный радости») также относят к более раннему времени. Даже прекрасный мариологический гимн Omni die die Mariae/Mea laudes anima, с которым имя Бернара Клервоского было связано почти неразрывно, ныне приписывается его современнику – клюнийскому монаху Бернарду де Морласу (ум. ок. 1140). Кстати, судя по сохранившимся произведениям, прекрасный проповедник Бернар Клервоский оказался весьма посредственным поэтом. Множество секвенций (из которых наиболее известны секвенции на праздники Троицы и Пасхи, на память первомученика и архидиакона Стефана, а также ряд секвенций, посвященных Богородице, в том числе – Salve Mater Salvatoris) принадлежат, как считается, августинцу Адаму Сен–Викторскому (ум. 1177 или 1192), творчество которого знаменует собой зенит латинской гимнодии. Однако рукописей их не сохранилось, и его авторство устанавливается только по более поздним свидетельствам. Адаму приписывается также блестящая секвенция Laudes crucis attollamus/Nos, qui crucis excultamus/Speciali gloria, однако ныне считается, что ее написал кто–то из его одаренных сен–викторских предшественников. Минорит Юлиан из Шпайера (ум. ок. 1250), хормейстер придворной капеллы при французских королях Филиппе II Августе и Людовике VIII, а затем – монах в парижском францисканском монастыре, составил рифмованные службы (historiae) святым Франциску Ассизскому и Антонию Падуанскому, до сих пор используемые францисканцами (в современном виде небольшая часть службы – антифоны в третьем noctum – принадлежит папе Григорию IX и его кардиналам); его музыкальнопоэтическое творчество оказало существенное влияние на современников.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К Каролингской эпохе относятся и первые попытки реформы монашеской жизни. На Аахенском соборе 817 года был утвержден так называемый «Монастырский капитулярий» (Capitulare monasticum), основной целью которого было единообразное и строгое выполнение всеми монастырями Устава преподобного Венедикта. Многие положения Устава (в частности об одежде, дисциплине, пище) на соборе были смягчены с тем, чтобы добиться успешного проведения реформы; зато другие, касающиеся трудовых послушаний, были дополнены и усилены. Попытка унификации монашеской жизни не получила большого распространения, ограничившись лишь югом Франции, но именно здесь обновленный Устав преподобного Венедикта был принят и в скором времени послужил основой для клюнийской реформы. Стремление осуществить аскетический идеал в наиболее полной форме неизбежно вело к попыткам создать новый тип монастырской жизни. «Для Запада характерно, что монахи, которые с бесповоротной решимостью возвращались к греческому аскетизму, не могли надолго на нем успокоиться и спустя более или менее продолжительное время добровольно обращались к мысли о реформе ордена» 67 . Это стремление к духовному совершенствованию берет свое начало в X веке, когда из французского монастыря Клюни (Бургундия), основанного герцогом Гильомом Аквитанским в 910 году, раздался призыв к реформе. Этот монастырь стал центром особой конгрегации бенедиктинских монастырей, истолковывавших Устав преподобного Венедикта с аскетических позиций. «Исход X века, т. е. первого тысячелетия, вызвал у современников мысль о предстоящем конце мира и чрезвычайно усилил религиозное чувство в смысле аскетизма. Число монастырей и монахов так быстро возросло, что очевидец этого движения – монах Радульф Глабер – изображает это движение словами: «Казалось, как будто весь мир облек себя в белый покров Церкви» 68 . Период, предшествовавший началу крестовых походов (1096 г.), отмечен созданием новых монашеских орденов, также ведущих свое начало от братства преподобного Венедикта. В 1084 году был учрежден орден картезианцев (Charteux), а 14 лет спустя часть бенедиктинцев основала конгрегацию с еще более строгими правилами – цистерцианскую, центром которой стал монастырь Сито (Citeax, Бургундия) и главой которой был Бернар Клервоский (1091–1153).

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

74 Практическая реализация требований соборного движения была предпринята на церковных соборах XV в.: Пизанском (1409), Констанцском (14141418), на соборе в Павии-Сиене (1423) и Базельско-Флорентийском (14311449; заседания этого собора проходили в Ферраре (1438), во Флоренции (14391433), Риме (14431445). Констанцский и Базельско-Флорентийский соборы считаются соответственно XVI и XVII Вселенскими соборами католической церкви. 75 Первая волна, реализовавшаяся в клюнийском движении, была реакцией на обмирщение папства в период с 882 по 1046 гг; Целью клюнийского движения стало стремление вернуть монашество старого (традиционного) типа к первоначальной форме жизни и аскетического идеала. Кроме того, оно стало инструментом папской политики, опорой Рима в борьбе с центробежными устремлениями местного духовенства и со светской властью. 76 Первоначально члены ордена, основанного в 1098 г. бенедиктинцем Робертом Молезмским, назывались цистерцианцами (по названию французского местечка Сито близ Дижона). После реорганизации, проведенной Бернаром Клервоским, возглавившим орден в 1115 г., за цистерцианцами закрепилось второе название – бернардинцы. Архитектура бернардинских аббатств была единообразна и аскетична. В их церквах были запрещены живопись, орнамент, цветное стекло, скульптура, драгоценные камни все то, что, согласно установкам Бернара, могло услаждать взор и отвлекать умы от Божественного промысла. Украшать допускалось городские соборы, в которых искусство художника выполняло декоративную и воспитательную функции, вызывая чувство благоговения и просвещая мирян. 77 Франциск Ассизский (1181/821226) уже при жизни почитался святым, был канонизирован папой Григорием IX в 1228 г. Среди католических святых наиболее почитаем, с 1939 г. считается покровителем Италии. Фактически Франциском Ассизским были основаны 3 ордена: миноритов, женский орден св. Клары и полумирской орден терциариев («кающиеся братья и сестры»). 79 С 20-х гг. в. доминиканцы начали занимать епископские кафедры и богословские кафедры в западноевропейских университетах.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zapa...

С латинской стороны в этом отношении заслуживает внимания воззрение Петра Клюнийского и Бернара Клервосского. Первый в XII в. писал византийскому патриарху Иоанну Халкедонию: «Хотя мы и разделены с вами пространственно и различием языков, однако же мы соединены неразрывно единством веры и любви. Я желаю заключить с тобой неразрывный союз дружбы, если ты не станешь стыдиться этого». 71 Западный святой Бернар Клервосский в том же XII в. писал папе Евгению III: «Строптивые греки, мы и с ними, и не с ними, соединены в вере, разделены в любви, хотя тоже и в вере они кое в чем заблуждаются». – Тон вообще мягкий. 72 Приведем в том же роде свидетельства греков. Греческий философ Феориан, которому император Мануил поручал столь многие миссии по делам религиозным и который, случалось, вступал в споры с латинянами, увещевал монахов смотреть на латинян как на братьев и притом православных; большую часть пунктов разногласия он считал касающимися вопросов только дисциплинарных и не имеющими отношения к вероучению. 73 Епископ Иоанн Китрский в Македонии (конца XII в.) на вопрос: можно ли присутствовать при латинском богослужении, отвечал, что раздоры между Церквами касаются только двух пунктов – filioque и опресноков, что чтение Св. Писания, молитвы, песнопения, храмы, почитание честного Креста и Св. икон – все это у латинян не отличается от того, что есть у нас. Латинское богослужение (имеется в виду погребальное) не языческое (φαλμωδα υκ στιν νικ), но сообразное со Свящ. Писанием. 74 Не без христианских симпатий относится к латинянам также и Димитрий Хоматин, архиепископ Болгарский (XIII в.) Ему предложен был вопрос, считать ли святой или не святой Евхаристию, совершаемую латинянами на опресноках, а также – нужно ли считать священными церковные сосуды и одежды латинян. Отвечая на вопрос, Димитрий не одобряет латинского обычая совершать Евхаристию на опресноках, но находит, что многие из греков выказывают преувеличенную ревность в борьбе с этим обычаем. При этом указывает, что некоторые из греков более снисходительно смотрят на латинский обычай совершать Евхаристию, и только по вопросу об исхождении Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

На Римском Соборе 1065 г. рассматривался схожий спор между аббатом Сен-Дени и епископом Парижским. В отличие от монахов Сен-Дени монахи К. не смогли представить на Собор убедительных доказательств своих привилегий. Они ссылались на подложную грамоту Гуго Капета от 988 г., в к-рой говорилось, что епископ Амьенский не единственный, кто имеет право совершать ординации и др. обряды в К., т. к. аббат Мегингауд (986-1013/15) получил ординацию от архиепископа Реймсского, а мон-рь находится под защитой Папского престола (изд.: Boussard J. Le diplôme de Hugues Capet, de 988, pour l " abbaye de Corbie//J. des Savants. P., 1976. N 1. P. 54-64). Весной 1065 г. мон-рь К. был принят папой Римским под защиту ( Jaff é . RPR. N 4609), но не получил экземпцию. Подобная ограниченная привилегия была дана папой Урбаном II в Туре 25 марта 1096 г.; полную экземпцию К. даровал только папа Александр III в 1170-1171 гг. ( Falkenstein. 1989). Связь К. с Сен-Дени в нач. XII в. укрепилась настолько, что в 1123 г. аббатом К. стал монах Сен-Дени Роберт, ученик Сугерия и друг клюнийского аббата Петра Достопочтенного . Хотя формального присоединения К. к Клюнийской конгрегации не произошло, к 1142 г. монахи приняли клюнийские обычаи (в частности, в К. копировались «Consuetudines» мон. Бернарда - рукописи Paris. lat. 13877, XVII в.; 13874, XII в.; 10111, XVII в.; Amiens. Bibl. Louis Aragon. 524. Fol. 4-21; Ibid. 525. Fol. 15-37; см.: Peltier. 1950; Tutsch B. Die Consuetudines Bernhards und Ulrichs von Cluny im Spiegel ihrer handschriftlichen Überlieferung//Frühmittelalterliche Studien. B., 1996. Bd. 30. S. 248-293). К этому времени в К. было 36 монахов. Упадок и закрытие К. В XII-XIII вв. обострился конфликт между аббатами К. и коммуной бурга, образовавшейся в 1123/24 г. Поскольку аббаты К. поддерживали французских королей в борьбе против Папского престола, то в 1330 г. кор. Филипп VI окончательно подтвердил права аббата на бург. В честь этого было учреждено особое празднование. В 1402-1406 гг. в келье между контрфорсами ц. св. Стефана с разрешения аббата К. жила в затворе католич. св. Колетта (1381-1447), впоследствии выступавшая за реформу францисканских обителей и составившая собственный устав.

http://pravenc.ru/text/2057224.html

Vol. 1. P. 390-391), а мон. Нальгод, в 20-х гг. XII в. переработавший Житие св. Одона, именовал его основоположником К. к. (primi Cluniacensium fundatoris - PL. 133. Col. 85). Перечень св. аббатов Клюни окончательно сложился после установления папой Каллистом II почитания св. Гуго (1120): по утверждению Бернарда Клервоского, клюнийцы хвалились тем, что «начальниками и наставниками их чина» (sui utique ordinis principes et praeceptores) были святые Одон, Майоль, Одилон и Гуго ( Bernard. Clar. Apologia ad Guillelmum. IX 23// S. Bernardi Opera/Ed. J. Leclercq. R., 1965. T. 3. P. 100). В клюнийской агиографии св. аббаты прославлялись как мудрые наставники монахов и искусные политики. По словам Иоанна Салернского, св. Одон был «сладчайшим главой и отцом» многих монастырей во Франции, в Аквитании, «западных странах» (Hesperiarum partium) и в Риме (PL. 133. Col. 45). Св. Одилон утверждал, что императоры, короли и знатные сеньоры, склоняясь перед добродетелью св. Майоля, называли его «господином». Св. Майоль был окружен почтительным отношением епископов, монахов и мирян, к его советам прислушивались Римские папы, поэтому «воистину он был в то время главой монашеского чина» (vere erat eo tempore princeps religionis monasticae - PL. 142. Col. 956). Йотсальд вслед за Фульбертом Шартрским называл св. Одилона «архангел монахов» ( Fulberti Ep. 66//PL. 141. Col. 251; Iotsaldi Vita Odilonis. I 11//PL. 142. Col. 906), а Гилон применил этот эпитет к св. Гуго ( Cowdrey. 1978. P. 52). Согласно агиографическим сказаниям, клюнийские аббаты поддерживали равноправные дружественные отношения со светскими правителями, особенно с герм. императорами, а Гуго - с кор. Альфонсо VI. В то же время они были тесно связаны с Папским престолом и нередко оказывали помощь Римским понтификам, т. к. существование К. к. опиралось на папские привилегии, к-рые клюнийцы ревностно отстаивали от посягательств церковных и светских сеньоров и др. монашеских общин. В историографии 1-й пол. XX в. система управления К.

http://pravenc.ru/text/1841530.html

В 1137 г. потерял Антиохию, занятую византийцами. Погиб в сражении с сельджуками. Евгений III — папа римский с 1145 по 1153 гг., в миру Бернардо, вероятно, из рода Паганелли ди Монтеманьо. Бывший цистерцианский монах, ученик Бернара Клервосского (см. прим. 6). Несколько раз бежал из Рима от сторонников республики. Один из инициаторов второго крестового похода. Ошибка: никакого антипапы в понтификат Евгения III не было. Германским королем в 1144 г. был Конрад III (см. прим. 8). Арнольд Брешианский (ок. 1100-1155) — проповедник и церковный реформатор, ученик Абеляра (см. прим. 12), а не Бернара Клервосского, как по ошибке сказано у Успенского. Стремился возвратить клир к простой жизни времен апостолов, требовал лишить духовенство собственности. Выслан из Италии в 1139 г. как руководитель движения в Брешии против местного епископа. Осужден на Сансском соборе 1140 г. вместе с Абеляром. В 1146 г. вернулся в Рим, где стал идейным вождем восстание против светской власти папы. Поддерживал созданную в 1143 г. Римскую республику. После занятия в 1155 г. Рима войсками Фридриха Барбароссы был приговорен к смерти новым папой Адрианом IV и повешен. Бернар Клервосский (1090-1153) — богослов и мистик, один из самых влиятельных духовных авторитетов своего времени; канонизирован католической церковью в 1174 г. Аббат монашеской общины в Клерво с 1115 г. Отличался крайней ортодоксальностью, защищал догматику и порицал схоластику за рационалистические тенденции. Один из главных вдохновителей второго крестового похода. Клюнийская конгрегация возникла с основанием в 910 г. монастыря Клюни в Верхней Бургундии, подчиненного непосредственно папе. Была известна строгим бенедиктинским уставом, ставшим образцом для всех европейских монастырей. Центр так называемого " клюнийского движения " за очищение церкви. Во второй половине XII в. клюнийской конгрегации принадлежало уже 2000 монастырей в Италии, Испании, Англии, Германии, Польше, но более всего во Франции. Обладала большой духовной и политической властью, из нее вышло двенадцать кардиналов и несколько пап, в том числе Григорий VII (см.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2185...

Герасим и девочки ужаснулись всему увиденному и немедленно послали гонца на Кадьяк с рассказом о случившемся. Офицер компании отправил обратно приказ: не трогать тело, пока он не придёт со священником и гробом. Но до того, как он отправился, разразилась невиданная доселе буря, и никто не отваживался выйти в море целый месяц. Всё это время тело святого лежало в келлии без всяких признаков тления. Уразумев руку Божию в буре и вспоминая последние слова отца Германа, Герасим и девочки похоронили отца в соответствии с его волей. Тотчас же ветер утих, море успокоилось, и выглянуло солнце. В 1842-м году корабль, на котором епископ Иннокентий плыл с Камчатки в Аляску, попал в сильный шторм, грозивший разбить его. Праведный епископ помолился святым о помощи, и, вспоминая набожного отца Германа, сказал про себя: «Если ты угодил Богу, отче Герман, перемени ветер». Тотчас же поднялся благоприятный ветер, и лодка вовремя прибыла в безопасную гавань Св. Павла. В благодарность за избавление епископ отслужил панихиду над гробом отца Германа. Через 30 лет после кончины святого священник Кадьяка посетил место его упокоения и обнаружил, что трава на могиле всегда зелёная, и летом, и зимой, а крест – новый и крепкий, как в тот день, когда его поставили. Жители Кадьяка любят рассказывать историю отца Германа, святого Аляски, который так близок и дорог им. Если говорить о его достижениях, то он не оставил витиеватых проповедей , не оканчивал колледжей, но христианство, посеянное им в сердца алеутов, пребудет в них, пока алеуты живы. На стенах Валаамского монастыря можно увидеть изображение Нового Валаама и образ отца Германа, и монахи, проходящие мимо, крестятся и молятся, чтобы пришло время, когда мощи его будут почивать на святой земле монастыря и когда Церковь официально признает его святым. Рейтинг: 10 Голосов: 300 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  Голдер – историк-русист, темой его диссертации была экспансия Российской Империи на побережья Тихого океана.  Близ Санкт-Петербурга.  «Иерусалим прекрасный!» – вольный русский перевод И.С. Прохановым отрывка поэмы Бернарда Клюнийского «De Contemptu Mundi». На английском языке этот гимн называется «Jerusalem the Golden».

http://pravoslavie.ru/147617.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010