Хайдеггера (1889-1976). Научное изучение наследия Л. европ. историками философии началось в сер. XVIII в., когда были предприняты первые попытки публикации отдельных частей обширного корпуса его рукописей. Многочисленные собрания сочинений, писем и заметок Л. издавались в XIX в. в Германии и во Франции (общую библиографию изданий см.: Ravier. 1937; Holzhey, Murdoch. 2001. S. 999-1007); хотя во мн. случаях они были далеки от научной полноты, содержали ошибки и неточности, на их основе были созданы фундаментальные исследования, обобщавшие философские воззрения Л. (см., напр.: Pichler. 1869-1870; Fischer. 1905; Gorland. 1907). В нач. XX в. исследователям удалось перейти от критики и систематизации к анализу истории развития взглядов Л. и к выявлению внутренних связей различных частей его философии (см., напр.: Kabitz. 1909; Russel. 1937; общий обзор см.: Майоров. 1973. С. 249-252). В 1923 г. в Германии было начато издание полного научного собрания всех сочинений, писем, заметок и др. рукописей Л. Работа над изданием неск. раз прерывалась и возобновлялась, в наст. время новые тома выходят в берлинском изд-ве «Walter de Gruyter». Собрание, которое, по замыслу издателей, должно состоять из более чем 100 томов, разделено на 8 серий: 1) общая, политическая и историческая переписка (SSB. R. 1. Bd. 1-24; опубл. письма до 1705); 2) философская переписка (Idem. R. 2. Bd. 1-3; опубл. письма до 1700); 3) математическая, естественнонаучная и техническая переписка (Idem. R. 3. Bd. 1-8; опубл. письма до 1701); 4) политические сочинения (Idem. R. 4. Bd. 1-8; опубл. сочинения до 1700); 5) исторические и лингвистические сочинения (тома не издавались); 6) философские сочинения (Idem. R. 6. Bd. 1-4, 6; опубл. сочинения и мат-лы до 1690 г., а также соч. «Новые опыты...»); 7) математические сочинения (Idem. R. 7. Bd. 1-6; опубл. сочинения и мат-лы до 1676); 8) естественнонаучные, медицинские и технические сочинения (Idem. R. 8. Bd. 1-2; опубл. сочинения до 1676). С 1969 г. в изд-ве «Franz Steiner» под эгидой нем. Лейбницианского об-ва выходит ж. «Лейбницианские исследования» (Studia Leibnitiana. Wiesbaden; Stuttg., Bd. 1-46); в том же издательстве публикуются 2 серии, в к-рых к наст. времени издано более 80 томов монографий и сборников статей, посвященных исследованию философии Л. (Studia Leibnitiana: Sonderhefte. Wiesbaden; Stuttg., Bd. 1-44; Studia Leibnitiana: Supplementa. Wiesbaden; Stuttg., Bd. 1-38). Философия Л. остается постоянным предметом исследовательского интереса; число посвященных изучению его наследия научных работ неуклонно возрастает (библиографию см.: Heinekamp. 1984; Idem. 1996; библиографию после 1990 г. см. в ж. «Studia Leibnitiana»). Философия Л. в России

http://pravenc.ru/text/2463351.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИЛЛО-МЕФОДИЕВСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР [болг. Кирило-Методиевски научен център] (КМНЦ) Болгарской АН. Основан в 1980 г. как преемник Климентовской (1914-1944) и Кирилло-Мефодиевской комиссий (1971-1980) Болгарской АН. КМНЦ - самостоятельное отд-ние, к-рым руководят Научный совет и директор: до 1989 г. П. Динеков , в 1989-1994 гг.- М. Бычваров, 1994-2012 гг.- С. Николова, с янв. 2012 г.- С. Барлиева; в штате 32 сотрудника (кон. 2013). В 1994 г. к КМНЦ была присоединена Секция по исследованиям древнеболг. текстов Ин-та болг. языка Болгарской АН. В составе центра 2 секции (кирилло-мефодиевские источники и традиции; кирилло-мефодиевские тексты), редакционно-издательская и библиографическая группы. КМНЦ проводит фундаментальные и практические исследования по изучению, сохранению и популяризации лит. и культурного наследия равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия , их учеников и последователей как в целом, так и в отдельных языковедческих, лит., текстологических, искусствоведческих, палеографических, культурно-исторических и богословских аспектах их произведений. Главными задачами центра являются поиск, изучение и издание кирилло-мефодиевских источников в слав., визант. и лат. книжности, оригинальных и переводных произведений св. братьев, их учеников и представителей преславской и охридской книжных школ, анализ связей этих произведений с визант. и западноевроп. книжностью, комплексное изучение древнеболг. книжных памятников IX-XI вв. и их поздних болг., серб., рус. и молдав. списков, а также всесторонний анализ кирилло-мефодиевских традиций со средних веков до наст. времени в Болгарии и др. странах. Деятельность КМНЦ имеет 3 направления: исследование и научное издание памятников, составление кирилло-мефодиевской библиографии. Работа сотрудников основана на проектном принципе и предусматривает проведение совместных исследований с представителями зарубежных научных центров. К настоящему времени изданы и готовятся к изданию некоторые кирилло-мефодиевские источники (полное критическое издание слав., греч., лат. и романо-герм. текстов), староболг. перевод ВЗ (Книги пророков, Исход и Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова), неск. гимнографических произведений учеников Кирилла и Мефодия, тексты Лондонского Евангелия , Берлинского сборника и др.

http://pravenc.ru/text/1840475.html

В 1923 г. К. стал соучредителем изд-ва «Обелиск», в к-ром вышли его ключевые работы берлинского периода: «Джордано Бруно» (1923), «Философия истории» (1923), «Диалоги» (1923), «О началах» (1925, 1-й том задуманной «Метафизики христианства»; 2-й и 3-й тома вышли в Литве в 1928 в сокращении на нем. языке под греч. заглавием «ΠΕΡΙ ΑΡΧΩΝ»). В этих сочинениях были впервые наиболее отчетливо представлены его онтология, антропология и историософия. В нояб.- дек. 1923 г. К. ездил в Италию; поездка была связана с выходом в свет итал. перевода «Католичества». В 1923 г. произошло знакомство (через П. П. Сувчинского), а в 1924 г.- сближение К. с евразийцами. Это сближение не было простым. Причиной тому - репутация самого К. По свидетельству мемуариста, «Лев Платонович был нелюбим из-за того, что резал «правду-матку»» ( Штейнберг. 1994. С. 481). 29 апр. 1924 г. Н. С. Трубецкой писал Сувчинскому: «Ваш план привлечения (к евразийскому движению.- А. Р.) Карсавина мне очень не нравится. Верю, что он учен, умен и, может быть, талантливее многих. Но нравственно он подмочен и скомпрометирован… «Старшие братья» все поголовно нравственно выше его, хотя умственно, может быть, и не могут с ним равняться... Если он искренне очистился от розановщины и «идеологии Федора Карамазова», то пусть сначала основательно реабилитируется вне наших сборников: тогда можно будет подумать... Историк Средних веков, знаток схоластики и средневековых мистиков нам сейчас вовсе не так необходим, чтобы ради его приобретения закрывать глаза на его репутацию и нравственные качества» ( Трубецкой Н. С. Письма к П. П. Сувчинскому. М., 2008. С. 90). Однако сближение состоялось. В авг.- сент. 1925 г. К. ездил в Париж по заданию евразийского движения. Основными статьями этого периода являются: «Европа и Евразия» (1923), «Путь православия» (1923), «Религиозный социализм в Германии» (1923), «Уроки отреченной веры» (1925); «Ответ на статью Н. А. Бердяева об «евразийцах»» (1926), «Апологетический этюд» (1926), многочисленные статьи в евразийских («Евразия», «Евразийский временник», «Евразийская хроника») и околоевразийских («Версты») изданиях.

http://pravenc.ru/text/1681165.html

Лондонский папирус Солта рассказывает о плаче богов и всей природы после смерти Осириса; особенно охотно тексты упоминают или рассказывают бесконечные подробности и варианты мифа о борьбе Гора с Сетом (например, в ватиканском), солнца со змеем (например, в папирусе Гарриса), о родах Исиды и т.п. (Лейденский 348). Литературный интерес имеют также и молитвы и гимны, входящие в состав магических текстов, например лондонского папируса Гарриса. Эти части имеют тот же характер, что и другие произведения этого рода, как литургические, так и входящие в состав «Книги мёртвых» и других подобных сборников. Иногда среди них попадаются образцы с большими поэтическими достоинствами, например гимн Шу в упомянутом папирусе Гарриса. Наконец, среди всех этих сборников имеется множество кратких формул, заговоров, обыкновенно произносимых по четыре раза, чтобы обусловить их действие во всех четырёх странах света. В числе их могут находиться и имеющие народное происхождение. Изящная литература Светская литература, дошедшая от эпохи Нового царства, чрезвычайно богата и разнообразна. Большинство её памятников сохранилось в школьных тетрадках в виде копий или записей под диктовку, нередко весьма несовершенных и неисправных. Эти знаменитые папирусы Британского музея, Берлинского, Лейденского, Туринского, Болонского, Московского и других музеев содержат частью цельные крупные произведения, частью сборники мелких литературных памятников, переписывавшихся, подобно большим, как образцы стиля, или сборники настоящих деловых и дружеских писем, частью также служивших образцами для выработки официального стиля, наконец, отдельные письма, фиктивные или действительные. Нередко в разных сборниках встречаются одни и те же тексты, очевидно, считавшиеся наиболее пригодными для школьного употребления. Мы уже указывали, что таким путём из школ времени Рамессидов до нас дошло немало памятников и отрывков из классической эпохи Среднего царства: но и произведения, более близкие по времени, также охотно переписывались.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Майор С.В.Хохряков погиб в бою в 1945 г. во время Берлинской операции на территории Германии. Награжден орденом Ленина . Бронзовый бюст установлен в родном селе Коелга Еткульского района Челябинской области. Памятники Хохрякову также установлены в Копейске и Ченстохове. Сегодня мы также вспоминаем писателя-эмигранта Б.Н.Ширяева (1887-1959). Борис Николаевич Ширяев родился 27 октября 1887 г. в Москве в семье родовитого помещика. По окончании историко-филологического факультета Московского университета занимался педагогической деятельностью, театром. Затем учился в Геттингенском университете (Германия). Вернувшись в Россию, окончил Императорскую военную академию. Во время первой мировой войны ушел на фронт, дослужился до звания штабс-капитана. В 1918 г. он вернулся в Москву и предпринял попытку пробраться в Добровольческую армию, но был задержан и приговорен большевиками к смертной казни за попытку перехода границы. За несколько часов до расстрела бежал. В 1922 г. – новый арест, Бутырка. Ширяева приговорили к смертной казни, которая была заменена на 10 лет ссылки в Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН). В СЛОНе наряду с каторжными работами Борис Николаевич участвовал в лагерном театре и журнале «Соловецкие острова», где в 1925-1926 гг. опубликовал повесть «1237 строк» и несколько стихотворений: «Соловки», «Диалектика сегодня», «Туркестанские стихи». Ширяев собирал и записывал лагерный фольклор, который был издан отдельным сборником тиражом 2000 экз. В 1929 г. заключение в СЛОНе было заменено ссылкой на 3 года в Среднюю Азию, где Борис Николаевич работал журналистом. По возвращении в 1932 г. в Москву Ширяев был снова арестован и сослан на 3 года в Воронежскую область. В 1935-1942 гг. писатель жил на Северном Кавказе в Ставрополе и Черкесске. Накануне и в начале войны Ширяев преподавал историю русской литературы в Ставропольском педагогическом институте. После оккупации Ставрополя германскими и румынскими войсками в 1942 г. и закрытия института Борис Ширяев возглавил редакцию газеты «Ставропольское слово», первый номер которой в объеме четырех страниц вышел уже через неделю после прихода немцев. Газета носила явный антисоветский характер, хотя немецкой цензуре в ней подвергалась только сводка новостей с фронта. Через четыре месяца газету, переименованную в «Утро Кавказа», распространяли уже по всему северокавказскому региону.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/17/de...

Что же касается изданий рукописного богатства „Авелланского сборника”, то отдельные документы публиковались начиная с 1591 г., когда кардинал Антоний Карафа издал часть „авелланских” документов среди своих „Писем – декреталий верховных первосвященников, т. I” 19 . Бароний в своих „Анналах” 20 использовал и издал много папских писем и посланий. Документы, изданные Карафой, перепечатали в своих изданиях соборных деяний и Северин Бинь 21 , и Филипп Лябб 22 , и Жан Гардуэн 23 , и, наконец, Доминик Манси 24 . Однако это была лишь частичная и по большей части стереотипная перепечатка из издания Карафы. В 1863 г. издал основную массу „авелланских” документов Андрей Тиль, брунсбергский профессор, потом Вармийский епископ, в I томе своих „Писем римских епископов (от св. Илария до Гормисды)” 25 . Издание Тиля, однако, не было изданием специально „Collectionis Avellanae” и далеко ее не исчерпывало. К тому же хронологические выкладки Тиля иногда ошибочны и потому текст Тиля необходимо всегда сверять с текстом Гюнтера 26 . Наконец, последнее, полное и исчерпывающее, стоящее на высоком уровне филологической акривии издание „Collectionis Avellanae” появилось в венском „Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum” (т. 35, ч. I и II, 1895–1898 гг.) 27 . Первоначальное издание этого сборника было поручено видному юристу исторической школы, члену „Общества в честь Карла Савиньи” Павлу Эвальду, но он через три года после этого умер (1887), успев сверить только один Ватиканский кодекс (4961) 28 . В 1888 г. издание было поручено известному геттингенскому (потом берлинскому) филологу Отто Гюнтеру. Чтобы изучить все рукописи „Collectionis Avellanae”, Гюнтер в 1889 г. едет в Италию, где работает в Ватиканской библиотеке. После годичной работы над рукописями Гюнтер возвращается в Геттинген, где готовит вывезенные материалы к изданию. Зимой 1893 г. он опять едет в Рим. Кроме того, Гюнтер вступил в ученую переписку с библиотеками и многими филологами Италии, Франции, Австрии, Швейцарии и Германии. И только после 8-летней напряженной его работы в 1895 г. вышла из печати I часть (LXXXIX – 493 стр.), а в 1898 г. – II часть (494–976 стр.) полного издания „Collectionis Avellanae” 29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В этом журнале принимали  участие также Бердяев и Булгаков.   В 1907 году Франк принял деятельное участие в знаменитом  сборнике «Вехи». Он написал для этого сборника одну из лучших статей «Этика нигилизма», где обвинял русскую интеллигенцию в «арелигиозном морализме», оборачивающемся на практике «культурным нигилизмом». Вследствие подобного умонастроения, писал Франк, из русского интеллигента вырабатывается тип «воинствующего монаха нигилистической религии земного благополучия». Как бы  то ни было, в последующие годы Франку удалось преодолеть соблазн ухода в философскую публицистику, хотя бы  самого высшего стиля. Вскоре Франк начинает писать свою магистерскую диссертацию, вышедшую в 1915 году под названием «Предмет знания». В этой книге, одном из лучших произведений русской гносеологической мысли, впервые развернулось во всю мощь необычайное философское дарование Франка. В 1918 году выходит в свет новая книга Франка, которую он представил на соискание степени доктора философии: «Душа  человека». По обстоятельствам смутного времени, защита этой диссертации не могла состояться. Сама книга, ставшая теперь библиографической редкостью, содержит целую систему «философской психологии». С 1917 по 1921 год Франк занимал кафедру философии в Саратове, а затем — в Москве. В 1922 году, совместно с другими русскими учеными, Франк высылается советской властью за границу и поселяется в Берлине. В течение двадцатых годов Франк издает ряд новых книг, из которых особенно отметим «Духовные основы общества», «Основы марксизма», «Введение в философию» и «Крушение кумиров». С 1930 по 1937 год он читает лекции  в берлинском университете. Когда преследование евреев приняло в Германии серьезные размеры, Франк вынужден  был уехать во Францию, а затем в 1945 году в Англию. В 1939 году выходит в свет лучшая из его книг, подводящая итоги всему его философскому развитию, — «Непостижимое» и в 1950 году «Свет во тьме» (система этики). Скончался Франк в декабре 1950 года, в Лондоне. Гносеологический фундамент философии  Франка был заложен им в книге «Предмет знания».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=110...

Поскольку этот документ, которому В. Н. Бенешевич всегда придавал особое значение, до сих пор остается неопубликованным 9 , приводим его текст полностью (Архив РАН, СПб., филиал, ф. 1, он. 1а, д. 167, приложение 1): Об издании Corpus juris canonici ecclesiae Graecae Западноевропейские ученые с XVI века сделали ряд настойчивых попыток – и для своего времени успешных – собрать памятники византийского церковного права и опубликовать то, что попадало им в руки. Современная наука, пользуясь накопленными богатствами, принуждена испытывать крайние неудобства от того, что 1) за немногими исключениями, труды предшественников не удовлетворяют иной раз даже самым скромным пожеланиям, обеспечивающим надежность текста памятников, 2) самые памятники разбросаны по разным изданиям, иногда притом представляющим библиографическую редкость. Но если даже примириться с этими неудобствами, то совершенно невыносимо вызываемое теперь изучением рукописных богатств, хранящихся в многочисленных библиотеках западных и восточных, и успехами византинологии сознание самой действительной, самой неприкосновенной бедности изданного материала. Достаточно указать, что до сих пор нет надлежащего издания даже основных для истории византийского церковного права сборников в 14 тит. и в 50 тит., благодаря чему нет и не может быть критического издания текста канонов, имеющего не только научное, но и ближайшее практическое значение. И вся живая и интенсивная работа Византии в области церковного права оставляется в пренебрежении без надлежащего признания и оценки главным образом потому, что многие результаты ее хранятся еще под спудом, а некоторые только в самое последнее время хотя бы упомянуты в описаниях рукописей. Давно пора современной науке приступить к созданию Corpus juris canonici ecclesiae Graecae в виде, соответствующем ее потребностям. Но для успешности этого дела следует заранее отрешиться от героической самонадеянности, понятной, простительной и даже трогательной в устах ученых XV1-XVII веков; следует проявить железную настойчивость в осуществлении основной идеи организованными усилиями ряда компетентных лиц в течение жизни не одного поколения, подобно тому, как ведутся предприятия вроде Acta Sanctorum или Corp. script, eccl. graecor. Венск. Академии и Corp. script. eccl. graecor. Берлинской Академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

Книга Алексеева содержала в себе размышления о праве с применением феноменологического метода. Привычные для русской юридической мысли начала XX в. неокантианство и «этическое» обоснование права, как явления производного от нравственности (согласно формуле Владимира Соловьева: «право – это минимум нравственности»), более не удовлетворяли правоведа. Опираясь на феноменологическую методологию Э. Гуссерля, он ставит вопрос об идее права самой по себе, как особого самостоятельного явления. Это расхождение с более привычной позицией определения права как «минимума нравственности», минимального внешнего средства против зла, не осталось незамеченным и вызвало критику Павла Ивановича Новгородцева (1866–1924), декана Русского юридического факультета в Праге, в прошлом знаменитого московского профессора и общественного деятеля. «На публичном диспуте, устроенном П.И. Новгородцевым по поводу этой книги, – вспоминал впоследствии Алексеев, – он резко ополчился против меня. Я старался формулировать те основные моменты, которыми отличается право от нравственности и даже может быть противопоставлено ей. Новгородцев упрекал меня в том, что я будто бы отступил от русской традиции, согласно которой право нужно сливать с нравственностью» . Надо сказать, что вопрос о русской философии права именно как об определенной интеллектуальной и духовной традиции русского общества был важен для Новгородцева в его последние годы жизни. Можно предположить, что акцент на слиянии права с нравственностью, ярко проявившийся в его мысли в начале 1920-х гг., был связан с пережитым Павлом Ивановичем в эмиграции религиозным подъемом, возвращением к традиционной церковности. Новогородцев посвятил этим вопросам программную статью «Об особенном характере русской философии права», вышедшую незадолго до полемики с Алексеевым в специальном приложении к берлинскому журналу « PhilosophieundRecht» — сборнике статей русских правоведов на немецком языке. Цель этого сборника, подготовленного правоведом во время пребывания в первые годы эмиграции в Берлине, состояла в том, чтобы познакомить западного читателя с русской правовой мыслью («Русская философия права», 1922–1923 гг.) .

http://bogoslov.ru/article/2326585

Речь идет о знаменитом еврейском финансисте и промышленнике («железнодорожном короле»), немецком подданном Бетеле Генри (до крещения в 1833 г. Барух Гирш) Струсберге (Strousberg, 1823–1884), составившем громадное состояние путем беззастенчивого биржевого мошенничества и подкупа должностных лиц и представителей прессы; его именовали «новейшим Крезом» и, вместе с тем, «одним из самых смелых и бесцеремонных творцов этой жидовствующей системы денежного азартного рынка», «воплощением буржуазного лицемерия» (Шашков С. С. Биржевые вакханалии в Германии//Дело. 1876. 12. Отд.: Соврем. обозрение. С. 34, 35). Арест и судебное преследование Струсберга начались в 1875 г. – после того, как ему удалось, под видом строительства в России железной дороги Брест – Гараево, прикарманить 7 млн руб., доведя до полного банкротства Московский ссудный банк: «…дело не выгорело, явились на сцену полиция и прокурорский надзор, банк лопнул, а Струсберг, еще недавно живший в своем роскошнейшем поместье Сбиров, очутился в московской яме» ( . Струсберг//Иллюстрированная неделя. 1875. 45. 16 нояб. С. 717). См. его автобиографию: Doctor Strousberg und sein Wirken, von ihm selbst geschildert: Mit einer Fotographie und einer Eisenbahnkarte. Berlin, 1876; а также литературу рассматриваемого периода о нем: Remember. Доктор Струсберг: Из путевых воспоминаний врача//Новороссийский телеграф. 1875. 25 нояб. 257. С. 1–3; 28 нояб. 260. С. 2–4; Доктор Г. Б. Струсберг и его прошлое. СПб., 1876; Л. А–в . Как люди деньги наживают: Берлинский «крах» и доктор Струсберг//ВЕ. 1876. Т. 3. 6. С. 603–638; Р. И. . Доктор Струсберг: (Автобиография)//СПбВед. 1876. 28 сент. 268. С. 1–2; С. Автобиография доктора Струсберга//МВед. 1876. 25 авг. 217. С. 4; . Автобиография Струсберга//Там же. 1876. 30 сент. 249. С. 3; 1 окт. 250. С. 4–5; С. С. . Книга Струсберга//Одесский вестник. 1876. 29 окт. 237. С. 1–2; Эн. Доктор Струсберг и его книги//Пчела. 1876. 41. 24 окт. С. 8–10; . Генри Бетель Струсберг от колыбели до скамьи подсудимых. СПб., 1876; Glogau O. Der Börsen und Gründungs-Schwindel in Berlin. Leipzig, 1876.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010