Белобережский Санаторий. Иоанно-Предтеченская Бело-Бережская мужская пустынь. Карта и ближайшие объекты Бело-Бережская обитель основана в 1714 году как Бело-Бережский Предтеченский Скит в урочище Белые Берега Брянского уезда Орловской губернии, в живописном предместье города Брянска, монахом Серапионом, в схиме Симеоном (+1741). 9 февраля 1721 года последовал Указ императора Петра I об устроении вместо Скита Пустыни, назначении ее строителем монаха Серапиона и построении в ней деревянного храма в честь Рождества Святого Иоанна Предтечи. В 1755 году вместо деревянного был воздвигнут каменный двухэтажный четырех-Престольный храм во Имя Святой Живоначальной Троицы с приделами: Владимирской иконы Божией Матери; Святителя Николая Чудотворца и Рождества Святого Иоанна Предтечи. В 1777 году Пустынь была упразднена и приписана к Брянскому Петро-Павловскому монастырю. В 1800 году начальником Пустыни был назначен ученик Афонских и Молдавских старцев старец Василий (Кишкин, +1831), который стал возобновителем обители. В 1804 году Пустынь была вновь включена в штатные монастыри на своем содержании, настоятель ее носил титул строителя. С 1804 по 1808 год строителем обители был Преподобный Лев Оптинский. В 1847-1856 годах была возведена каменная пятиярусная колокольня с часами, а в 1878 году в монастыре освятили новый пятиглавый двухэтажный каменный соборный храм в честь иконы Божией Матери " Троеручица " . При Пустыни был устроен Скит с деревянным храмом. К 1916 году в монастыре было 9 храмов и 32 корпуса: настоятельский, братские, трапезные, больничный, гостинный, странноприимный, различные мастерские (иконописная, бондарная, слесарная, маслобойная и др.), конный и скотный дворы. В середине XIX века в обители подвизалось около 200, а к 1916 году — около 400 человек братии. Главной Святыней монастыря была икона Божией Матери " Троеручица " . Этот образ был принесен в Пустынь строителем старцем Серапионом 12 июля 1824 года. От него источались многие чудотворения. В праздничные дни Пустынь посещало до пяти тысяч Богомольцев. Обитель славилась безвозмездным гостеприимством, в голодные годы безплатное питание предоставлялось 300-400 неимущим. Монастырь имел большую библиотеку и архив. В 1918 году началась конфискация имущества обители. Братия объединилась в трудовую коммуну и продолжала совершать Богослужения. С 1920 года в стенах монастыря разместилась детская трудовая колония, и из обители выселили всю братию. С 26 июля 1924 года в обители прекратилось Богослужение. Все монастырские храмы были разрушены, на месте Соборного храма в честь иконы Пресвятой Богородицы " Троеручица " построено здание детского санатория. От монастырской ограды осталась одна башня и небольшой участок стены, разрушена также большая часть монастырских корпусов.

http://sobory.ru/article/?object=07563

II. Первоначальник и основатель Белобережной пустыни, схимонах Симеон 39 Беды во градех, беды в пустыни. 2Кор.11:26 . Блаженный старец – схимонах Симеон, сын священника Тульской губернии, Тульского уезда, села Архангельского, родился в 1672 году; при крещении наречен он Симеоном. По смерти отца, он остался малолетним и на воспитание был принять священником г. Тулы, Успенской церкви, Яковом Федоровым, у которого прожил до совершеннолетия, обученный местным дьячком чтению и письму. В 1707 г. женился на вдове Марье Павловой, но через полгода оставил ее и предпринял путешествие по св. русским местам. Он в том же году пришел в Николаевский Одрин монастырь (в 8 верстах от уездного города Орловской губ. – Карачева, на реке Одринке), и этом монастыре остался и пострижен в рясофор 1710 года, с переименованием в Серафима; пробыв здесь недолго, пожелал перейти в Полбину Предтечевскую пустынь (Орловской губ., в 9 вер. от г. Брянска), где постриженный в мантию назван Серапионом. В 1714 г. он удалился в Брянские леса на уединение. В то время эти леса носили громкое название дремучих и там, среди Брянских лесов, в урочище Полбино, на белых берегах реки Снежита, еще п 1706 г. поселились несколько монахов из Белопесоцкого Предтечевского монастыря, который находился близ г. Брянска, на том месте, где теперь Зарецкая слобода. Что особенно побудило их к такому поселению? В объяснение этого надо сказать, что Белопесоцкий монастырь, вместе с прочими зданиями г. Брянска подлежал перестройке, по указу государя Петра I-ro. Монахов из этого монастыря и монахинь из Воскресенского девичьего монастыря (в г. Брянске) приказано было перевести в мужской Петропавловский монастырь в том же городе 40 . Когда этот перевод состоялся, то большая часть (16 чел.) братии монастыря Песоцкого, не пожелав такого общежития, хотя разумеется и временного, отделилась с архимандритом Леонидом и удалилась за 12 верст от города – в Брянские леса, где на одной из дач Петропавловского монастыря эти выходцы-иноки избрали себе место и. водворившись, устроили часовню, положив начало Белобережской пустыне, находящейся ныне в цветущем состоянии. К ним присоединился, спустя некоторое время, монах Серапион. Три года он уединенно подвизался в этой местности, прежде чем избран был на должность строителя новооткрытой пустыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Воспоминания о старце Ионе Киевском Скачать epub pdf Предисловие В часов 30 минут ночи 9 января 1902 г. тихо и мирно почил о Господе глубокий старец, великий деятель архимандрит Иона, в схиме Петр. Жизнь и дела этого старца, прожившего свыше 100 лет, высокопоучительны и наглядно свидетельствуют, как много может сделать даже один человек, чего может он достигнуть при энергии самоотверженной деятельности и любви к Богу. Архимандрит Иона, в миру Иоанн Мирошниченко, происходил из мещан посада Крюкова Полтавской губернии Кременчугского уезда. Его юные годы протекали в то время, когда на Руси школьное образование доступно было немногим, а потому и Мирошниченко грамоте научился дома. От природы он был одарен Господом высокими и богатыми умственными дарованиями и твердою памятью. С детства он любил чтение книг, особенно религиозно-нравственных, и читал очень много. До 22 лет он жил дома и занимался земледелием. Будучи с детства весьма набожным, Мирошниченко очень часто посещал монастыри и первоначально поселился в качестве послушника у старца Серафима, известного всей России подвижника 19 века, жившего в Саровской пустыни Тамбовской епархии. Умирая, прп. Серафим завещал Иоанну Мирошниченко поступить в Брянскую Белобережскую пустынь, куда, согласно воле старца, он поступил послушником в 1836 г. Через 7 лет, в 1843 г., Мирошниченко принял монашество под именем Ионы и в 1845 г. был рукоположен в сан иеродиакона. Проводя жизнь в обители в суровых подвигах поста и воздержания, в постоянной молитве и Богомыслии, Иона развил в себе высокую степень самоуглубления и самовникания, тщательно следил за своею внутреннею жизнью и духовным развитием. Тут же он удостоился особого видения, повлиявшего на его дальнейшую жизнь, которое он понял, как веление Промысела взять на себя дело устройства на берегах Днепра нового монастыря. Он решил уйти в Киев. В 1851 г. отца Иону встретил Киевский митрополит Филарет, по его воле и желанию в августе того же года иеродиакон Иона был переведен в Киевский Никольский монастырь. Затем в 1858 г. он был рукоположен в сан иеромонаха, и через два года, в 1860 г., переведен в число братии Киево-Выдубецкого монастыря, расположенного на одной из весьма живописных окраин г. Киева, на так называемом Зверинце. Уже в это время иеромонах Иона выделялся своею духовною опытностью и благочестивою жизнью, и многие киевляне искали случая получить совет и наставление у отца Ионы, быть духовными его чадами.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Киев. Троицкий Ионин монастырь. Собор Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты Появление обители предсказал преп. Феофил Киево-Китаевский (ум.1853 г.). Труды по ее основанию выпали на долю преп. Ионы Киевского (в миру Иоанна Мирошниченко; ум.1902 г.). Уроженец Полтавщины, он уже в детские годы неоднократно удостаивался восхищений в Горний мир, где был извещен о том, что избран для совершения одного из великих дел милосердия Божия на земле. 22-х лет будущий великий старец поклонился киевским святыням и, как сам потом писал о себе, по указанию Божией Матери отправился к преп. Серафиму Саровскому. Через старца Серафима Пресвятая Богородица открыла Иоанну будущее и направила его в Брянскую Белобережскую пустынь. Там Иоанн принял монашество с именем Ионы и трижды сподобился посещения Божией Матери, повелевавшей подвижнику идти в Киев и устроить на месте, которое будет указано огненным столпом, новую обитель. В Киеве Преподобный подвизался поочередно в разных монастырях и стал духовником многих киевлян. В это время подвижнику явился Сам Спаситель и открыл, что Преп. Ионе предстоит послужить для спасения множества душ. О том же известила Преподобного и Божия Матерь. 1 марта 1861 и 9 марта 1862 гг. Пречистая явилась о. Ионе на предызбранном свыше для устройства новой обители месте. В первое из этих явлений Она говорила: " Иноки многи имут быти зде, и излие Господь Бог Сын Мой благодать месту сему и живущим на месте сем. И Моя благодать имать быти с ними зде во веки " . Пресвятая Владычица открыла также, что многие из здешних иноков спасутся и послужат утешению людей настоящих времен, " многие придут и приползут разного рода и племени целы и полуцелы, уязвленные, отягченные сном, дремлющие, расслабленные, обременены и удручены тягостию от самих себя и от исконного врага... Аз не престану посещать место сие, живущих и ползущих на место сие. Господь Бог Сын Мой и Аз послужим всегда ко утешению и спасению их всех " . На указанном месте преподобный начал строить монастырь.

http://sobory.ru/article/?object=05636

Разделы портала «Азбука веры» ( 24  голоса:  4.3 из  5) Жизнь блаженного старца, монаха отца Никиты Никита был уроженец г. Орла. Имея особенное стремление к благочестию, он все свое время посвящал чтению Св. Писания и житий святых, питал чувство благоговения к великим подвижникам, горел любовью к их подвигам, и часто посещал места, бывшие свидетелями трудов их и горестей, орошенные слезами их и потом. Это возбудило в нем непреодолимое желание последовать образу их жизни. Итак, Никита, носясь по волнам житейского моря, проливал горькие слезы раскаяния и умиления пред всечестным образом Владычицы нашей Богородицы и поручал себя многомощному Ее покровительству. В один день удалился он из дому родительского и пошел искать себе тихого и безмолвного пристанища в дремучих брянских лесах, с намерением начать там жизнь пустынническую. Вошедши в чащу леса, стал он на молитву, изливая горькие слезы из глубины сердца и умолял Господа призреть на него и научить его тому, что угодно святой воле Божией. После молитвы построил он себе малую келию на пригорке и ископал колодезь у самой подошвы пригорка, в двух верстах от монастыря, а от дороги, пролегающей в город Карачев, на четверть версты влево. Здесь-то Никита начал подвизаться в молитве и богомыслии, проливая источники слез о разорении внутреннего своего Иерусалима. Пребывая неисходно в молчании, посте и бдении, не заботясь ни о чем житейском, не сея и не пожиная, он питался одним ржаным хлебом с водою и квасом, каковую пищу испрашивал себе в обители раз в неделю. Когда же обитель перестала давать ему хлеб и прочее, тогда он принужден был в нищенском образе испрашивать себе пропитание у прохожих. Никита обыкновенно выносил корзинку на дорогу и вешал ее там, где проходили странники в Белобережскую пустынь для поклонения иконе Матери Божией Троеручицы.В настоящее время на месте подвигов Никиты существует только его колодезь, который в недавнее время вновь оправлен, и на нем водружен большой деревянный крест, с надписью: здесь подвизался убогий старец Никита, в конце 18-го столетия.

http://azbyka.ru/fiction/rajskie-cvety-s...

Архив Пн К лику местночтимых святых причислены схимонахи Никита и Феофан Рославльские 27 декабря 2016 г. 21:01 27 декабря 2016 года в ходе заседания Священного Синода Русской Православной Церкви был заслушан рапорт председателя Синодальной комиссии по канонизации святых епископа Троицкого Панкратия относительно поступившего ходатайства митрополита Смоленского и Рославльского Исидора о канонизации в лике местночтимых святых схимонахов Никиты и Феофана, пустынножителей Рославльских лесов ( журнал ). Будущий схимонах Никита родился в Орле в 1695 году. Кем и когда он был пострижен в монашество, неизвестно. Юношей он удалился из родительского дома и поселился в двух верстах от Белобережской пустыни (ныне — Брянская епархия), посещая богослужения в этой обители. Здесь он прожил до старости. В 1780 году схимонах Никита поселился в сделанной им самим келье в Рославльских лесах, на южной стороне «Монашеского рва», возле села Екимовичей. Здесь старец в монашеском подвиге, известном только ему, прожил не менее десяти лет. Затем он снова перебрался в Белобережскую пустынь, но перед смертью, в 1792 году, он захотел вновь вернуться в свою пустыньку. Его ученик Досифей, получив благословение настоятеля Белобережской пустыни, привез Никиту в Рославльские леса. Здесь Никита и умер 29 марта 1793 года. Тело почившего схимонаха Никиты было погребено во рву, возле его кельи. Так как во рву постоянно стояла вода, Досифей через несколько лет откопал гроб Никиты, чтобы перенести его на другое место. Гроб оказался цел, а тело и одежды Никиты нетленны. Тело переложили в новый гроб и, отслужив панихиду, погребли на полугоре, на северной окраине рва. При погребении присутствовал больной монах, страдавший болезнью желудка. Испив воды от гроба, он исцелился от своей болезни. Спустя 15 лет после кончины отца Никиты его гроб вновь открывали: его тело по-прежнему оставалось нетленным. Со времени его кончины богомольцы почитают память отца Никиты. В день Ангела к могиле старца собиралось до 5000 человек. Могила старца почитается по сей день, засвидетельствованы случаи исцелений.

http://patriarchia.ru/db/text/4726889.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЛЕОПА II (Антонов Кирилл; 1749, с. Гвинтовое Путивльского у. Севской пров. Белгородской губ.- 19.05.1816, Валаамский в честь Преображения Господня мон-рь), иеросхим., ученик прп. Паисия (Величковского) . Происходил из малороссийских дворян. О жизни в миру сведений нет. В 1790 г. прибыл в Молдавию, в 1793 г. пострижен в схиму архимандритом Нямецкого в честь Вознесения Господня мон-ря Паисием (Величковским). По возвращении в Россию в 1802 г. был определен в Чёлнский в честь Преображения Господня мон-рь Трубчевского у. Орловской губ. 10 окт. 1804 г. еп. Орловским и Севским Досифеем (Ильиным) рукоположен во диакона, 15 окт. того же года - во иерея. 19 авг. 1805 г. К. по собственному прошению был переведен в Белобережскую брянскую пустынь вместе со схим. Феодором (Пользиковым; † 1822), также учеником прп. Паисия. В этой обители, управляемой иером. Леонидом (см. ст. Лев (Леонид) (Наголкин) , прп. Оптинский), К. проходил «послушание при церкви в служении и клиросной должности» (ГАБО. Ф. 7. Оп. 1. Д. 34. Л. 45 об.). Иером. Леонид убедил К. принять на себя послушание 2-го духовника обители. Современники свидетельствовали, что он отличался «великим трезвением и совершенным нестяжанием». С 1806 по 1811 г. К. подвизался в 2 верстах от Белобережской пуст. в лесной келье, построенной для тяжелобольного схим. Феодора, где вместе с прп. Леонидом ухаживал за ним. Но популярность среди паломников, ищущих духовного окормления у К., а также раздражение настоятеля Белобережской пуст. Мелхиседека и светского начальства вынудили пустынников искать др. место жительства. В 1811 г. К. заболел, вместе с иером. Леонидом перешел в Спасо-Преображенский Валаамский мон-рь с июля 1811 г. проживал во Всехсвятском скиту обители, в 1812 г. к ним присоединился и схим. Феодор. Здесь К. нес чередное послушание - священнослужение и клиросное пение в скитском храме. Годы, проведенные на Валааме, называют лучшими в духовной жизни К. и его спутников.

http://pravenc.ru/text/1841301.html

Описание: «Троеручица Валуйская». Чтимый список. История иконы «Троеручица Валуйская» корнями уходит в XIX век, когда местный купец Антон Першин получил по молитвам перед ней исцеление от тяжелой болезни. Сам же образ, по одним сведениям, был написан на Афоне.В 1876 году в трапезной монастыря был устроен домовой храм в честь иконы Богородицы «Троеручица». Об обретении списка рассказывает настоятель Архиерейского подворья Свято-Николаевского собора г. Валуйки игумен Агафангел (Белых): «Сам чудотворны[...] Файл 29106.jpg:   Размер: 788x1024, 0.81 MPix, 216 Kb. Дата: 2017-04-24, анонимно. Рейтинг изображения: 8 (134) , (5) . Описание: Троеручица. 1863 г., Афон. Дерево, левкас, темпера, масло, сусальное золото, цировка. 19 х 14,5 см. Старинная икона «Белобережская Богоматерь Троеручица Хиландарская» написана по специальному заказу для Белобережской обители – полное наименование Брянская Белобережская Иоанно-Предтеченская мужская пустынь. Икона написана на святой горе Афон в Ново-Русском Свято-Андреевском Общежительном Ските и благословлена в январе 1863 года игуменом Феодоритом. Частное собрание. Файл 31301.jpg:   Размер: 688x900, 0.62 MPix, 274 Kb. Дата: 2018-02-20, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (83) , (2) . Описание: Троеручица. Конец XIX - начало XX в. Собрание В.В.Селиванова. Афон, Мастерская монастыря великомученика Пантелеимона. Дерево, масло. Файл 31549.jpg:   Размер: 657x850, 0.56 MPix, 147 Kb. Дата: 2018-03-28, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (156) , (5) . Описание: Список иконы " Троеручица " (Афон, 2013 г.). Вознесенский кафедральный собор г. Колпашево (Томская митрополия). " Этот труд приняли на себя иноки одного из скитов Хиландарского монастыря «Буразери», часто называемого русскими паломниками «Белозерка». " Файл 31828.jpg:   Размер: 810x1024, 0.83 MPix, 277 Kb. Дата: 2018-06-01, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (96) , (3) . Описание: Образ Божией Матери Троеручицы. Кон. XIX - нач. XX века. Дерево, левкас, темпера. 35 х 32 х 2,8 см. Устюженский краеведческий музей.

http://pravicon.com/icon-321-photo

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иеросхим. Виссарион (Толмачев). Фотография. Сер. XIX в. (Толмачёв Василий Максимович; 1808, г. Венёв Тульской губ.- 26.04.1862, Афон), иеросхим., основатель и 1-й игумен Свято-Андреевского скита на Афоне (см. Андрея апостола скит ). Род. в купеческой семье. Рано потерял отца и вынужден был работать приказчиком в Москве, где познакомился с Василием Вавиловым, своим будущим сподвижником иеросхим. Варсонофием Афонским. Имел 2 младших братьев Ивана и Александра, Иван впосл. стал ктитором основанной В. обители. Первым духовником В. был архим. Кирилл из афонского Иверского мон-ря, проживавший на Никольском подворье в Москве. От него В. впервые услышал об афонских подвижниках. В 17 лет вместе с Василием Вавиловым В. тайно покинул родительский дом и ушел в Белобережскую брянскую муж. пустынь , в то время возглавляемую игум. Моисеем. Через 4 года оба были пострижены в рясофор. Старец Серапион, в послушании у к-рого находились духовные братья, убедил игум. Моисея благословить отправить их на Афон. 3 июня 1829 г. В. и Варсонофий прибыли в Иверский мон-рь, где встретили своего духовника архим. Кирилла, с помощью к-рого поселились в Никольской келье на территории этой обители. Позже они перешли в Преображенскую келью того же мон-ря, где и прожили до 1836 г. Главным средством для пропитания и расширения кельи была красильня, к-рую устроили иноки, хорошо освоившие это ремесло в миру. Белобережские старцы неск. лет подвизались под рук. старца-болгарина Харалампия, прожившего на Афоне 72 года († 1841) и имевшего власть над бесами. Он никого не брал в ученики, сделав исключение для рус. иноков. В 1834 г. иеросхим. Арсений Афонский постриг В. и Варсонофия в схиму по афонской традиции. Вскоре по указанию Арсения иноки перешли в более обширную келью Св. Троицы при мон-ре Ставроникита . По настоянию старцев Арсения и Харалампия в апр. 1836 г. В. был рукоположен во иерея еп. Христодулом. В это время братия Ильинского скита изгнала нового игумена, известного подвижника иером. Павла, ставшего впосл. первым духовником рус. братства в Пантелеимоновом мон-ре. Игуменом скита и духовником рус. иноков стал иеросхим. Арсений, с к-рым перешли в скит В. и Варсонофий. Продолжавшиеся нестроения укрепили В. и Варсонофия в намерении создать новую рус. общежительную обитель. Этой обителью стал скит ап. Андрея, основанный в 1841 г. на месте заброшенной кельи Серай, принадлежащей мон-рю Ватопед . На эту келью В. и Варсонофию указал афонский блж. Яни со словами: «Вот Серай, скит руссов и москов». Однако окончательное формирование скита затянулось на неск. лет. Огромную поддержку новой рус. обители оказал камергер имп. двора А. Н. Муравьёв . Поставление В. во игумена состоялось 22 окт. 1849 г. Весной 1850 г. В. привез из К-поля подтверждение того, что Серай официально считается скитом. Посильную помощь оказывал скиту брат В., московский купец И. М. Толмачёв.

http://pravenc.ru/text/158790.html

Белобережская пустынь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Белобережская пустынь Белобережская пустынь (полное наименование Брянская Белобережская Иоанно-Предтеченская мужская пустынь ) — монастырь Русской Православной Церкви в посёлке Белобережский Санаторий Брянской области. Основан в начале XVIII века. Широкую известность получил в начале XIX века как один из первых центров российского старчества. В 1924—2004 годах монастырь был закрыт и почти полностью разрушен. В настоящее время находится в ведении Брянской епархии, с 2004 года является действующим мужским монастырём и постепенно восстанавливается. Содержание История [ править править код ] Основание [ править править код ] Сведения о дате основания Белобережской пустыни разноречивы. Во многих источниках указывается, что Белобережская пустынь возникла в начале XVIII века, когда Пётр I, ввиду подготовки города Брянска к возможным боевым действиям в ходе Северной войны, в 1706 году повелел В. Д. Корчмину снести постройки женского Воскресенского монастыря, а монахинь переселить в мужской Предтечев Песоцкий монастырь, для чего монахов из Песоцкого монастыря нужно было предварительно переселить в Петропавловский. Как гласит предание, группа монахов во главе с архимандритом Леонидом, недовольных таким решением, отделилась от остальной братии и поселилась в отдалении от города, на белопесчаных берегах реки Снежети, вырыв для жилья землянки и устроив небольшую часовню. Этот скит начал постепенно заселяться старцами, желавшими вести уединённую жизнь. Однако, в точности такая же легенда связана с возникновением другой обители, находившейся по соседству в той же самой местности — Полбинской Предтечевой пустыни. Это позволяет усомниться в достоверности упомянутого предания, по крайней мере в отношении одной из пустыней. В качестве альтернативной версии, другие источники указывают иной год основания Белобережской пустыни — 1661, когда в Россию был перенесён первый список (копия) древней византийской иконы Божией Матери «Троеручица». По легенде, первым пристанищем иконы в России стала как раз Белобережская Пустынь, куда икону принёс первый устроитель пустыни — иеромонах Симеон.

http://azbyka.ru/palomnik/Белобережская_...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010