– Мы и видима, действительно, при церквах землю церковную. Из 38 погостов, описание церквей которых приведено в Писцовой Книге, не имели пашни лишь погосты Кречневский (III, 8), Дятелинский (III, 603), Льешский (III, 795) и Ильинский Лад. у. (XI, 36). Не упомянуто о церковной земле при описании Лусского погоста (III, 30), но здесь в описании церкви вообще замечается какая-то неисправность: даже имена попа, дьяка, сторожа и проскурницы в текст не вписаны (для них оставлено место). Во всех же прочих 33 погостах мы находим описание церковной земли. Иначе несколько дело обстоит с церквами сельскими; их – 12, а только при трех из них селе Белом, Передчицах и Глазсковичах церковная земля упоминается (III, 278, 312 и 584). Церкви сел Мскорици (III, 153) и Удосол (III, 536) пашенной земли не имели. О земле при церквах сел Творошкович, Строганца, Хабалиной Горы, Рыкулиц, Горки, Полкола, Воронья (III, 166, 265, 306, 597, 616; XI, 378 и 453) упоминания в Писцовой Книге нет, вероятно потому, что ее и не было. Нам было бы очень интересно определить размеры церковной земли в погостах; но к сожалению это не так легко: Писцовая книга определяет размер участка только количеством засеваемой ржи; а это – вещь весьма условная не только для погостов разных уездов, но даже – и для соседних. Однако, сравнивая церковные участки с этой стороны мы замечаем следующее. В то время, как в Михайловском пог. Ладожского уезда «пашни церковные на пол четвертки на ржаную» (XI, 91), в Коломенском погосте – «пашут землю церковную на 1 ½ коробьи ржаные» (III, 471), в Заретском – опять «пашут земли церковные на 1 ½ коробьи на ржаную» (III, 726), – в некоторых погостах мы видим церковной земли на 7, 8, 9 и 10 коробей; так в Ярвосольском погосте – «пашут земли церковной на семь коробей ржаную» (XI, 431), в Замозском «пашни церковные на 8 коробей на ржаную» (III, 569), в Федоровском Песотцком – «пашни церковные на девять коробей ржи в поле» (XI, 42), и в Спасском на Оредежи (III, 82) «сеют ржы десять коробей», в Дмитриевском Городенском – «пашни церковные на десять коробей на ржаную» (III, 183).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

Нет нужды говорить, что роль жестокого и очень не- —158— умного гонителя, какую навязывает Фотию Никита, выдумана последним. Никита забыл, что говорил об уме Фотия, а нам, кроме того, известен и принципиальный взгляд Фотия на репрессии. 1914 Правительство не оставило без внимания наветы Фотия, рассказывает Никита, и в ночь на Пятидесятницу (25 мая 861 г.) дом, где жил Игнатий, был внезапно окружен вооруженной стражей. Предчувствуя новые беды, Игнатий решил скрыться и, одевшись слугой, с двумя корзинами на плечах, прошел под видом носильщика мимо стражи, сопровождаемый своим учеником Киприаном. Когда он, в очень тревожном настроении, шел, направляясь к Сиваитику, то встретил какого-то благообразного человека, с длинной бородой, в белых одеждах, на белом коне направлявшегося как бы к Влахернам. Незнакомец, движимый Духом Святым (Πνεματι θε κινηθες), произнес к Игнатию ободряющие слова: «Бог и Пресвятая Богородица да сохранят тебя, всесвятой муж, и твоих спутников невредимыми». Ободренный знамением, Игнатий сел на корабль и отправился на Принцевы острова, оттуда на Приконис и острова Пропонтиды, где и скрывался, питаясь подаянием. Правительство 1915 сделало тщетный обыск в городе и по монастырям, потом отправило друнгария Орифу обыскать острова и побережья и убить Игнатия, как возмутителя всего государства. Поиски были тщетны, и воины, как слепые, не видели Игнатия, хотя тот однажды проходил среди них. —159— Наступил август месяц, и столица подверглась страшному землетрясению, продолжавшемуся 40 дней. 1916 Население, перепуганное грозным бедствием, приписало его гневу Божию за несправедливое гонение старого патриарха. В виде уступки народному мнению, правительство обнародовало обещание полной неприкосновенности для Игнатия. Когда последний узнал об этом, то открылся патрицию Петроне, брату Варды. Петрона, в залог безопасности, вручил ему нагрудное украшение (γκλπιον), 1917 которое носил император. С этим украшением Игнатий явился к Варде. На вопрос последнего, почему он бегал из одной области в другую, Игнатий ответил евангельским текстом: если вас гонят в одном городе, бегите в другой ( Мф.10:23 ). Варда обошелся с ним довольно милостиво и позволил ему поселиться в его монастыре. «И землетрясение тотчас остановилось», заканчивает свой рассказ Никита. 1918

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Подробную информацию о маршрутах можно узнать на сайте http://www.solovki.info. Все маршруты обозначены на карте, которая продается в монастыре. Как добраться? 1. Прямым авиарейсом через Архангельск (билет вы получаете один, но в Архангельске пересаживаетесь на другой самолет). В Москве билеты на этот «спецрейс» можно приобрести в кассе компании «Аэрофлот-Норд» (тел.: 266-89-09). 2. Поездом Москва—Мурманск или Петербург—Мурманск до станции Кемь. Далее морем до Соловков от 2 до 4 часов, в зависимости от погоды и быстроходности судна. Как правило, навигация на Белом море открывается в начале июня. Катер отходит от причала в соседнем поселке Рабочеостровск в 8 утра. До поселка вас довезет либо городской автобус 1, либо маршрутка, либо такси за 300 рублей. В 6.30 утра обязательно надо быть на причале. Можно заранее купить билеты на катер в гостинице около причала. Тогда вы сможете получить места в трюме, где не так холодно и не качает. Не забудьте взять с собой теплые вещи: шапку, перчатки, теплую куртку. Если вы не попадете в трюм, все это пригодится. 3. Поездом Москва—Мурманск или Петербург—Мурманск до станции Беломорск. Дальше на комете или теплоходе до Соловков. Подробную информацию о движении транспорта, стоимости билетов можно найти на информационном портале http://www.solovki.info. Как и где жить? На острове есть все: больница, библиотека, почта, магазины. Есть телефонные будки, сотовая связь (кроме компании «Билайн»). Магазины в сезон работают до двух часов ночи. Есть и промтоварный магазин, где в случае чего можно купить резиновые сапоги, дождевик и т. д. Очень подробная информация о соловецких отелях есть на портале http://solovki.info/?action=archive&id=80. Кроме того, на островах процветает частный сектор. Еще на причале вас начнут атаковать люди с табличками «Сдам жилье». Стоимость койко-места у частников колеблется от 200 до 400 рублей и более в зависимости от удобств. Во время «соловецких праздников» бывает наплыв паломников, поэтому жилье найти довольно сложно, если не позаботиться об этом заранее.

http://pravoslavie.ru/55392.html

Прибавим к этому, что половина иерархов – вдовцы, вдовые священники, уже в преклонном возрасте изменявшие семейную жизнь на одинокую и принявшие монашеское звание вместе с начальственной должностью незадолго до архиерейской хиротонии, и уже потому лишённые возможности не только удалиться от суетного мира, но даже и ознакомиться с монастырским строем, которому они по большей части вовсе и не сочувствуют. Итак, не в осуждение кого-либо, а ради выяснения настоящего положения дел должно признать, что главная деятельность и внимание наши, и наши симпатии поглощаются заботами о белом духовенстве, и притом преимущественно о его внешнем, материальном, правовом и сословном положении, а потому ни о каком ущербе для его интересов не может быть опасений не только на церковном соборе, но, если бы речь шла о чисто сословном, государственном представительстве архиереев от имени духовенства. Либеральные духовные писатели любят жаловаться на грубое, жестокое отношение епископов к белому духовенству и объясняют это монашеским званием. Допустим, что такое отношение иногда встречается, но монашеское звание тут не причём. Наибольшей строгостью и требовательностью отличаются иерархи из священников. Упомянем из них весьма просвещённых, мудрых и справедливых, но беспримерных в отношении требовательности недавно почивших Преосв. Иринея, Митрофана, Владимира Нижегородского и подобных. Дело в том, что принятый —705— до последнего времени способ отношений епископов к духовенству (белому и чёрному, и к последнему гораздо строже) выражает собой вообще начальническое отношение в духовном сословии. Ректора-протоиереи, смотрители статского звания, благочинные и члены консистории относятся к подчинённым таким-же тоном с соответственным каждому званию оттенками. Армейское духовенство в отношении своего высшего начальника бывает поставлено совершенно так же, как приходский священник к архиерею, а наибольшая степень неудовольствия приходского духовенства бывает обыкновенно направлена не на архиерея, а на благочинного да на секретаря консистории.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В этом ужасном месте великая княгиня раздавала милостыню, подбирала в приют Марфо-Мариинской обители сирот, помогала вернуть человеческое лицо тем, кто с покаяния решал начать достойную христианина жизнь. И не было ни одного случая, чтобы кто-либо из жителей Хитровки оскорбил или унизил подвижницу. Её все знали и называли «сестрой Елизаветой» или «матушкой». Особым вниманием настоятельницы Марфо-Мариинской обители пользовались лица духовного звания. Она старалась помочь сельским священникам из бедных приходов, которые не имели достаточно средств на ремонт обветшавшего храма или на постройку новой церкви или приюта в деревенской округе. Священники-миссионеры, которые проповедовали веру среди язычников Крайнего Севера или Сибири, всегда находили у великой княгини материальную и душевную поддержку. Елизавета Феодоровна тщательно готовила сестёр обители для посещения мест, где жила беднота. Она вместе с отцом Митрофаном Сребрянским учила их не только медицинским знаниям, но и как наставить опустившихся людей. Сёстры посещали больных, хлопотали об их устройстве в больницы, искали для беспризорных детей места в приютах, раздавали тёплые вещи и одежду, порой оказывали и денежную помощь. Доброе слово сестёр многим помогало найти силы честно продолжать нелёгкую жизнь и надеяться на милость Божию. При Марфо-Мариинской обители великая княгиня Елизавета учредила приют для девочек. В 1913 году в нём находились 18 круглых сирот, которых готовили к вступлению в сёстры обители. Если кто-то из них в будущем не имел призвания для этого служения, то медицинское образование пригодилось бы для поступления на хорошую работу. Елизавета Феодоровна основала при обители воскресную школу, где могли обучаться неграмотные женщины и девушки, работающие на фабриках. Уроки вели сёстры под руководством священника отца Евгения Синадского. Потом всех угощали чаем с бутербродами и проводили уроки пения, читали интересные доклады и показывали «туманные картины», то есть своеобразные фильмы, в которых изображение строилось из теней на белом экране. Бедные труженицы не только учились, но и проводили приятно и нравственно воскресный день. В 1913 году в воскресной школе учились 75 человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Перед прощанием они спросили батюшку: «Что прикажете сказать вашему братцу?» Отец Серафим ответил: «Скажите ему, что я молю о нем Господа и Пречистую Его Матерь и день и ночь». Они отошли, а батюшка, воздевши руки, с восторгом несколько раз повторил: «Нет лучше монашеского житья, нет лучше!» Однажды, когда Прасковья Ивановна работала у источника, к ней батюшка вышел со светлым сияющим лицом и в новом, белом балахончике. Еще издали воскликнул он: «Что я тебе, матушка, принес!» – и подошел к ней, держа в руках зеленую веточку с фруктами. Сорвав один, он вложил ей в уста, и вкус его был невыразимо приятен и сладок. Затем, вкладывая в уста еще такой же фрукт, он произнес: «Вкуси, матушка, это райская пища!» В то время года еще не могли созреть никакие фрукты. Старшая сестра в мельничной обители о. Серафима Прасковья Семеновна свидетельствовала много о батюшкиных милостях к сестрам и между прочим рассказала, как страшно было ослушаться его (тетрадь 1). Однажды батюшка приказал ей, чтобы она приехала с отроковицей Марьей Семеновной на двух лошадях за бревнами. Они поехали прямо к батюшке в лес, где он их уже дожидался и приготовил на каждую лошадь по два тоненьких бревнышка. Думая, что все четыре бревна может свезти одна лошадь, сестры переложили дорогою эти бревнышки на одну, а на другую лошадь взвалили большое, толстое бревно. Но лишь тронулись они с места, как лошадь эта упала, захрипела, начала околевать. Сознавая себя виновными, что они поступили против благословения батюшки, они, упав на колени тут же, в слезах заочно начали просить прощения, а затем скинули толстое бревно и разложили бревнышки по-прежнему. Лошадь сама вскочила и так скоро побежала, что они едва-едва могли догнать ее. Старица Евдокия Ефремовна еще свидетельствовала (тетрадь 1), что батюшка ей сказал: «Что у Господа 12 Апостолов, у Царицы Небесной 12 дев, так вас 12 у меня. Как Господь избрал Екатерину мученицу Себе в невесты, так и я из 12 дев избрал себе в невесты в будущем – Марию. И там она над вами будет старшей! Теперь я избираю вас в сестры себе, а которые будут после меня поступать в обитель, те-дочки мои».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Тут только я заметила, что две железные койки подняты к стене на крючках. Спускать их разрешалось с одиннадцати до шести утра по специальному сигналу. В шесть – подъем, и до одиннадцати лежать нельзя. Только стоять или сидеть на табуретках. – Сегодня хороший дежурный, всегда больше каши дает. А у того, косоглазого, с голоду умереть можно… На оправку сегодня, наверно, после ужина пойдем. Сегодня с той стороны начали. Скоро из коридора начали доноситься какие-то ритмические постукивания, сливающиеся с грохотом открываемых замков. Постепенно в камеру просочился тошнотворный запах тухловатой вареной рыбы. Даже на фоне всепроникающего запаха сырости и параши эта рыбная вонь вызывала отвращение. Я с удивлением наблюдала, как изящная, красивая Ляма с аппетитом уничтожила сначала свою, а потом и мою порцию этой рыбы и сухой овсяной каши. – Я не отказываюсь от вашей порции сегодня, знаю, что в первые дни не едят. После еды Ляма встала у дверей, и как только раздался краткий возглас «Посуду!» и чуть приоткрылась тяжелая дверь, она поставила посуду прямо на пол. – Из рук в руки мы им ничего не имеем права передавать. После ужина повели на «оправку». Идти по коридору надо было гуськом, в абсолютном молчании. Уборная помещалась в самом конце коридора, и мы прошли мимо всех камер. Я жадно впивалась взглядом в каждую дверь, точно можно было через ее толщу увидать томящихся в камерах людей. Ляма заботливо вводила меня во все тонкости устава этого монастыря и инструктировала насчет способов, которые применялись для обмана надзирателей и следователей. – Встаньте спиной к двери, быстро! – свистящим шепотом бросила она мне, как только мы остались вдвоем в уборной. Потом мгновенным движением она рассыпала по кургузой деревянной полочке над умывальником немного зубного порошка и так же мгновенно написала зубной щеткой на образовавшемся белом фоне мои инициалы. – Те, кто пойдет после нас, прочтут и, может быть, догадаются, если они казанцы, что это вы. Передадут соседям. Связь установить – самое главное.

http://azbyka.ru/fiction/krutoj-marshrut...

«Диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» ( 1Пет. 5: 8 ). Самое ценное сокровище, которое похищает дьявол, – это святая вера в Господа нашего Иисуса Христа. Эту святую спасительную веру враг похищает везде и всюду: в храмах Божиих, в монастырях, домах, а самое главное, в живом сердце человека. Сюда он рвется, как сумасшедший, ломая все препятствия на пути. Живое сердце человеческое – это лакомый кусок для кровопийцы диавола. А если он увидит, что в сердце человека созижден Престол Христу Богу, тогда дьявол становится настоящим бандитом и разрушителем. Он теряет всякий покой, «не ест, не пьет, не спит» до тех пор, пока варварски не проникнет в это святилище Божие, не разорит Престола веры и не растопчет все святое... Но всегда ли так ему удается? Христиане слышат предостережение святого апостола Павла: «Противостаньте (дьяволу) твердой верой (ст. 9) и убежит от вас»... Но где взять твердую веру, если ее нет в душе? Надо просить у Господа, и он милостиво даст. В предсудное время мир оскудеет верой настолько, что Христос, пришед, едва ли обрящет веру на земле... И кто в душе своей не будет отчаянно бороться за веру во Христа, тот обречен... А что же он – коварный волк-убийца – делает со слабыми? В лунную ночь по хрустящему снегу шел большой олень. Вот он вышел на опушку леса и в изнеможении остановился. Ноги оленя у щиколоток были в крови. Замерзшие льдинки снега, как бритовки, резали тонкую кожу. След оленя был кровавый. По белому снегу алела кровь... Вдруг на олений след напал огромный серый волк. Он обнюхал кровь, поднял пасть к небу и завыл. А потом мигом бросился по следу... Бедный олень поздно учуял опасность. Он пустился бежать, делая огромные прыжки, оставляя на белом снегу алую дымящуюся кровь. Хищник, раздраженный запахом крови, бешено мчался следом. Вот, он уже догоняет свою обреченную жертву. Еще прыжок, еще усилие хищника, и его острые клыки, как кинжал, режут живот оленя. Бедный олень остановился, как вкопанный. Повернувшись лицом к убийце, он смотрит на него своими голубыми глазами. Хищник делает еще один ловкий предательский удар в живот, и внутренности оленя валятся на снег. Вместе с ними падает и жертва...

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

В Петербурге открылся международный фестиваль «Академия православной музыки» 15 июня 2009 г. 17:18 Международный фестиваль «Академия православной музыки» открылся в Белом зале Шереметевского дворца. В числе участников мероприятия  богословы и историки, филологи и композиторы, пишущие духовную музыку, хоровые коллективы, возрождающие древние традиции пения, регенты и певчие. На фестиваль прибудут также монахи со Святой Горы Афон единственного места в мире, где традиция древнехристианского пения не была прервана. Об этом сообщает «Росбалт» со ссылкой на оргкомитет фестиваля. Фестивальная афиша представит концерты старинной православной музыки X-XVIII веков в исполнении лучших отечественных и зарубежных хоровых коллективов. Выставки древнерусских певческих рукописей и богослужебных книг XI-XVII веков будут открыты для обозрения участников проекта в библиотеке Академии наук, Российской национальной библиотеке и Институте русской литературы (Пушкинский Дом). Слушатели «Академии» посетят открытые лекции известных специалистов из Москвы и Петербурга по литургике, иконографии, истории церковного пения, архитектуре и книжности древней Руси. Мастер-классы руководителей ведущих хоровых коллективов Греции, Сербии и России помогут прикоснуться к тайнам древних распевов и сделать первые шаги на пути к постижению азов старинного певческого мастерства. Мастер-классы пройдут в возрождающейся Домовой церкви Шереметевского дворца. Участников Академии ждет насыщенная экскурсионная программа: посещение храмов и монастырей Санкт-Петербурга и Ленобласти, выездные концерты в Великом Новгороде. Достойным завершением программы станет паломническая поездка на остров Валаам. Партнерами Международного фестиваля «Академия православной музыки» стали Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга; институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН; Российская академия художеств, Санкт-Петербургский государственный институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина; Санкт-Петербургский православный институт религиоведения и церковных искусств; Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства (Шереметевский дворец музей музыки); Всероссийский музей А.С. Пушкина (мемориальный музей-квартира А.С. Пушкина). Фестиваль проходит под патронажем министерства культуры и администрации президента Российской Федерации по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Фестиваль продлится до 25 июля. Седмица.ru /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/674603.htm...

Всё это предварительно было так распоряжено Государыней, чтобы неожиданностью и торжественность придать более важности награде и устами недоброжелателя провозгласить Платона Митрополитом. Архипастырь, в белом клобуке, с восхищением приветствованный народом при выходе из собора, приглашён был Государыней к столу, за коим она, поздравив его с днём рождения, тезоименитства и с возвышением в сане, пожаловала ему, как имениннику, серебряное вызолоченное блюдо с солонкой 69 и хлебом; а на другой день, как Митрополиту, прислала ему на белый клобук бриллиантовый крест. Утешенный и обрадованный Платон проводив Императрицу, ехавшую в С.-Петербург до села Всесвятского. Это посещение Москвы Императрицею было последним, Её дальновидное внимание вскоре обращено было на возгоравшуюся революцию и на нечестивое мудрование во Франции, с коею она прервала все сношения и запретила учить в духовных училищах Французскому языку, как проводнику развратных мнений. Между тем зависть не переставала преследовать Платона, а злоба вымышлять средства его беспокоить: появились на него оскорбительные и небывалые дотоле доносы; сколько их ни поддерживали недоброжелатели его, требованием пояснений и справками; но они сами собою уничтожались. Хотя Архипастырь и сознавал всю лживость таких изветов и справедливость свою; однако не мог освободиться от негодования и по темпераменту своему умел скрывать своего оскорбления 70 . Переступив за полвека своей жизни, Платон, с изнеможением сил своих, начал чувствовать болезни, особливо частые колики, и вместе с тем необходимость спокойствия в уединении, столь ему приятном: оно уже приготовлено было в Вифании, где он желал забыть вместе с заботами службы и Двор и Синод, и епархию, посвятив себя Богомыслию и внутреннему созерцанию, как последнему уделу монаха и старца, близкого к своему гробу. С упразднением Крутицкой епархии, по именному указу 1788 г. мая 6, в помощь Московскому Митрополиту дань викарный епископ, первый в древней столице с наименованием Дмитровского, которым был Серапион. После долгого размышления, наконец, он решился, ещё раз просить Государыню о довершении её к нему милостей совершенным его увольнением от епархиальных дел и дозволением жить ему в Вифании на покое. Совершив в Чудове монастыре божественную литургию и сказав слово, в каких случаях можно от должности отпуска просить, он послал своё прошение к Императрице 1792 г., февраля 2. Тогда же в письме своём к знаменитому Архиепископу Белорусскому Георгию Коннискому Платон писал с откровенностью человека, сознавшего в себе немощь человечества: «Несколько во граде быв, выходил я на подвиг против пререкании, но мир превозмог и слабость моя со стыдом оному уступила» 71 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010