Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАСАФ (Сабанцев Иван Романович; 2.01.1880, Стерлитамакский у. Уфимской губ.- после 10.10.1918, г. Оса Пермской губ.), прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских; в Соборе Пермских святых), иером. Белогорского во имя святителя Николая Чудотворца мужского монастыря . Из крестьянской семьи. С 20 окт. 1908 г. был послушником Белогорского мон-ря. 30 нояб. 1912 г. принят в число братии мон-ря. 30 дек. того же года пострижен в монашество с именем Иоасаф. 20 апр. 1913 г. Пермским и Соликамским еп. Палладием (Добронравовым) рукоположен во диакона, 29 июня - во иерея. Летом 1913 г. утвержден соборным старцем. 10 окт. 1918 г., во время массовых арестов братии мон-ря, был увезен большевиками в г. Оса. По данным министерства юстиции белого правительства А. В. Колчака, И. пытали (ГАРФ. Ф. 4369. Оп. 5. Д. 847. Л. 13), вскоре он скончался в больнице (ГАПО. Ф. 37. Оп. 7. Д. 8). 2 июля 1998 г. И. прославлен вместе с Белогорскими преподобномучениками с общим днем памяти как местночтимый святой Пермской епархии. Прославлен к общецерковному почитанию Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: ГАПО. Ф. 37. Оп. 7. Д. 8; ГАРФ. Ф. 4369. Оп. 5. Д. 847. Л. 13. Лит.: Дамаскин. Кн. 2. С. 116; За Христа пострадавшие. С. 512-513; К прославлению сщмч. Феофана, еп. Пермского и Соликамского и прмч. Варлаама с братией Белогорского мон-ря. Пермь, 1998. С. 21-36. Прот. Алексий Марченко Рубрики: Ключевые слова: АВЕНИР (Синицын Андрей Мтвеевич; 1879 – 1937), монах, прмч. (пам. 22 нояб. , в Соборе всех святых в Оптиной пустыни просиявших и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Васильевич Арапов (1893- 1918), прмч. (пам. 12 авг., в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСИЙ (Задворнов; 1882 - 1937), иером., прмч. (пам. 9 нояб. в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/text/578066.html

СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного Епископа Пермского и Соликамского Иринарха об утверждении игумена Антония (Щукина) наместником Белогорского Свято-Николаевского миссионерского мужского монастыря с. Калинино Кунгурского района Пермской области. ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить игумена Антония (Щукина) наместником Белогорского Свято-Николаевского миссионерского мужского монастыря с. Калинино Кунгурского района Пермской области. СЛУШАЛИ: Прошение Преосвященного Епископа Пермского и Соликамского Иринарха о преобразовании Богоявленского мужского скита в Верхней Курье г. Перми в Пермский Богоявленский мужской монастырь и об утверждении архимандрита Стефана (Сексяева) наместником обители. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить преобразование Богоявленского мужского скита в Верхней Курье г. Перми в Пермский Богоявленский мужской монастырь. 2. Утвердить архимандрита Стефана (Сексяева) наместником Пермского Богоявленского мужского монастыря в Верхней Курье, освободив его от должности наместника Свято-Троице Стефанова мужского монастыря г. Перми. СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного Епископа Пермского и Соликамского Иринарха об утверждении иеромонаха Варфоломея (Сибирякова) наместником Пермского Свято-Троице Стефанова мужского монастыря. ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить наместником Пермского Свято-Троице Стефанова мужского монастыря иеромонаха Варфоломея (Сибирякова) с возведением его в сан игумена. СЛУШАЛИ: Прошение Преосвященного Епископа Пермского и Соликамского Иринарха о благословении на открытие Иоанно-Предтеченского женского монастыря в г. Кунгуре Пермской области. ПОСТАНОВИЛИ: Благословить открытие Иоанно-Предтеченского женского монастыря в г. Кунгуре Пермской области для возрождения в нем монашеской жизни. СЛУШАЛИ: Прошение Преосвященного Архиепископа Рязанского и Касимовского Павла об освобождении архимандрита Авеля (Македонова) от обязанностей наместника Иоанно-Богословского мужского монастыря с. Пощупово Рыбновского района Рязанской области и об утверждении настоятелем данной обители Преосвященного Епископа Шацкого Иосифа, викария Рязанской епархии.

http://mospat.ru/archive/86334-zhurnaly-...

В конце XIX в. здесь были церкви Воскресения Христова, Вознесения Господня (над могилами Шесюковой и Тищенко), колокольня с ризницей, корпуса настоятеля и братии, гостиница, школа-приют, служебные и хозяйственные постройки. В 1915 гг. здесь строится новый Воскресенский собор. Территория монастыря занимала 18 десятин земли, монастырю также принадлежало 213 десятин пахотной земли и леса. Главный доход на содержание обители и братии монастырь получал от многочисленных богомольцев. Постоянно в монастыре находилось около 25 человек братии с послушниками и более 70 человек богомольцев. В начале 1918 г. земли монастыря были национализированы, в 1922 г. монастырь официально закрыт. В 1920-30-е гг. наземные постройки монастыря были проданы Белогорским Волисполкомом под снос. Во время Великой Отечественной войны Белогорские пещеры во избежании скопления партизан взрывались оккупантами. К сегодняшнему дню от Белогорского Воскресенского монастыря сохранилась лишь часть (около 800 м) пещерного храмового комплекса с многочисленными сводчатыми коридорами, молельнями, часовнями, кельями. Наземные постройки монастыря не сохранились. Л.В. Кригер Известно, что в начале 1796 года казачка Мария Шерсюкова и местные крестьяне начали здесь обустройство пещерного храма. Изначально сооружение этих церквей было запрещено местными властями. И только в 1817 году Александр I выдал разрешение на эти работы и взял на себя их финансирование. С этого момента процесс строительства пещерных храмов, а также различных наземных построек стали контролировать губернские архитекторы. К началу 1860 года приток верующих в Белогорские пещеры стал настолько большим, что было принято решение об открытии здесь монастыря. Официальной датой создания Белогорского мужского Воскресенского монастыря стал 1866 год. Над пещерами были сооружены наземные постройки монастыря: церковь Вознесения Христова, церковь Вознесения Господня, колокольня, школа-приют, гостиница, хозяйственные постройки. Во владениях монастыря было 18 десятин земли.

http://sobory.ru/article/?object=04290

Назначить настоятельницей Свято-Вознесенского женского Жапского монастыря Флорештского района Молдовы монахиню Арсению (Борденюк) с возложением наперсного креста по должности. СЛУШАЛИ: 3. Прошение Преосвященного митрополита Саранского и Мордовского Варсонофия о назначении игумена Иннокентия (Руденко) на должность наместника Рождество-Богородичного Санаксарского монастыря. ПОСТАНОВИЛИ: Назначить наместником Рождество-Богородичного Санаксарского монастыря игумена Иннокентия (Руденко). СЛУШАЛИ: 4. Прошение Преосвященного митрополита Ташкентского и Среднеазиатского Владимира об освобождении игумена Григория (Палехова) от должности наместника Свято-Троице-Георгиевского мужского монастыря города Чирчика в Узбекистане и о назначении на эту должность иеромонаха Нектария (Блинова). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Освободить игумена Григория (Палехова) от должности наместника Свято-Троице-Георгиевского мужского монастыря города Чирчика в Узбекистане. 2. Назначить наместником Свято-Троице-Георгиевского мужского монастыря города Чирчика в Узбекистане иеромонаха Нектария (Блинова). СЛУШАЛИ: 5. Прошение Преосвященного митрополита Пермского и Соликамского Мефодия об освобождении игумена Антония (Щукина) от должности наместника Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря Пермского края по состоянию здоровья. ПОСТАНОВИЛИ: Освободить игумена Антония (Щукина) от должности наместника Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря Пермского края по состоянию здоровья. СЛУШАЛИ: 6. Прошение Преосвященного митрополита Тульского и Белевского Алексия о благословении на переименование Спасо-Преображенского мужского монастыря города Белева Тульской области в связи с включением в его состав комплекса зданий бывшего Крестовоздвиженского женского монастыря в Спасо-Преображенский-Крестовоздвиженский мужской монастырь города Белева Тульской области. ПОСТАНОВИЛИ: Благословить переименование Спасо-Преображенского мужского монастыря города Белева Тульской в Спасо-Преображенский-Крестовоздвиженский мужской монастырь города Белева Тульской области.

http://pravoslavie.ru/43745.html

В 1933 г. на территории монастыря организовали экспериментальную базу Крымской плодово-ягодной опытной станции. От монастыря остались лишь постройки, старые склепы и надгробия, тенистый парк, фонтан. Да еще долго в народе ходили слухи о спрятанных монахинями сокровищах, некоторые даже искали их, но не нашли. В годы Великой Отечественной войны в зданиях станции устроили штаб гитлеровцы. В 1942 г. его разгромили партизаны, уничтожив средства связи и важные документы. А 13 апреля 1944 г. в бою за освобождение села Учебное погибли четверо бойцов, они похоронены на кладбище, где им поставили памятник. После войны в Учебном организовали сельскохозяйственную школу, в которой готовили садоводов и виноградарей. Впоследствии в этом живописном месте с чистым лесным воздухом открыли пионерский лагерь «Тополек». Возрождение Топловского женского монастыря началось в 1992 г., когда собрание верующих сел Учебное и Тополевка решило создать православную общину храма «Всех скорбящих Радость». Они обратились в Совет министров Крыма и к председателю Белогорского Совета народных депутатов с просьбой вернуть храм, в котором в то время находился спортзал и бильярдная. Первую Божественную литургию 8 августа 1992 г. совершил архимандрит Филипп (Стецюренко), преподаватель Одесской семинарии, ему помогали протоиерей Алексей Емельяненко, благочинный Белогорского округа, настоятель Никольского храма в городе Белогорске и священник Владимир Карпец, настоятель Успенского храма в городе Старый Крым. В храм не пустили, поэтому служба была в сквере, под открытым небом. После литургии провели молебен с водосвятием. Этот день совпал с 130-летием со дня закладки первого монастырского храма. 8 июня 1993 г. Совет по делам религий при Кабинете министров Украины зарегистрировал устав Топловского Свято-Параскевиевского женского монастыря, его настоятельницей стала монахиня Алевтина (Латай), возведенная в сан игумении. Это на ее плечи легли тяжелые заботы о восстановлении обители. Она управляла монастырем до 1996 г., а затем отправилась на покой в Покровский монастырь в Киеве. Ее сменила старшая сестра монахиня Рафаила (Краснова). А в 1998 г. в истории монастыря в четвертый раз появилось имя Параскевы. Игумения Параскева (Нина Михайловна Тищенко) в Топловский монастырь приехала впервые в храмовый праздник, ступила на плиты перед храмом и вдруг поняла, что это её дом. Сначала осталась послушницей, выполняла любую работу, а в 1997 г. приняла постриг в Топловском монастыре. В 1998 г. её возвели в сан игумении. Владыка Лазарь отслужил Божественную литургию прямо под сенью высоких деревьев.

http://sobory.ru/article/?object=01384

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 МАРИЯ ОБРЕТЕ БЛАГОДАТЬ У БОГА, ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Список иконы Божией Матери " Мария обрете благодать у Бога " , нач. XIX в. " Мария обрете благодать у Бога " , чтимая икона Белогорского Воскресенского монастыря Празднование 23 декабря (местн.) В 1830-х годах этот образ Богородицы был принесен одной странницей из Киева и пожертвован в пещеры будущего Белогорского Воскресенского монастыря . Более сорока лет икона находилась в сыром пещерном воздухе Александро-Невского храма и не истлела, даже краски на ней не потускнели, хотя остальные иконы самое большое 10 лет могли сохраниться в пещерах. Когда все иконы в храме покрывались каплями от влаги, то она была сухая, а когда все иконы высыхали, то этот образ становился влажным и покрыт каплями воды. Потом она была перенесена в наземный Вознесенский храм, где была размещена над правым клиросом. Оригинал иконы и ее списки исчезли во время разорения монастыря 28 мая 1918 года красногвардейцами. До 2007 года было даже неизвестно, как выглядит этот чтимый образ Богоматери. Долго искали хотя бы описание или репродукцию ее и священники, и насельники монастыря. Посылали запрос по интернет-почте в Киево-Печерскую Лавру и семинарию, по знакомым спрашивали и искали ее в Киеве - все безрезультатно. Тогда, смирившись, решено было ждать, пока Божия Матерь Сама не захочет явить этот Свой образ. После долгих поисков, благодаря трудам и усилиям многих людей, была найдена и привезена в Воронеж одна из копий чудотворной иконы, сделанная, по оценкам специалистов, в начале XIX века. Предположительно, это список с одной из двух копий, которые были написаны еще в монастыре сразу после того, как от оригинальной иконы стали совершаться исцеления. По стилю письма, по анализу дерева, специалистами были установлены место и время написания иконы. Было потрачено большое количество времени и сил для того, чтобы восстановить ее историю, так как образ крайне редкий и не присутствует ни в одном из списков Богородичных образов.

http://drevo-info.ru/articles/22142.html

ПОСТАНОВИЛИ: Назначить настоятельницей Свято-Вознесенского женского Жапского монастыря Флорештского района Молдовы монахиню Арсению (Борденюк) с возложением наперсного креста по должности. СЛУШАЛИ: 3. Прошение Преосвященного митрополита Саранского и Мордовского Варсонофия о назначении игумена Иннокентия (Руденко) на должность наместника Рождество-Богородичного Санаксарского монастыря. ПОСТАНОВИЛИ: Назначить наместником Рождество-Богородичного Санаксарского монастыря игумена Иннокентия (Руденко). СЛУШАЛИ: 4. Прошение Преосвященного митрополита Ташкентского и Среднеазиатского Владимира об освобождении игумена Григория (Палехова) от должности наместника Свято-Троице-Георгиевского мужского монастыря города Чирчика в Узбекистане и о назначении на эту должность иеромонаха Нектария (Блинова). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Освободить игумена Григория (Палехова) от должности наместника Свято-Троице-Георгиевского мужского монастыря города Чирчика в Узбекистане. 2. Назначить наместником Свято-Троице-Георгиевского мужского монастыря города Чирчика в Узбекистане иеромонаха Нектария (Блинова). СЛУШАЛИ: 5. Прошение Преосвященного митрополита Пермского и Соликамского Мефодия об освобождении игумена Антония (Щукина) от должности наместника Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря Пермского края по состоянию здоровья. ПОСТАНОВИЛИ: Освободить игумена Антония (Щукина) от должности наместника Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря Пермского края по состоянию здоровья. СЛУШАЛИ: 6. Прошение Преосвященного митрополита Тульского и Белевского Алексия о благословении на переименование Спасо-Преображенского мужского монастыря города Белева Тульской области в связи с включением в его состав комплекса зданий бывшего Крестовоздвиженского женского монастыря в Спасо-Преображенский-Крестовоздвиженский мужской монастырь города Белева Тульской области. ПОСТАНОВИЛИ: Благословить переименование Спасо-Преображенского мужского монастыря города Белева Тульской в Спасо-Преображенский-Крестовоздвиженский мужской монастырь города Белева Тульской области.

http://patriarchia.ru/db/text/1368308.ht...

Протоиерей Алексий Марченко. Красногвардейский штурм подворья Белогорского монастыря в Перми в феврале 1918 года 23 марта 2021 г. 13:40 Многочисленные работы светских и церковных ученых, посвященные истории Русской Церкви в период Октябрьской революции и Гражданской войны 1 , неизбежно затрагивают различные аспекты репрессивной политики большевиков в отношении духовенства и мирян. Однако целый ряд вопросов, связанных с этой чрезвычайно важной для Церкви темой, имеющей прямую связь с процессом прославления новомучеников, развитием современной агиографии и литургики, по-прежнему остается малоизученным. Статья опубликована в  «Журнале Московской Патриархии»  ( 2, 2021 ,  PDF-bepcuя ). По мнению историка С. В. Леонова, «ряд ключевых проблем не получил пока убедительного разрешения и носит дискуссионный характер. Среди них: непосредственные цели политики большевиков по отношению к Церкви в этот период и факторы антицерковного террора; соотношение террора " сверху " (со стороны официальных структур) и " снизу " ; позиция преобладающей части городского и сельского населения; численность подвергшихся репрессиям священнослужителей, прихожан и т.д.» 2 . Против богоборцев — крестным ходом и набатным звоном Недостаток документального материала и тенденциозность его изучения привели к возникновению в массовом церковном сознании ложных стереотипов, в том числе о стихийном характере красного террора, мученически кротком поведении церковных иерархов и духовенства, безответности карательных акций советских властей со стороны Церкви. Во многом такие штампы стали возможны по причине недостаточного осмысления как с церковно-­исторической, так и с нравственно-канонической стороны форм церковного сопротивления гонениям. Преодоление указанных стереотипов на современном этапе становится исключительно важным и возможно на основе беспристрастного комплексного изучения всех имеющихся данных, собранных в каждой епархии Русской Православной Церкви. Анализируя антицерковные акции советской власти периода подготовки и проведения в жизнь декрета «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» конца 1917 — начала 1918 года, историки не раз отмечали, что некоторые из них заканчивались столкновениями верующих с военизированными формированиями большевиков — отрядами Красной гвардии, которые обычно приводили к жертвам с церковной стороны. В этом неравном противостоянии Церковь обретала своих первых новомучеников. Хрестоматийным примером является попытка силового захвата жилых помещений Александро-Невской лавры в Петрограде 19 января 1918 года. Тогда лавру удалось отстоять, но в результате столкновения красногвардейцев с верующими был убит петроградский протоиерей священномученик Петр Скипетров. На попытку захвата лавры православные жители столицы ответили массовыми крестными ходами по улицам города 3 .

http://patriarchia.ru/db/text/5790710.ht...

Характерно, что именно крестные ходы в то время стали наиболее распространенной, безупречной с религиозно-нравственной точки зрения, формой выражения протеста и сопротивления церковного народа действиям богоборцев. Сопровождаемые колокольным звоном городских и сельских храмов, крестные ходы представляли собой вполне традиционные массовые мероприятия церковно-литургического характера. Однако в условиях разворачивавшихся гонений они приобретали иной смысл, становясь акцией солидарности верующих и ­одновременно ­методом психологического устрашения представителей советской власти. Крестные ходы состоялись в Москве, Нижнем Новгороде, Перми, Воронеже и других городах. Не везде удалось сохранить мирный характер церковных шествий. В Харькове, Нижнем Новгороде, Владимире, Саратове, Туле, Воронеже, Шацке, Вятке устроенные без разрешения местных властей крестные ходы привели к столкновениям и кровопролитию4. Всего, по данным официальных советских источников, с января по май 1918 года «в волнениях на религиозной почве» погибло 687 человек5. Необходимо признать, что не только Православная Церковь несла потери, и акции подавления властями народного протеста не всегда оставались безответными со стороны веру­ющих. В отдельных епархиях борьба духовенства и мирян с богоборческой властью приобретала очаговый вооруженный характер. Неожиданно для себя большевики получали адекватный отпор. В результате оборонительных действий, организованных духовенством с использованием набатного звона и применением оружия, в течение только одного года (вторая половина 1918 — первая половина 1919 г.) было убито 138 коммунистов6. Такие случаи были немногочисленны, но именно они часто становились причиной обвинений духовенства в нарушении нравственно-канонических границ, подстрекательстве народа к мятежу против советской власти и оправданием последующих советских карательных акций.Один из таких эпизодов вооруженного сопротивления верующих властям имел место в феврале 1918 года в Пермской епархии при реквизиции имущества подворья Белогорского Свято-Николаевского мужского миссионерского монастыря.

http://e-vestnik.ru/analytics/aleksiy_ma...

В годы Первой мировой войны пермский архиерей принимал деятельное участие в помощи воинам, посещал раненых, поступавших с октября 1915 г. в пермский лазарет; предписал ввести во всех монастырях Пермской епархии «неусыпаемое круглосуточное чтение акафистов Господу, Божией Матери и святым»; благословил после прочтения акафиста прочитывать молитву о даровании победы и молитву об упокоении воинов; благословил всем женских монастырям епархии выделить по 2 человека для сбора пожертвований по селам и деревням на нужды воинов, на содержание лазаретов и на пасхальные подарки. Заботясь о миссионерской деятельности среди старообрядцев , епископ способствовал организации в Пермской губернии единоверческих приходов. Поскольку из-за недостатка пастырей многие единоверческие приходы подолгу оставались без священников, стараниями архиерея в Перми были учреждены пастырские курсы для подготовки единоверческих священнослужителей. Обучение заканчивалось торжественным богослужением, литургию в единоверческом храме совершал по Служебнику XVI в. сам епископ. В 1916 г. в Пермской епархии были созданы миссионерские курсы по обличению неверия и социализма, проводившиеся под руководством пермского епархиального миссионера А. Г. Куляшева. Слушателям сообщались сведения о совр. состоянии атеизма за границей и в России с научной постановкой вопросов о Боге, мире и человеке, причем обращалось особенное внимание на те положения в вопросах веры, которые оспаривались атеистами. Слушатели курсов проводили миссионерские беседы, по праздникам и воскресным дням учились произносить в храмах проповеди, которые затем разбирались на лекциях. В 1916 г. ездил на фронт, где 12 августа имел в ставке беседу с императором Николаем II . Епископ считал пагубным равнодушие многих архиереев Русской Церкви к проблемам современной общественной жизни, высказывал императору свое негативное отношение к некоторым сторонам государственной политики, резко отрицательно относился к Г.Е. Распутину , который боялся владыки. При еп. Андронике было построено несколько храмов, в т. ч. величественный собор Белогорского монастыря . При одном из храмов было организовано попечительство о бедных, имевшее свою столовую, где обеды выдавались по дешевой цене всем желающим, а нуждающимся - бесплатно. При свечном заводе и на подворье Белогорского монастыря открылись книжные лавки. При храме училища слепых был устроен детский приют. Воскресенская церковь содержала на свой счет богадельню, в которой жили ок. 50 престарелых. При кафедральном соборе организовалось общество хоругвеносцев, насчитывавшее несколько десятков чел., в 1917 г. была создана дружина по охране собора и архиерейского дома. Владыка придавал большое значение кружкам ревнителей благочестия, в которых видел помощников пастырям в христианском воспитании народа, устраивал паломничества к святым местам.

http://drevo-info.ru/articles/3622.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010