XIX в. из Киева. В 1874 г. была написана ее копия на металле и оставлена в пещере, а чудотворный образ перенесен в построенную над могилами Шерстюковой и Тищенко деревянную Вознесенскую ц. (в наст. время местонахождение икон неизвестно). В 1880 г. в Б. м. привезли частицы мощей афонских святых, частицы Животворящего Креста и камня от Гроба Господня. Останки первых пещерокопателей первоначально были погребены на вершине горы, над устроенными ими пещерами, затем перенесены в нижний этаж Вознесенского храма. Над каменными надгробиями подвижников неусыпно читалась Псалтирь. В 1865 г. общинники подали прошение в Святейший Синод об офиц. открытии мон-ря, но получили отказ. Фактически же мон-рь существовал с 1866 г., когда был введен общежительный устав. Братия была приписана к Дивногорскому Успения Богородицы мон-рю . Первыми заведующими пещерами были иеромонахи Иероним (1866-1872) и переведенные из Митрофанова воронежского мон-ря Авраам (1872-1875) и Петр (1875 -1906, с 1882 игумен). Указом Святейшего Синода 20 дек. 1882 г. при Белогорских пещерах был учрежден Белогорский Воскресенский нештатный общежительный муж. мон-рь, первоначально называемый Александро-Невским, а зав. пещерами переименован в настоятеля в сане игумена. В 1866-1882 гг. при пещерах были построены Воскресенская трапезная ц., гостиница для паломников и братские кельи. С 1886 г. при Б. м. действовали школа-приют на 100 мальчиков-сирот, приходская школа и ремесленное уч-ще, где обучались грамоте, церковному пению и различным ремеслам 40-50 чел. из окрестных сел и г. Павловска. Обитель владела свечной и иконной лавками, рыбными промыслами на Дону, более 230 дес. земельных угодий, ветряной мельницей и кузницей, имела своих коров и лошадей, братия выращивала сад, разводила пчел. В условиях засушливого степного климата были предприняты успешные попытки улучшить водоснабжение мон-ря: в 1879 г. началось строительство водопровода. Вода подавалась из колодца, выкопанного на берегу Дона, по трубам вначале при помощи лошадиной тяги, затем посредством керосинового двигателя.

http://pravenc.ru/text/77930.html

Еще будучи архимандритом лавры, А. ежегодно 13 авг. служил заупокойную литургию и панихиду по др. Воронежскому святителю - Тихону (Соколову). Будучи Воронежским архиереем, 20 мая 1846 г. А. сообщил Святейшему Синоду об обретении нетленных мощей свт. Тихона. В окт. 1846 г. А. вновь свидетельствовал перед Синодом о всенародном почитании свт. Тихона и после повторного освидетельствования мощей ходатайствовал о его прославлении. За неск. часов до кончины А. писал имп. Николаю I о всеобщем почитании святителя. Заботами А. на Воронежской кафедре был обновлен архиерейский дом, расширена крестовая ц., перестроено здание консистории и соборная колокольня. На средства благотворителей, а также на собственные средства А. были открыты новые и отремонтированы старые приходские церкви в Воронеже, в 1834-1846 гг. построено 63 новых храма. В 1828 г. восстановлен древнейший Дивногорский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь, переведен на прежнее место воронежский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь, организованы иноческие общины, ставшие позже Белогорским в честь Воскресения Господня и Тюниным мон-рями. 1 сент. 1836 г. открыт учрежденный по прошению А. первоклассный Митрофанов в честь Благовещения Пресв. Богородицы мон-рь при воронежском кафедральном Благовещенском соборе (возобновленном А. в 1833), где покоились мощи свт. Митрофана; священноархимандритом обители стал А. В 1839 г. в мон-ре был сооружен и освящен храм во имя свт. Митрофана с кельями и трапезной, в 1833-1845 гг. в епархии было освящено более 20 храмов и приделов во имя святителя. В 1841 г. А. освятил Покровский храм, являющийся в наст. время кафедральным собором Воронежской епархии. В 1845 г. начато строительство собора во имя Владимирской иконы Божией Матери в задонском в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ре, возобновлен Михаило-Архангельский собор в Митрофановском Благовещенском мон-ре. Особое внимание А. уделял развитию духовных школ и просвещению. В 1837-1838 гг. были открыты духовные уч-ща в Задонске и Павловске.

http://lib.cerkov.ru/authors/1093

Еще будучи архимандритом лавры, А. ежегодно 13 авг. служил заупокойную литургию и панихиду по др. Воронежскому святителю – Тихону (Соколову). Будучи Воронежским архиереем, 20 мая 1846 г. А. сообщил Святейшему Синоду об обретении нетленных мощей свт. Тихона. В окт. 1846 г. А. вновь свидетельствовал перед Синодом о всенародном почитании свт. Тихона и после повторного освидетельствования мощей ходатайствовал о его прославлении. За неск. часов до кончины А. писал имп. Николаю I о всеобщем почитании святителя. Заботами А. на Воронежской кафедре был обновлен архиерейский дом, расширена крестовая ц., перестроено здание консистории и соборная колокольня. На средства благотворителей, а также на собственные средства А. были открыты новые и отремонтированы старые приходские церкви в Воронеже, в 1834–1846 гг. построено 63 новых храма. В 1828 г. восстановлен древнейший Дивногорский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь, переведен на прежнее место воронежский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь, организованы иноческие общины, ставшие позже Белогорским в честь Воскресения Господня и Тюниным мон-рями. 1 сент. 1836 г. открыт учрежденный по прошению А. первоклассный Митрофанов в честь Благовещения Пресв. Богородицы мон-рь при воронежском кафедральном Благовещенском соборе (возобновленном А. в 1833), где покоились мощи свт. Митрофана; священноархимандритом обители стал А. В 1839 г. в мон-ре был сооружен и освящен храм во имя свт. Митрофана с кельями и трапезной, в 1833–1845 гг. в епархии было освящено более 20 храмов и приделов во имя святителя. В 1841 г. А. освятил Покровский храм, являющийся в наст. время кафедральным собором Воронежской епархии. В 1845 г. начато строительство собора во имя Владимирской иконы Божией Матери в задонском в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ре, возобновлен Михаило-Архангельский собор в Митрофановском Благовещенском мон-ре. Особое внимание А. уделял развитию духовных школ и просвещению. В 1837–1838 гг. были открыты духовные уч-ща в Задонске и Павловске.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Smirni...

В октябре 2005 года в пещерный храм была передана частица мощей святого благоверного князя Александра Невского, а в 2006 году в храме уже регулярно совершались богослужения. Небольшая часть братии сейчас проживала на хуторе Кирпичи, между Белогорьем и монастырём. Официально возрождён 2 октября 2013 года решением Священного Синода Русской православной Церкви. Храмы и пещеры [ править править код ] Пещеры обители, начатые усилиями подвижницы Марии, достигли более 299 аршин (около 212 метров) протяженности при ее жизни. К 1916 году протяженность пещер значительно превышала два километра. В советские годы время, военное лихолетье, и тысячи путешественников сильно повредили пещеры. К 1990-м годам они оказались частично разрушены, перекрыты завалами и осквернены. К 2000-м годам протяженность составляла около 800 метров. Александро-Невский храм [ править править код ] Первый храм будущей обители - во благоверного великого князя Александра Невского - был освящен 30 августа 1819 года Павловским протоиереем Афиногеном Печерским. После почти столетнего запустения пещер, в 2000-е годы храм стал первой возрожденной церковью восстанавливаемого монастыря. Однопредельный храм. Престольный праздник совершается на день перенесения мощей благоверного князя - 30 августа по церковному календарю. Воскресенский собор [ править править код ] Крупнейший храм обители - в честь Воскресения Христова - был заложен в настоятельство иеромонаха Петра и достроен при игумене Поликарпе. Действовал на 1882 год. Был выстроен в византийском стиле губернским архитектором Афанасьевым. В 1916 году был расписан известным мастером Щукиным и освящён. В 1931 году по распоряжению Павловского райисполкома - взорван Вознесенский храм [ править править код ] Наземный храм в честь Вознесения Господня действовал на 1882 год, был уничтожен после революции. Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Воскресение Христово (Пасха) - Переходящая дата Александр Невский, благоверный князь - 6 декабря, 12 сентября Как добраться [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Белогорский_Во...

Белогорские пещеры находились в заведовании благочинных. До прибытия на Воронежскую кафедру преосвящ. Серафима в 1865 г. не угасала мысль об учреждении в пещерах монастыря. В 1866 г. составлена была комиссия об устроении при пещерах обители и изыскании средств на содержание ее. Белогорские жители пожертвовали 18 дес. земли и рыбную ловлю на реке Дон. В том же году к Белогорским пещерам был приставлен для изыскания средств устроить обитель иеродиакон Митроф. монастыря Иероним. Помещик Подольский, по внушению о. Иеронима, пожертвовал будущему монастырю 120 дес., помещица Морозова – 93 дес. С прибытием монашествующей братии увеличились денежные средства, так что о. Иероним имел средства устроить трапезную Воскресенскую церковь, двухэтажную гостиницу, его преемник о. Авраамий построил другую, довольно поместительную церковь в честь Вознесения Господня, но сначала была поставлена в 1869 г. часовня, а затем в 1874 г. построена и освящена Вознесенская церковь. Вследствие несчастного события, имевшего место в Белогорских пещерах, о. Авраамий был устранен от заведования вновь устроенною обителью и на его место с 1879 г. был переведен духовник ставленников и крестов. иеромонах Митрофановского монастыря о. Петр. При нем, по указу св. Синода в декабре 1882 г., Высочайше повелено при Белогорских пещерах устроить мужской общежительный монастырь с наименованием его Воскресенским Белогорским. В Белогорских пещерах особенно свято чтится икона Божией Матери, именуемая «Мария благую часть избра». Она находится за правым клиросом Вознесенской теплой церкви. Перенесена икона из пещерного храма, где, находясь около 20 лет, не потускнела и сохранила свой прежний вид. По преданию, она перенесена лет 40 тому назад странницею из Киева... Эта икона свято чтится богомольцами и считается чудотворною. На иконе серебряная позлащенная риза. «Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии» выпуск 1, Воронеж. Типография В. И. Исаева, 1884 г. Комментарии и обсуждение Является пещерной частью бывшего Воскресенского Белогорского монастыря, включает подземную церковь св. Александра Невского. Основной период строительста: 1796-1866 гг. (возможно, что уже на месте существовавших, более древних рукотворных пещер). В настоящее время снова обживается церковью.

http://sobory.ru/article/?object=04290

Известно, что в средневековой Руси помимо Киево-Печерского монастыря возникали и другие обители, имевшие пещерную часть — подземные храмы, кельи, хозяйственные помещения, места монашеских погребений: Иоанно-­Богословский мужской монастырь в селе Пощупово под Рязанью, начинавший свою историю с пещерных келий (не позднее 1237), Нижегородский Печерский в честь Вознесения Господня мужской монастырь (1328 или 1330), Псково-Печерский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь (1473). Подобные пещерные обители устраивались и позднее — уже во времена Российской империи: Саровская в честь Успения Пресвятой Богородицы мужская пустынь (начало XVIII в.), Гефсиманский в честь Черниговской иконы Божией Матери мужской скит Троице-Сергиевой лавры (1844), в пещерном отделении которого к 1914 году проживало 77 насельников. Однако большинство имевших подземные помещения (в первую очередь храмы) монастырей России возникло на юге — на территории современных Воронежской и Липецкой областей, на Белгородщине (например, пещерные комплексы Костомаровского Спасского монастыря, Дивногорского Успенского монастыря; пещерный храм во имя святого Александра Невского Белогорского Воскресенского монастыря и пещерный храм во имя священномученика Игнатия Богоносца в скиту при Валуйском Успенском монастыре); некоторые из этих обителей были учреждены еще в XVII столетии. Также пещерные монастыри устраивались на территории современных Пензенской (Троице-Сканов монастырь), Оренбургской (Никольский монастырь) областей и даже за Уралом (несколько пещерных обителей в Алтайском крае). Вероятно, самым известным среди названных пещерных монастырей современной России является Свято-Успенская Псково-Печерская обитель 25 . Как повествует монастырское предание, некогда, еще в конце XIV — первой половине XV столетия, на месте будущей Псково-­Печерской обители в естественной пещере, расположенной на высоком берегу ручья Каменец, поселились несколько иноков, пришедших сюда из Киево-Печерского монастыря. Вероятно, они могли бежать сюда из-за нападений на Киев татарских ханов в поисках более тихих, глухих и спокойных для подвига и молитвы мест. Охотники из окрестного Изборска слышали в те дни на месте будущей обители прекрасное церковное пение и ощущали удивительное благоухание. Несколько десятилетий спустя владелец этой земли Иван Дементьев обнаружил вход в пещеру, над которой была кем-то высечена надпись: «Богом зданная пещера». Позднее здесь оказались обретены мощи первого местного преподобного подвижника, о котором было лишь известно, что его имя — Марк; преподобного Марка несколько раз видели молящимся неподалеку на склоне горы, над Богом зданной пещерой. Основание Псково-Печерского монастыря связано с именем пресвитера Иоанна (в монашестве — преподобного Ионы), который, поселившись здесь, ископал в земле рядом с Богом зданной пещерой Успенскую церковь. В самой же Богом зданной пещере он похоронил свою жену, принявшую перед смертью монашеский постриг с именем Васса.

http://patriarchia.ru/db/text/6111615.ht...

Управляет монастырем архимандрит. Белогорский Воскресенский монастырь в Острогожском уезде. Этот нештатный общежительный монастырь расположен на высокой горе, над р. Доном, над пещерами длиной до 2 верст, в 12 в. от хутора Морозовка (где есть почтово-телеграфная станция), в 80 верстах от станции «Подгорная» Воронежско-Ростовской жел. дороги и в 98 в. от г. Острога. Открыта обитель в 1882 г. на месте Белогорских пещер, существовавших с 1796 года и выкопанных казачкой Марией Шерстюковой и крестьянами Иваном Тищенко и Андреем Васильченко. Храмов три: в честь Вознесения Господня, в честь Воскресения и во имя Св. блгверн. князя Александра Невского. В обители особо чтится икона Божией Матери «Мария обрете благодать у Бога». При монастыре существует церковноприходская школа. Управление – игуменское. Дивногорский Успенский монастырь в Коротоякском уезде. Успенский Дивногорский монастырь находится в 7 верстах от г. Коротояка, Воронежской губернии. При монастыре имеется платформа Харьково-Балашовской железной дороги. Основан монастырь в первой половине столетия схимонахами Ксенофонтом и Иосафом, около 1640 года. В 1786 году монастырь был упразднен, и его церкви обращены в приход для слободы Селявной, в 2 верстах от монастыря, но с 1828 года его снова возобновила, причем монастырь унаследовал все имущество упраздненного в этом году Коротоякского Вознесенского монастыря. Главная соборная церковь обители во имя Успения Божией Матери каменная, устроена в 1880 г. В трапезной части храма стоит киот, в котором помещается главная святыня обители – чудотворная икона Божией Матери «Сицилийская», вторая церковь трапезная в большом каменном корпусе во имя Сицилийской Божией Матери, третья церковь – во имя Рождества Иоанна Предтечи выбита в меловой горе. При обители существует церковноприходская школа, а также гостиница для паломников. Управляет монастырем архимандрит. В Коротояке и Острогожске Дивногорская обитель имеет подворья. Донецкий Предтеченский монастырь в Богучарском уезде. Обитель расположена в 18 в. от своего уездного города. Известна она уже в под названием Успенской пустыни и тогда находилась при селе Монастырщине на берегу Дона. В 1711 г. сюда была переведена братия упраздненного Азовского Предтеченского монастыря, в 1846 году пустынь перевели на новое, теперешнее, место и соответственно переменили ее название. Управление игуменское.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

5 марта 2010 г. на Пермскую кафедру был назначен митр. Мефодий (Немцов). Благодаря усилиям митр. Мефодия начался интенсивный процесс восстановления храмов: был полностью отреставрирован 6-престольный храм Рождества Пресв. Богородицы, закончены работы в Николаевском Белогорском монастыре, в крестовом Митрофаниевском храме в архиерейском доме, в храме во имя прав. Симеона Верхотурского. Завершено строительство храмов во имя ап. Андрея Первозванного, во имя вмч. Георгия Победоносца в Перми, церквей в пермском Успенском и в Бахаревском женских мон-рях, начато возведение храмового комплекса в честь иконы Божией Матери «Всецарица». В собственность РПЦ перешло здание пермского Преображенского собора, в 2008 г. передан архиерейский дом, в котором помимо храма во имя свт. Митрофана Воронежского с приделом во имя прмц. Елисаветы Феодоровны в 2018 г. разместился Музей Архиерейского квартала. В Пермской епархии продолжаются поиски сведений о Пермских новомучениках. В янв. 2015 г. было установлено празднование Собору Пермских святых (в 1-е воскресенье после 29 янв./11 февр.), его значительную часть составляют новомученики и исповедники XX в. 29 сент. 2016 г. состоялось обретение мощей священномучеников свящ. Павла Аношкина и диак. Григория Смирнова, убитых 11 янв. 1919 г. близ с. Мокина, их мощи находятся в пермском храме Вознесения Господня. В 2016 г. Пермская епархия и Государственный архив Пермского края подписали документ о сотрудничестве и реализации совместных инициатив по патриотическому и духовному воспитанию молодежи, а также проектов по изучению, публикации и популяризации документов по истории правосл. Церкви в Прикамье. С 2010 г. издано более 20 книг, посвященных памяти Пермских новомучеников, истории Православия на Пермской земле (Храмы Пермского края (2010), Собор святых, в земле Пермской просиявших (2015), Храмы земли Чердынской (2015), Землю Пермскую молитвой освятившие (2017), Храмы Кунгура (2017), Белогорья светлая обитель (2017), Белая гора (2017) и др.). С 2013 г. издаются ежемесячный ж. «Святой источник» и детский ж. «Пермский медвежонок».

http://pravenc.ru/text/2580028.html

На утрени, на Бог Господь: тропарь воскресен дважды. Слава, святаго. И ныне, индикта. По кафисмах седальны воскресны с Богородичны их и чтение в толкованиях евангельских, еже на ряду. По непорочнах тропари, и инакои, и чтение. Степенны и прокимен гласа. Всякое дыхание: Евангелие воскресное. Воскресение Христово: Псалом 50-й. Стихира воскресна. Канон воскресен со ирмосом на 4, и Богородицы на 2, и индикта на 4, и святаго на 4. Катавасия: Крест начертав: По 3-й песня кондак индикта и святаго, и седален святаго, дважды. Слава, и ныне, индикта. И чтение жития святаго Симеона. По 6-й песни кондак воскресен и икос. И чтем пролог. На 9-й песни поем Честнейшую: Светилен воскресен. Слава, святаго. И ныне, индикта. На хвалитех стихиры воскресны 4 и индикта 3, глас 3: Превечное Слово: с припевом индикта. Таже самогласен святаго, глас 2, с припевом: Честна пред Господем/ смерть преподобных Его. От корене благаго: Слава, стихира евангельская. И ныне: Преблагословенна еси; Славословие великое. По Трисвятом тропарь воскресен точию. Ектении. И отпуст. И оглашение. И обычное и схождение. И час 1-й в притворе. И конечный отпуст. На часах глаголем тропарь воскресен. Слава, индикта. И ныне, Богородичен часов. По Отче наш: кондак индикта. На 3-м часе тропарь воскресен. Слава, святаго, И ныне, Богородичен часов. По Отче наш: кондак святаго. Такожде и на прочих часах, кондак воскресен и индикта и святаго глаголем пременяюще. На литургии блаженны воскресла гласа на 4, и от канона индикта, песнь 3-я на 4, и святаго песнь 6-я на 4. По входе тропарь воскресен, индикта и святаго. Кондак воскресен. Слава, святаго. И ныне, индикта. Прокимен, Апостол, Аллилуия и Евангелие, прежде индикта, воскресно же под зачало, таже святаго. Причастен индикта, потом святаго. Преподобный Симеон Столпник (†459) и мать его Марфа (†428). Великий подвижник христианской Церкви преподобный Симеон Столпник родился во 2-й половине IV века в Каппадокийской области Малой Азии, в селении Сисан, от благочестивых родителей, христиан Сусотиона и Марфы. В возрасте 13 лет святой Симеон, находясь в храме за воскресной службой, был глубоко тронут, слыша пение заповедей Блаженств (см.: Мф. 5, 3–12 ). Потрясенный учением Спасителя, заключенным в заповедях Блаженств, святой Симеон немедленно принял решение посвятить всего себя Господу. Не заходя домой, он уединился для молитвы и просил Господа указать ему путь спасения. Получив после молитвы во сне указание от Бога, он ушел в монастырь и слезно просил игумена принять его в число братии. Находясь в обители, святой Симеон безпрекословно исполнял монастырские послушания и в возрасте 18 лет был пострижен в иноки.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Блаженны предпразднства, песни 3-я и 6-я. Прокимен, глас 1: Уста моя возглаголют премудрость: Стих: Услышите сия, вси языцы: Апостол дне и утрешний под зачало. Таже святаго, ко Евреем, зачало 335. Аллилуия, глас 2: Уста праведнаго поучатся премудрости: Стих: Закон Бога его в сердце его: Евангелие дне и утрешнее под зачало. И святаго Евангелие от Иоанна, зачало 36. Причастен: В память вечную: Подобает ведати , яко аще случится предпразднство Входа Пресвятыя Богородицы в неделю: В СУББОТУ НА МАЛОЙ ВЕЧЕРНИ Стихиры воскресны и Богородицы, по обычаю. НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ По обычной кафизме, на Господи, воззвах: стихиры воскресны 3, и восточен 1, Анатолиев, и предпразднства 3, и преподобнаго Григория 3. Слава, предпразднства. И ныне, Богородичен 1-й гласа. На литии обычное. На стиховне стихиры воскресны. Слава и ныне, предпразднства. На благословении хлебов тропарь: Богородице Дево, радуйся: трижды. Аще ли несть бдения, глаголем тропарь воскресен. Слава, Григория, глас 3 (зри день сей выше). И ныне, предпразднства. На Бог Господь: тропарь воскресен дважды. Слава, Григория. И ныне, предпразднства. По кафизмах седальны воскресны и Богородичны их. Таже полиелей и тропари: Ангельский собор: ектения, ипакои гласа, степенна, прокимен, и Евангелие воскресно, и прочее до канона. Канон воскресен со ирмосом на 4, и Богородицы на 2, и предпразднства на 4, и преподобнаго Григория на 4. Катавасия: Отверзу уста моя. По 3-й песни кондак предпразднства и икос; и кондак Григория. Слава, седален его. И ныне, предпразднства. По 6-й песни кондак воскресен и икос. На 9-й песни поем Честнейшую: Светилен воскресен. Слава, Григория. И ныне, предпразднства. На хвалитех стихиры воскресны 4 и предпразднства подобны 3, писаны на стиховне, и самогласен их, с припевы. Слава, стихира Евангельская. И ныне, Преблагословенна еси: Славословие великое. По Трисвятом Тропарь воскресен точию, ектении, и отпуст, и час 1. На 1-м часе тропарь воскресен. Слава, предпразднства. И ныне, Богородичен часов. По Отче наш: кондак предпразднства. На 3-м часе тропарь воскресен. Слава, Григория. И ныне, Богородичен часов. По Отче наш: кондак воскресен. Такожде и на прочих часех глаголем кондак воскресен и предпразднства, пременяюще.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010