В 1910 г. был удовлетворен запрос игум. Марии об устроении монастырского подворья на землях в районе дер. Барвихи Звенигородского у. Были построены игуменские кельи, дом для сестер, трапезная, больница и школа для крестьянских детей, а также хозяйственные здания. В 1911 г. на подворье была возведена церковь. К 1918 г. в З. м. насчитывалось 375 насельниц. Игумении Всего с нач. XVII по 1-ю четв. ХХ в. известно 25 игумений З. м.: Евфросиния (1623), Агафия (1655), Капитолина (1685-1694), Александра (до мая 1700), Евдокия (Челищева; июль 1700-1710, переведена в Вознесенский мон-рь), Памфилия (Титова; 1710-1715 ), Анна (Ларионова; 1717-1719), Поликарпа (1721), Ираида (Шарафетдинова; 1722-1726), Елена (Челищева; 4 февар. 1726-1742), Надежда (Чилищева; 1742-1753, уволена на покой), Александра (Семёнова; 1758 - июль 1763), Анфиса (Сурина; 1764-1767), Измарагда (Захарова; 1767-1775), Амфилогия (Грачёва; 1775 - 22 июля 1793), Доримедонта (Протопопова; 26 июня 1794 - 15 нояб. 1817), Митрополия (7 марта 1818 - 30 июня 1827, уволена на покой), Клавдия (5 июня 1827 - 19 июля 1830, переведена в Алексиевский мон-рь), Палладия (21 дек. 1830 - 15 апр. 1843), Аполлинария (Шувалова; 19 мая 1843-1851, уволена на покой), Мастридия (Ротенберг; 31 нояб. 1851 - 23 нояб. 1863, уволена на покой), Калерия (Хвостова; 25 окт. 1864 - 7 сент. 1881, уволена на покой), Валентина (20 окт. 1881 - 31 дек. 1908), Мария (Коробка; 22 марта 1909 - 1925, до закрытия мон-ря). Игум. Иулиания (Каледа), А. Л. Баталов, Л. А. Беляев Некрополь Остатки памятной палатки (нач. гг. XVI в.) под полом ц. Божией Матери «Неопалимая Купина» гг. XVIII в.). Фотография. 2003 г. Остатки памятной палатки (нач. гг. XVI в.) под полом ц. Божией Матери «Неопалимая Купина» гг. XVIII в.). Фотография. 2003 г. Для истории З. м. кон. XVI-XVII вв. существенно изучение некрополя, практически неизвестного до раскопок. Надписи на плитах восстанавливают круг семей, связанных с З. м. Это бояре и дворяне известных фамилий («инока скимница Анисья Тимофеева жена Головкина», † 20 дек.

http://pravenc.ru/text/182731.html

Главный иконостас Преображенского собора. XIX в. Фотография. 2014 г. Главный иконостас Преображенского собора. XIX в. Фотография. 2014 г. Начало Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. совпало с днем престольного праздника в память прп. Макария Писемского (по н. ст.- 22 июня 1941). В 1943-1955 гг. настоятелем на погосте служил свящ. Павел Сигорский (1889-1955). В 30-х гг. XX в. он был настоятелем Троицкой ц. с. Троица на Вексе Буйского р-на. 11 нояб. 1937 г. свящ. Павел был арестован и 16 нояб. за «антисоветскую агитацию» приговорен к 10 годам лагерей. В 1943 г. после досрочного освобождения стал служить на Макариевом погосте. По-видимому, свящ. Павел перенес в Преображенский храм из какого-то закрытого храма Буйского р-на резной белокаменный крест с изображением распятия в особом киоте, относящийся к XVI-XVII вв. (72×52×16 см). К нач. 50-х гг. XX в. место погребения прп. Макария осталось единственным в Костромской обл., где верующие могли поклониться мощам святого. Однако в нач. 1951 г. уполномоченный Совета по делам РПЦ по Костромской обл. М. И. Галкин предписал руководству Буйского р-на прекратить доступ верующих к мощам прп. Макария Писемского, а также закрыть церковь. 8 авг. 1951 г. в присутствии представителей Буйского райисполкома рабочие, как докладывал Галкин в Москву, «изолировали подход к могиле, а также и в церковь», т. е. наглухо заколотили входы и в подклет, и в храм. Часть икон из закрытой церкви перенесли в каменный храм. В 50-80-х гг. XX в. Преображенская ц. Макариева погоста оставалась одним из немногих действующих храмов Буйского р-на. После кончины свящ. Павла Сигорского на погосте в течение 16 лет не было своего священника, или они служили недолго. Лишь в 1971 г. на Письму прибыл свящ. Михаил Беляев (1925-2009), уроженец Буйского р-на, ветеран Великой Отечественной войны, участник обороны Ленинграда, в 1949-1956 гг. по обвинению в «контрреволюционной агитации и пропаганде» находившийся в казахстанских и сибир. лагерях. В Макариевом погосте - приходском храме, а затем и мон-ре - свящ. Михаил прослужил 38 лет.

http://pravenc.ru/text/2561266.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ Геогрий (Делиев), архиеп. Днепропетровский. Фотография. Нач. 30-х гг. ХХ в. Геогрий (Делиев), архиеп. Днепропетровский. Фотография. Нач. 30-х гг. ХХ в. (Делиев Спиридон Георгиевич; 11.12.1878, с. Б. Каракуба Мариупольского у. Екатеринославской губ.- 8.12.1937, Днепропетровск), архиеп. Днепропетровский. По окончании в 1902 г. Екатеринославской ДС определен законоучителем в церковноприходскую школу. С 1905 г. законоучитель коммерческого уч-ща и жен. гимназии г. Александровска Екатеринославской губ. (ныне Запорожье, Украина). В 1915-1919 гг. учился в КДА, к-рую окончил со степенью канд. богословия. 28 дек. 1921 г. пострижен в монашество, 8 янв. 1922 г. хиротонисан митр. Киевским и экзархом Украины Михаилом (Ермаковым) во епископа Богуславского и Липовецкого, викария Киевской епархии, с 1926 г. епископ Таращанский, викарий той же епархии. После арестов митр. Михаила и викарного Уманского еп. сщмч. Макария (Кармазина) к Г. с янв. 1925 г. перешло временное управление Киевской епархией. Противодействовал возглавленному Ф. Булдовским обновленческому автокефалистскому движению на Украине (лубенский раскол), вместе с др. укр. епископами осудил григорианский раскол . По возвращении в кон. 1925 г. из ссылки еп. Макария Г. отказался передать ему управление епархией, что вызвало осуждение мн. архиереев. С 1928 г. епископ Днепропетровский, с 1932 г. архиепископ. В 1932-1933 гг. участвовал в зимней сессии Свящ. Синода. Арестован 1 окт. 1937 г., во время следствия находился в тюрьме г. Днепропетровска. Обвинялся в участии в «контрреволюционной фашистской церковной организации», дал показания против себя и др. лиц. Расстрелян по приговору особой тройки УНКВД УССР по Днепропетровской обл. от 30 нояб. 1937 г. Арх.: Архив УСБ Украины в Днепропетровской обл. Д. П-24345. Лит.: ЖМП. 1932. 11-12. С. 2; 1933. 14-15. С. 4; За Христа пострадавшие. М., 1997. Кн. 1. С. 304; Польский. Т. 2. С. 93; Доненко Н. , прот. Наследники царства. Симферополь, 2000. Ч. 1. С. 334-340. Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/164263.html

Листьё. Церковь Михаила Архангела. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Церковь. Не действует.   Престолы: Михаила Архангела Год постройки:не ранее 1793. Адрес: Ивановская область, Пучежский район, село Листье Координаты: 57.090395, 42.932001 Проезд:Свернуть с шоссе Юрьевец - Пучеж у села Сеготь направо по указателю на Марищи. Ехать асфальтом около 4 км, свернуть направо в сторону села Листье и ехать асфальтом 1 км Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Листье. Храмовый комплекс: церковь Михаила Архангела и колокольня церкви Воскресения , кон. 18 - нач. 19 в. Расположен в юго-восточной части села. Состоит из теплой церкви Михаила Архангела, выстроенной из кирпича в 1793 г., и отстоящей метров на 50 к северу высокой кирпичной и оштукатуренной колокольни холодной Воскресенской церкви 1815 г. (основные объемы храма разобраны в 1940-50-е гг.). Обнесенные оградой (не сохр.) церкви стояли параллельно друг другу, причем их западные фасады находились примерно на одной линии. Первоначальные завершения храма Михаила Архангела утрачены и заменены шиферной скатной кровлей, часть проемов растесана или заложена. Характерный для области сельский храмовый комплекс, объединяющий сооружения в формах нарышкинского барокко и классицизма. Беляев, 1863, с. 225; ИАК, 1909, с. 294. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3». - М., Наука, 2000, с. 126-128 В архитектуре небольшого сельского храма определяющая роль принадлежит традициям искусства кон. 17 – нач. 18 в. В его объемной композиции доминирует основной четверик, к которому примыкают пониженные пятигранная апсида и трапезная, заметно расширенная к югу. Горизонтальные членения здания представлены цокольным поясом (поребрик между полуваликами) и карнизами (с сухариками на четверике и с четырехступчатыми консолями – на алтаре и трапезной). Углы объемов обработаны лопатками. Окна фланкированы полуколонками с консолями под базами и пирамидками над капителями. Обрамления окон трапезной увенчаны трехуступчатыми фронтонами-щипцами; на алтаре они завершены ступенчатыми лучковыми бровками, соединенными с наличниками зигзагообразными лентами; на храме – разрезанными на три гребня кокошниками. Интерьер трапезной разделен сдвинутым к югу столбом на бóльшую основную часть и меньшую южную, придельную. Четверик перекрыт полуциркульным сводом, ориентированным по оси запад – восток, с лотком с западной стороны; в трапезной система сводов; в алтаре – коробовый свод с лотками и распалубками в восточной части. http://svodokn.ru/object/111164672?open=true Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=13522

На основании собранных 26 свидетельств жителей, а также уведомления Липецкой городской думы о том, что отсутствуют «распоряжения правительства об упразднении Паройской пустыни и о приписке к г. Липецку принадлежащих ей земляной и лесной дач с прудом и водяною мельницей», Тамбовская духовная консистория поддержала проект штатного расписания: настоятель и монашествующей братии - 24 чел. (6 иеромонахов, 4 иеродиакона, 14 послушников). Неясны причины, по к-рым попытка возрождения Л. м. оказалась безрезультатной. Синод на заседании 3 июля 1861 г. решил: «Принимая во внимание благочестивое желание граждан г. Липецка и ходатайство преосвященного Тамбовского, учредить... общежительный мужской заштатный монастырь и находя средства для предполагаемого содержания обители от жертвователей достаточными, Синод определил предварительное испрошение Высочайшего соизволения на это представить обер-прокурору и Министру внутренних дел и спросить уведомления - не встречается ли со стороны МВД каких-либо препятствий к учреждению монастыря» (РГИА. Ф. 797. Оп. 31. Отд. 2. Ст. 2. Д. 34. Л. 1-2). Глава внутриполитического ведомства ответил, что препятствий к восстановлению монастыря нет (РГИА. Ф. 1287. Оп. 17. Д. 817. Л. 2 об.). Тамбовский и Шацкий еп. Макарий (Булгаков) также ходатайствовал о восстановлении Л. м., «заявляя желание поселиться в оном» (Липецкий летний листок. 1881. 1, 25 июля). Вид на Липецкий Успенский монастырь. Фотография. Нач. XX в. Вид на Липецкий Успенский монастырь. Фотография. Нач. XX в. 17 июня 1881 г. Древнеуспенский храм был поставлен под охрану Имп. Археологического об-ва как памятник архитектуры XVII в. (ГАТО. Ф. 181. Оп. 1. Д. 2318. Л. 92-100). В 1887 г. план, фасады, разрез и ситуационный план Успенской ц. для Имп. Археологической комиссии выполнил городской архит. Н. Терпугов (ИИМК РАН. Ф. P-III. Д. 6066. Л. 14-15). В 1890 г. профессиональное обследование и обмеры церкви выполнил архитектор (впосл. председатель архитектурной секции Имп. Археологического об-ва) липчанин И. П. Машков. Под гос. охраной храм находился до 1918 г. В 1906 г. преподаватель Липецкого ДУ Нарциссов издал историческую записку «Древне-Успенская ц. в г. Липецке (бывшая Паройская пустынь)». Эта брошюра является наиболее полным источником по истории храма. 3 дек. 1905 г. Тамбовский еп. Иннокентий (Беляев) поддержал идею восстановления обители. Возрождению Л. м. помешала революция, изменившая ситуацию в стране.

http://pravenc.ru/text/2110532.html

Васильчинино. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Кирпичная церковь, построенная в 1871 г. Имелись Казанский, Никольский и Тихоново-Амафунтский престолы. Закрыта не позже 1930-х гг., позднее сломана. http://svyatayarus.su/church/detail/52171/ Село Васильчинино, ранее называемое также Шунгаватово (Шуговатово), упоминается уже в нач. 17 в. и было поместьем кн. Семена Вяземского. Деревянная церковь упоминается также с нач. 17 в.: “Николы чудотворца в селе Василчинине” (1620 г.). В 1627-1631 гг. " за вдовою за княнинею Анною Семеновою женою Вяземскаго с детьми Никитою, Петром и Данилом в поместье по ввозной грамоте 1614 г., село Шунгаватово, на речке Нозоге на Суздальском рубеже, что было в поместье за мужем ея за кн. Семеном Вяземским, а в селе церковь Николы чуд. да придел Василия Блаженнаго, а на церковной земле во дворе поп Яков Иванов, дьячек Тимошка Ильин, пономарь Ивашко Сидоров, место проскурницы... " В 1654 г. - церковь впредь писать: " в поместье князь Петра Вяземскаго " . В 1695 г. - церковь писать: " в селе Шуговатом, Васильчинино тож " .  В деревянной церкви было 2 престола – Казанской Божьей Матери и Никольский. Церковь была приписана к Казанской с. Сараева. Каменная церковь с каменной колокольней и дерев. оградой построена в 1871 г. Престолов стало 3 – добавился престол Тихона Амафунтского. Кладбище при церкви. Храм утрачен в конце 1950-х гг. В приходе было 2 селения. Прихожан на 1863 г. – 283 чел. (42 двора), 1911 г. – 280. Источники: Беляев, 1863, с. 165-166.  Списки населенных мест Российской империи. XVIII. Костромская губерния. –Спб., 1877, с. 285.  Материалы для истории Костромской епархии. Вып. 3: Плесская десятина жилых данных церквей и пустовых церковных земель 1628-1710 и 1722-1746 гг. Кострома, 1902, с. 76.  Список населенных мест Костромской губернии (по сведениям 1907 года). – Кострома, 1908, с. 222.  Баженов, 1911, с. 184-185.  Материалы для истории сел, церквей и владельцев Костромской губернии. Отдел третий. для Костромской и Плесской десятин… XV-XVIII вв. Вып. пятый. – М., 1912, с. 92-93. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=37434

Царские врата, перенесенные сюда из более раннего иконостаса, - яркое произведение в стиле барокко 2-й пол. 18 в. Состоят из пяти картушей прихотливой формы с сочной объемной резьбой. Иконы " Благовещение " и евангелисты выполнены в духе древнерусской живописи кон. 17 в. Композицию венчает изящная резная корзинка с букетом цветов. Киоты (вероятно, также перенесенные) у боковых стен четверика с пышной барочной резьбой относятся к кон. 18 - нач. 19 в. В трапезной расположены два придельных иконостаса, соединенные аркой. Эти типичные для русского стиля произведения, выполненные в кон. 19 в., представляют собой небольшие двухъярусные сооружения с завершающим киотом по центральной оси. Накладная и сквозная резьба, плотно покрывающая фризы и царские врата, несколько тяжеловата в деталях. В северном приделе сохранилась икона с изображением Макария Унженского и данного храма Богоявления (видимо, копия его архитектурного проекта), имеющая надпись: " Написана сия святая икона в 1843 г. декабря 15 в селе Палехе мает. Григорием Хреновым " . В притворе находится иконостас простых форм нач. 20 в., на стенах - иконы 19 в., написанные в традициях живописи 17-18 вв. Кирпичная побеленная ограда скромный пример архитектуры малых форм периода эклектики. На невысоком цоколе установлены столбы, соединенные изящной металлической решеткой. В западной стороне ограды, напротив колокольни расположены ворота с высоким центральным проездом и пониженными проемами калиток (все с арочными профилированными завершениями и килевидными подвышениями внешнего абриса). Беляев, 1863, с. 212-213. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М., Наука, 2000, с. 672-677 Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=06052

Лосево. Храмовый комплекс. Церкви Воскресения Христова и Покрова Пресвятой Богородицы. Храмовый комплекс. Не действует.   Год постройки:не ранее 1770. Адрес: Костромская область, Солигаличский район, село Лосево Координаты: 58.926003, 42.333796 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Хорошо сохранившийся сельский храмовый комплекс, отражающий различные этапы в развитии местной архитектуры — от раннего классицизма до эклектики. В нач. 17 в. в селе находились две деревянные церкви: Никольская шатровая и Покровская с трапезной. Во 2-й пол. 17 в. Лосево принадлежало боярскому сыну Г.И. Толбузину с дочерями и П.М. Голохвастову. Существующий комплекс, расположенный в центре села, на восточной стороне площади, складывался на протяжении более 100 лет. В 1770-71 гг. при владельце села Я.И. Сипягине подрядчиком крестьянином Ярославского уезда Л.Н. Колосовым была построена церковь Николая Чудотворца. Упоминание в литературе архитектора Петра Бортникова как автора проекта требует уточнения. В 1840 г. в нескольких десятках метров к северу сооружена церковь Покрова. Ее заказчиком был, возможно, поручик Я.Д. Купреянов (1754-1843), чья могила с гранитным надгробным памятником сохранилась у апсиды Никольской церкви. Территория обеих церквей в 1901 г. была окружена оградой со Святыми воротами, поставленными по красной линии площади между двумя храмами. Напротив Никольской церкви, на другой стороне площади, в кон. 19 — нач. 20 вв. сооружен дом причта. Библиография: Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб, 1863. С. 274; Баженов И.В. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Кострома, 1911. С. 307-308; Белоруков Д. Деревни, села и города Костромского края: Материалы для истории. Кострома, 2000. С. 405; Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 4: г. Солигалич и Солигаличский район. Кострома, 2002. С. 185-189. Архивные источники: ГАКО. Ф. 137. Оп. 2. Д. 2326. ИИМК РАН. http://svodokn.ru/object/101526500?open=true Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=53998

Прп. Корнилий Крыпецкий. Икона. Кон. ХХ — нач. XXI в. (ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы от Торга) Прп. Корнилий Крыпецкий. Икона. Кон. ХХ — нач. XXI в. (ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы от Торга) Крыпецкая обитель стала средоточием творческого воплощения различных вариантов иконографии К. На иконе 2000 г. из собора в честь Рождества св. Иоанна Предтечи в Пскове (подворье Крыпецкого мон-ря) образ преподобного трактован в живописной светотеневой манере: погрудное изображение на красном фоне восходит к фотографии кон. XIX в. и сохраняет портретное сходство, в надписи К. именуется блаженным монахом. На аналогичной иконе из Крыпецкого мон-ря (2000) в правой нижней части вставлен реликварий с частицей мощей К. В 2000-х гг. в обители создается ряд образов в иконописной манере, к-рые различаются деталями иконографии - жестом рук, величиной и формой бороды, цветом рясы. На поясной иконе 2004 г. у К. густая седая борода, правая рука воздета к груди, в левой - четки. Изображение в местном ряду иконостаса собора ап. Иоанна Богослова (2006, иконописец Кузнецов) ростовое прямоличное, правая рука святого раскрыта перед грудью, в левой - четки; лик аскетический, небольшая борода и волосы с проседью, разделены на мелкие пряди; ряса светло-зеленая. В иконостасе монастырской ц. Успения Пресв. Богородицы находится оригинальный по композиции образ св. покровителей обители - ап. Иоанна Богослова, прп. Саввы Крыпецкого и К. (слева), представленных в рост парящими на облаках над раскинувшейся под ними панорамой Крыпецкого монастыря (2010, с.-петербургский иконописец А. П. Беляев). В верхнем регистре в полукружиях помещены образы благословляющего Иисуса Христа и Богоматери с покровом в руках. Образ К. идентичен по рисунку образу из иконостаса собора ап. Иоанна Богослова. Над монастырскими постройками изображена радуга. Эта деталь имеет реальную основу: по рассказам очевидцев, во время обретения св. мощей преподобного внезапно хлынул дождь, к-рый вскоре прекратился, засияло солнце и возникла двойная радуга в виде многоцветного ореола вокруг солнца (т. н. гало) - природное явление было расценено как знамение грядущего прославления святого.

http://pravenc.ru/text/2458685.html

Игум. Иулиания (Каледа), А. Л. Баталов, Л. А. Беляев История З. м. (1917-2008) В нач. нояб. 1917 г. красногвардейцы и революционные солдаты захватили З. м. и начали отсюда и от Крымской пл. штурм штаба Московского военного округа (во дворце Всеволожских, Пречистенка, д. 7). На колокольне З. м. и в ц. Воскресения Христова (Новой) на Остоженке были установлены огневые точки. В обители объявили чрезвычайное положение, запретив монашествующим выход за ограду и ограничив передвижение в стенах мон-ря. В 1918 г. с целью защиты святынь и богоугодных заведений З. м. игум. Мария под покровительством Патриарха Всероссийского Тихона основала братство во имя иконы Божией Матери «Милостивая». При нем были образованы амбулатория и библиотека, велись курсы Закона Божия, хорового пения, лекции-беседы. Интерьер ц. Зачатия прав. Анной Пресв. Богородицы. Фотография. 2003 г. Интерьер ц. Зачатия прав. Анной Пресв. Богородицы. Фотография. 2003 г. В апр. 1918 г., после издания Указа Правительства РСФСР «О национализации всех монастырей», 5-й отдел по борьбе с религией Народного комиссариата юстиции приступил к ликвидации землевладения З. м.; действующие храмы объявили приходскими, передав общинам. Ок. 100 сестер выселили, часть монашествующих арестовали, остальные добровольно покинули мон-рь. В З. м. организовали трудовые артели-коммуны (швейную, ткацкую, хлебопекарню), ликвидированные в 1923 г. В 1918 г. решением Президиума Моссовета храмы З. м. передали в ведение Главмузея, а решение Наркомпроса о придании мон-рю статуса культурного, художественного и архитектурного памятника с последующим преобразованием его в филиал Новодевичьего мон-ря приостановило разрушение церковных строений. Храмы неоднократно переходили от властей к церковной общине и наоборот. 1 сент. 1920 г. их передали общине (более 500 членов), куда вошли монашествующие (152 чел.). В ходе гос. реквизиций церковного имущества с 21 марта по 5 апр. 1922 г. у З. м., невзирая на сопротивление музейных сотрудников, изъяли 32 золотника золотых и 17 пудов 46 фунтов серебряных изделий. В З. м. разместились гос. учреждения, в т. ч. «Детский городок» Наркомпроса для сирот и беспризорников, где работали монахини (в старом трапезном корпусе и зап. деревянных кельях). Большую часть келий заселили работниками МГУ, милиции, преподавателями и студентами мед. клиник и др. Были полностью разобраны хозяйственные постройки, частично - монастырская ограда.

http://pravenc.ru/text/182731.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010