Архимандрит Варлаам (Коноплев), строитель и первый настоятель Белогорского монастыря      Из свидетельств очевидцев: После проливного дождя, изменившего весь ход лета и предотвратившего грозившую засуху, начетчик старообрядцев Василий Коноплёв, живший в версте от Белой горы, принес из дома хлеб и соты и публично при присутствовавших здесь старообрядцах поднес их в дар православному архиерею – епископу Пермскому и Соликамскому преосвященному владыке Петру (Лосеву). Владыка принял дар и приветливо сказал Василию: «Такой разумный муж надолго старообрядцем не останется, но скоро из тьмы выйдет на свет и будет с нами сыном Православной Церкви». Из дневника преподобномученика настоятеля Белогорского монастыря архимандрита Варлаама (в миру Василия Евфимовича Коноплёва): «Присоединение мое к Православной Церкви состоялось 17 октября 1893 года в кафедральном соборе перед Литургией и совершено было самим преосвященным через таинство миропомазания… 6 ноября владыка Петр облек меня в рясофор, и я поселился на Белой горе. Постепенно стали собираться ко мне все желающие монашеского жития, и к 1 февраля 1894 года собралось двенадцать человек. В этот день я принял постриг в монашество с именем Варлаам в крестовой церкви у владыки. На следующий день епископ Петр рукоположил меня во иеродиакона. 22 февраля было освящение престола на Белой горе в малом храме во имя святителя Николая. Освящал сам владыка, и по освящении престола за Литургией рукоположил меня во иеромонаха». Из записей инока-паломника несколько лет спустя:    «Уставная служба в храмах монастыря отличалась торжественностью и глубокой умилительностью. Схимники с детскими незлобивыми лицами имели в храме свои формы, молодые иноки стояли на хорах, а частью внизу. После вечернего правила в храме свечи гасились, и вся иноческая рать, человек в пятьсот, едва шелестя мантиями, двигалась по направлению к раке с частицами мощей. Затем раздавалось мощное пение молитвы “Достойно есть” афонским распевом. При звуках молитвенного ублажения Божией Матери хотелось плакать. Какие-то светлые чувства широкой волной втеснялись в душу и думалось: “Как, вероятно, в эти минуты трепещет сатана и ненавидит поющих монахов”».

http://pravoslavie.ru/81575.html

Через некоторое время иеромонах Петр (Семеновых) перешел Фаворскую Спасо-Преображенскую пустынь, расположенную в Осинском уезде Пермской губернии. Настоятелем там был его духовный друг, игумен Ювеналий (Килин). В 1914 году великая княгиня Елизавета Федоровна совершила паломничество по святым местам Урала. Посетила она, в частности, Фаворскую пустынь и Белогорский монастырь. Считается, что на одной из фотографий, запечатлевших встречу великой княгини в Фаворской пустыни, есть и иеромонах Петр (Семеновых). К сожалению, в процессе подготовки к докладу мне не удалось найти эту фотографию. Белогорский монастырь считался оплотом монархизма и контрреволюции. Летом 1918 года красные ожидали наступления на Кунгур и Пермь Чехословацкого корпуса и войск Омской директории. Поэтому решено было предпринять репрессивные меры против насельников монастыря. В Белогорском монастыре и его скитах чекисты, милиционеры и красноармейцы произвели обыски и аресты. В августе были убиты 34 монаха, в том числе преподобномученик Варлаам (Коноплев) . Если верить местной традиции (преданиям), то жертв красного террора среди монашествующих, духовенства и мирян, как-то связанных с монастырем, было более 400. Еще в июне был убит архиепископ Пермский и Кунгурский, священномученик Андроник (Никольский). В декабре того же года был убит епископ Феофан Соликамский, священномученик. В последнюю декаду декабря 1918 года Красная армия оставила Кунгур и Пермь. В 1919 году, опасаясь кровавых расправ, грядущих после ожидавшегося занятия Урала Красной армией, некоторые насельники Белогорского монастыря и связанных с ним обителей решили уехать на восток Сибири. Иеромонах Петр (Семеновых) уехал тогда со своим духовным другом и сомолитвеннииком, архимандритом Фаворской пустыни Ювеналием (Килиным) и иеромонахом Иосифом в Читу. В 1920 году они переехали в Харбин. Такой же путь проделал и насельник Белогорского монастыря, игумен Серафим (Кузнецов), который вывез в Читу, а затем в Харбин честные останки великой княгини Елизаветы Федоровны, инокини Варвары и останки мучеников, принявших вместе с ними смерть под Алапаевском.

http://bogoslov.ru/article/6171532

Местные жители рассказали отцу Поликарпу, что эта икона из разоренного и взорванного большевиками пещерного Воскресенского Белогорского мужского монастыря близ Павловска, и что последним настоятелем монастыря был игумен Поликарп. Не зная названия обретенного образа, итальянцы называли икону «Madonna del Don» («Донская Мадонна»). В Альпийском корпусе вскоре все узнали об этой святой находке и стали приходить к иконе помолиться о своем спасении. Многие потом были твердо уверены, что уцелели в тех страшных боях лишь  благодаря  помощи Божьей Матери – Мадонны дель Дон. После Острогожско-Россошанского наступления советских войск в январе 1943 года, не смотря на явную угрозу окружения, остатки итальянского корпуса, водимые иконой Мадонна дель Дон, сумели благополучно покинуть пределы России и вернуться в Италию. Многие ветераны альпийского корпуса вспоминали удивительное милосердие, которое являли им русские женщины, жившие в селах на их пути в Италию. Большинство итальянцев были обморожены и не имели еды. И если бы не доброта и помощь русского населения, они бы все погибли. Ветераны до сих пор помнят русское слово «картошка», ибо это была единственная еда в русских селениях того времени. Капеллан Поликарпо принес «Донскую Мадонну» в Италию, в Местре (материковая часть Венеции), где специально для нее была устроена часовня. У этой иконы до сих пор в сентябре месяце собираются ветераны, родные и близкие как участников тех событий, так и всех итальянских солдат, погибших в той страшной войне. В подлинности этой истории мы сумели убедиться, прибыв в Венецию с нашим чудотворным образом. На молебне у стоящих рядом этих двух удивительных икон присутствовали, как наши православные прихожане, так и итальянцы, среди которых было много седых стариков. Это была очень важная встреча. Важная для умягчения наших сердец,  ожесточенных страшным XX веком. Две иконы Икона «Донская Мадонна» из русского Белогорского монастыря ныне украшена богатым серебряным окладом, на котором отчеканены розетки со сценами тех событий 1943 года. По обеим сторонам иконы стоят стеклянные чаши, в которых хранится вода Дона и земля с Дона. И горят многочисленные неугасимые лампады.

http://pravmir.ru/ikona-umyagchenie-zlyx...

Владыка Ювеналий принимал участие в омовении и вспоминал: когда крышку гроба приподняли для омовения и переоблачения мощей – весь храм за считанные секунды наполнился сильнейшим благоуханием, так что его почувствовали не только священнослужители в алтаре, но и все верующие в соборе. Возможно, во время этих торжеств, а может, и позднее, белогорские отцы получили в подарок большую икону преподобного Серафима Саровского, в которую вставлены частицы камня, на котором он молился, частицы от гроба, от шубы и мантии преподобного. Саровские торжества, 1903 год Царская семья на Саровских торжествах в 1903-м году Крестный ход из Дивеева в Саров в июле 1903 года с иконой Божьей Матери Камилавка святого праведного Иоанна Кронштадтского Прадед сподобился несколько раз сослужить святому праведному Иоанну Кронштадтскому (1829–1909). Когда он сослужил ему в 1906-м году, отец Иоанн очень хотел подарить прадедушке что-нибудь на память, и, не найдя ничего подходящего под рукой, подарил ему свою камилавку. Протоиерей Серафим Ган с камилавкой святого праведного Иоанна Кронштадтского С камилавкой святого праведного Иоанна Кронштадтского Переезд в Харбин В 1918-м году по Пермской губернии прокатилась волна красного террора, были расстреляны многие монашествующие Белогорского монастыря и священномученик, архиепископ Пермский и Кунгурский Андроник (Никольский). В этом же году был зверски убит большевиками любимый наставник и духовный отец всей Белогорской братии, архимандрит Варлаам (Коноплев), прославленный ныне в лике священномученика. Нескольким инокам из лесных скитов, и моему прадеду с его духовным другом, игуменом Серафимом (Кузнецовым), удалось спастись. Будущий владыка Ювеналий переехал в 1919-м году в Читу, а в 1920-м году – в Харбин, где через несколько лет стал строителем и настоятелем Казанско-Богородицкого монастыря, о котором я уже упоминал в начале своего рассказа. Крестовоздвиженский собор Белогорского монастыря на дореволюционном фото Шмаковский монастырь, судьба его настоятеля и его риза

http://pravoslavie.ru/142471.html

Храмов два: в честь Иверской иконы Божией Матери и во имя св. Николая. Недавно начат постройкой новый большой каменный собор во имя святителя Николая. Святыня монастыря – местночтимая икона Иверской Богоматери, копия с Афонской Иверской иконы. В Неделю Всех Святых бывает крестный ход из соседних сел и заводов в монастырь, где у Царского Креста служится торжественный молебен. В монастыре введен строгий афонский устав. В г. Перми монастырь имеет свое подворье, Ближайшая железнодорожная станция, – г. Пермь, в 95 верстах. Почтовая станция и пристань на реке Каме – г. Оса, в 5 верстах от обители. Серафимовский скит при Белогорском монастыре. В 5 верстах от Белогорского монастыря, в лесной глуши и уединении, находится скит во имя прп. Серафима Саровского , основанный в память открытия мощей его в 1903 году, по инициативе белогорского иеромонаха Серафима. В скиту введен строгий иноческий общежительный устав. Служба ежедневная начинается с 12 часов ночи; читается неусыпно Псалтирь. Пища во все дни года постная: молоко и яйца запрещены в пищу. Вход женщинам запрещен, за исключением трех дней в году: 19 июля, 17 августа и на второй день Недели Всех Святых. Храмов два. Первый во имя прп. Серафима Саровского . В нем замечателен иконостас, в миниатюре сделанный по образу Успенского Московского собора. Здесь находится икона Серафима Саровского , освященная в Сарове в день открытия мощей петербургским митрополитом Антонием. Хранятся также части Животворящего Древа, камень с Голгофы и частицы свв. мощей, присланные в дар восточными патриархами. Второй храм во имя всех Киево-Печерских чудотворцев. Он устроен в пещере, выкопанной трудами скитской братии, на подобие киевских пещер. Всего братии в скиту около 40 человек. Троицкий Соликамский монастырь расположен в самом городе Соликамске, на западной его возвышенности, на берегу реки Усолки. Основан он приблизительно в начале XVI века. Вследствие крайней бедности монастырь в 1764 г. был закрыт, а чрез семь лет восстановлен снова с переводом сюда иноков двух упраздненных монастырей: Истобинского (Вятской епархии) и Пыскорского Лысвенского. Храмов два: во имя Св. Троицы и двухэтажный: во имя Вознесения вверху и в честь иконы Всех Скорбящих Радости внизу. В монастыре находится местночтимая икона Богоматери «Всех Скорбящих Радость». Число братии незначительно. Управляет ею архимандрит. В 12 верстах пристань на Каме «Боровая», в 32 верстах станция Пермской железной дороги «Веретье». Женские обители

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Елисей, епископ Урюпинский и Новоаннинский (Фомкин Александр Евгеньевич) Дата рождения: 8 мая 1963 г. Дата хиротонии: 31 марта 2012 г. Дата пострига: 19 апреля 1995 г. День ангела: 27 июня Страна: Россия Биография: Родился 8 мая 1963 г. в г. Волгограде в семье служащих. Крещен в детстве. В 1980 г. окончил среднюю школу 29 Тракторозаводского р-на г. Волгограда. В 1981-1983 гг. служил в рядах Советской Армии. По окончании службы в армии работал слесарем, электромонтером, участвовал в геологоразведочных экспедициях на Крайнем Севере. В 1991-1992 гг. учился в Волгоградском духовном училище. 2 августа 1992 г. в Казанском кафедральном соборе г. Волгограда архиепископом Волгоградским и Камышинским Германом рукоположен в сан диакона, 9 августа — в сан иерея. С 8 августа 1992 г. по февраль 1993 г. — штатный священник в храме Живоначальной Троицы Свято-Духовского мужского монастыря г. Волгограда. С 13 февраля 1992 г. по 17 июля 1993 г. — настоятель Свято-Никольского храма в г. Волгограде. С 17 июля 1993 г. по 10 августа 1995 г. — настоятель прихода в честь святителя Тихона, Патриарха Московского, в г.Волжский. В мае 1994 г. награжден набедренником и камилавкой. В 1994-2000 гг. — духовник в Свято-Вознесенском женском монастыре г. Дубовка. 19 апреля 1995 г. в Казанском Божией Матери кафедральном соборе г.Волгограда архиепископом Волгоградским Германом пострижен в монашество с именем Елисей. С 10 августа 1995 по 5 февраля 1997 г. — настоятель церкви святой великомученицы Параскевы в г. Волгограде. В августе 1995 г. назначен духовником Волгоградской епархии . 17 июня 1996 г. назначен настоятелем волгоградского Иоанно-Кронштадтского прихода подворья Свято-Троицкого Белогорского мужского монастыря с. Каменный Брод Ольховского р-на Волгоградской обл., 27 августа 1996 г. назначен и.о. наместника Свято-Троицкого Белогорского монастыря. 2 апреля 1997 г. назначен благочинным Монастырского округа Волгоградской епархии. В 1997-2001 гг. обучался в Санкт-Петербургской духовной семинарии (заочно).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2102374...

Характерно, что именно крестные ходы в то время стали наиболее распространенной, безупречной с религиозно-нравственной точки зрения, формой выражения протеста и сопротивления церковного народа действиям богоборцев. Сопровождаемые колокольным звоном городских и сельских храмов, крестные ходы представляли собой вполне традиционные массовые мероприятия церковно-литургического характера. Однако в условиях разворачивавшихся гонений они приобретали иной смысл, становясь акцией солидарности верующих и ­одновременно ­методом психологического устрашения представителей советской власти. Крестные ходы состоялись в Москве, Нижнем Новгороде, Перми, Воронеже и других городах. Не везде удалось сохранить мирный характер церковных шествий. В Харькове, Нижнем Новгороде, Владимире, Саратове, Туле, Воронеже, Шацке, Вятке устроенные без разрешения местных властей крестные ходы привели к столкновениям и кровопролитию 4 . Всего, по данным официальных советских источников, с января по май 1918 года «в волнениях на религиозной почве» погибли 687 человек 5 . Необходимо признать, что не только Православная Церковь несла потери, и акции подавления властями народного протеста не всегда оставались безответными со стороны веру­ющих. В отдельных епархиях борьба духовенства и мирян с богоборческой властью приобретала очаговый вооруженный характер. Неожиданно для себя большевики получали адекватный отпор. В результате оборонительных действий, организованных духовенством с использованием набатного звона и применением оружия, в течение только одного года (вторая половина 1918 — первая половина 1919 г.) было убито 138 коммунистов 6 . Такие случаи были немногочисленны, но именно они часто становились причиной обвинений духовенства в нарушении нравственно-канонических границ, подстрекательстве народа к мятежу против советской власти и оправданием последующих советских карательных акций. Один из таких эпизодов вооруженного сопротивления верующих властям имел место в феврале 1918 года в Пермской епархии при реквизиции имущества подворья Белогорского Свято-Николаевского мужского миссионерского монастыря.

http://patriarchia.ru/db/text/5790710.ht...

30 июня 1905 года совершена закладка второго скитского пещерного храма в честь Антония, Феодосия и всех Печерских чудотворцев. К сентябрю вырытый в склоне горы у речки Бырмы храм был освящен. В 1907 году в Белогорский монастырь доставлена серебряная рака с частицами святых мощей угодников Божиих: Иоанна Крестителя, апостола Андрея Первозванного, святителей: Василия Велико-го, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, Афанасия Великого, священномучеников Харлампия и Григория Армейского, архидиакона Стефана, св. Модеста, патриарха иерусалимского, великомучеников: Георгия Победоносца, целителя Пантелеймона, Димитрия Солунского, Евстратия, Мины, Артемия, бессребреников Косьмы и Домиана, преподобномучеников: Ефимия, Игнатия и Акакия, новых афонских чудотворцев и части Святого Животворящего Креста Господня дарованная Вселенским патриархом и афонскими старцами. 8 мая 1910 года игумен Белогорского монастыря Варлаам возведен епископом Палладием в сан архимандрита. 8 декабря 1910 года Император Николай II принял архимандрита Варлаама и скитского игумена Серафима в Царскосельском Александровском дворце. Во время аудиенции Императору были переданы: икона святителя Николая, книга об истории Белогорского монастыря и фотоснимки обители. В 1912 году Белогорский монастырь начал издавать журнал «Голос Долга» православно-патриотической направленности. 7-9 июня 1917 года случилось знаковое событие для Белогорской обители. В эти дни был освящен крупнейший на Урале соборный Крестовоздвиженский храм, возведенный в память чудесного спасения от грозившей в Японии опасности, тогда благополучно царствующего Императора Николая II. На церемонии освящения присутствовало около 30 тысяч человек, в том числе около 2,5 тысяч представителей духовенства. Сам собор вмещал до 8 тысяч человек. С начала января 1918 года в Пермской губернии начинают прослеживаться признаки прихода к власти большевиков. Именно тогда владыке Андронику сообщили о разгроме здания, принадлежавшего Соликамскому мужскому монастырю. Белогорским насельникам стало известно об убийстве митрополита Владимирского, насильственной смерти других священнослужителей, о разорении, осквернении монастырей и храмов.

http://sobory.ru/article/?object=09085

Уральские муфтии подарили сад православному монастырю Пермь, 4 октября 2012 г. Уральские муфтии подарили сад православному монастырю/фото Духовного управления мусульман Пермского края Муфтии Пермского края и Урала разбили фруктовый сад на территории Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря под Пермью, передает ИА " Интерфакс " . " Дерево - это символ жизни, под его тенью можно отдохнуть, а если оно еще и плодоносит, можно утолить голод. Когда люди буду любоваться этим садом, пользоваться его плодами, они, наверное, и думать не станут о том, кто посадил эти деревья. Но когда люди будут молиться, поминать Бога, лицезрея эту красоту, в их душах будет радость, на их лицах - улыбка " , - заявил муфтий Пермского края Мухаммедгали Хузин, слова которого приводит телекомпания " Рифей-Пермь " . В обитель доставили 17 саженцев рябины, 26 саженцев груши-дичка, 37 саженцев яблони разных сортов и 100 саженцев боярышника, приобретенные на средства М.Хузина и муфтия Урала Сибгатуллы Сайдуллина. Как отметил М.Хузин, восстановление Белогорского монастыря начинал игумен Даниил с татарской фамилией Ишматов. Сегодня обязанности наместника обители исполняет иеромонах Дорофей - тоже с татарской фамилией Гильмияров. " Так что татары любят монастырь, восстанавливают, строят - в любом качестве: хоть в качестве его игуменов, наместников, хоть в качестве его гостей " , - заявил муфтий. Он посадил саженцы вместе с муфтием С.Сайдуллиным, замглавой департамента внутренней политики администрации губернатора края Владимиром Коневым и сотрудниками Пермского муфтията. Внес свою лепту в устройство сада и старший инспектор отдела государственного земельного надзора Россельхознадзора Армен Мирзоян, который посоветовал, какие сорта деревьев выбрать с учетом климатических особенностей Белогорья, в каком порядке высадить их на отведенном участке площадью около 15 соток и сколько плодородной земли нужно для этой сильнокаменистой почвы. 4 октября 2012 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/56495.html

По-видимому, именно П. (в подписи указаны только имя и чин святости) изображен в составе избранных святых, вероятно покровителей семьи заказчика, на иконе аналойного размера нач. XX в. (Шадринский краеведческий музей им. В. П. Бирюкова), написанной в мастерской Белогорского Николаевского муж. монастыря в Осинском у. (Кунгурский р-н Пермского края; на обороте штампы об освящении иконы и о ее создании - «Белогорского монастыря иконописная мастерская в Осинск[ом] уез[де] Пермской епархии»). Святые расположены 2 группами: П.- в правой, рядом с мученицами Наталией и изображенной выше Клавдией. Он средовек с темно-русыми волнистыми короткими волосами, разделенными на прямой пробор, и бородой средней длины без проседи. П. облачен в зеленое платье с синим кушаком и в красный плащ, полу к-рого он придерживает правой рукой, левую руку подносит к груди; подол платья, украшенный вышивкой, открывает черные сапоги с декорированными голенищами. В стиле исполнения иконы (яркий колорит, пропорции фигур, письмо личного, орнаментальные мотивы на полях) монастырский мастер ориентировался на московские образцы. П. изображен в группе подвижников XVI в. (крайний справа) в росписи кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. (поновление - 70-е гг. XX в., ок. 2010), выполненной в академической манере иеродиаконами Паисием и Анатолием в галерее рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре. Образ П. включен в группу Казанских чудотворцев на иконе «Все святые, в земле Русской просиявшие», созданной в 1934 г. мон. Иулианией (Соколовой) по благословению свт. Афанасия (Сахарова) (ТСЛ), на 2 авторских повторениях - нач. и кон. 50-х гг. XX в. (ТСЛ, СДМ); видна только часть головы святого с русыми с проседью волосами, зачесанными назад. На совр. иконах (кон. XX - нач. XXI в.) в Казани П. пишут вместе с др. Казанскими мучениками, Стефаном и Иоанном, или в Соборе Казанских святых (см. ст. Иоанн I , мч., Казанский). Существуют единоличные иконы святого, на к-рых он представлен фронтально или вполоборота вправо в молении перед Господом (благословляющая десница Божия) в небесном сегменте; П.- средовек, иногда с проседью в волосах, одет в хитон и гиматий, в руке - крест.

http://pravenc.ru/text/2580248.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010