Мотивом этого прекращения было выставлено то, что многие из церквей, в пользу которых сбор был установлен, уже «вступили внутрь России», а для оставшихся в Польше назначен особый епископ, заботам которого они и вверены 298 . Собранные деньги, после употребления крупных сумм на местные нужды епархий – например, построение классов для училища при Курском монастыре Белоградской епархии, покупку книг в семинарию и другие надобности 299 , – по указу св. синода отосланы были в Киев 300 . Отсюда, за выдачей некоторой части в распоряжение преосвященного Виктора для употребления на прямую первоначальную цель 301 ; остальные были употреблены на другие надобности – устройство Белоградской семинарии, возобновление Харьковской, учреждение больницы при Киевовыдубицком монастыре и др. 302 . XII Как ни твёрд был православный западнорусский народ в своей вере, но человеческая слабость начинала сказываться всё более и более под невыносимым давлением тяжёлого гнёта. И если острая борьба отчеканивала поразительные по своей твёрдости характеры, героических борцов, то, с другой стороны, ряды православного воинства редели с каждым днём. Значительно ослабленное в своих материальных, умственных и нравственных силах, местное православное духовенство, в большей своей части, было неспособно уже быть водителем народа в тяжёлую годину. В монастырях, по свидетельству преосвященного Георгия Конисского , было «трудно, паче же невозможно установить добрые порядки 303 . «Учительные и доброжительные монашествующие» встречались лишь как исключение 304 . Кандидатами на посвящение в священномонахи не задумывались являться лица, которых чтение в церкви нельзя было допустить «без соблазна и греха пред Богом» 305 . «Многие из священников ни на русском, ни на польском языке писать не умеют, только одно собственное имя подписывают», – жалуется св. синоду в 1756 году преосвященный Георгий, ходатайствуя об учреждении в Могилёве духовной школы и семинарии «для острейших детей» 306 . Через двадцать лет преосвященный повторяет свою просьбу и указывает те причины, которые парализовали двадцатилетнюю деятельность семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Пострижены были в Монастырь: в 1782-м году, с именем Николая, отставной лейтенант морской артиллерии Никита Вралов 3001 , в 1783-м году, с именем Спиридона, мещанин Алексей Сачков 3002 , в 1784-м голу, с именем Михаила, послушник Киево-Печерской Лавры Максим Петрович Жук, с именем Адриана, Вышневолоцкий мещанин Алексей Васильевич Дуеравицкий 3003 и, с именем Сергия, вдовый протопоп Сергиевской церкви в артиллерийских слободах Василий Савин 3004 , в 1785-м году, с именем Кирилла, купец Кодрат Осипович Деев 3005 , в 1790-м году, с именем Мелетия, протопоп Вяземский Макарий Петров 3006 . В 1796-м году пострижен, с именем Лаврентия, коллежский ассесор Лукьян Никитич Никитин, служивший при Киево-Печерской Лавре экономом, и в 1797-м году отпущен в Киев 3007 . Пострижение в Монастыре не могло одно пополнить всего необходимого состава монашествующих, и приходилось обращаться к прежнему способу массового вызова в Монастырь монашествующих. По ходатайству преосвященного Никодима, вслдствие недостатка в Монастыре монашествующих, Святейший Синод в 1744-м году постановил вызвать в Монастырь из Киевской, Черниговской и Белоградской епархий 14 монашествующих по особому реестру, а именно: Киевской епархии иеромонахов: Михайловских – Варсонофия и Вениамина, Выдубицкого – Антония (Величковского), Прилуцкого Корнилия, Глуховского Петро-Павловского Иакова (Палашковского) и иеродиакона Иерофея; Черниговской: из кафедры иеромонахов Иова (Малиевского) и Лаврентия (Богдановского), из Мокошинского Монастыря Варнаву (Коргонского), иеродиакона Евфимия (Стернавского или Терновского) и монаха Пармена (Лобацкого), из Новгородского Спасского – монаха Геннадия (Анисимова); Белоградской – Сумского иеродиакона Лаврентия, Святогорского иеродиакона Александра 3008 . Ходатайствуя о вызове, преосвященный Никодим писал: «ныне в Монастыре имеется иеромонахов, иеродиаконов и монахов противу прежнего малое число, но и из тех посылаются во флот и обывают при Кронштадте и других гаванях года по 3 и больше, а другие в приписных ко Александро-Невскому Монастырю для священнослужения и других тех Монастырей служб живут, а иные весьма дряхлы и немощны. И затем в Александро-Невском Монастыре в свящоннослужении, а паче всего в пении на клиросах состоит немалая нужда. Преосвященный Никодим представлял при своем ходатайстве и реестр монашествующих, которых желательно было бы вызвать, который и был принят Святейшим Синодом.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Экономические примечания на 351 дачу и описание г. Путивля. 1785//РГАДА, ф. 1355, оп. 1, д. 634. Генеральный уездный план-атлас Путивльского уезда Курской губернии в 2-х частях. Часть 2. 1785 г.//РГАДА, ф. 1356, оп. 2, д. 175. Геометрический генеральный план г. Путивля и его уезда, состоящего в Курском наместничестве, сочинен в Курской межевой конторе в 1785 г.//РГАДА, ф. 1356, оп. 1, ч. 1, д. 1962. Атлас Путивльского уезда Курской губернии в 2-х частях. Часть 2. 1785 г.//РГАДА, ф. 1356, оп. 1, ч. 1, д. 1964. Об угодьях монастырей в Курской губернии за 1798 г.//РГИА, ф. 1341, оп. 1, д. 197. По рапорту белгородского епископа Феоктиста о восстановлении в Печерском Молченском Богородицком монастыре в г. Путивле Курской губернии архимандрии и о произведении в сан архимандрита игумена монастыря Паисия. 1799 г.//РГИА, ф. 796, оп. 80, д. 483. Прошение казначеи Белгородского Рождество-Богородицкого женского монастыря о высылке шнуровой книги для описи имущества монастыря и описания Глинской Богородицкой пустыни. Январь-декабрь 1802 г.//ГАКО, ф. 20, оп. 2, д. 39. Ведомости о монастырях по епархиям за 1807 г.//РГИА, ф. 796, оп. 89, д. 956. О смерти архимандрита Балаклавского Георгиевского монастыря Дионисия. Определен туда Строитель Глинской пустыни иеромонах Белоградского архиерейского дома Курской епархии Евтихий. 1809 г.//РГИА, ф. 796, оп. 89, д. 576. Именные списки настоятелей и настоятельниц монастырей за 1810 год//РГИА, ф. 796, оп. 91, д. 1016. Сборник проповедей XIX в. Слова разных пастырей церкви на разные случаи: (Слово Евгения, епископа Курского и Белоградского на освящение храма в Глинской пустыни в 1820 г.)//РГБ, ф. 213, ОПТ-154. Об отводе земель Глинской пустыни. Об отводе лесного участка при деревне Шутовке Путивльского уезда Глинскому Богородицкому монастырю. Ноябрь 1820–1823 гг.//РГИА, ф. 379, оп. 4, д. 1058. Об отводе земли Глинской пустыни. 1820–1823 гг.//РГИА, ф. 1263, оп. 1, д. 330. По донесению Евгения, архиепископа Курского и Белгородского об испрошении Высочайшего повеления на совершение крепостного акта на жертвованные Глинской Богородицкой пустыни майором Дмитрием Бровцыным земли с постоялым двором. Декабрь 1820–1821 гг.//РГИА, ф. 796, оп. 101, д. 1220.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Во имя И. в Белгородской епархии освящены престолы нескольких храмов, часовни, открыты духовно-просветительские центры его имени, действует Белгородская обл. клиническая больница свт. Иоасафа. 2 нояб. 2001 г. был открыт и освящен памятник И., установленный первоначально перед зданием Белгородской ДС (авторы памятника скульптор А. А. Шишков и воспитанник семинарии А. Колесников), в 2004 г. перенесен в сквер Свято-Троицкого бульвара в Белгороде. С 2003 г. в Белгороде ежегодно проводится Международная научно-практическая конференция «Иоасафовские чтения», в к-рой участвуют представители гос. власти, священнослужители, ученые, деятели культуры, учащиеся. В мае-июне 2009 г. археологической экспедицией Белгородского гос. ун-та под рук. В. А. Сарапулкина были проведены раскопки на территории, где располагался Троицкий собор, уничтоженный в 20-30-х гг. ХХ в. Обнаружены остатки фундамента собора и выявлена усыпальница («пещерка») И., в к-рой почивали его мощи до 1911 г. В ходе работ было расчищено подвальное помещение, выстроенное из красного кирпича. По проекту, подготовленному белгородскими архитекторами и утвержденному Белгородским архиеп. Иоанном (Поповым) , на месте упокоения И. планируются возведение часовни и воссоздание обстановки, которая была при жизни святителя. Арх.: ГА Белгородской обл. Ф. 127. Оп. 1. Д. 5. Л. 1; Д. 5а. Л. 12. Соч.: Путешествие в свете сем грешника Иоасафа игум. Мгарского//ЧИОНЛ. 1892. Кн. 6. С. 98-102; Слово свт. Иоасафа Белгородского о любви к Богу// Крупенков Н. Ф., Крупенков А. Н. Свт. Иоасаф Белгородский. Белгород, 2000. С. 179-186; Брань честных семи добродетелей с семью грехами смертными... Белгород, 2002, 2005. Лит.: Квитка И. И. Кр. описание жизни преосв. Иоасафа Горленко, еп. Белоградского. СПб., 1833; Варлаам (Успенский), архиеп. Описание жизни преосв. Иоасафа Горленко, еп. Белоградского. СПб., 1846. Белгород, 1876; Ковалевский А. Ф. Предание о свт. Иоасафе Горленке, еп. Белгородском//ДЧ. 1869. Ч. 1. 2. С. 42-45 (то же, переизд.: 1886, 1892, 1905); он же.

http://pravenc.ru/text/578038.html

4 Ныне архивные, дела Пустыни простираются не далее 1721-го, акты же 1595-го (Грамота царя Феодора Иоанновича) года. 7 При перестройке, в 1834 г., Соборной Церкви Рождества Пресвятой Богородицы и при рытье нового под оную фундамента, открыта сия пещера, с правой стороны алтаря, под коею выстроена ризница. 10 Летоп. пись. с. 26 и 29 и другой 1840 г. с. 18. Ист. Рос. Иер. 1815 г. ч. VI с. 186. Полн. Месяц. С.п.б. 1822 ст.26., и такой же Моск. стр. 415. 11 Когда и сей монастырь потерпел сильное разорение от бывшего в нём великого пожара, с тех пор подлинный Чудотворный Образ остался и по сие время неизвестным; точная же копия с оного сохранилась доныне в Софрониевой Пустыни и есть наместною в тёплой Благовещенской церкви. 12 От построенной в сим монастыре впервые каменной выбеленной известью церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы. 20 Софрониева Пустынь управляема была сначала Святейшими Архипастырями Московскими, состоя при том (с 1721–1764 г.) под Синодальною Областью, потом, с 1765 г., Епископами Севскими и Брянскими, Викариями Московской Митрополии, а с 1789 г. – Архипастырями Белоградскими и Курскими, ныне именующимися (с 1799 г., по объявлении Курска Епархиальным городом) Курскими и Белоградскими. 24 Било (звонило, сторожевая доска или плита) – деревянная или металлическая доска (брус), по которой ударяли молотком (палкой). В древности им пользовались, главным образом, вместо церковного колокола. – ред. 26 Так названо потому, что служило убежищем для городских жителей Путивля от неприятельских набегов. 28 В следствие частых неприятельских нападений на Пустынную Обитель, штат оной со всеми её владениями переведён был в сей ново построенный Путивльский Монастырь в начале ст., а в 1656 г. Пустынь возобновлена и снова утверждена самостоятельною. 33 В это время, по особенному случаю, был здесь О. А. Феодосий с Иеромонахом и при них Чудотворная Икона. 34 Со Св. Мощами, что в ковчеге, хранится небольшая рукопись духовных стихословий, начертанная Самим Святителем Димитрием, Митроп. Ростовским Чудотворцем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1720 году еще от Рязанской епархии к Воронежской приписаны были города Танбов, Козлов и Борисоглебек со всеми их округами и принадлежащими к ним монастырями и пустыньками; ибо Танбовская епархия, учрежденная вместе с Воронежской в 1682 году, продолжалась только до начала 18 столетия и после быв уничтожена, паки приписана к Рязанской. В 1749 году от бывшей Танбовской епархии приписано к Воронежской еще несколько церквей. Но в 1758 году, когда возобновлена паки Танбовская епархия, то все приписные от нее сии города и церкви паки обращены к Танбовской епархии. До издания духовных штатов Воронежский архиерейский дом имел за собой крестьян 1600 душ в селах Боршеве, Карачуне и Архангельске. При учреждении духовных штатов в 1765 году еще приписаны были к Воронежской епархии города из других епархий, и именно: из Крутицкой Ливны и Тернавск; из Коломенской Ефремов; из Рязанской Лебедянь, Сокольск и Романов в степи, из Белоградской Усерд и Ольшанск. Сверх сего с 1775 года еще от Московской епархии приписан был Воронежской город Новосиль: но напротив того по Дону крепости Св. Димитрия, Таганрог, Азов и Бахмут отошли в новоучрежденную Славенскую епархию. С 1788 года города Ефремов, Новосиль и Ливны паки отписаны от Воронежской епархии а с ними еще город Елец. В 1798 году указом Св. Синода от 19 июля от Белоградской епархии приписаны к Воронежской два города: Валуйки с округой и одним монастырем, да Ливенск, оставшийся без уезда. До 1799 года считалось в настоящей Воронежской епархии всех 826 церквей, из коих 430 в Воронежской губернии, 99 в Слободской Украинской, 143 по рекам Дону, Донцу, Хопру, Бузулуку, Медведице и другим казацким селениям, 6 в Саратовской губернии, 140 в Танбовской и 8 в Рязанской. Духовенства во всей епархии по ведомости за 1798, год значится: архимандритов 3, игуменов 1, игумений 2, строителей 4, монашествующих 71, кроме вдовых попов и белиц; протопопов штатных 15, заштатных 4, священников штатных 1044, заштатных 65, диаконов штатных 558, заштатных 15, причетников 1580, семинаристов 421, праздных церковников 2667, заштатных 58.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

В шестом периоде своей жизни Обоянский монастырь обратил на себя внимание Преосвящен. Епископа Феоктиста; вследствие чего учрежден был здесь порядок общежительный, по примеру Старо-Харьковского монастыря, который прежде последовал примеру, Коренного Рождество Богородицкого; – «ибо, писал Преосвящ. Феоктист, сие общежительное устройство, для посторонних благоприятное, а для монашествующих душеспасительное, необходимо для означенного монастыря и потому, учредить в оном для начальника и братии общую трапезу – пищу и питие; питию же у них не быть никакому, кроме квасу да меду без хмелю; и платье должно быть таково у начальника, каково и у братии: – начальник от братии отличается повелением, а братия – беспрекословным послушанием; гостей всех принимать в трапезе общей пищею и питием, – начальнику никуда из монастыря не отлучаться далее 20 верст, и то – с приговором братии, и таковую отлучку, с означением надобности и срока, записывать в журнал, который должен быть в трапезе для записи всяких случаев и братских штрафов». 95 Ограждаемый столь благодетельным учреждением, а равно и другими повременными указаниями Архипастыря, монастырь Обоянский дожил, таким образом, до 1835 года, когда он вступил в седьмой период своей совершенно новой для него жизни; ибо в сем 1835 году он учинен штатным и возведен на степень третьеклассного монастыря. В указе из Курской духов. консистории от 15 апреля 1835 г. за 1814, последовавшем на имя Белоградского Троицкого монастыря архимандрита Елпидифора интересны все подробности, относящиеся к преобразованию Обоянского монастыря, особенно же интересны те основанья, по которым представление Преосв. Епископа Илиодора Св. Синоду давало право на возведение Обоянского монастыря на степень штатного с низведением Николаевского Белоградского в ряд заштатных. Из этого обширного указа мы извлекаем более важное и нужное. В декабре 1834 года Преосвященный Епископ Илиодор в представлении своем Св. Синоду изъяснял, что в Белоградском Николаевском третьеклассном монастыре настоятельские и братские келии – ветхи и неудобопоместительны для штатного числа братии; службы ветхи и разбросаны, все деревянные и давно устроенные; на построение же каменных для настоятеля и одиннадцати человек братии келий и потребных к тому служб с надлежащею и необходимой вместительностью, потребно, как уведомляет архитектор Грознов, более пятидесяти тысяч рублей; но сего количества суммы в оном монастыре не имеется, да и приобрести столь значительный капитал от доброхотного подаяния, по затруднительному положению вещей, не можно; – далее, в г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иконописные работы: в 1663 г. Ф. Е. вместе с другими жалованными иконописцами «был с рукодельем у руки государя» и подносил икону Богоматери; «чинил Большой Деисус в Благовещенском соборе»; в 1664 г. писал иконы для иконостаса в дворцовую ц. прмц. Евдокии; в 1665 г. участвовал в написании 7 икон цикла Триоди Цветной; в 1666 г. писал иконы для иконостаса в ц. вмц. Екатерины, «что у царицы на сенях»; в 1667 г. создал икону «Спас Смоленский, с припадающими Афанасием и Кириллом Александрийскими» для Николо-Коряжемского мон-ря (СИХМ); в 1669 г. для иконостаса ц. арх. Михаила Чудова монастыря написал иконы «Свт. Николай Чудотворец» (не сохр.) и «Ап. Андрей Первозванный» (ГММК); в 1672 г. написал по заказу Улиты Скрыпиной икону «Прор. Илия» для Илиинской ц. в Ярославле (ЯХМ); в 1673 г. вместе с Никитой Павловцем писал 2 иконы Божией Матери «Живоносный Источник» «государю в хоромы»; в 1677 г. по заказу Б. М. Хитрово писал иконы для ц. Св. Троицы в его подмосковном владении - с. Ознобишине (сохр. икона «Свт. Николай Чудотворец» (ГМЗК)) и для Архангельского собора Московского Кремля с изображением царей Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича, предстоящих в молении Нерукотворному образу Спасителя (ГИМ, под записями XVIII и XIX вв.); в 1678-1679 гг. возглавлял работы по созданию икон праотцов для дворцовой ц. прмц. Евдокии и икон для ц. прп. Иоасафа, царевича Индийского, в с. Измайлове, для местного ряда иконостаса ц. Спаса Нерукотворного в Верхоспасском соборе писал «с товарищи» раму к иконе Спаса Нерукотворного с клеймами легенды (ГММК); в 1680 г. «с товарищи» писал для ц. мч. Иоанна Белоградского, «что у Великого Государя в Верху», Деисусы, праздники и местные иконы, в числе к-рых - страсти мч. Иоанна Белоградского, для Сретенского собора Московского Кремля - иконостас, апостольские проповеди, для ц. Всех святых в с. Измайлове - местные иконы; в 1683 г. писал иконы для Новодевичьего монастыря (Страстной цикл, часть резных икон фигурного «Распятия с предстоящими» находятся в ГИМ - музей «Новодевичий монастырь»); в 1685 г. под рук. Ф. Е. осуществлялись работы по созданию иконостасов в приделы Смоленского собора Новодевичьего монастыря; в 1687 г. под рук. и при участии Ф. Е. были написаны иконы Спасителя, Богородицы и св. Иоанна Предтечи для местного ряда иконостаса ц. Нерукотворного образа Спасителя над Воскресенскими воротами; 1688 г. датирована подписная икона «Рождество Пресв. Богородицы» (ЦМиАР).

http://pravenc.ru/text/200105.html

Уроженец полку Нежинского‚ сын отца воинской службы, мирское его имя Григорий по изучении Латинскому диалекту, был он в Харьковском Коллегиуме, а потом в Московской Славяно-греко-латинской академии учителем, и, будучи уже риторическим учителем, пострижен в 1739 году в монашество в Заиконоспасском монастыре, где и жил в учительской же должности по 1744 год, а в оном году по именному блаженной и вечной славы достойной памяти Великой государыни императрицы Елисаветы Петровны Всероссийской Самодержцы указу, произведен в архимандрита в Харьковский Покровский училищный монастырь, где был ректором по 1754 год, а в оном году переведен указом Святейшего Правительствующего Синода в Курский Знаменский монастырь с привилегиями Харьковского Покровского монастыря, то есть: дозволено ему панатию носить и служить с рипидами, был он в сем монастыре настоятелем по 1770 год, а в оном году марта 22 числа на 70-ом году от рождения своего преставился, в бытность свою в сем монастыре церковь Соборную Знамения Пресвятой Богородицы как изнутри, так и снаружи штукатурною работою всю обделал, на оной же церкви имеющуюся одну большую главу разобрав, сделал по пропорции пять глав, из которых на средней сделан крест медный нарочито позлащенный, в оной же церкви пониже имеющихся малых окон, пробил другие большие окна, в той же церкви, равно как и в другой Богоявления Господня, полы вместо деревянных поделал чугунные, в трех церквях, в показанной Знаменской, Богоявленской и Петропавловской, что на Святых воротах, вместо старых сделал новые иконостасы, и два из них, в Знаменской и Петропавловской церквях, столярною и резною работами окончил; но живописью и позолотою не успел по причине смерти его. Богоявленскую же церковь по совершенном окончании в ней иконостаса, по благословению Преосвященного Самуила епископа Белоградского и Обоянскаго 1770 года января 2 дня сам освятил; при семь же архимандрите по указу Святейшего Правительствующего Синода в 1767 году пресекся ход из Курска иконы Знамения Пресвятой Богородицы в Коренную, где она явилась, пустынь, и оная пустынь (как выше изъяснено) при сем архимандрите по указу Святейшего Правительствующего Синода члена Преосвященнейшего покойного Порфирия епископа Белоградского и Обоянского состоявшемуся‚ 12, а полученному в Курском Знаменском монастыре 24 числа августа в 1764 году из ведомства Курского монастыря исключена, и наименована монастырем; также Ильпиновская Троицкая пустынь, бывшая в ведомстве Курского Знаменского монастыря упразднена: жития его в сем монастыре 16 лет и два дня. 12. Иов Базилевич

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но ведь это был исключительный случай. Также единичны были и принципиальные препирательства Синода с берг-коллегией и мануфактур-коллегией, причем Синод основывался на общем законе, а коллегии – на специальных высочайших повелениях, данных до издания общего закона 1483 . Было также препирательство Синода и с камер-коллегией, заключившей подрядчиков из духовных крестьян в колодки, в то время как Синод признавал заключенных неповинными 1484 , и с юстиц-коллегией, от которой Синод безуспешно требовал в 1722 – 1723 годах, по просьбе комиссара старорусских вотчин Александро-Невского монастыря, передачи в Синод дела по взысканию с этого комиссара денег 1485 . Но эти последние факты не имели уже принципиального значения. Несколько серьезнее обстояло дело в провинции. Синоду здесь довольно часто приходилось указывать на нарушение его границ другими ведомствами и требовать сатисфакции то у Сената – против астраханского губернатора 1486 , или белоградского камерира 1487 , или рязанских сборщиков 1488 , или полицмейстерской канцелярии 1489 , то у юстиц-коллегии против пензенского судьи 1490 , то у камер-коллегии – против белоградского камерира 1491 , то у штатс-контор-коллегии – против костромского рентмейстера 1492 , то против сибирских властей 1493 , то против вальдмейстерской канцелярии 1494 . Но в этих всех случаях необходимо принимать во внимание одну исключительную сторону дела. Необходимо помнить, что Синод выступал в деловую среду в ряду правительственных учреждений, так сказать, новорожденным, и нет ничего удивительного, если те ручьи дел, которые прежде текли в известном направлении, а теперь обращены были к Синоду, на первых порах по временам делали забывчивый шаг в своем прежнем направлении. Тут действовала сила привычки, инерции, но уже сломанная и все более ослабевавшая. Все эти вмешательства имели практические, а не принципиальные причины. Синод ревниво следил за неприкосновенностью области своего ведения и настойчиво отстаивал эту неприкосновенность даже в мелочах.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010