Промысл Божий вел своего избранника по пути иноческой жизни, а позднее — и к должности игумена Глинской пустыни, для которой он сделал так много, как никто из предшествовавших настоятелей, ввел множество духовных, внешних преобразований, вследствие чего по праву именуется духовным возродителем и возобновителем этой обители. Его неустанными трудами и духовными подвигами крепла и утверждалась впоследствии великая Глинская пустынь.    Святость жизни игумена Филарета, его духовная сила особенно укрепили то огромное влияние, которое оказывала в течение почти четырех веков эта обитель на историю нашей страны, духовнонравственную жизнь народа и в целом на русскую культуру.    Архивные документы и сохранившиеся до наших дней немногие литературные источники помогли нам в определенной степени воссоздать браз духоносного старца, ревностного попечителя о Глинской обители, развитии монашества и духовном спасении братии.    Из «Ведомости о настоятелях и настоятельницах монастырей за 1839 г.», хранящейся в Центральном государственном историческом архиве СССР узнаем об основных вехах жизненного пути, пройденного игуменом Филаретом, о его возрасте, происхождении, образовании, пострижении, рукоположении, наградах.    Игумен Филарет (в миру Фома Данилевский) родился в 1777 г. на Украине в семье казаков. До пострижения в монашество проходил разные послушания в Софрониевой пустыни. Здесь же был пострижен в монашество 1 декабря 1802 г. Рукоположен во иеродиакона 8 февраля 1803 г., а во иеромонаха 5 февраля 1806 г. Определен в Глинскую Богородицкую пустынь строителем 11  мая 1817 г. .    Об избрании иеромонаха Филарета на должность настоятеля Глинской пустыни в рапорте епископа Курского и Белоградского Евгения (Казанцева) в Святейший Правительствующий Синод от 5 сентября 1821 г. сообщалось следующее: «... В 1817 г., когда иеромонах Парфений по прошению его уволен от управления Глинской пустынью, то, согласно прошению братии, определен в сию пустынь строителем из числа Софрониевой пустыни монашествующих, с согласия тамошнего строителя с братиею, иеромонах Филарет, о котором Глинской пустыни братия изъяснялись, что он, иеромонах Филарет, по всем обращениям к начальствованию способен и достоин, и что по отличным его дарованиям к управлению монастырем желают иметь его начальником пустыни...»

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

Св. Синод сделал распоряжение о снабжении Минского архиепископа способными к научению и обращению таковых духовными людьми из шести епархий: Киевской, Черниговской, Новгородо-Северской, Могилевской, Смоленской и Белоградской; отправлено туда для православных и возвращенных от унии церквей около 2500 антиминсов и довольный запас Св. Мира, а императрица на ризницы церковные пожаловала свой гардероб. В 1797 г. указом Св. Синоду 12 апреля она объявила, что уже более миллиона обращено там народа к православию; а св. Синод в указе своем 4 июня означил число возвращенных церквей более 2300. Впрочем, еще в Гродненском трактате, заключенном 11 июля 1793 г. с польским сеймом, в VIII статье императрица «предоставила обоих церковных обрядов католикам пользоваться во всей империи Российской полным и свободным отправлением их закона, при спокойной принадлежности преимуществ, собственностей и церквей и при всех правах, принадлежащих к свободному отправлению их Богослужения и церковного порядка.» Она даже указом 12 декабря того же года повелела распорядиться униатскому духовенству в Российской империи сообразно римско-католическому. По ее же повелению при самом занятии сих новоприсоединенных областей генерал-губернатор Беклешов объявил марта 17 печатными листами, что, если кто из дворянства и других состояний, владеющих недвижимым имением, не захочет присягнуть на подданство России, тому дозволяется на продажу своей собственности и добровольный выезд вне границ трехмесячный срок, а присягнувших обнадежил в неприкосновенной целости имуществ и свободном отправлении своей веры, не исключая и еврейских обществ. Но все сие снисхождение императрицы к подданным, издревле по роду своему принадлежавшим России, возбуждало только неприязнь в остальной Польше, рассевавшей мятежи и в новоприсоединеннных к России областях. Почему с 11 марта 1794 г. начались опять военные действия. Императрица повелела генералу Игельстрому войти в Варшаву; а поляки призвали в Краков генерала Костюшку и 4 апреля составили заговор, так названный Варшавский, угрожавший опасностью самому российскому генералу и российским войскам.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Преосвященный и сам, сколько мог, рукополагал священников, как на Украине, так и вернувшись в пределы Минской губернии 1459 . Однако, для района Минской губернии, где воссоединение униатских священников было только редким случаем, своими духовными силами ограничиться было нельзя и очень скоро пришлось обратиться к вызову иноепархиальных священников. При всём том, шестидесяти священников, вызванных из Смоленской епархии 1460 , оказалось вполне достаточно, и другие епархии, как Белоградская 1461 ,Могилёвская 1462 , и Новгородсеверская 1463 , ограничились в исполнении строгого синодального указа только тем 1464 , что долгое время имели у себя назначенное св. синодом число священников всегда готовых к отправке 1465 . С первой зимней дорогой (около половины ноября) смоленские священники прибыли в одном состав в Минскую епархию 1466 и, распределённые преосвященным Виктором, заняли все вакантные приходы 1467 . Когда в январе 1796 года из Смоленской же епархии обратились к преосвященному Виктору три дьякона с просьбой принять их в Минскую епархию, преосвященный отказал им за неимением свободных мест 1468 . Мало того, от благочинных стали поступать в консисторию заявления, что некуда девать вызванных священников 1469 и консистория, не решаясь возвращать священников обратно в Смоленскую епархию, оставляла их «впредь» 1470 . Вместе с избытком иноепархиальных священников всплыл на разрешение один недоуменный вопрос относительно присоединившихся из унии священников. Между присоединившимися священниками были «такие, из коих одни сочетались браком с бывшими во вдовстве священническимии светской статьи женами, другие, сами быв во вдовстве, потом оженившись, получили от униатских своих бискупов священство, с определением на приходы и с позволением вся священническая действовать» 1471 . Предвидя возможность воссоединения с православием таких именно священников, – которые, по правилам православной церкви, не могли быть допускаемы к священнодействию, – преосвященный Виктор, чтобы не сделать «какого-либо в успехе дела помешательства», в инструкции благочинным дозволил оставлять таких священников на их приходах «только в случае самаго крайнейшаго в правильном благочестивом священстве недостатка и буде народ без всякаго о их священстве соблазна согласится» 1472 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Я не буду комментировать рассуждения неграмотных крестьян, тех, кто первым побывал на поляне у Ганиной Ямы и выдвинул предположение, что «здесь сожигали царя». Эти люди не могли сделать выводы в силу своей некомпетентности. То же самое можно сказать и о «заключении» санитарного врача Белоградского, не исключавшего того, что кости, обнаруженные в районе шахты 7, могли принадлежать людям. Топор, найденный в шахте, нисколько не доказывает версии о разрубании трупов. Есть фотографии этого топора. Он весь покрыт ржавчиной, и создается впечатление, что до обнаружения он несколько десятков лет пролежал в шахте. Каких-то признаков горения больших костров в районе Четырехбратского рудника Соколов не обнаружил. Зато обнаружил множество предметов, на которых следы сожжения проявились незначительно (изделия из ткани, обувь и др.). На мой взгляд, сегодня невозможно точно сказать, начиналось ли сожжение тел цесаревича Алексея и великой княжны Марии в районе Ганиной Ямы или оно происходило только в районе Старой Коптяковской дороги. Над этой темой еще нужно подумать специалистам. То, что в захоронении цесаревича и великой княжны был обнаружен фрагмент тельняшки цесаревича, говорит в пользу того, что его тело сжигали все-таки в районе Поросенкова Лога. Можно бесконечно спорить о количестве бензина, керосина и серной кислоты. Горючих и агрессивных веществ было достаточно, чтобы сжечь или почти полностью уничтожить два тела. Соколов нашел в районе Ганиной Ямы множество предметов, принадлежавших Царской Семье. На первый взгляд, непонятно, почему же чекисты не позаботились о том, чтобы собрать эти предметы, вывезти их подальше и утопить в каком-нибудь пруду или болоте? Это становится ясно, когда понимаешь, что чекисты точно знали: тел и частей тел в районе Ганиной Ямы нет. У них в голове прочно засел принцип: «нет трупов - нет убийства». Отсутствие тел породило сомнения. На протяжении многих лет находилось множество людей, вообще сомневавшихся в гибели Царской Семьи. Авантюристы-«эксперты»,

http://ruskline.ru/opp/2017/noyabr/21/ko...

В находящемся между окнами простенке стоит раздвинутый ломберный с зеленым сукном стол. На этом столе стоит электрическая переносная лампа с белым абажуром, две пепельницы, одна фарфоровая, другая из раковины; деревянное пресс-папье с синей бумагой, жестяная коробка из-под мыльного порошка, коробочка со столовым молотым перцем, несколько листиков белой для ватерклозета бумаги, три пера, несколько граммофонных иголок и толстый лист пропускной бумаги, на котором оказались четыре оттиска печати с таким содержанием: «Комендант дома особого назначения Областной Исполнительный Комитет Советов» и клочок смятой белой бумаги с надписью: «Левольвер Радишковича». На подоконнике второго окна оказались четыре больших пустых аптекарских пузырька, пузырек с чернилами и маленький пузырек из-под красных чернил. На правой стороне окна два электрических звонка с одной кнопкой и выходящими на улицу пятью проводами… Рядом стенной телефонный аппарат. В углу помещается деревянный треугольный стол с полочкой, выкрашенный желтой краской и полированный. На столе неоткупоренная бутылка кислого состава для углекислых формиковых ванн лаборатории К. М. Зачек и большой аптекарский флакон с небольшим количеством желтоватой жидкости, по мнению присутствовавшего при осмотре врача Белоградского, предназначавшийся для шпамеровской электрической машинки; круглая пластинка с тиснением «Война 1914–1915. К. Фаберже». На полочке четыре аптекарских флакона из-под лекарств с рецептом на имя Мошкина, и в одном – прованское масло. На полу под столом 11 банок с элементами, четыре неоткупоренные бутылки того же кислого состава, две четвертных бутыли, из которых одна пустая, а другая на треть наполнена керосином, и две четвертных бутыли с небольшим количеством денатурата; картонная коробка с электрическими проводами и тремя элементами. Далее по левой стороне стоит большой турецкий диван с двумя валиками и одной подушкой, обитой пеньковой выцветшей материей оливкового цвета. Когда диван был отодвинут от стены, то под ним оказались кипарисовые четки, принадлежавшие, по словам Чемодурова, бывшей Государыне Императрице.

http://azbyka.ru/fiction/ubijstvo-carsko...

Благоверным Царицам и великим княгиням и благородному Государю нашему Царевичю и великому кня­зю Алексию Петровичу (на поле листа другой рукой и чернилами приписано: и благородному Государю) и благородным Царевнам и великим княжнам подаждь, Господи, многа лета. Святейшим патриархом православным Константинопольскому, Александрийскому, Антиохийскому, Иерусалимскому, подаждь, Господи, многа лета. Преосвященным митрополитом Киевскому, Новгороцкому, Казанскому, Астраханскому, Сибирскому, Ростовскому, Псковскому, Смоленскому, Сарскому, Рязанскому, Нижегороцкому, Суждальскому, Белоградскому, подаждь, Господи, многа лета. Господину нашему Преосвященному 241 (по подчищенному написано) Варнаве, Архиепископу Холмогорскому и Важескому, подаждь, Господи, многа лета. Преосвященным архиепископом и епископом православным Черниговскому, Вологодцкому, Тверскому, Коломенскому, Вятскому, Устюжскому, Воронежскому, Переяславскому, Иркутцкому, Ладожскому, и всем повсюду православным архиереом право правящим слово Господне истины, многа лета. Преподобнейшим архимандритом и игуменом со всею их еже о Христе братиею благочестно в вере Христовой подвизавшимся и всему освященному чину, многа лета. Благоверным князем и боляром (на поле написано: благородным) и всему христолюбивому воинству за веру 242 православную и святые церкви и за православное великороссийское государство верно поборающим, добре подвизающимся, и ратующим даже до крове...» и так далее. В Новгородском синодике XVI века встречаем ту особенность в многолетии, очевидно произносимом кроме чина Православия и на других службах, что в нем о патриархе и архиепископе говорится прежде, нежели о царице и царевичах. Многолетие это следующее: «Благоверному и благородному и христолюбивому и Богоизбранному и Богом почтенному и Богом възлюб- ленному самодержавному Государю нашему царю и великому князю Иоанну Васильевичи) владимерскому 243 и московскому, новгородкому, казаньскому и хазтороканьскому и всея Русии самодержцу, многа лета. Преосвященному господину нашему Макарию митрополиту всея Русии, многа лета.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С сим чувством предая себя отеческому благорасположению Вашему и испрашивая Архипастырского благословения, священным долгом почитаю быть всегда Вашего Преосвященства послушнейшим сыном и слугою, Акад. Ректор Архимандрит Иннокентий. Киев. Июл. 6, 1833. Р. S. Генерал Белоградский доставил нам сугубое удовольствие известием о поправлении Вашего здоровья и о всеобщем уважении и любви к Вам Вашей паствы. Да растет и укрепляется то и другое под осенением Благодати Божией! Другой экземпляр книги благоволите преподать Вашему О. Ректору. Письмо 6 Высокопреосвященнейший Владыко! Милостивейший Отец и Архипастырь! Давно бы надлежало мне отвечать на почтеннейшее письмо Ваше, и я давно бы сделал сие, если бы не воспрепятствовала тому нерешимость нашего Владыки посылать, или не посылать, Вам рукопись. Причиною сей нерешимости была мысль, не заняться ли изданием сочинений Кониского здесь, в Киеве, коему он принадлежит не менее Могилева. Наконец сия мысль, а вместе с нею и нерешимость касательно рукописи, прошли, и я честь имею препроводить к Вам последнюю. Делайте с нею, что угодно; только по окончании труда покорнейше просим возвратить сей свиток в здешнюю Библиотеку; ибо он под номером, и принадлежит к важнейшим рукописям. Мысль издать в свет творения Кониского есть мысль прекрасная. И мне, когда я рассматривал года за четыре посылаемую теперь к Вам рукопись, приходила сия мысль. За исполнение ее будут благодарны Вашему Преосвященству многие и многие. Но что именно будет издано? Одни ли его проповеди ? Или с прибавлением и других сочинений? Ибо известно, что Кониский писал в разных родах. Желалось бы иметь все, но едва ли можно издать все. Есть нечто (напр., в Истории Малороссии) не издаваемое. Протоиерей Григорович (прежний Гомельский) также думал когда-то о издании Кониского, и собирал его творения. Известно ли сие Вашему Преосвященству? Сношение с ним может быть не бесполезно для успеха в деле 24 . Если бы и еще что потребовалось с нашей стороны при деле, Вами начинаемом, то мы со всем усердием готовы служить Вашему Преосвященству. В награду за сие просим токмо Вашего Архипастырского благословения и молитв, кои драгоценны для того, который всегда был и всегда будет,

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

Поэтому говорить о том, что найденные Соколовым осколки костей не могли принадлежать Царской семье, пока также преждевременно, как и утверждать то, что «екатеринбургские останки» являются Царскими. Князев Марк Андреевич , историк, аспирант ННГУ Противоречиями противоречий не устранить Еще раз о могиле «екатеринбургских останков» Хочу поблагодарить историка Марка Князева за внимание к проблеме «екатеринбургских останков» и за стремление обсуждать ее в спокойном, неконфронтационном стиле. К сожалению, сегодня и это является дефицитом, подозрения в тайном умысле у оппонентов – довольно распространённое в нашей православной среде явление. В качестве послесловия к статье, хочу обратить внимание на некоторые противоречия в аргументации самого автора, который как раз эту претензию обращает к экспертам следствия. 1. Он пишет: «Утверждать, что найденные Соколовым кости принадлежат козе или корове ненаучно, так как эти кости современным следствием не изучались и не исследовались». Верно. Однако столь же ненаучно утверждать, что кости принадлежат человеку, поскольку и самим Н.А. Соколовым они не исследовались. Он, как известно, предъявил кости бывшему главному врачу Екатеринбургского лазарета А.И. Белоградскому, который высказал предположение, что это могут быть кости человека, но категорично утверждать это не стал и рекомендовал показать кости профессору сравнительной анатомии. По какой-то причине этого Соколов делать не стал. А впоследствии кости пропали вместе с другими важными вещественными доказательствами, поэтому странно предъявлять претензии к современным экспертам, в том, что они их не иссследовали. 2. На основании свидетельств, что большевики ходили пить молоко в Коптяки, и отрывочных цитат Юровского и Родзинского делать вывод, что участники захоронения тел Царственных Мучеников и их слуг не могли питаться мясной пищей и бросать в костёр обгорелые кости, как минимум, неубедительно. 3. Утверждение автора статьи: «Единственным основанием для идентификации этого захоронения послужила «Записка» цареубийцы Я.М. Юровского», – совершенно некорректно. Основанием для идентификации стали экспертизы обнаруженных на основании «Записки Юровского» тел. А это уже совсем другое дело. Значит, «Записка» верно указывала место могилы, независимо от того, кто там был погребён, кто был её автором и когда она была составлена. Информация, указанная в «Записке» было правдивой, – была найдена могила с девятью телами. Это важно указывать, поскольку в противном случае возникает отношение к «Записке», как к фальшивке с недостоверной информацией. Информация-то оказалась достоверной. Вопросы только в том: сам ли Юровский составлял «Записку», когда она была составлена и кто погребён в могиле? На эти вопросы и должны ответить эксперты.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/12/22/re...

Но не все сочинения иностранных писателей могут быть равно с пользою употреблены при изучении правил толкования священного Писания. Так как все они написаны вне православной Церкви, и, следовательно, между писателями их нельзя найти ни одного, которым бы не управляла либо особенная привязанность к своему вероисповеданию, либо нерасположенность к вероисповеданиям других: то главною и существенною обязанностью при употреблении как означенных, так и других иностранных пособий должна быть та благоразумная разборчивость и осмотрительность, которая, по слову Апостола, вся искушая, добрая держит ( 1Сол.5:20 ). – У нас есть: Драхма от сокровища божественных Писаний ветхого и нового завета, то есть, сокращение правил при чтении священного Писания к знанию потребных. Соч. Феоктиста, архиепископа курского и белоградского. М. 1809. – Compendium Hermeneuticae Sacrae, usibus juventutis accommodatum. M. 1814. – Delineatio Hermeneuticae Sacrae, ad usum studiosorum Sacrae Scripturae accommodata. Ed. 2. Petropoli. 1832. – Примечаиия к чтению и толковаиию священного Писания, по указапию самого Писания и толкований святоотеческих. Соч. Игнатия, архиепископа воронежского и задонского. Спб. 1848. § 4. Части Библейской Герменевтики Из самого понятия о Библейской Герменевтике (§ 1) видно, что она должна предложить, во-первых, средства и пособия к нахождению и уразумению смысла священного Писания, и во-вторых способ изъяснять найденный смысл Писания другим. Но предварительно в нем должно быть раскрыто понятие о том, что такое подлинный смысл Писания и каким началом надобно руководствоваться как при нахождении и уразумении, так и при изъяснении другим этого смысла. Таким образом Библейская Герменевтика естественно разлагается на три главные части, из которых первая говорит о смысле священного Писания и главном руководительном начале толкования; вторая о средствах и пособиях, необходимых для уразумения сего смысла, и третья о способе изъяснения его другом, когда он найден будет. Часть первая § 5. Состав этой части

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Резолюция. По сему сообщению из вышеобъявленных церковников и священнослужительских детей, которые вместо себя рекрут поставили и указные на платье, ружьё и амуницию деньги отдали или вместо рекрут указное число денег заплатили, а сами записаны в купечество и в цехи, и положены в подушный оклад, и по канцеляриям в рассыльщики определены, для представленных от Святейшего Синода резонов по-прежнему к церквам определить и, выключа из подушного оклада, в ведомство синодальное отдать токмо тех, кои по подлинному епархиальных архиереев свидетельству явятся достойны быть действительными церковниками и к произвождению в священство надёжны, и притом накрепко подтвердить, чтоб под видом достойных неспособные к тому отнюдь выключены не были; а сколько оных уволено и из подушного оклада выключено будет, о том в Кабинет подать ведомость. Именем Его Императорского Величества, – Иоанн регент и герцог. ЭКСТРАКТ Сколько по ведомостям, собранным в Святейший Синод, в синодальной области праздных церквей и что к тем праздным и к прочим церквам священно и церковнослужителей потребно ЭКСТРАКТ Сколько по ведомостям, собранным в Святейший Синод, в синодальной области праздных церквей и что к тем праздным и к прочим церквам священно и церковнослужителей потребно ЗВАНИЕ ЕПАРХИЙ Сколько в которой праздных без священно и церковнослужителей Сколько к тем праздным церквам священно и церковнослужителей потребно протопопов дьяконов певчих и подьяков дьячков пономарей сторожей и звонарей Синодальной области в Московских шести сороках да сорока девяти духовных (кроме Рыльского, Нижеломовского, Пензенского, Солигаличского, Козловского, Торопецкого и Торцкой десятины) правлениях Новгородской Казанской Астраханской Тобольской Ростовской Псковской Смоленской Крутицкой Нижегородской и с приписными синодальной области городами Белоградской Суздальской Коломенской Архангелогородской Устюжской Воронежской кроме городов Бахмача, Павловска и Острогожска Рязанской А о священно и церковнослужителях, колико потребно вдобавок, ведомостей не прислано

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010