По указу Её Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод, слушав Казанского, Белоградского, Устюжского и Переяславского архиереев, Черниговского катедрального, Нижегородского и Архангелогородского архиерейских домов управителей (о неприёме в губерниях и провинциях и от Генеральной войсковой канцелярии по расположению Коллегии Экономии в указную сумму в две тысячи пятьсот лошадей представляемых драгунских лошадей, и о требовании вместо тех драгунских в кирасирские полки, и о прочих наносимых оным епархиям убытках и отягощениях) доношений, – приказали все оные доношения, прописав в экстракте Правительствующему Сенату с требованием, дабы о наносимых (как из упомяненных доношений видно есть) от Казанского и Нижегородского губернаторов и Вологодской провинции от воеводы Еропкина, також и от Генеральной войсковой канцелярии из Глухова под именной Её Императорского Величества июля 3 дня прошлого 738 года указ своевольных ко отягощению архиерейских домов, и монастырей, и церквей зацепок, наиболее же о явственных Вологодского воеводы Еропкина обидах, что приводных из Архангелогородской и Устюжской епархий чрез многоотдалённый путь лошадей толь долговременно не принимал и не принимает и чрез то оным епархиям нанёс немалые убытки, а конечное отягощение помянутому ж Её Императорского Величества указу крайнее презрение, – сверх же того, что отважил себя так дерзостно учинить, а именно: сочинил собою такое определение, чтоб тех в драгунскую службу лошадей принимать точию таких, кои ростом выше двух аршин и в два аршина, а не меньше (что (как видно) не ради какой государственной пользы учинено, но точию для ненасытного его лакомства), понеже оным Её Императорского Величества именным указом повелено тех лошадей ростом принимать и без одного вершка, а по нужде и без двух вершков в два аршина, – о взятии ответствий, и о надлежащем обиженных награждении непродолжительное учинено было рассмотрение: о приёме же оных в драгунскую службу представляемых лошадей в помянутые Казанскую, Нижегородскую и Белоградскую губернии, в Вологодскую провинцию и в Генеральную войсковую канцелярию без всякого отлагательства и архиерейским домам, монастырям же и церквам отягощения и излишних зацепок подтверждено было Её Императорского Величества указами

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Послужной список игумена Иннокентия    Глинской Рождество-Богородицкой общежительной пустыни настоятель игумен Иннокентий, 62-х лет, обучался в уездном училище, из дворян Старооскольского уезда.    До производства во священнослужители проходил разные общежительные послушания в Глинской пустыни с 1845 г. В монашество пострижен — 1854 г., августа 7-го дня в Глинской пустыни игуменом Евстратием. Рукоположен во иеродиакона — 1855 г., 10 июня. Рукоположен во иеромонаха — 1856 г., сент. 23-го.    За честное поведение и усердное служение обители награжден набедренником — 1861 г., сент. 30-го. По определению епархиального начальства исправлял должность настоятеля сей пустыни с мая по август 1862 г.    По указу Святейшего Синода определен настоятелем сей пустыни и посвящен во игумена преосвященнейшим Сергием, епископом Курским и Белоградским, — 1862 г., августа 2-го.    За попечение и труды по возобновлению соборного храма в Глинской пустыни объявлена признательность епархиального начальства со внесением в послужной его список — 1864 г., октября 3-го.    Высочайше награжден золотым наперсным крестом от Святейшего Синода, выданным — 1869 г., мая 10-го.    По указу Святейшего Синода награжден палицей — 1873 г., апреля 22го.    Награжден за особенное участие в уходе за ранеными и больными воинами при монастырской больнице от главного управления знаком Красного Креста — 1880 г., января 25-го.    Всемилостивейше сопричислен за усердную службу к ордену Св. Анны III cmenehu — 1882 г., марта 27-го (Послужные списки настоятеля с братией Глинской Рождество-Богородицкой пустыни за 1885 год//ГАКО, ф. 20, оп. 3 л, д. 89).    (31 мая 1887 г. по указу Святейшего Синода награжден саном архимандрита (Глинская Рождество-Богородицкая пустынь. — М., 1891. С. 92). — А.И.) НЕКРОЛОГ Цит по: Курские епархиальные ведомости. 1888. 40 (часть неофиц.). С. 654—655.    17-го числа сентября, в 9 часов пополудни, в субботу, в Глинской пустыни Путивльского уезда после продолжительной и тяжкой болезни скончался ее настоятель о. архимандрит Иннокентий. Он происходил из потомственных дворян Степановых.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

мая 7 дня с таким приказанием, чтоб поступано было в том по указам; которое приказание священно и церковнослужителям и объявлено, а сего 1741 года февраля 26 дня Санкт-Петербургских соборных и приходских церквей священнослужители с причетники доношением объявляют, что на караулах-де у рогаток им стоять весьма тяжко, и за множеством как церковных мирских треб, и за часто случающимися высокоторжественными и викториальными днями, и за отправлением по Высочайшей Его Императорского Величества фамилии в своих церквах, и хождениям в собор поминовений, так и за затруднением в починке мостов и на улицах чистоты оной тяжкой должности исправить никак невозможно. Приказали : Его Императорскому Величеству, Самодержцу Всероссийскому, от Синода подать всеподданнейшее с приложением о показанных священному чину в содержании той полицейской должности невозможностях и крайних им от полиции обидах экстракта доношение и всенижайше просить, дабы милосердным Его Императорского Величества указом для многолетнего Его Императорского Величества и всей Его Императорского Величества высочайшей фамилии дражайшего здравия и поминовения блаженной и вечнодостойной памяти великой Государыни Императрицы Анны Иоанновны всемилостивейше повелено было Всероссийской Империи священно и церковнослужителей от того к рогаткам на караулы и на пожары хождения уволить, ибо оным священно и церковнослужителям по рассуждению Святейшего Синода за всегдашним отправлением славословия Божия, яко литургий, вечерен, утрень и прочих церковных и мирских нужнейших треб, а особливо в высокоторжественные Его Императорского Величества и Высочайшей Его Императорского Величества фамилии и в викториальные дни достодолжного церковного празднования и по представшихся Высочайшей Его Императорского Величества фамилии надлежащего поминовения той полицейской должности против светских обывателей никак понести не можно. 3691 . – 15 мая. Об освобождении домов Харьковского духовенства от военного постоя По указу Её Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод по доношению преосвященного Петра, архиепископа Белоградского, приказали : о увольнении обретающихся в Харькове священно и церковнослужителей от постоев квартирующих военных людей для объявленных в том его преосвященства доношении резонов, для рассмотрения и решения сообщить Правительствующему Сенату ведение, и что учинено будет, о том бы Святейший Синод уведомлен был по обыкновению, а гимназиум славяно-латинское, в Белограде имеющееся, також в Курске и в Старом Осколе фару, инфиму, грамматику и синтаксисму школы упразднить, а быть тех школ студентам в одном месте, в Харьковском коллегиуме, для того, чтоб как на учителей, так и на студентов лишнего кошту происходить не могло, и о том к его преосвященству послать указ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По вопросу о разрешении пострига в монашество всех желающих и того достойных По указу Его Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод, рассуждая, что прошлого 1735 года марта 11 дня Святейшим Синодом между прочим определено, – во всех монастырях постриженных в монашество в противность Их Императорских Величеств указов с состояния в прошлом 1723 году января 28 именного высокославной и вечнодостойной памяти Государя Императора Петра Великого указа по состоявшейся в прошлом 1734 году июня 10 числа именной же блаженной и вечнодостойной памяти Её Императорского Величества о непострижении во всех Всероссийской Империи монастырях, кроме вдовых попов и дьяконов и отставных солдат, отнюдь никого ни из каких чинов – указ всех монашества лишить и разослать на прежние жилища, кто откуда пришёл в монашество, а пришлых и беспутно волочащихся, лишая монашества, для учинения публичного наказания отослать в светский суд, а настоятелей за пострижение и приём оных пришлых, и кои настоятели монахам из монастырей своих отпуск чинили без благословных вин, взять с каждого человека по десяти рублёв, а если кому такого штрафа платить будет нечем, таковых, лишив начальства и иеромонашества, сослать под начал в другие монастыри, что хотя действием и исполнялося, по понеже из присланных из Киевской, Казанской, Ростовской, Нижегородской, Суздальской, Устюжской, Крутицкой и Белоградской епархий, из Троицкого Сергиева и Бизюкова монастырей ведомостей видно, что из монашествующих постриженных за указами доныне ещё в некоторых монастырях не расстрижено, и с настоятелей, кои то за указами в монашество пострижение и приём собою чинили, штрафов с некоторых за скудостию не взыскано, и за то оные начальства и священства лишены и сведены в простое братство, а с некоторых те штрафные деньги и доныне взыскиваются, а по всемилостивейшему Его Императорского Величества октября 24 дня 740 указу как для поминовения блаженной и вечнодостойной памяти Её Императорского Величества, так и для многолетнего Его Императорского Величества здравия и благополучного государствования кто из духовных, военных и статских и других чинов за неисправление должностей своих и за непорядочные поступки в противность указам и за другие вины (кроме важнейших вин по первым двум пунктам, и воров, и разбойников, и смертных убийцев, и похитителей многой казны государственной) осуждены на смерть, или в каторжную работу, или куда в ссылку, или кому какое градское наказание учинить и чинов лишить повелено, и под теми делами сентенции подписаны, а некоторые из них конфискованы, оным всем такие учинённые ими вины всемилостивейше прощены и от наказания с ссылки и штрафов свобождены; а именными Его Императорского Величества указы, состоявшимися за подписанием именем Его Императорского Величества Её Императорского Высочества благоверной Государыни Великой Княгини Анны, правительницы всея России, – I

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тогда на харьковское духоборчество было обращено самое серьезное внимание высшего начальства – духовного и гражданского. Между прочим, замечательнейшим борцем против распространения вредной духоборческой секты явился тогдашний Белоградский (вместе и Харьковский до 1799 г.) архиепископ Феоктист Мочульский. Он и сам боролся против духоборческой секты и подчиненное духовенство весьма усердно и умело руководил в деле миссионерской борьбы с нею. Трудами этого архипастыря, поддержанного гражданским начальством, духоборчество в пределах нынешней Харьковской епархии к началу XIX столетия если и не было совершенно прекращено, то, по крайней мере, до последней возможности ослаблено. – Кроме духоборчества, в пределах нынешней Харьковской епархии в XVIII и XIX столетии существовали и другие сектантские общества, которые оставались в ней и до времени вступления преосв. Макария на харьковскую архиерейскую кафедру. Итак, в Харьковской епархии ко времени управления ею преосв. Макария существовал раскол и сектантство. Даже более того: раскол пред этим временем начал особенно усиливаться в Харьковской епархии. Указом Св. Синода от 14 июля 1859 года преосв. Макарию было дано знать, что по сведениям, полученным чрез г. обер-прокурора от председательствующего во временном распорядительном Комитете по устройству южных поселений, в округах харьковского поселения число раскольников весьма значительно увеличилось в течение 1858 года от совращения в раскол многих поселян, принявших единоверие, так что число раскольников, составлявшее к 1 января 1858 г. 111 чел., к и января 1859 года возросло до 322 человек. Преосв. Макарию предлагалось при этом войти в ближайшее рассмотрений причин столь значительного уклонения в раскол в течении последнего года и представить затем Св. Синоду свои соображения о тех мерах, которые необходимо было принять к прекращению подобных уклонений на будущее время. С ответом преосв. Макария мы познакомимся скоро, а теперь пока заметим, что раскол в Харькове, усилившийся непосредственно пред прибытием сюда преосв.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

Новые места полностью вошли в состав Воронежской епархии еще до заключения мира. 31-го мая 1737 г. епископ воронежский Иоаким писал св. Синоду, что в его епархии состоят казаки по рр. Дону, Хопру и Бузулуку до г. Черкасска; в самом г. Черкасске и других соседних городах духовенство и мирские люди ведаются в его епархии; ныне по той же реке Дону взят г. Азов. По близости к крепости св. Анны и г. Черкасску (60 верст) Азову естественнее всего быть в Воронежской епархии. Генерал-аншеф В. Я. Левашов, участвовавший во взятии Азова, прежде официальной приписки Азова к Воронежской епархии, уже требовал некоторых сведений о нем от Иоакима, а тот не знал, что делать. Св. Синод без долгих рассуждений 8 июня 1737 г. послал указ воронежскому архиерею ведать г. Азов. 321 Таким образом, государственная граница по миру 1739 г. в окрестностях Азова совпала в епархиальной. Воронежская епархия, растянутая от верховьев Дона до его низовьев, представляла из себя уже очень обширную церковную область, но далеко неодинаково населенную. Количество церквей её в 1736 г. достигло – 333, а число монастырей – 20, из которых – 5 женских. По окладной книге 1724 г. в Воронежской епархии насчитывалось только – 317 церквей, в том числе несколько монастырских. 322 Постепенное переселение черкасов в Придонской край, основание ими новых сотенных городов, неопределенность южной населенной границы, распределение сборов с церковных вотчин по губерниям до учреждения Св. Синода продолжали служить причиной того, что в Св. Синоде и Монастырском Приказе не знали точных границ соседних Белгородской и Воронежской епархий, ошибаясь в определении состава даже старых городов этих епархий. В 1723 г. Монастырский Приказ, рассылая формы о сборах с вотчин синодальной команды, причислил к Воронежской епархии старинные города Белгородской епархии – Ольшанск, Усерд и Верхососенск. Впрочем, ошибка Приказа скоро разъяснилась. 323 Некоторые недоразумения у Белгородского владыки возникали на западных границах из-за управления восьмью украинскими крепостями, принадлежавшими к Киевской епархии. 324 Белгородская (Белоградская) епархия в то время была одной из многолюднейших. 325 Недоразумения, возникшие у белгородских владык с киевскими были слишком незначительны, сравнительно с теми, какие возникали на границах Воронежской и Астраханской епархий в местах, вновь заселенных донскими казаками.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Для нового Шулявского дома рано ещё покупать лес. Но известку и песок должно готовить. Кажется на всё ваше письмо теперь написал я ответы. Каталог рукописных книг ещё не прочитан. Здешние занятия и у Анастасевича многозаботны. Призываю на вас благословение Боже. Доброжелательнейший вам Евгений М. К. 30 Ноября 1825 г. Приложенные два письма отошлите по адресам. Вот ещё вам комиссия: возьмите у отца типографа Лаврского 18 экземпляров моего Словаря о духовных писателях. Заплатите ему из моих денег по 8 р. за каждый и того 144 р. Из сих екземпляров отправьте по почте 1) 10 екземпляров к преосвященному Епископу Курскому и Белоградскому Владимиру в Белгород. 2) 8 екземпляров в Воронеж на имя служащего в тамошней Воронежской консистории Коллежского Секретаря Степана Григорьевича Устиновского 115 . – Об исполнении уведомьте меня. 60 Преподобный отец Игумен Серафим! Возлюбленный о Христе брат! Письмо ваше от 29 Ноября я получил. Орденские деньги примите все вместе в Генваре за целый год. Плотины на свой щет нам принять никак не можно, а должно отдать содержателю какой будет. О сем хлопочите вы а особливо это дело отца Економа. Я своё сделал для дому. А помогать вам в отдаче мне не можно отсюда. Из письма моего к Вице-губернатору вы можете видеть мои мысля, что если мужики не будут помогать, то принудим их отвести от плотины большую дорогу. Это для них стоит плотины и они должны испугаться. Да хотя бы и содержатель взял на свою ответственность плотину, то и после, спустя несколько времени, можно их сею угрозою пугать и даже исполнить действительно. Это можно тайно внушить и содержателю, но в контракт не прописывать. С Сериковым разщитывайтесь сами как хотите, меня не затрудняйте. Ибо за глазами всё для меня темно и решения моего не получите. Бехтеевой и Придорогиной скажите мое благословение и благодарность за их поздравительное письмо. Призывая на вас и труды ваши благословение Божие, есмь доброжелательнейший вам Евгений М. К. 11 Декабря 1825 г. Письмо к Игуменье отошлите. 61 Преподобный отец Игумен Серафим! Возлюбленный о Христе брат! Донесение ваше о Домовой мельнице я получил.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Слова «с подчиненными нашей империи королями» и вся вообще речь Фальсификатора новеллы ясно дают знать, что бывшие в голове его представления о государственно-иерархическом строе прямо сняты с живой действительности западной Европы. В Фальсифированной новелле, после того, что приведено нами выше, говорится еще об особенной печати (гербе, имевшем быть изображенным на печати), будто бы даруемой императором архиепископу. В Сборнике сочинений Димитрия Хоматена, находящемся в Мюнхенской библиотеке, есть также статья о какой-то печати (у Гардта t. 1, р. 364, n. 149, Σιγλλιον πρωτοπαπδικον, что, неизвестно нам почему, Гардт переводит по-латыни Sigillum archiepiscopale). Сличение этой последней статьи с описанием печати в новелле может быть дало бы место каким-нибудь положительным заключениям. Как по-видимому ни курьёзно отважны мечты фальсификатора новеллы, но иные архиепископы ахридские находили возможным серьёзным образом возвращаться к ним даже в восемнадцатом веке, см. ниже об уничтожении архиепископии ахридской. Архиепископ ахридский Нектарий, бывший в 1632 г. в Антверпене, в Бельгии, показывал, что под ним состоит 16 епархий – шесть митрополий и десять епископий (cм.Illyricum Sacrum t. VIII, р. 198 и книжку La Bulgaria chretienne, Paris, 1861, p. 56 fin.). Архиепископ ахридский Дионисий, бывший в Москве в 1653 г., показывал, что под ним состоит 17 епархий (см. Сношения с Востоком г. Муравьева в рукописи, находящейся в библиотеке Моек. Дух. Академии, ч. 3, л. 711 об. и ч. 4, л. 1076 fin.). Что касается до епархий, известных и по именам, то под одной грамотой 1631 г. подписались: митрополиты – кострицкий (т. е. касторийский) [Был митрополитом уже в 1565 г., см. Turcograeciae Крузия р. 174, –  третью от конца подпись.], водинский, корицкий, пелагонийский, струмицкий [В 1565 г. был еще епископом, Turcograeciae Крузия р. 174, – предпоследняя подпись.], гревенский, белоградский, епископы – молексинский (молесхонский), преспинский, Мокрой горы ( Κραςκα Μκρας), спатинский и дебринский (Сношения с Востоком ч.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Мы все едино тело есмы о Христе Иисусе. Мы все в мире сем живём и Христианское имя носим для того, чтоб мы друг другу пособляли, и друг друга от всех зол предохраняли. Для спасения же собственного нашего и для спасения ближних наших долг наш непреложный, знать волю Божию, в Священном Писании проявленную. К познанию Божественной воли предлагаю вам начертанные мною по силе моей самократчайшие правила, при чтении Священного Писания потребные: примите правила сии с таковым благосердием, с каковым души моей к пользе вашей расположением составлены оные. Апостол Павел, поучая ученика своего Тимофея, в лице его и из нас коемуждо убедительно вещает: в сих, то есть в испытании Божественных Писаний, веру и любовь, я же о Христе Иисусе объясняющих, в сих, глаголет в сих поучайся, в сих пребывай, а для чего? Да и сам спасешся и послушающие тебе. Предначинайте, о возлюбленные! учение сие с верою и любовью, яже о Христе Иисусе, подающем коемуждо спасительное просвещение и исправление: подвизайтесь со всеусердною молитвою и во всех предметах во святилище наук вам преподаваемых: возгревайте со тщанием дар Божий живущий в вас; ( 2Тим. 1:6–13 ) обе отличном вашем в том успехе есмь и пребуду навсегда усерднейшим Богомольцем Феоктист архиепископ Курский и Белоградский. Мая, 1 дня, 1809 года. Белгород. Прибавление К притче о Книжнике, подобном человеку домовиту, иже износит от сокровища своего новая и ветхая. ( Матф. 13:52 ) Небесный учитель Иисус Христос, преподая слушателям новые заповеди, приводил часто и заповеди, в Ветхом Завете бывшие, и научал преемников обучать всех, применяясь понятию каждого, кто какой пищи требует, млечной ли или твердой? О различии между Новым и Ветхим Заветом выше объяснено в отделениях третьем и четвёртом, где упомянуто и об Аврааме Отце верующих. Но к прискорбному чувствию всех благоговейно чтущих сего Ветхозаветного Праотца, в вере и любви, яже о Иисусе Христе, примерного и приснопамятного напечатано о нём в Журнале Цветнике 1809 года, Апреля под 4-м на странице 6, с таковым несообразным выражением: Не токмо Авраам, но ещё его и Праотцы были идолопоклонники.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/drahma-...

3280 . – 21 августа. О присылке из Киевской и Белоградской епархий, а также и из Московской духовной академии ведомостей о студентах, желающих поступить во священники к церквам в С.-Петербурге По указу Её Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод имел рассуждение: что в Санкт-Петербурге в Петропавловском, в Троицком и Исаакиевском соборах и в некоторых приходских церквах потребно быть до литургии обучению катехизиса, а по совершении литургии предикам, точию помянутых соборов и церквей (кроме Петропавловского собора) священники и диаконы в школьном обучении не бывали, к тому ж некие житие своё препровождают слабое и весьма священному чину неприличное, за что иные, хотя уже и наказываны, но и затем по своему бесстрашию и невоздержанию в подобные тому впадают вины. Того ради приказали : послать к Киевскому и Белоградскому архиереям, також и в Московскую Славяно-греко-латинскую академию указы, в которых выписать: дабы обретающимся в тех епархиях и в Московской академии студентам таковым, кои уже учением окончили богословие и жития воздержного, объявили, что они, оженясь, ко определению к Санкт-Петербургским знатным церквам во священные чины, то есть во диакона и священники, желают ли, и ежели такое своё желание покажут, то в сказывании предик их освидетельствовать в присутствие их, архиерейское, а в Московской академии ректорское и префектово достоверно, и по тому свидетельству таковым достойным прислать в Святейший Синод с показанием о вышеписанном надлежащего засвидетельствования именные реестры, причём и о том объявить, что они у состоявшихся в 730-м г. в верности Её Императорскому Величеству и по ней Её Императорского Величества Высоким Наследникам присяг были ль и в настоящие времена и на присяжных листах подписались ли, буде же кто не был, для чего, и во время привода к помянутым присягам где они находились, из каких кто чинов, и где родились. 3281 . – 21 августа. О производстве Фёдора Сафронова во священники к православной церкви в Шведской Корелии и об определении к той же церкви Ивана Зотикова во дьячка

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010