223 Автор считает его современным советским главкомом, это маловероятно. Советские историки говорят, что Блюхер – рабочий с Урала. См. книгу Подшивалова «Гражданская война на Урале 1917–1918 гг.» (изд. 1925 г.). 225 Подтверждение о таком составе отрядов Муравьёва можно найти в «Прол. Рев.» [кн. 75, с. 68]. Нечто аналогичное отмечает на Боткинском фронте очевидец А. Ган (Гутман) в статье «Два восстания» [«Белое Дело». III, с. 157]; см. также воспоминания рабочего Уповалова в берлинской «Заре» 3]. 229 «В Иркутске ожидается, – доносит Буржуа 25 февраля, – 10.000 немецких солдат и 200 офицеров – у меня был большевицкий приказ приготовить для них помещение. Комендант лагеря уверяет, что дело идёт об участии военнопленных в обороне Сибири» [«Кр. Архив». XXXIV, с. 150]. 230 «Октябрьская революция и наше строительство Красной армии» [«Пр. Рев.». Кн. 76, с. 159]. Аналогичные сообщения можно почерпнуть из разных источников. См., напр., сборник «Центросибирцы» с. 90, 99]; «Партизанское движение в Сибири» с. 207–208]. Гинс, бывший в Омске, говорит, что без военнопленных и латышей «красный гарнизон» в Омске был бы совсем бессилен [I, с. 63]. В упомянутой «ноте» 22 августа Троцкий заявлял, что бывших «военнопленных революционеров-социалистов, ставших русскими гражданами, не больше одной двадцать пятой части всего количества советских войск». 232 Steidler. Nase vystonpeni. Прага, 1923. «Ещё в декабре при подавлении антибольшевицкого восстания в Иркутске принимают участие в довольно большом количестве» и военнопленные» – доносит консул Жандр [«Кр. Арх.», XXXIV, с. 134]. 233 Автор, отрицавший в апрельском меморандуме военные образования пленных, должен позднее констатировать, что во «всех сообщениях (из Сибири) указывалось на участие немецких и венгерских полков в большевицких отрядах». 234 Любопытно, что, по свидетельству Милюкова, для этой цели предполагалось одеть германских военнопленных в русские шинели [с. 20]. 235 Это доказывали, по словам Гурко, и те будущие прогерманцы, которые раньше вели переговоры с французскими представителями [ib., р.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

232 Семен Людвигович Франк (1877–1950) – религиозный философ и общественный деятель. Родился в семье еврея-врача. В 1887 поступил в гимназию при Лазаревском институте восточных языков. В 1892 переехал с семьей в Нижний Новгород. В 1894 окончил гимназию, где с 1893 состоял в марксистском кружке. В 1894–1899 учится на юридическом факультете Московского университета у П. И. Новгородцева и А. И. Чупрова, ведет марксистскую пропаганду среди рабочих (по 1896). Сближается с кругом марксистских издателей. В 1899 за связь с социал-демократической организацией арестован, исключен из университета, выслан на два года в Нижний Новгород и лишен права проживания в университетских городах. С 1899 продолжал образование в Берлинском университете. В 1901 экстерном сдал экзамены при Казанском университете. В 1900 вышла первая книга Франка «Теория ценности Маркса и ее значение», направленная против марксовой теории стоимости. Это ввело его в ряды представителей «критического направления» в марксизме, быстро развивавшегося к либерализму и идеализму. С 1898 сблизился с П. Б. Струве, до конца жизни которого оставался его ближайшим другом и сотрудником. По предложению Струве приглашен Новгородцевым участвовать в сборнике «Проблемы идеализма» (1902). Происхождение помешало Франку в 1902 получить направление в Петербургский университет на подготовку к профессуре. Начиная с совещания в Шафгаузене (1903) принимал активное участие в либеральном движении, печатался в журнале «Освобождение», состоял членом «Союза Освобождения». После событий 9 января 1905 отказался от дальнейшего сотрудничества в журнале «Освобождение», так как считал исчерпанными идейные средства борьбы с самодержавием. Признавая необходимой «борьбу с оружием в руках», чувствовал себя к ней неспособным. После Манифеста 17 октября 1905 г. вместе с П. Б. Струве редактировал еженедельники «Полярная Звезда» и «Свобода и Культура» (декабрь 1905 – май 1906), в которых обосновывались идеи конституционализма, противопоставленные антиправовому экстремизму как бюрократии, так и революционеров.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/iz-...

Все это, проникая в народ, обрабатывается в виде волшебных сказок, и наш папирус является образцом такой сказки, облеченной в изящную литературную форму с применением современного модного высокого стиля. Само собою разумеется, что неизвестный автор, которому принадлежит эта обработка, оказал неоценимую услугу не только исследователям египетской культуры, но к всем, занимающимся фольклором, и особенно народной географией. Несколько позже, в эпоху Гиксосов, написан берлинский папирус Весткар, заключающий в себе целый сборник сказок, относящихся по языку, несомненно, к тому же времени Среднего царства, что и разобранные выше произведения. По стилю эти сказки гораздо проще, хотя и в них попадаются иногда изысканные выражения: папирус был предназначен для образованного читателя – написан он тщательно и красиво. Разработкой и изданием этого важного текста наука всецело обязана проф. Эрману. Начало потеряно, но содержание его ясно из последующего. Царь Хеопс сидит на троне и желает слушать волшебные сказки. Сыновья его, царевичи, один за другим, рассказывают ему необыкновенные чудеса, случившиеся при его предках, благодаря известным волхвам древности. Царь каждый раз приказывает почтить память, царя, при котором случилось чудо: 1 000 хлебов, сотней кружек пива, быком, двумя мерами ладана, а также принести заупокойную жертву «из одного хлеба, из одного сосуда пива, большого куска мяса и меры ладана» волхву, «пример мудрости» которого он только что слышал. Наконец, встает четвертый царевич Дедуфгор (известный мудрец) и вызывается познакомить царя с волхвом, живущим в настоящее время. Тот является, проделывает чудеса (приставляет голову, отрезанную у гуся). Царь просит его достать ключи дома Тота. Он говорит, что они находятся в каменном ковчежце в Илиополе, но сам достать их не может, а доставит их царю старший из трех детей, находящихся во чреве Реддетет, жены жреца бога Ра в Сахебу, которая беременна тремя детьми от Ра. «0н поведал мне, что они будут отправлять эту прекрасную должность (будут царями) во всей стране сей, и старший из них будет верховным жрецом в Илиополе»; Царь опечалился.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

В целях усиления охраны границы Приказываю: 1 . До 30 июня 1941 г. плановых занятий с личным составом не проводить. 2 . Личный состав, находящийся на сборах на учебных заставах, немедленно вернуть на линейные заставы и впредь до особого распоряжения не вызывать. 3 . Весь личный состав ручных пулеметчиков пропустить через трехдневные сборы на учебных заставах, вызывая по два пулеметчика с каждой линейной заставы. 4 . Выходных дней личному составу до 30 июня 1941 г. не предоставлять. 5 . Погран. наряды в ночное время (с 23.00 до 5.00) высылать в составе трех человек каждый. Все ручные пулеметы использовать в ночных нарядах в наиболее важных направлениях. 6 . Срок пребывания в наряде в ночное время – 6 часов, в дневное – 4 часа. 7 . Расчет людей для несения службы строить так, чтобы с 23.00 до 5.00 службу несли на границе все люди, за исключением возвращающихся из нарядов к 23.00 и часовых заставы. 8 . На отдельных, наиболее уязвимых фланговых направлениях выставить на десять дней посты под командой помощника начальника заставы. 9 . Контрольную полосу днем проверять кавалеристами в составе двух человек каждый наряд, срок службы – 8–9 часов беспрерывного движения влево и вправо по участку. 10 . Ночью проверку КП и каждой точки проводить не реже, чем через полтора часа. КП каждой заставы разбить на два-три участка. 11 . Погран.наряды располагать не ближе 300 м от линии границы. Печатается по сборнику документов «Пограничные войска СССР. 1939 – июнь 1941 г.», с.402. 592. Календарь сообщений агентов Берлинской резидентуры НКГБ СССР «Корсиканца» и «Старшины» о подготовке Германии к войне с СССР за период с 6 сентября 1940 г. по 16 июня 1941 г. 20 июня 1941 г. Дата Источник Содержание материала 06.09.40 «Корсиканец» (со слов генерального директора фирмы «Лейзер» Тициенса) Офицер Верховного командования немецкой армии рассказал Тициенсу, что в начале будущего года Германия начнет войну против Советского Союза. Предварительным шагом к акции будет военная оккупация Румынии, намеченная в ближайшее время.

http://azbyka.ru/otechnik/6/1941-god-v-d...

730 Парни Эварист Дезире де Форж (1753—1814) — французский поэт, автор сборника “Поэтические безделки” (1779). 731 “Сцены из Фауста” — произведение А. С. Пушкина (1825) по мотивам “Фауста” И.-В. Гёте. 732 …целые строки — Пушкина! — параллель между поэмой М. Ю. Лермонтова “Демон” (1829—1839) и одноименным стихотворением А. С. Пушкина (1823). 733 “Мцыри” — поэма М. Ю. Лермонтова (1839). 734 Герман и Доротея — главные герои поэмы И.-В. Гёте “Герман и Доротея”. 735 Эмилия — героиня трагедии Г. Э. Лессинга “Эмилия Галотти”. 736 …Елена Тургенева — в “Дыме”… — Шмелев не точен: героиню романа И. С. Тургенева “Дым” (1867) зовут Ирина, Елена — героиня романа “Накануне” (1859). 737 …Вера (“Обрыв”)… — главная героиня романа И. С. Гончарова “Обрыв”. 738 “Нана” — главная героиня одноименного романа Э. Золя (1880). 739 …в соляной столб обертывает… — Быт. 19:26 . 740 Калиниченко — Яков Яковлевич Калиниченко (1869—1938), русский художник, портретист, написал портрет И. С. Шмелева в январе 1917 г. 741 …подарил оригинал, когда после ее кончины все разбросал! — портрет И. С. Шмелева работы художника Я. Я. Калиниченко в 1937 (1936?) г. был подарен писателем В. Ф. Зеелеру (1874—1954), журналисту, литературному критику, другу И. С. Шмелева. Письма И. С. Шмелева к В. Ф. Зеелеру находятся в Бахметевском архиве Колумбийского университета (США). См.: Терехина В. Н. Письма И. С. Шмелева к В. Ф. Зеелеру//Венок Шмелеву. С. 247—262. Ед. хр. 70. Л. 23, 24. Письмо, рук. 741а …из “Нового слова”. — “Новое слово” (1833—1944) берлинская еженедельная газета, финансируемая ведомством А. Розенберга (с 1941 г. — министр оккупированных восточных территорий). Гл. редактор (с 1934 г.) В. М. Деспотулли.  Ед. хр. 70. Л. 28, 29. Письмо, рук. 742 “А душа вот так и просит…” — неточная цитата из “Сказки о царе Салтане” А. С. Пушкина (в оригинале “Князь опять: душа-де просит…”).  Ед. хр. 18. Л. 11, 12. Письмо, машинопись. 743 “Небывалый обед”… “Орел” — творческий вечер И. С. Шмелева состоялся 22 июня 1942 г. в здании Русской консерватории в Париже (26.

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-shmelev...

Литература по данным вопросам можно сказать необозрима, а потому из многого пришлось выбрать только немногое, как-то: Brieger, Konstantin der Grosse, als Religions- —274— politiker (Gotha 1880 г.), Schiller, Geschichte der Römischen Kaiserzeit (т. II, Gotha, 1887 г.), Beugnot, Histoire de la destruction du paganisme en occident (т. I, Paris 1835 г.), Chastel, Histoire de la destruction du paganisme dans l’empire l’orient (Paris 1850 г.). Klose, Geschichte und Lehre des Evnomius (Kiel – 1880 г.), Otto Seeck, Das sogenannte Edikt von Mailand (Zeitschrift für Kirchengeschichte), I. Gummerus, Die Homöusianische Partei bis zum Tode des Konstantins (Helsingfors 1900 г.). Работая над вопросом об отношении императоров к еретикам, мы случайно для самих себя открыли в Берлинской Королевской Библиотеке рукопись, которая до сих пор не была использована, как данные для истории арианства, и которая вскрывает весьма интересный момент в истории арианских движений непосредственно после издания Феодосием своего знаменитого первого закона о вере (Cod. Theod. XVI, I, 2). К сожалению, мы имели под руками не подлинник, а только печатный оттиск рукописи. Эта рукопись, подлинник которой хранится в Луврской библиотеке в собрании латинских рукописей под 594, принадлежит перу почти неизвестного арианского епископа Максимина. Время составления рукописи, по убеждению ученых (Waitz, Bessel и др.), падает на конец IV и начало V в. С внешней стороны рукопись производит очень приятное впечатление. Текст написан на красивом белом пергаменте в четверть листа с широкой каймой на сторонах. Некоторых листов в рукописи не достает, а общее число их простирается вместо 343 до 331. На каждой странице 32 строки в две колонны, при чем сокращений наблюдается сравнительно мало. Кроме текста на страницах, кое-где на полях встречаются заметки, сделанные другой рукой, чем вся рукопись. Самый шрифт рукописи овально-прямой достаточно ясно говорит о древности рукописи. Что же касается содержания рукописи, то последняя не представляет собою какого-нибудь цельного сочинения, а скорее сборник, составленный из различных отрывков. Так рукопись начинается со второй книги Св. Илария De Trinitate, за ней следует вторая книга Амвросия Med. De fide, а оканчивается деяниями Аквилейского собора. Среди последнего отдела, кроме заметок Максимина, никакого отношения не

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

3 . Берлинский папирус 6619, содержащий задачу разделения большого квадрата на два малых, отношения которых даны – нечто, соответствующее квадратному уравнению. Среднее царство. 4. Большой папирус Ринд Британского музея, переписанный неким Яхмосом в конце владычества гиксосов с оригинала времени Среднего царства и озаглавленный «Руководство к познанию всех тайных вещей, всех таинств, которые находятся в предметах». Это собрание сведений египтян по теоретической и практической арифметике и по практической геометрии. Всё это представлено в задачах и таблицах выкладок в «рецептообразно-догматической форме», как и в предыдущих папирусах, без всяких объяснений. Здесь «в зачаточном состоянии всё развившиеся в последующие тысячелетия роды произведений математической литературы». Это «справочная книга по теоретической и прикладной математике для сельских хозяев, землемеров и архитекторов, учебник и, наконец, сочинение, назначенное для самого автора, как учёного, трудящегося над разработкой вопросов, не успевших получить ещё в науке верное решение». Египетская медицина пользовалась славой во всём древнем мире: о ней упоминает уже Гомер. В Древнем царстве мы слышим о врачах и их писаниях; к богам и древнейшим царям возводятся многие медицинские средства. Добытые эмпирическим путём рецепты собирались в папирусы по родам болезней. Древнейшие из дошедших до нас – кахунские фрагменты сборников гинекологического и ветеринарного; первый главным образом касается ранних и поздних родов, второй говорит о птицах, с трудом носящих яйца, о ядовитых мухах на скоте, о чуме у быков и катаральной лихорадке и т.п. Написан он крупным, почти иероглифическим почерком и, очевидно, предназначен для малограмотных людей, имеющих дело с домашним скотом. Так как болезни считаются делом злых сил, то лечение должно сопровождаться магической формулой и церемонией. Что касается рецептов, то всегда сначала указываются симптомы, затем ставится диагноз, наконец, следуют предписания и средства. Большие медицинские сборники дошли до нас уже от времени Нового царства, но возникли они, конечно, несравненно раньше, да и сами выдают себя иногда за копии с древних оригиналов. В настоящее время известны следующие большие медицинские папирусы:

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

К Леонтьеву, mutatis mutandis 232 , применимы слова, некогда сказанные о Гоббсе: он был революционером в услужении реакции. Весь радикализм его исконно мятежного духа, глубина и богатство его несомненно болезненной и заблудшей мысли по сравнению с обыденным морализмом и социальным оптимизмом начинают уясняться нам только теперь, после Бодлера, Ницше, Ибсена. Среди наших русских мыслителей, теперь уже относящихся к прошлому, Леонтьев, бесспорно, один из самых интересных и своевременных, несмотря на некоторые явные уродства его умонастроения. Быть может, большинство еще и теперь обратит внимание лишь на общественные и моральные заблуждения Леонтьева и увидит в примере Леонтьева только предостережение против всяких новых исканий, против всяких попыток переоценки традиционных политических и нравственных ценностей. Таким духовно консервативным прогрессистам мы лично открыто предпочитаем духовно прогрессивного реакционера Леонтьева. Надвигающаяся неотложная задача перестройки и углубления наших культурных идеалов требует, чтобы общественная мысль перестала только шокироваться политической «неблагонамеренностью» Леонтьева и игнорировать его за нее, а отнеслась к нему беспристрастно и с полной духовной свободой. 229 Впервые: КО. 1909. Печатается по : Франк С. Л. Философия и жизнь. Этюды и наброски по философии культуры. СПб., 1910. С.382–389. Франк Семен Людвигович (1877–1950) – русский религиозный философ. В 1899 г. был исключен из Московского университета за марксистскую пропаганду. Окончил Казанский университет в 1901 г. После сближения с П. Б. Струве стал редактором философского отдела РМ. Участвовал в сборниках «Проблемы идеализма», «Вехи». В 1912 г. принял православие. С 1917 по 1921 г. был деканом философского факультета Саратовского университета. С 1922 г. жил в эмиграции – в Берлине, Париже; умер в Лондоне. Франк возвращается к характеристике Леонтьева в своем немецком докладе «Русское мировоззрение», прочитанном 26 мая 1925 г. в Берлинском обществе по изучению Канта (русский перевод опубликован в кн.: Франк С. Л. Духовные основы общества. М., 1992. С. 496–497).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

Сергей Худиев: «Почему не стоит отменять Нагорную проповедь» 01.03.2023 19:14:02 В Германии на Берлинском форуме мировых религий довольно резко раскритиковали... Нагорную проповедь. По словам участницы панельной дискуссии, профессора литературоведения Татьяны Йеш, «Нагорная проповедь является собранием изречений, приписываемых Христу. И там также есть сексуальные аспекты насилия, например, взывание к вырыванию глаза из головы... Поэтому я считаю, что проповедь неполезна и неконструктивна, и важно, чтобы положительные предрассудки по отношению к христианству и его миролюбивости были перепроверены на предмет того, должны ли эти тексты вообще читаться». Нам это может показаться диким – но само представление о том, что христианство является источником «насилия» и «угнетения», постепенно превратилось в идеологический стандарт. Парадокс здесь в том, что сами разговоры о «борьбе с насилием» и «правах меньшинств» возможны только в культуре, сформированной Нагорной проповедью. Активисты, выступающие против христианского наследия нашего континента, рубят сук, на котором сидят, выбивают почву из-под ног у самих себя. Но об этом стоит поговорить подробнее. Нагорная проповедь – сборник изречений Господа Иисуса, который содержится в Евангелии от Матфея (пятая-седьмая главы) и отчасти повторяется у Луки. Мысль связывать его с «насилием» в каком бы то ни было смысле выглядит нелепой – пока мы исходим из традиционного определении насилия. Именно в Нагорной проповеди находятся знаменитые слова Господа: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Матф. 5:43,44). Там же говорится о том, что милостивые, миротворцы и кроткие блаженны – то есть причастны высшему благу, их одобряет и вознаградит сам Бог. Иисус пришел в мир, еще более полный насилия, чем наш. Его собственная страна находилась под оккупацией, римляне беспощадно распинали повстанцев на крестах – идя по своим делам, вы вполне могли видеть ваших сограждан, может быть, даже родственников и знакомых, мучительно умиравших на этом страшном орудии казни. От Иисуса ожидали, что Он возглавит восстание против ненавистных язычников – и со сверхъестественной помощью установит наконец земное царство мира и справедливости. Когда стало ясно, что Он этого не сделает, разочарованный народ, еще недавно восклицавший «Осанна!», закричал: «Распни Его!». Его облыжно обвинили в мятеже и предали тем самым римлянам.

http://radonezh.ru/2023/03/01/sergey-hud...

Целый ряд выдающихся умов примкнул к этому движению, возникла богатая литература, в которой развивались и защищались основные мысли диалектической теологии. Журнал «Между времен», изданный совместно с Бартом, Гогартеном и Турнэйзен фон Мерцем, стал центром изложения и толкования. После своего комментария к Посланию к Римлянам Барт пишет комментарий к Ι Посланию к Коринфянам, который особенно ясно обнаруживает как величие, так и трудность всего направления. Гогартен главным образом развил понятие Откровения с часто преувеличенной диалектической остротой. Турнейзен пытался сделать оценку Достоевского с точки зрения теологии Кризиса. Бруннер в Цюрихе предпринял резкое, часто опрометчивое нападение на Шлейермахера и мистику. Радикально критический поборник Нового Завета Бультман в Марбурге резко отрицает либеральную теологию с точки зрения Барта. В маленьком сборнике проповедей берлинский пастор Дэн дает мощное изображение религиозного содержания этого движения. На философов различных направлений также повлияла проповедь Барта, по-видимому обеспечившая философии полную свободу от всякой теологии. Общее воздействие этого движения необозримо. Главным образом им было охвачено и нередко даже фанатизировано юное поколение богословов, равно как и многочисленные кружки молодежи. Однако немало было и противоположных течений. Либерализм прошлого периода высказал свое отрицание, главным образом устами Гарнака. С позитивной стороны напал на основной принцип диалектики Барта молодой систематик Альтгауз, равно как и известные специалисты по изучению Лютера, Холль и Хирш, рассматривавшие его с этически окрашенной точки зрения. На почве религиозной философии, стоящей под влиянием Рудольфа Отто и Шеллинга позднейшего периода, автор этой статьи пытался выработать теологические границы своей теологии, несмотря на широкое согласие с основами религиозной позиции Барта. При этом им руководил интерес к религиозно-социалистическому источнику этого движения, который все больше отодвигался на задний план и отчасти превратился даже в свою противоположность. Но и самые эти нападения свидетельствуют о величии и значительности духа, руководящего этим движением. Оно все еще является наиболее сильным и, для ближайшего будущего, наиболее важным элементом современной протестантской теологии. II. Систематический обзор

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/sra...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010