Скит пустыни и его Всехсвятская церковь С северо-западной стороны пустыни, в четверти версты от неё (ныне — территория санатория «Дубок»), находился скит, основанный в 1850-х годах. Он был обнесён деревянной оградой на каменном фундаменте и с каменными же столбами; с восточной его стороны были устроены расписанные Св. ворота. В центре скита возвышался двухэтажный храм (1856), заключавший в себе две церкви: верхнюю, деревянную, холодную — во имя Всех Святых, и нижнюю, каменную, тёплую — во имя Печерской иконы Божьей Матери. Для монашествующих в скиту были построены четыре деревянных корпуса с кельями, где проживали старые монахи-отшельники. Богомольцы скит не посещали. В ограде скита, вокруг церкви, располагалось небольшое кладбище, на котором хоронили умерших белобережских монахов. Снаружи скита, у самых его ворот, находилось другое кладбище, где погребались умершие в обители странники и богомольцы. В описании Белобережской пустыни 1909 года указано, что деревянная часть скитского храма прежде была сельским храмом, простоявшим более двухсот лет до перенесения в Белые Берега. Тем удивительнее его дальнейшая история. В отличие от каменных храмов монастыря, при Советской власти безжалостно разрушенных и разобранных на кирпич, Всехсвятскую церковь верующим было официально разрешено перенести в село Малое Полпино, что и было осуществлено в 1926 году. По воспоминаниям старожилов, уже через несколько лет храм официально был закрыт, но Богослужение совершалось в нём до 1943 года, когда он полностью сгорел. Святые [ править править код ] Видео [ править править код ] Как добраться [ править править код ] Белобережская пустынь расположена на левом берегу реки Снежеть, в 15 километрах к востоку от Брянска, в 7 км к западу от посёлка городского типа Белые Берега и в 3 км к северу от железнодорожной платформы Белобережская. Со всех сторон окружена лесами. В настоящее время соединена асфальтированными дорогами с автотрассами М3 Москва—Киев и А141 Орёл—Брянск—Смоленск. Окрестности Белобережской пустыни представляют собой обширную санаторно-оздоровительную зону. Проезд: от Брянского автовокзала сообщением Брянск - Бело-Бережский санаторий (до конечной).

http://azbyka.ru/palomnik/Белобережская_...

В юго–восточной области, северо–восточная часть которой административно относилась к Понизовью, первый монастырь был основан уже в 1573 г.  , а всего в XVII в. тут можно насчитать восемь обителей. Заслуживают упоминания две пустыни, которые позже, в XVIII–XIX вв., сыграли большую роль в истории русского старчества: Богородицкая Санаксарская пустынь (1659), недалеко от города Темникова, и Успенская Саровская пустынь (1679, возобновлена в 1692), примерно в 40 км от этого же города, которая стала известна всему русскому народу благодаря житию и подвигам прп. Серафима Саровского  . Возвращаясь к Орловской земле, упомянем некоторые монастыри, сыгравшие впоследствии определенную роль в истории русского монашества. В конце XVI в. примерно в 60 км от города Севска была основана Богородицкая Площанская пустынь, но в Смутное время польские войска ее разрушили. В 1620 г. инок Киево–Печерского монастыря Прокопий, по благословению патриарха Филарета, возобновил разрушенную пустынь. В XVIII–XIX вв. эта пустынь была одним из очагов старчества  . Около 1661 г. иеромонах Серапион основал Иоанно–Предтеченскую Белобережскую пустынь, примерно в 17 км от города Брянска, на берегу реки Снежеть, и здесь в XIX в. подвизались русские старцы  . Из обителей Курской земли упомянем Рождественскую Богородицкую пустынь, известную в России под названием Коренной пустыни, по находившейся там (прежде) чудотворной Коренной иконе Божией Матери. Эта пустынь, в 30 км от Курска, была основана в 1597 г.  Во 2–й половине XVII в. монастырская колонизация продвигается дальше на юг, в степное междуречье Днепра и Донца, где было построено несколько монастырей  . 9. Общий характер колонизации Так выглядит общая картина строительства новых монастырей в XVI–XVII вв. Но напомним еще раз: приводимые нами данные нуждаются в проверке и уточнении; когда будет собран необходимый исторический материал и источники по всем монастырям, статистика их будет выглядеть несколько иначе. Исследование этого вопроса затруднено потому, что многие монастыри, построенные по распоряжению церковных или государственных властей или по почину самих основателей, через несколько десятилетий по тем или иным причинам впадали в запустение, из них уходили монахи и обители, как выражаются исторические документы, стояли «без пения».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

По числу монастырей на первом месте стоит Орловско-Курская земля, расположенная по обоим берегам Оки, на западе простирающаяся до реки Десны и на юго-западе, в районе Чернигова, граничащая с Украиной, которая тогда находилась под польским владычеством . Здесь было основано девять новых монастырей (два — в XVI, семь — в XVII в.). В одной только Курской земле было построено семь монастырей (четыре — в XVI, три — в XVII в.). На востоке Орловско-Курская земля граничит с Воронежской. Здесь уже в 20-е гг. XVII в. была выстроена пограничная линия, которая на западе доходила до города Белгорода, а в северо-восточном направлении шла через Дон до верховьев Хопра в Тамбовской земле . В XVII в. здесь было основано семь монастырей, из них три обители в городе Воронеже . В юго-восточной области, северо-восточная часть которой административно относилась к Понизовью, первый монастырь был основан уже в 1573 г. , а всего в XVII в. тут можно насчитать восемь обителей. Заслуживают упоминания две пустыни, которые позже, в XVIII–XIX вв., сыграли большую роль в истории русского старчества: Богородицкая Санаксарская пустынь (1659), недалеко от города Темникова, и Успенская Саровская пустынь (1679, возобновлена в 1692), примерно в 40 км от этого же города, которая стала известна всему русскому народу благодаря житию и подвигам прп. Серафима Саровского . Возвращаясь к Орловской земле, упомянем некоторые монастыри, сыгравшие впоследствии определенную роль в истории русского монашества. В конце XVI в. примерно в 60 км от города Севска была основана Богородицкая Площанская пустынь, но в Смутное время польские войска ее разрушили. В 1620 г. инок Киево-Печерского монастыря Прокопий, по благословению патриарха Филарета, возобновил разрушенную пустынь. В XVIII–XIX вв. эта пустынь была одним из очагов старчества . Около 1661 г. иеромонах Серапион основал Иоанно-Предтеченскую Белобережскую пустынь, примерно в 17 км от города Брянска, на берегу реки Снежеть, и здесь в XIX в. подвизались русские старцы . Из обителей Курской земли упомянем Рождественскую Богородицкую пустынь, известную в России под названием Коренной пустыни, по находившейся там (прежде) чудотворной Коренной иконе Божией Матери. Эта пустынь, в 30 км от Курска, была основана в 1597 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/436525/

К сделанному нами краткому перечню учеников старца Паисия (далеко не полному), считаем необходимым присоединить список лавр, монастырей, пустыней, скитов и общин, получивших от него или от его учеников свои уставы, своих старцев, или настоятелей, или имевших его учеников и последователей среди своего братства. Оговариваемся, что и этот наш список далеко не полон. 1 . Афонский Ильинский скит и другие Афонские монастыри и скиты, находившиеся под влиянием старца Паисия и его учеников. 2 . Драгомирнский монастырь Святого Духа в Молдавии. 3 . Секульский Иоанна Предтечи монастырь в Молдавии. 4 . Нямецкий Святовознесенский монастырь в Молдавии. 5 . Ново-Нямецкий монастырь в Бессарабии. 6 . Тисманский монастырь в Молдавии и другие молдавские монастыри и скиты, находившиеся под влиянием старца Паисия. 7 . Александро-Невская Лавра в Петербурге. 8 . Александро-Свирский монастырь Олонецкой епархии. 9 . Арзамасский Спасский монастырь Нижегородской епархии. 10 . Ахтырская Гусевская женская община Саратовской губ. 11 . Амвросиевская Казанская женская пустынь Калужской губ. 12 . Алтайская миссия. 13 . Боровский Пафнутиевский монастырь Калужской епархии. 14 . Берлюковская пустынь Владимирской епархии. 15 . Борисоглебский монастырь Московской епархии. 16 . Брянский Свенский монастырь Орловской епархии. 17 . Белобережская пустынь Орловской епархии. 18 . Белопесоцкий Каширский монастырь Тульской епархии. 19 . Борисовская женская пустынь Курской епархии. 20 . Белевский Крестовоздвиженский женский монастырь. 21 . Волховский женский монастырь Орловской епархии. 22 . Волховский Троицкий монастырь. 23 . Бузулукская Тихвинобогородицкая женская община Самарской епархии. 24 . Бабаевский Николин монастырь Костромской епархии. 25 . Белокопытовский Казанский женский монастырь Калужской епархии. 26 . Брянский женский монастырь Орловской епархии. 27 . Валаамский монастырь. 28 . Великолуцкий женский монастырь. 29 . Вяземский Аркадиевский женский монастырь. 30 . Высокогорская Чуркинская Николаевская пустынь.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

Ф. 5. Оп. 1. С. 5) 114 Преподобный Сисой Великий († 429) был монахом-отшельником, подвизался в Египетской пустыне в пещере, освященной молитвенными трудами его предшественника – преподобного Антония Великого (память 17 января ст. стиля). 117 старец иеросхимонах Леонид… – Из жития преподобного Оптинского старца Льва. Первый оптинский старец, преподобный Леонид (Лев Данилович Наголкин, 1768–1841). В 1797 г. вступил в число братии Оптиной Пустыни. Через два года перешел в Белобережский (Орловской губернии) монастырь, где в то время настоятелем был иеромонах Василий (Кишкин), подвижник высокой духовной жизни. В 1801 г. послушник Лев был пострижен в мантию с именем Леонид; в том же году 22 декабря рукоположен в иеродиакона, а 24 декабря – в иеромонаха. В 1804 г. Преподобный становится настоятелем Белобережской пустыни. До этого он недолго жил в Чолнском монастыре, где встретился с учеником молдавского старца Паисия (Величковского) , отцом Феодором. Через четыре года отец Леонид оставил должность настоятеля и удалился с о. Феодором и о. Клеопой в тихую лесную келлию. Но духовные дары подвижников стали привлекать в их уединение всё больше народу. Старцы, стремясь к безмолвию, ушли в один из скитов Валаамского монастыря. На Валааме они прожили шесть лет. Когда их высокая жизнь стала привлекать к себе внимание, они снова ушли, стремясь к безмолвию, на этот раз – в Александро-Свирский монастырь. Там отец Феодор преставился в 1822 году. В 1829 г. преподобный Леонид вместе с шестью учениками прибыл в Оптину Пустынь. Его старчество продолжалось двенадцать лет и принесло великую духовную пользу. В сентябре 1841 г. старец начал заметно слабеть, перестал вкушать пищу и ежедневно причащался Святых Христовых Таин. В день кончины Преподобного, 11/24 октября 1841 г., служили всенощную в память Святых Отцов Семи Вселенских Соборов (Издание Введенской Оптиной Пустыни. 1996) 119 знаменитых общежитий – Белобережского, Площанского, Софрониевского, даже Оптинского и Саровского… – Белобережская Иоанно-Предтеченская пустынь – в Брянском уезде, Орловской губернии; Казанская Богородицкая Площанская пустынь – в Севском уезде, Орловской губернии; Путивльская Софрониева пустынь – в Путивльском уезде, Курской губернии; Оптина Введенская Пустынь – в Калужской губернии; Саровская Успенская пустынь – в Темниковском уезде, Тамбовской губернии 120 Святой Иоанн Пророк, ученик Великого Варсонофия… – Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк жили в VI веке, в царствование императора Юстиниана I (483–565).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Ходили на богомолье чаще всего по обету или просить благополучного разрешения важных дел. Молодежь – перед женитьбой или замужеством, перед призывом. Старики – замаливать грехи. Нередко отправлялись во время болезни, после несчастья, например пожара. Женщины ходили чаще, чем мужчины. К ближним местам брали и детей. Из деревень Егорьевского у. (Рязанская губ.) в Москву на богомолье ходили многие, группами по 10–15 человек, весной и осенью; в Киев выбирались лишь единицы; в местные монастыри ходили, по сведениям жителя этих мест, «почти все крестьяне». Из Зарайского у. Рязанской губ. сообщали в Тенишевское этнографическое бюро о том, что «за последнее время» (к. 1890-х) в приокских селах большие размеры принимает паломничество в Кронштадт к о. Иоанну Кронштадтскому , портреты которого «обязательно находятся в каждой избе», иногда в нескольких экземплярах. В Орловском у. Орловской губ. (данные Тальцинской вол.) было принято отпускать крестьян на богомолье в соседние уезды: в Одрин Карачевского у. (поклониться иконе Николая-Угодника либо получить совет от «прозорливого старца»); в с. Старое Болховского у. (к колодцу «с явленой иконой Казанской Божьей Матери»); в Клитень Брянского у. (тоже к старцу, говорившему притчами и, по утверждению крестьян, проникавшему в их мысли). В Троице-Сергиеву лавру ходили отсюда «по обещанию»; отдельные крестьяне отправлялись в Киев. Из Змиевской вол. Орловского у. на богомолье отпускали весной – в Киев или в Белобережскую пустынь (в Карачевском у., в 150 верстах от с. Змиева). Ходили партиями по 5–10 человек. Из с. Петушкова и окрестных деревень (Карачевский у. Орловской губ.) крестьяне ходили на богомолье тоже в Белобережскую пустынь, отстоящую на 60 верст от этих селений (в дни Иоанна Крестителя и «по особым обетам»), а некоторые – в Киев. Крестьяне Калужской губ. больше всего посещали знаменитые монастыри своего края: Боровский Пафнутиев монастырь, где в соборной церкви под спудом находятся мощи основателя обители прп. Пафнутия; Оптину Введенскую пустынь, особенно известную в XIX в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Игумен Моисей промыслом Божиим, приведен начально с братом моим в Саровскую Пустынь 1805 года Мая 13 дня, на 24 году жизни, с трех годовым паспортом; а оттуда 1807 года Февраля 2 дня, получа свидетельство за подписанием Строителя иеромонаха Исаии с подтверждением о том Игуменов: Маркеллина и Назария, бывшего Валаамского, за их подписом, отправился за увольнением и в 1808 году, 23 Февраля получил из Московского Купеческого Общества увольнение в монашеское звание, по которому 1809 года Июля 14 дня определен Указом Орловской епархии в Брянский Свенский монастырь. Где находясь, по благословению Преосвященнейшего Досифея Епископа Орловского, представляем был в Св. Синод к пострижению в мантию; но по недостатку в увольнительном Свидетельстве слова о обязательстве всем Обществом платежа казенных повинностей в оном отказано Указом 1810 года Марта 8 дня. Почему, получа обратно свое увольнительное свидетельство от Игумена Амвросия 27 Ноября 1810 года, отправился паки в Москву ходатайствовать у Общества Купеческого дополнения, означенного слова, и в 1811 году получа 16 Марта новое свидетельство, по совету иеросхимонаха Алексия Симоновского, расположился испытать себя, по первоначальному желанию своему, в пустынном уединении, отдельно от монастыря. И слыша о Старце иеросхимонахе Афанасии, живущем в Смоленской губернии Рославской Округи, в лесной даче помещика Броневского Демьяна Михаиловича, прибыл туда и был оным Старцем помещен в сожительство с ним. – А в 1812 году, по нашествии на Смоленскую губернию неприязненных Французов, я оставил Пустыню и отправился в Свенский монастырь, а оттуда в Белобережскую Пустынь, в которой с Августа месяца прожил более года и возвратился паки в ту же Пустыню 1815 года к иеросхимонаху Афанасию. – А 1816 года Генваря 15 дня, прибыл ко мне из Ростова брат Александр, с которым, того же года в последних числах Августа отправился я до Киева, чрез города: Мглин, Стародуб и Чернигов. Достигши туда 11 Сентября, и пробыли до 16 Сентября, обходя все Св. Обители в Киеве, и приняв благословение от Его Святейшества Митрополита Серапиона, также и Наместника Лавры Архимандрита Антония, отправились обратно, через города: Козелец, Королевец и Севск, посещая на пути Св. Обители: Софрошеву, Глинскую, Площанскую, Белобережскую и Свенский монастырь. Достигши, наконец, своей пустынной кельи, в Ноябре месяце пробыли в оной до Декабря 1817. Потом, отправился я с братом Александром в Москву, для испрошения у Общества Купеческого увольнения в монашеское звание и – благодарение Богу – получили оное и возвратились 1818 года в Марте месяце в Пустыню. V. Письма его к брату Александру Ивановичу и (впоследствии) О. Антонию и прочим

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

Мужской монастырь под названием Мелхиседекова пустынь возник в нач. 20 века на месте поселения пустынножителей в Хатожской лесной даче Семиревской волости Жиздринского уезда, принадлежавшей промышленникам Мальцовым. Первым жильцом поселения - своеобразного отшельнического скита – его основателем, давшим ему свое имя, стал некто старец Мелхиседек. На протяжении 19 века, вплоть до создания официального монастыря, ему наследовал целый ряд продолжателей, которых мы знаем по именам, но далеко не всех… Напомню основные вехи жизненного и иноческого пути этого человека, тем более, что никаких материалов о нем в калужской краеведческой литературе не публиковалось. Иеродиакон Мелхиседек (в миру Максим, сын купца 1-й гильдии) родился в г. Сумы Харьковской губернии в 1715 г. В возрасте 25 лет под влиянием неизвестного старца решил посвятить свою жизнь Богу и поступил послушником в Киево-Печерскую лавру, где провел пять лет. Узнав о трагической смерти своего отца от рук убийцы, он укрепился в решении стать монахом. Получив увольнительное свидетельство от Сумского городского общества, он стал послушником в Софрониевой пустыни в Курской губернии, однако претерпел немало притеснений и унижений от братии, которая в итоге изгнала его из обители. В течение последующих пяти лет он переходил из монастыря в монастырь, пока не достиг в 1760 г. Белобережской пустыни под Брянском. В этом монастыре он принял пострижение в рясофор под именем Михаила, затем – мантию с наречением Мелхиседеком. Епископ Орловский и Севский Досифей посвятил его в сан иеродиакона. В Белобережской пустыни он спасался ровно полвека, но в 1810 г. по неизвестной причине покинул ее и удалился в Рославльские леса, где в это время подвизалось много святых подвижников и пустынножителей, причем с двумя последними – Исайей и Андреем - он некоторое время жил в одном месте. Затем он удалился в лес, принадлежавший помещику П.П.Суходольскому в Мосальском уезде Калужской губернии, который построил старцам Мелхиседеку и Исайе две деревянные кельи близ села Шуи. В этой пустыни скончался его ученик Исайя, и о.Мелхиседек призвал к себе для духовного делания хорошо ему известного благочестивого крестьянина Михаила из деревни Хотеевка Ельнинского уезда Смоленской губернии.

http://sobory.ru/article/?object=34731

Здесь же Лев вскоре был пострижен в монашество и наречен Леонидом, а затем вскоре же был рукоположен в иеромонаха. Уже через пять лет по вступлении отца Леонида в Белобережскую обитель братия избрала его настоятелем. Показательно, что и эти пять лет он не находился здесь постоянно, но временно переселялся в Чолнский монастырь, где тогда подвизался его земляк – схимонах Феодор, ученик великого старца Паисия (Величковского) . Именно под руководством этого наставника отец Леонид научился противоборству страстям и достиг духовного просвещения. Тогда же он имел и духовное общение с настоятелем Брянского Свенского монастыря 71 . С избранным наставником отец Леонид не имел возможности видеться часто, тем более после того, как сам стал игуменом. Но вскоре сам старец Феодор переселился в Белобережскую обитель. Через четыре года по избрании игуменом отец Леонид сложил с себя настоятельство и вместе со старцем Феодором и другим подвижником – иеросхимонахом Клеопою – поселился в безмолвном месте, в глуши леса недалеко от обители. Но и здесь недолго прожили отцы вместе. Уже через год после вселения в пустынь отца Леонида старец его переселился в Новоезерский монастырь, а затем перешел в Палеостровскую пустынь. Через два года после разлучения со старцем отцы Леонид и Клеопа перебрались на Валаам, куда на следующий год прибыл и сам старец Феодор. Причем во всех этих обителях против старцев возбуждалось недовольство, и они натерпелись немало притеснений и гонений от братии. Причиной этих гонений было то, что к отцам стекалось за советами много народу – не только монахов, но и мирян всех сословий. Такое руководство старцев-подвижников тогда еще было новостью во многих русских обителях, и не все могли понимать учение их. Некоторые, даже из благомыслящих подвижников валаамских, смотрели на жительство старцев с недоумением. Так что и с Валаама старцам Феодору и Леониду пришлось перебраться в Александро-Свирский монастырь 72 . Стоит нам обратить внимание на то, какие отношения были у отца Леонида со старцем Феодором: «Замечательно, – говорится в житии, – что отец Феодор, бывши старцем-наставником отца Леонида, в то же время имел его своим духовником и другом духовным.

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

464 Устав или чиноположение относительно церковного богослужения и правил общежития монашествующих Глинской Рождество-Богородицкой пустыни//Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь. С. 132. РГИА, ф. 796, оп. 102, д. 936, л. 29. 468 Подвижник Глинской Богородицкой пустыни монах Феодот/Изд. Глинской пустыни. Одесса, 1909. Жизнь и подвиги старца Феодота/Сост. иеромон. Иассон. Курск, 1894. Глинский старец о. Феодот: (Память 16 июля)//Жизнеописания… подвижников… Июль. М., 1908. С. 201–220. Подвижники Глинской пустыни//Там же. Апрель. М., 1908. С. 9–12. Жизнь и подвиги Глинской пустыни старца Феодота//Курские епархиальные ведомости. 1893. 39. С. 1–8. 40. С. 9–16. 41. С. 17–24; 1894. 4. С. 25–32. 5. С. 33–40. 6. С. 41–43. 470 Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Изд. 2-е, испр. и доп. СПб., 1862. С. 29. 473 Жизнь старца Василия Кишкина и ученика его монаха Арсения в Белобережской обители. 2-е изд. Брянской Белобережской пустыни. Одесса, 1904. С. 66. Подробное жизнеописание старца Василия см.: Иоанн (Маслов) , архимандрит. Глинский Патерик. Т. I. 482 Монах Досифей Глинский//Жизнеописания… подвижников… Ноябрь. М., 1910. С. 82. Жизнеописание игумена Филарета… С. 142. 483 Историко-статистическое описание Обоянского Богородицкого Знаменского монастыря/Архим. Анатолий (Ключаров)//Курские епархиальные ведомости. 1882. 11. С. 563. 485 Историческое описание Коренной Рождество-Богородицкой пустыни. СПб., 1865. То же. М., 1898. С. 164. 492 Иеромонах Феодосий, первый духовник возобновленной Святогорской пустыни//Жизнеописания… подвижников… Т. доп. Ч. I. Кн. 2. Июль-декабрь. М., 1912. С. 319. 496 Сведение об обители 1839. Дело архива 255 и § 1 рукописного описания Глинской пустыни 1829 г. Цит. по кн.: Жизнеописание игумена Филарета… С. 106. 503 РГИА, ф. 796, оп. 117, д. 1597. Монах Пафнутий (в миру Петр Дурнев), мещанин г. Курска, родился в 1788 году. В 1810 г. он поступил в Валаамский монастырь, с 1822 года подвизался в Казанском архиерейском доме, где в 1823 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010