Рис. 15 17-я сцена Апокалипсиса на фресках Дионисиата. Фото автора 2014 г. Надпись 17: я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами (Откр. 17, 1, 3). 18-я сцена: Падение Вавилона (Откр. 18, 1-24) В верхнем левом углу изображается ангел, летящий направо и проповедующий «Пал, пал Вавилон, великая блудница» (Откр. 14, 8-10). По сути это суд Божий над Вавилонской блудницей, бессознательными орудиями которого будут служить цари-вассалы Антихриста. Этим царям Бог вложит в сердце исполнить Его волю и они «...возненавидят блудницу, и разорят ее, и обнажат, и плоть ее съедят, и сожгут ее в огне» (Откр. 17, 16). На фреске можно различить город, преданный четырем огням, выходящим из зданий. Под ним второй ангел бросает в Евфрат большой камень, который уже выскользнул из его рук. В нижней части на первом уровне изображены 5 человек - один из них царь, а остальные 4 торговцы или купцы, которые богатели вместе с Вавилонскою блудницей. Они оплакивают разрушение города. Их движения направлены в разные стороны, а товары или пожитки брошены на земле. Это кара Божия, составляющая начало грозного суда над развратившимся миром. Надпись 18: После сего я увидел иного Ангела, сходящего с неба и имеющего власть великую; И воскликнул он: пал, пал Вавилон, великая [блудница], сделался жилищем бесов. И купцы земные восплачут и возрыдают о ней, потому что товаров их никто уже не покупает (Откр. 18, 1,2,11) 19-я сцена: Победа всадника на белом коне (Откр. 19, 11-21) Изображается столкновение двух групп всадников со шлемами: по цвету одежды они делятся на красных слева и белых справа. Во главе второй группы стоит ангельский воин (как гласит надпись, «Слово Божие»). Он появляется с драгоценным венцом на голове и держит длинный обоюдоострый меч, который исходит из его уст. Это ангельское воинство обращает в бегство противника Бога и ввергает его в озеро с огнем и серой, а белые хищные птицы, которых ведет ангел над облаками, падают с неба, чтобы разорвать побежденных (трупы воинов Антихриста). Во время столкновения двух армий семиглавый дракон с рогами получает от белого всадника смертельный удар, и, побежденный, низвергается на скалы.

http://ruskline.ru/analitika/2017/03/18/...

Таковы были ученики Михей, Никон и другие. Родился отец Варнава в 1831 году в крепостной семье. Это была простая, но благочестивая семья, в которой он прежде всего должен был навыкнуть крестьянскому труду. Но мальчик не только полюбил труд. С самого раннего детства он полюбил и слово Божие, и молитву. Он был ознаменован особыми видениями. Однажды, когда он тяжело заболел и находился, ещё будучи отроком, при смерти, его тяжко душил кашель, он внезапно изменился в лице. Родители спросили: «Что с тобой?» – и вот он говорит: «Я увидел, как со мной вместе находится некий юноша в белом одеянии. Он держит раскрытую книгу, листает её, и вот мне стало легче, и болезнь моя проходит». И действительно он исцелился, это было явление Ангела, который хранил его для того, чтобы он стал учеником преподобного Сергия. Прошло время, и этот юноша в 1850 году вместе с матерью приходит в нашу обитель. Когда он приложился к мощам преподобного Сергия, то он ощутил такую радость, такое блаженство, что дал обет: если Богу будет угодно, прийти сюда в обитель к авве Сергию. И вот, видя его искреннее стремление, видя его желание разрешиться от уз крепостничества не ради мнимой свободы, а ради свободы во Христе, помещик отпустил его в монастырь. Недолго он пробыл в нашей обители. Его смущала её многолюдность, а он искал уединённого покоя, и по благословению настоятеля он отправился в Гефсиманский скит, который находится в нескольких километрах от нашей обители. И вот ещё будучи послушником, он стяжал необычайные дары, которые обыкновенно Бог дарует людям, умудрённым Духовной и житейской опытностью. Он имел дары прозорливости, он видел приходящих людей и приводил их к покаянию. Своей горячей молитвой он много раз исцелял людей от болезней, но прикрывал это как бы различными естественными случаями. Когда умирал его старец, то он дал ему завет, дал ему две просфоры и сказал: «Этим питай алчущих – словом Божьим и хлебом, так хочет Бог». И дал ему также обет создать особую женскую обитель в той стороне, где было сильно развито раскольническое старообрядчество.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Тем дело это и кончилось. Н. П. Киреевская 704 в письме своем от 17-го числа, выразив недоумение относительно моего продолжительного молчания, продолжает: «Что сообщу вам, владыко святый? Радостного мало! Полагаю, что вам небезизвестны случаи настоящего времени – речь велегласная обер-прокурора в Синоде о том, что будут белые архиереи, иначе сказать: уничтожение монашества и монастырей. Издревле белое духовенство ненавидело и преследовало монашество, которое никогда не вредило белому духовенству. Если оно будет во главе, то, конечно, гонением и ненавистью своею уничтожить монашество, столь полезное для России и Отечества. Хотя в России только горсть монашества, но к нему идет народ, идет к нему открывать совесть, а не к белому духовенству от которого и на исповеди скрывает грехи, потому что не уважает и не имеет доверия к священникам. Это обстоятельство особенную имеет важность, пренебрегать им невозможно, оно грозит гибелью – и единственная надежда, что Господь не попустить гибели народа. Ненависть белого духовенства, вышедшего и в светское звание и в чины, убранного орденами, не остывает к монашеству. Вот бывший профессор С.-П.-Б. академии, получающий 800 р. годовой пении, не устрашился написать и заграницей напечатать отвратительную книгу «О белом и черном духовенстве в России» 705 . – Преосв. Игнатий имел в руках эту ужасную книгу и говорил, что на второй станице книга выпадает из рук, – так она отвратительна. В ней маковые зерна правды, а громады клеветы! И этот изверг касается нашего святителя! Горе и ужас нашего страшного времени, в которое все без разбора допускается. – А в газете «Москва» 706 , кажется 5-го января, статья также против монастырей и монашества, начало которой будто бы еще за пользу монастырей, но средина и конец совершенно все порицающие и ссылка даже на книгу «О белом и черном духовенстве». – Хвалят только три монастыря: Гуслицкий, Арзамасскую Алексеевскую общину и Серафимовскую 707 . Первую хвалят в угоду раскольникам и вторую также, а последнюю в угождение жене редактора газеты «Москва» – Аксакова 708 .

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Живу неделю. Никаких намеков на дисциплину и прочее. – Наденька, надо мне сахару наколоть, а у меня руки болят. – Пожалуйста, батюшка! У него была машинка для колки. Колю. Он ходит по комнате, пройдет мимо и погладит меня по голове. Входит временно гостившая там очень милая матушка. – Матушка, что делает Н. А.? Матушка с улыбкой: – Исполняет послушание. – Наденька, матушке даже издали видно, что ты исполняешь послушание. Я вскакиваю. – Если так, не буду колоть! Он молча берет сахар и начинает колоть сам. Руки распухшие, он морщится. И я взяла от него и стала колоть. А потом простил меня мой старец. Бывал нежен, как с малым ребенком, но за то, что в день исповеди до повечерия я проболтала с подругами (о чем ни я, ни они ему не докладывали), послал меня в 9 часов вечера дойти две версты от Оптиной до деревни Стенино и обратно по мелколесью, где волки бродили стаями, а был голодный год. Взбунтовавшись (уж не помню почему), я писала стихи, которые начинались так: Я чужая в этом белом стане, Белом стане башен и церквей. За ворота бурный ветер манит. Вьюжный запевает соловей... И кончились так: Помню все, что недоступно этим, В мантиях, спокойным и седым! Так как батюшке я читала все, что пишу, то и это прочла и спросила несколько провокационно: «Благословите печатать?» – ибо без благословенья не смела не только выйти за ограду монастыря, но даже помочь материально кому–нибудь или приютить у себя переночевать, или прочесть книгу. Он спокойно ответил: – Печатай! Творчество надо брать в целом. У Мильтона есть вещи страшные и, можно сказать, ужасные, а все вместе хорошо! Он изумительно говорил об искусстве: «В мире есть светы и звуки. Художник, писатель кладет их на холст или бумагу и этим убивает. Свет превращается в цвет, звук в надписание, в буквы. Картины, книги, ноты – гробницы света и звука, гробницы смысла. Но приходит зритель, читатель – и воскрешает погребенное. Так завершается круг искусства. Но так с малым искусством. А есть Великое, есть слово, которое живит и умерщвляет, псалмы Давида, например, но к этому искусству один путь – путь подвига».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Постановления действующего законодательства об означенных ограничениях придуманы, составлены и введены в состав государственных законов в 30-х годах прошлого XIX столетия не по заявлениям со стороны церкви, а по инициативе и по стараниям обер-прокуроров Св. Синода 1 , при участии одного из властных иерархов того времени. Таковыми же представителями Ведомства православного исповедания 2 эти постановления удерживались и защищались в 1860 и 1862 гг. до настоящего времени, как «меры предупрежденья и пресечения» выхода священно- и церковнослужителей из «состояния белого и монашествующего духовенства» и как полицейские за выбытие из него взысканья с них, одинаковые по карательной силе с уголовными наказаньями, но чуждые всяких юридических оснований. Посему-то постановления о них и помещаются в Устав о предупреждении и пресечении преступлений и юридических основ не имеют. Таковые меры и наказания, с упразднением крепостного права и с провозглашеньем свободы совести и вероисповеданий, по началам правового государства подлежат полной отмене, что и соответствует принципам, провозглашенным в ВЫСОЧАЙШЕМ Манифесте 17 октября 1905 г. Первый проект ограничений сочинен был обер-прокурором князем П. С. Мещерским в 1831 г. по поводу добровольного сложения монашества одним иеромонахом Донского монастыря, приписки его в купечество и вступления в брак с девицею «благородной» семьи. В составленной по сему поводу записке князь, соображая по крепостническим понятиям времени, что «соблазнительная свобода» духовных лиц, по сложении сана, «приписываться где и куда пожелают и даже вступать в государственную и общественную службу может иметь вредное влияние на нравственные и религиозные понятия в обществе», предполагал вовсе запретить выход из духовенства и проектировал ограничения в политических, общественных, личных и гражданских правах на случаи и добровольного сложения, и начальственного лишения духовного сана не монашествующих лиц только, но и лиц белого духовенства, при том ограничения одинаковые для той и другой категории духовенства. Записка обер-прокурора, по ВЫСОЧАЙШЕМУ повелению от 25 января 1832 г., внесена была на рассмотрение Государственного Совета. Департамент законов, при обсуждении положений записки, нашёл справедливым и нужным поставить на вид, что запрещение священнослужителям белого духовенства слагать сан «могло бы вместо пользы произвести одно нарушение нравственных законов и соблазны», сделал несколько весьма веских и важных замечаний на положения записки и высказал, что вопрос о белом духовенстве не имеет связи с поводом, по которому составлена записка. Государственный Совет, ввиду важности сделанных департаментом законов замечаний (26 октября 1832 г.) постановил, что вопрос о белом духовенстве следует предоставить особому, отдельному от правил о монашестве, рассмотрению св. Синода. Мнение Государственного Совета удостоилось ВЫСОЧАЙШАГО утверждения 26 октября 1832 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Соловки: что нужно знать об этом удивительном месте. 10 фактов Соловки, а точнее Соловецкие острова, — самый большой по площади архипелаг в Белом море. Административно они относятся к Приморскому муниципальному району Архангельской области. Многие из нас знают Соловки по знаменитому Соловецкому монастырю (включенному, кстати, в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО), популярному месту паломничества. Соловки называют краем света, и это удачное название, потому что, во-первых, здесь действительно много света: летом — белые ночи, зимой — полярное сияние. Во-вторых, Соловки действительно далеко, от них 160 км до Полярного круга. Сюда ссылали, сюда сбегали и уходили от мирской суеты. В-третьих, для тысяч людей это место стало настоящим краем жизни — местом окончания страданий, где они увидели последний луч света. Святые и суровые, прекрасные и кровожадные — что мы знаем и не знаем о знаменитых островах в Белом море? 1 Название «Соловки» происходят не от «соловья», и не от соли Соль на островах стали добывать позже, чем появилось название, а соловьи здесь не водятся. В книге профессора Александра Минкина «Топонимы Мурмана» приводится интерпретация саамского слова «СУОЛ». «Сулле, суоллы, суоллэ, сыллы» — острова, а «Суол, сыэл, сыэлай» — остров. «Суоленч, суолгиш, суолнеч» — небольшой островок. Часто географические названия с таким звучанием переиначивались, превращаясь со временем в современное «СОЛО». По другой версии название произошло от промысловиков: «со-ловки», то есть место лова рыбы и морского зверя, не закрепленное ни за кем в особенности, где промысел ведется совместно. Есть и третья версия: с моря острова почти всегда окружает туман, отсюда и название — «соловый», то есть туманный, белёсый. Поморы ловят рыбу. Фото конца XIX века Соловки — острова «молодые». Около 7-6 тысяч лет до нашей эры ледник, отступавший на север, покрыл кристаллическое основание будущих островов мощным слоем валунов гальки и песка. Камни покрылись зеленью, леса заполнили звери и птицы… Соловецкий архипелаг в самом южном из морей Северного Ледовитого океана раскинулся на той же долготе, на которой несколькими тысячами километрами южнее находится Иерусалим. Между прочим, и там, и там есть гора Голгофа.

http://sever.foma.ru/solovki-chto-nuzhno...

– Овощи всякие, ягоды и яблоки и виноград ядят, не дожидая августа 6-го числа, как что поспеет. – А митрополит и архиепископ все в саках, но токмо епископы в ризах служат, а благословляют обема рукама все; а шапки святительские не на многих властях, которым от древних благочестивых царей дано, а прочии без шапок. – Архимандрита у них ни одного нет. – Греки на вечерни и на утрени молитвы вечерния и утрения всегда говорят, аще и служат. – Патриархи александрийский и антиохийский, иеросалимский святейшими не пишутся, но токмо пишется цареградский патриарх един, а прочии писатися не смеют ради цареградского. Аминь. 1 « Прения с греками о вере » содержат издожение четырех прений, происходивших в промежуток времени с 30 марта по 6 июня 1649 года между греками с одной стороны и старцем Арсением Сухановым с другой. Подлинник этих прений, писанный самим старцем Арсением Сухановым , сохранился до нашего времени так, как был, вероятно, подан в посольский приказ, сшитый вместе с «Статейным списком», составляя с ним одну тетрадь, в которой «Статейный список» и «Прения» ни чем не отделены друг от друга. К несчастию конец «Прений» совсем утерян, а по местам и листы истлели, особенно сильно повреждена их последняя часть, вследствие чего требовалось пополнить недостающие пробелы, а конец их снова возстановить. То и другое мы сделали по списку Моск. Дух. академии, рук. без под названием «Малый проскинитарий». Список этот, приписываемый тоже Арсению, верен почти везде с буквальною точностию подлиннику. Для отличия слов, внесенных в подлиннике вместо истлевших, нами принято все подобные слова помещать в скобках. В некоторых местах вставлены таким образом целые отделы. Подлинник «Прений» оканчивается повестыо о белом клобуке; повесть эта там только начата, продолжения и конца совсем нет. В списке Моск. Дух. академии эта повесть не приводится; там замечено только, что старец Арсений Суханов прочел грекам повесть о белом клобуке, всю сполна. Так как конца «Прений» в подлиннике нет, то он помещен по списку Моск.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Suhano...

Статуя св. Гермера – в садике перед Сахарой. Дни его памяти празднуются русскими, кажется, более торжественно, чем самими католиками. Маленьким детям, укладывающимся на ночь в гулких дортуарах за вековыми стенами, представляется он, вероятно, чем-то средним между добрым духом и рождественским дедом. У старших и монахинь отношение к нему более мистическое. Вечером, после заката, выходишь с пустою бутылкой к источнику на зеленой лужайке против аббатства. Ледяная вода прекрасного вкуса! Вечно льется струею из обелиска. Тихой своею музыкой напоминает Рим – многофонтанный. Обмоешь бутылку, подставишь ее, – серебряно хлюпая и брызгаясь, вода ее быстро наполнит, охлестнет холодом руку… – и тотчас стекло покрывается мелкой росой… – какая прелесть! Нельзя оторваться от этой росы. Сядешь на каменную тумбу близ источника («на белом камне», только это уж не Анатоль Франс.) – и долго сидишь. Подходят из монастыря дамы, кто с кружкою, кто с кувшином, тоже за водой. Перекинешься несколькими словами. В надвинувшейся ночи грандиозней и величественней корабль и Св. Капелла Гермера. Часы выбивают четверти. Дома вокруг площади затихают. И вдруг сзади, далеко, вспыхивает свет автомобилей. Кинет узкую тень обелиска и грибную шляпу строения на древние стены аббатства. Свет растет, тени напрягаются, ярче чернеют – автомобиль вылетел, и мягко, безнадежно поплыли тени влево – исчезли… В одно из сидений таких подошел русский, приезжий, – разговорились. В полутьме чувствовался нервный голос человека бывалого, много пережившего, много видавшего. Офицер, в гражданской войне исколесивший Азию, пробиравшийся с бумагами из Омска к Деникину, попавший в Туркестан, в Китай, шесть лет работавший в Индокитае («там и здоровье потерял»). На белом камне пред журчанием вечного источника рассказывает он. Как необъятна Россия! Называет города Средней Азии – понятия о них не имею. Вот равнина между двух горных цепей – некогда кочевники по ней вливались с Востока. Теперь разбитые русские части хлынули через нее в Китай.

http://azbyka.ru/fiction/svjataja-rus-za...

В Крыму пройдет третий научно-общественный форум «Елисаветинское наследие сегодня» 21 мая 2015 г. 18:14 28-29 мая 2015 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Фонд содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» проведет в Крыму III Межрегиональный научно-общественный форум «Елизаветинское наследие сегодня. Крым». Форум организован в рамках программы Фонда содействия возрождению традиций милосердия и Правительства Москвы «На службе Москве и Отчеству. Великий князь Сергей Александрович и великая княгиня Елизавета Федоровна». Мероприятие состоится в Белом зале Ливадийского дворцово-паркового музея-заповедника и пройдет при поддержке Правительства Москвы и правительства Республики Крым. Ежегодный форум «Елизаветинское наследие сегодня» ставит перед обществом актуальные задачи по возрождению духовных и нравственных ценностей, традиций милосердия и помощи ближнему, заложенных великой княгиней Елизаветой Федоровной. Первый раз форум проходил в Храме Христа Спасителя в Москве. Второй форум состоялся в Дармштадте (Германия), на родине великой княгини. Участниками встречи в этом году станут ученые, церковные и общественные деятели, занимающиеся изучением жизни и деятельности преподобномученицы Елисаветы Феодоровны и продолжающие ее дела благотворительности, милосердия и христианского просвещения. Традиционно в форуме примут участие представители елизаветинских храмов и монастырей, сестричеств, приходов, социальных центров, гимназий, паломнических служб из различных регионов России, Украины, Белоруссии и Святой Земли (Иерусалим). В первый день работы, 28 мая, в Белом зале Ливадийского дворца пройдет научная конференция «Императорский Крым: общественное служение и частная жизнь» с участием ведущих российских историков и архивистов Москвы и Крыма. На конференции будут обсуждаться вопросы симфонии государственной и церковной власти, сакрального значения Крыма в истории России. Особое внимание будет посвящено новым материалам, касающимся жизни императорской семьи, в частности, великого князя Сергея Александровича и великой княгини Елизаветы Федоровны в Ливадии. Второй день будет посвящен наиболее актуальным вопросам просветительской и социальной работы елизаветинских организаций. С сообщениями выступят представители из Алапаевска, Белгорода, Екатеринбурга, Иерусалима, Йошкар-Олы, Калининграда, Калуги, Киева, Минска, Москвы, Новокузнецка, Новосибирска, Одессы, Самары, Саратова, Санкт-Петербурга, Твери, Хабаровска, Ялты и др. городов. К участию приглашаются государственные, общественные и религиозные организации; историки, сотрудники музеев, архивов, библиотек, преподаватели школ и вузов, студентов, семинаристов.  Информация по мероприятию и аккредитация СМИ: тел. +7925 001-29-60, e-mail  info@espo-fond.ru , сайт www.espo-fond.ru . Синодальный информационный отдел /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4089122.ht...

под. Здесь же происходила поминная, а также праздничная кормка певчих и других чинов, а главное – нищих, для чего на дворе была построена особая палата, длиною по Шуйскому (Ваганьковскому) переулку слишком 10 саж., поперек 7 саж., с 14 большими окнами, с 2 поставцами, вокруг которых стояло 30 столов и при них 60 скамей» 286 . Неподалеку от Запасного двора поселены были кислошники царские, давшие название Кисловским переулкам. Кислошникн вместе с другою царскою прислугою занимали весь район, обнимаемый теперь Большой, Средней, Верхней и Нижней Кисловками 287 . За Старым Ваганьковым происходили народные игрища, названные в актах безлепицей; народ боролся и бился на кулачки; а в 1631 году, по государеву указу, сюда переведена царская псарня 288 . Кулачные бои происходили зимою в масленицу и на льду Неглинной, где в это время ставились лубочные комедии, в дополнение к москворецким 289 . Здесь же, на Моховой площадке, у фартины, что В Сапожке, в Святую неделю устраивались качели для народного увеселения 290 . Около Кремлевской стены были два пруда с большим плесом у Троицких ворот. Через речку устроен каменный мост, а по берегу стояли мельницы, на которых мололось царское жито 291 . Но берегу Неглинной между Троицким и Боровицким мостами тянулась Стрелецкая слобода 292 . На Троицкой башне были часы и висел набатный колокол, в который звонили в случае пожара в Белом городе. Стройка в белом городе была частью каменная, но было много и деревянных строений. Бедные люди и нищие жили отдельными хозяйствами в особых маленьких избушках, разбросанных преимущественно по берегам Неглинной. Старый Каменный (Троицкий) мост был излюбленным местом сборища нищих, калек, леженок, целые дни проводивших на нем в чаянии подаяний 293 . «Для береженья от воровских людей» улицы загораживались решетками, при которых ставился караул 294 ; так, напр., одна решетка была против Крестовоздвиженского монастыря к Кисловке и называлась Здвиженской; при входе на Знаменку была Знаменская решетка, и проч. Между Троицким и Боровицким мостами был Аптекарский сад, имевший 151 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010