Бишоффа, доказал, что эта эпитома была составлена еще в 1-й пол. IX в. ( R ä dle F. Studien zu Smaragd von St. Mihiel. Münch., 1974. S. 45-49). Г. Брага отметила, что ошибочная атрибуция О. может восходить к клюнийскому аббату св. Гуго I, к-рый стремился выстроить раннюю историю Клюни ( Braga G. Problemi di autenticità per Oddone di Cluny: L " Epitome dei Moralia di Gregorio Magno//Studi medievali. Ser. 3. Spoleto, 1977. Vol. 18. N 2. P. 45-145). Исследовательница предположила, что подлинный труд О. сохранился в рукописи Paris. lat. 2455. Fol. 1-187 (XII-XIII вв.; в колофоне указаны 1210 г. и принадлежность Бернарду Итье (1163-1225), монаху аббатства Сен-Марсьяль в Лиможе). Судя по методу работы с текстом свт. Григория Великого, О. обращал внимание не столько на толкование конкретной ветхозаветной книги, сколько на рассуждения святителя об общих вопросах нравственности и богословия. Особенно О. интересовали такие темы, как борьба с бесами, типология грехов и страстей, причины отпадения диавола, его постоянные попытки искушать человека, пришествие антихриста и преследование святых в конце времен, а также Бог как Судия и помощь Его ангелов человеку. Агиографические. О.- автор Жития св. Геральда Аврилакского (Орийакского) (помимо рукописной традиции об этом свидетельствуют упоминания Адемара Шабанского - Ademari Cabannensis Chronicon. III 25// Idem. Opera omnia. Turnhout, 1999. Pars 1/Ed. P. Bourgain. P. 147. (CCCM; 129). Известно не менее 3 редакций Жития Геральда (2 пространные и краткая). С именем О. большинство исследователей связывают 1-е пространное Житие в 4 книгах (BHL, N 3411; изд.: PL. 133. Col. 639-704; новое изд.: Odo. Vita S. Geraldi). После исследования А. Понселе ( Poncelet A. La plus ancienne Vie de S. Géraud d " Aurillac († 909)//AnBoll. 1895. T. 14. P. 89-107) именно эта редакция признается оригинальным сочинением, от к-рого зависят все остальные ( Bultot-Verleysen A.-M. Le dossier de S. Géraud d " Aurillac//Francia. Sigmaringen, 1995. Bd. 22. N 1. P. 173-206; Eadem.

http://pravenc.ru/text/2578219.html

Сохранилась обширная переписка П. Д., служившая, с одной стороны, инструментом поддержания социальных связей с собратьями по Клюнийской конгрегации, влиятельными мирянами и представителями церковной иерархии (см.: Haseldine. 2011), с другой - важным способом авторской саморепрезентации, поскольку большинство писем предназначалось для публичного прочтения. Еще ок. 1142 г. Петр из Пуатье подготовил 1-е собрание писем П. Д., в него вошел также трактат «Против еретиков петробрусиан». Второе, большее по объему, собрание было составлено либо незадолго до, либо вскоре после смерти аббата. Оно включает 196 писем (авторство 166 из них принадлежит П. Д.), разделенных на 6 книг, а также неск. трактатов. Во 2-е собрание в отличие от 1-го внесена стилистическая правка, возможно самим П. Д. Собрание не было исчерпывающим: самые ранние вошедшие в него письма написаны ок. 1127 г., самые поздние - в 1152 г. Письма были специально подобраны и предназначались для распространения по крайней мере в клюнийских мон-рях, а возможно, и среди более широкой аудитории. Большинство посланий посвящено конкретным делам управления монастырем и всей конгрегацией, различным спорным вопросам, просьбам о покровительстве и материальной помощи, духовным наставлениям и др. Нек-рые письма (напр., адресованные Бернарду Клервоскому) циркулировали и по отдельности. В ряде посланий затрагивались богословские вопросы. Ок. 1130-1132 г. написано письмо, адресованное не названному по имени клюнийскому монаху, к-рого П. Д. в резкой форме обвинял в следовании ереси аполлинарианства , заключавшейся в отрицании человеческой природы Христа ( Petr. Venerab. Ep. 37// Idem. The Letters. 1967. Vol. 1. P. 117-124). Сложно датировать письмо клюнийскому мон. Григорию о нек-рых спорных мариологических вопросах ( Idem. Ep. 94// Idem. The Letters. 1967. Vol. 1. P. 234-256). В форме письма некоему «Петру из Святого Иоанна» (вероятно, это Петр из Пуатье) составлен трактат «Против тех, кто говорит, что Христос в Евангелиях прямо не назван Богом» (Contra eos qui dicunt Christum nunquam se in Evangeliia aperte Deum dixisse; изд.: PL. 189. Col. 487-508).

http://pravenc.ru/text/2580390.html

монашеских конгрегаций. Льюис, первое клюнийское аббатство на англ. почве, было основано Уильямом де Варенном и его женой Гундрадой еще в 1077 г. и стало «материнской» обителью, от к-рой впосл. образовались такие клюнийские мон-ри, как Маг-Уэнлок, Тетфорд, Бермондси и Понтефракт. Еще более тесные связи существовали у англ. Церкви с цистерцианцами , т. к. основателем их конгрегации был англичанин из Сомерсета, впосл. канонизированный, Стефан Хардинг, ставший духовным отцом и наставником св. Бернарда Клервоского в аббатстве Сито в 1113 г. и немало способствовавший созданию мон-ря в Клерво. Первый цистерцианский мон-рь в Уэйверли (графство Суррей) появился в 1128/29 г. Йоркширское аббатство Риво было основано в 1133 г. монахами, специально посланными св. Бернардом. К сер. XII в. в В. насчитывалось до полусотни цистерцианских мон-рей, самыми почитаемыми из к-рых помимо перечисленных были обители в Фаунтинсе, Тинтерне и Мо. Конгрегация картезианцев (см. Картезианство ) не получила в В. широкого распространения, хотя первая ее обитель в Уитеме (графство Сомерсет) была основана в 1180 г. кор. Генрихом II во искупление греха убийства Фомы Бекета . Более многочисленными в В. были обители августинцев , первая была основана в 1105 г. в Колчестере; самыми известными были лондонские аббатства св. Варфоломея в Смитфилде и Спасителя в Саутуарке. После «монашеского возрождения» и реорганизации Церкви, проведенной архиеп. Ланфранком, В. оказалась единственной европ. страной, где все наиболее крупные диоцезы возглавляли бенедиктинцы (Кентербери, Дарем, Уинчестер, Рочестер, Вустер, Норидж, Или, Ковентри, Бат), составлявшие абсолютное большинство среди англ. монахов. По замыслу Генриха II Церковь должна была находиться под более жестким контролем гос-ва, против этого выступал Архиепископ Кентерберийский Фома Бекет (1162-1170). Канцлер и ближайший советник Генриха II, став по настоянию короля архиепископом, резко изменил свой образ жизни, превратившись в строгого аскета, погруженного в молитвы и дела благотворительности.

http://pravenc.ru/text/150119.html

В клюнийской традиции (см. Клюнийская конгрегация ) почитание М. М. известно со времен аббата Гуго I (1049-1109). Первое упоминание о празднике М. М. в Клюни встречается в сб. «Consuetudines» мон. Бернарда (2-я пол. XI в.). Он состоял из 3 чтений (выдержки из 33-й проповеди Григория Великого). В самом раннем известном Мартирологе из Клюни, написанном для монахинь приората Марсиньи между 1087 и 1095 гг., также упоминается этот праздник. Наконец, клюнийский лекционарий с апостольскими чтениями, датируемый приблизительно 1100 г., свидетельствует о возросшем значении праздника: речь уже идет о 12 чтениях, заимствованных из 33-й проповеди Григория Великого (см.: Iogna-Prat. 1992. P. 40). В некоторых клюнийских лекционариях оффиция XII-XIII вв.- 8 чтений из проповеди папы Григория Великого (см.: É taix R. Le lectionnaire de l " office à Cluny//RechAug. 1976. T. 11. P. 121). Агиография Самые ранние попытки описать жизнь М. М. были основаны на евангельских свидетельствах, при использовании которых средневек. авторы отождествляли Марию из Вифании, безымянную грешницу и собственно М. М. «Слово о почитании Марии Магдалины» (Sermo in veneratione santae Mariae Magdalinae; BHL, N 5439; PL. 133. Col. 713-721) представляет собой 1-ю попытку связно изложить жизнь М. М. на основе различных евангельских отрывков: рождение в Магдале; М. М.- грешница (Лк 7. 37), одержимая 7 демонами (Лк 8. 2); покаяние и служение Христу; М. М. становится спутницей апостолов; ей является воскресший Христос. Как правило, текст приписывается в рукописях свт. Григорию Великому, в 2 манускриптах - Одону Клюнийскому († 942); в ряде рукописей имя автора отсутствует. Большинство исследователей не сомневались в авторстве Одона, тогда как Д. Ионья-Пра считал эту атрибуцию необоснованной. По мнению исследователя, «Слово...» было написано между сер. IX и сер. XI в. ( Iogna-Prat. 1992. P. 40-41). Основная часть произведения (3/4 текста) состоит из фрагментов гомилий Гаймона Осерского (2-я пол. IX в.) на Пасху, Вознесение Пресв. Девы Марии и др. праздники. В проповеди, к-рая составляла последнее чтение заутреннего богослужения 22 июля, М. М. не только предстает как 1-я свидетельница Воскресения Христова, но и символизирует Церковь, таинства Покаяния и Крещения (т. к. она омыла слезами ноги Христа), проповедь (т. к. возвестила апостолам о воскресении Христа), созерцательную жизнь (Лк 10. 38-42), обещание и надежду на спасение для апостолов и всего человечества. Также М. М. противопоставляется Еве и уподобляется Пресв. Деве Марии. Впосл. на основе этого «Слова...» были созданы Жития М. М. (BHL, N 5440-5441).

http://pravenc.ru/text/2562144.html

567. Иоанн Солсберийский (1115–1180) — ученик Абеляра, родившийся в Англии, в Сэруме. 12 лет он провел во Франции, обучаясь богословию. Вернулся в Англию с рекомендательным письмом святого Бернарда Клервоского. Был близок к мученически погибшему епископу Кентерберийскому Томасу Беккету. В 1176 г. король Людовик VII Французский призвал его занять епископскую кафедру в Шартре. Известен как историк, гуманист, ученый. Его перу принадлежат жизнеописания святого Ансельма Кентерберийского, а также святого Томаса Беккета, хроника «Воспоминания о папском дворе», а также книга «Поликратик, или О легкомыслии придворных и изысканиях философов». Именно это его произведение создало ему славу ученого. 568. Гильдебранд, папа Григорий VII (между 1015 и 1020— 1085). — Стал римским папой с 1073 г. Видный деятель клюнийской реформы. Именно он ввел обязательный целибат для священнослужителей в католической Церкви, боролся с симонией. Утверждал приоритет пап над королями. 569. Арнольд Брешианский (казнен в 1155) — учился в Париже, был учеником Абеляра. Выступал против распущенности духовенства и доказывал, что таинства, совершаемые недостойными священниками, недействительны. Был идеологом Римской республики, которая возникла после восстания римлян против папы Евгения III. Был схвачен Фридрихом Барбароссой и осужден на смерть. После казни тело его было сожжено, а пепел брошен в Тибр. Его учение было осуждено святым Бернардом Клервоским на церковном соборе в Сансе в 1140 г. 570. Катары— название этого течения возникло от греческого слова katharos (чистый). Церковь осудила это духовное течение как ересь. Катары отвергали земной мир как создание дьявола, призывали к аскетизму, обличали распущенность духовенства. Учение катаров в свою очередь породило движение альбигойцев. Ересь распространялась начиная с XI века преимущественно во Фландрии, Южной Франции, Италии среди крестьян и ремесленников. 571. Употребляя понятие «православная идея» в приложении к католической Церкви, Федотов подчеркивает, что она сохраняет «правую веру» неповрежденной, оставаясь не только Вселенской, но и Православной. Эти экуменические идеи Федотова получат дальнейшее развитие во время его эмиграции.

http://predanie.ru/book/219988-stati-191...

572. Святой Бернард Клервоский (1090 — 1153) — основатель Клервоского монастыря во Франции. Его иногда называют «вторым основателем ордена цистерцианцев». Основная богословская интуиция святого Бернарда заключается в следующем: «Библия не содержит никакой другой тайны, кроме тайны Христа, ибо только благодаря Ему обретает Священное Писание свое единство и смысл. Только Христос являет собой основу этого единства, пребывая всюду — как прообраз в Ветхом Завете и как откровение в Новом». Он был духовным писателем, наставником, реформатором, вдохновителем второго крестового похода. Уже в 1176 г. он был причислен к лику святых, а в 1830 г. провозглашен Учителем Церкви. 573. Имеется в виду святой Франциск Ассизский (1181 или 1182 1226) — величайший святой, реформатор, создатель ордена францисканцев. Он известен также как тончайший религиозный лирик. Слова Христа о нищете святой Франциск понимал буквально и поэтому его последователи также получили название «нищенствующих монахов». 574. Клюнийское аббатство возникло в Восточной Франции, неподалеку от Лиона в 910 г. Оно прославилось тем, что впервые начало процесс объединения монастырей, чтобы освободиться от власти епископов и светских властителей. Один из исследователей писал о Клюни, что оно превратилось «в монашескую империю, невероятную по своим размерам, и, однако, более двух столетий, благодаря возглавлявшим его аббатам, отличавшимися в равной мере и святостью жизни, и благоразумием, и организаторскими способностями, монашеская жизнь в аббатстве протекала в соответствии с уставом и приносила свои плоды, образуя в Церкви самую мощную и влиятельную реформирующую силу» (Джордан Оменн. Христианская духовность в католической традиции. Рим — Люблин, 1994, с. 115). Цистерцианский орден был основан святым Робертом Молемским в 1098 г. Его отличительными особенностями были стремление оградить от мира киновию, т. е. монашеское общежитие, соблюдение обета бедности и строгое соблюдение Правила святого Бенедикта. Цистерцианский орден в XI веке дал двух выдающихся реформаторов Церкви — св. Иоанна Феканского и св. Петра Дамиани.

http://predanie.ru/book/219988-stati-191...

Во время богослужения участники, а также все используемые в таинствах и обрядах предметы должны были быть чистыми, как в прямом, так и в метафорическом смысле: по свидетельству посетившего ок. 1063 г. мон-рь Клюни кард. Петра Дамиани , перед совершением Евхаристии тщательно мыли руки; все алтарные принадлежности также содержали в чистоте, а тех, кто «запятнал себя», не допускали прикасаться к Св. Дарам (см.: Iogna-Prat. 1998). Чтобы миряне, к-рые жили в браке, не осквернили гостию , клюнийцы сами ее готовили: специально отобранные и очищенные от всех примесей зерна мололи предварительно вымытыми жерновами, муку просеивали через чистое сито и смешивали с водой из сосуда, к-рый использовался только во время мессы, и т. д. Приготовление гостии представляло собой сложный многочасовой ритуал с особым чинопоследованием; в нем помимо монахов участвовали пресвитеры и диаконы в облачениях. Время от времени молящиеся умолкали, чтобы даже дыхание и тем более слюна не коснулись гостии ( Bernard. Ordo Cluniac. I 53; Udalric. Consuetud. Cluniac. III 13). Долгие и пышные богослужения в мон-рях Клюнийской конгрегации были не только следствием углубления благочестия реформированного монашества, но и ответом на запрос верующих, искавших помощи в спасении души. Клюни и др. обители конгрегации стали крупными религ. центрами, привлекавшими множество паломников. В XI в. возникло поверье, что участие в клюнийской мессе способствует спасению души больше, чем все др. добрые дела, вместе взятые (см.: Franz A. Die Messe im deutschen Mittelalter. Freiburg, 1902). Поминовению усопших, совершаемому клюнийскими монахами, приписывалась особая эффективность. В Житии св. Одилона сообщается о видении, в к-ром папа Римский Бенедикт VIII благодаря молитвам клюнийцев был взят на небо сразу после кончины ( Iotsaldi Vita Odilonis II 16// Iotsald von Saint-Claude. Vita des Abtes Odilo von Cluny/Hrsg. J. Staub. Hannover, 1999. P. 221-224. (MGH. Script. Rer. Germ.; 68)). Поэтому число тех, кто, делая пожертвования мон-рям Клюнийской конгрегации, хотели обеспечить себе вечное поминовение, постоянно возрастало.

http://pravenc.ru/text/1841532.html

Только папа Николай IV, вновь обратившись к плану реформирования Клюни (1290), был достаточно деликатен, чтобы не ставить в пример цистерцианцев - главных критиков и соперников клюнийцев. Вместе с капитулом ввели практику регулярного посещения монастырей специально назначенными визитаторами. Ecclesia Cluniacensis. Особенностью К. р., отличающей ее от современных ей монашеских движений, стали правовые формы ее распространения. Исходной моделью расширения лотарингской монашеской реформы в X-XI вв. была прямая передача монастырского обычая, когда монахов из Горце и Трира приглашали в др. обители, чтобы они устанавливали там новые порядки, но формально-правовых отношений при этом между монастырями не возникало. Сторонники К. р., напротив, стремились к созданию объединения, скрепленного правовыми связями, под управлением аббата Клюни; позднее в этом объединении сложилась особая иерархия. Однако, будучи 1-й в истории монашеской корпорацией общеевроп. масштаба, Клюнийская конгрегация не превратилась в орден; этим она отличается от монашеских движений XII-XIII вв., результатом которых стало создание нового типа организации монашеской жизни. Причину следует искать в специфической клюнийской идеологии: сторонники К. р. не только стремились к обновлению монашества (renovatio coenobiorum) как к цели реформы, но и ставили задачи нравственного обновления и спасения всего христ. мира. Эти задачи вполне точно выразил папа Урбан II, который охарактеризовал клюнийцев обращенными к апостолам словами Христа: «Вы - свет мира» (Мф 5. 14): клюнийские монахи, вдохновленные идеалом апостольской Церкви, не закрылись от мира за монастырскими стенами, а обратились к нему, чтобы обновить и осветить его; в этом они «подобны второму солнцу на земле» - просвещают души людей Словом Божиим и приводят их к праведной жизни во Христе для наследия Царства Божия ( Urbani II Sermo post consecrationem ecclesiae Cluniacensis//PL. 151. Col. 561-564). В русле развития идей К. р. миссия спасения христ. мира реформированным монашеством получила воплощение в форме своего рода монашеской Церкви, к-рая в клюнийской экклезиологии понималась и как «пространство», и как «инструмент» спасения.

http://pravenc.ru/text/1841532.html

Клюнийские реформаторы сумели заразить своими идеями большую часть западного монашества и при поддержке мощной конгрегации монастырей выдвинули из своей среды ряд деятелей, последовательно сменявшихся на римской кафедре в течение нескольких десятилетий. Эти папы приложили огромные усилия для претворения в жизнь клюнийской программы и действительно во многом преуспели. К концу XIIb. общественная и государственная жизнь в странах Западной Европы подчинялась так называемому «папскому диктату», т.е. в очень значительной степени находилась под их «духовно-политическим» контролем. Следующей целью папства было подчинение этому диктату сего остального христианского мира, то есть православных народов. Средством достижения ее, как и всех вообще целей клюнийской реформы, было избрано насилие и притом в самой крайней форме – крестовые походы. Ударную силу крестоносного «натиска на Восток» составляли «духовно-рыцарские (то есть военно-монашеские) ордена. В 1204г. по благословению папы Инокентия III франко-итальянские крестоносцы совершили крестовый поход на Византию, штурмом взяли и разграбили Константинополь. Они осквернили все православные святыни, изгнали из города патриарха и, посадив на кафедру венецианца Фому, стали насильно заставлять греков исполнять латинские церковные обряды. Земли Византии командиры крестоносных ополчений разделили между собой, назвав себя князьями, графами и баронами, а герцога Норманнского Балдуина провозгласили императором Латинской империи. Греки сумели отстоять только небольшую область в Малой Азии, которая получила название Никейской империи, так как центром ее был город Никея, куда переместилась и кафедра Вселенского патриарха. Вскоре угроза разделить участь Византии нависла и над Русью. В 1202г. немецкие крестоносцы основали близ русских рубежей крепость Ригу, где обосновался духовно-рыцарский Орден меченосцев Ливонских. Таким образом была создана база для крестовых походов на Русь с северо-запада. Позже, в 1214г. союзная венгеро-польская католическая армия вторглась в ослабленную междоусобными войнами Галицкую землю. По благословению того же папы Иннокентия III захватчики стали насильно перекрещивать православных христиан по латинскому обряду. Православных священников изгоняли или убивали. Так продолжалось до 1219г., когда князь Мстислав Мстиславич Удалой (сын Мстислава Храброго) разгромил венгров и отбросил их за границы Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Обстоятельства «понтианской схизмы» серьезно повлияли на дальнейшую деятельность П. Д. Свою задачу он видел в восстановлении и поддержании единства внутри как обширной Клюнийской конгрегации , так и всей католич. Церкви. В марте 1132 г. впервые был созван генеральный капитул 200 приоров и 1212 монахов из клюнийских мон-рей, на котором П. Д. предложил меры по усилению монашеской аскезы (введение более строгого поста, сокращение времени на отдых и беседы). Это мероприятие могло стать ответом на собрание аббатов бенедиктинских монастырей Реймсской церковной провинции, состоявшееся осенью 1131 г. и направленное против авторитета Клюни ( Vanderputten S. The First «General Chapter» of Benedictine Abbots (1131) Reconsidered//JEcclH. 2015. Vol. 66. P. 715-734; idem. The Statutes of the Earliest General Chapters of Benedictine Abbots (1131 - early 1140s)//J. of Medieval Monastic Studies. Turnhout, 2016. Vol. 5. P. 61-91). Впосл. клюнийские капитулы собирались в 1140, 1144 и 1150 гг. В 1146/47 г. П. Д. издал общие для всей Клюнийской конгрегации статуты из 76 пунктов (часть из них, очевидно, была издана еще в 1132). Они регламентировали литургический распорядок, вопросы, связанные с одеждой и питанием монахов, правила раздачи милостыни, предписывали строгое соблюдение обета молчания, обязательный физический труд для монахов. Вместе с тем, несмотря на введенную П. Д. практику визитаций, клюнийские аббаты не могли полностью контролировать дочерние мон-ри. К сер. XII в. рост конгрегации замедлился, тем не менее при П. Д. появились клюнийские мон-ри в Англии, Ирландии, Норвегии, Португалии. Считается, что к моменту кончины П. Д. в Клюни жили ок. 300-400 монахов, конгрегация насчитывала ок. 2000 мон-рей (подробнее см. ст. Клюнийская конгрегация ). Несмотря на слабое здоровье (страдал от малярии и хронического бронхита), П. Д. много путешествовал: посещал Рим и бывал в клюнийских мон-рях в Италии (10 раз, между 1125 и 1154), Англии (1130 и 1155-1156), на герм. землях (1147) и в Испании (1142). Из 34 лет на посту аббата он в общей сложности ок. 8 провел вне мон-ря Клюни. Мн. поездки П. Д. были связаны с участием в церковной и светской политике. На Соборах в Этампе (1130) и Пизе (1135) он оказал поддержку папе Римскому Иннокентию II (1130-1143) против антипапы Анаклета II (1130-1138; несмотря на то, что тот был монахом-клюнийцем). В 1139 г. участвовал в Латеранском II Соборе . Важными целями поездки П. Д. в Испанию были поиск переводчиков и сбор материалов для работы над полемическими трактатами против ислама. В 1155-1156 гг. он, по-видимому, помог бежать из Англии своему давнему другу Генриху Блуаскому, еп. Уинчестера (1129-1171), монаху-клюнийцу, попавшему в немилость к англ. кор. Генриху II (1154-1189).

http://pravenc.ru/text/2580390.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010