В 1950–1970-е годы на территории бывшего монастыря было построено несколько новых жилых, учебных и хозяйственных корпусов, котельная и другие объекты. К 2002 г. сохранилось несколько жилых и хозяйственных зданий монастыря и часть ограды с юго-восточной башней. Ни один из храмов не уцелел. Новое возрождение пустыни Белобережская Иоанно-Предтеченская пустынь, 2008 г. Фотография с сайта sobory.ru В 2004 году часть пустыни была возвращена Брянской епархии. Первоначально предполагалось в стенах Белобережского монастыря разместить и Брянское духовное училище, однако ввиду удаленности от города оно не привлекло достаточного количества учащихся и в последующем было перенесено в Брянск. В настоящее время на территории Белобережской пустыни ведутся ремонтно–восстановительные работы, но из–за отсутствия должного финансирования современный вид монастыря по–прежнему не привлекателен для туристов и паломников. Для богослужений временно используется одно из бывших санаторных помещений. Храмы монастыря В начале XX века было 9 храмов, в том числе: Настоятели, наместники Использованные материалы   ГА Брянской обл. Ф. 7-ОДФ. Д. 227. Л. 15   ГА Брянской обл. Ф. 7-ОДФ. Оп. 1. Д. 22. Л. 42   Журнал 42 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 августа 2004//Официальный сайт Русской Православной Церкви, http://www.patriarchia.ru/db/text/1495813.html   Указ 58-Д от 10 декабря 2020 года митр. Брянского Александра (Агрикова),   Журнал 82 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 23-24 сентября 2022//Официальный сайт Русской Православной Церкви, http://www.patriarchia.ru/db/text/5966901.html Редакция текста от: 22.10.2022 16:07:00 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/19336.html

Игумен Моисей промыслом Божиим приведен начально с братом моим в Саровскую Пустынь 1805 года Мая 13 дня, на 24 году жизни, с трех годовым паспортом; а оттуда 1807 года Февраля 2 дня, получа свидетельство за подписанием Строителя иеромонаха Исаии с подтверждением о том Игуменов: Маркеллина и Назария, бывшего Валаамского, за их подписом, отправился за увольнением и в 1808 году 23 Февраля получил из Московского Купеческого общества увольнение в монашеское звание, по которому 1809 года Июля 14 дня определен Указом Орловской епархии в Брянский Свенский монастырь. Где находясь, по благословению Преосвещеннейшего Досифея Епископа Орловского, представляем был в Св. Синод к пострижению в мантию; но по недостатку в увольнительном Свидетельстве слова о обязательстве всем Обществом платежа казенных повинностей в оном отказано Указом 1810 года Марта 8 дня. Почему, получа обратно свое увольнительное свидетельство от Игумена Амвросия 27 Ноября 1810 года, отправился паки в Москву ходатайствовать у Общества Купеческого дополнения означенного слова, и в 1811 году получа 16 Марта новое свидетельство, по совету иеромонаха Алексия Симоновского, расположился испытать себя, по первоначальному желанию своему, в пустынном уединении, отдельно от монастыря. И слыша о Старце иеромонахе Афанасии, живущем смоленской губернии Рославской округи в лесной даче помещика Броневского Демьяна Михайловича, прибыл туда и был оным Старцем помещен в сожительство с ним. – А в 1812 году, по нашествии на Смоленскую губернию неприязненных Французов я оставил Пустыню и отправился в Свенсикй монастырь, а оттуда в Белобережскую Пустынь, в которой с Августа месяца прожил более года и возвратился паки в ту же Пустыню 1815 года к Иеромонаху Афанасию. – А 1816 года Января 15 дня прибыл ко мне из Ростова брат Александр, с которым, того же года в последних числах августа отправился я до Киева, через города: Мглин, Стародуб и чернигов. Достигши туда 11 сентября и пробыли до 16 сентября, обходя все Св. Обители в Киеве и приняв благословение от Его Святейшества Митрополита Серапиона, также и Наместника Лавры Архимандрита Антония, отправились обратно, через города: Козелец, Королевец и Севск, посещая на пути Св. Обители: Софрониевую, Глинскую, Площанскую, Белобережскую и Свенский монастырь. Достигши наконец своей пустынной келии в ноябре месяце пробыли в оной до Декабря 1817. Потом отправился я с братом Александром в Москву, для оспрошения у Общества Купеческого увольнения в монашеское звание и – благодарение Богу – получили оное и возвратились в 1818 года в марте месяце в Пустыню.– V

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

После выздоровления Никита пошел в Белобережскую пустынь поблагодарить Господа и свою Посетительницу. Возвратясь назад, он увидел на месте своей кельи один пепел. Кто-то сжег ее в отсутствие старца. Отец Никита переселился в Белобережскую пустынь. Со смирением он выполнял здесь все послушания, служа братии, не жалея сил. Господь судил прожить ему здесь недолго . 4 сентября 1777 года Синод определил приписать Белобережскую пустынь к Брянскому Петропавловскому монастырю, монашествующих же распределить в штатные монастыри. " Обитель стана клониться к упадку. Вкладов почти не стало, а люди, искавшие спасения, хоть иногда и поселялись в обители, пленяясь ее пустынностью, но не могли надолго оставаться в ней, скоро удаляясь по своей воле или по недоброжелательству большинства на них не похожего. Так был выгнан известный после Смоленский пустынножитель Никита " . Отец Никита был много наслышан о Рославльских лесах и подвизавшихся в них пустынниках. В 1780 году он поселился в сделанной им самим келье в Рославльских лесах, на южной стороне " Монашеского рва " , возле села Екимовичей. Здесь старец в монашеском подвиге, известном только ему, прожил не менее десяти лет. Затем он снова перебрался в Белобережскую пустынь , но перед смертью, в 1792 году, он захотел вновь вернуться в свою пустыньку. По его просьбе старец Досифей нанял крестьянскую лошадь и по первозимью 1792 года приехал к Никите в Белые Берега, где нашел его тяжело больным. Досифей просил его обождать до лета, но старец стремился в свою пустынь. Получив благословение настоятеля Белобережской пустыни о. Иринарха, Досифей уложил Никиту на дровни, прикрыл его рогожей и соломой и повез больного за 200 верст в Рославльские леса. Преподобный Никита скончался 29 марта 1793 года. Омыв бездыханное тело, Досифей положил старца в пчелиный улей, призвал священника из села Лугов и соседних пустынников, живших у реки Болдачевки, и похоронил старца во рву, возле его келий. Так как во рву всегда стояла вода, то Досифей через несколько лет по какому-то откровению откопал гроб Никиты, чтобы перенести повыше. Гроб оказался цел, а тело и одежды Никиты нетленны, только липовый ходачок на одной ноге, сплетенный не самим старцем, а его учеником, превратился в прах. При открытии был священник села Лугов о. Иоанн и ближайшие пустынники. Один из последних, по имени Арсений, хотел поменяться с Никитой четками, но, несмотря на все усилия, не смог их вынуть из руки старца. Тело старца из улья переложили в новый гроб и, отслужив панихиду, погребли на полугоре, на северной окраине рва. При погребении был больной монах, страдавший болезнью желудка. Этот монах выпил воды из гроба и исцелился от своей болезни. Лет через пятнадцать после кончины о. Никиту снова открывали, и тело его было нетленным .

http://drevo-info.ru/articles/13680366.h...

Благодаря трудам учеников старца Паисия переменилась жизнь монахов и в Белобережской пустыни (Орловской епархии). Эта пустынь основана была сравнительно поздно, около 1661 г., иеромонахом Серапионом (более известен под именем, которое он принял при пострижении в великую схиму,— Симеон), но уже в начале XVIII в. пустынь пришла в совершенный упадок; возобновил ее в 1721 г. архимандрит Питирим, настоятель Покровского монастыря в Брянске, но в 1764 г. ее упразднили. Несмотря на это, несколько монахов остались в пустыни — так сказать, забытые Синодом, но не Богом — и своими трудами они подняли жизнь этой обители на изрядную аскетическую высоту; лишь в 1817 г. пустынь была «официально возобновлена» Синодом. С 1801 г. по 1809 г. здесь подвизался иеросхимонах Феодор, ученик Паисия, в конце XVIII и начале XIX в. в пустыни спасался также старец Макарий Злобин († 1839), ученик старца Клеопы II. Как уже было сказано, старец Василий Кишкин и старец Леонид Оптинский несколько лет настоятельствовали здесь (1806–1811). Эта маленькая, бедная пустынь, в основном благодаря старцу Василию Кишкину (настоятелю в 1800–1806 и 1811–1827 гг.), прославилась у монахов строгостью жизни своих насельников . На высоте стояла жизнь монахов и в Богородицкой Софрониевой пустыни, которая возникла еще в XVI в., потом была разрушена татарами и возобновлена около 1630 г., приобретя известность под именем Богородицкой пустыни. До 1656 г. она была приписана к Молченскому монастырю в Путивле (Курской епархии). Благодаря хлопотам двух строгих подвижников, Софрония и Никона, патриарх Никон предоставил этой обители самостоятельность, и настоятель Софроний в пору своего продолжительного управления обителью поддерживал там монашескую жизнь на должной высоте. После его кончины обитель стали обычно называть Софрониевой пустынью. Даже штатами 1764 г. для нее определялось немалое число монахов — 30 человек. В 1779 г. в Софрониеву пустынь переселился старец Феодосий Маслов с большей частью иноков Тясминского монастыря, он подвизался здесь до 1803 г., и при нем в обители был введен общежительный устав Афонской горы. Здесь спасался также монах Герасим, ученик Паисия, строгий пустынножитель .

http://sedmitza.ru/lib/text/436693/

I) Четыре ЦЕРКВИ: 1) СОБОРНАЯ во имя Преображения Господня; 2) Введения во храм Божьей Матери; 3) Алексия, Митрополита Всероссийского; 4) Иоанна Предтечи. II) КОЛОКОЛЬНЯ; III) КЕЛЬИ Настоятельские и братские; IV) УЧИЛИЩЕ духовное, принадлежащее к Тульской Семинарии; V) ОГРАДА кругом монастыря. Настоятельство в монастыре сем было Игуменское, потом были Архимандриты, которым с 1759 года дозволено было служить с набедренником, полицей, на ковре, носить мантию шёлковую, а потом в 1767 присовокуплены и скрижали (см. Историю Российской Иерархии, часть I, стр. 387. 54 ). После того паки Игумены до 1798 года, в котором на основании Именного Высочайшего Указа учреждена Архимандрия 3 класса. Ныне Архимандритом находится здесь Киприан, который и в Тульской Семинарии Ректором, а потому в силу определения Святейшего Синода от 17 Декабря, 1802 года носит мантию со скрижалями. До учреждения Духовных в 1764 году Штатов, было за монастырём сим 2.329 душ крестьян. Белиловский Георгиевский монастырь Киевской Епархии мужской заштатный. Находится при речке Мостовице, при местечке Белиловке, от которого и название своё имеет, расстоянием от города Киева в 108, а от уездного Махновки в 20 вёрстах. Основание этот монастырь бывшей местечка Белиловки владелицей Княгиней Корецкой Миной Хоткевичевой и снабжён крестьянами и земляными угодьями, лесом и озером. В сем монастыре ныне 1) две ЦЕРКВИ: одна во имя св. великомученика Победоносца Георгия, до свода каменная, а верх оной деревянный; другая во имя св. Николая Чудотворца тёплая, вся деревянная. 2) КЕЛЬИ Настоятельские и братские со службами; 3) ОГРАДА деревянные. Содержание своё этот монастырь получает от вотчин и от угодий, данных основательницей оного Княгиней Корецкой. Настоятельство в нём из давних лет Игуменское. Белобережская Брянская пустынь Орловской Епархии, упразднённая. Находится на реке Снежите в урочище Белых Берегах, почему и название своё имеет Белобережская, расстоянием от города Брянска в 15 вёрстах. Основана пустынь сия в 1721 году по Указу Синодального казённого Приказа, а по прошению Брянского Петропавловского монастыря Архимандрита Питирима.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Игуменья Филарета Уфимская//Там же. Август. 1909. С. 549, 552–553, 562. Игуменья Севского Троицкого девичьего монастыря Паисия//Там же. Июль. 1908. С. 582. Архимандрит Макарий, первый Алтайский миссионер. Изд. 2-е. М., 1892. До и после пострига. Поучение монахам Глинского игумена Филарета. 3-е изд. Курск, 1911. C. III–IV. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви Сост. П. Строев. СПб., 1877. С. 649–650. Жизнь старца Василия Кишкина и ученика его монаха Арсения Белобережской обители. Изд. 2-е Брянской Белобережской пустыни. Одесса, 1904. С. 5, 25, 55, 56, 66. Строитель отец Василий, настоятель Белобрежской пустыни//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Апрель. М., 1908. С. 267, 268, 269. Памятная книжка Курской губернии на 1892 г. Курск, 1892. С. 35–36. Златоверховников Н.И. Памятники старины и нового времени и другие достопримечательности Курской губернии. Курск, 1902. С. 77. Глинская пустынь [Библиографическая заметка]//Курские епархиальные ведомости. 1912. 26. С. 616. Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь [Библиографическая заметка] А.Т.//Курские епархиальные ведомости. 1892. С. 104–108. Архивные документы и рукописи ОР ГБЛ Послужные списки игумена Филарета Отчет о состоянии Курской епархии с ведомостями о настоятелях, настоятельницах и монашествующих за 1823 г. Послужной список настоятелей//ЦГИА, ф. 796, оп. 105, д. 1339. Ведомость о настоятелях и настоятельницах монастырей за 1831 г.//ЦГИА, ф. 796, оп. 113, д. 1923. Список настоятелей монастырей и ведомость о монастырях в 1832 г. Ч. 15. Рапорт епископа Курского и Белоградского Илиодора в Святейший Синод февраля 1 дня 1833 г. с ведомостями о монашествующих и настоятелях//ЦГИА, ф. 796, оп. 114, д. 1231. Ведомость о настоятелях и настоятельницах монастырей за 1834 г.//ЦГИА, ф. 796, оп. 116, д. 1084/37. Ведомость о настоятелях и настоятельницах монастырей за 1839 г.//ЦГИА, ф. 796, оп. 445, д. 501, л. 46. < О производстве во игумена По рапорту епископа Курского Илиодора о производстве иеромонаха Глинской Рождество-Богородицкой пустыни Филарета во игумена. 1839 г.//ЦГИА, ф. 7796, оп. 120, д. 333. О сочинениях игумена Филарета

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

–      Благослови и ты, батюшка. –      У тебя, – отвечает, – материнское есть. –      А ты своим благослови, мне покойнее будет. Взял он икону Воскресения Христова, поднял, чтобы благословить, да и заплакал: –      Не доброе чует душа моя... Жаль мне стало родителя. –      Ладно, – говорю, – пусть твоё благословение дома останется. Попрощался и в путь. Белобережская Иоанно-Предтеченская пустынь была заштатная, общежительная, на урочище Белые Берега, у реки Снежоти, в пятнадцати верстах от Брянска и в тридцати от Карачаева. Основана в 1661 году иеромонахом Сералионом, в схиме Симеон, упокой, Господи, его праведную душу. Там и находилась принесённая им Белобережская икона Царицы Небесной «Троеручица», прославившаяся многими дивными чудесами и знамениями. Кроме 28 июня, в честь святой, чудотворной иконы совершается празднование ещё в июле 18 дня: в память избавления от холеры в 1831 году. В тот день обычно икону приносили в Карачаев, затем в Брянск и в другие места. Однажды спасла от пожара эта чудная икона город Карачаев. И ещё много бы мог я о ней рассказать, да как-нибудь в другой раз. Прибыл я в Белые Берега с просьбой принять меня в число братии. Раз пятнадцать со слезами умолял игумена. А тот всё своё: «Иди домой за паспортом, да зайди в Оптину, к отцу Амвросию, что он тебе скажет». Страшно мне идти в Оптину, вдруг жениться заставят, но за послушание, как говорится, ноги сами несут. И дорога весёлая. Весеннее солнышко спину припекает, влажный ветерок весну тянет, кругом одни проталины и дышится легко. Случилось мне брести лесом. Голый ещё стоял, тихий, просыпающийся. Присел я на гнилое брёвнышко передохнуть, прислонился спиной к стволу, лицо солнцу подставил, закрыл глаза и сижу. До Оптиной недалеко оставалось, отдохну, думаю, маленько и пойду. Да так и заснул. И снится мне лесная часовенка, а возле неё с воздетыми вверх руками, в глубокой молитве Царица Небесная. Окончила она молитву, повернулась ко мне и говорит: «Пойдём со мной». Иду я рядом и так мне радостно, так благостно. «Обязательно, – наказывает, – побывай у старца Амвросия, но прежде зайди на могилку старца Макария и двенадцать поклонов положи с молитвою: «Упокой, Господи, душу старца схиархимандрита Макария. Святой был человек». И вдруг пропала. Подхожу я к реке: моста нет, как перебраться на тот берег, не знаю. Апрель месяц, вода холодная. «Господи, помоги. Царица Небесная, что мне делать?». Гляжу, а через реку мужички на паре лошадей едут, глубь такая, что и лошади порой по шею тонут. Выбрались они, я и спрашиваю, как мне на тот берег попасть, они: «Видишь, по реке дорожка белая стелется? По ней пройдёшь». Гляжу, действительно дорожка из камней выложена через всю реку, я по ней и перешёл...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Перевод этот, по поручению митрополита Гавриила, был рассматриваем знающими греческий язык учителями Александро-Невской Академии в 1791 и 92-м годах. В затруднительных случаях, когда нужно было заменить какое-либо выражение или оборот более ясным и общепонятным, митрополит советовал ученым переводчикам обращаться к опытным старцам, в том числе и к старцу Афанасию. «Они, говорил митрополит, хотя и не знают греческаго языка так, как вы, но лучше вас знают из опыта духовныя истины, непостигаемыя одним только книжным учением, и потому правильнее вас могут понимать смысл наставлений, содержащихся в этой книге». «Добротолюбие» было издано в 1793 г. Вероятно, после этого Афанасий поселился в Рославльских лесах. В летописи о. Льва он упоминается здесь наряду с другими пустынножителями. В 1805 г. видим о. Афанасия уже в Свенском монастыре. Здесь он получил от старца Софрония «Житие» и некоторые писания старца Паисия, которые в 1847 г. были изданы в Москве о. Макарием и Киреевским при содействии Шевырева. Скончался о. Афанасий в Свенском монастыре в 1811 году. Архимандрит Геннадий бывший настоятель Псковской Никандровой пустыни. По Высочайшему повелению он был определен на жительство в Белобережскую пустынь, но имея духовное общение с Рославльскими пустынножитетями и особенно питая великую любовь и веру к старцу Василиску, он с келейным учеником своим Аврамием 26 февр. 1814 г. удалился из Белых Берегов на пустынножительство к Рославльским пустынникам, о которых издавна знал, будучи сам Брянским уроженцем (из духовного звания). Дорого обошлось о. Геннадию это стремление к высшей духовной жизни. Власти Белобережской пустыни донесли Орловскому епархиальному начальству, что «архимандрит Геннадий бежал с имуществом из пустыни, желая явиться в Святейший Синод лично» и проч. А преосвящ. Досифей, еписк. Орловский, донес Св. Синоду, что «архимандрит Геннадий, живя в Белобережской пустыни, приводит в расстройство брат, давая им советы и наставления к неповиновению настоятелю, не ходит в церковь , монастырскаго послушания не исправляет и занимается письмами к разным лицам».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

При Горском пустынь была обнесена деревянной оградой и началось строительство церкви во имя св.Захария и Елисаветы на святых вратах. В 1744 году императрица Елизавета Петровна, путешествуя в Киев для поклонения Киево–Печерским мощам, изволила пожертвовать Белобережской пустыни две тысячи рублей ассигнациями. На эти средства к 1747–1759 годам на Святых воротах пустыни была построена каменная церковь во имя святых Захария и Елисаветы. Впоследствии той же императрицей были пожертвованы потир, дискос, звездица и лжица для этого храма. Архитектура и отделка надвратной церкви была довольно простой. Центральный объем, имевший форму, близкую к кубу, был расширен к западу и востоку невысокими и примерно равными по размеру трапезной и алтарной частью. Пологий граненый купол венчала маленькая главка на небольшом барабане. В конце XIX века внешняя сторона надвратной церкви, как и прилегающая часть ограды, была украшена живописью на библейские темы. Щедрые пожертвования богомольцев позволили проводить в обители большие строительные работы. Но вскоре строительство обители было прервано. В соответствии с царским указом о штатах пустынь в 1774 году была упразднена, а ее монахи должны быть переселены в Карачевский Одрин монастырь. Узнав об ожидаемой участи Белобережской пустыни, помещики Брянского и Карачевского уезда обратились с прошением в Синод о пересмотре такого решения. Вопрос об оставлении пустыни был решен не скоро, все эти 27 лет обитель находилась то в ведении Полощанской пустыни, то Брянского Петропавловского монастыря. Возрождение пустыни началось при настоятеле, иеромонахе о.Василии, в миру Кишкине Владимире Тимофеевиче (1745–1831). Дворянин по происхождению он родился в Фатевижском уезде Курской губернии. И с отроческих лет проявлял любовь к иноческой и страннической жизни. Посетил Саровскую и Курскую Коренную пустыни, Киево-Печерскую Лавру, Миропольский и Задонский монастыри. Желание уединиться побудило его отправиться на Афон (Греция), где он прожил несколько лет в откупленной келье Ильинского скита.

http://sobory.ru/article/?object=07563

Весной 1918 г. настоятель монастыря о. Герасим почил в Бозе, и православные граждане Жиздринского и Мосальского уездов 14 апреля 1918 г. обратились с прошением к калужскому архиерею о переводе на место настоятеля иеромонаха Сергиева скита Тихоновой пустыни (Скит относился не к Тихоновой пустыни, а к Калужскому отделу Императорского Православного Палестинского Общества. Прим. IPPO.Ru) о. Геронтия. Прошение подписали землевладельцы Василий Петрович, Иван Петрович и Мария Ивановна Кузнецовы, Николай Владимирович Селиванов, а также Паньшины, Зиновьевы, Безсоновы, Низяевы. Было ли удовлетворено их прошение – неизвестно, но обитель доживала последние месяцы: в ноябре 1918 г. Жиздринский уисполкомом она была закрыта, а монахи выселены. На базе монастыря создана сельхозкоммуна, ставшая основой Гуриковского поселка. По некоторым данным, кирпич от разобранного монастырского храма пошел на строительство школы соседнего Куйбышевского района. … Ныне безвестность и запустение царствуют на месте православной обители. Редкий путешественник иногда пробирается в запустевшее место, чтобы поклониться мощам подвижников и искупаться в освященном источнике. Правда, Божиим наущением, несколько лет назад были обретены мощи о. Мелхиседека, и над ними братией Брянской Белобережской пустыни установлен деревянный крест с гранитной доской со следующим текстом: «Монах Белобережской пустыни схииеродиакон Мелхиседек. Почил в Бозе в лето 1884 года [дата ошибочная, нужно: 1840 года. – Авт.] 125 лет от роду. Истина. Слово. Вера». Сейчас нашим музеем и краеведами-исследователями Кировского района делаются попытки включить этот памятник (место бывшего монастыря и могилы старцев) в число объектов культурного наследия русского народа, поставить его под местную охрану и сделать доступным для посещения паломниками и другими категориями туристов в сфере религиозного, познавательного и аграрного туризма. Будет продолжен поиск и введение новых фактов и свидетельств в исследовательский оборот, история монастыря найдет отражение в экспозиции нашего музея. Надеемся, что со временем еще одно «белое пятно» будет стерто с церковно-исторической карты Калужского края.

http://sobory.ru/article/?object=34731

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010