В монастыре сем строения ныне каменные следующие: I) Три ЦЕРКВИ каменные: 1) СОБОРНАЯ во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. 2) Архистратига Гавриила. 3) Архистратига Михаила, покрыты тёсом. II) КЕЛЬИ Настоятельские и братские. III) ОГРАДА вышины в 5 аршин, в окружности же 230½ саженей. Начальство было в нём сперва Архимандричье, потом Игуменское, наконец, с учреждения Духовных Штатов, – Строительское. Белоградский Николаевский монастырь Курской Епархии 3 класса мужской. Находится внутри города Белгорода, почему и название своё имеет, с правой стороны по реке Донцу, с левой же по реке Везёлке, построен в 1599 году, по повелению Царя Бориса Феодоровича бывшим там Воеводой Князем Григорием Константиновичем Волконским. Достраивался же, по присланной грамоте от Святейшего Патриарха Филарета Никитича, Воеводой Амвросием Ивановичем Лодыженским. В нём главная церковь каменная во имя св. Николая Чудотворца, по которой и монастырь Николаевским называется, а прочие строения деревянные. Начальство сперва было Строительское, потом Игуменское, после того Архимандритское; а с 1770 года опять Игуменское до 1798 года. В сем же 1798 году учреждена Архимандрия 3 класса, и на основании определения Святейшего Синода, последовавшего в 1802 года, Января 17 дня Архимандриты употребляют в ношении мантии камлотовые с зелёными бархатными скрижалями. Белоградский Рождественский монастырь Курской Епархии 3 класса девичий. Находится внутри Белгорода, почему и называется Белоградским. Когда, по какому случаю и по чьему дозволению, кем или чьим иждивением оный монастырь построен, за долго прошедшим временем, ничего не отыскано. Известно только, что он давно существует. Строения в нём каменные ныне: 1) СОБОРНАЯ ЦЕРКОВЬ во имя Рождества Божьей Матери и 2) КОЛОКОЛЬНЯ, в 1784 году построенная. Белоезерский Кириллов монастырь См. Кириллобелоезерский. Белоезерский Спасогорский монастырь См. Горский Спасский Белоезерский. Белоезерский Троицкий монастырь Мужской, упразднённый. Находился на устье реки Шексны, расстоянием от города Белоезерска в 17 вёрстах.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Иоанна Белоградского. Так, 24-го ноября 1676 г. состоялось распоряжение о том, чтобы живописного дела ученик Иван Мисюков красками написал вновь три деревянных тябла к деисусам и к праздникам и починил деисусы 113 . 25-го июля 1677 г. были снова починены деисусы, праздники, пророки и местные иконы и царские двери и заново покрыты олифой. Починка производилась в набережном иконном тереме, а работали с иконописцем Никифором Бовыкиным кормовые иконописцы меньшей статьи – Артемий Иванов, Никита Антипьев, Кузьма Максимов и Иван Иванов 114 . При новом капитальном возобновлении Верхоспасского собора была возобновлена и церковь св. Иоанна Белоградского. Так, в 1679 г. было куплено 18 фунтов зеленой меди на царские двери и на богородичные образа, что в пророках, и олифа на местные иконы, деисусы, праздники, пророки и на царские двери, и из зеленой меди были сделаны 8 дощечек, на которых были поставлены евангелисты в царские двери, а олифой олифили жалованные иконописцы местные образа, деисусы, праздники, пророки и царские двери, а приказал те иконы олифить и писать Алексей Тимофеевич Лихачев 115 . Жалованный живописец Федор Евтифиев с товарищами писали золотом на северной и южной дверях архидиакона Стефана, архангела Михаила и 12 пророков, а также деисусы, праздники 116 и местные иконы: Пресв. Богородицы, Спасителя, Феодора Стратилата и страсти св. Иоанна Белоградского 117 . Он же с товарищами писал на полотне иконописным письмом апостольские проповеди 118 в числе 24 икон 119 . Иван Безмин писал стену аспидом по черепашному и в том же храме написал 600 дубовых кирпичей черным и зеленым аспидом, и тем кирпичем был выстлан пол церкви для государского пришествия 120 . В 1680 г., под наблюдением Ушакова, производилась новая реставрация в храме, при чем было возобновлено стенное письмо. Московские кормовые иконописцы первой статьи – Исаия Ананьин с товарищами написал по полотну херувимы 121 , а живописец Петр Карпов с товарищами вновь написал на полотнах апостольские проповеди 122 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

В 1735-м году, в августе, Святейший Синод, проектируя перемещение нескольких архиереев, предназначал архимандрита Петра на Переяславскую кафедру, а на Александро-Невскую архимандрию Заиконоспасского архимандрита Стефана, ректора Московской Академии, которому быть и синодальным членом, причем новому архимандриту давалось поручение, «избрав из Богословских своих искуснейших учеников некоторое число, которые-бы Монастыря Невского школьников могли учить, тем же ученикам своим в особливые, каковые от Синода определены будут времена преподавать учение Богословское». Всеподданнейший доклад Синода заканчивался следующими словами: «если же сие о Невской архимандрии определение покажется неприятно и в Александро-Невском Монастыре быть Петру архимандритом же по-прежнему заблагорассудится, то быть ему, Петру архимандриту, синодальным членом по-прежнему». На всеподданнейшем докладе последовала высочайшая резолюция: «о произведении в епархии архиепископов и епископов учинить по сему докладу, а Троицкого Александро-Невского Монастыря архимандриту Петру быть в том Монастыре по-прежнему архимандритом и притом присутствовать в Синоде. Анна» 1940 . Перемещенный, по этому синодальному докладу, на Белоградскую кафедру Переяславский епископ Арсений (Берло) в ноябре 1735-го года донес. Святейшему Синоду, что вследствие вывиха правой ноги он не может отправиться в Белоградскую епархию, и добавлял: «а ежели и в предбудущее время благосердием Божиим не будет мне якого послабления в помощи моей, то (по силе Духовного Регламента) буду благодарити Ее Императорскому Величеству, всемилостивешей Государыне, и вашему святейшеству и за Переяславскую епархию» 1941 . По словесном докладе об этом от Святейшего Синода, Государыня, указом 3-го января 1736-го года 1942 , объявленным духовником Государыни, Троице-Сергиевским архимандритом Варлаамом архиепископу Феофану в присутствии Нижегородского архиепископа Питирима повелела «в Белоградскую епархию во архиепископа произвесть Александро-Невского архимандрита Петра». 11-го января 1736-го года, в воскресенье, архимандрит Петр был хиротонисан, и присутствии Государыни, в придворной Сретенской церкви. В числе участников Богослужения, за которым совершена была хиротония архимандрита Петра, был и его преемник, архимандрит Стефан (Калиновский) 1943 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Почему накрепко священ­никам наблюдать и учить народ, дабы в приходах их идолопоклоннические жертвы не праздновались яко то колыски (качели), называемые рели, березы, купала, ве­черницы и клики и огнища богомерзкие не возжигались». Преосвященный Самуил, епископ Белоградский и Обоянский (1731–1796 г.), Преосвященный Евгений, епископ Курский и Белоградский (1778–1871 г.) и Преосвященный Владимир, епископ Курский и Бело­градский 25:31:32 и 34 Кур. Еп. Вед.). Эти три биографических очерка принадлежат тому же автору, что и предшествующий очерк. Здесь содержится не мало ма­териалов для истории русской иерархии, но гораздо меньше материалов для истории курского епархиального управления, чем в биографическом очерке: Преосвященный Иоасаф, епископ Белоградский и Обоянский. Во всяком случае труды г. Титова заслуживают внимания и одобрения; бу­дущий историк русской иерархии скажет спасибо г. Ти­тову за эти биографические очерки нескольких курских иерархов. Нам думается, что если бы и в других епар­хиальных Ведомостях появлялись очерки жизни и деятель­ности местных архиереев, подобные тем, какие состав­лены г. Титовым , то этим путем собрано было бы не мало материалов для истории каждой епархии, а вместе с тем были бы подготовлены не малоценные данные во­обще для истории русской церкви. П. Казанский Григорий (Борисоглебский), иеромонах. Третье великое благовестническое путешествие св. апостола Павла: Опыт историко-экзегетического исследования: гл. 2-я [продолжение], гл. 3-я: От Иерусалима до Антиохии Сирийской: (Деян.18:22).//Богословский вестник 1892 г. Т. 2. (С. 97–144) —97— чались 1184 , ходили по поручению Апостола в другие, ос­нованные им, церкви, как для сообщения им известий об Апостоле, так и для приобретения нужных ему из­вестий об их жизни, для сбора милостыни 1185 , передавали кому следует различные поручения св. Павла 1186 , заботи­лись об его домашней жизни 1187 и т. п. Число таких сотрудников св. Ап. Павла особенно стало увеличиваться к концу второго и к началу треть­его путешествия.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1) Иеромонах Рувим упоминается под 1701 годом. 2) Иеромонах Боголеп Сухачев из дворян: он построил в пустыньке в 1703 году «своим коштом» первый каменный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы с приделом в трапезе во имя Св. Иоанна Предтечи и каменной шатровой колокольней. Храм этот сломан лишь в 1852 году. 3) Иеромонах Карион упоминается под 1703 и 1714 годом в подписи на Евангелии напрестольном. 4) Иеромонах Софроний упоминается под 1722 годом. В) Настоятели третьего периода (1764 – 1862) Строители 31 30 1) Игумен Гавриил поступил в 1764 году; за разные проступки в 1765 году лишен по суду игуменского сана и назначен на жительство в Сумской монастырь. 2) С августа месяца 1764 года управлял Коренной Пустынью в звании «Начальника обители» Курского Знаменского монастыря иеромонах Иоиль Фалькевич. 3) Игумен Исайя, по прозванию Илляшевич, родом из Харькова, сын священника Михайло-Архангельской церкви, что в слободе Борисовке ( Хотмыжского уезда); пострижен в монашество в Белгородском Архиерейском доме преосвященным Иоасафом Горленко; проходил в том же доме порядки и послушания: житейного, ключника, ризничего и казначея, а в 1758 году посвящен в Игумена в Карповскую Троицкую Пустынь, по упразднении коей (в 1764 году) указом от 8 апреля 1765 года назначен Настоятелем Коренной Пустыни, а в 1770 году 13-го сентября месяца, по указу Преосвященного Самуила Епископа Белградского перемещен Настоятелем же в Белгородский Николаевский монастырь. 4) Строитель иеромонах Стефан из Белоградского Николаевского монастыря, определён в сию должность по указу Преосвященного Самуила Епископа Белоградского от 10 сентября 1770 года; 15 октября того же года был назначен временно управлять Курским Знаменским монастырём, по случаю избрания и посвящения настоятеля оного, Архимандрита Иова в сан Епископа Переяславского. Был присутствующим в Белгородской Духовной консистории (вероятно по званию эконома Белоградского Архиерейского дома). 5) Игумен Афанасий Илляшевич упоминается с октября 1772 года, по октябрь 1774 года. Родитель о. Игумена Исаии, последний из Настоятелей упразднённого Коренного Никольского ратского монастыря (в Белгородском уезде).

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Геннадий Андреевский 1753–1757 Дамаскин Аскаронский 1758–1769 Симон Лагов 1769–1778 Павел Зернов 1778–1800 Евгений Романов 1800–1811 Сергий Крылов-Платонов 1812–1817 Самуил Запольский-Платонов 1817–1830 Павел Подлипский 1830–1836 Владимир Алявдин 1836–1842 Виталий Щепетов 1842–1845 Иустин Михайлов 1845–1850 Леонид Зарецкий 1850–1853 Филофей Успенский 1853–1857 Платон Фивейский 1857–1877 с 1867 года архиепископ Игнатий Рождественский 1878–1883 Александр Кульчицкий 1883–1888 Августин Гуляницкий 1889–1891 Виссарион Нечаев 1891 Курская Учреждена в 1666 году. 36 Митрополиты Белоградские и Обоянские: Феодосий, серб 1667–1671 Мисаил 1671–1684 Авраамий Юхнов 1684–1702 Иустин Базилевич 1704–1709 Иларион Властелинский 1711–1720 Епископы Белоградские и Обоянские: Епифаний Тихорский 1722–1731 Досифей Богданович-Любимский, архиеп. 1731–1735 Арсений Берло назн. в 1735, но не был Петр Смелич, серб, архиеп. 1736–1742 Антоний Черновский, митроп. 1742–1748 Иоасаф Горленко, святой 1748–1754 Лука Конашевич 1755–1758 Иоасаф Миткевич 1758–1763 Порфирий Крайский 1763–1768 Самуил Миславский 1768–1771 Аггей Колосовский 1774–1786 Епископы Курские и Белоградские. 37 Феоктист Мочульский 1787–1818 с 1801 года архиепископ Евгений Казанцев 1818–1822 Владимир Ужинский 1822–1831 Иннокентий Сельнокринов 1831–1832 Илиодор Чистяков 1832–1860 с 1884 года архиепископ Сергий Ляпидевский 1861–1880 Ефрем Рязанов 1880–1883 Михаил Лузин 1883–1887 Иустин Охотин 1887–1893 Ювеналий Половцев 1893 Брестское викариатство. 39 Епископы Брестские (в Гродно): Антоний Зубко 1839–1840 Михаил Голубович 1840–1848 Игнатий Железовский 1848–1870 Евгений Шерешило 1870–1875 Владимир Никольский 1875–1877 Ианнуарий Попов 1877–1879 Донат Бабинский-Соколов 1879–1881 Авраамий Летницкий 1881–1885 Анастасий Охотский 1885–1891 Иосиф Соколов 1891 Минская. 40 Учреждена в 1793 году.  Кафедра в Минске (с 1795 года). Архиепископы: Виктор Садковский 1793–1796 Иов Потемкин 1796–1812 Серафим Глаголевский 1812–1814 Анатолий Максимович 1816–1832

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Значение даров Царствующего Дома церквам и монастырям Курского края//Курские епархиальные ведомости. 1913. 8–9. С. 183–187; 10. С. 216–221. Из истории Курской епархии. Прот. Н. И. Булгаков (1787–1850 гг.). Биографич. заметка: (Авт.: А. Т.)//Курские епархиальные ведомости. 1889. 45. С. 840–848. Историко-статистическое описание Молченской Рождество-Богородицкой Печерской мужской общежительной Софрониевой пустыни и состоящего при ней скита во имя Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, находящихся в Курской епархии, составленное игуменом Палладием по благословению Преосвященного Ювеналия, епископа Курского и Белоградского. М., 1895. Исторические справки по поводу имеющего исполниться в близком будущем столетия со времени окончательного образования Курско-Белоградской епархии/ Ф. Титов //Курские епархиальные ведомости. 1892. 36. С. 372–580. Историческое описание Борисовской Тихвинской девичьей пустыни/Архимандрит Леонид. М., 1872. Историческое описание Коренной Рождество-Богородицкой пустыни. 5-е изд. испр. и доп. М., 1898; 4-е изд. [Б. м.], 1889; 3-е изд. Курск, 1885; 2-е изд. СПб., 1876; 1-е изд. СПб., 1865. [Авт.: Леонид (Кавелин) ]. К биографии Преосвященного Илиодора, епископа Курского и Белоградского//Курские епархиальные ведомости. 1892. 4. С. 52–57. К биографии Преосвященного Феоктиста, епископа Курского и Белоградского//Курские епархиальные ведомости. 1888. 49. С. 864–869. К жизнеописанию святителя Иоасафа (Горленко): Святитель Иоасаф как духовный поэт и проповедник/Федор Титов//Курские епархиальные ведомости. 1893. 19. С. 406–417. К истории раскола в Курской епархии: Старообрядческие скиты и молельни в Обоянском уезде. 1836–1837 гг./А. Т.//Курские епархиальные ведомости. 1869. 31. С. 511–515. К сведению настоятелей церквей и монастырей Курской епархии//Курские епархиальные ведомости. 1916. 43–44. С. 580–581. Календарь и памятная книжка Курской губернии. Курск, 1884. То же. Курск, 1888. То же. Курск, 1890. То же. Курск, 1891. Капланский И.Ф., прот. Белгородский Рождество-Богородицкий женский монастырь. Курск, 1911.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

в уезд. городе Могилеве Малороссийская вместо Черниговской Черниговский и Нежинский Малороссийский и Черниговский в Чернигове Минская Минский и Волынский, коадъютор митрополии Киевской и архимандр. Слуцкого монастыря Минский и Литовский, коадъютор митроп. Киевской и арх. Слуцкого мон. в Минске Подольская вместо Брацлавской Брацлавский и Подольский Подольский и Брацлавский в Каменце Подольском III класса Калужская Епархия сия учреждается вновь и первою в сем классе поставляется потому, что губ. гор. Калуга был в епархии Московской 1 класса, а прочие уездные города состояли в бывшей епархии Крутицкой, которая по штатам 1764 г. была во 2 классе. Калужский и Боровский в Калуге Смоленская Смоленский и Дорогобужский в Смоленске Нижегородская Нижегородский и Алатырский Нижегородский и Арзамасский в Нижнем Новгороде Курская вместо Белоградской Белоградский и Курский Курский и Белоградский Курской губ. в уезд. гор. Белегороде Владимирская вместо Суздальской Суздальский и Владимирский Владимирский и Суздальский во Владимире Вологодская Вологодский и Устюжский в Вологде Тульская вместо Коломенской Коломенский и Тульский Тульский и Велевский Вятская Вятский и Великопермский Вятский и Слободской в Вятке Архангельская Архангельский и Олонецкий Архангельский и Холмогорский в Архангельске Воронежская Воронежский и Черкасский в Воронеже Иркутская Иркутский и Нерчинский в Иркутске Костромская Костромской и Галицкий в Костроме Тамбовская Тамбовский и Пензенский Тамбовский и Шацкий в Тамбове Орловская Орловский и Севский Орлов, губ. в уезд. гор. Севске Переяславская вместо бывшей викарной Киевской митрополии Переяславский и Бориспольский Малороссийский и Переяславский Малоросс.губ. в уезд. гор. Переяславле Волынская вместо викарной Житомирской Житомирский Волынский и Житомирский Волынской губ. в уезд. гор. Остроге Вновь учреждаемые III класса Пермская Пермский и Екатеринбургский в Перми. Саратовская Саратовский и Пензенский Сарат. губ. в уезд. гор. Пензе Слободско-Украинская Слободский- Украинский и Харьковский в Харькове Оренбургская Оренбургский и Уфимский Оренб.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Рыльске. СПб., 1837; Святая четыредесятница, или Собр. поучений во св. четыредесятницу. СПб., 1838. 2 ч.; Слово в день восшествия благочестивейшего государя имп. Николая Павловича на всерос. престол. СПб., 1838; Слово в день Сретения Господня. СПб., 1838; Словесное млеко, или Собр. слов, произнесенных к курской пастве. СПб., 1839. 2 ч.; Собр. слов и бесед... к курской пастве. СПб., 1839; Беседа о целебной силе веры. СПб., 1843; Беседа в неделю Закхея. СПб., 1844; Духовное брашно, или Собр. поучений. СПб., 1846; Беседа в неделю мытаря и фарисея. СПб., 1847; Воскресные беседы. СПб., 1847; Поучения. СПб., 1852; Духовная вечеря, или Собр. поучительных слов. СПб., 1853; Слово в день сошествия Св. Духа. СПб., 1857; Письма к Иннокентию, архиеп. Херсонскому//Курские ЕВ. 1895. Ч. неофиц. 7-11. Ист.: Макарий Оптинский, прп. Письма. Минск, 2002. С. 64-65; Игнатий (Брянчанинов), еп. Собр. соч. М., 2005. Т. 7: Избр. письма. С. 11-17; Филарет [Дроздов], свт. Письма к прп. Антонию, наместнику Св.-Троицкой Сергиевой Лавры. Серг. П., 2007. Ч. 1. С. 398. Лит.: Агнцев Д. И. История Рязанской ДС: (1724-1840). Рязань, 1889. С. 172, 205, 208; Владимир (Добролюбов), архим. Ист.-стат. описание Рязанского 3-кл. муж. Св.-Троицкого мон-ря. Рязань, 1890. С. 46; Сенаторский Н. П. Перенесение архиерейской кафедры из Белгорода в губернский г. Курск//Курские ЕВ. 1890. 50. С. 872; К биографии преосв. Илиодора, еп. Курского и Белоградского//Курские ЕВ. 1892. 4. Ч. неофиц. С. 52-57; К жизнеописанию Илиодора, архиеп. Курского и Белоградского//Там же. 18. Ч. неофиц. С. 251-254; Танков А. А. Высокопреосв. архиеп. Курский Илиодор: (Из истории управления его Курской епархией)//Там же. 1894. Ч. неофиц. 44, 49; 1895. 6; 1897. 17; Златоверхников Н. И. Памятники старины и нового времени и др. достопримечательности Курской губ. Курск, 1902. С. 5, 8-9, 45; Бугров Ю. А. История Курской епархии. Курск, 2003; Раздорский А. И. Церковно-ист. и стат. описание Курской епархии 1850-х гг.//События и люди в док-тах курских архивов.

http://pravenc.ru/text/389289.html

Длина алтаря церкви и трапезы была на 8 саженей, поперек – 2 сажени; в алтаре и в трапезе было 4 окна, мерою по 2 аршина, вышина поперек – пол. 2 аршина 422 . Пол в церкви и трапезе был деревянный косящетый, а печи – в алтаре и трапезе – муравленные 423 . Из сохранившихся в приказных книгах и столбцах XVII в. сведений о сей церкви видно, что своим возобновлением и вполне достаточною утварью она была обязана также, как и Верхоспасский собор, царю Феодору Алексеевичу. Последний в первом же году своего царствования предпринял возобновление церкви св. Иоанна Белоградского. 24 ноября 1676 г. состоялось распоряжение о том, чтобы живописного дела ученик Иван Мисюков красками написал вновь три деревянных тябла к деисусам и к праздникам и починил деисусы 424 . Июля 25 – 1677 г. были починены деисусы, праздники, пророки и местные иконы и царския двери и заолифены вновь. Починка производилась в набережном иконном тереме; а работали с иконописцем – Никифором Бовыкиным кормовые иконописцы меньшей статьи – Артемий Иванов, Никита Антипьев, Кузьма Максимов и Иван Иванов 425 . При новом капитальном возобновлении Верхоспасского собора была возобновлена и церковь св. Иоанна Белоградского. Так, в 1679 г. куплено было 18 фунтов меди зеленой на царские двери и на богородичные образа, что в пророках, и олифа – на местные иконы, на деисусы, праздники и пророки и на царские двери, а из той меди сделано 7 дощечек – на которых были поставлены евангелисты в царские двери, а олифою – олифили жалованные иконописцы – местные образа, деисусы, праздники, пророки и царские двери, а приказал те иконы олифить и писать Алексей Тимофеевич Лихачев 426 . Жалованный живописец Федор Евтифиев с товарищами писали золотом на северной и южной дверях архидиакона Стефана, да архангела Михаила, да 12 пророков 427 . Он же – с товарищами – писал на полотне иконописным письмом – апостольские проповеди 428 , в числе 24 икон 429 . В 1680 г. под наблюдением Ушакова, производилась новая реставрация церкви, при чем было возобновлено стенное письмо; московские кормовые иконописцы первой статьи – Исаия Ананьин с товарищами написал по полотну херувимы 430 , а живописец Петр Карпов с товарищами вновь написали на полотнах апостольские проповеди 431 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010