Управлението му преминало в отбранителни битки с германските племена и хуните. Неговият министър Руфин, евнухът Евтропий и съпругата му императрица Евдоксия на периоди управлявали империята със сделки и интриги. Въпреки това имп. Аркадий допринесъл много за утвърждаването на християнството, против езичниците и еретиците. След смъртта на патриарх Нектарий през 397 катедрата заел св. Йоан Златоуст – до 404 г., когато императрица Евдоксия след много интриги и намеса в църковните дела изпратила светителя на заточение. Извън речника: Св. Порфирий Газски. Армагедон – 1) Сборното място на Сатаната за решаващото сражение с Бог ( Откр. 16:16 ). 2) В по-широк смисъл – символ на последната битка между доброто и злото. Архангел (гр.) – висш ангел, първоангел, началник на ангелите ( 1Сол. 4:16 ; Иуд. 1:9 ). Св. Писание различава девет ангелски степени (чинове): Серафими, Херувими, Престоли, Господства, Сили, Власти, Начала, Архангели и Ангели (Бит. 3:24; Ис. 6:2 ; Кол. 1:16 ; Еф. 1:20–21 ; Рим. 8:38 ; 1Сол. 4:16 ; Иуда 4 стих). То ни сочи и имената на някои от архангелите: Михаил («който е като Бог», Дан. 10:13 ; Иуда ст. 9; Откр. 12:7 ), Гавриил («мъж Божий, сила Божия», Дан. 8:16 ; Лук. 1:26 ), Рафаил («помощ, изцеление Божие», Тов. 3:16; 11:1 ), Уриил («огън и светлина Божия», 3Ездр. 4:1, 5:20 ), Салатиил («молитва към Бога», 3Ездр. 5:16 ), Иеремиил («висок или Божия висота», 3Ездр. 4:36 ). Към архангелите се числят още: Иехудиил – «хвала Божия» и Варахиил – «благословение Божие». Техните имена не се срещат в Свещеното Писание. Архидякон (гр. «пръв дякон») – старши дякон при монашеското духовенство. Звание, което се дава на проявил се в службата дякон. Архиепископ (гр. «пръв епископ», старши ред епископите) – първоначално архиерей, глава на голяма църковна област, обединяваща няколко епархии. Епископите, които управлявали епархиите били подчинени на архиепископа. По-късно архиепископ бил наричан архиереят, управляващ крупна епархия или самостойна църква (титулувана архиепископия), в която са включени няколко епископии.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Вернуться 102 Благородное собрание – одно из названий Дворянского собрания, органа дворянского самоуправления в Российской империи. Вернуться 103 Единоверцы – последователи направления в старообрядчестве, которые при сохранении древних богослужебных чинов (двоеперстие, служба по старопечатным книгам и др.) и древнерусского бытового уклада признают иерархическую юрисдикцию Московского Патриархата. Вернуться 104 Ирмос (от греч. «ερμς» – сплетение, связь) – первая строфа каждой из девяти песен канона, мелодико-ритмическая модель ее тропарей, а также жанр древнерусской церковной музыки. Вернуться 106 Обедня – церковная служба, совершаемая в первую половину дня, во время которой совершается Таинство Причащения. Литургия. Вернуться 109 Меблирашки (разг.) – меблированные комнаты: гостиница с обставленными мебелью комнатами, сдающимися внаем на длительный срок. Вернуться 110 Причетник – член причта церкви, иначе церковно-служитель; общее название всех клириков, за исключением священника и диакона. Вернуться 113 Александровское училище – военно-учебное заведение императорской России, готовившее офицеров пехоты. Располагалось в Москве, занимая целый квартал между Пречистенским (ныне Гоголевским) бульваром, улицей Знаменкой и Большим Знаменским переулком. Вернуться 116 Митрополит Антоний (Вадковский; 1846–1912) – епископ Русской Православной Церкви; с декабря 1898 года вплоть до кончины – митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский; с 9 июня 1900 года – первенствующий член Святейшего Синода. Вернуться 117 Рака (лат. «arca» – ящик, гроб) – ковчег с мощами святых, обычно имеющий вид гроба и установленный в храме. Небольшие раки именуются «ковчежцами»; в них хранятся лишь части тел святых. Вернуться 118 Паникадило (греч. «πολυκνδηλον» – многосвечие) – в православном храме: центральная люстра, светильник со множеством свечей или лампад. Вернуться 119 Миро (др. – греч. «μρον» – ароматное масло) – специально приготовленное и освященное ароматическое масло. Вернуться 120 Свинчатка, налиток – налитая свинцом бабка (кость надкопытного сустава животного), использовавшаяся в качестве битка при игре в бабки.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Витсаида – името на няколко древни библейски градове. – Витсаида Галилейска – град в Галилея на северозападния бряг на Тивериадското езеро (Галилейското езеро), недалеч от Капернаум и Хоразин. Във Витсаида са родени свв. апостоли Петър, Андрей и Филип. В този град бил много пъти Господ Иисус Христос (Мат. 11:21). Да се различава от Витсаида Юлия. – Витсаида Юлия – град на североизточния бряг на Тивериадското езеро (Галилейското езеро), наречен на името на дъщерята на римския император Октавиан Август. Недалеч от града, в който Иисус Христос наситил 5000 души с пет хляба и две риби ( Лук. 9:10 , Марк. 6:41–45 ). Във Витсаида Юлия Господ изцелил слепия ( Марк. 8:22–25 ). Св. Власий Севастийски Чудотворец (+316) – свещеномъченик, епископ на гр. Севастия в областта Кападокия в Мала Азия (днес в Турция). Гоненията на християните от император Диоклетиан го принудили да се оттегли в пещера в пустинната планина Аргеос. Там в молитви и трудове прекарвал дните си, общувайки само с диви животни. Като научил за него, Ликиний заповядал да го доведат, св. Власий бил жестоко мъчен и накрая обезглавен заради нежеланието му да се отрече от Христа. Поради кротката му мъдрост и чудесата, които направил, много езичници се обърнали към християнската вяра. Извън речника: Св. Власий. В отан (Водан, Wodan, Wotan, Wuotan) – бог на мълнията и гърма в древногерманската (езическа) митология; върховен бог, обитаващ Валхала, където пируват боговете и където попадат загиналите в битка войни. В скандинавската митология на Вотан съответства бог Один (произнасян «Удин»). Вселенска патриаршия (вселенски патриарх) – название, с което се титулува Константинополската патриаршия от времето на патриарх Йоан Постник (582–595). Виж също Икуменизъм. Извън речника: Константинопол (Истанбул). Вселенски събор – събор за разрешаване на въпроси от общоцърковен характер, предимно из областта на вярата и църковното устройство, на който присъстват епископи от цялата Христова Църква, и чиито решения се отнасят до цялата Църква.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Когато Господ Иисус Христос дошъл на земята, Сатана разполагал с ужасяваща власт над омаломощеното човечество и целият свят лежал в нозете на злото. Затова и сатаната (който броди като лъв за плячка, но и лукаво се преобразява като приятел), имал дързостта да предложи на Христос всички царства на света и тяхната слава като нещо свое. Господ Иисус Христос дойде на земята и слезе в ада от любов към хората, за да порази Сатана, да унищожи извършеното от него, и да ни спаси. Ето защо в края на Своята победна мисия Той с право е заявил: «...даде Ми се всяка власт на небето и на земята» (Мат.28:18). Когато казва «всяка власт», Той действително говори за абсолютна власт в буквалния смисъл на тази дума: на първо място – власт над сатаната и неговите зли сили, след това власт над грешниците, греха и смъртта. Но първо и преди всичко стои властта над сатаната, който е причинител на греха и смъртта. «Затова се и яви Син Божий, за да разруши делата на Иоан.3:8 ). Новозаветните писания представят непрекъснатата битка на човека «против началствата, против властите, против светоуправниците на тъмнината от тоя век» ( Еф.6:12 ), т.е. против злите сили на Сатана. Християните трябва винаги да бъдат готови за духовен сблъсък, затова Бог ги е запасил с «всеоръжие». Чрез Иисус Христос, нашия Спасител, ние сме и винаги ще бъдем победители над тези сатанински сили чрез Иисус Христос, защото любовта е най-великата от всички сили, било то видими или невидими. Ние сме щастливи във вярата, че нашият Господ Иисус Христос е Всепобеждаващият Господ. И във всяка литургия ние показваме това наше убеждение, като разчупваме свещения хляб за Светото Причастие с думите: ICXC – NIKA (Иисус Христос побеждава). Сатанизъм – тип религиозно съзнания, при който обект на поклонение е обективното зло в една или друга ипостас: сатана, шайтан, кали, канеша, сет, бехерит, дев, пувка, о-яма, лилит и др. Сатанизмът представлява антагонизъм спрямо съзидателните традиции, култура, социална структура и създадените от обществото норми. Насочен е към обективна реализация на принципа на неограниченото самоудовлетворение в ущърб на цялото останало човечество.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

P. 24 sv.) подвергает сомнению поход против Видина, а также сражение на Вардаре. И в других случаях его рассуждения также отличаются преувеличенным скептицизмом относительно данных Скилицы и столь же преувеличенным доверием к достоверности восточных источников. 699 Так у Кекавмена (изд. Васильевский, 18); согласно Скилице-Кедрину (II, 485) – 15 тыс. Несмотря на подобное совпадение двух независимых источников, число является, конечно же, преувеличением, как это показал уже Иванов Й. Беласицката битка 29 юли 1014 год//Известия на Истор. Друж. 3(1911). С. 12, прим. 1. 700 То, что архиепископ Охридский выбирался не местными епископами, а назначался императором, я показал в: Jyrocл. Истор. Часопис 1 (1935). С. 516–517 – вопреки Златарскому (История, И. С. 17 ел.). Ср. тж. занимательные рассуждения Гранича ( Grani В. Kirchenrechtliche Glossen zu den vom Kaiser Basileios II. dem autokephalen Erzbistum von Achrida verliehenen Privilegien//Byz 12 (1937). P. 395–415). 701 Неприемлемым является мнение Златарского (История, П. С. 1 сл. и SK 4 (1931). С. 49 сл.), согласно которому бывшая держава Самуила осталась неразделенной под византийским владычеством и представляла собой одну административную единицу. Ср.: Dölger F . BZ 31 (1931). S. 443–444. То, что земли прежнего царства Самуила были разделены на несколько фем, несомненно; но как в точности выглядели границы фем – вопрос сложный. См. об этой проблеме все еще важную, хотя в частностях и требующую исправлений работу: Скабаланович . Византийское государство. С. 226 сл. См. тж.: Мутафчиев П. Съдбинете на средневековния Дръстър//Силистра и Добруджа 1 (1927). С. 158 сл. Особое внимание этому вопросу уделил Н. Бэнеску в многочисленных специальных работах, а в конце концов и в особом сочинении, в котором он свел и дополнил результаты своих исследований: Banescu N. Les duchés byzantins de Paristrion (Paradounavon) et de Bulgarie. Bucarest, 1946. Ср. тж.: Κυριακδης. Βυζαντινα Μελται. Σ.144 επ., который тем не менее упускает из виду, что упоминание стратига в каком-либо конкретном городе еще никоим образом не доказывает, что этот город представлял собой столицу фемы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

…хватил… свинчаткой по голове… — Имеется в виду панок, боевая битка — бабка, которой бьют и которая для тяжести заливается свинцом. …песку пригоршню… бросил… в глаза. — Ср. упоминание Ремизова в письме будущей жене от 1 июля 1903 г.: «Я вам рассказывал, как однажды среди игры чего-то не поладил с братом и бросил горсть песку в раскрытые глаза. И притворился, что мне это все равно, а на самом деле, задернутый гримасой безразлично! — я стягивал себя белым железом — до безысходности…» (На вечерней заре 1. С. 179). …выродок проклятый! — подхлестывала Варенька. — Ср. воспоминание о детстве: «В числе одного моего озорства, теперь вспоминая скажу, умысла не было, а вышло из-за моих подстриженных глаз. Никто еще тогда не догадывался, что я почти слепой: за гладильной машиной мой брат водил между валами полотенце. А я вертел колесо, с полотенцем между валов попали и кончики его пальцев. Сказали, что я это нарочно сделал озорничая. Когда по двору разнесся слух — меня будут пороть, всех занимало, как это произойдет. Я раздумался. Не на дворе же меня будут стегать перед плотницкой. Проходили дни, а меня не трогали. Пальцы у мого брата поджили. И казалось — позабылось — до новой проделки. Наша нянька — Прасковья Семеновна Мирская, зарайская (Рязанской области), крепостная барина Засекина, перетерпевшая — мне запомнилось ее терпеливое: “пороли, девушка, пороли в крепостях”, — смотрела на меня покорно и убито. И за все время ожидания я не слышал от нее слова. А горничная Маша только глазами мне подстреливала, дразня: “добегался”. как я ни лез в глаза, не обращали на меня внимания. И я поверил, что все сошло угрозой и пороть меня не собираются. Я бегал по двору, занятый своими выдумками Нянька покликала меня: я думал, любимые пенки. — Идем в комнаты штаны мерить! Она сказала ласково . Нашего портного, по прозвищу “Поль-уже”, на кухне не было. Я только не сообразил сразу. Мерить, конечно, в детской. И я поднялся наверх, а за мной нянька. — Сними штаны, девушка! — еще ласковее проговорилось ее убитое.

http://azbyka.ru/fiction/prud/?full_text...

Теперь о своем житье и об моих отношениях с коллегами. Занимаю пока угол в квартире Крылова. Но по всем признакам числа шестого-седьмого перейду в свое помещение, которое мне дано будет, вероятно, одному, ибо Крылов поступает на место в городе Балашове в Саратовской губернии. Ем Бог знает у кого. Ходит нас в этот дом четыре человека из Синодального хора. Заплатил 10 рублей за обед. Последний состоит из трех блюд: горячего вволю и большой кусок мяса, жаркое в виде двух котлет в ладонь или кусок битка и т. п. Третье – молоко, или арбуз, или варенье с оладьями. Словом, кормят замечательно сытно и вкусно. У Прасковьи Васильевны было несравненно скуднее. Чай пью свой, кипяток достаю из куба. Самовар пока не купил. Словом, обзавелся пока еще весьма немногим, именно койкой и тюфяком ценою в 7 рублей (5 рублей койка и 2 – тюфяк). В обществе товарищей молчалив и необщителен. Когда приходится завернуть, по нужде, к Засядке 368 или Орловскому, – то извиняюсь и вскоре ухожу. Вообще, хочу жить изолированно. По уходе Крылова возьму у него инструмент, за который придется заплатить 9 рублей в первый месяц и по 7 рублей в последующие. Москва, 2 сентября 1894 Сегодня была утром первая спевка, знаменующая собой начало регулярных занятий. Я был поставлен регентом в баритоны. Петь легко весьма, потому что требуется от каждого издавать самый натуральный звук как по тембру, так и по силе. Пропел я два часа и не устал нисколько. А это редко бывало со мной. Что сказать о самом пении? Поют все за фортепиано, на котором играет регент. Поют небрежно, неохотно, ибо и сам Орлов (регент) не обнаруживает особой энергии. Пропели две пьесы так, как я никогда не пел, то есть кое-как, и тем ограничились. Репетиции пред исполнением их в соборе больше не будет. Представь, Лина! Где же развитие вкуса? Кажется, здесь этого можно достичь путем отрицательным, то есть здесь показывается, как не должно исполнят ь... Ужасно!.. Занимался я сегодня с охотой, с рвением необычайным. Способность к такому отношению к делу меня утешает и немного вливает надежду на лучшее. О, дал бы Бог!!

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Ф. М. Панфилов Библиогр.: Mayer H. E. Bibliographie zur Geschichte der Kreuzzüge. Hanover, 1960; Mayer H. E., McLellan L., Hazard H. W. Select Bibliography of the Crusades//A History of the Crusades/Ed. K. Setton. Madison; L., 1989. Vol. 6. P. 511-664; Bibliografia delle Crociate Albigesi/Ed. M. Meschini e. a. Firenze, 2006. Лит.: Riant P. E. D. Innocent III, Philippe de Souabe, et Boniface de Montferrat//RQH. 1875. T. 17. P. 321-374; T. 18. P. 5-75; Brauner A. Die Schlacht bei Nicopolis, 1396. Breslau, 1876; Beckmann G. Der Kampf Kaiser Sigismunds gegen die werdende Weltmacht der Osmanen, 1392-1437. Gotha, 1902; Kling G. Die Schlacht bei Nikopolis im Jahre 1396: Diss. B., 1906; Munro D. C. The Children " s Crusade//AHR. 1914. Vol. 19. N 3. P. 516-524; Alphand é ry P. Les croisades des enfants//RHR. 1916. T. 73. P. 259-282; Добиаш-Рождественская О. А. Эпоха крестовых походов: (Запад в крестоносном движении). Пг., 1918; Atiya A. S. The Crusade of Nicopolis. L., 1934; idem. The Crusade in the Later Middle Ages. L., 1938; idem. Crusade, Commerce and Culture. Bloomington, 1962; Halecki O. The Crusade of Varna. N. Y., 1943; Runciman S. A History of the Crusades. Camb., 1951-1954. 3 vol.; Lajos E. A delkelemeurypai népek összefogása a török hódítók ellen Hunyadi háborúiban//Századok. Bdpst, 1952. T. 86. N 1. P. 93-117; Заборов М. А. Папство и крестовые походы. М., 1960; он же. Введение в историографию крестовых походов: (Лат. хронография XI-XIII вв.). М., 1966; он же. Историография крестовых походов: (XV-XIX вв.). М., 1971; он же. Крестоносцы на Востоке. М., 1980; Miccolli G. La «Crociata dei Fanciulli» del 1212//Studi Medievali. Ser. 3. Spoleto, 1961. T. 2. P. 407-443; Grossman R. P. The Financing of the Crusades: Diss. Chicago, 1965; Brundage J. A. «Cruce signari»: The Rite for Taking the Cross in England//Traditio. N. Y., 1966. Vol. 22. P. 289-310; idem. The Crusades, Holy War and Canon Law. Aldershot etc., 1991; Цветкова Б. Паметна битка на народите. Варна, 1969; A History of the Crusades/Ed.

http://pravenc.ru/text/крестовые ...

Рыбки Игра напоминает салки, но у нее есть интересная особенность. Участники игры привязывают к поясу полутораметровую нитку с короткой палочкой (рыбкой) на конце. Задача играющих – наловить побольше рыбок, т. е. оборвать побольше волочащихся по земле палочек, наступая на них и, сохранить свою. Игрок, потерявший рыбку, выбывает из игры. Побеждает тот, кто сумел собрать большее количество рыбок, сохранив свою. Классики С наступлением весны, как только сходит с асфальта снег, во дворах и на детских площадках появляются классики. Вспомним некоторые варианты этой старой игры. На асфальте мелом расчерчиваем прямоугольник шириной 1,5 м и длиной 2,5 м. Прямоугольник можно расчертить разными способами. Участники игры определяют очередность по договору или жребием. Первый играющий становится перед классиками и бросает в первый прямоугольник (1 класс) плоскую круглую биту (бита может быть выточена из бруска железа, можно использовать обычную жестяную коробочку из-под леденцов и т. д.). Затем прыгает на одной ноге в класс и ударом ноги выбивает биту в следующий класс. Таким образом можно пройти все классы. Можно добавить к прямоугольникам полукруг или другую фигуру (дом, рай, огонь), в которой по условию можно будет встать на обе ноги (например, дом или рай), или напротив, перепрыгнуть ее, не оставляя в ней биту (огонь). Если бита улетела не в тот класс или игрок наступил на черту, он уступает место следующему игроку. Играя в классики, можно добавлять и придумывать новые правила, способы прыжков, очертания самих классиков. Бабки Старая русская игра, напоминающая городки. В старые времена бабки делали из надкопытного сустава домашнего животного, остающегося после варки студня. Биток – самую крупную бабку – заливали изнутри свинцом и использовали в игре как биту. В наше время костяные бабки можно с успехом заменить небольшими деревянными чурками, а для битка выбрать чурку потяжелее. Бабки ставят на линию кона и выбивают с расстояния 3–5 м. Играющие делятся на две команды. Перед каждой командой за линией кона в определенной последовательности расставляют бабки – не менее 10 штук. Участники команд стремятся сбить поставленные бабки меньшим количеством бросков.

http://azbyka.ru/deti/razvivayushhie-igr...

С. 300-306; он же. Смрт и лепота у српским списима о кн. Лазару и косовском бojy//Манастир Раваница: Споменица о шecmoj Београд, 1981. С. 135-142; он же. О почецима св. кн. Лазара//Научни састанак слависта у Вукове дане. Београд, 1991. 19/1. С. 123-131; он же. Стара српска Основи. Београд, 20093 (по указ.); Д. Срби у старом српском сликарству//О 1970. С. 205-209; Д. српске и buзahmujcke цркве//Православна мисао. Београд, 1974. 17. Св. 21. С. 62-74 (То же//О кн. Лазару: Научни скуп у Крушевцу. Београд, 1975. С. 62-74); он же. Ucmopuja старе српске Београд, 1980. С. 190-211; Л. Иконографске cmyдuje. Нови Сад, 1974. С. 293-295; Кашанин М. Српска у веку. Београд, 1975. С. 276-322; Р. Кнез Лазар и обнова српске државе//О кн. Лазару. 1975. С. 1-11; он же. Kpaj Српског царства. Београд, 1975, 20012 (по указ.); он же. Изворна вредност култних списа о кн. ucmopuja. Београд, 1979. 11. Бр. 44. С. 581-591; он же. Лазар Ucmopuja, култ, Београд, 1984; он же. Владарска титуле обласних господара: Прилог bлaдapckoj uдeoлoruju у cmapujoj cpnckoj прошлости. Београд, 2001. С. 96-99, 211, 217; Мошин В. Самодржавни Стефан кн. Лазар и mpaдuцuja суверненитета од Марице до Косова//О кн. Лазару. 1975. С. 13-43; М. Кнез Лазар и косовска битка у cmapoj Дубровника и Боке Которске//Там же. С. 338-408; Голенищев-Кутузов И. Н. Славянские литературы: Ст. и исслед. М., 1978 (по указ.); Jupeчek К. Ucmopuja Срба/Прев.: J. Београд, 19782. 1. С. 321-322, 324-326; М. «Bлaдahuje» кн. Лазара у Npuмopjy//ЗбФФУ. 1985. 15. Бр. 1. С. 97-114; он же. и и српска државност. Београд, 2004. С. 277-354; он же. Српска државност у веку. Београд, 2011. С. 282-286, 296-298, 300-323, 343-345; Бoj на Косову: Cmapuja и hobuja Београд, 1992; С. Владарске uhcurhuje и државна симболика у Cpбuju од XIII до XV в. Београд, 1994. С. 65-66, 88, 110; Podskalski G. Theologische Literatur des Mittelalters in Bulgarien und Serbien: 865-1459. Münch., 2000 (по указ.); С. Српски у сликарству православних народа. Нови Сад, 2007. С. 116-139, 177-181.

http://pravenc.ru/text/2462521.html

  001     002    003    004