Указ о возрождении обители повлек многочисленные пожертвования жителей Карачевского и Брянского уездов: помещики Савельевы поднесли в дар пустыни ковчег с частицами мощей 35 святых, в мае 1731 года. И.Алымов предоставил Белобережской пустыни пустошь Полпино, в 1733 году помещик Т.Д.Житков пожертвовал в вечное пользование земли в урочище Царево Займище Карачевского уезда. В 1732 году Указом Святейшего Синода обители были отписаны 30 десятин «пустовой благовещенской земли». Впоследствии вкладчиками обители были обер-прокурор Синода Н.Самойлов, полковник Турчанинов, действительный статский советник Коллегии экономии П.В.Хитрово, поручик В.Тютчев, сержант гвардейского Семеновского полка А.Алымов, полковник Г.Е.Замятин и другие. Еще при монахе Серапионе началось строительство каменных зданий. В 1732–1735 годах в обители был построен каменный Владимирский храм с двумя приделами – Иоанна Воина и Николая Чудотворца. Первоначально этот храм планировался как деревянный, на что было дано разрешение Синодального Казенного Приказа еще в 1729 году, однако благотворители монастыря изыскали возможность построить каменный храм. В 1738–1755 годах он был надстроен вторым этажом. После окончания надстройки и повторного освящения храма, в нем было 4 престола. В 1833–1837 годах соборный храм был расширен к югу. В новой пристройке, в верхнем этаже, был устроен придельный храм во имя иконы Божией Матери «Взыскание погибших», а в нижнем – во имя Трех Святителей. Таким образом, общее количество престолов в этом храме достигло шести, что является абсолютным рекордом для храмов современной Брянщины. В храме помещалось свыше пяти тысяч молящихся. Соборный храм был длинен и довольно высок, в архитектурном плане тяготел к украинскому барокко. На его стенах с наружной стороны имелись священные изображения, а над входом в нижний храм – крупная икона Свенской (Печерской) Божьей Матери. Иконостас нижнего храма и вся его отделка были гораздо проще, чем верхнего. Живопись была выполнена в греческом и итальянском стиле.

http://sobory.ru/article/?object=07563

Окончательная гибель обители произошла в военное и послевоенное время. Все монастырские храмы и колокольня были разрушены до основания, кирпич пошёл на восстановление Брянска. Территория бывшего монастыря была передана под нервно-соматический санаторий, который с 1956 года был перепрофилирован в детский санаторий. В 1950-1970-е годы здесь было построено несколько новых жилых, учебных и хозяйственных корпусов, котельная и другие объекты. Из монастырских построек до наших дней сохранилось несколько жилых корпусов и часть монастырской ограды с юго-восточной башней, утратившей верхний ярус. Современное состояние [ править править код ] Решение о передаче построек Белобережского детского санатория (бывшей Белобережской пустыни) Брянскому епархиальному управлению было принято Брянской областной Думой 30 октября 2003 года. Фактически передача территории монастыря с находящимися на ней постройками и коммуникациями в ведение Брянской Епархии состоялась 14 января 2004 года. Решением Священного синода Русской православной церкви от 17 августа 2004 года (журнал «мужской монастырь Бело-Бережской пустыни в честь Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна» был возобновлён как действующий. Первоначально предполагалось в стенах Белобережского монастыря разместить и Брянское духовное училище, однако ввиду удалённости от города оно не привлекло достаточного количества учащихся и в последующем было перенесено в Брянск. В настоящее время на территории Белобережской пустыни ведутся ремонтно-восстановительные работы, но из-за отсутствия должного финансирования современный вид монастыря по-прежнему не привлекателен для туристов и паломников. Постройки Пустыни [ править править код ] Храм Рождества Иоанна Предтечи Этот небольшой, наскоро возведённый деревянный храм стал первым храмом новоустраиваемой обители. Разрешение на его постройку белобережские монахи испрашивали не один год, и только в феврале 1721 года добились желаемого. К освящению храма Евдокия Фёдоровна Лопухина, первая жена Петра I, пожертвовала обители три иконы: Святой Троицы, Владимирской Богоматери и Иоанна Предтечи. До настоящего времени не сохранилось никакого описания этого храма, но, по-видимому, он был оформлен довольно скромно и ничем не примечателен в плане архитектуры.

http://azbyka.ru/palomnik/Белобережская_...

Строительство колокольни было вновь начато в мае 1847 года, при губернском архитекторе И. П. Лутохине, который осуществлял общий надзор за постройкой. Величественная пятиярусная колокольня, покрытая белым железом, была полностью возведена к 1849 году. Её высота составила 33 сажени. На колокольне установили 10 колоколов, самый большой из которых, весом в 646 пудов, подняли только в 1856 году. Другие колокола имели вес 317 пудов, 157 пудов, 52 пуда и так далее. Звон белобережских колоколов в хорошую погоду был слышен за 10—12 вёрст. С третьего яруса колокольни можно было любоваться видами окрестности; отсюда просматривались и город Брянск, и Свенский монастырь. В начале XX века между третьим и четвёртым ярусами колокольни были установлены часы с боем. Размер чёрного с позолоченными цифрами циферблата был около полутора метров, что позволяло определять время с расстояния до двух километров. Механизм тонкими тросами связывался с колоколами на третьем ярусе, и часы мелодично отбивали время каждые 15 минут. Часы приводились в движение с помощью двух тросов с гирями по 40-50 кг, которые поднимали при помощи ворота. Одного завода часов хватало на две недели. Около 1926 года по вине воспитанников детгородка вся внутренняя деревянная часть колокольни сгорела вместе с часами. В уцелевшем кирпичном корпусе колокольни лесничество оборудовало вышку для обнаружения лесных пожаров. В первые месяцы Великой Отечественной войны колокольня, служившая хорошим ориентиром для вражеской авиации среди лесного массива, была полностью снесена. Собор в честь иконы Божией Матери «Троеручица» («новый») В 1876 году в монастыре освятили новый пятиглавый двухэтажный каменный однопрестольный соборный храм в честь иконы Божией Матери «Троеручица», выполненный в русском стиле. Его строительство было начато ещё в 1861 году. Главным строителем этого храма был игумен Израиль, который нашёл средство выплатить долги, сделанные по постройке его предшественником, игуменом Анастасием, и привлёк многих новых жертвователей, помогших ему завершить постройку.

http://azbyka.ru/palomnik/Белобережская_...

Очень важным местом в центральной России, где переплетались духовные нити, шедшие от старца Паисия, был также Брянский Свенский монастырь Орловской епархии. Там проживали в начале XIX века монах Серафим и схимонах Афанасий, тот самый, который доставил митрополиту Гавриилу Добротолюбие. Схимонах Афанасий, из сенатских секретарей, оставив мир, странствовал по Святой Афонской Горе и по Молдавии, жил в обители старца Паисия, который поручил его своему ученику Софронию, занимался переводами и списыванием отеческих книг. В 1805 году, живя уже в Свенском монастыре, он получил от старца Софрония наставление не вмешиваться в монастырские порядки и жить молча. Скончался в том же Свенском монастыре в 1811 году на руках старца схимонаха Афанасия (Захарова), которому перед смертью вручил свой замечательный сборник из творений святых отцов. Проживая в Свенском монастыре, старец Афанасий вместе со старцем Серафимом имели духовное влияние на проживавшего там некоторое время будущего настоятеля Оптиной Пустыни Тимофея Путилова Там же имел возможность узнать от старцев духовное делание настоятель монастыря, впоследствии ректор Московской Духовной Академии, Калужский епископ и Киевский митрополит, покровитель монашества и старчества знаменитый Филарет. На эти встречи и сожительства в Брянском монастыре следует обратить особое внимание. Здесь установились те связи, которые потом откликнулись в другом месте, как мы увидим дальше. В духовной связи с Брянским монастырем стоит группа пустынножителей Смоленской епархии, подвизавшихся в конце XVIII и в начале XIX века в лесных скитах Рославльского уезда. Эта своеобразная группа русских пустынников состояла в близком общении со старцем Паисием. В нее входили и непосредственные ученики старца, каковы Досифей, проживший 40 лет в Рославльских лесах, Арсений, впоследствии перешедший в Псковский Никандров монастырь, и другие подвижники, не знавшие лично старца Паисия: иеродиакон Анастасий, Афанасий, бывший последние 19 лет своей жизни духовником Свенского монастыря, Арсений из Белобережской пустыни, Моисей и Антоний Путиловы, перешедшие потом в Оптину Пустынь вместе с пустынниками Иларием и Дорофеем.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

В честь преподобного Ионы Киевского на его родине в Кременчуге назвали улицу Кременчуг, 5 декабря 2013 г. Сразу две улицы в городе Кременчуге (Полтавская область) были переименованы в улицу Ионинскую. Такое решение приняли депутаты горсовета на сессии 26 ноября, сообщает портал " в " . Известно, что преподобный Иона (в миру — Иоанн Мирошниченко) родился в пригороде Кременчуга, Крюкове, в бедной семье крестьян. Отсюда отбыл в Саров к преподобному Серафиму, у которого прожил на послушании 8 лет. Затем в его жизни была Брянская Белобережская пустынь, где он принял монашеский постриг и откуда пришел в Киев. А уже в Киеве основал знаменитый Троицкий монастырь и прославился строгой иноческой жизнью и многими чудесами. Жители Кременчуга хранят память о своем знаменитом, святом земляке. А идея назвать в честь него улицу родилась еще в 2007 году. Тогда с такой инициативой выступили в городской прессе сотрудники Кременчугского краеведческого музея. Их поддержали местные энтузиасты, а также духовенство Киевского Троицкого Ионинского монастыря, но процесс в силу различных причин двигался не быстро. Долго искали, какую улицу можно назвать именем преподобного. В результате были переименованы Штабная и Логинова. Для такого решения было два соображения. Во-первых, это не повлекло никаких материальных затрат для города — по этим улицам не прописан ни один человек, не зарегистрировано ни одного предприятия или организации. А во-вторых, именно здесь планируется строительство главного храма Кременчугской епархии — кафедрального собора во имя апостола Андрея Первозванного. Таким образом, адрес собора будет: улица Ионинская, 1. В связи с переименованием братия Киевского Троицкого Ионинского монастыря выразила намерение изготовить мемориальный знак в честь преподобного Ионы Киевского, чтобы установить на Ионинской улице — пока что единственной в Украине. 6 декабря 2013 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/66487.html

членом Импер. Моск. Археолог. Общества и Тул. губерн. Статист. Комитета. Одновременно с письмом Н. И. Троицкий прислал мне и прекрасно изданную им в настоящем году в Туле свою книгу, – под заглавием: „Тульский Богородичный общежительный мужской монастырь, что в Щеглове», и бюллетень заседания Рижского Археологическая съезда, 7 августа сего 1896 года, в котором изложено резюме его реферата, прочитанного на съезде: „Влияние космологии на иконографию византийского купола (по поводу новооткрытых фресок в Новгородском Софийском соборе)». Только что названная новая книга г. Троицкого, помимо всей серьезности и деловитости своего изложения, обычно присущих ее почтенному автору, обращает на себя внимание весьма изящною своею внешностию, – и бумага, и рисунки, и фототипический факсимиле, и самый шрифт, и даже формат книги ничего не заставляют желать лучшего; так что по всей справедливости можно сказать, что появление подобного издания трудно бы было ожидать в провинциальном городе, если бы действительность не уверяла в противном, и рассматриваемые качества мы привыкли встречать почти исключительно лишь в столичных изданиях, и в изданиях особенно больших городов, напр. Киева, Одессы, Варшавы, Казани. Смело можно сказать, что новая книга г. Троицкого могла бы послужить во всех отношениях прекрасным образцом для тех изданий об о. Макарии, которые предположены нашею Архивною Комиссиею. Вместе с тем, рассматриваемую книгу было бы хорошо принять за образец многочисленным обителям Орловской епархии при издании их исторических описаний. В деле иллюстрирования подобных изданий в значительной степени несомненно мог бы оказать им свое опытное содействие вступающий в члены нашей архивной Комиссии П. А. Алпатов, у которого уже и есть готовый материал, напр, для иллюстраций в историческому описанию Брянской Белобережской пустыни и др. А так как древняя Болховская Оптина пустынь доселе не имеет отдельно изданного исторического описания, то в настоящую именно пору и было бы весьма благовременно для нее издать таковое, тем более, что она теперь привлекает в себе особенное внимание многих и многих, хотя, впрочем, и всегда стекались в ней почитатели святыни, по благоговению к украшающей ее с давних пор чудотворной Тихвинской иконе Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

16-17 декабря 1924 г. на своем заседании Губернская комиссия по учету и рациональному использованию церковного имущества рассмотрела описи Севской уездной фондовой комиссии по Площанскому, Троицкому и Спасскому монастырю, и постановила: «Проделанную работу по учету имущества по монастырям признать небрежной, ... выяснить виновного за допущенные неправильности, внесенные в описи при распределении имущества на ликвидное и освященное». При закрытии монастыря встал вопрос и о мощах старца Василия Кишкина, умершего в монастыре и похороненного там же в 1831 г. Иеромонах Василий - в миру Владимир Тимофеевич Кишкин принадлежал к дворянскому роду Кишкиных Фатежского уезда Курской губернии. Несколько лет он прожил на Афоне в Ильинском скиту, основанном Паисием Величковским в 50-е годы 18 столетия, а затем в Молдавии, в Нямецкой лавре. После возвращения в Россию в 1783 г. В. Кишкин постригся в монашество. С 1800 по 1804 г.г. он был начальником Белобережской пустыни, где его учеником был иеромонах Серафим, бывший с 1818 по 1826 г.г. строителем Площанской пустыни. Старец Василий был похоронен против алтаря Казанского храма, вернее между алтарями Николаевского и Казанского приделов. К могиле его приходило много посетителей, надеющихся получить помощь от этих посещений. Было в Площанской пустыни еще одно захоронение, привлекавшее богомольцев - могила иеромонаха Пафнутия, в миру - купеческого сына из Волхова Павла Ивановича Козелкина, постриженного в монашество в 1730 г. Он был строителем Площанской пустыни, скончался в 1758 г. и был погребен в Площанской пустыни по левую сторону алтаря соборной Казанской церкви. В августе 1924 г. Севский уисполком поднял вопрос о вскрытии мощей Василия Кишкина и Пафнутия перед горисполкомом. В ноябре 1924 г. была создана специальная комиссия по вскрытию мощей. Доклад о работе комиссии рассматривался на XI Брянской губернской конференции 18 ноября 1924 г. Комиссия приступила к вскрытию 16 ноября. «... К этому моменту туда собралось до 2000 крестьян и крестьянок. Для того, чтобы видели весь процесс вскрытия их всех пропустили в ограду, где был похоронен Василий Кишкин (брянский купец). Но, войдя сами в ограду, мы узнали, что кроме Кишкина в монастыре есть еще один святой Пафнутий, похороненный в церкви. Решили начать с Пафнутия... Взорвавши пол, мы начали копать и на глубине 2 1/2 аршина были найдены череп, кости рук и ног и другие человеческие кости. ... После этого принялись за Кишкина, гробница которого имела вид купели, залитой цементом. Мы вскрыли гробницу и начали копать, на глубине 2 1/2 аршина обнаружили тоже череп и другие кости. Старики крестьяне... стали говорить, что здесь что-то неправильно. Труп должен быть на середине, а этот лежит сбоку. Начали копать дальше, и нашли еще череп и другие кости. Мы спросили у игумена, чьи это кости? Последний ответил, что не знает». В заключение доклада было сказано, что «эти черепы мы привезли с собой и их нужно широко использовать для антирелигиозной пропаганды».

http://sobory.ru/article/?object=01116

За ним пришли туда из Белых Берегов (так называется пустынь, находящаяся в Брянском уезде Орловской епархии) духовные сподвижники его и спостники иеромонах Клеопа и Леонид, бывший уже строителем в Белобережской пустыне, но добровольно сложивший с себя это звание по иноческому самоуничижению. За этими старцами потянулись понемногу и ученики их, в числе которых в 1814 году явился о. Иоанникий, бывший на Валааме год просфорником, два года келарем, а в 1821 году в Петербурге на монастырском подворье исправлявший должность эконома. Все эти люди, и особенно из них старцы: Феодор, Клеопа и Леонид искали, по собственным словам, их, как бы, где удобнее спасти себя от мирских соблазнов и пожить в уединении, постничестве и трудах монастырских 77 . Около шести лет пребывали они в Валаамском скиту, как в надежном пристанище спасения, и по кончине одного из них, иеросхимонаха Клеопы, последовавшей 19 мая 1816 г., переместились в Александро-Свирский монастырь. Советами духовной мудрости их пользовались многие из Валаамских братий, в том числе бывший на Валааме игуменом Варлаам и братский духовник, впоследствии иеросхимонах Евфимий, о которых будем говорить ниже. Кротко было, но незабвенно, пребывание блаженных странников на Валааме. А из учеников их, полагавших начало духовной жизни на Валааме, Иоанникий соделался впоследствии времени великим подвижником и скончался в 1853 году в сане схимонаха, под именем Леонида, в скиту Св. Предтечи при Оптиной пустыне 78 . В это время пришел на Валаам для спасения души инок Иоасаф, по фамилии Болотов, бывший впоследствии епископом кадьякским. Он родился в 1761 году, января 22 дня, Тверской губернии, Кашинского уезда, в селе Стражкове, от священника Илии Болотова, и при крещении наречен был Иоанном. Рано в нем обнаружились дарования, энергия и любовь к учению. Первоначальное образование он получил в кашинском духовном училище, бывшем тогда в Дмитровском монастыре; потом до богословского класса обучался он в тверской семинарии, а затем перешел в ярославскую семинарию, где и окончил курс в числе самых лучших воспитанников.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИОНА КИЕВСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Преподобный Иона Киевский, фотография кон. XIX в. Иона (Мирошниченко) , в схиме Петр ( 1802 - 1902 ), Киевский чудотворец, преподобный Память 9 января - преставление, 22 октября - прославление в 1995 году (Укр.), в Неделю по Воздвижении - второе обретение и перенесение мощей в 1993 году (Укр) и в Соборах Брянских , Киевских и Полтавских (Укр.) святых Родился в 1802 году в семье Павла и Пелагеи Мирошниченко и получил имя Иоанн. Родители Иоанна происходили из мещан посада Крюкова (ныне в черте города Кременчуга ) Полтавской губернии Кременчугского уезда. Семья Мирошниченко жила в бедности, и родители Иоанна не могли дать ему хорошего образования. Единственным, чему он научился, было чтение. Как большинство других детей его сословия, учился читать он по Часослову и Псалтири . От природы он был одарен Господом высокими и богатыми умственными дарованиями и твердою памятью. С детства он любил чтение книг, особенно религиозно-нравственных, и читал очень много. Будучи с малых лет весьма набожным, Иоанн Мирошниченко очень часто посещал монастыри и первоначально поселился в качестве послушника у преподобного Серафима Саровского . Послушник Иоанн прожил на послушании у великого старца восемь лет. За это время он научился творению умной молитвы. Тогда и было положено основание его духовной жизни. Не случайным был тот факт, что святой Серафим послал его к ученикам Паисия Величковского . Преподобный Серафим благословил Иоанну идти в Брянскую Белобережскую пустынь , куда, согласно воле старца, он поступил послушником в 1836 году. Через семь лет, в 1843 году, Иоанн Мирошниченко принял монашество с именем Ионы и в 1845 году был рукоположен в сан иеродиакона . Проводя жизнь в обители в суровых подвигах поста и воздержания, в постоянной молитве и богомыслии, Иона развил в себе высокую степень самоуглубления и самовникания, тщательно следил за своею внутреннею жизнью и духовным развитием. Тут же он удостоился особого видения, повлиявшего на его дальнейшую жизнь, которое он понял как веление Промысла взять на себя дело устройства на берегах Днепра нового монастыря. Он решил уйти в Киев .

http://drevo-info.ru/articles/8610.html

13 О Паисии Величковском , его литературной деятельности и учениках – Сборник Отделения русского языка и словесности Императорской Академии Наук, т. 79. А. И. Яцимирский , Славянские и русские рукописи румынских библиотек, СПБ. 1905, стр. 515–583. О схимонахах – Афанасии старшем и Аианасии младшем –архим. Иерофей, Брянский Свенский Успенский монастырь. М. 1866, (II изд 1895, стр. 100–109). 14 Труды преосвященного Иеремии отшельника , хранившиеся в древлехр. при Орл. дух. семинарии, описаны нами в «Сборнике Орловского церковно-археологического Комитета», т. I, г. Орел 1905, стр. 25–35. Ныне они, вместе со всем семинарским древлехранилищем, поступили в Орловский церковно археологический музей. 16 В начале XIX в. из учеников Паисия Величковского из Нямецкого монастыря ушли в Россию следующие наиболее даровитые и деятельные: 1) архимандрит путивльской Софрониевой пустыни Феодосий –о нём выше. 2) Старец Клеопа, настоятель Островской пустыни, в которой им было введён афонский устав старца Паисия. 3) Иеромонах Клеопа, малорусс, постриженик Паисия в Нямецком монастыре, в 1801 году перешёл в Россию, сначала в Белобережскую пустынь орловской епархии, затем на Валаам (1816 г.) 4) Схимонах Феодор, уроженец г. Карачева, пострижен в Нямецком монастыре; в 1801 г. покинул Молдавию, жил в Белобережском, Палеостровском, Валаамском и Александро-Свирском монастырях (1822). Житие его, составленное на основании автобиографических записок, напечатано в 1839 году. 5) Монах Павел, постриженик Паисия в Нямецком монастыре, в начале XIX в. ушёл в Россию, жил в Москве, в Симоновом монастыре – о нём мы упоминали. 6) Монах Герасим, постриженик Паисия, жил в Софрониевой пустыни. 7) Монахи Феофан (в мире казак Феодор Тулупин), пострижен Паисием, жил в Оптиной пустыни. 8–9) Схимонах Афанасий старший и схимонах Афанасий младший, о которых мы упоминали выше. Нельзя не заметить, что все девять непосредственных учеников Паисия сосредотачиваются в монастырях средней России и пять из них имеют связь с монастырями орловской епархии: 3 с Свинским монастырем, 2 с Белобережскою пустынью.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010