В мае 1996 года монастырь посетил Алексий II, Святейший Патриарх Московский и Всея Руси. В сентябре 1996 года Пермская областная администрация приняла постановление «Об оказании помощи в реставрации Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря». С февраля 1997 года регулярно проходят Свято-Варлаамовские православно-миссионерские чтения, с 27 июля 1997 года ежегодно совершаются Крестные ходы из г. Перми на Белую гору. 2 июля 1998 года на Белой горе состоялся торжественный чин канонизации священномученика Феофана, епископа Соликамского, и преподобномученика Варлаама Белогорского с убиенной братией обители. День их памяти установлен 12 августа. 27 сентября 1998 года в праздник Воздвижения Креста Господня в Белогорском храме был освящен и вновь воздвигнут исторический Царский крест, уничтоженный в революцию. Проектировал его пермский архитектор Александр Метелев. Изготовлен исполин (10,66 м) на заводе горно-шахтного машиностроения из нержавеющей стали на средства благотворителей. Одним из проектов миссионерской службы монастыря является проект «Благодарная память». При входе в верхний храм Крестовоздвиженского собора — стена, облицованная керамическими плитками, на которых имена людей и названия организаций, наиболее активно помогающих возрождению Белогорской обители. Кроме того, имена всех благотворителей, независимо от суммы вклада, вносятся в Книгу благодарения храма и в Летопись добрых дел. В сентябре 1998 года создается Некоммерческий фонд поддержки воссоздания Крестовоздвиженского собора Белогорского монастыря «Белая гора». Председателем Попечительского совета вновь созданного Фонда был избран Игумнов Геннадий Вячеславович — губернатор Пермской области, а председателем правления и президентом Фонда — Рыбакин Владимир Ильич, генеральный директор ОАО «Уралсвязьинформ» (1998–2000 гг.). 22 июля 1999 года Градостроительным советом Пермской области одобрен генеральный план развития Белогорского монастыря, разработанный авторским коллективом «Институт Пермагропромпроект», который был награжден дипломом VI Международной выставки «Строительство и ремонт 2000» «за высокий профессиональный уровень и духовно-культурную общественную значимость». На Рождество 2000 года во временной звоннице у Крестовоздвиженского собора были установлены девять колоколов, отлитых в Свято-Шартомском монастыре Ивановской епархии. С февраля 2000 года наместником монастыря назначен архимандрит Вениамин (Василий Трепалюк), в сентябре 2001 г. — игумен Герасим (Юрий Гаврилович), а в марте 2003 г. — игумен Антоний (Виталий Щукин). И за эти годы сделано было не мало. Закончено строительство автодороги с асфальтобетонным покрытием до Белой горы, продолжается строительство газопровода, завершается восстановление кровли, наружных стен и западного крыльца храма, строительство водозаборных сооружений (2 артезианские скважины), восстанавливаются Иконостасы и двери Крестовоздвиженского соборного храма, братский корпус 2 и др. 

http://sobory.ru/article/?object=09085

Серафим, иером. Слова, беседы и речи. (Выпуск 2-ой). – Кунгур, 1908. С. 3. Марченко А., прот. Великая княгиня Елисавета Феодоровна и начальник Серафимо-Алексеевского скита Белогорского монастыря Пермской епархии игумен Серафим (Кузнецов). История взаимоотношений//Серафим (Кузнецов), иг. Августейшая паломница Её Императорское Высочество Великая Княгиня Елисавета Феодоровна в Пермской губернии. – Пермь, 2009. С. 5. Фомин С. Русский инок//Серафим (Кузнецов), иг. Православный Царь-Мученик. Указ. соч. С. 36. Марченко А., прот. Великая княгиня Елисавета Феодоровна и начальник Серафимо-Алексеевского скита Белогорского монастыря Пермской епархии игумен Серафим (Кузнецов). Указ. соч. C. 7. Серафим (Кузнецов), иером. Первый Всероссийский иноческий съезд. (Воспоминания, записки и наблюдения участника съезда). – Кунгур: Типография М.Ф. Летунова, 1912. C. 35–36. Там же. C. 12. Миллер Л.П. Святая мученица Российская Великая Княгиня Елисавета Феодоровна. – М.: Столица, 1994. С. 162. Миллер Л.П. Святая мученица Российская Великая Княгиня Елисавета Феодоровна. Указ. соч. С. 162. Бирилов Г., прот. Указ. соч. С. 45. Марченко А., прот. Великая княгиня Елисавета Феодоровна и начальник Серафимо-Алексеевского скита Белогорского монастыря Пермской епархии игумен Серафим (Кузнецов). История взаимоотношений//Серафим (Кузнецов), игумен. Августейшая паломница Её Императорское Высочество Великая Княгиня Елисавета Феодоровна в Пермской губернии. – Пермь, 2009. C. 12. Куликова Л.В. Летопись жизни и деятельности Благоверной Великой Княгини Елисаветы Фёдоровны, основательницы Марфо-Мариинской обители милосердия, в хронике событий. М., 2011. С. 473–474. Серафим (Кузнецов), иг. Мученики христианского долга. – Пекин, 1920. С. 34. Материалы к житию преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы. Письма, дневники, воспоминания, документы. – М.: Сестричество во имя преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы, 1996. C. 152. Марченко А., прот. Великая княгиня Елисавета Феодоровна и начальник Серафимо–Алексеевского скита Белогорского монастыря Пермской епархии игумен Серафим (Кузнецов). Указ. соч. C. 18.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

Основание Серафимо-Алексеевского скита (1902–1907) «В пяти верстах от монастыря, на лесной даче купца Жирнова был устроен Свято-Серафимовский скит» Начало основания скита (de facto) было положено установлением 10 сентября 1902 г. рясофорным иноком Георгием Кузнецовым деревянного Креста Помогал основателю послушник Иаков Попов (Яков Васильевич, †1918). Днём основания скита (de jure) считается 19 июля 1903 г. (1 августа по н.ст.), когда был прославлен преподобный Серафим Саровский Один из первых исследователей истории Белогорского монастыря В.В. Вяткин подтверждает дату основания скита – 19 июля 1903 г. «Таким образом, и белогорцы внесли вклад в прославление преподобного Серафима Саровского » В 1904 г. после рождения цесаревича Алексея в честь небесного покровителя наследника русского престола скит стал именоваться Серафимо-Алексеевским Основанием Белогорского скита игумен Серафим продолжил дело миссионера Пермской епархии Стефана Луканина (основателя Белогорского монастыря) и древнюю миссионерскую традицию Пермской земли, которая своими корнями уходит к равноапостольным трудам, среди язычников-зырян святителя Стефана Великопермского (†1396), он был современником и другом Прп. Сергия Радонежского (†1392). 24 июня 1904 г. епископ Пермский и Соликамский Иоанн (Алексеев , †1905) освятил закладку основания для первой скитской церкови в честь преподобного Серафима Саровского Через год церковь была построена, 22 июня 1905 г. ее освятил епископ Пермский и Соликамский Никанор (Надеждин, †1916) и в этот же день он рукоположил иеродиакона Серафима в сан иеромонаха 30 июня 1905 г. была совершена закладка второй скитской церкви – во имя преподобных Антония, Феодосия и всех Киево-Печерских чудотворцев. Вырытую в склоне горы у речки Бырмы пещерную церковь 2 сентября 1905 г. по благословению Пермского владыки Никанора освятил Белогорский игумен Варлаам. Основатель и начальник Белогорского скита иеромонах Серафим понимал необходимость в составлении Устава для скита. В новой обители необходимо было применить монашескую жизнь и к Богослужебному уставу Русской Православной Церки, и к Монастырско-административным правилам и нормам как монастыря, так и Пермской епархии. Скорее всего, первые попытки по составлению сборника «Монашеских уставов» монах Серафим предпринял тогда, когда стал Начальником скита.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

16 ноября 1897 года во время пожара сгорел до основания деревянный Свято-Николаевский храм. Но строительство не останавливалось. В этом же году был заложен двухэтажный корпус для старшей братии. В августе 1898 года Белогорскую обитель посетил Пермский губернатор Дмитрий Гаврилович Арсеньев. Со святой Афонской горы в монастырь доставлен образ Иверской Божией Матери «Вратарницы». В 1899 году в Перми открылось подворье Белогорского монастыря с храмом во имя святого Иоанна Златоуста. 23 апреля 1901 года разразилась страшная буря, во время которой был снесен «Царский крест». Символ Белогорского монастыря был восстановлен в сентябре. Средства на восстановление Царского креста пожертвовал купец Павел Степанович Жирнов, крупнейший в то время благотворитель Белогорского монастыря. На краю горы, рядом с Иверским храмом был установлен золоченный металлический крест с художественным изображением Распятия. Крест простоял до 1918 года. 24 июня 1902 года возведен в сан игумена отец Варлаам. В этот же день состоялся большой праздник — торжественное освящение места закладки соборного храма в честь Воздвижения Креста Господня (Крестовоздвиженского), с приделами при нем: во имя святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, святителя и чудотворца Николая Мирликийского. Освящение провел Епископ Пермский и Соликамский Иоанн. А до этого события, 2 июня 1902 года, в 5 км от Белогорского монастыря было освящено место под строительство Серафимо-Алексеевского скита. 10 сентября рясофорный послушник Георгий Кузнецов (впоследствии настоятель скита игумен Серафим) поставил на освященном месте небольшой деревянный крест, как залог будущей обители. Официальным днем основания скита считается 19 июля 1903 года. В этот день были торжественно открыты мощи великого Саровского подвижника. 24 июня 1904 года Епископ Пермский и Соликамский Иоанн заложил, в ските храм в честь препо-добного Серафима Саровского чудотворца. Через год, 22 июня 1905 года, храм был закончен. Храм был освящен Епископом Пермский и Соликамский Никанором и в этот же день Епископ рукоположил иеродиакона Серафима в сан иеромонаха.

http://sobory.ru/article/?object=09085

Вяткин В.В. Величие и трагедия Уральского Афона. (История Белогорского монастыря).   Пермь, 1996. С. 106-107. Костина В.С. Выбираю путь Христов. Судьбы духовенства и монашества Земли Пермской ХХ век. Пермь,   2008. С. 125. Освобожденная Россия. Пермь, 1919, 30 марта, Вяткин В.В. Величие и трагедия Уральского Афона. Ук. соч. С. 109 -110. Фамилии пострадавших насельников Белогорского монастыря и Серафимо-Алексеевского скита в значительной степени присутствуют в исследуемых документах, а так же восстановлены благодаря трудам П.Н. Агафонова в его работе Агафонов П.Н. Духовенство Пермской епархии. 1918-1928 гг. Пермь, 1997. Ч.1. С. 122-140. К прославлению священномученика Феофана, епископа Пермского и Соликамского и преподобномученика Варлаама с братией Белогорского монастыря. Пермь, 1998. С. 21-36. Комментарии ( 2): Диакон Максим, Саратов 21 декабря 2010г. 21:57 Отче, а не может оказаться так, что приводимые Вами имена насельников Белогорья, казненных в Перми перед приходом красных (священноинок Иоанн, иеродиакон Виссарион, иеродиакон Матфей, инок Савва, инок Василий, послушник Михаил) — это и есть те самые неизвестные по именам священнослужители и миряне (по разным источникам двое и пятеро, двое и четверо), казненные со св. Феофаном Соликамским, т.е. они уже прославлены нашей Церковью? Под этим углом проблема рассматривалась? диакон Владимир. 23 декабря 2010г. 17:06 Подаждь, Господи, всем умученным в В Белогорском Свято-Николаевском мужском миссионерском монастыре Пермской епархии, отшедшим в Вере, Надежде Воскресения и, сотвори им ВЕЧНУЮ Память! Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет.

http://bogoslov.ru/article/1282372

Слушали: Рапорт архиепископа Пермского и Соликамского Афанасия о благословении на открытие двух женских монастырей в Пермской епархии и о назначении настоятельниц обителей. Постановили: 1. Благословить открытие Свято-Лазаревского женского монастыря в городе Верещагине Пермской области. 2. Утвердить монахиню Серафиму (Ежкову) настоятельницей Свято-Лазаревского женского монастыря в городе Верещагине Пермской области. З. Благословить открытие Спасо-Преображенского женского монастыря в городе Усолье Пермской области. 4. Утвердить монахиню Ариадну (Плюснину) настоятельницей Спасо-Преображенского женского монастыря в городе Усолье Пермской области. Слушали: Рапорт архиепископа Пермского и Соликамского Афанасия об освобождении игумена Даниила (Ишматова) от обязанностей наместника Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря в селе Калинине Кунгурского района Пермской области и о назначении на эту должность архимандрита Вениамина (Трепалюка). Постановили: 1. Освободить игумена Даниила (Ишматова) от обязанностей наместника Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря в селе Калинине Кунгурского района Пермской области. 2. Утвердить архимандрита Вениамина (Трепалюка) наместником Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря в селе Калинине Кунгурского района Пермской области. Слушали: Прошение архиепископа Тверского и Кашинского Виктора об открытии Ольгинского женского монастыря у истока Волги и о назначении настоятельницы обители. Постановили: 1. Благословить открытие Ольгинского женского монастыря у истока Волги в Тверской области для возрождения в нем монашеской жизни. 2. Утвердить настоятельницей обители монахиню Анастасию (Зиберт) с возложением наперсного креста по должности. Имели суждение о деятельности Представительства Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохийском и всего Востока. Постановили: 1. Представителя Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохийском и всего Востока архимандрита Иосифа (Пустоутова) отозвать в связи с окончанием срока командировки и направить в распоряжение митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия.

http://mospat.ru/archive/86367-opredelen...

Началом возрождения монастыря считаются 1988—1989 года, когда праздновалось 1000-летие Крещения Руси. 29 января 1991 года Священный Синод удовлетворил прошение архиепископа Пермского и Соликамского Афанасия о благословении на открытие Свято-Николаевского монастыря на Белой горе, где была возобновлена монашеская жизнь. 26 мая 1991 года в верхнем храме Крестовоздвиженского собора прошло первое в возрождающемся монастыре богослужение. С приходом на Пермскую кафедру в 2010 году Высокопреосвященнейшего Мефодия, митрополита Пермского и Соликамского ускорились темпы восстановления Крестовоздвиженского собора Белогорского монастыря. Контроль за ходом реставрационных работ был передан епархиальному строительному отделу, который был создан в Пермской епархии Владыкой Мефодием. В 2011 году создан сайт Белогорского монастыря «Уральский Афон» ( http://www.uralafon.perm.ru ), начала издаваться ежемесячная газета «Голос долга». Монастырь часто посещают паломники. Храмы [ править править код ] Собор Воздвижения Креста Господня Церковь Спиридона Тримифунтского Часовня Николая Чудотворца на источнике Часовня-купель у пруда Часовня " Взыскание погибших " иконы Божией Матери Подворье Белогорского монастыря - храм Рождества Пресвятой Богородицы Святыни [ править править код ] Чудотворная икона Иверской Божией Матери, написанная монахами святой горы Афон. Икона является покровительницей этого монастыря. Ковчег с мощами святых угодников, привезённый из Иерусалима. Престольные праздники [ править править код ] Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель - 22 мая, 19 декабря Икона Пресвятой Богородицы " Иверская " - 26 октября, 25 февраля, 6 мая Как добраться [ править править код ] Монастырь находится в 100 километрах от Перми и в 12 километрах от ближайшего административного центра — села Калинина. Автомобильная дорога содержится в относительно сносном состоянии, что позволяет добраться из Перми до Белой горы за 1,5—2 часа. Самым популярным средством транспорта на этом маршруте является рейсовый автобус «Пермь — Калинино». Отходит он от городского автовокзала, который находится в центре Перми, близ Центрального рынка, и совершает два рейса в сутки: в 7:20 и 14:40. От Калинина до обители можно добраться на автомобиле местного жителя, договорившись за небольшую плату. Те, кому позволяет здоровье, могут совершить «восхождение» на Белую гору пешком, затратив на это от двух до трех часов.

http://azbyka.ru/palomnik/Белогорский_Ни...

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить преобразование прихода в честь преподобного Серафима Саровского на острове Русском в городе Владивостоке в Свято-Серафимовский мужской монастырь. 2. Утвердить иеромонаха Никона (Анненкова) наместником Свято-Серафимовского мужского монастыря на острове Русском в городе Владивостоке. СЛУШАЛИ: Рапорт архиепископа Пермского и Соликамского Афанасия об освобождении архимандрита Вениамина (Трепалюка) от обязанностей наместника Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря в селе Калинине Кунгурского района Пермской области и о назначении на эту должность иеромонаха Герасима (Гавриловича). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Освободить архимандрита Вениамина (Трепалюка) от обязанностей наместника Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря в селе Калинине Кунгурского района Пермской области. 2. Утвердить иеромонаха Герасима (Гавриловича) наместником Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря в селе Калинине Кунгурского района Пермской области. СЛУШАЛИ: Прошение митрополита Ставропольского и Владикавказского Гедеона об открытии в Ставропольской епархии Бештаугорского Второафонского мужского монастыря под городом Пятигорском и о назначении наместника обители. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить открытие в Ставропольской епархии Бештаугорского Второафонского мужского монастыря под городом Пятигорском для возрождения в нем монашеской жизни. 2. Утвердить архимандрита Власия (Тюрина) наместником обители. СЛУШАЛИ: Рапорт епископа Тульского и Белевского Кирилла о преобразовании Богородичного Щегловского женского монастыря в Туле в мужской монастырь. ПОСТАНОВИЛИ: Благословить преобразование Богородичного Щегловского женского монастыря в Туле в мужской монастырь. СЛУШАЛИ: Рапорт епископа Тульского и Белевского Кирилла о преобразовании Богородице-Рождественского мужского монастыря в поселке Горелки в Туле в женский монастырь и о назначении настоятельницы обители. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить преобразование Богородице-Рождественского мужского монастыря в поселке Горелки в Туле в женский монастырь.

http://sedmitza.ru/lib/text/429493/

С.А. 2 января 2018, 11:57 Две обители,связан.с Царской Семьей до революции,причем с одинаковым названием-Серафимо-Алексеевский скит Белогорского монастыря и Бахаревский Серафимо-Алексеевский Богородице-Казанский женский,основан.в честь одного события-рождения Цесаревича Алексея Николаевича.Об этих обителях,удивительном путешествии игумена Серафима Кузнецова по чьему-то высокому благословению,сугубом внимании высоких духовных лиц(в т.ч.Патриархов Иерусалимского и Вселенского)к этим обителям,Высочайшем внимании к ним написано в книге " Православный Царь-мученик " ,сост.С.Фомин " Паломник " ,2000,с10-36,45,46,84,85.Судьба последней игумении Глафиры Казаковой неизвестна до сих пор.По устным сведениям-расстреляна,когда и за что-? С.А. 30 декабря 2017, 14:46 В воспоминаниях Тобольского губернатора Н.А.Ордовского-Танаевского(схиархимандрита Никодима)есть свидетельство об аудиенции к Государыне Императрице,на которой Та сказала,что после окончания войны " осенью 1917 года мы всей Семьёй поедем в Пермь-повесить доску на стену дома,где был Император Александр I[был там 30.09.1824-2.10.1824]..Вместе поедем на канонизацию предка,Михаила Николаевича Романова[Ныроб].Затем в Верхотурье,поклониться св.мощам Симеона чудотворца и потом в Тобольск,к Святителю...Остановимся у вас в доме... " (опубл.в книге " Православный Царь-мученик " ,сост. С.Фомин " Паломник " ,2000,с.42,43).13 августа в 2017г.Семья прибыла к дому губернатора в Тобольске и остановилась именно в нём О.Р. 19 декабря 2017, 15:01 Удивительное совпадение в двух монастырях- " Уральской Лавре " (Верхотурском)и " Уральском Афоне " (Белогорском)-оба Николаевские и главный храм в обоих-Крестовоздвиженский. И оба монастыря были связаны до революции с Царской Семьей. О.Р. 19 декабря 2017, 13:29 Продолжение: " ...13 октября 1918 г.город(Верхотурье)уже был занят белыми " .А вот 8-10 октября началась зачистка другого мужского монастыря-Белогорского с Серафимо-Алексеевским скитом- Юго-Осокинской чрезвычайной комиссией без предъявления документов.10-13 октября она трагически завершилась.После были выставлены часовые(по свидетельству двух отшельниц-духовных чад убиенного в августе настоятеля арх Варлаама) Источник:Марченко Алексий, протоиерей. " Белогорская голгофа.Мученический подвиг братии Белогорского Свято-Николаевского мужского миссионерского монастыря Пермской епархии " -http://www.bogoslov.ru/text/1282372.html

http://pravoslavie.ru/108916.html

Их извлекли из ямы, залитой нечистотами. У этих мучеников размозжены головы, вырваны куски тела из боков, нанесено множество штыковых ран, надломлены голени…» (из статьи в белогвардейской газете «Освобожденная Россия»). Известно, что в апреле 1919 г. епископ Борис инициировал расследование обстоятельств террора против духовенства в Пермской епархии, в том числе белогорской братии. Материалы работы следственной комиссии правительства А.В. Колчака рисуют наиболее полную картину зверств большевиков в отношении монахов Белогорского монастыря. Во время следствия иеромонах Белогорского монастыря Иосиф (Воробьев) показал: «Аресты преимущественно производились Осинской чрезвычайной комиссией и по ее распоряжениям. Между 8-10 октября 1918 г. Юго-Осокинской чрезвычайной комиссией были арестованы иеромонахи Иоасаф и Сергий, которые высказывали негодование Советам, называя комиссаров продажными душами, что и послужило причиной их ареста, а позже 6 ноября, по доставлении их в Осу, – причиной расстрела. Одновременно с ними было арестовано 6 монахов, из которых 3 бежали, остальные были отправлены большевиками в Вятку. Никаких мандатов и документов при арестах обвиняемым большевиками не предъявлялось и оставлено не было». Из показаний ясно, что массовый арест монахов был произведен между 10-13 октября 1918 г. при совершении в монастыре всенощного богослужения. Общее количество арестованных в этот день было около 170 человек. Из них некоторые были мобилизованы красными, оказались на фронте и бежали оттуда, другие были взяты сибирскими войсками в плен на станции Шумаково, находясь на принудительных работах. Третьи скрылись и бежали во время отступления красных из Перми. Документы свидетельствуют, что число убиенной братии Белогорского монастыря и Серафимо-Алексеевского скита этой обители составляет не менее 45 человек, не считая настоятеля – архимандрита Варлаама. Еще 25 августа 1918 года он был арестован и расстрелян красноармейцами по дороге из монастыря в город Осу и брошен в р. Каму. Через несколько дней его духовной дочери, жившей в Перми, было открыто во сне место гибели отца Варлаама. Тело мученика нашли в указанном месте и похоронили на кладбище в Перми. http://xn--80aa6ajeium.xn--p1ai/news/90

http://sobory.ru/article/?object=50411

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010