Весьма разнящееся окружение двух других главных противников Паламы, честного консерватора от богословия, всем обязанного лишь себе Акиндина, и представителя аристократического кружка интеллектуалов Григоры, — требует пристального внимания ученых, хорошо знакомых не только с греческой святоотеческой мыслью, но и с интеллектуальной атмосферой поздней Византии.    б) Последствия победы паламитов для экклезиологии в широком смысле этого понятия. Выше мы отметили, как соотносятся между собой афонский исихазм и антиинституционально-антисакраментальное движение, известное в XIV в. как мессалианство, или богомильство. Явно противостоя последнему, паламиты были, однако, носителями давней традиции восточного монашества, признававшей за харизматическим водительством святых определенную духовную автономию даже по отношению к епископской власти и видевшей в нем пророческое служение, до некоторой степени параллельное традиционным институтам Церкви. Так называемый Святогорский томос (Τμος αγιωρετικς) 1340 г., подписанный вождями афонского монашества в защиту Григория Паламы, которого Варлаам обвинил тогда перед патриаршим синодом, представляет собой своего рода манифест этого монашеского профетизма. Конечно же, реальная позиция монахов могла измениться после того, как сами они оказались у власти в Церкви (как это произошло на Западе, когда реформаторы клюнийской обители превратились в «григорианских» реформаторов папства). И несмотря на это, все последствия торжества монахов в византийско-православном мире заслуживают более глубокого понимания, чем это принято сейчас.    Свидетели веры, осмысленной как личный и живой опыт, монахи никогда не забывали об относительном значении и вспомогательной роли официальных структур. И такая несколько обособленная позиция оказывалась плодотворной во времена, когда структуры эти переживали распад. Империя была на краю гибели. Патриархии предстояло превращение в гетто и униженное существование под иноверной властью. Но Святая гора Афон осталась символом преемства и жизнеспособности на многие века.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3285...

В монашеской среде до XI в. К. называли тех, кто принесли обеты в зрелом возрасте, отличая их от отданных в мон-рь в детстве и воспитывавшихся там (т. н. pueri oblati (принесенные дети), nutriti (вскормленные), donati (отданные)). В «Правилах для монахов» св. Исидора Севильского К. называются те, кто, удалившись от мира, готовятся принести монашеские обеты ( Isid. Hisp. Reg. mon. 4//PL. 83. Col. 871-873; в тексте используются только глаголы convertuntur, convertitur; выражение conversio для обозначения ухода в мон-рь применяется и в бенедиктинском уставе - Reg. Ben. 58). В Уставе св. Фруктуоза (главы 20-22) подробно описывается порядок приема К. в мон-рь. Прошедшие испытание К. имели те же права и обязанности, что и облаты , внешне от них не отличались и впосл. могли получить ординацию. В XI в. появляется новая категория К.- живущих в мон-ре, но не приносящих полных монашеских обетов. Таких К. обычно называли fratres laici (братья-миряне, т. е. нерукоположенные), illiterati (неграмотные), idiotae (необразованные), barbati (бородатые), exteriores (внешние). Хотя они принадлежали к братии мон-ря, но отличались от монахов тем, что в основном занимались физическим трудом. Впервые К. появились в конгрегации камальдулов (по преданию, еще при жизни св. Ромуальда они помогали в инфирмарии (госпитале) в Фонтебуоно (Constitutiones B. Rodulphi (1085)//Annales Camaldulenses. Venetiis, 1758. Vol. 3. Col. 543) и в аббатстве Ситрия ( Petri Damiani Vita S. Romualdi. 64//PL. 144. Col. 1002-1003)). В сер. XI в. К. («сервы») прислуживали в еремитории св. Петра Дамиани в Фонте-Авеллана (вместо монашеских обетов они давали особое обещание - promissio: Idem. De institutis ordinis eremitarum. 7//PL. 145. Col. 342). Влиянием камальдулов можно объяснить появление К. в бенедиктинских конгрегациях Валломброзы (Vita S. Joannis Gualberti abbatis//PL. 146. Col. 775-776) и Хирзау (Vita Guillelmi. 23//PL. 150. Col. 914). В аббатстве Клюни и мон-рях Клюнийской конгрегации К. нового типа, видимо, не было. К. там называли неграмотных монахов, к-рые не могли полноценно участвовать в богослужении как монахи хора (cantores). При этом переход из одной категории в другую для них не был закрыт; они могли даже получить ординацию. В кон. XI в. и особенно в XII в. прослеживается тенденция к большему внешнему обособлению К. от монахов. При аббате Петре Достопочтенном К. были переданы обязанности famuli - монастырских слуг, имевших семьи и проживавших в бурге рядом с Клюни.

http://pravenc.ru/text/1841878.html

Последние Каролинги, подобно последним Меровингам, имели прозвище «ленивых королей». Вновь встал вопрос о смене династии, и в XI в. власть перешла к новой династии Капетингов, первым королем которой был Гуго Капет. 11. Священная Римская Империя германских императоров Священная Римская империя представляла собой государственно-церковное образование, в котором должна была реализоваться папская идея Sacrum Romanum imperium. В 800 г. папа Лев III провозгласил императором Священной Римской империи императора Карла Великого. После распада каролингской империи (Верден, 843 г.) Оттон I Великий (936–973), император Саксонской династии с 962 г., владевший германскими землями, основал империю с относительно сильной центральной властью и органами управления. Императоры Саксонской династии Оттон II (973–983), Оттон III (983–1002), при котором немецкая культура оформилась в «Оттоновское Возрождение», Генрих II (имп. с 1014), императоры Франконской (Салической) династии Генрих III (1039–1056), Генрих IV (1056–1106), Генрих V (1106–1125), императоры династии Гогенштауфенов Фридрих I Барбаросса (1152–1190), Генрих VI (1190–1197), Фридрих II (1212–1250), правившие с 1138 по 1254 г., боролись за объединение немецких земель, внутреннее укрепление империи и за ее международный престиж и влияние. В 1254 г. умирает последний король из дома Штауфенов – Конрад IV. В X-XIII вв. Священная Римская империя включала земли Германии, часть Италии, Бургундское королевство, земли полабских славян, Чехию. Господство германских императоров над папством, в рамках клюнийского реформаторского движения, сменилось борьбой императоров и пап за инвеституру и утратой императорами власти над Италией. В XIII в. подвассальные империи области стали почти независимы от нее. В самой Германии все больше укреплялись княжества курфюрстов. В XIV-XV вв. императоры династии Люксембургов Генрих VII (имп. с 1312), Карл IV (1347–1378), Сигизмунд (имп. с 1433), императоры династии Габсбургов Фридрих III (1440–1493), Максимилиан I (1493–1519) пытались остановить распад Священной Римской империи. Тем не менее империя теряла прежде зависимые от нее государства. Отпали Чехия, Нидерланды, Швейцария, Испания. По Вестфальскому договору в 1648 г . императорские княжества получили суверенитет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

бывшего союзника: в февр. 1122 г. вернувшийся из Византийской империи герц. Вильгельм II заключил союз с Рожером II. Основными тенденциями, определявшими церковную политику К., были курс на усиление епископской власти и особое внимание к новым духовным орденам. Так, 9 мая 1122 г. он утвердил создание общины регулярных каноников св. Мартина в Зальцбургском диоцезе, а 4 нояб. того же года - общину каноников св. Мартина в Аугсбургском диоцезе. Для распространения августинского устава (см. Августина устав ) среди каноников Латеранской базилики в Риме К. постепенно перевел туда каноников одного из важнейших каноникатов Италии - Сан-Фредиано в Лукке. К. приписывалось утверждение 1-го устава цистерцианцев «Carta Caritatis», впрочем, в совр. историографии содержащая это распоряжение папская булла от 23 дек. 1119 г. считается поддельной ( Berman C. H. The Cistercian Evolution. Phil., 2010. P. 62). Спустя несколько дней после Реймсского Собора К. одобрил устав премонстрантов, переданный ему св. Норбертом из Ксантена (формальное утверждение устава состоялось 17 февр. 1126). Нек-рые исследователи (Г. В. Клевиц, Ф. Й. Шмале) рассматривают политику К. по отношению к новым орденам - регулярным каноникам, цистерцианцам и премонстрантам - как одну из причин схизмы 1130 г., когда ставшие при К. кардиналами представители «нового» духовенства поддержали папу Иннокентия II , в то время как кардиналы «старой формации» оказались на стороне антипапы Анаклета II . Как полагает Б. Шиллинг, «новый» курс К. в вопросе избрания кардиналов в основном определялся провалом его сицилийской и калабрийской политики, а также сменой союзников папства в Риме - в последние годы понтификата К. главной опорой папства стал род Франджипани, ранее поддерживавший антипапу Григория VIII. Понтификат К. иногда называют концом эпохи пап-реформаторов (напр., Klewitz. 1939). При нем усилилась власть епископов в диоцезах (этому были посвящены 7, 17-19-й каноны I Латеранского Собора) и были ограничены привилегии мон-рей, монашеских конгрегаций и частных церквей. Так, привилегия мон-рю Клюни и клюнийской конгрегации, данная К. 22 февр. 1120 г., ограничивала лишь мон-рем Клюни право аббата быть введенным в должность любым епископом (ранее это право распространялось на все мон-ри конгрегации). С изменившейся политикой по отношению к мон-рям нек-рые историки связывают отречение от титула и отъезд в Палестину в 1122 г. аббата Клюни Понтия, хотя в течение всего понтификата К. и аббат Клюни (несмотря на соперничество за Папский престол в 1119) сохраняли хорошие отношения: в 1120 г. К. был принят в братство монахов Клюни, а Понтий в том же году возведен в достоинство кардинала.

http://pravenc.ru/text/1320101.html

Кармелиты возникли сначала как конгрегация еремитов на Св. земле, получив от лат. патриарха Иерусалима устав, по типу близкий к восточным. Однако в связи с эвакуацией крестоносцев с Ближ. Востока в Европу кармелиты вынуждены были изменить свой устав, облачения и переселиться из пустыни в города. При этом орден позиционировал себя как созерцательный и главной целью ставил прославление Девы Марии. Последний крупный нищенствующий орден августинцев-еремитов был создан из множества аскетических движений, проповедовавших бедность. Для них, как и для доминиканцев, большое значение имели проповедническая деятельность и образование. М. в позднее средневековье Упадок традиц. монашеских конгрегаций стал заметен уже в XIII в. Внутренние конфликты, упадок дисциплины, трудности в управлении собственностью постепенно привели к тому, что мн. мон-ри стали добровольно вводить ограничения на количество насельников, ставить сословные барьеры, не принимая в братию людей из низших слоев. Римские папы Григорий IX и Климент IV попытались своими декретами отрегулировать жизнь Клюнийской конгрегации, гранмотенсов , премонстрантов и цистерцианцев. 23-й канон II Лионского собора 1274 г. запретил принимать новых членов во все ордены, к-рые появились после IV Латеранского собора, что означало их фактический запрет. Утверждены были только 4 нищенствующих ордена (францисканцы, доминиканцы, кармелиты и августинцы-еремиты). В 30-х гг. XIV в. ряд реформистских булл для монашествующих был издан Бенедиктом XII (напр., буллой «Fulgens sicut stella» (12 июля 1335) папа запретил цистерцианцам разделять общий дормиторий на индивидуальные кельи; буллой «Summi magistri» (20 июня 1336) ограничил сроки обучения бенедиктинцев в Парижском ун-те; были изданы буллы для францисканцев («Redemptor noster», 28 нояб. 1336) и регулярных каноников («Ad decorum», 15 мая 1339)). Серьезный удар европ. мон-рям был нанесен во время эпидемии чумы в сер. XIV в. Опустошительной оказалась и Столетняя война. Упадок дисциплины проявлялся в том, что мн. мон-ри стали добиваться от римских пап привилегий на ослабление поста, в частности на вкушение мясной пищи вне периодов Адвента и Великого поста. В эту эпоху более тысячи мон-рей перешли в режим комменды . Наиболее острая критика, предвосхитившая протестант. критику М., в этот период встречается в произведениях Дж. Уиклифа . Лишь отдельные конгрегации сохраняли свой авторитет в народе (картузианцы, целестинцы , Биргиттинский орден ). Распространение Devotio moderna сместило акценты с внешних форм благочестия на более индивидуальные внутренние. Стала развиваться практика духовных упражнений.

http://pravenc.ru/text/2564108.html

Ист.: Gildae De excidio Britanniae. Fragmenta. Liber de paenitentia/Ed. H. Williams. L., 1899. P. 22-28; Гильда Премудрый. О погибели Британии. Фрагменты посланий. Житие Гильды/Пер., вступ. ст., примеч.: Н. Ю. Чехонадская. СПб., 2003. С. 177, 249-250; Beda. Chronica maiora//MGH. AA. T. 13. P. 295; idem. Hist. eccl. I 7// idem. Historia ecclesiastica gentis Anglorum. Historia abbatum. Epistula ad Ecgberctum/Ed. C. Plummer. Oxonii, 1896. T. 1. P. 21-22; ActaSS. Iul. T. 1. P. 17-18; MartRom. Comment. P. 264-265; Гальфрид Монмутский. История бриттов. Жизнь Мерлина/Изд. подгот.: А. С. Бобович и др. М., 1984. С. 52. Лит.: Baring-Gould S., Fisher J. The Lives of the British Saints of Wales and Cornwall and Such Irish Saints as Have Dedications in Britain. L., 1907. Vol. 1. P. 101-103; Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 322; Levison W. St. Alban and St. Albans//Antiquity. Oxf., 1941. Vol. 15. P. 337-359; Bowen E. G. The Settlements of the Celtic Saints in Wales. Cardiff, 1954; Lucchesi G. Giulio, Aronne e compagni//BiblSS. Vol. 6. Col. 1235-1237; Thomas Ch. Christianity in Roman Britain to AD 500. Berkeley, 1981. P. 47-50, 133; Stephens G. R. Caerleon and the Martyrdom of SS. Aaron and Julius//Bull. of the Board of Celtic Studies. Cardiff, 1985. Vol. 32. P. 326-335; Knight J. K. Britain " s Other Martyrs: Julius, Aaron, and Alban at Caerleon//Alban and St. Albans: Roman and Medieval Architecture, Art and Archeology. 2001. P. 38-44; idem. Basilicas and Barrows: Christian Origins in Wales and Western Britain//The Cross Goes North: Processes of Conversion in Northern Europe, AD 300-1300/Ed. M. Carver. Woodbridge; Rochester, 2003. P. 119-126; Sharpe R. Martyrs and Local Saints in Late Antique Britain//Local Saints and Local Churches in the Early Medieval West/Ed. R. Sharpe, A. Thacker. Oxf., 2002. P. 75-154; Aubert R. Jules//DHGE. T. 28. Col. 471. А. А. Королёв Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/1237869.html

Les bénédictins de Saint-Maur. P., 1989-1991. 2 vol.; Hurel D.-O. L " histoire de la Congrégation de Saint-Maur: Quelques réflexions à propos d " un ouvrage recent//StMon. 1993. Vol. 35. P. 449-462; idem. The Benedictines of the Congregation of St.-Maur and the Church Fathers//The Reception of the Church Fathers in the West: From the Carolingians to the Maurists/Ed. I. Backus. Leiden, 1997. Vol. 2. P. 1009-1038; idem. Les mauristes, consommateurs et producteurs de livres aux XVIIe et XVIIIe siècles//Les religieux et leurs livres à l " époque moderne. Clermont-Ferrand, 2000. P. 177-194; idem. L " historiographie de la congrégation de Saint-Maur aux XIXe-XXe siècles: Bilan et perspectives de recherche//Revue Mabillon. N.S. 2002. T. 74. N 13. P. 7-24; idem. Les mauristes et les Lumières//RBen. 2004. Vol. 114. N 2. P. 382-394; idem. Les mauristes, historiens de la Congrégation de Saint-Maur aux XVIIe et XVIIIe siècles//Écrire son histoire: Les communautés régulières face à leur passé: Actes du 5e colloque intern., Saint-Étienne, 6-8 nov. 2002. Saint-Étienne, 2006. P. 257-274; idem. Mauristes et Bollandistes//AnBoll. 2008. Vol. 126. P. 337-369; L " érudition mauriste à Saint-Germain-des-Prés/Éd. P. Gasnault. P., 1999; Королев Г. И. Медиевистическая археография за рубежом: Тр. XVI-XVIII вв.: [Учеб. пособие]. М., 2001; Les mauristes à Saint-Germain-des-Prés: Actes/Éd. J.-C. Fredouille. Turnhout, 2001; Barbeau T. La spiritualité dans la congrégation de Saint-Maur: Bilan et perspectives d " étude//Revue Mabillon. N.S. 2002. Vol. 74. N 13. P. 35-51; Ch é dozeau B. La congrégation de Saint-Maur et le renouveau architectural du monachisme dans les abbayes du Bas-Languedoc//Ibid. P. 67-88; Leroy H. Les procédures juridiques et canoniques de réforme des monastères: L " exemple de la congrégation de Saint-Maur//Ibid. P. 25-34; Lenain Ph. Histoire littéraire des bénédictins de Saint-Maur. Louvain-la-Neuve, 2006-2014. 4 vol. С. Г. Мереминский Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/2561154.html

Вероятный год рождения Абеляра — 1079–й. Его родина — французская Бретань. В трех лье к востоку от Нанта, в местечке Палле, и теперь показывают развалины замка, принадлежавшего предкам Абеляра. Его христианское имя было Петр. Он называл себя Palatinus, по имени родного замка; его школьное и ученое прозвание Abaelardus (или Abailardus) допускает различные объяснения. Было бы соблазнительно искать в кельтской родине и ее традициях ключ к характеру Абеляра: его впечатлительности, живости воображения, смелости, соединенной с недостаточной стойкостью. Сам Абеляр вскользь бросает такое предположение. Однако нельзя забывать, что будущий философ родился на самом востоке провинции и что он не знал бретонского языка. Всякий локальный патриотизм был ему как нельзя более чужд. Он дает своим землякам самую нелестную характеристику и производит их имя от bruti (тупые). Люди XII века отметили двойственный образ Бретани. Эта довольно дикая и богатая смутами страна создает острую умом и художественно одаренную интеллигенцию (характеристика Оттона Фрейзингского). Дом Абеляра был одним из маленьких культурных очагов. Рыцарь Беренгарий — Беранже, его отец, сам получил некоторое образование и стремился дать его своим сыновьям, прежде чем приучить их к оружию. Впоследствии он, вместе с женой своей, принял монашеский постриг. Конечно, путь от замка к монастырю был недалек, как показывает вся история клюнийского и цистерцианского орденов  574 . Но редко можно встретить такую бескорыстную любовь к культуре, как в семье Беранже, особенно среди воинственной и дикой бретонской знати. Мы не знаем, получил ли маленький Петр воинское воспитание и можно ли видеть в его страсти к философским диспутам перерождение воинственных вкусов. Во всяком случае, рыцарскими добродетелями он не отличался. Ему было 17 лет во время сборов в первый крестовый поход, в который с таким энтузиазмом стремилась французская знать. Ее религиозно–военное одушевление осталось, по–видимому, совершенно чуждым Абеляру. Современник этого огромного движения, он не находит повода упомянуть о нем.

http://predanie.ru/book/219988-stati-191...

Соборный декрет регламентировал проповедь крестовых походов. Ее должны были регулярно вести епископы и духовенство. В каждую страну назначался также главный проповедник, под начало которого ставились проповедники из наиболее красноречивых клириков и монахов. Им первоначально поручался также сбор «крестовой деньги» и ее распределение между крестоносцами (с середины XIII в. сбор средств возложили на генеральных сборщиков, в качестве которых обычно выступали папские легаты). Собор подтвердил избрание Фридриха II на германский престол и в завершающем заседании заявил об успешном осуществлении им своей задачи возобновить реформирование всей церкви во всей полноте ее жизни и призвал использовать все усилия и средства для того, чтобы неустанно проводить эту реформу в жизнь. В то же время ряд основополагающих вопросов клюнийской реформы остался нерешенным. Так, проблемы нравственности клира (касательно целибата духовенства и незаконного брачного сожительства монашествующих) не были окончательно урегулированы и в XII в. и разбирались на II Латеранском (X Вселенском) соборе в 1139 г., который в очередной раз был вынужден провозгласить незаконными браки членов монашеских орденов, принявших постриг монахов, монахинь, каноников и мирских братьев. Вопрос же о всепроникающей симонии был предметом обсуждения и на IV Латеранском соборе. Обобщение Раннее Средневековье и эпоха Возрождения стали для католической церкви периодом, с одной стороны, становления ее внутренней организационной структуры, основанной на «папской экклезиологии» , а с другой стороны – временем, когда эта структура подвергается испытаниям на прочность под воздействием как внешних (претензии светских властей на примат по отношению к Церкви), так и внутренних факторов (подрыв церковного единства изнутри Церкви). При этом догматическая сторона западного христианства оказывается практически не затронутой указанными событиями (исключением были раннесредневековые ереси, о которых речь пойдет далее). Раннесредневековый период ознаменовался усилиями папства, направленными на выход из-под «протектората», установленного над римской кафедрой вначале византийским двором (здесь борьба сопровождалась также конфликтами собственно церковного характера, связанными с противоречиями между епископскими кафедрами Рима и Константинополя), а затем франками. Борьба за освобождение от опеки имперских властей привела к постепенному становлению папства как самостоятельной политической силы и формированию Папского государства в Италии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Собор выслушивал доклады этого «всеобщего отца» (pater universalis) и визитаторов ордена и мог в случае, если будет достигнуто единогласное решение, сместить самого аббата Сито. Рядом с Собором высшею инстанциею являются четыре главных аббата, наблюдающие, каждый в отдельности, за жизнью своей группы и все вместе под председательством аббата Сито за жизнью всего ордена. Позднее путём привлечения новых лиц они превращаются в коллегию 25 дефиниторов. Функции, с одной стороны, Собора, а с другой – «четырёх» вместе с аббатом Сито не могут считаться строго разграниченными. Но и при той относительно несовершенной форме, в какую вылилась цистерцианская организация, ясно, какие преимущества в смысле возможности единообразия жизни в ордене ею достигаются. Недаром IV Латеранский Собор (1215 г.) предписал общие Соборы всем орденам, указав им, как на образец, на цистерцианскую организацию. Благодаря такой организации иерархия ордена могла лучше, чем один человек, удерживать его на желаемой высоте, следить за ещё раз провозглашенным в «Хартии любви» соблюдением бенедиктинского устава «в его первоначальной чистоте», и в то же время легче, чем при личном режиме, устранялась возможность колебаний и уклонений от первоначальных задач. Но с течением времени соблюдение устава Бенедикта должно было встретиться с обычными в истории монашества затруднениями. Нищета и необеспеченность первых лет сменились быстрым ростом монастырского домена. Этот рост типичен для всего монашества, но лучше известен в применении к цистерцианству. Я позволю себе здесь несколько остановиться на истории домена Клерво. 2 . Осев в долине Обы, цистерцианцы могли располагать лишь небольшим пространством с диаметром в несколько лье: земли вокруг находились не только во владении окрестных сеньоров, рука которых не оскудевала в дарениях, но в значительной степени были уже розданы этими же самыми сеньорами различным духовным собственникам, среди которых находилось и клюнийское аббатство. К приоратам и многочисленным окрестным церквям тянуло местное население, и положение Клерво на первых порах не могло быть блестящим.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010