Они очень хорошо знали, что призывы к почве, к соединению с народным началом не пустые звуки, не пустые слова, изобретенные спекуляцией для эффекта. Эти слова были для них напоминанием и упреком, что сами они строят не на земле, а на воздухе. Мы с жаром восставали на теоретиков, не признающих не только того, что в народности почти все заключается, но даже и самой народности. Они хотят единственно начал общечеловеческих и верят, что народности в дальнейшем развитии стираются, как старые монеты, что все сливается в одну форму, в один общий тип, который, впрочем, они сами никогда не в силах определить. Это — западничество в самом крайнем своем развитии и без малейших уступок. В своей ярости они преследовали не только грязные и уродливые стороны национальностей, стороны, и без того необходимо долженствующие со временем уступить правильному развитию, но даже выставляли в уродливом виде и такие особенности народа нашего, которые именно составляют залоги его будущего самостоятельного развития, которые составляют его надежду и самостоятельную, вековечную силу. В своем отвращении от грязи и уродства они, за грязью и уродством, многое проглядели и многое не заметили. Конечно, желая искренно добра, они были слишком строги. Они с любовью самоосуждения и обличения искали одного только «темного царства» и не видали светлых и свежих сторон. Нехотя они иногда почти совпадали с клеветниками народа нашего, с белоручками, смотревшими на него свысока, они, сами того не зная, осуждали наш народ на бессилие и не верили в его самостоятельность. Мы, разумеется, отличали их от тех гадливых белоручек, о которых сейчас упомянули. Мы понимали и умели ценить и любовь, и великодушные чувства этих искренних друзей народа, мы уважали и будем уважат! их искреннюю и честную деятельность, несмотря на то, что мы не во всем согласны с ними. Но эти чувства не заставят нас скрывать и наших убеждений. Молчание было бы пристрастием, к тому же мы не молчали и прежде. Теоретики не только не понимали народа, углубясь в свою книжную мудрость, но даже презирали его и, разумеется, без худого намерения и, так сказать, нечаянно. Мы положительно уверены, что самые умные из них думают, что при случае стоит только десять минут поговорить с народом и он всё поймет; тогда как народ, может быть, и слушать-то их не станет, об чем бы они ни говорили ему. В правдивость, в искренность нашего сочувствия не верит народ до сих пор и даже удивляется, зачем мы не за себя стоим, а за его интересы, и какая нам до него надобность. Ведь мы до сих пор для него птичьим языком говорим. Но теоретики на это упорно не хотят смотреть, и кто знает, может быть, не только рассуждения, но даже самые факты не могли бы их убедить в том, что они одни, на воздухе, в совершенном одиночестве и без всякой опоры на почву; что всё это не то, совершенно не то.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Это отсутствие опоры очень ранило. Потому что ты не мог прийти к родителям с неразделенной любовью, лишним весом, травмой, болезнью и попросить: «Папа, у меня такая проблема, помоги мне, пожалуйста, ее решить». Я не могла это сделать, потому что отец был неуправляемым агрессивным алкоголиком и знатным манипулятором. Он был ростом под два метра, и когда выпивал, становился просто опасен. Мог побить и не помнить потом этого. И это было самое страшное: когда ты вынужден реально взрослеть, учиться решать свои проблемы, и в то же время держать на расстоянии своего отца, чтобы хоть немного его контролировать. При этом отец хорошо зарабатывал и с точки зрения общества выполнял все обязательства перед семьей и детьми. Дети алкоголиков, которые тащат все последнее из семьи, могут рассчитывать на социальное сочувствие. У меня такого права не было, и главный аргумент отца звучал так: «Я зарабатываю, значит, имею право». И социум тебе транслирует: у тебя очень хороший отец, он о тебе так заботится.  Этот диссонанс между домашней реальностью и социумом приводит к сложные психическим расстройствам. Я с этим обращалась к психологу, он подтвердил, что возник жесткий конфликт самооценки. Таже на психике сказалась постоянная жизнь в стрессе. Также психолог сказал, что использование алкоголизма как орудия, средства давления — очень популярная история в обеспеченных семьях. Когда в мои 19 у меня появился молодой человек, отец по этому поводу устроил специализированный запой. Постепенно у меня появлялось ощущение клетки от того, что я полностью бессильна и беспомощна перед пьющим человеком. Он сильнее меня и я завишу от него финансово. И я ни у кого не могу попросить помощи, потому что все уверены: у меня все круто, а я сама по себе лентяйка и белоручка, и за меня все делает мой папа. У меня появились мысли о суициде, началась настоящая клиническая депрессия, которую я лечила у специалистов. Но благодаря работе с психологом я проработала внутренние проблемы. Затем я нашла работу и сняла квартиру. Мне пришлось делать выбор: либо я нищеброд, но с хорошей самооценкой, либо я живу в обеспеченной семье, но у меня нет ни друзей, ни молодого человека, и меня постоянно травят. У меня прошел конфликт самооценки и синдром самозванца (мне казалось, что я сама по себе из себя ничего не представляю). С родителями я почти не общаюсь. Я очень много весила, когда жила с ними — заедала обиды. Съехав, я похудела на два размера.

http://pravmir.ru/mama-krichala-hot-by-t...

Собирали меня домой всей ротой. Обмундирование моё было уже сильно потрёпано, а срок смены ещё не наступил. Не знаю за что, но меня товарищи очень любили, и каждый старался что-то хорошее сделать: старшина Сергеев (тот самый, который когда-то меня за белоручку принял) передал мне свои почти новые диагональные брюки, сменил кирзачи на яловые сапоги. Друг Белкин передал свою шинель. Вручили мне новый шлем-будёновку. Многие давали адреса свои домашних, просили зайти хоть на две-три минуты. Провожали меня на вокзал всем отделением. Вот и пассажирский поезд до Минска, в Минске пересадка на поезд «Москва — Киров — Свердловск». В Верещагине я оказался поздно вечером. Ночевал в семье сослуживца Шильникова, где приняли меня очень тепло. Погода стояла холодная, снежные заносы — середина ноября. Чуть свет побежал искать машину или подводу. Ничего не нашёл и, не в силах терпеть ожидание, отправился пешком, быстрым шагом, почти бегом. Согревало меня ожидание встречи с любимыми людьми, да и было мне в ту пору двадцать восемь лет, и был я очень вынослив и крепок. И вот Черновское. Оказалось, что моя Галя уже здесь, встретились на дороге. Она отправилась встречать меня на школьной подводе со школьным конюхом. Конюх, мой старый знакомый, её бережно укутал в эту ноябрьскую непогоду, и из тулупа видны были только нос да глаза. И вот слышу радостный визг, и из этого тулупа на меня целый вихрь бросается, обнимает, на шее виснет, подпрыгивает, чтобы поцеловать. Тут же конюх наш старенький по плечу меня похлопывает, слезу пускает. В общем, встреча получилась трогательной. Они ведь думали, что война будет. Дома тоже радость была неописуемой. Детишек моих милых подкидывал, родителей обнял. Месяц пролетел незаметно. Нужно было возвращаться: время тревожное, в воздухе пахло военной грозой. Так началась война Служба продолжалась. В июне — выезд на берег реки Неман в семи километрах от Каунаса. Тактика, спецтактика, огневая и физподготовка в роскошном сосновом бору. Двадцать первого июня 1941 года мы вернулись с занятий поздно вечером. Вместо бани, как и раньше, купались в Немане. Вечером кино «Чапаев». Затем дежурный по лагерю командует: «Отбой!» Тихий разговор в палатках и голос дежурного: «Спать, спать, товарищи!» Лагерь заснул богатырским сном.

http://azbyka.ru/fiction/nepridumannye-i...

Однажды же так сказал Ректору Семинарии: «Вы и благословения не давайте тем из возвращающихся с вакации, у которых будут белые руки, это значит – лентяи; и тех особенно благословляйте, у которых руки и загорели от солнца и даже помозолились от работ: видно, что они трудились об руку с трудолюбивыми родителями и вообще семейными» 36 . Покойный Высокопр. Антоний (Архиепископ Казанский), по прочтении этого факта в первоначальной, бывшей на рассмотрении его, нашей рукописи, высказал от себя следующее: «Если и не отрицать этого сказания о Митрополите Иосифе (так как он и по происхождению-то был из называемых шляхтичей – полубар), то нельзя и не признавать его совершенным как бы повторением того же, что известно было мне ещё во время моего обучения в Калужской Семинарии о покойном Владыке Филарете. Бывшему тогда ректору семинарии Архимандриту Бенедикту (впоследствии Архиепископу Слонецкому) Владыка говорил точь-в-точь, что и Митрополит Иосиф. Мало сего, Владыка Филарет и во время поездок по епархии, приходившихся во время семинарско-училищных вакаций, проверял сам на месте, работали ли дети у своих родителей, да и самих то родителей пробирал порядком, когда замечал, что полевые работы запущены, и на дворе видел, что сараи и повети, амбары и загороди в неустройстве. «Видно, – говорил он при этом, – что всё добро из рук валится от явной нерадетельности; видно, что хозяева белоручки и любят праздность, а от отцов это переходит и на детей. Дети, навыкнув в домах отцовских целых почти два месяца ничего не делать, и в школы переносят привычку лентяйничать». При подобных случаях он высказывал и о себе, как бывало, занимался работами и дома с раннего детства и во время вакаций, и даже находясь в училище, где с хозяином вязал снопы, – присовокупляя к этому, что в ту же пору книжки-то школьные не только не выпадали из рук, а напротив. Бывало так, что снопы то возишь, а в уме-то наизусть твердишь, что успеешь заранее перед этим заучить... А ещё главное, что при таких-то работах само собою и никакая дурь-то, хотя и ребячья, бывало, не залезает в голову, и наконец, после трудов-то и естся вкусно всякая и простая пища, и спится крепко, и силы свежеют и всё тело здоровеет, – а ведь сказано: «mens sana in corpore sano».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Еще бы с тебя упустить не взять, франтиха ты этакая! Я взяла благородным образом; я взяла на сопряженные с делом расходы… Может, мне самой пришлось бы взятку дать! Тебе какое дело, что я не побрезгала, своими руками замок взломала? Для тебя же работала, белоручка ты этакая! Тебе бы только по канве вышивать! Погоди ж, я тебе покажу канву. Я покажу вам обеим, какова я чумичка! Узнаете Настасью Петровну и всю ее кротость!» Глава VII Но Марью Александровну увлекал ее гений. Она замыслила великий и смелый проект. Выдать дочь за богача, за князя и за калеку, выдать украдкой от всех, воспользовавшись слабоумием и беззащитностью своего гостя, выдать воровским образом, как сказали бы враги Марьи Александровны, — было не только смело, но даже и дерзко. Конечно, проект был выгоден, но в случае неудачи покрывал изобретательницу необыкновенным позором. Марья Александровна это знала, но не отчаивалась. «Из таких ли передряг я суха выходила!» — говорила она Зине, и говорила справедливо. Не то какая ж бы она была героиня? Бесспорно, что всё это походило несколько на разбой на большой дороге; но Марья Александровна и на это не слишком-то обращала внимание. На этот счет у ней была одна удивительно верная мысль: «Обвенчают, так уж не развенчаются», — мысль простая, но соблазнявшая воображение такими необыкновенными выгодами, что Марью Александровну, от одного уже представления этих выгод, бросало в дрожь и кололо мурашками. Вообще она была в ужасном волнении и сидела в своей карете как на иголках. Как женщина вдохновенная, одаренная несомненным творчеством, она уже успела создать план своих действий. Но план этот был составлен вчерне, вообще, en grand и еще как-то тускло просвечивал перед нею. Предстояла бездна подробностей и разных непредвидимых случаев. Но Марья Александровна была уверена в себе: она волновалась не страхом неудачи — нет! ей хотелось только поскорее начать, поскорее в бой. Нетерпение, благородное нетерпение сожигало ее при мысли о задержках и остановках. Но, сказав о задержках, мы попросим позволения несколько пояснить ту мысль.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Впрочем, все они отчасти подвыпили, так что даже сам Степан Никифорович снизошел до господина Пралинского и вступил с ним в легкий спор о новых порядках. Но несколько слов о его превосходительстве господине Пралинском, тем более что он-то и есть главный герой предстоящего рассказа. Действительный статский советник Иван Ильич Пралинский всего только четыре месяца как назывался вашим превосходительством, одним словом, был генерал молодой. Он и по летам был еще молод, лет сорока трех и никак не более, на вид же казался и любил казаться моложе. Это был мужчина красивый, высокого роста, щеголял костюмом и изысканной солидностью в костюме, с большим уменьем носил значительный орден на шее, умел еще с детства усвоить несколько великосветских замашек и, будучи холостой, мечтал о богатой и даже великосветской невесте. Он о многом еще мечтал, хотя был далеко не глуп. Подчас он был большой говорун и даже любил принимать парламентские позы. Происходил он из хорошего дома, был генеральский сын и белоручка, в нежном детстве своем ходил в бархате и батисте, воспитывался в аристократическом заведении и хоть вынес из него не много познаний, нона службе успел и дотянул до генеральства. Начальство считало его человеком способным и даже возлагало на него надежды. Степан Никифорович, под началом которого он и начал и продолжал свою службу почти до самого генеральства, никогда не считал его за человека весьма делового ц надежд на него не возлагал никаких. Но ему нравилось, что он из хорошего дома, имеет состояние, то есть большой капитальный дом с управителем, сродни не последним людям и, сверх того, обладает осанкой. Степан Никифорович хулил его про себя за избыток воображения и легкомыслие. Сам Иван Ильич чувствовал иногда, что он слишком самолюбив и даже щекотлив. Странное дело: подчас на него находили припадки какой-то болезненной совестливости и даже легкого в чем-то раскаянья. С горечью и с тайной занозой в душе сознавался он иногда, что вовсе не так высоко летает, как ему думается.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

– Илюша, болван! чего зазевался? Господа уж пришли домой! – раздался голос над самым его ухом. Это был его знакомый лавочник, кум Архипа, в прежние годы часто угощавший его леденцами и рожками и теперь считавший себя в праве бесцеремонно обходиться с ним. «Он не смеет! А этот смеет? Все другие смеют!» – мелькнуло в голове мальчика; он горько усмехнулся и ускорил шаг, чтобы не получить выговора за дурное исполнение своих лакейских обязанностей. Хотя Илюша уже второй год учился в гимназии, но он жил у Петра Степановича в том же положении, что и прежде. По-прежнему спал он на тощем тюфячке в кухне, и там же готовил свои уроки; по-прежнему исполнял разные мелкие домашние работы. Петр Степанович был слишком беден, чтобы доставлять большие удобства своему воспитаннику, да и не считал этого нужным. Он боялся повредить мальчику, отучив его от простой, рабочей жизни, сделав из него барчонка, белоручку, и потому в занятиях Илюши не находил ничего ни дурного, ни унизительного. Обходился он с ним всегда дружески, ласково, и обращал на него мало внимания только потому, что вообще не любил возиться с детьми и был постоянно сильно занят своими книгами. К сожалению, не все смотрели на Илюшу глазами Петра Степановича. Прежде всего, Сергей Степанович возмущался тем, что брат вздумал учить Илюшу, и на каждом шагу старался доказать мальчику, что он ему не родня, что он «обязан» услуживать ему и терпеливо выносить его выговоры и насмешки. Для тетки Авдотьи, для всех соседних лавочников, дворников и кучеров, Илюша, несмотря на свой гимназический мундир, оставался по-прежнему «мальчишкой», «лакеишком». Все они находили, что его поступление в гимназию было баловством, пустяком, а что настоящее для него дело – это служить и угождать господам. Товарищи гимназисты, узнав об образе жизни Илюши, не упускали случая попрекнуть его, подсмеяться над ним, Вообще, в гимназии его сразу невзлюбили. Он всегда рос одиноким ребенком, не привык к детским играм и шалостям. Он дичился своих сверстников, держался от них особняком, насмешки их встречал или молчанием, или грубой бранью, на слишком назойливые приставания отвечал метким ударом кулака: – Ишь, какой злющий! – говорили мальчики, испытавши силу этого кулака: – настоящий медведь или волк! Один из гимназистов услышал раз, как Сергей Степанович, встретив Илюшу на улице, назвал его в шутку «волчонком».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=169...

Матиуш держался бодро, но чувствовал себя очень усталым. Наступление, плен, побег, совещание, снова битва, путешествие, а теперь эти крики, — все это так утомило его, что у него шумело в голове и рябило в глазах. А тут еще какой-то паренек подбросил в воздух шапку, и она упала прямо на голову коня. А конь был из королевских конюшен, породистый и очень норовистый. Конь шарахнулся в сторону, и Матиуш упал на землю. Сейчас же его перенесли в карету и галопом доставили во дворец. Матиуш ничего себе не повредил, даже не упал в обморок, а только крепко заснул. И спал, спал, спал до вечера, а потом до утра и еще до полудня. — Жрать давайте, к дьяволу! — крикнул Матиуш так, что лакеи от страха побелели как бумага. Через минуту на кровати, около кровати, под кроватью стояло сто блюд с яствами. — Убрать сию же минуту эти заморские деликатесы! — крикнул Матиуш. — Хочу колбасы с капустой и пива. Батюшки, в дворцовом буфете ни кусочка колбасы! Но, к счастью, одолжил капрал дворцовой охраны. — Ах вы, мамины сынки, нюни, баловни, любимчики, неженки, белоручки! — сыпал Матиуш всю свою солдатскую науку. — Уж я теперь за вас возьмусь! Уплетает Матиуш колбасу так, что за ушами трещит, а сам думает: «Теперь будут знать, что вернулся настоящий король, которого все должны слушаться». Матиуш знал, что после победной войны он должен будет начать еще более серьезную борьбу со своими министрами. Еще на фронте дошли до него слухи, что министр финансов кипит от злости. — Хорош победитель, — говорил он. — Почему не потребовал контрибуции? Всегда так было — кто проиграет, тот платит. Благородный? Прекрасно, — пусть теперь сам хозяйничает, когда в казне пусто. Пусть платит фабрикантам за пушки, сапожникам за сапоги, поставщикам за овес, горох, крупу. Пока была война, все ждали, а теперь — плати, когда не из чего. Взбешен был и министр иностранных дел. — С тех пор, как свет стоит, еще не заключали мира без министра иностранных дел! Что же я, только для парада? Служащие надо мной смеются. Министру торговли фабрикант не давал покоя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4248...

Спали впритирку друг к другу, укрываясь поверх одеял шинелями. В монашеском корпусе я чувствовал такую намоленность, такую благодать, что странно было и неуместно видеть здесь шинели и будёновки. Хотелось молиться в этом монастыре и умиляться сердцем, но повседневная жизнь от молитвы отстояла как Северный полюс от Южного. Я заметил, что верующие люди в подобных местах чувствовали себя очень хорошо, благодатно, как сказала бы мама. А вот атеисты, наоборот. Они становились как-то ожесточённее сердцем и часто конфликтовали. Так после первой же ночи соседи у окна, с вечера насмехавшиеся над монастырём и монахинями, к утру устроили скандал. Напустились с руганью на бывшего учителя Осинского района Чекменёва за то, что он храпел ночью и скрипел зубами. Стали требовать у старшины убрать его от них. Узнав в чём дело, я и мой сосед решили взять Чекменёва к себе и положить его между нами. Он был нам очень благодарен. А я долго не мог взять в толк, как можно скандалить из-за того, что человек невольно храпит. Перед сном я, как обычно, почитал про себя привычные молитвы, и спал совершенно спокойно, никакой храп мне не мешал. Наутро наш старшина Сергеев выстроил роту и каждому задал вопрос, кем он работал до призыва в армию. Узнав, что я работал директором, усмехнулся, проворчал негромко: «Щас вас, интеллигенцию, белоручек, перевоспитывать будем, труду учить». Вызвал из строя на два шага вперёд двух директоров: меня и директора опытной сельскохозяйственной станции Карагайского района. После громких слов «Ха-ха, два директора!» отдал приказ: взять тряпки в каптёрке и образцово помыть казарму. Площадь оказалась очень большая, а вода — ледяная. Но мне было совсем нетрудно мыть пол, я и дома его часто мыл, берёг свою любимую Галинку. Было немножко смешно, что старшина решил, что я белоручка и хотел испугать меня такой работой. Пока мыл, вспоминал, как пахал в поле один и как руки мои оказались в крови от лопнувших мозолей, как дрожали и подкашивались ноги когда-то от напряжённого труда. Так что мытьё казармы мне показалось чуть труднее утренней зарядки. Мыли часа два, под нары приходилось заползать по-пластунски. Мой напарник к физическому труду привык меньше, видимо, пол мыть ему не приходилось, тряпку выжимать он явно не умел и сильно испачкался: следы грязной воды остались у него на рубашке и на лице.

http://azbyka.ru/fiction/tesnyj-put-rass...

Возможно, эти же опасения скрыты за обвинениями одного из священников в адрес своих прихожан, не отличающихся «соответствующим говению времяпрепровождением»: «Запаздывание к службе, развлечение, гулянье на улице, шуточные разговоры, грызение подсолнухов и щелканье орехов говеющими, особенно молодежью, во многих местах – дело обычное» (Хрусталев, 1909: 1319). Замечу, к слову, что соотнесенность физического труда и греха отчасти объясняет крестьянское взгляд на исповедь и причастие как удел белоручек, «дело князей и обязанность благородных господ» (см., например, высказывание Герберштейна, а также размышления Петрея – Алмазов 180: 33-34). «Что же за причина к неисполнению христианского долга? – размышлял один священник. - То отлучки из места жительства, то недуги, то бедность, доходящая до неимения приличной одежды, то нерадение, то непонимание значения, силы и спасительности таинств исповеди и св. Причастия, то положительное убеждение в том, что эти таинства необходимо принимать только больным, для здоровья же, в силу их греховной немощи, таинства эти служат только в суд или во осуждение» (Из записок священника 1890: 289) Это сулило возможность попасть в нужные списки (пусть нерадивых, но всё же не раскольников). Вспомним хотя бы так называемую «сороковую» молитву (молитву «по внегда родити жене отроча»), очищающую роженицу от скверны, а также «сорочины», знаменующие собой окончательный уход покойного в мир иной. «Крестьяне утверждают, что грех раньше срока причащаться» (В-в, 1888: 404). Очевидно, что для сельских священников подобное рвение оборачивалось обременительными и малооправданными хлопотами. Характеры в этой связи показания одного из крестьян Мышкинского уезда Ярославского уезда, данные на следствии по делу «о нетрезвости и грубом поведении  священника Петра Вишневского»: «У меня есть мать – года два больна лежит: я езжу к отцу Петру через каждые шесть недель, чтобы приобщить больную. Он иногда и кричит на меня зачем часто езжу, надоел, не стоит де она ездить к ней часто; иногда заезжает к больной и сам, как случится по дороге – через неделю после приглашения» (ГАЯО, Ф. 230, О. 4, Д. 910, Л. 52). О затруднительном положении, в которое попадали священники из-за настойчивых требований крестьян причащать больных срок в срок (т.е. каждые шесть недель), свидетельствуют обращения иереев в редакции церковных журналов  с просьбой прояснить ситуацию (см. В области, 1895: 221).

http://bogoslov.ru/article/1910434

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010