Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЛЕОПА II (Антонов Кирилл; 1749, с. Гвинтовое Путивльского у. Севской пров. Белгородской губ.- 19.05.1816, Валаамский в честь Преображения Господня мон-рь), иеросхим., ученик прп. Паисия (Величковского) . Происходил из малороссийских дворян. О жизни в миру сведений нет. В 1790 г. прибыл в Молдавию, в 1793 г. пострижен в схиму архимандритом Нямецкого в честь Вознесения Господня мон-ря Паисием (Величковским). По возвращении в Россию в 1802 г. был определен в Чёлнский в честь Преображения Господня мон-рь Трубчевского у. Орловской губ. 10 окт. 1804 г. еп. Орловским и Севским Досифеем (Ильиным) рукоположен во диакона, 15 окт. того же года - во иерея. 19 авг. 1805 г. К. по собственному прошению был переведен в Белобережскую брянскую пустынь вместе со схим. Феодором (Пользиковым; † 1822), также учеником прп. Паисия. В этой обители, управляемой иером. Леонидом (см. ст. Лев (Леонид) (Наголкин) , прп. Оптинский), К. проходил «послушание при церкви в служении и клиросной должности» (ГАБО. Ф. 7. Оп. 1. Д. 34. Л. 45 об.). Иером. Леонид убедил К. принять на себя послушание 2-го духовника обители. Современники свидетельствовали, что он отличался «великим трезвением и совершенным нестяжанием». С 1806 по 1811 г. К. подвизался в 2 верстах от Белобережской пуст. в лесной келье, построенной для тяжелобольного схим. Феодора, где вместе с прп. Леонидом ухаживал за ним. Но популярность среди паломников, ищущих духовного окормления у К., а также раздражение настоятеля Белобережской пуст. Мелхиседека и светского начальства вынудили пустынников искать др. место жительства. В 1811 г. К. заболел, вместе с иером. Леонидом перешел в Спасо-Преображенский Валаамский мон-рь с июля 1811 г. проживал во Всехсвятском скиту обители, в 1812 г. к ним присоединился и схим. Феодор. Здесь К. нес чередное послушание - священнослужение и клиросное пение в скитском храме. Годы, проведенные на Валааме, называют лучшими в духовной жизни К. и его спутников.

http://pravenc.ru/text/1841301.html

16) Строитель, Иеромонах Аркадий. Вместо его управлял Мценским Петропавловским монастырём казначей оного, Иеромонах Маркеллин; а сам Строитель, по должности казначея Севского Архиерейского дома и члена Орловской Духовной Консистории, оставался в Севске; и, вовсе не бывши в монастыре, 29 Ноября 1815 года по прошению уволен на покой в Трубчевский Чолнский Спасский монастырь. 17) Строитель, Иеромонах Маркеллин, – постриженник Брянской Белобережской пустыни; 8 Мая 1815 года определён во Мценский Петропавловский монастырь казначеем и управляющим за небытностию в обители Строителя, Иеромонаха Аркадия; а 29 Ноября того же года утверждён в звании действительного Строителя. Он ревностно занимался продолжением каменной постройки Знаменской монастырской церкви, каковую кончил, и приступил к устройству крыши, полов, окон и прочих деревянных работ. Но в 1818 году Июля 24 дня, по прошению его, уволен от Строительской должности, и определён в число братства Белобережской пустыни. В последствии был экономом Орловского Архиерейского дома, а потом Строителем Севской Площанской Богородицкой пустыни. Скончался в городе Кромах, на возвратном пути из Воронежа, куда он по болезни отправлялся на богомолье в 1834 году. Погребён на Куомском градском кладбище. 18) Строитель, Иеромонах Мелхиседек 24 Июля 1818 года определён из казначеев Орловского Успенского монастыря. Ещё до определения его сюда на Строительство, 26 Апреля того же года последовало Высочайше утверждённое распоряжение Святейшего Правительствующего Синода о переведении Севского Архиерейского дома в Орловский Успенский третьеклассный монастырь, и о перенесении из сего Орловского монастыря штата, степени, Архимандрии и имущества во Мценский Петропавловский монастырь. 27 января 1820 года переведён сюда же Настоятелем упразднённая Орловского Успенского монастыря и Настоятель Севской Духовной Семинарии Ректор, Архимандрит Владимир. Таким образом действительное Строительство Иеромонаха Мелхиседека кончилось. Но как Настоятель Архимандрит Владимир, по обязанности Ректора Севской Семинарии, не мог лично управлять монастырём: то при Иеромонахе Мелхиседеке оставлено звание Строителя, и самый монастырь поручаем был ему же в управление постепенно при настоятелях Архимандритах: Владимире, Амвросие, Иерониме и Гаврииле. 12 Марта 1827 года он Мелхиседек переведён в Площанскую пустынь на покой, и там скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/mtsens...

Описание: «Троеручица Валуйская». Чтимый список. История иконы «Троеручица Валуйская» корнями уходит в XIX век, когда местный купец Антон Першин получил по молитвам перед ней исцеление от тяжелой болезни. Сам же образ, по одним сведениям, был написан на Афоне.В 1876 году в трапезной монастыря был устроен домовой храм в честь иконы Богородицы «Троеручица». Об обретении списка рассказывает настоятель Архиерейского подворья Свято-Николаевского собора г. Валуйки игумен Агафангел (Белых): «Сам чудотворны[...] Файл 29106.jpg:   Размер: 788x1024, 0.81 MPix, 216 Kb. Дата: 2017-04-24, анонимно. Рейтинг изображения: 8 (134) , (5) . Описание: Троеручица. 1863 г., Афон. Дерево, левкас, темпера, масло, сусальное золото, цировка. 19 х 14,5 см. Старинная икона «Белобережская Богоматерь Троеручица Хиландарская» написана по специальному заказу для Белобережской обители – полное наименование Брянская Белобережская Иоанно-Предтеченская мужская пустынь. Икона написана на святой горе Афон в Ново-Русском Свято-Андреевском Общежительном Ските и благословлена в январе 1863 года игуменом Феодоритом. Частное собрание. Файл 31301.jpg:   Размер: 688x900, 0.62 MPix, 274 Kb. Дата: 2018-02-20, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (83) , (2) . Описание: Троеручица. Конец XIX - начало XX в. Собрание В.В.Селиванова. Афон, Мастерская монастыря великомученика Пантелеимона. Дерево, масло. Файл 31549.jpg:   Размер: 657x850, 0.56 MPix, 147 Kb. Дата: 2018-03-28, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (156) , (5) . Описание: Список иконы " Троеручица " (Афон, 2013 г.). Вознесенский кафедральный собор г. Колпашево (Томская митрополия). " Этот труд приняли на себя иноки одного из скитов Хиландарского монастыря «Буразери», часто называемого русскими паломниками «Белозерка». " Файл 31828.jpg:   Размер: 810x1024, 0.83 MPix, 277 Kb. Дата: 2018-06-01, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (96) , (3) . Описание: Образ Божией Матери Троеручицы. Кон. XIX - нач. XX века. Дерево, левкас, темпера. 35 х 32 х 2,8 см. Устюженский краеведческий музей.

http://pravicon.com/icon-321-photo

Архив Пн К лику местночтимых святых причислены схимонахи Никита и Феофан Рославльские 27 декабря 2016 г. 21:01 27 декабря 2016 года в ходе заседания Священного Синода Русской Православной Церкви был заслушан рапорт председателя Синодальной комиссии по канонизации святых епископа Троицкого Панкратия относительно поступившего ходатайства митрополита Смоленского и Рославльского Исидора о канонизации в лике местночтимых святых схимонахов Никиты и Феофана, пустынножителей Рославльских лесов ( журнал ). Будущий схимонах Никита родился в Орле в 1695 году. Кем и когда он был пострижен в монашество, неизвестно. Юношей он удалился из родительского дома и поселился в двух верстах от Белобережской пустыни (ныне — Брянская епархия), посещая богослужения в этой обители. Здесь он прожил до старости. В 1780 году схимонах Никита поселился в сделанной им самим келье в Рославльских лесах, на южной стороне «Монашеского рва», возле села Екимовичей. Здесь старец в монашеском подвиге, известном только ему, прожил не менее десяти лет. Затем он снова перебрался в Белобережскую пустынь, но перед смертью, в 1792 году, он захотел вновь вернуться в свою пустыньку. Его ученик Досифей, получив благословение настоятеля Белобережской пустыни, привез Никиту в Рославльские леса. Здесь Никита и умер 29 марта 1793 года. Тело почившего схимонаха Никиты было погребено во рву, возле его кельи. Так как во рву постоянно стояла вода, Досифей через несколько лет откопал гроб Никиты, чтобы перенести его на другое место. Гроб оказался цел, а тело и одежды Никиты нетленны. Тело переложили в новый гроб и, отслужив панихиду, погребли на полугоре, на северной окраине рва. При погребении присутствовал больной монах, страдавший болезнью желудка. Испив воды от гроба, он исцелился от своей болезни. Спустя 15 лет после кончины отца Никиты его гроб вновь открывали: его тело по-прежнему оставалось нетленным. Со времени его кончины богомольцы почитают память отца Никиты. В день Ангела к могиле старца собиралось до 5000 человек. Могила старца почитается по сей день, засвидетельствованы случаи исцелений.

http://patriarchia.ru/db/text/4726889.ht...

обитель приписали к Саровской пустыни. Лишь в пору двукратного настоятельства старца иеромонаха Феодора Ушакова (1762–1774, 1783–1791) монашеское житие в обители вышло на правильный путь и в ней введен был общежительный устав. На последнюю четверть XVIII и 1–ю половину XIX в. приходится расцвет аскетического подвижничества в этой пустыни, тесно связанной с Саровской обителью и другими пустынями, отличавшимися строго аскетическим строем жизни  . Другим очагом аскетического подвижничества была не раз упоминавшаяся здесь Площанская пустынь, которая в 1764 г. попала в разряд заштатных монастырей. Особого упоминания заслуживает старец Иоасаф, который в 1741–1746 гг. был настоятелем обители, а также старец Алексий (Блинский; 1722–1812), в 1772 г. перешедший в Симонов монастырь. Многие годы подвизался в пустыни старец Афанасий (Захаров; † 1823), под его духовным руководством здесь спасался будущий оптинский старец отец Макарий Иванов. Другой ученик старца Афанасия, Александр, в пору своего настоятельства в Спасском монастыре (1810 — около 1820 г.) по–настоящему преобразил там монашескую жизнь, введя общежительный устав  . Благодаря трудам учеников старца Паисия переменилась жизнь монахов и в Белобережской пустыни (Орловской епархии). Эта пустынь основана была сравнительно поздно, около 1661 г., иеромонахом Серапионом (более известен под именем, которое он принял при пострижении в великую схиму, — Симеон), но уже в начале XVIII в. пустынь пришла в совершенный упадок; возобновил ее в 1721 г. архимандрит Питирим, настоятель Покровского монастыря в Брянске, но в 1764 г. ее упразднили. Несмотря на это, несколько монахов остались в пустыни — так сказать, забытые Синодом, но не Богом — и своими трудами они подняли жизнь этой обители на изрядную аскетическую высоту; лишь в 1817 г. пустынь была «официально возобновлена» Синодом. С 1801 г. по 1809 г. здесь подвизался иеросхимонах Феодор, ученик Паисия, в конце XVIII и начале XIX в. в пустыни спасался также старец Макарий Злобин († 1839), ученик старца Клеопы II.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

2 мая 1763 † 4 сентября 1849. В мире Иван Иванович Малиновский. Был воспитан в среде старообрядцев. В 1785 г. пострижен в мантию с именем Исаакия в Высоковском скиту Костромской епархии, который до 1820 г. был раскольничьим. С 1790 г. странствовал по православным монастырям. В 1808 г. принял Православие на правах единоверия в Корсунском монастыре Екатеринославской епархии. В 1810 г. рукоположен в иеродиакона и иеромонаха. В 1820 г. переместился в Балаклавский монастырь. Состоял в числе духовенства Черноморского флота. 5 июня 1825 г. был уволен на покой в Александро-Свирский монастырь. В 1828 г. послан в Старо-Русскую духовную миссию для обращения из раскола военных поселян. Четыре года проживал в Александро-Невской лавре. В августе 1834 г. переведен в скит Оптиной Пустыни. 11 октября 1836 г. пострижен в схиму с именем Иоанна. Духовным отцом его при постриге был старец Леонид. Перу о. Иоанна принадлежат шесть книг противораскольнического содержания. – 68, 126, 157. Иоанникий – иеромонах, настоятель Площанской Богородицкой пустыни, † около 1820. Из духовного звания. Поступил в пустынь из Чолнского монастыря, управлял ею с 1810 по 1813 г. При нем была начата постройка теплой церкви во имя Сошествия Св.Духа. Был уволен по его прошению в Свенский монастырь на покой, где и скончался. – 20, 22, 23. Иоанникий – иеромонах Площанской Богородицкой пустыни. В схиме Игнатий. Ученик о. Макария, прожил в Площанской пустыни более 13 лет. В 1844 г. перешел в Троице-Сергиеву пустынь под Петербургом, но оттуда опять возвратился в Площанскую пустынь, где и скончался. – 35. Иоанникий – монах Оптинского скита, в схиме Леонид. 1780 † 4 декабря 1853. В мире Иакинф Тихонович Бочаров. Из купцов г. Карачева Орловской губернии. По матери приходился племянником знаменитому старцу схимонаху Феодору, ученику преп. Паисия (Величковского) . В 23 года поступил послушником в Чолнский Спасский монастырь, где подвизался Феодор. Вслед за ним в 1805 г. перешел в Брянскую Белобережскую пустынь (в число братства определен 21 сентября 1806 г.), где был пострижен в 1807 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Преосвященный Тимофей, архиепископ Смоленский, желал восстановить Ордынскую пустынь, но в то же время видел, что в его епархии нет человека, который мог бы исполнить это дело. Попечительный архипастырь обратился к Орловскому епископу Евлампию с просьбою о присылке достойного иеромонаха, преимущественно из Белобережской обители, для вручения ему Ордынской пустыни. Белобережский монастырь (Орловской епархии, Брянского уезда), общежительный, давно известный своим благоустройством, имел в то время опытных в духовной жизни подвижников. О двух белобережских старцах, Макарие и Никите, сообщены подробные сведения в «Страннике 5 ». О Тихоне нет печатных известий, но этот иеромонах оставил по себе славу великого старца: несколько раз предлагали ему настоятельство, сан игумена, или даже архимандрита, но он отказывался и жил в обители, как затворник. Из этой обители, воспитывавшей таких подвижников, суждено Промыслом выйти и будущему обновителю Ордынской пустыни. 10 июня 1844 года был получен в Ордынской пустыне указ духовной консистории, в котором, между прочим, было сказано: «Преосвященный Тимофей, озабочиваясь о благоустройстве пустынь и монастырей, в особенности Ордынской, на ответной бумаге епископа Орловского Евлампия об увольнении из Белобережской пустыни иеромонаха Палладия, дал резолюцию: Отягощаясь управлением Ордынскою пустынью, иеромонах Конон несколько раз просил меня уволить его от строительской должности. Снисходя на неоднократные его прошения, предлагаю его уволить, приписав к архиерейскому дому, а на место его определить иеромонаха Палладия исправляющим должность строителя, с тем, чтобы он постепенно старался заводом в оной пустыни общежития; а сверх того, как в Ордынке есть только один белый священник Щербинский, то вызвать неукоснительно из Болдина монастыря священника Четыркина в сию пустынь для безостановочного богослужения». Таким образом, обновителем пустыни был избран, по сношению двух архипастырей, иеромонах Белобережской пустыни Палладий. Уроженец города Волоколамска, в мире Петр Коровин, он имел в Москве богатых родственников (сестра его была в замужестве за купцом 1 гильдии и фабрикантом Гладилиным) и вначале сам торговал там же пушными товарами.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/ordyns...

На эти годы – первую половину XIX века – пришелся расцвет Югской Дорофеевой пустыни. Хотя в начале XVIII века постройки монастыря все уже были каменными, однако они были небольшими и сдержанными по архитектуре. В то же время, может быть именно благодаря своей чудотворной иконе, Югская Дорофеева пустынь была единственным в округе монастырем, который не был закрыт в результате реформы Екатерины II, хотя и был лишен всех земельных угодий. Позднее именно здесь, в Югской обители взялись возрождать древние традиции общежительного устава. Навыки этого уклада принесли сюда иноки Саровского монастыря Анастасий, Гедеон и Дамаскин, позднее продолжившие возрождение общежительства в стенах Толгского монастыря и в Ниловой пустыни на Селигере. В середине XIX века здесь, на Юге, был выстроен единый монастырский архитектурный ансамбль, величием, гармонией и красотой не уступавший лучшим обителям Севера России. Настоятелями монастыря в те годы были игумен Варфоломей (Поповский), выходец из Брянской Белобережской пустыни, состоявший в переписке со святителем Игнатием Брянчаниновым, и архимандрит Поликарп (Тугаринов). Здание часовни подворья Югской Дорофеевой пустыни в Рыбинске это и своего рода памятник выдающемуся деятелю Русской Церкви архимандриту Поликарпу (Тугаринову), по инициативе которого это здание в 1877 году было перестроено в соответствии с проектом архитектора В.И. Озерецковского. Архимандрит Поликарп был многолетним участником, а затем руководителем одной из самых успешных миссий Русской Православной Церкви в Китае в 1838-1950 годах, которая в то время была, по сути, единственным представительством России на Востоке. Высокообразованный священнослужитель, он стал знатоком восточной культуры и успешным дипломатом. Письма отца Поликарпа из Китая сегодня опубликованы и представляют интереснейший материал для исследователей. По возвращении с Востока всю свою жизнь он провел в родном Ярославском крае, избрав для жительства Югскую Дорофееву пустынь, в которой он был настоятелем последние 30 лет своей жизни. Отметим при этом, что в то же время он исполнял обязанности благочинного рыбинского и мологского соборов, а также Мологского Афанасьевского и Рыбинского Софийского монастырей.

http://sobory.ru/article/?object=34875

II. Первоначальник и основатель Белобережной пустыни, схимонах Симеон 39 Беды во градех, беды в пустыни. 2Кор.11:26 . Блаженный старец – схимонах Симеон, сын священника Тульской губернии, Тульского уезда, села Архангельского, родился в 1672 году; при крещении наречен он Симеоном. По смерти отца, он остался малолетним и на воспитание был принять священником г. Тулы, Успенской церкви, Яковом Федоровым, у которого прожил до совершеннолетия, обученный местным дьячком чтению и письму. В 1707 г. женился на вдове Марье Павловой, но через полгода оставил ее и предпринял путешествие по св. русским местам. Он в том же году пришел в Николаевский Одрин монастырь (в 8 верстах от уездного города Орловской губ. – Карачева, на реке Одринке), и этом монастыре остался и пострижен в рясофор 1710 года, с переименованием в Серафима; пробыв здесь недолго, пожелал перейти в Полбину Предтечевскую пустынь (Орловской губ., в 9 вер. от г. Брянска), где постриженный в мантию назван Серапионом. В 1714 г. он удалился в Брянские леса на уединение. В то время эти леса носили громкое название дремучих и там, среди Брянских лесов, в урочище Полбино, на белых берегах реки Снежита, еще п 1706 г. поселились несколько монахов из Белопесоцкого Предтечевского монастыря, который находился близ г. Брянска, на том месте, где теперь Зарецкая слобода. Что особенно побудило их к такому поселению? В объяснение этого надо сказать, что Белопесоцкий монастырь, вместе с прочими зданиями г. Брянска подлежал перестройке, по указу государя Петра I-ro. Монахов из этого монастыря и монахинь из Воскресенского девичьего монастыря (в г. Брянске) приказано было перевести в мужской Петропавловский монастырь в том же городе 40 . Когда этот перевод состоялся, то большая часть (16 чел.) братии монастыря Песоцкого, не пожелав такого общежития, хотя разумеется и временного, отделилась с архимандритом Леонидом и удалилась за 12 верст от города – в Брянские леса, где на одной из дач Петропавловского монастыря эти выходцы-иноки избрали себе место и. водворившись, устроили часовню, положив начало Белобережской пустыне, находящейся ныне в цветущем состоянии. К ним присоединился, спустя некоторое время, монах Серапион. Три года он уединенно подвизался в этой местности, прежде чем избран был на должность строителя новооткрытой пустыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

При К. в 1768-1778 гг. были перестроены здания бывш. севского в честь Преображения Господня монастыря, в к-рых располагался архиерейский дом, в 1774 г. обновлен монастырский собор, построены каменные ограда с башнями, надвратная колокольня, келейный корпус, духовная консистория и просфорня. В архиерейском доме проживал не только К., но и его родные - мать и сестра с детьми. Вероятно, решением К. в 1767 г. была закрыта Борщёвская во имя свт. Николая Чудотворца пустынь Севского у., а братия и монастырское имущество переведены в соседний Площанский в честь Казанской иконы Божией Матери мон-рь . Вслед. рапорта (6 июня 1770) архиерея в Синод в 1774 г. была упразднена Белобережская брянская пустынь . По инициативе К. в 1768 г. чтимая Глинская «Рождество Пресв. Богородицы» икона была перенесена в кафедральный собор г. Севска. По преданию, образ чудесным образом троекратно возвращался в Глинскую пустынь. Тогда К. повелел вернуть чтимую икону в пустынь и стал заботиться о возобновлении обители: в 1770-1781 гг. его повелением была построена монастырская каменная ц. в честь Рождества Богородицы. В Одрином во имя свт. Николая Чудотворца мон-ре К. «ободрал» жемчуг и др. украшения с чтимого резного образа свт. Николая для украшения своей митры, омофора и др. При К. были возведены обширный Успенский собор (1776-1779) в Каменском Успенском мон-ре, теплая Никольская ц. (1772) в Климовском Покровском мон-ре, Тихвинская ц. (ок. 1770) в орловском в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ре и др. При К. в г. Севске построили деревянный Никольский храм (1774) и ц. в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи (ок. 1775-1778) на новом кладбище, а на месте городской Пятницкой ц. в 1774 г. заложена каменная Скорбященская; в Брянске достроена и освящена ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери (1755-1769), возвели орловские церкви в честь Смоленской иконы Божией Матери и во имя свт. Николая Чудотворца («на Песках»; 1775-1790). В 1769 г. был отстроен сгоревший Никольский храм с. Батогова (ныне Лесное). Также были сооружены: ц. арх. Михаила (1771) в с. Бойтичи, храм Преображения Господня (1772) в г. Мглине, 2-этажный храм свт. Николая Чудотворца и прор. Илии (1772) в с. Высоком, 2-этажная ц. в честь Вознесения Господня и Покрова Пресв. Богородицы (1772) в с. Угривище (ныне Угревище), 2-этажный храм вмч. Георгия Победоносца (24 марта 1778 освящен самим преосвященным) в с. Добрунь и др. Были заложены Богоявленский храм (1770-1789) в г. Стародубе и ц. Рождества Пресв. Богородицы (1768-1779) в с. Кабаличи. По благословению К. в 1778 г. деревянный Богородице-Рождественский храм в с. Кропотове был перенесен на новое место, на 90 саж. к северу.

http://pravenc.ru/text/1840353.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010